Формы государства: схема. Форма правления, политический режим

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство обладает следующими признаками:

Наличие территориальной организации населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

Наличие публичной (государственной) власти. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Она воплощается в профессиональном разряде управителей (чиновников), из которых комплектуется государственный аппарат;

Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на всей своей территории и независимость в международных отношениях;

Государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), вооруженными силами и органами безопасности;

Неразрывная связь государства и права. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть, делает их легитимными (законными). Право исходит от государства.

Основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Государству присущи два начала: общесоциальное и классовое. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины для подавления одного класса другим. Однако использовать данный подход для характеристики всех государств неверно. Деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических государствах. Но даже в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. В развитых демократических странах государство становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных сил. Классовый характер государства отошел на второй план, а на первое место вышла общесоциальная сторона.

Любое государство есть единство его сущности и формы. Чтобы оно активно функционировало требуется четко организованная государственная власть. Форма государства отвечает на вопросы о том, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима (рис. 1.3).

Форма государства

Рис. 1.3. Форма государства

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития.

Форма правления раскрывает способ организации государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления - монархия (абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия) и республика (парламентарная республика, президентская республика, смешанная республика).

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

При ограниченной монархии монарх формально является главой государства, однако реальной властью не обладает. Его власть ограничена представительным органом, правительство ему фактически не подконтрольно.

При дуалистической монархии наряду с монархом существует и представительный орган. Однако монарх может его распустить. Правительство формируется монархом и зависит от него.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность. Президент республики является главой государства, избирается, как правило, либо представительным органом, либо специально созываемым органом. Правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских выборах. Его деятельностью руководит премьер-министр (может называться иначе в соответствии с историческими традициями).

В президентской республике президент, избираемый всенародным голосованием, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность. Чаще всего президент выполняет функции и главы государства и главы правительства.

В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием и является главой государства. Однако в формировании правительства активную роль играет не только президент, но и парламент.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Современные государства являются либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное государство - это государство, в составе которого нет государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы, не обладающие суверенными правами. Такие государства имеют единую систему права и государственных органов.

Федеративное государство - есть сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и др.) являются государственными образованиями, обладающими определенными суверенными правами. Входящие в состав федерации государственные образования называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и ее субъектов, приводит к необходимости разграничения компетенции между ними.

Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические режимы.

При тоталитарном режиме существует одна политическая правящая партия, которая насаждает государственную идеологию. Партию возглавляет харизматический лидер, которому приписываются особые качества предвидеть события, принимать только правильные решения, вести за собой народ в «светлое» будущее. Правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Происходит абсолютная концентрация власти в руках харизматического лидера, отсутствует независимое правосудие. Такому государству свойственен крайний централизм в управлении, установление контроля над всеми сферами общественной и частной жизни граждан. Средством осуществления власти становится террор, а для его оправдания усиленно насаждается образ внутреннего и внешнего врага.

При авторитарном режиме народ фактически отстраняется от формирования органов государственной власти. Вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты. Устраняется политическая оппозиция. Решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на силовые органы. Личность лишена гарантий безопасности, не может реально пользоваться демократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином. Однако допускается определенный плюрализм в экономике, социальной, духовной сферах.

При демократическом режиме народ является источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении делами общества. В государстве провозглашен и реально осуществляется принцип разделения властей, устанавливаются демократические методы реализации власти, право доминирует над государством. Государство фактически обеспечивает и гарантирует демократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония.

Существует определенная взаимосвязь между различными элементами формы государства. Абсолютная монархия, как правило, сочетается с авторитарным режимом, республиканская форма правления тяготеет к демократическому режиму. Унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии. Однако жесткой зависимости нет. На соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, менталитет населения, своеобразие культуры, религиозные предпочтения населения и другие объективные и субъективные обстоятельства.

С возникновением государства значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался далеко не всегда в общественных интересах, а сила власти употреблялась в корыстных целях узкого круга лиц. Человечество с древнейших времен искало оптимальные формы соотношения интересов личности и государства, государства и гражданского общества, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого права. Идея утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории человечества, когда начали возникать первые государства. Предпосылками учения о правовом государстве стали идеи греческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля о верховенстве закона, о необходимости соответствия закона праву. Но эти идеи еще не имели логически завершенной формы. В развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены в Новое время, в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютизма. В работах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье и др. проявилось стремление ввести государственную власть в правовые границы. Философское обоснование учения о правовом государстве связывают с именем Иммануила Канта, который определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Кант считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Его категорический императив требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом.

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 год) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 год). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот были сделаны Робертом фон Молем (1832 год). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В условиях демократии право меняется местами с государством - утверждается верховенство права, право возвышается над государством.

Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Идея правового государства сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. В ней можно выделить два главных элемента: свобода человека и наиболее полное обеспечение его прав, а также ограничение правом государственной власти.

Принципами правового государства являются:

1) приоритет права. Он означает рассмотрение всех вопросов общественной жизни с позиций права. Закон должен быть правовым. Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти. Любые решения государственных и общественных органов должны иметь идеологически-правовое обоснование. Государство не единственный источник формирования права, во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму естественно-правовые требования, волеизъявления всего народа, выраженное через референдум, положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики;

2) верховенство закона. Все нормативные правовые акты должны соответствовать закону, а все законы должны соответствовать Конституции. Закон, принятый верховным органом власти при соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип носит первичный, непреходящий и абсолютный характер. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной. Устойчивый, стабильный правовой статус человека и гражданина и четкий, бесперебойный юридический механизм его обеспечения позволяют гарантировать права человека от нарушений;

4) взаимная ответственность личности и государства. Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность сторон. И. Кант сформулировал мысль о том, что каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. Личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государства становятся референдум, отчеты депутатов перед избирателями и др. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. В современных либеральных обществах сочетается два типа правового регулирования. Действия гражданина регулируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом;

5) правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти. Концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную должна пониматься как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций и препятствующих концентрации всей власти в руках одного органа. Система сдержек и противовесов предполагает взаимный контроль различных ветвей власти и исключает возможность злоупотреблений.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества. Правовое государство не вводится единовременным актом. Для правового государства общество должно созреть. Недостаточно создать совершенную законодательную систему. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве государственной собственности правовое государство в принципе невозможно.

Государство имеет определенное устройство – форму .

Форма государства включает три элемента – форму правления , форму государственного устройства и политической режим .

1. Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики .

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит наследственному правителю – монарху (царю, королю, императору). Источником власти является сам глава государства – монарх . Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа ли населения.

Монархия может быть абсолютной и конституционной .

При абсолютной монархии власть целиком сосредоточена в руках монарха. Народ политически бесправен. В настоящее время абсолютных монархий в мире осталось немного (Саудовская Аравия и др.).

При конституционной монархии власть ограничена конституцией и избираемым народом представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции . Конституционных монархий в мире, в том числе в Европе, немало (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания и др.; в Азии – Япония и др.). Конституционная монархия – не только дань многовековым традициям, но и достаточно эффективный способ сплочения нации. Это весьма устойчивая форма правления.

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической .

В парламентской монархии монарх является символом и представителем государства. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Фактически политическим лидером в таком государстве является премьер-министр . Подавляющее большинство сегодняшних конституционных монархий относятся и парламентскому типу. Для них характерна крайне ограниченная или даже номинальная власть монарха. В некоторых странах (Таиланд и др.) авторитет монарха используется для разрешения кризисных ситуаций в правительственной сфере. В Великобритании король (королева) является также главой Британского Содружества.

В дуалистической монархии власть разделена между парламентом и монархом: парламент избирается народом, правительство назначается монархом и ответственно перед ним (кайзеровская Германия, 1871-1918 гг., шахский Иран, до 1979 г.). В современных условиях дуалистическая монархия в цивилизованных странах не актуальна.

Республика – это форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам, избираемым населением страны. Источником власти является народ. Власть регулярно сменяемого главы государства (президента ) производна от населения или от регулярно избираемого населением представительного органа власти (парламента ). Республика демократичнее монархии и более широко распространена в сегодняшнем мире.

В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной – президент, парламент или президент совместно с парламентом – различают президентские , парламентские и президентско-парламентские республики .

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина др.) политическая власть жестко разделена конституцией между законодательным и исполнительным органами. Парламент принимает законы. Президент осуществляет верховную исполнительную власть. Он является одновременно главой государства и главой правительства, которое сам же и формирует. Президент избирается на всеобщих выборах и не несет ответственности перед парламентом. Правительство также ответственно лишь перед президентом и не несет ответственности перед парламентом. Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые парламентом, и не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. Система сдержек и противовесов также достаточно сильна: президент не вправе досрочно распустить парламент; президентское отлагательное вето на законопроекты может быть преодолено парламентом (абсолютным большинством голосов в 2/3 депутатского корпуса при повторном голосовании); в ряде президентских республиках (США и др.) парламент может при возникновении чрезвычайных обстоятельств досрочно лишить президента занимаемого им поста (импичмент ).

В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия и др.) законодательная и исполнительная ветви власти строят свои взаимоотношения на почве сотрудничества. Реальная власть принадлежит парламенту . Он формирует подотчетное ему правительство из представителей партий парламентского большинства (или коалиции партий). Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра . Президент является формальным главой государства с ограниченными представительскими функциями. Зачастую он избирается не всенародно, а парламентом или особой коллегией выборщиков.

У обеих форм республиканского правления есть свои достоинства и недостатки. В парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, выражают в основном волю своей партии, отдельных слоев населения. Однако состав кабинета министров отражает предпочтения парламентского большинства, косвенно – волю большинства населения. Для парламентских республик (особенно Италии до 1990-х годов) характерны частые отставки и смены правительств (особенно коалиционных, состоящих из представителей разнородных политических сил).

В президентской республике президент сам определяет политику государства в течение всего срока своих полномочий, самостоятельно руководит и её реализацией (как глава правительства). Но если политические представления президента расходятся с мнением парламента, то парламент и население страны не в состоянии серьезно повлиять на изменение политики, проводимой президентом.

Учитывая достоинства и недостатки обеих форм республиканского правления, ряд государств использует третью, смешанную, президентско-парламентскую форму.

В президентско-парламентских республиках (Франция, Австрия, Ирландия, Португалия, Болгария, Польша) сильная президентская власть сочетается с эффективным парламентским контролем над правительством. Президент является главой государства, обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, назначает премьер-министра , имеет право досрочно распустить парламент и назначить новые выборы. Он является верховным главнокомандующим, может единолично ввести чрезвычайное положение. С другой стороны, парламент контролирует деятельность правительства, утверждая бюджет страны, может вынести правительству резолюцию порицания (вотум недоверия ), что приведет к падению кабинета. Таким образом, правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом.

Формы правления тесно связаны с избирательными системами . Так, в парламентских республиках используется пропорциональная система, (Италия, Индия) или смешанная система (Германия), поскольку правительство формируется на партийной и партийно-коалиционной основе. В президентских республиках применяется мажоритарная система (США): победитель не делит голосов с побежденными, целиком присваивая себе победу. Но в конституционных монархиях возможно использование различных систем (так, в Великобритании используется мажоритарная система, в Дании и Нидерландах – пропорциональная, в Испании и Японии – смешанная). Глава государства (монарх) здесь не выбирается народом, а депутатский корпус может формироваться в различных вариантах.

2. Форма государственного устройства – это внутритерриториальная организация (структура) государства, способы объединения населения на территории государства, связь граждан с государством через политические и территориальные образования.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные , федеративные (федерации) и конфедеративные (конфедерации).

Унитарное государство – это единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

В унитарном государстве функционируют общие для всей страны законодательные, исполнительные и судебные органы, действуют единое законодательство, единое гражданство, единая правовая и денежная системы. Все области и округа унитарного государства имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (автономностью). Возможна лишь их частичная самостоятельность в экономической области («свободные экономические зоны») и в социально-культурной сфере. Унитарными государствами являются Франция, Португалия, Польша, Болгария, Казахстан, Беларусь и др.

Федеральное государство (федерация) – это союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, штаты, земли, кантоны и др.), наделенные более или менее широкими правами самостоятельности (автономии), сопоставимыми с правами центра.

Территория федерации состоит из территорий входящих в неё государств (субъектов федерации ). Внутренние границы могут изменяться только с согласия субъектов федерации.

Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральный и местный), правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего интересы субъектов федерации и общенациональные интересы. Субъекты федерации, как правило, лишены политического суверенитета – права самостоятельного выхода из федерации. Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы.

Образование субъектов федерации может осуществляться как по административному принципу (штаты в США, земли в Германии), так и по национальному принципу (автономные республики, края, области, округа в Российской Федерации, Югославии, штаты в Индии). В зависимости от принципа строительства федерации определяются характер, содержание и структура государственного устройства.

В настоящее время в мире существует свыше 20 федераций: Российская Федерация, США, ФРГ, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, Индонезия, Бирма (Мьянма), Малайзия, Австралия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Нигерия и др.

История показывает, что федеративное устройство государств, основанное на национальном принципе, часто весьма неустойчиво: здесь очень сильны центробежные тенденции. Построенная таким образом федерация испытывает серьезные внутренние кризисы (Бельгия, Канада, Грузия) и способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология (СССР, СФРЮ).

Конфедеративное государство (конфедерация) – это государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Цель конфедерации – проведение единой политики, решение общих задач в области экономики, транспорта, обороны и т. д. Для проведения согласованной политики создаются общие органы управления. Однако решения этих совместных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации. В конфедерации нет единого парламента, правительства и единого гражданства. Каждая страна-член конфедерации является самостоятельным субъектом международного права, осуществляет собственную международную политику ; в любой момент по собственной воле она может расторгнуть конфедеративный договор в одностороннем порядке и выйти из состава конфедерации.

Конфедерация – редкая форма государственного устройства. Долгое время конфедерацией являлась Швейцария – союз 23 суверенных кантонов. Однако постепенно Швейцария преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов союза были переданы военный бюджет, армия, внешняя политика. В 1958-1961 гг. существовала конфедерация ОАР (Объединённая Арабская Республика) – союз Сирии и Египта, в 1982-1989 гг. – конфедерация Сенегамбия (союз Сенегала и Гамбии).

Конфедерация – самая неустойчивая из всех форм государственного устройства: характер взаимосвязей её членов очень слаб, серьезная ответственность сторон за самостоятельные действия отсутствует, к тому же любая из них в любой момент может выйти из состава конфедерации.

Однако в последние десятилетия мир переживает серьезную тягу к объединению и интеграции самых различных сторон жизни, к тесному экономическому, политическому, экологическому, оборонному, культурному, гуманитарному сотрудничеству. Так, в последние годы возникла новая объединенная Европа с такими мощными интеграционными механизмами, как Совет Европы (СЕ), Европейская парламентская ассамблея (ЕПА), бестаможенные и безвизовые границы, единая валюта (евро). Евросообщество (ЕС) – пример тесного и перспективного сотрудничества государств с различным уровнем развития. Оно способствует изживанию фактического неравенства государств мира, их модернизации и прогрессу, открывает пути дальнейшего развития межконтинентального сотрудничества.

3. Политический режим – это система средств и методов реализации политической власти, определяющая уровень обеспечения прав и свободу граждан данного государства.

Мировая история знает различные виды политических режимов:

1) Деспотический режим (от греческого «деспотия» – неограниченная власть) – характерен для древневосточных монархий и абсолютных монархий Позднего Средневековья. Он отличается крайним произволом в управлении и полным бесправием народа.

2). Тиранический режим (от греческого «тирания» – жесткая единоличная власть) – единоличное правление лица, насильственным путем захватившего власть, основанная на терроре и страхе. Тиранический режим мало - легитимен. Он был характерен для полисов Древней Греции, где также вызывал осуждение.

3) Тоталитарный режим (от латинского «тоталис» – полный, всеобщий) – режим жесткого контроля государства над всеми сферами жизни общества. Выделяются тоталитарно-фашистские («коричневые») и тоталитарно-коммунистические («красные») режимы. В обоих видах тоталитаризма жесткая регламентация жизни общества сопровождается репрессивно-террористическими методами управления.

4) Авторитарный режим (от греческого «самовластие») – основан на сосредоточении власти в руках диктатора или олигархии (военной, партийной, религиозной, аристократической). Управление обществом строится на принуждении, репрессиях, ограничении прав и свобод личности. Власть не контролируется обществом. Однако, в отличие от тоталитаризма, авторитаризм не осуществляет тотального контроля над сферами экономики, культуры, личной жизнедеятельности граждан, не требует безусловной преданности и восторга в свой адрес.

5) Демократический режим (от греческого «демократия» – народовластие) – характеризуется либеральными методами управления обществом, соблюдением прав и свобод человека, политическим плюрализмом, приоритетом закона над властью, реальным контролем общества над государством.

Тема 7 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства представляет собой комплексный институт, включающий в себя внутренне согласованную систему норм, регули­рующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных орга-" нов государства, территориально-политическое устройство, методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Это наиболее широкая трактовка формы государства. Количество элементов формы государства зависит от научной тра­диции, господствующей в той или иной стране. Так, отечественное государствоведение и политическая наука выделяют три элемента (форма правления, форма территориального устройства и форма по­литического режима), а ряд западных ученых (Ж.-П. Жакке, Ф. Ар-дан) придерживаются двухзвенной структуры (форма правления и форма государственного устройства).

Форму государства можно классифицировать по различным кате­гориям. Так, известный российский государствовед В. Е. Чиркин предлагает осуществить классификацию на основании специфики ме­ханизма реализации власти. С таких позиций ученый выделяет:

1. Монократическую государственную форму, характеризующу­юся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или государственного органа. Признаками монократической формы являются:

Наличие обязательной идеологии;

Огосударствление экономики и жизни общества в целом;

Элитарный характер государственной власти.

Подобными чертами обладают те государства, которые возникают в экстремальной ситуации (революции, распад прежней политической системы). Кроме того, эта форма «утверждается зачастую (хотя не всегда) при слабости "среднего класса", когда узкий слой предбур-жуазии в Тропической Африке или партийная государственная номен-

клатура в странах тоталитарного социализма узурпирует государ­ственную власть. При экстремистских фашистских режимах реальная политическая, а следовательно, и государственная власть сосредото­чивается в руках агрессивной социально-политической группировки, эксплуатирующей шовинистические устремления определенных сло­ев, а то и большинства населения»".

Если обращаться к конкретным критериям, то возникновение го­сударств на территории бывших колоний Англии и Франции в Африке дает нам достаточно подробную информацию о монократической форме. Таковой, в частности, длительное время являлся Заир, быв­ший до 1960 г. колонией Бельгии 2 .

Монократическая форма государства может существовать в не­скольких вариантах, в зависимости от конкретных социально-истори­ческих условий:

Теократия (Саудовская Аравия, Оман);

Фашистская (Германия и Италия 1920-1940 гг.);

Милитаристская (военные режимы);

Тоталитарный социализм (Китай, КНДР, Куба).

2. Свгментарная государственная форма, характеризующаяся определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления. Таковыми могут быть признаны Египет, Па­кистан и Сирия. Как отмечает В. Е. Чиркин, «данная форма государ­ства предполагает известное разделение ролей по управлению между разными институтами государства. Всегда существует конституция и парламент, в республике - избираемый президент, в монархии - огра­ниченный в правах монарх. Устанавливается частичная автономия оп­ределенных административно-территориальных и иных единиц (обыч­но есть выборные местные органы, хотя выборы осуществляются под контролем назначенных государством должностных лиц). Однако при данной форме нет «баланса» властей, системы сдержек и противове­сов» 3 .

Основными чертами такого государства являются:

Решающая роль в управлении монарха или президента;

Ограниченно-соревновательный характер политической системы. Например, Конституция Египта 1971 г. формулирует объем преро­гатив главы государства настолько расплывчато, что толковать их можно как угодно. В статье 73 указывается, что главой государства

" Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 136.

^Си/.ДербишайрДж., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. М. 2004. Т. 2. С. 56-59.

3 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 138.

является президент республики, призванный защищать суверенитет народа, соблюдать конституцию и верховенство закона. Он обязан со­хранять национальное единство и социалистические завоевания, а также осуществлять контроль за разграничением властей, с тем чтобы обеспечить их роль в национальной политике".

Сегментарная государственная форма в зависимости от конкрет­ных условий может подразделяться на несколько вариантов:

3. Поликратическая государственная форма характеризуется на­личием нескольких центров власти и эффективной системой сдержек и противовесов. Основными признаками поликратии являются:

Преобладание демократических методов управления;

Социопримерительный характер политической системы;

Развитое местное самоуправление.

Поликратическая форма государства свойственна развитым стра­нам Запада (Англия, США, Франция).

Говоря об элементах формы государства, следует обратить внима­ние на различные подходы к каждому из них.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Приведем несколько определений этого элемента государства.

1. «Форма правления - это способ организации структуры и взаи­моотношений всех органов государственной власти, а также их пря­мых и обратных связей с населением» 2 .

2. «Под формой правления подразумевается юридическая харак­теристика государства, определяющая условия образования и струк­туру высших институтов власти, а также распределение полномочий между ними» 3 .

3. «Под формой правления следует понимать определенную сис­тему организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представи­телями» 4 .

В сравнительном государствоведении можно выделить ряд крите­риев, по которым осуществляется типология форм правления:

" Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских респуб­лик. М., 2003. С.168.

2 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 141.

3 Арановский К. В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное Государствоведение. Владивосток, 1996. С. 133.

4 Оксамытный В. В. Указ. соч. С. 241.

Юридический источник суверенитета;

Полномочия и политическая роль представительного органа власти;

Объем полномочий и политическая роль главы государства;

Условия юридической ответственности главы государства;

Тип политико-правовой связи между государством и личностью (гражданство или подданство)"

В настоящее время существуют две основные формы правления:

монархия и республика. Каждая из этих форм обладает уникальными чертами, которые и будут нами рассмотрены более подробно.

Монархия

Определять сущность данной формы правления можно с различ­ных теоретических и практических позиций. Некоторые определения монархии позволяют сразу же выделить ее характерные особенности.

1. «Монархия есть государство, руководимое физической волей. Эта воля юридически должна быть высшей, не производной от какой-либо другой воли» 2

2. «Монархия - это государство, главой которого является суве­ренное, политически и юридически безответственное лицо, приобре­тающее свой статус по собственному праву» 3 .

3. «Монархия - такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или за­конов о престолонаследии» 4 .

Можно выделить несколько систем наследования власти в монар­хических странах:

1) салическая система, допускающая наследование престола только мужчинами (Франция при «старом режиме»);

2) кастильская система, предусматривающая возможность насле­дования престола женщиной в случае отсутствия у монарха сыновей (Испания);

3) австрийская система, предоставляющая женщине право насле­довать престол при отсутствии мужчин во всех поколениях правящей династии (Австро-Венгрия до 1918 г.);

4) шведская система, позволяющая женщине наследовать пре­стол на равных основаниях с мужчинами (Дания, Норвегия, Швеция);

5) мусульманская система, предполагающая, что престол насле­дуется правящей семьей в целом, которая сама избирает монарха из своей среды (Саудовская Аравия);

" Арановский К. В. Указ. соч. С. 133 ^ЕллинекГ. Указ. соч. С. 636.

3 Арановский К. В. Указ соч. С. 150.

4 Черданцев А. Ф. Теория государства и права М., 1999. С. 125.

6) племенная система, когда монарх выступает в качестве верхов­ного вождя племени, а его наследника определяет племенной совет (Лесото, Свазиленд).

Общими для всех типов монархии признаками выступают:

Монарх персонифицирует собой государство;

Наличие дворцового хозяйства на праве личной собственности;

Единоличное правление;

Святость власти;

Наследственность власти;

Бессрочность и пожизненность власти;

Свобода монарха от юридической ответственности за принимае­мые решения.

В современном мире монархии подразделяются на два типа: абсо­лютные и ограниченные. Критерием типологии выступает наличие или отсутствие представительных органов власти.

Абсолютнаямонархия. Согласимся с мнением, что «абсолют­ной является монархия, в которой глава государства - единственный субъект суверенитета»". Характерным видом такого государства яв­ляются Оман и Саудовская Аравия. Королевский абсолютизм в этих странах опирается непосредственно на религиозные положения исла­ма, согласно которым правитель выступает вовне в качестве предста­вителя общины верующих (уммы) и обязан приложить все свои силы к сохранению ее (общины) единства. Основными чертами абсолют­ной монархии являются:

Отсутствие парламента и конституции (в европейском понима­нии);

Слияние светской и духовной власти;

Формирование правительства из числа доверенных лиц монарха. Реально, разумеется, власть абсолютного монарха ограничивается интересами различных социально-политических групп и собственной семьей правителя. В рамках исламской политической теории (о кото­рой мы говорили выше) монарх обязан прислушиваться к голосу ав­торитетных богословов и правоведов. Именно эти люди формируют общественное мнение и входят в состав законосовещательного орга­на (аш-шура) при монархе. Таким образом организовано представи­тельство в Саудовской Аравии, где «консультативный Совет, органи­зация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленных Советом Министров. Он назначается Коро­лем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консульта­тивный совет также высказывает свое мнение по проектам планов со-

" Арановский К. В. Указ. соч. С. 154. 238

циально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения»". Абсолютная монархия в целом - явление во многом архаичное (с позиций западного понима­ния государства). Тем не менее по ряду причин подавляющее боль­шинство населения арабских монархий поддерживает существующий порядок.

С позиций социальной антропологии восприятие существующей власти в арабском мире совершенно адекватно. Историческое разви­тие исламских стран осуществляется в рамках существующей рели­гиозно-общинной картины мира. Народы исламских монархий заим­ствуют технические достижения Запада, но в обозримом будущем не смогут и не станут воспринимать культурные парадигмы, которые со­вершенно не вписываются в традиционное мировоззрение мусульман.

Ограниченная монархия. Вторым типом монархии выступает ог­раниченная монархия, которая предстает как «форма правления, в ко­торой суверенитетом обладают два субъекта одновременно - монарх и народ. Границы суверенитета каждого из них определяют нормы го­сударственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными» 2 В современном мире ограниченные монархии выступают в двух формах: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическую монархию можно определить как государство, в котором верховная власть монарха ограничена представительным ор­ганом, опирающимся на принцип народного суверенитета. Такими го­сударствами являются Иордания и Марокко. Основными чертами дуа­листической монархии выступают:

Широкие полномочия монарха в сфере управления делами го­сударства;

Монарх и его правительство обладают правом издавать норма­тивные акты по вопросам, не входящим в компетенцию парламента;

Парламент обладает достаточно узкими правомочиями и не вправе по своей инициативе принимать законы;

Монарх обладает правом абсолютного вето;

В перерывах между сессиями парламента монарх вправе изда­вать нормативные акты, входящие в компетенцию законодательного органа;

Монарх обладает судебными правомочиями;

Парламент может быть распущен монархом в любое время без объяснения причин.

" Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2000. С. 561.

1 Арановский К. В. Указ. соч. С 155.

В целом же реальное осуществление властных полномочий мо­нархом и назначаемым им правительством делает представительный орган во многом декоративным. Так, «в Иордании длительное время существовало беспарламентское правление (распущенный королем парламент заменяли создаваемые им различные консультативные со­веты, иногда состоявшие из оставшихся в живых членов парламен­та), выборы проведены лишь в 1989 г., почти через два десятилетия после роспуска парламента»".

Парламентскую монархию можно определить как форму правле­ния, при которой номинально верховная власть принадлежит наслед­ственному главе государства, а фактическое управление осуществля­ется правительством и парламентом. Парламентарными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Испания, Норвегия, Шве­ция, Япония. Основными чертами такой формы правления выступают:

Правительство формируется победившей на выборах партией;

Монарх обладает номинальными полномочиями;

Главой правительства назначается лидер парламентского боль­шинства;

Монарх является символом нации;

Право принятия законов принадлежит только парламенту;

Правительство несет ответственность перед парламентом. Во многом монархические формы правления стран Европы -лишь дань традиции. Существование монархии часто объясняется с утилитарных позиций (экономия средств на выборах президента), хотя монархические настроения, несомненно, играют определенную роль в практической деятельности государственных органов. В Великобрита­нии противники монархии составляют 5-7% населения, не более.

К тому же европейские монархи достаточно эффективно осуществ­ляют функции арбитра в процессе противоборства различных полити­ческих сил. Кроме того, монархический строй способствует стабиль­ности политической системы в целом. В результате «парламентская монархия представляет собой юридическую форму, которая, обеспечи­вая правление двух суверенитетов - народа и монарха, закрепляет ос­новные политические полномочия за народно-представительным ор­ганом (парламентом), а формально-юридические - за монархом» 2 .

Республика

Эта форма правления также имеет значительную историю в плане эволюции своих типов и политических институтов. Пройдя длитель­ный путь от полиса к современности, республика является самой рас-

" Сравнительное конституционное право / Под ред. А. И. Ковлера, В. Е. Чир-кина и Ю. А, Юдина. С. 460.

2 Арановский К. В. Указ. соч. С, 158.

пространенной формой правления в мире. Определить сущность этой формы можно следующим образом:

1. «Республика представляет собой государство, в котором вер­ховное правление осуществляется выборным органом от имени наро­да, делегирующего свои полномочия на определенный срок»".

2. «Республика - форма государственного правления, при кото­рой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреж­дениями (парламентами), а граждане обладают личными и политиче­скими правами» 2

Основными признаками республики выступают:

Существование выборного единоличного или коллегиального главы государства;

Выборность на определенный срок главы государства и иных высших органов власти;

Осуществление власти по воле народа;

Юридическая ответственность главы государства в форме им-пичмента;

Обязательность решений верховной власти для нижестоящих органов управления;

Наличие взаимных прав и обязанностей государства и граждан. Республиканская форма правления предполагает наличие опреде­ленного рационального элемента в системе восприятия такой государ­ственности населением страны. По сути, можно говорить о республи­канизме как об определенной идеологии. В современном мире есть несколько типов республиканского режима.

Президентская республика (Мексика, США) характеризуется сильной властью главы государства. Его статусу свойственны следу­ющие черты:

Избирается народом (либо коллегией выборщиков);

Осуществляет всю полноту исполнительной власти, являясь од­новременно главой правительства;

Назначает членов правительства, которые несут ответственность непосредственно перед президентом;

Вправе по собственному усмотрению издавать нормативные акты, фактически имеющие силу закона;

Обладает правом законодательной инициативы и правом вето на принятые парламентом законы;

Обладает правом созыва чрезвычайных сессий парламента и переноса очередных сессий;

" Оксамытный В. В. Указ. соч С. 248-249. 2 Большой юридический словарь. М., 1998. С. 594.

Имеет право отсрочки исполнения приговора и право помило­вания лиц, осужденных по действующим законам;

В случае возникновения внутренних и внешних кризисных си­туаций может располагать чрезвычайными полномочиями;

Обладает широкими политическими правами, являясь лидером правящей партии,

Президентская республика в современном мире представлена не­сколькими формами, развитие которых обусловлено многочислен­ными факторами. По наблюдению Н. А. Сахарова, «значительный от­печаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции го­сударственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может играть субъективный фактор в лице ведущего поли­тического лидера, под которого в значительной степени выстраивает­ся вся конструкция государственной власти и управления»". Можно выделить следующие модели президентства:

1) Американская модель

Ее основными чертами выступают следующие:

Президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит от Конгресса, члены которого избираются от штатов и избирательных округов;

Правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса (Сенатом);

Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу, и принятые им законы обязательны для безусловного выполнения всеми должно­стными лицами;

Президент является полномочным главой всей федеральной ис­полнительной власти;

Президент имеет право издавать исполнительные приказы, каса­ющиеся главным образом сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти;

Только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса;

Президент является верховным главнокомандующим вооружен­ными силами;

Президент представляет страну в сфере международных отно­шений и подписывает международные договоры, но эти договоры ут­верждаются или отклоняются Сенатом Конгресса США;

Президент может по своему усмотрению использовать нацио­нальную гвардию и вооруженные силы для обеспечения обществен-

" Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 14. 242

ного порядка, но он имеет право вводить ЧП на территории всей стра­ны только с санкции Конгресса;

Верховный суд может признать неконституционным любой за­кон, принятый Конгрессом, и любой приказ, изданный президентом, но действует суд не по своей инициативе, а только в ответ на апелля­цию по поводу решения нижестоящей судебной инстанции, уже опре­делившей свое отношение к действиям законодательной или исполни­тельной власти;

Президент может уволить в отставку любого члена своей адми­нистрации, но он не правомочен увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избран­ных населением;

Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должност­ных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путем проце­дуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц, включая федеральных судей;

Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и переизби­раться он может только один раз".

Исходя из анализа Конституции США и сложившейся политиче­ской практики, «президент по этой модели наделен широкими и раз­нообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах феде­ральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государ­ственным аппаратом. Его полноправными партнерами и противовеса­ми в этой сфере выступают независимый от президента Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти, по­множенной на личную активность, ни один президент США не был в состоянии добиться сколько-нибудь значительных перемен во внут­ренней и внешней политике американского государства без поддерж­ки высшего законодательного органа страны» 2

История американской государственности подтверждает выше­сказанное. Даже в периоды «бурь и потрясений» (Великая депрессия 1929-1933 гг.; Вторая мировая война и т. д.) президенты США сталки­вались с активным противодействием со стороны Конгресса и Вер­ховного суда. Последний, в частности, очень долго отказывался при­знать трудовое законодательство Ф. Рузвельта, несмотря на тот бесспорный факт, что президент был ярко выраженной харизматичес-кой личностью и талантливым политиком. Система «сдержек и проти­вовесов», разработанная «отцами-основателями», не позволяет главе государства превратиться в авторитарного правителя. Пожалуй, наи-

" Сахаров Н. А. Указ соч. С. 15-17. 2 Там же. С. 17.

более выпукло ограничение возможностей президента выражается в его военных полномочиях. В 1973 г. Конгрессом была принята соот­ветствующая резолюция, на основании которой президент обязан:

Консультироваться с Конгрессом до вступления вооруженных сил США в боевые действия;

Доложить Конгрессу в течение 48 часов о каких-либо обяза­тельствах об использовании вооруженных сил США;

Прекратить использование силы в течение 60 дней, если Конг­ресс не объявит состояние войны, не пролонгирует своим законом этот период или если Конгресс не сможет собраться".

Ряд американских политологов высказывают вполне верную мысль о том, что «Конгрессу следует продолжить играть важнейшую роль во внутренней и внешней политике не потому, что он лучше при­способлен - как структурно, так и по характеру - принимать реше­ния, и не потому, что он всегда "мудрее"", нежели президент. Одна из его важнейших функций - выступать в качестве сдерживающего на­чала по отношению к президенту и выражать интересы и беспокой­ство избирателей, которые в противном случае могли бы игнориро­ваться президентом. Творцы Конституции предпочли пожертвовать некоторой действенностью ради предотвращения злоупотребления властью» 2 .

Таким образом, американская модель президентской республики показывает свою достаточную эффективность только при постоянном взаимоконтроле ветвей власти.

2) Латиноамериканская модель

Республиканская форма правления в странах Центральной и Юж­ной Америки сформировалась в совершенно иных условиях, чем в США. Большинство государств этого региона первоначально были испанскими колониями. Соответственно, состав населения и его мен-тальность формировались в процессе смешения испанцев, индейских племен и ввозимых из Африки рабов. С позиций социальной антропо­логии, перед нами - типичные «мультикультурные» сообщества, обла­дающие специфической политической культурой, в большей степени ориентированной на авторитаризм. Институт президентской власти ха­рактеризуется в этом регионе следующими чертами:

Президент одновременно является главой правительства;

Правительство формируется президентом по собственному ус­мотрению;

" Резолюция о военных полномочиях // Соединенные Штаты Америки: Кон­ституция и законодательные акты. М., 1993. С. 189-194.

2 Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между президентом и конгрессом / Под ред. Дж. Тарбера. М., 1994. С. 79.

Парламент не имеет правовых возможностей эффективно конт­ролировать действия исполнительной власти;

Президент имеет право (при федеративной форме государствен­ного устройства) вводить прямое управление субъектом федерации из центра.

Кроме того, нужно учитывать и такой фактор, как повышенная политическая активность армии в странах Латинской Америки. Ис­следователями давно отмечается, что «в политической истории прак­тически всех стран этого континента более-менее продолжительные периоды президентского правления прерывались военными переворо­тами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, передавала власть военной хунте, один из членов которой провозглашался президентом. И в прошлом, и в на­стоящем Латинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота»" Тем не менее латиноамериканский вариант президентской республики обла­дает и определенным демократическим потенциалом. Конституции ряда стран региона вводят некоторые ограничения возможностей гла­вы государства в вопросах управления.

Отметим следующие из них:

Во многих государствах региона (Бразилия, Мексика) прези­дент избирается только на один срок;

Существующие многопартийные системы предполагают нали­чие реальной оппозиции;

Судебная власть постепенно усиливает свои позиции, что выра­жается в реальной применимости импичмента по отношению к главе государства (Бразилия, Эквадор);

Усиление гражданского контроля над армией.

Типичными для стран этого региона являются и полномочия гла­вы государства. Так, президент Бразилии (крупнейшей страны регио­на) обладает следующими правомочиями:

Осуществляет помилование и уменьшает сроки наказания;

Назначает с согласия Сената судей, губернаторов и высших должностных лиц центральных органов власти и управления;

Устанавливает отношения с другими странами и дает аккредита­цию их дипломатическим представителям, а также подписывает меж­дународные договоры и соглашения;

Осуществляет право законодательной инициативы, санкциони­рует и промульгирует законы, а также имеет право вето;

Осуществляет делегированное законодательство и издает нор­мативные акты (декреты), обладающие силой закона;

" Сахаров Н. А. Указ соч. С. 21.

Является верховным главнокомандующим;

Объявляет военное и осадное положение;

Объявляет федеральное вмешательство;

Формирует правительство".

3) Афро-азиатская модель

Этот вариант президентской республики обладает наиболее ярко выраженными авторитарными чертами. Государственность многих на­родов Африки и Азии не отличается стабильностью, что только усили­вает деспотические устремления правящей верхушки. Основными чертами этой модели в целом выступают следующие:

Президент является шавой государства и правительства, а так­же лидером правящей партии;

Многопартийность часто оказывается номинальной;

Полномочия парламента крайне незначительны;

Правительство формируется президентом и ему подотчетно;

Судебная власть формируется президентом;

Местные органы исполнительной власти формируются прези­дентом 2 .

В целом же, по наблюдению ряда исследователей, «это результат отсутствия компетентности и выбора, которые четко обеспечиваются в эффективно функционирующей многопартийной системе. В этих го­сударствах нет оппозиционной партии, способной заменить находящу­юся у власти партию при желании электората изменить существую­щее положение. Многие государства с неограниченной формой организации исполнительной власти формально допускают наличие оппозиционных группировок, но избрание правящей партии настолько очевидно благодаря ее контролю за средствами массовой информации и обращению к законодательным коллизиям в области избирательного права, что существует ничтожная возможность ее поражения на вы­борах» 3 .

Президентские режимы в странах Африки и Азии достаточно час­то выступают единственным организатором эффективной государ­ственности. С позиций социальной антропологии авторитарность и внеправовые формы деятельности таких систем вполне объяснимы и нормальны. Социальная структура многих стран Азии и особенно Аф­рики еще не сформирована, черты первобытности или, во всяком случае, локализма достаточно зримы. Кроме того, те страны, которые до недавнего времени являлись колониями европейских государств (в основном Англии и Франции), после предоставления независимос-

" Правовые системы стран мира. С. 95-96.

^Сахаров Н. А. Указ. соч. С. 22.

^Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 59.

ти оставивили свои политические и правовые системы. Образован­ная верхушка новых независимых государств, сформировавшаяся под определяющим воздействием бывших метрополий, достаточно быстро отказалась от вестернизированных систем права и властво­вания. Отказ этот означал только одно: традиционный образ жизни несовместим с западными цивилизационными парадигмами. Ко­лониальный режим сглаживал многие внутренние противоречия, прежде всего в сфере формирования национального самосознания. В процессе же деколонизации, по верному наблюдению К. Гирца, на свободу вырвалась масса «внутренних националистических движе­ний, имеющихся практически во всех новых государствах и создаю­щих - в виде сепаратизма или стремления к созданию автономных образований - прямую, а в некоторых случаях (Нигерия, Индия, Ма­лайзия, Индонезия, Пакистан) и самую непосредственную угрозу не­давно продекларированной целостности нации, во имя которой и со­вершалась революция»".

Почти единственным способом предотвращения распада госу­дарства в таких условиях оказывается авторитарная президентская власть, направленная на сохранение единства страны. Опорой прези­дента выступает армия, являющаяся самой организованной частью политической системы. Поэтому конституции ряда государств и фик­сируют огромные полномочия президентов.

Если попытаться сгруппировать полномочия глав государств в странах Африки и Азии, то мы получим следующую систему:

Высшее должностное лицо государства;

Гарант конституции и ее соблюдения;

Назначение главы правительства и иных высших должностных лиц;

Наблюдение за исполнением законов;

Формирование высших судов страны;

Верховное командование вооруженными силами;

Представление государства во внешнем мире;

Право роспуска парламента.

В силу не сложившейся четкой социальной структуры общества, полиэтничности и сосуществования различных религиозных конфес­сий (или нескольких течений внутри господствующей конфессии) роль президента значительно повышается. Кроме всего прочего, «во многих арабских государствах в результате военных переворотов ус­танавливается особая форма суперпрезидентской формы правления. В этом случае парламент, как правило, распускается, правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший

" Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 272, 247

орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и др.), а его председатель, как правило лидер переворота, в дальнейшем провозглашается президентом»". Существенным отличи­ем афро-азиатской модели президентских республик являются бес­срочность пребывания главы государства на своем посту и передача власти по наследству. Яркими примерами выступают Азербайджан и Сирия, где правившие президенты при жизни сделали своих сыновей «соправителями», а затем парламенты и «всенародное волеизъявле­ние» закрепили смену первых лиц. Видимо, можно говорить о фор­мировании в ряде стран такого типа властвования, как «республи­канская монархия». Отсутствие плюралистической политической системы только способствует сложившемуся положению, а формаль­но действующие конституции не могут ему воспрепятствовать.

г) Коммунистическая модель

Данная форма президентской республики опирается на едино­лично правящую партию и какую-либо разновидность марксистской идеологии (Китай, Куба, Северная Корея). Глава государства в этих странах занимает свой пост в силу принадлежности к верхушке гос­подствующей партийной номенклатуры. Выборы носят сугубо фор­мальный характер. Такая ситуация складывается прежде всего пото­му, что «коммунистическая система включает в себя партию, которая определяет цели политики и государственный аппарат, который обес­печивает выполнение этих целей. Принимая во внимание тот факт, что если в стране с либерально-демократическим режимом, такой как США, конституция устанавливает порядок распределения и ис­пользования власти, то в коммунистической стране конституция под­властна интересам государства, а следовательно, интересам правящей партии» 2 . Президентская республика коммунистического (социали­стического) типа характеризуется следующими чертами:

Формально высшим органом власти в стране является народ­ное представительство;

Исполнительные органы власти формируются представительны­ми и им подотчетны;

Конституционно закрепляется ведущая роль правящей комму­нистической партии,

Отказ от системы разделения властей.

Функции главы государства в республике социалистического типа можно рассмотреть на примере КНР. Председатель КНР (он же -Генеральный секретарь ЦК КПК) избирается ВСНП и ему подотчетен. Его полномочия сводятся к следующим:

" Сапронова М. А. Указ соч. С 40. l ДepбuuшйpД.ж., Дербиишйр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 57.

Назначение высших должностных лиц (включая главу прави­тельства);

Награждение государственными орденами;

Назначение и отзыв дипломатических представителей;

Право помилования;

Введение ЧП и мобилизации".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Форма государства представляет собой способ организации структуры государства, его органов. Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государства позволяет установить, как устроено государство, в каких формахорганизовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Итак, форма государства включает в себя:

Форму правления;

Форму государственного устройства;

Политический (государственный) режим.

Под формой правления обычно понимают организацию высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия меду собой и населением.

По форме правления государства делят на монархии и республики .

Монархия характеризуется такими свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства, занятие трона по наследству или по праву родства, представительство государства монархом, единоличное правление; юридическая безответственность (монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей»).

В свою очередь монархии делятся на неограниченные (абсолютные) и ограниченные .

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена (Франция в XV-XVI веке при короле Людовике XIV, которому принадлежит изречение «государство – это я»). Если монарх не обладает всей полнотой власти, то государство по форме правления является ограниченной монархией (в настоящее время Великобритания, Испания, Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Японии и др.)

В свою очередь, ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную).

Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная парламенту.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что правовой статус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Он царствует, но не правит.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, гражданами на определенный срок.

Республика характеризуется такими свойствами, как осуществление государственной власти от имени народа; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; срочность и сменяемость государственной власти; должностные лица несут политическую и юридическую ответственность (отставка, роспуск парламента, снятие с должности, привлечение к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинар­ной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и т.п.) за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Современные республики делятся на президентские и парламентарные. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным и не определяют вид республики.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских республик относятся в настоящее время США, Бразилия, Венесуэла, Мексика и др., а к парламентарным республикам - Италия, Индия, Турция, Чехия, Латвия и др.

На практике применяются смешанные, или гибридные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Республика Беларусь, Российская Федерация, Франция и др. относятся к смешанным республиканским формам правления.

Переходя к характеристике следующего элемента формы государства – формы государственного устройства, необходимо отметить, что она раскрывает территориальную организацию государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Принято выделять три формыгосударственного устройства – унитарную, фе­деративную и конфедеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство; граждане территориальных единиц не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства. Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении и достаточно высокой степенью централизации. Эта форма территориального устройства присуща таким государствам как, Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др. По форме государственного устройства Республика Беларусь также относится к унитарным государствам.

Федерация сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки: два уровня государственного аппарата (существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации); возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства (общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации); субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств: Российская Федерация, США, Индия, Швейцария, Мексика, Канада и др.

Конфедерация представляет собой союз или объединение государств, при котором эти государства, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Конфедерация создается для достижения определенных целей. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами - членами конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации упрощенный – достаточно одностороннего волеизъявления любого государства. Конфедерация относится к непрочным образовани­ям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться (Речь Посполитая, Австро – Венгрия) или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию (США, Германия, Швейцария). В современном мире конфедераций в классическом понимании не существует. Однако, существуют объединения государств, обладающие некоторыми признаками конфедерации, например Содружество Независимых Государств.

Третий элемент формы государства – политико-правовой режим – это совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть.

Политико-правовые режимы разнообразны. Истории известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-полицейские, авторитарные, фашистские, либерально-демократические и другие.

Различают две разновидности политико-правовых режимов – демократические и недемократические.

К демократическим политико-правовым режимам относят режимы либеральной демократии, плюралистической демократии и др.

Современный демократический политико-правовой режим возможен только в правовом государстве, обеспечивающем верховенство закона, гарантирует плюрализм в общественно-политической жизни, обеспечивает права человека и гражданина, создает эффективные механизмы прямого участия населения в осуществлении государственной власти. Юридические гарантии демократического режима в Республике Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и законодательстве страны.

К недемократическим режимам относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный и др.), авторитарный.

Современные недемократические режимы характеризуются господством одной официальной идеологии, одной политической партии, ограничением личных и политических прав граждан, отсутствием условий для роста благосостояния населения, наличием карательных мер воздействия на инакомыслящих, произволом чиновников, нарушением законности и правопорядка.

Очевидно, что недемократические режимы исключают формирование правового государства.

Форма государства

Форма государства — это сложившийся способ организации и устройства государственной власти. Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Теперь обратите внимание. Форма государства не равна форме правления, она не равне чему — то из этих трех составляющих, так как форма правления — это сумма из этих трех. Нет хоть одного блока — значит нет и формы государства

Разберем каждый блок отдельно.

1. Форма правления.

Монархия.

Признаки:

1. Традиционная власть.
2. Власть передается по наследству.
3. Монарх олицетворяет собой государство.
4. Монарх не отчитывается за свои поступки перед народом.

Виды монархий:

а) абсолютная

б) ограниченная:
— парламентская (власть монарха ограничена парламентом);
— конституционная (власть монарха ограничена Конституцией);
— теократическая (власть монарха ограничена священным писанием).

Республика.

Признаки:

1. Власть в руках выборных лиц.
2. Правители сменяемы.
3. Рационально — правовая власть.
4. Обязателен отчет правителей перед народом.

Виды республик:

а) президентская (полнота власти в руках у Президента);
б) парламентская (больше всего полномочий у парламента);
в) смешанная (власть между президентом и парламентом);
г) теократическая (глава государства — глава церкви).

Получается, что по форме правления у нас правит либо один человек и всю жизнь (монарх), либо группа людей, который переодически выбираются.

2. Форма государственного устройства.

Унитарное государство.

Такое государство не делится на субъекты, то есть там одна система органов государственной власти, одна столица, одно гражданство, одна налоговая и законодательная система.

Федерация.

Государство состоит из субъектов, наделенных суверенитетом. В таком государстве две столицы, два гражданства, две системы органов государственной власти.

Это как в России. В каждом субъекте у нас есть центральный город, который и считается столицей, в республиках возможно получить два гражданства, в каждом субъекте федерации есть своя законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Конфедерация.

Это союз суверенных государств на основе какого — либо договора. Это обозначает, что два совершенно самостоятельных государства объединяются для какой — либо цели.

3. Политический режим.

Демократический.

Признаки:

1. Участие граждан в политической жизни страны.
2. Прозрачность власти.
3. Законность власти.
4. Отчетность власти перед гражданами.
5. Гарантии прав и свобод человека.

Это не все признаки демократии, но основные

Недемократический.

Основан на ущемлении прав народа и возвышении государства.

1. Тоталитарный. Все сферы жизни общества контролируются государством, почти всегда у власти диктатор, или партия диктаторского типа.

Здесь контролируется абсолютно всё, даже личная жизнь человека. Государство зорко следит за всеми гражданами и не дает совершенно никакой свободы.

Вот такая вот картина получается с государством. Получается, что форма государства — это то, как сформирована власть и как она функционирует, форма государственного устройства — то, как организована территория в государстве (либо самостоятельные субъекты, либо цельное государство), политический режим — это способ общения власти в народом (либо разрешаем много, либо все запрещаем)