Статья 142 ук рф состав преступления. Теория всего

Фальсификация избирательных документов, документов референдума

Комментарий к статье 142 УК РФ:

1. Общественная опасность данного преступления заключается в посягательстве на право граждан Российской Федерации осуществлять свое избирательное право.

2. Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения, обеспечивающие права граждан на выборах и референдуме, тайну голосования и установление результатов голосования в точном соответствии с волей голосовавших. К предмету преступления следует отнести избирательные документы: списки избирателей, удостоверения на право голосования, избирательные бюллетени и др.

3. Объективная сторона преступлений характеризуется активными действиями по фальсификации избирательных документов или документов референдума. По конструкции состав преступления - формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения действия, описанного в диспозиции. Под фальсификацией понимается внесение в документы заведомо ложных данных или полное изготовление их с такими данными, способными исказить результаты выборов, референдума.

4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает фактическое содержание совершаемых действий и желает их совершить.

5. Субъект рассматриваемого преступления - специальный. Им может быть член избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченный представитель избирательного объединения или блока, группы избирателей, инициативной группы или комиссии по проведению референдума, кандидат или его представитель.

6. По ч. 2 данной статьи ответственность наступает за фальсификацию, совершенную в соучастии, либо соединенную с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшую существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В этом случае состав преступления является формально-материальным. Между фальсификацией и причинением существенного нарушения прав и законных интересов необходимо установить наличие причинной связи. Кроме того, само понятие "существенное нарушение" носит весьма условный характер, является оценочным и требует взвешивать все объективные и субъективные факторы. Нуждаются в тщательном толковании и такие оценочные понятия, как подкуп, принуждение, насилие. Субъектами преступления, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются физические, вменяемые лица, достигшие возраста 16 лет, действующие индивидуально или в соучастии.

По ч. 3 ответственность наступает за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений. Субъект преступления в данном случае - физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста 16 лет.

Сразу несколько преступлений, посягающих на гражданские права и политические свободы, гарантируемые Конституцией Российской Федерации, содержит 142 статья УК РФ. Угроза социальному благополучию заключается в дестабилизации фундаментального права граждан на равный доступ к избирательной деятельности и на свободное волеизъявление на всенародном голосовании. В отличие от большинства конструкций Уголовного кодекса РФ, ст. 142 объединяет три независимых друг от друга криминальных деяния в области избирательного права. Сам факт присутствия в кодексе делает перечисленные деяния непросто общественно опасными, а уголовными деликтами. Законодатель причисляет их к категории средне тяжких преступлений.


До перестройки во времена СССР уголовному преследованию подвергались два вида деяний в сфере избирательного права. По старому уголовному закону 1985 годаза воспрепятствование осуществлению избирательных прав и подлог документовпри проведении референдума предусматривалось два вида наказания– штраф или лишение свободы.

Действующее уголовное законодательство предусматривает три совершенно разных деяния, объединённых в одной статье под общим названием – фальсификация избирательных документов, документов референдума:

Все составы являются смежными – субъективная сторона общая, а деяние, как элемент объективнойстороны,охватывается понятием фальсификация.

Санкции довольно суровые – высокий штраф, принудительные работы, лишение свободы, запрет на занятие определённой должности.Фальсификация непосредственно самих итоговых результатов голосования вынесена законодателем в отдельный состав – ст. 142.1 УК РФ.

Объект и предмет всех трёх составов один и тот же. Объектом выступают активные избирательные права граждан, предметом – документы, посредством которых граждане их осуществляют.

Объективная сторона заключается в совершении различных действий по фальсификации документов плебисцита или выборов:

По конструкции объективной стороны части 1 и части 3 уголовные деликты представлены формальными составами. Преступление окончено в момент совершения действий, составляющих объективную сторону деяния.

Часть 2 включает материальные последствия в рамки состава и признак группы на стороне субъекта. Вменение возможно при наступлении последствий или совершении деяния в соучастии. А также составообразующим признаком объективной стороны указан способ совершения преступления – это подкуп, угрозы, оказание давления. Если деяние, предусмотренное частью 2, совершено способом, не указанным в диспозиции, ответственность наступает в административном порядке по ст. 5.46 КоАП РФ.

Внести недостоверные сведения в бюллетени возможно только при наличии прямого конкретизированного умысла. О косвенном умысле можно говорить применительно к материальным последствиям. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных в трёх частях 142 статьи кодекса, сформулирована законодателем идентично друг другу.

Субъект преступлений в разных частях статьи обладает разным набором признаков. Для состава преступления, предусмотренного частью 3, субъект является общим. Деяние, квалифицируемое по части 1 и 2, может совершить только специальный субъект.

Признаки субъекта для каждого состава содержит диспозиция соответствующей части статьи. В качестве квалифицирующих признаков субъекта законодатель предусмотрел наличие у преступника обязанности обеспечивать реализацию гражданских избирательных прав на основе специального назначения или трудового договора.

Правовые комментарии чаще всего касаются характеристики составов и актуальны для юридической практики в силу применения законодателем бланкетных норм при формулировании диспозиции статьи 142 УК РФ. В частности, разъяснениям подвергаются следующие аспекты и термины:

Статья 142 УК РФ, по мнению большинства правоведов, - декларативная норма, поэтому комментарии имеют больше теоретическое, нежели практическое значение.

Существует точка зрения, что отдельная криминализация способов фальсификации результатов выборов излишня и даже негативно сказывается на эффективности правосудия. Обычно к ответственности привлекают исполнителей, чья деятельность оплачивается конечными выгодоприобретателями. И хотя для организаторов таких преступлений оплата нарушений,что называется, «влетает в копеечку», тем не менее они предпочитают такой вполне легальный способ остаться в тени и избежать уголовной ответственности.

Процент уголовных дел по ст. 142 УК, дошедших до судебной стадии постановления приговора, крайне низок – не более десятой части от возбуждённых дел.

Затрудняют процесс квалификации особенности законодательной конструкции составов:

Чаще всего допущенные нарушения при подготовке и проведении выборов и референдумов подвергаются разбору дисциплинарным комитетом, по итогам которого выносится решение об увольнении нарушителя.

При проведении выборов в органы местного самоуправления доклады о выявленных случаях некорректного проведения мероприятия до федерального уровня обычно не доходят. Всё это ведёт к тому, что судебная практика по подобным составам до сих пор не устоялась.

На правовых порталах и форумах практикующие юристы сходятся во мнении, что механизм реализации уголовной ответственности за фальсификацию избирательных документов не отработан:


Непродуманность правовых путей воплощения намерений законодателя обеспечить честность и справедливость общественного волеизъявления, делает практически неработающими принятые нормы, которые криминализуют деяние.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Новая редакция Ст. 142 УК РФ

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 142 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией России свободного и равного осуществления гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (см. ч. 2 ст. 32 Конституции, ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Комментируемая статья состоит из трех частей, отражающих основные альтернативные составы преступления. Составы преступления выражают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

2. Основной объект преступного посягательства - конституционное право гражданина на реализацию своего избирательного права (права на участие в референдуме). Факультативные объекты - установленная законом деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, неприкосновенность личности, чужая собственность, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

3. В качестве предметов посягательства могут выступать избирательные документы, документы референдума (в том числе подписные листы), а также чужое имущество.

3.1. Избирательные документы, документы референдума - подписной лист с подписью избирателя или участника референдума, избирательный бюллетень или бюллетень для голосования на референдуме, открепительное удостоверение, список избирателей или участников референдума, протокол об итогах голосования, сводная таблица об итогах голосования.

3.2. Подписной лист - установленной законом формы лист, содержащий подписи избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия. Активное преступное поведение может выразиться в уничтожении избирательных документов (документов по подготовке и проведению референдума), в подделке подписей избирателей, в незаконном изготовлении избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме). Пассивное преступное поведение возможно, например, в невнесении в избирательные документы (документы референдума) полученных данных.

5. Фальсификация избирательных документов (документов референдума) может быть выражена в их подмене, подчистке, дописке в данных документов, искаженном отражении в них действительных данных, полученных в ходе подготовки и (или) проведения избирательной кампании (кампании по проведению референдума).

6. В ч. 2 коммент. статьи раскрывается состав преступления альтернативный составам, описанным в ч. 1 и 3, который предусматривает УО, во-первых, за подделку подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, [избирательным блоком,] инициативы проведения референдума; во-вторых, за заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов). Причем общественно опасное деяние должно быть совершено либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединено хотя бы с одним из способов преступного поведения: а) подкупом; б) принуждением; в) применением насилия; г) угрозой применения насилия; д) уничтожением имущества; е) угрозой уничтожения имущества, либо повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а равно охраняемых законом интересов общества или государства. В иных случаях лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, либо уполномоченное лицо, уличенное в подделке подписей избирателей или участников референдума, подлежит административной ответственности (см. ст. 5.46 КоАП).

6.1. Подделка подписей избирателей (участников референдума) подразумевает выполнение подписей от имени соответствующих избирателей (участников референдума) другими лицами.

6.2. О совершении преступного деяния группой лиц по предварительному сговору см. в п. 3 коммент. к ст. 35.

6.3. Организованная группа - см. п. 7 коммент. к ст. 35.

6.4. О подкупе, принуждении, применении насилия или угрозы его применения см. в п. 8.1, 8.2 коммент. к ст. 141.

6.5. Уничтожение имущества предполагает полную утрату его потребительских свойств и экономической ценности (имущество восстановлению не подлежит).

Угроза уничтожения имущества означает психическое воздействие на потерпевшего, которое свидетельствует о реальной возможности уничтожения принадлежащего или вверенного ему имущества.

6.6. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства является оценочным и может быть выражено в причинении убытков в крупном размере, в срыве избирательной кампании или кампании по проведению референдума, в дезорганизации деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, в подрыве деловой репутации гражданина, организации.

7. В ч. 3 коммент. статьи раскрывается состав преступления альтернативный составам, описанным в ч. 1 и 2, который предусматривает УО за незаконное изготовление, хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

7.1. Незаконное изготовление избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) предполагает производство не предусмотренных законодательством о выборах (референдуме) указанных бюллетеней (в дополнительном количестве, в неустановленное время, в ином месте и т.д.).

7.2. Хранение незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) подразумевает фактическое нахождение указанных бюллетеней во владении виновного лица (при себе, в тайнике, в учреждении или организации и т.д.).

7.3. Перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) означает перемещение указанных бюллетеней из одного места в другое с использованием любого вида транспортного средства.

8. По законодательной конструкции составы преступления, описанного в ч. 1 и 3 коммент. статьи, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент осуществления общественно опасного поведения независимо от наступления материального общественно опасного последствия. Состав преступления, закрепленный в ч. 2, - формально-материальный.

9. Диспозиции статьи имеют ссылочный характер. Подробнее см. п. 11 коммент. к ст. 141.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Возможен и косвенный умысел в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.

11. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и в некоторых случаях наделенное дополнительным (специальным) признаком: а) являющееся членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, [избирательного блока,] группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а равно кандидатом или уполномоченным им представителем (ч. 1); б) являющееся участником преступной группы (ч. 2).

Другой комментарий к Ст. 142 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются избирательные документы либо документы референдума, т.е. надлежащим образом оформленные документы, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в ходе избирательного процесса либо устанавливающие итоги голосования на выборах или референдуме.

2. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется действием в виде фальсификации (т.е. полной подделки, искажения или подлога) избирательных документов, документов референдума.

3. В ч. 2 объективная сторона предполагает альтернативно предусмотренные действия: а) подделку подписей избирателей, участников референдума в подписных листах; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо особая характеристика субъектного состава совершающих преступление лиц (группа лиц по предварительному сговору или организованная группа), либо способ совершения преступления (подкуп, принуждение, применение насилия или угроза его применения, уничтожение имущества или угроза его уничтожения), либо наступление общественно опасных последствий (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Преступление является оконченным либо с момента совершения соответствующих действий, либо с момента наступления последствий.

4. В ч. 3 объективная сторона характеризуется: а) незаконным изготовлением избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений; б) хранением либо в) перевозкой незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.

  • Вверх

Как известно, в Уголовный кодеки РФ было введено две статьи, регулирующие ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме - ст. 141 и 142, которые в какой- то степени являются аналогами ст.

132 и 133 УК РСФСР 1960 г.

Статьи 141 и 1411 УК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым являлось воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывалось штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ, или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до одного месяца или обязательны ѵіи работами на срок от 120 до 180 часов либо исправительными работами на срок до одного года.

Деяния, ответственность за которые предусматривалась ч. 1 ст. 141 УК РФ и имеющие квалифицирующие признаки, т.е. соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывались согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период ог двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ, являлись общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума. Эти отношения регулировались федеральными конституционными законами, федератьным и законами, законами субъектов Российской Федерации, а в специально оговоренных случаях - федеральным и региональныѵі законодательством, уставами муници- патьных образований1. По этому составу профессор Н И. Ветров выделяет и дополнительный объект - здоровье, телесная неприкосновенность или свобода самого избирателя и его близких2.

Субъектом уголовной ответственности по ч. 1 и по ч. 2 ст. 141 (предусматривающей квалифицированный состав данного преступления) выступало вменяемое физическое лицо, достигшее 16 летнего возраста (кроме п. «б» ч. 2 ст. 41). Объективная сторона выражалась «в разновидности трех действий (бездействия)»1, связанных с воспрепятствованием осуществлению:

1) гражданином своих избирательных прав;

2) права участвовать в референдуме;

3) работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.

Состав по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из трех указанных в законе деяний .

Субъективная сторона характеризовалась прямым умыслом, в том числе и по ч. 2, предусматривающей отягчающие обстоятельства шестью квалифицирующими признаками. Цели и мотивы могли быть различными.

Необходимо отметить, что норма о воспрепятствовании не только была введена в уголовный закон, но и получила довольно профессиональную разработку.

Воспрепятствование осуществлению гражданином своего избирательного права могло иметь место применительно ко всем правомочиям, образующим конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Воспрепятствование осуществлению закрепленных за специфическими субъектами избирательных правоотношений прав также квалифицировалось как посягательство на избирательные права российских граждан.

Воспрепятствование реализации гражданином избирательных прав могло выражаться в активной (действие) и пассивной (бездействие) формах. Но законодатель при этом не определял способа совершения этого преступления. В специальной литературе отмечалось, что это могло быть закрытие избирательных участков в день голосования, недопуск на избирательный участок, отказ в выдаче избирательных бюллеленей или открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, уничтожение избирательных документов, принуждение к участию в выборах или голосованию за (против) конкретных кандидатов, воспрепятствование осуществлению доверенными лицами своих полномочий и т.д.

Как видим, данный состав сконструирован с использованием явно выраженных оценочных категорий. Законодатель не преследовал цели указать на все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Естественно, на эго обратили внимание исследователи, которые подчеркивали, что данное об сюятельство вовсе нс означает, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав может быть совершено любым способом. Так, некоторые авторы отмечали, что способ действия виновного исчерпывающе сформулирован в тексте статьи: насилие, обман, угрозы или подкуп. Иные формы воздействия на граждан сами по себе не содержат состава преступления1. Однако другие авторы, наоборот, считают, что воспрепятствование может быть осуществлено любым способом . Такой же позиции придерживаются и авторы комментария под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, отмечая, что в ч. 1 сг. 141 УК РФ законодатель не предусматривает способа совершения этого преступления, оно может быть совершено любым способом^. Большая же часть авторов просто констатируют, что воспрепятствование может быть осуществлено различными способами, действиями (бездействием).

В этом плане стоит отметить, что воспрепятствование, действительно, могло быть осущестатено любым способом, но не всякое воспрепятствование осуществлению избирательных прав являлось уголовно противоправным. Противоправным оно являлось, если создавало преграды для законной реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и содержало вес признаки данного состава преступления. В ином случае оно не становилось преступлением, а потому согласно ч. 1 ст. 141 УК РФ не могло потечь за собой наступление уголовной ответственности за действия, направленные, например, на следующее: пресечение сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов лицами, не достигшими 18-летнсго возраста; удаление из помещения для голосования наблюдателей, препятствующих работе избирательных комиссий; прекращение иных незаконных избирательных действий, при условии, что за них прямо нс установлена административная ответственность, аналогичная по своему содержанию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

Не были прямо очерчены в законе и уголовно наказуемые способы противодействия работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Это было сделано позже, введением Федерального закона от 4 июля 2003 г. в ч. 3 ст. 141 , которая предусматривала уголовную ответственность sii вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией„ комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с цеіью повлиять на ее решения. Вмешаіельсіво выражалось в требовании или указании должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Можно отметить, что введение этой части стало результатом обобщения опыта работы избирательных комиссий и избирательного процесса в целом. Конечно, вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий наблюдалось нс единожды в течение последних 10 лет, что создавало значительные трудности в работе избирательных комиссий, особенно когда такое вмешательство сопровождалось значительным противодействием их работе. Правда, надо отметить, что не всегда такое вмешательство было «противодействующим», и избирательные комиссии нередко допускали его сами, учитывая интересы должностных лиц особенно в исполнительной власти, без которых они не могли реализовать самостоятельно свои предусмотренные законом полномочия. Но появление такой нормы в Уголовном кодексе РФ стало повышенной гарантией эффективной работы избирательных комиссий, способствовало повышению качества всего избирательного процесса.

В этом плане необходимо рассматривать и предусмотренную уголовную ответственность за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», которая позволила впервые в мировой практике в гаком масштабе в течение суток после завершения голосования реализовать задачу опубликования в Интернете данных протоколов всех 95 тыс. участковых избирательных комиссий. Однако оценки и суждения по возможностям и технологѵіи работы ГАС «Выборы» значительно разнятся у исследователей, особенно после модификации системы, которая сейчас называется ГАС «Выборы-М» и которую провели нс разработчики исходной системы, а американские специалисты. По заявлению главного конструктора системы Юрия Ломова, он не может утверждать, что есть гарантия защиты информации ГАС «Выборы-М» от того, что в ее аппаратуру не вмонтированы специальные чипы или в ее программное обеспечение не включены какие-то коды, посредством которых можно изменить данные голосования.

Уголовная ответственность, введенная за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», явилась логическим завершением той большой работы, которая проводилась все эти десять лет по созданию уникальной системы.

Противоправные деяния по ч. 3 ст. 141 после изменений, введе - ных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 000 руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Стоит также отметить, что в УК РФ 2003 г. путем дополнения была введена и совершенно новая статья, нс имевшая аналогов в прошлом: ст. 1411 «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».

Еще по теме Составы преступлений по ст. 141, 141, 142 и 1421 УК РФ:

  1. КОНКУРЕНЦИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - см. "Квалификация преступлений".
  2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - см. "Квалификация преступлений".
  3. СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СМЕЖНЫЕ - см. "Квалификация преступлений".
  4. ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ - см. "Состав преступления".
  5. 8. Понятие, элементы и признаки состава преступления. Соотношение преступления и состава преступления Виды составов преступлений.
  6. 10. Понятие и признаки объективной стороны состава преступления. Понятие и признаки действия и бездействия в уголовном праве. Условия уголовной ответственности за бездействие.
  7. 11. Преступные последствия, их виды и значение. Материальные и формальные составы преступлений.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -