Виды социальных норм и санкций. Социальный контроль: нормы и санкции

Агенты социализации выполняют две важные функции: способствуют включению личности в культуру общества; осуществляют контроль за прочностью и глубиной усвоения культуры и возможностью ее воспроизводства личностью. При этом широко используются «санкции» - вознаграждение и наказание как средства социального контроля и приемы повышения эффективности социализации личности. Общество изобрело множество педагогических технологий позволяющих человеку освоить культуру общества, его ценности, принципы, нормы и правила. Среди множества способов и приемов социокультурного воздействия на личность наиболее часто используются оценки и нормы. Оценки - универсальное средство и механизм социализации личности и социального контроля. В них отражается общественное мнение о количественных и качественных показателях социализации личности, выраженное в суждениях или статистических данных. Оценка может осуществляться специалистом или неспециалистом, одним человеком или группой, целым социальным институтом. Она может быть разовой, периодической (мониторинговой) или систематической (постоянной), по одному или нескольким показателям, а также комплексной. Оценка может проводиться и самой личностью своих собственных успехов и пробелов в социализации. Современная оценка степени социализации личности становится все более профессиональной. В таких важных социальных процессах, как, например, подбор персонала предприятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих решений, руководители и все общество не могут полагаться на пристрастные мнения людей. Поэтому стали широко использоваться экспертные оценки. Экспертные оценки даются коллективно, но специально обученными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам. Тысячелетиями человечество шло к этому способу измерения социализации личности. Экспертные оценки постоянно совершенствовались: от процедур вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе до современных компьютерных программ экспертных оценок. Сегодня экспертные оценки выполняю функции социализации и контроля, осуществляя дифференциацию членов общества на успешно и неуспешно прошедших ту или иную стадию социализации. Одновременно они дают возможность осуществлять контроль за действиями агентов и ответными реакциями индивидов, выявить успешные и менее успешные методы и средства, технологии специализации индивида, скорректировать процессы обучения и воспитания, трудовой деятельности в интересах социализации. Современное общество отбирает наиболее знающих, способных, профессионально подготовленных исследователей и практиков для осуществления экспертных оценок. Создаются рабочие группы, комитеты, союзы специалистов. При этом состав экспертов должен быть как можно более разнообразным, многоплановым. Результаты экспертных оценок публикуются и используются для совершенствования социализации личности. Социальный контроль осуществляется не только с помощью экспертных оценок. Используется много других методов и средств. Контроль помогает целенаправленно выявлять меру социализации личности на различных этапах ее жизни, определить место в социальной стратификации и мобильности. Самой нежелательной для личности является позиция аутсайдера, отстающего. Наиболее благоприятна общая положительная оценка социализации личности. Наказание человека за плохую работу или его поощрение за результативную деятельность, т.е. санкции по результатам социальных оценок, могут быть очень разнообразными. He менее многообразны другие санкции. Они действуют, как правило, с различной степенью, эффективности. Положительно проявляют себя нравственные и правовые санкции по регулированию и оценке социализации личности, общественное мнение, финансовые поощрения и наказания. Увольнение, например, как элемент социального контроля, применяется к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль или нарушает трудовую дисциплину. Такая санкция большинством увольняемых воспринимается естественной, правильной. Ho увольнение из-за личного конфликта с руководителем оказывает негативное воздействие на процесс социализации индивида. Неудачники социализации реже добиваются жизненных успехов. Они оказываются на «социальном дне» общества, пополняют ряды мало- и неимущих слоев населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки - группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество стремится снизить данные показатели или изолировать эти группы от общества при соблюдении прав и свобод личности. В процессе разделения общества на слои и прослойки по результатам социализации личности и социальных групп с использованием социального контроля используются два эффективных метода: нормы и санкции. Они же проявляют себя и как средства социализации. Нормы выражают предписания по поводу того, как надо правильно вести себя в обществе. Санкции представляют собой средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные принципы и нормы. На язык нормативных предписаний в обществе переводится все то, что так или иначе им ценится. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим и самому себе, символы государства, религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество обществом и системой, обеспечивает ему организованность и стабильность. Поэтому особенно ценится и охраняется. Ценности имеют две формы проявления - внутреннюю и внешнюю. Первая получила специальное название - ценностные ориентации. Вторая сохранила за собой основное название - ценности. Во втором, более широком значении ценности имеют общее основание с нормами. Например, общераспространенные нормы личной гигиены в широком смысле выступают ценностями и переведены обществом на язык предписаний, рекомендаций. Социальные нормы определяются как поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Это предписания, пожелания и рекомендации общественно одобряемых форм социальной активности. Нормы суть некие идеальные образцы, определяющие то, как людям лучше чувствовать, думать, говорить и поступать в конкретных ситуациях. Социальные нормы вырабатываются на основе переосмысления роли ценностей в обществе. Они определяют стадии развития общества и изменяющиеся позиции субъектов общества по отношению к материальным и духовным объектам культуры. Меняется и ценностное восприятие человека, пользующегося ценностями общества, воспроизводящего их. Поэтому социальные нормы являются более конкретными установками к оценке социализации личности как ценности, а также к различным социальным группам. Основная дифференциация социальных норм состоит в разделении их на моральные и правовые. По степени общности они подразделяются на нормы, действующие в малых группах и больших группах. Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах, часто называются «групповыми привычками». Например, для производственной бригады такими нормами-правилами могут быть: не держись со «своими» официально; не говори начальству то, что может навредить членам группы; не общайся с начальством чаще, чем со «своими»; не изготавляй изделий больше, чем твои товарищи. Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, называются общими правилами. Это обычаи, традиции, нравы, правовые законы, этикеты поведения и общения, деловые этикеты. Любой социальной группе присущи свои нормы, обычаи, этикет. Ho существуют более общие этикеты: семейный этикет, светский этикет, манеры общения в молодежной среде, поведения в общественных местах, а также общенациональные и общечеловеческие нормы. Социальные нормы можно классифицировать и в зависимости от того, насколько строго наказывают за их неисполнение. Существуют нормы-рекомендации, которые называются еще императивами. Например, не ври, не кради, не груби, не хулигань, не кури и другие, а также (в положительных формулировках): будь честным, уважительным, общительным, вежливым, веди здоровый образ жизни и другие. За несущественное нарушение позитивных норм следуют нормы-порицания: неодобрение, бойкот, критика и др. Жесткие наказания следуют за нарушения правовых норм, особенно связанных с преступлениями. Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушения дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывают неловкость, ставят человека в затруднительное положение. Ho оно не влечет за собой строгих наказаний. В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - существенным денежным штрафом. В некоторых прошлых и современных традиционных обществах отступления от традиций сурово карались и караются. Например, в Древней Спарте контролировалась длина волос на голове, форма одежды, манеры поведения. Существовали соответствующие и строгие наказания. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов. Однако существуют групповые привычки, которые имеют высокую ценность, а за их нарушение следуют также строгие санкции. Например, новичков, нарушивших правила поведения в трудовом коллективе, может ожидать достаточно строгое наказание: бойкот молчания, обидный ярлык. Вокруг них могут создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, даже применить физическое насилие. Такого рода санкции получили название неформальных «футовых норм». Они рождаются в малых социальных группах и действуют локально. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением. Социальные нормы выполняют в процессе социализации важные функции: регулируют общий ход социализации личности и социальных групп; интегрируют социальную активность индивидов и представителей группы, а групп - в обществе; контролируют отклоняющееся поведение и приводят его в норму; служат образцами поведения, общения и деятельности. Эффективность реализации функций социальных норм определяется тем, что нормы выражают и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими сотрудниками, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Нормы формируют целую сеть социальных отношений уже в малой группе. Однако нормы - это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне предсказуемого поведения и других форм активности. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне тротуара, а те, кто идут навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимоотношение. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе, который невозможен, если партнеры не соблюдают установленные нормы, правила и законы. Нормы формируют систему социальных взаимодействий, которая включает мотивы, цели, направленность активности субъектов действия, само эффективное действие, оценку, ожидание результата и результат. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения, общения и деятельности или как ожидания определенных вариантов поведения, общения и деятельности. Защита чести и достоинства членов семьи, например, представляет обязанность каждого мужчины. Речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. Основная часть людей стремится соблюдать нормы, потому что они составляют важную ценность. Нормы - «стражники» ценностей. Честь и достоинство семьи - важнейшие ценности человеческого сообщества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, и забота о ней - первейшая обязанность общества и государства. Проявляя заботу о семье, глава семьи тем самым демонстрирует свое достоинство, честь. Они высоко оцениваются окружающими и обществом. Его социальный статус повышается. Поскольку безопасность семьи - основа ее выживания, то выполнение защитительной функции в традиционном обществе утверждает мужчину главой семьи. Данная функция взаимодействует с другой важной функцией в деятельности мужчины - хозяйственноэкономической. Если они имеют место, реализуются, то укрепляется материально-экономическое и социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина имеет уже меньше возможностей продемонстрировать свои лидирующие функции, стала более явно проявляться ее нестабильность. Рассмотрение норм показывает, что наряду с разрешительными существуют и запретительные нормы, которые уже в своей формулировке имеют характер санкций. Ho система санкции более многообразна и исторически меняется. Санкции играют положительную охранительную роль в отношении норм: наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди не стремятся соблюдать нормы. Нормы, таким образом, защищаются как бы с двух позиций - со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции - это разветвленная система вознаграждений за следование позитивным нормам, за конформизм, т.е. за согласие с нормами. Ho социальные санкции включают и наказания за отклонение от принятых норм. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение социальной активности личности со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям. Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка. Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви. Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья, групповой бойкот сотруднику. Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Вместе с ценностями и нормами они составляют механизм социальной регуляции и социального контроля. Ho сами по себе нормы ничего не контролируют. Социальную активность людей контролируют они сами и другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и реализация санкций, делают нашу жизнь предсказуемой. Если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая ее нарушение санкция, то она может не оказать регулирующего и контролирующего воздействия. Санкция становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социализации личности. Таким образом, по мере развития общества значение правил в процессе социализации и отношений между людьми возрастает. Сами нормы и правила становятся все более емкими и многообразными, способными охватывать стороны общественной жизни. Тем не менее у человека все больше проявляется возможность свободного выбора способов своей жизнедеятельности, Общественная жизнь становится более сложной. Социальный контроль должен соответствовать духу времени. Основные понятия Социальный контроль, оценка, экспертная оценка, социальные нормы, социальные санкции, роль социальных норм и санкций в социализации личности. 6.2.

Социальные нормы -- это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали -- неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • -групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • -социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • -социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • -общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • -социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • -изоляцию -- изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • -обособление -- ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • -реабилитацию -- комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются человеком так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля -- муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ оренбургской ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«нефтегазоразведочный техникум»

Виды социальных норм и санкций

по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание

(21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)

Оренбург 2015


Введение

Основные понятия: социальные нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, корпоративные нормы.

Общественные отношения регулируются социальными нормами.


социальный норма мораль право

Социальные нормы носят общий и обязательный характер. Общий характер социальных норм выражается в том, что они относятся не к конкретным людям, а к неопределенному кругу лиц, т.е. являются неперсонифицированными (обезличенными). Например, запрет воровать адресован не какому-то отдельному человеку, а всем людям. Обязательность социальных норм проявляется, с одной стороны, в осознании людьми важности общественного порядка, который они поддерживают и, как следствие - в осознании недопустимости нарушения социальных норм, а с другой стороны, в возможности применения мер принуждения к лицам, добровольно не исполняющим требования социальных норм. Меры принуждения, применяемые к нарушителям социальных норм, называются санкциями. Так, санкцией к ученику, прогулявшему урок, будет замечание, а к гражданину, нарушившему правила дорожного движения, - штраф.

Виды социальных норм

Социальные нормы по характеру воздействия на общественные отношения делятся на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят в привычку.


Давность и неизменность обычаев предопределяют их особую значимость для людей. Русская поговорка, выражая это свойство обычаев, гласит: "Чем старей, тем правей". Долгое время обычаи регулировали практически все стороны жизни общества, пока на смену им не пришло право. Тем не менее, и в наши дни обычаи не утратили своей роли в таких регионах мира, как Африка, Азия. В России обычаи продолжают оставаться важными правилами поведения у народов Крайнего Севера и Северного Кавказа.

Религиозные нормы регулируют поведение верующих людей. В отличие от обычаев, имеющих устную форму, религиозные нормы выражаются в письменном виде, в так называемых "священных книгах" -- Библии, Коране, Ведах, Торе и др.


Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Бога, а в некоторых случаях и возможностью применения религиозными объединениями санкций. Например, у христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от церкви.

Моральные нормы являются универсальными правилами и распространяются на все сферы общественной жизни, создавая основу межчеловеческих отношений.


Моральные нормы существуют в устной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания и образования. Пожалуй, не найти человека, который не был бы знаком с нормами морали.

Как уже было сказано ранее, важное место в обществе занимают социальные группы. Отношения, складывающиеся внутри социальных групп, регулируются групповыми нормами. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.


Корпоративные нормы создаются организациями и принимаются ее членами в качестве обязательных. Они имеют письменный вид и закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях и т.п. С увеличением числа организаций роль корпоративных норм в обществе заметно возрастает.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Основные виды и функции социальных норм Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия. Социальная норма как регулятор поведения. Норма конкретно указывает и представляет определенную форму поведения в определенных условиях. Сословные нормы - взаимодействие социальных групп и классов. Социальные нормы личной зависимости различны в обществах, относящихся к одной формации. Социальные нормы способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных классов и групп. К социальным проблемам производственной организации относятся: упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики. Вторичные, производные социальной нормы - т.е. конкретно производственные - личной заинтересованности в общем деле, нормы взаимности и выручки, нормы равенства и активности. Нормы отражают объективные общественные отношения групп, в том числе производственные отношения реального долженствования и зависимости социальных условий взаимодействия. Социальные положения участников взаимодействия, ценностные представления людей - членов сообществ и групп. Сферы общественных отношений Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками. Система политических норм оказывает влияние на социальные отношения, зависимости и взаимодействия членов общества. Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни. Понятие культурной нормы...

Функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное -- аморальное, правомерное -- неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д)

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Классификация - это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям: 1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений - предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений - составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение "Всеобщей декларации прав человека": "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов".; 2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения. Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть комплексные свойства входящих в систему составных частей. 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношения право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия. В первую очередь нам необходимо дать понятие морали и права. Как форма общественного сознания, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания и раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. "Норма морали - продукт исторического развития человечества, сформировавшиеся в борьбе со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости". Используя приемы языкового толкования, обратимся к энциклопедическому словарю для разъяснения смысла слова "мораль". "Мораль (от лат.moralis) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.". В науке государства и права под моралью понимается система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. По своей смысловой нагрузки понятие, выработанное в юридической литературе и данное в словаре, идентичны. Также мы пришли к выводу, что понятия мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Под правом принято понимать - систему общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно0организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права является "важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными". Единство между правом и моралью прослеживается в следующем: во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; во-вторых, они имеют единый объект регулирования - общественные отношения; в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей; в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации. Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий: -По способу происхождения мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством; -В зависимости от способа формирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи права переводятся в форму юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания и действующими в рамках социальных институтов. Мораль же наоборот возникает стихийно, формируясь в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы морали опираются на складывающиеся в обществе представления категорий "добро", "зло", "плохо", "порядочно", "справедливо" и т.д. -По форме существования (или форме выражения). Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные решения и т.д. Способы их фиксации должны отвечать строго определенным требований, установленным в централизованном порядке. Это касается, например, характера текста, его атрибутов. Также достаточно четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права. В то время как моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых требований к форме, тексту по поводу морали; -По способу обеспечения. Право обеспечивается государством, предусматривая для норм права - меры государственного воздействия, а мораль обеспечивается мерами общественного воздействия; -По характеру регулятивного воздействия. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности четко определены в виде возможных и должных вариантов поведения субъектов. Моральные нормы выражены, наоборот, в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности. Суть действия моральных норм заключается в формировании общих принципов, установок, внутренних убеждений. Следовательно, регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от правовых норм, заранее установленных способов поведенческой реализации; -по сфере действия. Право может регулировать наиболее важные общественные отношения и только те, которые в состоянии упорядочить, а мораль - практически все общественные отношения. Из чего можно сделать вывод, что отношения, регулируемые правом, подконтрольны государству, а отношения, регулируемые моралью, не подконтрольны государству; -по времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые нормы - в конкретно установленный срок; -По критериям оценки. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. По мнению большинства авторов, изучающих вопросы взаимодействия морали и права, таких как Явмч Л.С., Агешин Ю.А.. Лукашева Е.А. и других, определение взаимодействия морали и право достаточно сложно определить. На современном этапе, несомненно, право поддерживается общественным сознанием. Следование праву входит в число моральных ценностей общества. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях которые закреплены как нравственные принципы во внутрегосударственных и международных актах как права человека (например, Конституция РФ закрепляет общечеловеческие ценности,ст.150 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), вслед за Конституцией, закрепляет жизнь, честь, достоинство и т.д. как нематериальные блага). Поэтому можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в текстах юридических актов. В законодательных нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм и т.п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой - нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых следствий (санкций). Приведем примеры из действующего законодательства, когда правовая норма делает ссылку на необходимость использования моральных норм. Ч.2 Ст.137 ГК РФ "Животные" закрепляет, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Понятия "жестокое обращение" и "гуманность" относятся к сфере морали. В общество определенным образом сформировалась определенная система знаний о гуманности - человечности, которая может быть применена в случае ненадлежащего обращения с животными. Как последствие несоблюдения принципа гуманности по отношению к животным, выступает ст.241 ГК РФ - основание для принудительного прекращения права собственности: в случаях, когда собственник домашних животных обращается м ними в явном противоречии с принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа. Или ст.293 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Одним из оснований для прекращения права собственности может выступить систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей. Понимание интересов соседей также пребывает не только в сфере права, но и морали. Вместе с тем возможны и противоречия между моралью и правом. Это связано с тем, во-первых, что существование социальных групп обуславливает возможность формирования групповой морали, то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, которая может полностью или вообще не совпадать с общественной моралью. Например, криминальные группы имеют свою. На их взгляд правильную мораль, которая может быть названа антисоциальной, и идущей в разрез с общественной моралью. Во-вторых, возможны противоречия между моралью и правом, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны морали и права. Причины могут быть как объективными - существующие различия между правом и моралью - и субъективными - право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Например, осуществление экономических реформ, кардинально меняющих тип экономики, может отразиться на моральных устоях общества. Право поменяется, закрепляя новые положения, а общественная мораль остается прежней. Вообще необходимо сказать, что смена морали процесс более длительный, нежели смена права. Таким образом, можно сказать, что только рассмотрев в единстве различие, взаимодействие и противоречия морали и право возможно целостное восприятие соотношения права и морали. Представляется необходимым отметить регулятивное взаимодействие морали и права. В целом, в нашем обществе прослеживается определенная тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, что связано с повышением уровня цивилизованности нашего общества.


Социальные нормы -. это некие образцы, пред-писывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны поведения с точки зрения не только общества в целом, но и конкретных социальных групп.
Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций.
ю- Большинство социальных норм - это неписаные правила. Признаки социальных норм:
7Г Ul
общезначимость. Нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства. Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества, если же групповыми, то их общезначимость ограничивается рамками данной группы;
возможность применения группой илиобществом санкций, наград или наказаний, одобрения или порицания;
наличие субъективной стороны. Проявляется в двух аспектах: человек вправе решать сам, принимать или не принимать нормы группы или общества, выполнять их или не выполнять;
взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей. Нормативные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличност-
ного. Некоторые социальные нормы противоречат
друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора;
Ь) масштабность. Нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые. Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д. Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки). Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называются санкциями. Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.
Виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные.
Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм.
Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.
Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.
Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников и т. д.
Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.
вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение. Традиции - такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного этноса; передаются из поколения в поколение; определяются менталитетом народа. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интеграции общества. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе ил и* обществе, - мораль. Категория нравов служит для обозначения обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.
Манеры включают совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной со-циальной группы.
Привычка - неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что при-обрело автоматизированный характер.
Этикет- установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля, который не всегда осознается индивидом из-за процессов и результатов интериоризации.
оценочных аспектах. Предубеждение связано с определенными аспектами социального познания - способами, посредством которых мы выделяем, храним, возвращаем из памяти и позднее используем информацию о других людях. В своих попытках найти объяснения различным явлениям социального мира часто используем кратчайшие когнитивные пути. Обычно это делается, когда наши способности справляться с социальной информацией достигают своего предела; тогда мы с наибольшей вероятностью опираемся на стереотипы как на кратчайшие ментальные пути для понимания других людей или формирования суждений о них.
Социальные установки не всегда отражаются во внешних действиях. Во многих случаях люди, негативно относящиеся к представителям различных групп, могут не выражать этих взглядов открыто. Законы, социальное давление, страх возмездия - это СО удерживает людей от открытого выражения своих "Sf предубеждений.
Многие люди, имеющие предубеждения, чувствуют, что открытая дискриминация - это плохо, и воспринимают подобные действия как нарушение личных поведенческих стандартов. Когда они замечают, что проявили дискриминацию, то испытывают чувство большого дискомфорта.
В последние годы вопиющие формы дискриминации - негативных действий по отношению к объектам расовых, этнических или религиозных предубежде-ний- наблюдаются редко. Новый расизм более утонченный, но такой же жестокий.

Типы стратификаций.

Социальная стратификация.

Страта - социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.

Соц. стратификация-деление общества на страты в иерархическом порядке.

Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. Это наиболее распространенная в древности модель социальной стратификации. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он мог приобретать имущество и вступать в брак. в период античности существовало классическое рабство, связанное с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием». Рабовладелец распоряжался рабом, как вещью. Кастовая система существовала в Индии (сохранилась до сегодняшнего дня) и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества.

Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Социальный контроль включает два главных элемента: социальные нормы и социальные санкции.

Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные. Формальные (писаные) например, законы, уставы, приказы. Неформальные (неписаные) например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе. Люди усваивают нормы в процессе социализации, а за их выполнение отвечает социальный контроль.


Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации .

Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:

· формальные применяемые социальными институтами, организациями и учреждениями или должностными лицами, их представляющими, на официальном уровне.

· неформальные применяемые на неофициальном уровне, нередко в малых группах людей. Их может применять каждый.

· положительные, позитивные

· отрицательные, негативные

Социальные санкции – это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно неправильное, система, как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы, а также за их нарушение или выполнение. Именно благодаря санкциям люди стремятся следовать социальным нормам в своем поведении; санкции ответственны за выполнение норм.

Разновидностью социального контроля является самоконтроль. Его еще называют внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует и оценивает свое поведение в соответствии с социальными нормами. Проявление такого внутреннего самоконтроля – совесть человека, его «внутренний судья». Самоконтроль является результатом социализации личности и свидетельствует о глубоком усвоение социальных норм.

Самоконтроль требует сознания и воли. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше обществу приходится прибегать к внешнему контролю, связанному в первую очередь с применением формальных негативных санкций. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в силу институтам социального контроля – государству, судам, прокуратуре и т. п. Демократическое общество в большей степени основывается на самоконтроле граждан, а тоталитарный политический режим в большей степени опирается на жесткий внешний формальный контроль, который может превратиться в диктатуру.