Что такое объекты 4 категории. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие

Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что относится к объектам негативного воздействия?

Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.

Категории объектов

Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.

В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:

  • I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.

При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:

  • масштабы деятельности;
  • уровень загрязнения;
  • опасность отходов, выбрасываемых объектом;
  • сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.

Постановка на учет

Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.

В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.

Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.

Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.

Плата за НВОС

Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде . Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.

Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.

Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию , в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.

Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.

Процесс регистрации в Росприроднадзоре сопровождается внесением данных в федеральный или региональный реестр на базе заявительного документа от частного предпринимателя или юридического лица. Стоит отметить, что регистрация сопровождается тщательным анализом контролирующими органами каждого предпринимательского объекта. На основании этого устанавливаются категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Определение категории принадлежности предпринимательского объекта является обязательным процессом, который сопровождает процесс постановки на учет в Росприроднадзоре определенного предпринимательского объекта. Этот процесс был законодательно установлен в 2015 году, а после общественного рассмотрения, доработки, а также прохождения антикоррупционной экспертизы был установлен как законодательный акт.

Такой подход к постановке на учет объектов предпринимательства позволяет контролирующим органам проводить контроль объектов повышенного уровня в тех сферах, где загрязнение природы происходит наиболее интенсивно, а также с наиболее опасными последствиями, и, наоборот, уменьшить уровень контроля и внимания за теми категориями предпринимательства, которые незначительно воздействуют на окружающую среду. Это станет отличной предпосылкой для уменьшения уровня НВОС в целом, а также снижения нагрузки на органы контроля.

Четыре категории

Категоризация объектов промышленной деятельности, естественно, проходит на основании чего-то. В данном случае это специальные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное действие, к определенной категории, среди которых можно выделить основные моменты:

  • Масштабы предпринимательского объекта.
  • Сфера, загрязняемая в ходе работы предпринимательства.
  • Уровень загрязнения, который составляет исследуемый объект.
  • Опасность отходов, им выбрасываемых, включая канцерогенные и мутагенные свойства.
  • Присутствие некоторых особенностей, которые сопровождают работу с атомными энергиями.

Большое значение также имеет принадлежность предпринимательского объекта к определенной сфере. Так, сферы, которые требуют развития, естественно, будут сопровождаться поддержкой государства, даже если они имеют НВОС, ведь развитие экономики также играет существенную роль. Тем более, государство оказывает постоянное содействие для того, чтобы применение новых технологий становилось более доступно в промышленных масштабах, для эффективной нейтрализации предпринимательства в сфере окружающей среды.

В целом, все предпринимательские объекты имеют подразделение на четыре категории. Соответственно, первая будет иметь принадлежность к наиболее опасным предпринимательским объектам, а четвертая – к наименее опасным. Подробные критерии можно узнать из этого документа . Ниже мы рассмотрим общие критерии признания категорий.

Первая категория

Эта категория объединила в себе самые большие и интенсивно загрязняющие среду предпринимательские объекты, которые выбрасывают наиболее опасные для здоровья и экологии продукты переработки. Это могут быть как металлургические предприятия, химические, так и мясокомбинаты, и свиноводческие предприятия, поскольку их вклад в загрязнение самый большой. В законодательных документах есть оговорка, которая указывает на то, что одним из критериев для отнесения к этой категории предпринимательского объекта является наличие в выбросах опасных веществ 1-го и 2-го класса, обладающих наибольшими канцерогенными и мутагенными свойствами. Естественно, применяемые ставки и коэффициенты относительно этой категории будут самыми высокими.

Вторая категория

В этой категории объединяются предпринимательские объекты, которые оказывают НВОС, равное умеренному. Примерами таких предпринимательств могут стать атомные электростанции, производство силикатного типа кирпича, утилизационные промышленные объекты, а в сельском хозяйстве – объекты по разведению крупного рогатого скота.

Третья категория

Данная категория объединила в себе предпринимательские объекты, которые незначительно негативно воздействуют на окружающую среду. Эти объекты могут разрабатывать самостоятельно планы по нейтрализации негативного действия.

Четвертая категория

Объекты 4 категории, оказывающие негативное воздействие, делают это в самых минимальных масштабах. Сюда обычно относят структуры офисного, социального типа, образовательные структуры. Эта категория обычно освобождается от необходимости платить за НВОС, но окончательное решение к принадлежности ей определяется Росприроднадзором, поскольку даже если в распоряжении какого-либо офиса имеется котел газового типа для теплообеспечения, то объект могут отнести уже к третьей категории.

Итак, категория опасности, к которой могут отнести предпринимательский объект, определяется самим Росприроднадзором на основании тщательного анализа соответствия определенным критериям исследуемого предпринимательского объекта.

Вторая категория предприятия по экологии

Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду


с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива)


2. Добыча и подготовка руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях


:
для производства чугуна или стали (с производительностью менее 2,5 тонны в час); для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час) и другие


: стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки); огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год) и другие


(с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки)


в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки)


(с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более)


с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки)


с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки)


10. Производство следующих пищевых продуктов : мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) и другие; разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест); выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест)


, на котором выполняются работы: по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров) и другое


, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности)


, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива


(за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду и другие


15. Транспортирование по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов



, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит); других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более)


18. Производство сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка


, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента


(с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более); пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более)


21. Сбор, обработка и утилизация отходов в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности; хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более)и другое


22. Производство изделий из бетона для использования в строительстве , включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более)


(с проектной мощностью 400 мест и более)


с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более)


А также: 25. Хранение и (или) уничтожение химического оружия.

26. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест).

27. Выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).


Внимание! Выше приведен неполный текст критериев отнесения объектов к II категории. Для того чтобы ознакомиться с полной версией списка, читайте Постановление Правительства от 28 сентября 2015 года №1029.

Перечень экологических услуг для предприятий II категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР) - по желанию.

Подробнее Скрыть Нажмите, чтобы узнать подробности

    Состоит из:
  • нормативов допустимых выбросов;
  • нормативов допустимых сбросов;
  • нормативов образования отходов.
Выдается:

На один объект сроком на семь лет (КЭР может быть продлено еще на семь лет). Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

Штраф за отсутствие КЭР: От 50 000 до 100 000 рублей. Штраф вступает в силу с 01.01.2019.

Россия - самая большая по площади страна в мире. Дополнительным бонусом к площади идут огромные природные ресурсы, как возобновляемые, так и не возобновляемые. Долгие годы общество нещадно эксплуатировало природу, практически не занимаясь экологическими проблемами, которые стали приобретать тревожные масштабы. Как итог, на бумаге появились законы, призванные уменьшить негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В этой статье пойдет речь о том, какие меры предпринимает государство для окружающей среды, в частности, будут рассмотрены категории объектов НВОС.

Определение категории объектов, оказывающих НВОС

Для решения задачи охраны окружающей среды необходимо было разделить все предприятия на категории. Это позволило бы определить организации, за которыми нужно более пристально наблюдать надзорным органам. В то же время были бы определены компании, которым такой надзор не требуется. Эти меры позволили бы предприятиям избежать дополнительных издержек, так же снизилась бы нагрузка на надзорные органы. Для такой более четкой структуризации предприятий был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьей 4.2, в которой были определены четыре категории объектов НВОС:

  • к I категории относятся объекты, оказывающие НВОС в значительной степени и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
  • ко II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • объекты III категории - это объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория.

Для определения категории объекта, оказывающих НВОС, был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В Проекте критерии привязаны к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I категория

К этой категории теперь по закону относятся предприятия, которые оказывают значительное НВОС. Так же к ней относятся организации, которые осуществляют выбросы или сбросы, в которых могут содержаться особо опасные для здоровья населения и окружающей среды вещества.Таким образом, в этой категории находятся предприятия нефтеперерабатывающей отрасли хозяйства (добыча, переработка), металлургические заводы, целлюлозные заводы, химическое производство, производство медицинских препаратов, мясопродуктов, молочной продукции, разведение птицы, выращивание свиней.При этом к этой категории не относятся научные предприятия, чьи выбросы или сбросы связаны только с научной деятельностью.

Для того чтобы такие объекты могли продолжать свою деятельность, им необходимо получить комплексное экологическое разрешение. В этом разрешении будут указаны согласованная программа контроля, приведены нормативы допустимых выбросов и сбросов опасных загрязняющих веществ.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться с 1 января 2019 года. До этого момента по-прежнему соблюдать нормы и разрешения на выброс загрязняющих веществ. Это разрешение должны будут получить объекты I, II, III категории.

Кроме того, предприятия I-ой категории должны будут установить автоматические системы измерения выбросов.

Также будут требоваться технологические нормативы для своего предприятия.

Еще одним требованием к объектам I-ой категории является необходимость в разработке и утверждении программы производственного экологического контроля предприятия. Вся документация и данные должны сохраняться для дальнейшего контроля со стороны государства.

II КАТЕГОРИЯ

  • морской и речной порт;
  • аэродромы при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Предприятия этой категории должны будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду. В ней приводится информация о предпринимаемых природоохранных действиях, данные об авариях и инцидентах, повлекших НВОС, данные об образовываемых отходах. Также при необходимости объекты этой категории разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

III КАТЕГОРИЯ

К этой категории относятся предприятия, оказывающие незначительное НВОС, например, эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории.

При необходимости эти предприятия также разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды и предоставляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

IV КАТЕГОРИЯ

Объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория. Эти объекты отвечают следующим требованиям:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не превышают 10 тонн в год, при этом они не должны относиться к I, II классам опасности.
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, за исключением бытовых загрязнителей.
Документ Категория предприятия
I II III IV
Комплексное экологическое решение + + - -
Декларация о воздействии на ОС - + - --
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение + + - -
Отчетность об образовываемых отходах - - + -
Проект по предельно допустимых выбросам и нормативы допустимых сбросов + + - -
Отчетность о выбросах в атмосферу - - + -
Плата за НВОС + + + -
Программа производственного экологического контроля + + + -
Система автоматических средств измерения загрязняющих выбросов и сбросов + - - -
Плановые проверки + + + -