Принципы конституционного строя и их сущность. Основные принципы конституционного строя

Конституция РФ законодательно определяет конституционный строй и те принципы российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права . Обязательными признаками конституционного строя являются следующие: подчинение власти праву (верховенство закона); широкие права и свободы человека, их обеспечение, исключение дискриминации; непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; такая организация власти, при которой исключается ее сосредоточение в одних руках и имеются гарантии от узурпации властных функций.

Первая глава Конституции РФ посвящена основам ее конституционного строя. В нее включены общечеловеческие ценности и цели, провозглашенные в преамбуле (вводной части) Конституции. Среди них ценности демократии - права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России; нравственные ценности, ценности российской государственности, ценности патриотизма и интернационализма, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.

В Конституции России сформулированы принципы конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1). В их содержании отражается как достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следует стремиться. Для России, в которой конституционный строй только утверждается, многие его принципы обращены пока в будущее.

В демократическом государстве одним из принципов конституционного строя провозглашается идея: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Другим принципом конституционного строя России объявляется суверенитет ее многонационального народа. Суть данного принципа - в верховенстве народной власти. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

Референдум - это голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, представляющее собой непосредственное властное волеизъявление народа. Инициатива проведения референдума в России принадлежит, во-первых, не менее чем двум миллионам граждан РФ, причем на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами России не должно проживать более 10% граждан, инициирующих проведение референдума, и, во-вторых, Конституционному Собранию, если оно решит в установленном Конституцией порядке вынести на референдум вопрос о принятии новой Конституции РФ.

Назначает референдум России Президент РФ, принимая по этому поводу указ, в котором определяется дата проведения референдума. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Отличительной чертой референдума является его обязательный характер. Принятое на референдуме решение должно быть обязательным для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления и гражданами.

Выборы как форма прямой демократии означают непосредственное государственно-властное волеизъявление народа по поводу состава государственных органов. Принятое избирателями решение отражает волю большинства участвующих в выборах о составе представительного органа или кандидатуре на избираемую должность, а значит, о программе их деятельности. Таким образом, доверяя своим представителям, народ влияет на осуществление принадлежащей ему власти.

В соответствии с Конституцией РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это основной путь реализации народной власти, именуемой представительной демократией.

Вся система государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных - включается в данный процесс. Но особая роль принадлежит коллегиальным органам народного представительства, сформированным на всеобщих выборах. К ним относятся Федеральное Собрание (парламент) России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

На уровне районов, городских и сельских населенных пунктов проживающие на соответствующей территории граждане участвуют в осуществлении местного самоуправления через установленную систему органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Идея местного самоуправления также формируется в Конституции как принцип конституционного строя.

Принципом конституционного строя России является государственный суверенитет РФ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4). Это означает, что государственная власть в РФ едина, верховная и независима. Единство государственной власти раскрывается в ее распространении на всю территорию России, а также в высшей юридической силе и обязательности Конституции РФ и федеральных законов. Независимость государственной власти состоит в ее самостоятельности по отношению к власти других государств, неприкосновенности территории России.

Следующий принцип конституционного строя - федерализм . Как федеративное государство Россия состоит из имеющих равные права субъектов Федерации, т. е. республик, краев, областей, городов федерального значения. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России (ст. 5).

К основам конституционного строя относится принцип, объявляющий Россию социальным государством (ст. 7). В связи с этим принципом его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В новой Конституции в отличие от ранее действовавших вопросам экономики и организации хозяйственной деятельности уделено особое место . Россия в сфере экономического развития выбрала принципы рыночной экономики : многообразие форм собственности, их равноправие, свобода экономической деятельности. В конституционных нормах это нашло проявление в признании и защите форм собственности, в возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Роль государства в экономике состоит в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8).

Принципом конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). На уровне Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. При этом Президент представлен Конституцией РФ как глава государства. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд относятся к судебной ветви власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем они обязаны взаимодействовать между собой и в этом взаимодействии должны уравновешивать друг друга. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Принципами конституционного строя России являются идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Никакая идеология не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Все общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

Принцип конституционного строя, характеризующий Россию как светское государство, означает, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

Перечисленные основные принципы конституционного строя РФ получают развитие как в самой Конституции, так и в законах, подзаконных актах России.

В конституционном праве устанавливаются основные правила взаимоотношений между государством и человеком. Его нормы закрепляют место человека в различных сферах общественной жизни и определяют его основные права , свободы, обязанности. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6).

Таким образом, складывается институт конституционного права - конституционный статус человека и гражданина. В отличие от регулирования прав человека другими отраслями права конституционное право устанавливает основы его правового положения, что оказывает правовое оформление наиболее существенных и принципиальных связей государства и человека, установление основных прав, свобод и обязанностей гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Объем прав, свобод и обязанностей каждой из перечисленных категорий людей различен. Правовым основанием такого различия является наличие или отсутствие гражданства, т. е. устойчивой правовой связи лица с государством .

Итак, гражданин РФ обладает всеми правами, свободами и несет все обязанности, установленные Конституцией России.

  • 10. Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.
  • 11. Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций 1918, 1925, 1937, 1978.
  • 12. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой
  • 13. Порядок принятия Конституции Российской Федерации
  • 14. Порядок пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции рф.
  • 15.Порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции рф.
  • 16. Порядок внесения изменений в ст.65 Конституции рф.
  • 19. Понятие конституционализма
  • 20.Соотношение конституции рф и норм международного права
  • 21. Конституционный строй рф: понятие, принципы.
  • 22. Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
  • 23. Верховенство права и механизм его реализации
  • 25.Теория разделения властей: понятие, значение (ст. 10 Конституции рф). Система сдержек и противовесов в системе государственной власти рф.
  • 26. Правовое государство как принцип конституционного строя рф.
  • 28. Федеративная природа Российской Федерации
  • 29. Изменение численного состава субъектов рф: способы, правовая основа.
  • 30. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности
  • 31. Политическая партия: понятие, правовое регулирование деятельности в рф.
  • 32. Основания отказа в регистрации или роспуска общественного объединения
  • 33. Российская Федерация как светское государство
  • 34. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации.
  • 36. Избирательная система: понятие, виды.
  • 37.Активное избирательное право: понятие, основания для включения в списки избирателей.
  • 38. Пассивное избирательное право в рф.
  • 39. Организация и проведение выборов Президента рф (стадии избирательного процесса).
  • 40.Требования предъявляемые к кандидату на должность президента рф
  • 41. Общественная Палата, Государственный Совет: цели создания, порядок формирования.
  • 42. Полномочия Президента рф в области внешней политики и международных отношений.
  • 43. Полномочия Президента рф в военной сфере.
  • 44. Режим военного положения: правовая регламентация, основания и порядок установления в рф.
  • 46. Режим чрезвычайного положения в рф: понятие, основания, правовая регламентация. Соотношение понятий «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация».
  • 47. Полномочия Президента рф в вопросах гражданства.
  • 48. Основания и порядок отрешения Президента рф от должности.
  • 49. Государственные символы рф: понятие, правовая регламентация.
  • 50. Общая характеристика Парламента рф.
  • 51. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации Федерального Собрания рф по Конституции 1993 года.
  • 52. Депутатский иммунитет: доводы «за» и «против».
  • 53. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания рф.
  • 55. Законодательный процесс: понятие, стадии.
  • 56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • 57. Организация и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф (избирательные округа, предвыборная агитация, финансирование, подведение итогов).
  • 58. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания.
  • 59. Вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы Федерального Собрания рф по Конституции рф 1993 года.
  • 60. Основания и порядок роспуска Гос. Думы Федерального Собрания рф.
  • 61. Органы, формируемые Федеральным Собранием рф - Уполномоченный по правам человека в рф: порядок назначения на должность, цели и практическая деятельность.
  • 62. Органы, формируемые Федеральным Собранием рф – Счетная палата: порядок назначения на должность, цели и практическая деятельность.
  • 63. Формы работы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф.
  • 65. Основания признания результатов выборов недействительными и несостоявшимися.
  • 21. Конституционный строй рф: понятие, принципы.

    К.с. - это система правоотношений, в которых реализуются суверенитет народа, права и свободы личности, прерогативы органов государственной власти. В более узком значении К.с. понимается как способ организации государства, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях.

    Выделяются следующие основные принципы конституционного строя:

    1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

    2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

    3) верховенство закона;

    4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

    5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

    6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

    7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

    8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

    9) разделение властей;

    10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

    11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

    22. Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве

    Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью -фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.

    Нормы Конституции РФ, посвященные основным правам и свободам человека и

    гражданина, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его

    прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения,

    противоречащие этому принципу.

    Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать

    определяющее влияние на всю деятельность демократического государства.

    Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности

    выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

    Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства

    является задачей демократически конституированного общества, то защита человека,

    его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим

    влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и

    свободы, - обязанность государства.

    Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных

    действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений

    прав и свобод человека в повседневной жизни.

    Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью

    разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление

    гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и

    свобод человека требуют существенных усилий государства

    также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам

    прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования

    и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

    касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют

    социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми,

    обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания

    человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов

    общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях

    свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности,

    правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей

    ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности

    личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях

    которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу

    Важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека,

    его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание - важное условие, способствующее

    превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

    Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

    Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

    В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

    Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

    Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

    • 1. Народовластие - оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной.
    • 2. Приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
    • 3. Верховенство закона;
    • 4. Федерализм - он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.
    • 5. Государственный суверенитет - он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России.
    • 6. Социальный характер РФ - т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 7. Светский характер российского государства - т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви.
    • 8. Республиканская форма правления - особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской.
    • 9. Разделение властей;
    • 10. Политический плюрализм - в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан.
    • 11. Многообразие форм собственности и свобода экономических отношений - территория РФ является едины экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    Общество свободных людей обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

    Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

    Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

    Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

    Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

    Основы конституционного строя

    Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    • человек, его права и свободы как высшая ценность;
    • народовластие;
    • полнота суверенитета Российской Федерации;
    • равноправие субъектов РФ;
    • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
    • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
    • разделение властей;
    • гарантии местного самоуправления;
    • идеологическое многообразие;
    • политический плюрализм (принцип многопартийности);
    • приоритет закона;
    • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
    • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

    Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

    В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

    Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

    Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

    Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

    Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

    Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

    Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

    Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

    Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

    • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
    • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

    Конституционный суд РФ.

    Самостоятельно (см. Правоохранительные органы).

    Основы конституционного строя РФ

    Понятие «основы» оценивают по-разному. Основы это кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. Так под основой можно понимать конституцию в целом, но вынесение этой категории невозможно без толкования понятия «конституционный строй». «Конституционный строй это такой порядок организации власти в государстве, при котором на основе конституции происходит соблюдение прав и свобод человека, разделение властей, равноправие форм собственности, а так же судебная защита прав и свобод индивида.» определение Румянцева, из книги «основы конституционного строя». Государственный строй, там где элементов правового государства не существует, общественный строй урегулирован законом соотношения сил в стране. В науке существует точка зрения, что правовое государство - это такая организация власти, которая имеет правовой характер. Здесь заметна идеологическая нагрузка, упор на права и свободы - это качественная характеристика. По структурной характеристике, государственный строй - это форма государственности реально существующая в стране. Соотношение государственного строя и конституционного. Государственный строй это фактическая конституция общества.
    Конституционный строй это государственный строй в условиях реальной конституции. Если конституция фиктивна, то
    конституционного строя не будет. Даже конституция тоталитарного строя создает конституционный строй, т.к. для юридической науки не важно содержание, важна сама форма. Если государственный строй укладывается в реалии конституции, он конституционный. По содержанию конституционный строй делится на демократический (правовой, справедливый) и антидемократический.

    Принцип демократизма, федерализма, правовой государственности, республиканской формы правления. Это основные четыре принципа нашей конституции. При разработке конституции, исчез пятый принцип - социальной государственности. Возможно, это попытались исправить в ст. 2 конституции права и свободы индивида объявлены высшей ценностью. Другая категория ученых считает,
    что принципов больше пяти:

    принцип приоритетного статуса человека;

    принцип народовластия;

    принцип суверенной государственности;

    принцип разделения властей;

    принцип федерализма;

    принцип социальной государственности;

    принцип идеологического многообразия;

    принцип многообразия;

    принцип светской государственности;

    принцип конституционности и государственности;

    принцип самостоятельность местного самоуправления.



    Но можно принципы обобщить под одним каким-либо общим названием, например, принцип демократической государственности включает в себя: народовластие, государственный суверенитет, многообразие экономических основ народовластия, принцип политического и идеологического многообразия, светской государственности. Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах.

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо
    принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.

    Охрана и защита прав и свобод - дело государства, оно должно создавать такие условия, при которых права и свободы могут быть
    реализованы в полном объеме.

    Правовой статус индивида - юридическая категория, которая характеризует место индивида в иерархии участников правоотношений.

    Правовой статус человека - это категория международного права, которая обозначила идеальный набор прав и свобод индивида, который должен стать эталоном для каждого государства.

    Во внутреннем праве государства нет людей, есть гражданин, иностранец и лицо без гражданства, это характеризуется политико-юридическими отношениями с государством. Человек по научному определению, это млекопитающее животное обладающее возможностью высшей нервной деятельности, и если исходить из этого, то он имеет право на жизнь, охрану своей популяции В продолжение популяции. Иностранные граждане это те, кто находясь на территории РФ не является гражданином России и является гражданином другого государства. Лицо без гражданства (апотрид) человек, который не имеет доказательства принадлежности ни к одному государству. Гражданин это лицо, которое находится в гражданстве конкретного государства.

    Что такое гражданство:
    это правоотношение;
    это принадлежность лица к государству.

    Понятие принадлежности обычно относится к вещам, а если так, то государство может нас заложить за долги, продать и т.д. Это
    противоречит основным международным принципам. Нельзя гражданство считать правоотношением, т.к. для этого надо обладать правоспособностью и дееспособностью. Следовательно недееспособные не являются гражданами данного государства, например, младенцы, они не являются участниками правоотношений. Есть третья точка зрения на гражданство, ее представляют Воеводин и Златопольский, по их мнению это особая политико-юридическая связь лица с государством, которая является предпосылкой для возникновения правового статуса индивида в государстве.

    Признаки гражданства (исходя из точки зрения, что это связь):

    взаимность

    а) взаимность прав у государства и индивида;

    б) взаимные обязанности государства и индивида;

    в) взаимная их ответственность.

    правовой характер государства, правовая урегулированность гражданства. Отношения гражданства регулируются федеральным законом.

    Политический характер гражданства проявляется в том, что:

    а) наличие собственного гражданства является суверенными признаком любого государства;

    б) совокупность граждан формируется из народа государства, который является источником политической власти.

    Протяженность во времени и пространстве. Гражданство это связь не одномоментная. Гражданство связано с территорией

    государства, а в ряде случаев имеет выход за пределы государственной территории. Во времени гражданство начинается с момента его приобретения и заканчивается моментом прекращения гражданства. Специфическим признаком РФ является его федеральных характер. Это значит, что у нас есть единое федеральное гражданство, т.е. в нашем случае (Альтер-нативная федерация), что гражданин РФ является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Если федерация союзная - гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином федерации в целом.

    Принципы

    Неотъемлемость гражданства, человек сам выбирает к гражданству какого государства он хочет принадлежать. И в нашем государстве нельзя лишать помимо воли самого гражданина его гражданства. Хотя лишение гражданства индивида можно было бы ввести в качестве дополнительного наказания в суде, за особо опасные преступления, которые умаляют авторитет государства, гражданином которого он является. Но необходимо подчеркнуть, что лишение гражданства может осуществляться только судебным органом.

    Принцип равного гражданства означает, что независимо от способа получения гражданства, граждане имеют равные возможности в реализации своих прав и свобод. Но даже в США права гражданина зависят от способа получения гражданства. Если приобрели гражданство натуральным способом (т.е. не по рождению) индивиды не могут, например, баллотироваться на
    пост президента США.

    Принцип исключительной допустимости, двойного гражданства. Это может быть осуществлено только в исключительных случаях, предусмотренных международными договором и федеральным законом (на данный момент 2000 г. такого закона нет).

    Сочетание принципов почвы и крови при приобретении гражданства. Принцип почвы - лицо приобретает гражданство того
    государства, на территории которого оно родилось. Принцип крови - лицо наследует гражданство своих родителей. В реальности
    принцип почвы и крови в чистом виде не существуют. Бывают коллизии принципов почвы и крови. Международное гражданство
    всегда считало двойное гражданство явлением аномальным, т.к. лицо оказывается под юрисдикцией 2-х государств, и поэтому могут возникнуть разные проблемы. Например, во время Второй мировой, Гитлер призвал этнических немцев (проживающих на территории СССР) подняться против своего государства. И были поставлены в тяжелое положение: если они не будут помогать Гитлеру он их убьет, а если будут помогать, СССР их как предателей тоже казнит. Может быть коллизия обязанностей, например, иммигрантов из СССР в Израиль, обязывали идти служить в армию, хотя они эту обязанность уже исполнили в СССР. Множественное гражданство может иметь свои плюсы, например, позволяет сделать более обширной защиту гражданина. Повышенная защита и расширение гарантий прав для граждан данного государства выражается в конституции и законе о гражданстве, в которых идет речь о защите прав граждан защита за границей посредством консульств. Только граждане РФ обладают правом иметь в собственности землю и природные ресурсы. НЕ граждане не могут обладать избирательным правом в высшие органы государственной власти и субъектов РФ и могут (в исключительных случаях) обладать только активным избирательным правом в органы местного самоуправления.

    Решение вопроса о достаточности этих прав. Гарантия права на землю полностью не осознана. Например, забота Франции о
    гражданах проявляется в том, что ее граждане на территории Франции пользуются повышенной защитой прав и свобод, так например, если придут устраиваться на работу гражданин и иностранец с совершенно одинаковыми профессиональными данными, предпочтение должно быть отдано гражданину этой страны.

    Возможность почетного гражданства как поощрительная мера государства. Почетное гражданство не дает гражданских прав, но
    оно создает льготы для приобретения гражданства натуральных способом.

    Способы приобретения гражданства:

    Признание гражданства. В конституции этого способа нет. Признание происходит через наделение гражданством путем

    принятия нового закона. Желание лица на признание его гражданином, как правило, не требуется. И в других случаях, когда
    речь идет о лицах проживающих на территории, ранее являющейся территорией данного государства.

    По рождению, приобретение в соответствии с принципами почвы и крови.

    По ходатайству, т.е. путем натурализации, сущность которой заключается в подаче лицом заявления на приобретение
    гражданства на имя главы государства.

    Путем регистрации. Подается заявление и решение принимается уже на главой государства, а органами МВД или
    дипломатическим представительством.

    Восстановление в гражданстве имеет место быть тогда, когда лицо было лишено гражданства принудительно, а затем вновь его
    приобрело. Но оно не является самостоятельной процедурой осуществляющейся по ходатайству, по регистрации, путем
    отмены решения о лишении лица гражданства.