Здоровье: физическое, психическое, социальное, духовное. Здоровье есть состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия

Типы теорий социального благополучия. Экономическое благополучие. Социальное

Благополучие. Психологическое благополучие.

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом

и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Социальное

благополучие проявляется в широкой динамичной системе социальных связей, с наличием

позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. Также оценивается

успешным функционированием в социуме. У людей с высоким уровнем социального

благополучия есть близкие, которые помогают им добиваться своего, наслаждаться жизнью и

оставаться здоровыми. Они окружены людьми, которые их уважают, поощряют их развитие и

рост и принимают их такими, как есть. Люди с высоким уровнем социального благополучия

сознательно уделяют время общению со своим окружением.

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности

внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также

поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. В качестве

базовых составляющих психологического благополучия человека выделяются:

позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни),

автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность

(контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью),

наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство

непрекращающегося развития и самореализации.

Экономическое благополучие – основывается на удовлетворении трудом и доходом, удовлетворение

потреблением и гражданское удовлетворение (системой, экономической политикой).

Историко-культурном контексте.

Благополучие-это спокойное течение жизни, не нарушенное несчастьями и неудачами. Социальное

благополучие- проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе

социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в

зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич., социального и эконом.

функционирования в социуме (Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие благополучие определяется в

самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь

культурных, социальных, психол., физич., эконом. и духовных факторов. В используемой ВОЗ дефиниции

здоровья («состояние полного физич., душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физич. дефектов») понятие «благополучие» включает элементы, к-рые обеспечивают индивиду

способность жить полноценной для него жизнью. Русский язык содержит много слов, корень к-рых «благо».

В зап. практике также наряду с термином «благо» используются термины «благополучатель»,

«благодаритель» и др. Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но

способен к его рефлексии. В общее состояние С. б. каждая из его составляющих (субъективное физич.,психич., духовное, социальное благополучие) вносит свой вклад. Восприятие личностью своего положения

в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в к-рых она живет, а также в соответствии со своими

целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни Оценивание

собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально признанной для

данной культуры на данном временном истор. отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся

на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном благополучии. Эти

оценки в разных системах измерения могут не совпадать. При разработке понятия «благополучие» авторы

делают акцент как на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, так и на аспектах

позитивного функционирования личности. Благодаря процессу О. личность может влиять на уровень своего

социального благополучия, к-рый нежестко связан с субъективным переживанием его.

Индивидуальное благополучие, коллективное благополучие. Субъективное и

Объективное в трактовке социального благополучия.

Индивидуальное социальное благополучие - отражает субъективные переживания индивида своей

удовлетворенностью или неудовлетворенностью положения в обществе.

Коллективное с.б - это совокупность объективных (исчисляемых) критерием удовлетворенности членами

общества своим положением в нем (определенной социальной группы).

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности,

жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных

представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. В

субъективном благополучии (и его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента:

когнитивный (рефлексивный) - представление об отдельных аспектах своего бытия, и эмоциональный -

доминирующий эмоциональный тон отношение к этим аспектам.Субъективное благополучия (или

неблагополучия) человека состоит из частичных оценок различных аспектов ее жизни, что является

предметом изучения различных научных дисциплин. Благополучия является интересным предметом

изучения и актуальной проблемой для психологии и психогигиены.

Человеческая жизнедеятельность и общественная жизнь как неотъемлемое условие

Социального благополучия. Творчество как условие социального благополучия.

Смысл человеческого существования как вопрос о высшем благе. Экзистенциальные

Концепции бытия человека.

Вопрос о высшем благе ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и

человеческого существования, в зависимости от которого определялась соотносительная

ценность всех других благ.

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В

целом ряде работ 20 - 30-х годов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии.

Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей, Ж.-П. Сартр создал

обновленное понимание бытия (особенно в книге "Бытие и ничто"). Еще раньше новые,

неклассические варианты онтологии, повлиявшие на экзистенциалистов, разрабатывал Э.

Гуссерль. Избирается обратный путь - .от человеческого существования, т. е. от

экзистенции, к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой

подход представляется философам XX в. предпочтительным с точки зрения не только

реалистической (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и

гуманистической: в центр ставится человек, его активность, его уникальность,

возможности свободы, открываемые самим бытием.

Учение Аристотеля о двух видах справедливости. Историко-философские учения о

Благополучия.

Благо - понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития

человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и

духовные блага, а среди последних – абсолютное благо, или Бог, и субъективные блага,

т.е. добро, красота, радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в

зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним

понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и

необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется

понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати,

исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах

общечеловеческих ценностей. Ценность, то есть жизненная и практическая установка,

рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое

достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру

благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность

другого, пользуется верой как благом.

Религиозные или производные от них представления о человеке продолжают оказывать

влияние и на сегодняшний мир людей. Несколько религий получили мировое

распространение. Различия мировых религий свидетельствуют об устойчивой

неоднозначности трактовки "я" в мире людей. Религии помимо того, что удовлетворяют

творческую и поведенческую потребность человека в представлениях о себе и мире,

привносят внечеловеческий, надчеловеческий подход к отношениям между людьми,

стремление людей к замене стихийного внутривидового противоборства на общепринятые

нормы взаимоотношений.9. Народные сказки, поговорки, пословицы как источник формирования представлений о

благополучии.

Представления о счастье – ключевая черта мировоззрения человека, входящая в смысла

жизненную систему его ценностей. Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. В

современном же обществе особенно ярко выражен как тяготение к счастью-удаче и

счастью-наслаждению.Человек современности блуждает в поисках счастья и блага в

пространствах социума и культуры не менее, нежели человек прошлых эпох. Один из

ключевых концептов культуры "счастье" занимает важное положение в картине мира,

которая видится сквозь призму русской сказки затрагивают ряд актуальных вопросов:

каково счастье подлинное и как не спутать его с обманчивым, ложным? Что за путь к

такому счастью ведёт и как отыскать его, и как с него не сбиться? Как счастье с

житейским благополучием связано? Соотносится ли с добродетелями? С благом? С не–

счастьем, которого так много в судьбе сказочных героев? Примечательно, что сказочные

притеснители "несчастных" героев (сирот, падчериц и т.п.) предстают перед слушателем

вполне житейски благополучными; у них есть все то, что, казалось бы, нужно для счастья

: и родительская защита, и свой дом, и хозяйство, и достаток, у них все в жизни в порядке.

Однако повествователь наделяет подобных героев особыми чертами. Так, если любимым

сказочным героям будет свойственно трудолюбие, то антигероям – праздность;

искусность героя будет противопоставлена неумелости антигероя, милосердие –

жестокости, терпение – гневливости, послушание – властолюбию, скромность –

самолюбованию, кротость – негодованию, безропотность – мстительности.

Противопоставление по принципу "герой - антигерой", "добродетель - порок",

разворачиваемое в динамике развития сказочного сюжета, приводит тех и других

персонажей к разному для каждого финалу. Счастье одних и несчастье других меняются

местами в развязке сюжета, знаменуя победу или поражение разных путей

жизни.Антигерои, в лучшем случае, теряют, что имели: цари - царство, богатые -

богатство, а иногда отнимается и человеческий облик или сама жизнь. Счастье же

открывается "несчастным", невольно вызывая воспоминание о евангельском обетовании

блаженства "плачущим и кротким". Ценностная специфика счастья выражается сказкой в

его итоговом, результирующем характере: образ разбитого корыта, образу свадебного

пира, как выражение оппозиции "ложное понимание счастья - подлинное понимание."

Счастье в сказке может проявить себя через житейский идеал достатка и налаживания

хозяйства, но это становится возможным, как правило, благодаря чудесной помощи герою

в ответ на доброту сердца и его готовность отдать последнее. Сказочное счастье может

являть себя в судьбе героя в образе доброго супруга или супруги, сумевших угадать свою

суженую половинку в неприметном, скромном облике, Сказочное счастье может

обнаруживать себя и в получении героем или героиней простого происхождения нового,

царского статуса, что также сопряжено с супружеством. В разных культура счастье

трактуется по разному и передается через народное творчество.

Экономических систем.

1.Традиционная: Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие

товары и услуги как и для кого производить.Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие

нововведений.

2.Командная: Экономические решения принимают в основном представители

государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у

производителей заинтересованности в повышении эффективности производстваДостоинство: Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях

экономической деятельности

Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в

завтрашнем дне»

Недостатки: Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-

технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления-Низкий

уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический

дефицит предметов потребления

3.Рыночная: Свободное решение основных экономических вопросов на основе

рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими

личными экономическими интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние

государства

Достоинство: Способствует эффективному распределению ресурсов, так как

направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше

всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности

предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая

адап-тированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического

прогресса

Недостатки: Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение

потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции

и безра-ботице, социальным противоречиям

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования

Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий

Расточительное отношение к природным ресурсам

4.Смешаная Одновременное сочетание частного и государственного секторов

экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и

социализации жизни

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

Достоинство: Обеспечение экономического роста и экономической стабильности

Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями

Обеспечение политической стабильности Стимулирование технологических и

организационных инноваций Поддержка сферы образования, культуры, науки

Недостатки: Отсутствие стандартных схем

Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики

В благополучие как феномене социальной реальности можно выделить три смысловых аспекта: духовно-нравственный, политико-правовой и финансово-экономический. Основными структурными элементами духовно-нравственного аспекта являются смысл жизни и достоинство личности. В политико-правовом аспекте центральной ценностью, влияющей на эффективность использования общественных и личных ресурсов для достижения благополучия, оказывается справедливость. В финансово-экономическом аспекте ключевыми факторами благополучия выступают деньги и институт частной собственности.

Самобытность понятия "благополучие" и невозможность выразить его смысл через другие близкие к нему по значению слова (благосостояние, счастье). При всякой новой попытке это сделать, сущность феномена благополучие ускользает, а все эти термины фиксируют лишь различные аспекты проблемы. Термин "благосостояние" выражает материальный достаток людей. Понятие "счастье" наряду с тем, что указывает удовлетворенность человека своей жизнью, подразумевает причастность человека к чему-либо. Традиционно под чем-либо мыслятся духовные и материальные блага. Поэтому счастье в отличие от благосостояния связывается не только с материальным, но и духовным измерением человеческого бытия. Но понятия счастья и благополучия между собой взаимодействуют по принципу взаимодополнительности. Они схватывают различные аспекты одной ситуации. В понятии "счастье" причастность к благу потенциальна, а в понятии "благополучие" причастность к благу актуальна. Это видно из этимологии этих слов.

- 11. Показатели социального благополучия в либеральной рыночной экономике. Теория А. Смита и Д. Рикардо.. Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию,

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается.

В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» . Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара.

«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей.

Капитал по Рикардо:

Часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимая, чтобы привести в движение труд

Из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое».

Рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество - неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.

Рентообразующие факторы - плодородность земли (неодинаковый природный потенциал) и разная удаленность участков от рынков, где полученная с них товарная продукция может быть реализована. Источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.

Труд имеет естественную и рыночную стоимость: «естественная цена труда» - возможность рабочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства. Зависит от нравов и обычаев, так как в некоторых странах не требуется, скажем, теплой одежды; «рыночная цена труда» - плата, складывающаяся с учетом реального соотношения спроса и предложения.

Рикардо прогнозировал, что при росте заработной платы рабочие начнут заводить большее количество детей, и в итоге заработная плата будет падать из-за того, что количество рабочих будет увеличиваться быстрее, чем спрос на их труд.

Безработица в рыночной экономике невозможна, так как избыточное население вымирает. В этом суть рикардианского «железного» закона заработной платы.

Позиции Рикардо по теории денег базировались на положениях, характерных для формы золотомонетного стандарта. При этом «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей». Рикардо был сторонником количественной теории денег.

Модели социальной политики.

4. Модель «социально- ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет. Концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов (пособий, пенсий). В России – жесткая социальная модель (все платы есть, но они крайне низкие).

Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей

38. Национальная программа демографического развития России. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

Общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

Совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

Совершенствование системы образования;

Улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

Прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

Укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

Создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

39. Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта

Укрепление здоровья граждан

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Развитие первичной медицинской помощи

Возрождение профилактического направления в здравоохранении

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей практики

повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

31. Модели социальной политики .

Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.

Как правило, модель основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. В зависимости от содержания выделяют следующие модели социальной политики:

1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ.

государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности.

Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.

Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

3.Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Получила распространение в индустриально развитых странах. Концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран

Справедливо ли утверждение: «Если у меня ничего не болит, то я здоров»? Попытаемся вместе ответить на этот вопрос.

Всемирная Организация Здраво-охранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального (общественного) благополучия. Как врач я согласен с этим определением, но как христианин не могу не включить сюда ещё один аспект, по моему мнению, самый важный - это состояние духовного благополучия. Причём, первые три аспекта здоровья напрямую зависят от последнего - другими словами, нарушение духовного благополучия приводит к нарушению всех остальных. Как это понимать? Давайте попробуем в этом разобраться.

Что такое физическое благополучие?

Это состояние нашего тела. Чувствую ли я себя в нём уютно? И здесь мы можем говорить о наличии или отсутствии болезней. Говоря об аспекте психическом, мы говорим о состоянии нашего сознания: здраво ли мыслим, нет ли в нашем мышлении каких-либо отклонений? Аспект социальный характеризируется отношениями в семье и обществе. Но какое же отношение ко всему этому имеет духовный аспект? Всё в нашем мире живёт и развивается по определённым законам. Кто же их установил и кто ими управляет?

Для меня как христианина ответ совершенно ясен - Бог! «Ибо Он сказал - и сделалось; Он повелел - и явилось» (Псалом 32:9). «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:45); «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Луки 8:25).

Бог является Творцом всех законов природы, в том числе законов, которые управляют и нашим организмом. Бог любит нас! Он сотворил нас по Своему образу и подобию, создал идеальные условия для жизни человека в Едемском саду. Но человек нарушил волю Божию, согрешил и вынужден был покинуть этот сад, в «поте лица» зарабатывать себе на хлеб и жить далеко не в идеальных условиях. Но по Своей великой любви Бог не оставил человека, заботился о нём на протяжении всей истории и продолжает заботиться сейчас. Его любовь проявляется, прежде всего, в том, что Он отдал Сына Своего Единородного для спасения человечества.

Так вот, именно от взаимоотношений с любящим Богом зависит состояние нашего здоровья. И главный секрет заключается в словах, сказанных Иисусом Христом и записанных в Евангелии от Матфея: «”Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”» (22:37-39).

Почему, возлюбив Господа, я буду здоров?

И вообще, что означает возлюбить Господа? Это значит жить согласно тем законам, которые Он дал. В этом залог хорошего здоровья. Бог говорит: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней… ибо Я Господь, целитель твой» (Исход 15:26).

Давайте рассмотрим несколько примеров. Бог дал народу израильскому советы по гигиене и борьбе с инфекционными заболеваниями, когда они 40 лет скитались по пустыне. За это время, невзирая на трудные условия, не было ни одной эпидемии.

Ещё 300 – 400 лет тому назад библейские принципы гигиены были единственным способом борьбы с болезнями. Многие из этих советов легли в основу современной эпидемиологии. Второй пример. Бог предостерегает, и это записано в книге Левит, от употребления жира животного происхождения. Сегодня мы знаем, что именно эти жиры являются причиной сердечно-сосудистых заболеваний, причиной большинства смертей в нашем мире. Результаты исследований доказывают, что те, кто не употребляют животные жиры, намного реже имеют недуги сердца, диабет, онкологические заболевания. И сегодня любая программа по профилактике этих заболеваний включает ограничение либо полное исключение из рациона питания жиров животного происхождения.

Третий пример. Священное Писание осуждает употребление алкоголя: «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий увлекающийся ими неразумен» (Притчи 20:1); «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притчи 23:31-34).

Ещё одним фактором, способствующим снижению стресса, является мир в душе. Бог готов дать его сегодня каждому, кто желает его получить. В Евангелии от Иоанна 14:27 записаны слова Иисуса Христа: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» . И только те, кто полностью доверяются Богу, поддерживают с Ним тесные взаимоотношения, имеют полный душевный мир.

Человек - существо социальное

Социальный фактор тоже играет огромное значение в здоровье человека. Мы живём в обществе и нуждаемся в общении. Это касается отношений в семье, на работе, в обществе. Насколько эти взаимоотношения благоприятны, настолько комфортно будет чувствовать себя человек. Чем больше конфликтов, чем более натянуты отношения, тем хуже будет здоровье человека.

Почему сегодня так много разводов? Потому что в большинстве случаев один из супругов не хочет считаться с мнением другого или ставит своё мнение выше мнения своего ближнего. А Писание учит нас повиноваться друг другу, ставить другого выше себя. В этом секрет счастливой жизни в семье.

На страницах Священного Писания записано «золотое правило» жизни в обществе: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12). Если мы будем жить по этому правилу, то и социальное благополучие у нас будет.

И, наконец, отношение к самому себе. Практически 90 % всех заболеваний зависят от двух вещей: чем мы заполняем наш организм и что мы с ним делаем. «Возлюби ближнего своего как самого себя» означает также, что мы должны с уважением относиться и к собственному организму.

В заключение хочу рассказать о личном опыте. Когда я позволил Богу изменить себя и начал жить по Его законам (оставил вредные привычки, изменил своё питание и отношение к тем, кто меня окружает, да и многое другое), то у меня всё изменилось в лучшую сторону. Я стал намного лучше чувствовать себя, у меня прошли некоторые хронические заболевания, намного улучшились отношения в семье. Сегодня я уверен, что жить в согласии с Богом - значит иметь хорошее здоровье в целом.

Роман Жигун,

Здесь акцент сделан на гармоничном сочетании всех аспектов человеческого существования. Эта формулировка созвучна с определением здоровья, которое было дано Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году. Несмотря на то, что определение здоровья ВОЗ часто подвергается критике за его чрезмерную идеалистичность и умозрительность, его всегда упоминают при необходимости описать понятие здоровья.

Можно выделить следующие виды здоровья.

Физическое здоровье – это состояние организма человека с достаточным адаптивным потенциалом, хорошим уровнем физического развития, функциональной подготовленностью организма к выполнению нагрузок различного уровня и интенсивности.

Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.

Душевное здоровье – это динамическая характеристика индивидуальности; способность ставить принципиально реализуемые цели и достигать их; способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Мерой душевного здоровья считается способность человека продуктивно преодолевать трудные ситуации.

Социальное здоровье – это интегральный показатель, описывающий уровень распространения заболеваний в общей популяции и распространение различных форм социальных девиаций.

Исходя из многозначности определений здоровья и его функционирования на различных уровнях, становится понятным, что здоровье зависит от целого комплекса факторов.
Ю. П. Лисицын и Ю. М. Комаров выделили показатели, выступающие факторами риска для здоровья (табл. 1).

Таким образом, на здоровье человека влияют четыре группы факторов, среди которых наибольший удельный вес приходится на образ жизни. Именно поэтому, чтобы поддерживать высокий уровень здоровья, необходимо не только расширить и изменить представление о здоровье и болезни, но и умело использовать все факторы, влияющие на различные составляющие здоровья (физическое, психическое, социальное и духовное), использовать оздоровительные, общеукрепляющие методы и технологии, сформировать установку на здоровый образ жизни.

1. Античная концепция здоровья

Одним из наиболее ранних определений здоровья считается понятие, выдвинутое греческим философом Алкмеоном в V веке до нашей эры. Он определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил. Аналогичное определение есть у Платона, который считал, что здоровье, как и красота, требует согласия противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

Здоровье в античном понимании прежде всего, ориентировано на внутреннее устройство человека. В гораздо меньшей степени оно связывается с системой отношений индивида с окружающим миром и другими людьми.

2. Адаптационная модель здоровой личности .

Этот подход рассматривает здоровье в контексте отношений личности с окружающей средой. Такое представление о здоровье возникает в ХІХ веке. Теоретические предпосылки этого направления лежат в представлениях О. Конта и Э. Дюркгейма, которые любые проявления жизни человека рассматривали как функцию его социальных отношений. В рамках адаптационного направления можно выделить психофизиологический (биологический), эволюционистский и социально-ориентиро­ванный подходы к здоровой личности.

С позиций психофизиологического (биологического) подхода уровень здоровья – это оптимум психофизического реагирования на внешние стимулы. Его поддержание обеспечивает целостность и стабильность организма. Биологическое здоровье связано с сохранением постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Данный подход к здоровью отражает понятие гомеостазиса.

Эволюционистский подход рассматривает приспособление на уровне человечества в целом. В частности, Конрад Лоренц рассматривал человечество как живую макросистему, которая приобретает в процессе эволюции новые свойства. Таким образом, здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида. Человечество не только приспосабливается к окружающей среде, но и активно ее преобразует. В рамках теории биосферы В. И Вернадского к здоровым видам деятельности человечества можно отнести те, которые упорядочивают среду обитания. Если же социальные институты используют формы деятельности, которые вступают в противоречие с природными закономерностями, это приводит к разрушению и вырождению популяции.

Социальный аспект адаптационной модели здоровья рассматривает его как результат того или иного уровня взаимодействия в обществе. Например, Э. Дюркгейм считал, что условием психического здоровья индивида являются его включенность в систему социальных отношений и высокий уровень интеграции социальных связей. Таким образом, здоровье здесь рассматривается со стороны взаимодействия индивида с социальной средой. Здоровая личность – это человек, поведение которого соответствует принятым в обществе нормам и правилам. Таким образом, здоровье в рамках этого направления отождествляется с нормальностью, с нормальным социальным функционированием. Например, нормальный (здоровый) человек это тот, кто окончит школу, получит образование, создаст семью, будет нормально трудиться и т. д. Следовательно, в рамках данного подхода здоровье является важной социальной предпосылкой нормального функционирования общества.



3. Антропоцентрический эталон здоровья .

В основе антропоцентрического подхода лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. Личность рассматривается как свободно развивающаяся, открытая опыту и ориентированная на высшие достижения индивидуальность. К наиболее устойчивым характеристикам здоровой личности можно отнести следующие:

Самоактуализация – направленность на саморазвитие и раскрытие личностного потенциала;

Полноценное развитие и личностный рост, что предполагают готовность к жизненным переменам, умение активно преодолевать трудности и переходить к более высоким уровням существования;

Открытость опыту, что означает способность принять жизненные неудачи как уроки и не терять доверия к миру при любых невзгодах;

Способность к подлинному диалогу – умение принять другого человека таким, какой он есть и не стараться изменить его;

Свобода в переживании и самовыражении, что является условием творчества;

Стремление жить осмысленно.

Термин «болезнь» - не только описательное понятие. Оно представляет общую абстрактную модель, служащую для того, чтобы определить необычные и необъяснимые изменения у человека и, тем самым, понять эти изменения. Кроме того, этот термин указывает, как вести себя по отношению к таким людям.

Подобные основополагающие абстрактные модели играют важную роль в науке; Кун назвал их парадигмами. Парадигма представляет собой основную модель, по которой выверяется и организуется исследование отдельных проблем.

В медицине такой основной моделью является общая концепция болезни, включающая следующие элементы:

Жалобы, отклонения физических функций и отклоняющееся от нормы поведение («плохое самочувствие»), что объясняется каким-то первичным расстройством или специфическим дефектом (возможно, пока не известным);

Этот дефект имеется в индивиде и образует собственно болезнь;

Этот дефект можно объяснить однозначной причиной либо набором причин, всегда повторяющимся;

Согласно классической биомедицинской модели болезни этот дефект (необязательно являющийся причиной) имеет соматическую природу.

Рассмотрим наиболее распространенные подходы к пониманию болезни.

Современная медицина использует биомедицинскую модель болезни. Биомедицинская модель основывается на представлении о существовании неизменных биологических структур и процессов, функционирующих в норме и патологии. При объяснении причин и природы нарушений функций в этой модели отдается предпочтение данным, полученным в ходе научного исследования этих структур и процессов.

Социально-экономическая модель болезни при анализе факторов, причин и распространенности заболевания исходит из необходимости анализа влияния внешних условий на проявления заболеваний. Основные идеи этого подхода в явной и законченной форме были сформулированы в работе Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии".

Рисунок – Плоскости общей модели болезни

Таким образом, модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина болезни - болезнь - плохое самочувствие - роль больного.

В исследовании общая модель болезни - это прообраз для создания гипотез, поисковая модель для объяснения отклонений, нуждающихся в таком объяснении: жалобы гипотетически обобщаются в некую нозологическую единицу, после чего ищут дефект, лежащий в основе данной единицы, и причину этого дефекта.

В практике модель болезни дает возможность сразу использовать результаты исследований. Врачебную диагностику следует понимать именно как процесс классификации. Сделав диагностику и выделив основные симптомы, врач может перенести на своего пациента все, что он знает благодаря исследованиям о причинах, течении и возможностях лечения данной нозологической единицы.

Модель болезни имеет значение не только для науки, практики и больного, но и для общества . Со времен Средневековья заботу о тех, кого определили как больных, взяло на себя общество и учредило специальные заведения - больницы. Обеспечить эту заботу должным образом доверялось особой профессиональной группе – врачам, имеющим соответствующие обязанности и права.

Если чье-либо состояние было определено как болезнь, то ответственность за этого человека возлагается на систему здравоохранения. И наоборот, если по поводу соответствия модели болезни и некоторого отклоняющегося от нормы состояния возникают сомнения, то компетентность врача может оказаться под вопросом. Поэтому вопросы здравоохранения и профессиональные интересы неизбежно связаны с научной дискуссией о сфере значимости модели болезни..

В документе “Ликвидация разрыва” Всемирная Организация Здравоохранения (1995) заявляет: “Самый беспощадный убийца мира и главная причина страдания на Земле это чрезмерная бедность”.

В результате освоения темы студент должен:

знать

Основы современной теории социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;

уметь

  • использовать основные критерии социального благополучия;
  • определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия, социальной безопасности и сплоченности;

владеть

  • различными направлениями обеспечения социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;
  • способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения.

Содержание и структура понятия "социальное благополучие"

Практика социальной работы определяется различными факторами, к которым относятся традиции и обычаи определенного народа, законодательная база, регулирующая социальную политику, представления общественного сознания и пр. Важное место среди этих факторов занимает система ценностей, которые разделяют все представители данного социума (или их большинство) и которые, в сущности, формируют основу общества.

Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества. Поэтому каждый объект и явление, которые рассматриваются как значимые, включаются в ценностную, или аксиологическую, основу миропонимания современного человека, занимая в ней более или менее важное место.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории в зависимости от уровня развития материальных благ, религиозных и этических норм, потребительских стандартов соответствующего общества. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности. Исследователи рассматривали, как в обществе неравенства можно добиться благосостояния с помощью более равномерного распределения доходов. В качестве путей к этому рассматривались: государственное вмешательство, рациональное налогообложение и бюджетно-налоговая политика.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Однако современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу самореализации и пр.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Можно сказать, что в известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Учебно-методическое объединение вузов России по социальной работе в числе фундаментальных, исходных категорий теории социальной работы как научной дисциплины называет понятия:

  • социальное благополучие человека;
  • социальное благополучие общества.

Данные понятия отражают сложную структуру самой категории социального благополучия, включенность в нее представлений о благополучии индивида, о благополучии групп людей, наконец, о благополучии общества в целом. Эти представления и фактические данные, на которых они основываются, взаимосвязаны друг с другом, но не совпадают полностью.

Представители социальных наук и органов управления в течение долгого времени искали объективные количественные измерители данного интегрального явления, которые бы достаточно точно отражали состояние различных сторон жизнедеятельности общественного организма в целом, были способны показать динамику его отдельных элементов и к тому же были практически применимы в аспекте сбора и использования данных. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX в. был разработан информативный, пригодный для сравнения и удобный в применении показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в пересчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).

Каждый из включенных и индекс показателей в отдельности может не отражать генерализованное состояние благополучия, но все они в совокупности прямо или опосредованно представляют картину благополучия или неблагополучия данного общества.

За все годы публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Швейцария, Канада, Норвегия, Япония, Исландия.

В последнем выпуске доклада об уровне ИРЧП, представленном в марте 2013 г. в Мехико, указано, что наивысшие показатели индекса зафиксированы в Норвегии. Россия стоит на 55-м месте в группе стран с "высоким уровнем развития человеческого потенциала", поднявшись по сравнению с предшествующим докладом на 10 позиций. 42 страны, имеющие "очень высокий уровень" ИРЧП, названы в отчете "развитыми", хотя в их число входят, например, Барбадос или Сейшельские острова, которые обычно не принято включать в число развитых.

При этом составляющие российского ИРЧП далеко не равнозначны. На мировом фоне среднестатистический российский человек отличается высокой образованностью, средним уровнем материального достатка и невысокой продолжительностью жизни.

Среди других показателей следует рассмотреть динамику ИРЧП, т.е. направление и величину изменений, которые продемонстрировали индексы разных стран в сравнении с 1990 г. (началом наблюдений). В этом плане последний опубликованный отчет, к сожалению, показывает, что Россия находится в числе стран, у которых данный показатель ухудшился. Еще в 1990 г. СССР (и Россия в его составе) находилась в группе стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23-е место в общем рейтинге.

Разумеется, такое снижение социальных характеристик неприемлемо для страны, которая поставила своей задачей модернизацию всех сторон своего развития. Именно для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты "Образование", "Здоровье", "Жилье", было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы усилия, предпринятые по улучшению здравоохранения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи принесли свои результаты. Произошли позитивные изменения в одном из наиболее консервативных показателей – показателе средней ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет превысила 63 года, что является значительным ростом, но не достигает, впрочем, как и ожидаемая продолжительность жизни женщин, показателей 1990 г.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включаются общественные ожидания в области безопасности – защищенности от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасности.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку избежать нищеты и голода, получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами, содействие при потере работы, уход в старости и т.п. Следует подчеркнуть, что в основном забота о социальном благополучии своей семьи является предметом собственной ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Однако пожилые люди, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой не всегда могут справиться с возникающими социальными проблемами самостоятельно. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех ее уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов, способных осуществлять меры социальной поддержки.

С состоянием социальной защищенности населения связано чувство социальной защищенности у индивидов, которое не может возникнуть без наличия указанных выше элементов социальной защищенности. Однако объективное существование этих структурных элементов не обусловливает автоматическое формирование у человека чувства социальной защищенности – граждане могут не знать о них или считать их недостаточными. Отсутствие же этого чувства неблагоприятно действует на состояние социальной стабильности, на субъективные характеристики благосостояния населения.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. На первый взгляд, представляется, что зажиточная жизнь лучше, чем необеспеченная, что наличие комфортабельных условий для жизни вызывает большее удовлетворение, чем жизнь в аскетических условиях. Однако проведенные исследования показывают неполноту такой точки зрения.

Английский психолог М. Аргайл обобщил результаты широких кросс-культурных исследований и выявил, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенности жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека: эти показатели оказались равными у обследованных лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.

Впоследствии было определено, что человек воспринимает обыденное и привычное существование как нормальное для себя и оценивает его в величинах незначительных изменений, связанных с небольшими событиями, происходящими в рамках этого обыденного существования. Эта оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в терминологии производимых опросов человек "скорее удовлетворен" своей повседневной жизнью). Однако если происходящие изменения более значительны и производят качественные изменения в образе жизни, то возникает другой подход к оцениванию: люди "реагируют на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.

Так, если жизненные условия человека, его семьи улучшились, то в течение некоторого времен он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Если эти улучшившиеся условия стали привычными, обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обычному среднему уровню. Эту закономерность важно учитывать при выявлении мнений и суждений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания: вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая, дополнительная к уже существующей системе, не долее полугода, а затем ее новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается и собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие, т.е. те люди, которые для инициатора сравнения представляются показательными, авторитетными. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, предприимчивости, достижениям. Средние, унифицированные показатели благосостояния, когда никто не живет лучше других, могут порождать самоуспокоенность и вести к застою.

Конечно, в обществе должны существовать механизмы поощрения более активного труда, предприимчивости в рамках закона, изобретательности, таланта и пр., а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге проницаемость границ социальных страт и исправная деятельность "социального лифта", позволяющего социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности, модернизируемости социума, его способности к развитию и совершенствованию.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно и противоречиво.

В структуре личности человека присутствуют три вида элементов: физическое "Я", социальное "Я" и духовное "Я". Физическое "Я" включает телесную организацию и все материальное, чем обладает человек. Структуру социального "Я" составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное "Я" – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Однако невозможно отрывать друг от друга различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, поскольку в их неразрывном единстве обеспечивается устойчивость и целостность личности, а также само это единство становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественно важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей ее формирования и воспитания, просоциальной или антисоциальной направленности, эгоистической или альтруистической установки. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения. Поскольку субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия достаточно постоянен. Субъективное благополучие отнюдь не определяет объективного благополучия личности, оцениваемого по социальным критериям ее личных достижений, структуры личности, поведения и деятельности. Согласование общественных и субъективных конструктов социального благополучия создает благоприятные условия для последовательного развития социума и его членов. Рассогласование порождает социальную нестабильность, а также негативные последствия длительного воздействия дистресса.

Специалистам социальной работы приходится чаще иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. В свое время этот вид профессиональной деятельности создавался именно для того, чтобы обеспечить выживание людей, оказавшихся неприспособленными к реалиями нового вида социально-экономического устройства, спасти их от голода и крайней нищеты. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит и другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов. Это обусловливает необходимость использования новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты в современных условиях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 2. Виды благополучия
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

В настоящие время все развитые страны выдвигают на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. По сути, социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни, основанная на поддержании отношений справедливости в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий, повышении уровня жизни всех членов общества

Согласно Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальной политикой государства понимают деятельность, ориентированную на человека, его благополучие. Социальное благополучие можно рассматривать с нескольких сторон, как интегральную оценку, отражающую реальную ситуацию в стране, или как субъективную оценку индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

1. Сущность понятия " благополучие", его виды

Понятие "благополучие" - wellbeing активно используется сегодня в зарубежной и отечественной науке и практике. Русский язык содержит много слов, корень которых "благо". В зарубежной науке также наряду с термином "благо" используются термины "благополучатель", "благодаритель" и другие.

Данное понятие можно рассматривать в разных смыслах. В широком смысле, благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь, культурных, экономических, социальных, психологических, физических и духовных факторов жизнедеятельности, обеспечивающих определенное качество жизни человека.

В узком смысле благополучие - это совокупность определенных условий, которые обеспечивают человеку способность жить полноценной жизнью (быть социально и биологически здоровым, и удовлетворенным уровнем и качеством своей жизни).

Согласно ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Качество жизни - это мера социального благополучия.

Уровень жизни - это мера социального благосостояния

Благосостояние - достаток, обеспеченность, богатство, то есть это совокупность имеющихся у человека материальных благ.

Благодаритель - субъект и источник социального благополучия.

Благополучатель - объект, адресат социального благополучия.

Существуют объективные стандарты (нормы и оценки) благополучия самим человеком. Оценивание собственной жизни с точки зрения благополучия может происходить в двух системах измерения:

1. Официально признанная для данной культуры на данном временном историческом отрезке система измерения.

2. Субъективная система измерения, которая опирается на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном социальном благополучии.

2. Виды благополучия

1. Социальное благополучие - это характеристика социального окружения человека, его социальных отношений, связей и взаимодействий. Социальное благополучие также включает в себя систему ценностных ориентаций, потребностей и интересов. Социальное благополучие зависит от социального статуса человека.

Основные элементы социального благополучия :

социальные контакты;

социальная комфортность;

социальная безопасность;

социальная удовлетворенность.

2. Экономическое благополучие - это совокупность материальных благ, возможность удовлетворять материальные потребности, обеспеченность и стабильность материального достатка.

Основные элементы экономического благополучия :

жилье, питание, обувь и одежда;

движимое и недвижимое имущество.

3. Духовное благополучие - это ощущение причастности или идентификации себя с духовной культурой общества, осознание возможности приобщиться к достижениям духовной культуры, наличие веры и возможность свободно проявлять свою приверженность к ней.

Основные элементы духовного благополучия :

ценности;

смысл жизни;

вера;

счастье;

удача.

4. Физическое благополучие - наличие хорошего физического самочувствия, телесный комфорт, здоровье и физический тонус, то есть естественное состояние организма, характеризуется полной удовлетворенностью с биосферой и отсутствием болезней.

Основные элементы физического благополучия :

активность;

рациональное питание;

соблюдение правил личной гигиены;

оптимальное сочетание умственного и трудового развития;

вредные привычки.

5. Профессиональное благополучие - наличие возможности реализовать свои склонности, способности, ЗУН, через профессиональную деятельность.

Основные элементы профессионального благополучия :

профессия;

занятость;

работа;

трудовая занятость;

профессиональная идентификация;

профессиональные контакты;

профессиональная реализация.

6. Средовое благополучие - это совокупность компонентов окружающей среды в которой функционирует человек.

Основные элементы средового благополучия :

безопасность;

комфортность среды обитания;

качество воздуха и воды;

жилье, которое соответствует санитарно - гигиеническим нормам и. т.д.

7. Семейное благополучие - это наличие ближайшего социального окружения, состоящего как из нуклеарной, так и из расширенной семьи, обеспечивающей душевный комфорт, единение, чувство заботы, понимания, уверенности и стабильности жизни, ее наполненности смыслом.

Основные элементы семейного благополучия :

супруг (а);

дети;

родители;

близкие родственники;

семейное общение и взаимопомощь.

Таким образом, виды благополучия представляют собой компоненты взаимовлияющие друг на друга. Это объясняется тем, что в жизнедеятельности человека все сферы тесно взаимосвязаны между собой. Изменение содержания и качества одного из компонентов обязательно влечет за собой изменение других. Нередко происходит компенсирование одного компонента, который развит в меньшей степени, другим - более развитым. При этом страдает

возможность гармоничной реализации жизнедеятельности во всем ее многообразии. Поэтому изучение различных видов благополучия имеет принципиальное значение для науки и практики.

3. Уровень жизни и оценка благосостояния

Актуальность и значимость регулирования социально-экономических процессов и решения проблем роста динамики социального благополучия населения резко возрастает в периоды сложных, кризисных социально-экономических ситуаций.

Рассматриваемые концептуальные основы динамики социального благополучия имеют ряд новых положений, поскольку ориентированы на дальнейшую адаптацию и последующее практическое применение в решении конкретных управленческих задач. Дальнейшая разработка конкретных методических материалов и их практическая реализация, позволяет по новому рассмотреть регулирование социальных процессов и способствовать решению управленческих задач значительно большей размерности и степени адаптации.

Уровень жизни и оценка благосостояния, основанные на статистических показателях, традиционно рассматривается как главная характеристика эффективности социально-экономической политики. Однако, на наш взгляд, они несколько односторонне отражают социальное состояние и результаты экономической и социальной политики. Повышение общественного благосостояния в настоящее время рассматривается, как рост потребления материальных благ населением. Однако зачастую эти потребности искусственно навязываются и отражаются в соответствующих показателях экономического роста. Более достоверно реальную ситуацию отражает оценка социального благополучия.

Социальное благополучие представляет субъективную оценку индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Помимо традиционных факторов, затрагиваемых при оценке уровня жизни и благосостояния, в данном случае могут рассматриваться такие как:

потребности в общественном престиже;

в уважении;

в социальной защищенности;

в изменении статуса;

в общении;

в свободе социального выбора;

в "ассортименте" социальных альтернатив, благ и. т.д.

А также в реализации социальных ожиданий и притензий. Иначе говоря, социальное благополучие, это субъективная оценка уровня жизни и уровня социального здоровья общества, складывающаяся у социума.

Непосредственно для населения во многих случаях представляется не правомерным отождествление социальной и экономической политики (как, например, социально-экономической), хотя бы в силу того, что основные их цели чаще всего не совпадают. В условиях рынка целью экономической политики является получение максимальной прибыли. Социальная политика направлена, прежде всего, на другие цели - рост благосостояния, развитие прогрессивных изменений в социальной структуре, обеспечение социальной справедливости.

Социальное благополучие характеризуется системой различных показателей. Эта система дополняет показатели уровня жизни и благосостояния населения, и при необходимости может использоваться для анализа их достоверности. Использование уровня жизни в качестве основного показателя эффективности экономической и социальной политики в условиях современной России, не всегда дает достоверную рельную социальную картину.

Так, например, по результатам социологических опросов, доля респондентов относящих себя к категории с низким уровнем жизни, более чем наполовину превышает значение этого показателя, полученного из статистических данных.

Добавим к этому, что в сложных социально - экономических условиях увеличивается доля теневой экономики, которая не попадает в статистические данные. Также необходимо отметить то обстоятельство, что в экономической и социальной политике в России до сих пор измерение бедности по восприятию социума, не рассматривается как ведущий показатель их эффективности.

В целом использование оценки социального благополучия позволяет значительно расширить число рассматриваемых факторов, определяющих ход социальных и экономических процессов. Причем, эти факторы о многих случаях, значительно лучше отражают суть таких процессов и социальные и экономические последствия. Показатели, характеризующие социальное благополучие могут выступать, как самостоятельно в роли альтернатив ной оценки, отражающей мнение социума, так и использоваться при определении других показателей и формировании оценок эффективности…

Все вышесказанное в итоге требует определение основных концептуальных положений по оценке социального благополучия населения.

4. Концептуальные положения управления благополучием населения

Концептуальные положения управления благополучием населения, создающие основу для последующего формирования решений, следующие.

1. Социальное благополучие необходимо рассматривать как одну из основных характеристик социального и экономического развития, тем более что социальное неблагополучие всегда свидетельствует о неудовлетворительном уровне жизни, то есть о недостатке каких - то благ. Вместе с тем падение уровня жизни может иногда сопровождаться ростом социального благополучия. Социальный комфорт может быть не связан с высоким благосостоянием и компенсироваться другими факторами.

2. Число критериев эффективности экономического и социального развития (в том числе и регионального) должно быть увеличено, за счет использования показателей характеризующих социальное благосостояние. Обеспечивается существенное увеличение числа рассматриваемых показателей, в том числе таких нетрадиционных, характеризующих социально - политические предпочтения населения, состояние массового сознания и социальной психологии. В качестве одного из ведущих критериев эффективности экономического и социального развития России в настоящее время и в обозримом будущем целесообразно рассматривать изменение масштабов абсолютной и относительной бедности.

3. Оценку динамики социального благополучия следует начинать с мониторинга основных социальных и экономических процессов. Особое место здесь занимает диагностика благосостояния и его отражение в общественном мнении (в массовом сознании) по основным характеристикам, таким как:

заработная плата, доходы;

собственность, имущество;

жилье;

доступность образования;

обеспеченность работой;

здоровье и состояние медицинского обслуживания;

преступность;

жилищно-коммунальные услуги;

общественный транспорт и другие;

В итоге система показателей для анализа и оценки динамики социального благополучия должна объединять показатели полученные на базе отчетных и статистических данных, а также информацию, отражающую субъективное восприятие собственного состояния, полученную в ходе опросов по представительным выборкам всех основных групп и слоев населения.

Мониторинг может осуществляться в соответствии с календарными сроками формирования отчетности по основным экономическим и социальным показателям, раз в квартал, полугодие, а также экспресс опросами населения в те же сроки.

Результаты периодического мониторинга могут дополняться выборочными материалами. Так, важное значение в оценке изменения территориальной дифференциации социального благополучия населения, представляют результаты анализа социально - политических предпочтений по результатам выборов в органы государственной власти.

4. Мониторинг может осуществляться в соответствии с календарными сроками формирования отчетности по основным экономическим и социальным показателям, раз в квартал, полугодие, а также экспресс опросами населения в те же сроки.

В целях обеспечения управления благополучием населения необходимо оценивать эффективность работы власти с населением, по основным направлениям реализации экономической и социальной политики и ее способности содействовать повышению благосостояния. Также необходимо создание специализированных информационных систем и соответствующее внесение изменений в нормативные акты, регламентирующие процедуры принятия управленческих решений.

Помимо традиционных путей реализации экономической и социальной политики в управлении социальным благополучием населения следует использовать ведущий канал формирования общественного мнения - средства массовой информации.

Дальнейшая разработка методических материалов на базе приведенных концептуальных положений затрагивает решение большого числа задач управления региональными социальными процессами.

Изучение динамики благополучия дает возможность значительно более детально и точно определить цели и критерии при реализации региональной социально - экономической политики.

При этом, разработка конкретных методических материалов с ориентацией на использование в управленческой деятельности, позволяет рассмотреть решение ряда задач управления на качественно новом уровне.

Таким образом, вопрос об оценке социального благополучия всегда остается актуальным, так как ответ на него позволяет делать однозначные выводы относительно достигнутого уровня благополучия на отдельно взятой территории, в регионе и в стране в целом, а также на уровне отдельного гражданина.

социальное благополучие население

Заключение

И.В. Мерзлякова определяет социальное благополучие как высшую социальную ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием её благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи.

Каждый гражданин нашей страны может делать выбор и создавать своё социальное благополучие, реализовывать свою деятельность в нужном для него ключе, достигать желаемых вершин, по максимуму использовать свои способности в той отрасли, которую он предпочитает. Однако, как бы государство не стремилось утолить жажду общества к собственным потребностям, это не возможно… Высказывание древнегреческого философа Демокрита яркое тому свидетельство: "Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше п о требностей они порождают"

Библиографический список

1. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие/ Г.А. Ахинов. - М: ИНФРА-М, 2011. - 272 с.

2. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования, № 1, Январь 2009, С.33-42;

3. Берендеева А.Б. Предмет исследования - социальное благополучие населения // Социол. Исследования. 2006. №5.

4. Переславский В.Т. Ценностные характеристики жизни человека: благополучие и благо: Монография. СПб., 2007.

5. Россия в цифрах. 2009; Крат. Стат. Сб. /Росстат-М., 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная работа как особая форма общественной деятельности. Технологии социальной работы и их место в формировании социального благополучия людей. Анализ влияния церковных технологий социальной работы на социальное благополучие через молодежную работу.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Анализ статистической информации о месте России на мировой карте благополучия. Определение уровня благосостояния страны по характеру ее социального и экономического развития. Изменение степени витальности общества и его резкого снижение в 90 годы.

    статья , добавлен 25.03.2012

    Необходимость обеспечения социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценка социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам социологического исследования в психоневрологическом интернате.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Понятия семьи, брака и супружества в психологической науке. Любовь и финансовое благополучие как факторы удовлетворенности браком. Результаты исследования удовлетворённости браком супругов в семьях с различным уровнем выраженности любви и благополучия.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2014

    Понятия социального обеспечения и социальной защиты населения. История возникновения и развития социального обеспечения населения КБР. Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения, анализ основных социально-экономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Соблюдение интересов государства, общества и социально незащищенных слоев населения как главная цель государственного регулирования. Показатели уровня жизни населения, социальное партнерство как система регулирования социально-трудовых отношений.

    реферат , добавлен 16.08.2011

    Уровень и качество жизни социальных и демографических групп населения. Подходы к оценке его общественного состояния. Проблемы бедности, измерение и пути ее преодоления. Оценка благосостояния и бедности населения на примере Республики Саха (Якутия).

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии, минимальные социальные стандарты. Критерии качества жизни. Тенденции в социально-экономическом развитии России. Политика правительства России по повышению качества жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2003

    Определение понятий воспроизводства населения. Характеристика репродуктивной установки в демографии. Процессы и показатели, отражающие качество жизни населения. Организация регулирования социально-экономических процессов в демографических целях.