Организационное обеспечение деятельности федеральных судов. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в российской федерации Иные органы разрешения экономических споров

Управляя процессом движения переданных в их производство дел, арбитражные судьи перегружены техническими, административными и управленческими обязанностями. Вместе с тем главная обязанность судьи – это отправление правосудия, поэтому всю несудебную работу должен взять на себя вспомогательный персонал суда.

В ст.45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» указано, что деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом этого суда. Аппарат арбитражного суда

Организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

Принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;

Содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

Ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

Осуществляет хранение дел и документов;

Изучает и обобщает судебную практику;

Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

Проводит информационно-справочную работу;

Ведет статистический учет в сфере деятельности суда.

Хотя арбитражные суды различаются по количественному составу и по структуре, но везде деятельность аппарата суда имеет вспомогательный характер функции и обеспечивает выполнение основной задачи суда – осуществление правосудия.

Аппарат суда возглавляется руководителем аппарата - администратором соответствующего арбитражного суда. Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда. Должностные обязанности администратора арбитражного суда определяются Положением об администраторе арбитражного суда, утверждаемым Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Функции аппарата арбитражного суда определяются Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Конкретные функции работников аппарата арбитражного суда определяются приказами и распоряжениями председателя суда, а также должностными инструкциями, разработанными с учетом структуры, штатной численности и т.п.

Ряд функций работников аппарата судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены именно на обеспечение правоприменения, являются должностными функциями и, как правило, регулируются ведомственными нормативными актами.

Председатель суда должен обеспечивать знание и выполнение сотрудниками своих функциональных обязанностей. Эти обязанности предопределены в законодательстве разного уровня, а также многочисленных ведомственных актах - руководства по делопроизводству, инструкциях, приказах председателя, которыми эти обязанности закрепляются за каждым работником.

В приказе председателя, в частности, традиционно устанавливается распределение обязанностей между самим председателем и его заместителями, закрепление за судьями так называемых «зон обслуживания» или предметного принципа рассмотрения дел, закрепления за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных и аналитических документов), организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии. Приказом председателя суда судебным секретарям может поручаться работа, связанная с исполнением судебных решений (переписка по этим вопросам, ведение журналов учета исполнительных листов, сводных исполнительных производств, осуществление контроля за возмещением материального ущерба солидарных ответчиков, а также за возмещением средств в пользу организаций и учреждений), ведение статистического учета.

Научная организация труда (далее НОТ) – это точно рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные части и выбора тех из них, которые лучше, более эффективны, экономичны и точны, она предусматривает совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда и внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда. Под НОТ в суде имеется в виду рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности правосудия при минимальных затратах труда и при неуклонном соблюдении материального и процессуального закона с учетом рекомендации науки и обобщения передового опыта 64 .

Научная организация труда (НОТ) призвана оптимизировать различные направления судебной деятельности, к которым следует отнести следующие:

Организация подбора, расстановка, подготовка и повышение квалификации судей и других работников аппарата судов;

Разделение форм труда, что предполагает обособление различных видов деятельности, при котором каждый из работников выполняет какую-либо отдельную, строго определенную часть объема общей работы.

Под распределением труда в рационально организованном аппарате, в том числе в судах, понимается четкое разграничение задач и функций между его структурными подразделениями и должностных обязанностей между сотрудниками. Совокупность функций, закрепленных за всеми работниками суда, должна обеспечивать в полной мере выполнение судом возложенных на него задач. Разделение форм труда в структурных подразделениях аппарата суда должно обеспечивать необходимые пропорции по видам деятельности (руководство, подготовка решений, обработка информации) и по сложности, ответственности выполняемых работ. Работники аппарата судов в зависимости от их места в процессе подготовки, принятии и реализации решений делятся на:

Руководителей председателей судов, их замов, председателей коллегий, президиумов, судебных составов);

Специалистов (советники, консультанты, помощники);

Технических работников (все остальные).

Важнейшим принципом научного распределения труда является недопущение возложения на сотрудников работ и операций, которые по своей сложности могут быть выполнены менее квалифицированными специалистами. Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия, организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей, и непосредственно возложенные на других работников 65 .

В обобщенном виде задачи НОТ в деятельности судов заключаются:

В разработке наиболее рациональных форм разделения труда между работниками суда и его кооперации, а также объединении сил и средств в тех случаях, когда речь идет о необходимости общих усилий (в частности, внедрение в практику специализации судей, взаимозаменяемость технических работников канцелярии);

В максимальном использовании достижений современной науки и техники;

В совершенствовании нормирования труда, в изучении затрат рабочего времени, в подготовке и установлении показателей, позволяющих определить объем работы, необходимую численность разных категорий работников;

В изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирования труда;

В оптимизации рабочих мест, создании наилучших условий труда, обеспечении и оздоровлении условий труда;

В постоянном изучении и проведении эффективной воспитательной работы в трудовом коллективе.

Наряду с функциональным распределением труда по рассмотрению дел между судьями важное звено научной организации труда в правосудии составляет должностное разделение труда в судах, которое должно решать задачу освобождения судей от работы, не являющейся их исключительной прерогативой и не требующей их уровня квалификации. Речь идет о структуре штатов суда, о введении в них должностей, благодаря которым судья мог бы быть освобожден от значительной части чисто канцелярской или административно-хозяйственной работы, а также от некоторых организационно-оперативных функций.

Еще в 1977 году вносились предложения расширить перечень условно технических должностей, например, консультанта, судебного распорядителя, делопроизводителя для каждого судьи, кодификатора и др. Правильное должностное определение обязанностей в судах позволило бы сосредоточить внимание судей на деятельности по правосудию, освободив их от ряда функций (начиная с ведения карточек законодательных актов до организации ремонта помещений суда), которые с успехом могут выполняться другими работниками судов. Опыт работы консультантов народных судов показывает, что они могут во многом помочь в его разнообразной деятельности. Высказанные судьями предложения представляют в определенной мере обобщение уже существующей практики организации работы консультанта в суде. Так, в круг обязанностей консультанта судьи считают необходимым включить:

Ведение кодификационно-справочной работы по законодательству и юридической литературе;

Подготовку нормативного материала и юридической литературы в связи с рассмотрением конкретных дел;

Консультации судей и других работников суда по вопросам применения законодательства информацию по изменению законодательства;

Проведение обобщения судебной практики, обзоров, анализов состояния правонарушений в районе, составление отчетов по различным направлениям работы суда, ведение статистики;

Оказание помощи судье в приеме граждан, проведение самостоятельного приема граждан и консультации граждан по оформлению исковых заявлений и жалоб, проведение досудебной подготовки по гражданским делам и жалобам частного обвинения;

Работу с жалобами, ответы на письма, помощь судье в разрешении жалоб;

Инструктаж секретарей и технических работников суда, контроль за ведением делопроизводства 66 .

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при распределении должностных обязанностей и ответственности между работниками следует исходить из степени сложности поручаемой им работы и их фактической квалификации.

При решении вопросов разделения труда в судах надо иметь в виду, что применение НОТ и совершенствование разделения труда судебных работников, во-первых, должно соответствовать требованиям закона об организации и деятельности судов и процессуального закона и, во-вторых, предполагает также, чтобы судьи были загружены только вопросами, действительно входящими в их компетенцию, определенную законодательством о судоустройстве и процессуальными законами. Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей и непосредственно возложенные на других, в первую очередь технических работников.

На то обстоятельство, что судьи арбитражных судов работают со значительными перегрузками, неоднократно указывалось руководством ВАС РФ. При этом в целях нормализации нагрузки судей предполагалось значительное увеличение штатов арбитражных судов как по судьям, так и по работникам аппарата судов. Для доведения нагрузки судей до нормативного уровня штатная численность судей арбитражных судов должна быть увеличена в 3,5 раза по сравнению с имеющейся в 2000 году и ставить 10178. Кроме этого, по состоянию на 2000 год на одного судью арбитражного суда приходилось 1,23 работника аппарата. Если же учесть только работающих непосредственно с судьями, то в среднем один специалист работал с двумя судьями. В Программе указывается на необходимость увеличения штатной численности работников аппарата арбитражных судов до 20356 человек в 2005 году, чтобы на одного судью приходилось два работника аппарата. Однако учитывая, что рост количества рассматриваемых арбитражными судами дел постоянно опережает увеличение общей численности судейского корпуса и работников аппаратов арбитражных судов и, что кадровые мероприятия потребуют весьма значительных бюджетных затрат, предлагалось увеличение к 2005 году судей лишь в 2 с небольшим раза до 6240 должностей и работников аппаратов соответственно в 3,6 раза до 12500 единиц. К 2010 году предлагалось довести количество судейских должностей до 7500, а работников аппаратов арбитражных судов соответственно до 15000 67 .

На 2006 год количественный состав судейского корпуса арбитражных судов установлен 3700 - по штатной численности и составляет 3030 - по фактическому состоянию 68 .

Программа предполагала создание надлежащих условий для осуществления правосудия, в том числе путем устранения имеющихся недостатков в организации деятельности судей, когда судьям нередко приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам 69 .

Подобные предложения представляются весьма своевременными, однако некоторыми специалистами в области гражданского и арбитражного процессуального судопроизводства они не одобряются и подвергаются критике. В.М.Шерстюк, в частности, пишет, что сама идея о возложении, например, на помощника судьи обязанностей, связанных с совершением некоторых процессуальных действий (принятием заявления, подготовкой дела к судебному разбирательству, примирением сторон), не нова, активно обсуждалась рабочей комиссией по подготовке проекта АПК РФ в Государственной Думе и была отвергнута по той причине, что все эти действия составляют содержание правосудия. Согласно же Конституции РФ, ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации», Закону РФ « О статусе судей в Российской Федерации» вести такую деятельность вправе только судьи, получившие такой статус в установленном законом порядке. Данное обстоятельство привело к необходимости включения в АПК РФ ст.58, закрепившей правило, согласно которому помощник судьи оказывает содействие судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции, направленные на осуществление правосудия. Помощник судьи не может совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса, поскольку это может привести к искажению сущности самого правосудия. При возможной же реализации предложения ч.2 ст.58 АПК РФ о совершении помощником судьи процессуальных действий в случаях, предусмотренных АПК РФ на практике придется решать немало вопросов: какие нормы АПК РФ могут считаться уполномочивающими его на это, какие конкретно процессуальные действия должен решать помощник судьи; каковы правовые последствия этих действий; подконтрольны ли они судье, рассматривающему дело; если да, то в какой мере; кто и в каком порядке их может отменить. Это также приведет к внесению изменений в соответствующие нормативные акт, причем эти коррективы не должны быть значительными, дабы не затронуть сущности правосудия 70 .

К вспомогательному аппарату относятся помощники судей, группа специалистов, работающих с судьями, секретариат председателя суда, канцелярия, включая архив, информационно-аналитический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, сектор материально-технического обеспечения и социально-бытового обслуживания, а также технический персонал.

Отношение рабочего времени, которое судья тратит реально на деятельность, связанную непосредственно с осуществлением правосудия, к общему фонду рабочего времени покажет, насколько рационально распределение этого фонда, достаточно ли используется в судах принцип разделения труда по степени его квалифицированности между судьями и другими работниками в судах и, наконец, всегда ли обоснованно определяются функции судей и их реальный объем при осуществлении других, помимо правосудия, задач судебных органов.

Учет использования рабочего времени требует оценки реальной штатной ситуации в судебных органах, поскольку неукомплектованность или неквалифицированность штатов других, кроме судей, судебных работников ведет к существенной перегрузке судей несвойственными им функциями или такими обязанностями, выполнением которых судьи должны лишь руководить. Имеется в виду ряд обязанностей, связанных с организацией приема населения, различных операций по оформлению документов, которые должны осуществляться секретарями и т.д. 71

В связи с этим возникают вопросы, кто из этих сотрудников напрямую задействован в управлении движением дела и как должны распределяться их обязанности для оптимальной организации этого процесса.

Проанализировав весь процесс прохождения дела, его организацию, можно выделить из всего вспомогательного персонала суда следующих сотрудников, имеющих отношение к этому процессу, от оптимальной деятельности которых зависит возможность освобождения судей от несвойственных им функций. Это - помощники судей, специалисты, работающие с судьями, секретари судебных заседаний. Организацию всего процесса делопроизводства и прохождения дела в суде целесообразно возложить не на председателя арбитражного суда, а на администратора, должности которых в настоящее время вводятся во всех арбитражных судах России.

В результате проведенного исследования, интервьюирования судей, председателей арбитражных судов, изучения документооборота в арбитражных судах, приказов, инструкций и иных нормативных материалов, можно сделать вывод о том, что в настоящее время распределение и реальное выполнение существующих функциональных обязанностей помощником судьи, специалистом коллегии и секретарем судебного заседания организовано непродуктивно.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в России осуществляет Высший Арбитражный Суд РФ. Данный судебный орган производит подбор и подготовку кандидатов на должности судей, организует работу по повышению квалификации судей и иных работников судов, финансирует арбитражные суды, а также обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов.

Материально-техническое снабжение, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов судов осуществляются органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

Деятельность арбитражного суда обеспечивает аппарат арбитражного суда, который возглавляется администратором данного судебного органа.

Администратор арбитражного суда осуществляет следующие полномочия:

  • - руководит аппаратом арбитражного суда;
  • - организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде;
  • - организует работу но обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов;
  • - осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда.

Аппарат арбитражного суда осуществляет следующие виды деятельности:

  • - организует предварительный досудебный прием участвующих в деле лиц;
  • - организует и осуществляет документооборот;
  • - содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
  • - ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  • - изучает и обобщает судебную практику;
  • - разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
  • - ведет статистический учет;
  • - организует материально-техническое обеспечение арбитражного суда;
  • - реализует иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Иные органы разрешения экономических споров

Арбитражный суд - не единственный орган, который вправе разрешать экономические споры. По соглашению сторон экономический спор может быть передан на рассмотрение третейского суда. Порядок образования и деятельности данных органов регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

В России могут быть образованы как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды создаются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, а также иными организациями - юридическими лицами. Например, к постоянным третейским судам относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, Морская арбитражная комиссия, действующая при этой же палате. Постоянно действующие третейские суды в любом случае не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии третейского соглашения, заключенного между сторонами. Такое соглашение сторонами может быть заключено в отношении как всех без исключения, так и каких-либо определенных споров.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, действующих на территории страны.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) трое третейских судей.

Формирование конкретного состава третейского суда производится путем избрания или назначения третейских судей (или единоличного третейского судьи).

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Кроме того, к спору, который находится на разрешении в третейском суде, на любой стадии разбирательства можем" быть применена процедура медиации.

В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду ходатайство об этом. Также стороны должны представить третейскому суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.201 0 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" данная процедура представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Порядок медиации в каждом случае устанавливается соглашением о проведении данной процедуры.

Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме в отношении спора, находящегося в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения.

Медиация также может применяться в качестве самостоятельного средства разрешения экономических споров. В этом случае стороны спора самостоятельно исполняют условия медиативного соглашения.

3.1. Должностные обязанности администратора арбитражного суда по организационному обеспечению деятельности арбитражного суда, социально-правовому обеспечению судей и членов их семей:

3.1.1. Обеспечение безопасности судебной деятельности:

организация подготовки залов судебных заседаний к работе;

организация мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности арбитражного суда и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий арбитражного суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация оборудования зданий и внутренних помещений суда техническими средствами, системами безопасности и средствами защиты;

разработка плана действий работников арбитражного суда при возникновении чрезвычайных происшествий в зданиях (сооружениях) арбитражного суда в рабочее и нерабочее время;

организация учебно-тренировочных занятий с работниками арбитражного суда на предмет предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в здании арбитражного суда.

3.1.2. Организация ведения судебной статистики:

организация работы по ведению первичного статистического учета, в том числе в автоматизированном судебном делопроизводстве, и формированию статистических отчетов;

обеспечение подготовки аппаратом арбитражного суда статистических и аналитических материалов о работе арбитражного суда для соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел (контроль за сроками нахождения дел в производстве суда), регулирования служебной нагрузки судей, подготовки обобщений судебной практики, а также представление председателю арбитражного суда регулярных докладов о состоянии организационного обеспечения деятельности арбитражного суда;

координация работы отделов судебного делопроизводства (работников аппарата арбитражного суда, ответственных за делопроизводство в суде) в части ведения первичного статистического учета и формирования статистической отчетности;

контроль за полнотой и достоверностью ведения электронных картотек автоматизированного судебного делопроизводства;

контроль за своевременной отправкой регламентных и нерегламентных (по запросам Судебного департамента и Верховного Суда Российской Федерации) статистических отчетов о деятельности арбитражного суда, в том числе в электронном виде, с соблюдением соответствующих форматов и порядка представления;

осуществление контроля за изучением работниками аппарата арбитражного суда, ответственными за ведение судебной статистики, нормативных документов;

организация взаимодействия с соответствующим филиалом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента субъекта Российской Федерации по своевременному обновлению автоматизированных информационных систем по судебному делопроизводству.

3.1.3. Организация процессов информатизации:

организация и контроль процессов информатизации в арбитражном суде;

контроль за выполнением работ ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в арбитражном суде;

обеспечение своевременности подачи заявок в службу технической поддержки ФГБУ ИАЦ Судебного департамента на проведение работ по восстановлению функционирования (работоспособности) программно-технических средств, общего и специального программного обеспечения, контроль их выполнения;

контроль за ведением эксплуатационной документации на комплекс средств автоматизации;

участие в формировании предложений по выбору общесистемного и специального программного обеспечения, организация его внедрения и эксплуатации;

осуществление контроля за своевременным составлением отчетности о работе арбитражного суда по линии информатизации;

осуществление контроля за состоянием оборудования и оргтехники, проведением работ по профилактическому обслуживанию и ремонту.

3.1.4. Информационно-правовое обеспечение деятельности арбитражного суда:

организация получения, учета и хранения периодических изданий, осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов федерального законодательства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

организация получения, учета и хранения Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации, ежеквартальных обзоров нового законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, материалов судебной практики вышестоящего арбитражного суда; организационно-техническое обеспечение подготовки материалов обобщения судебной практики данного арбитражного суда;

осуществление контроля за получением и хранением приказов и распоряжений и иных нормативных правовых актов Судебного департамента;

организация получения, учета и хранения юридической литературы и справочно-информационных материалов;

осуществление контроля за своевременной доставкой периодических изданий и юридической литературы органами почтовой связи, организация претензионной работы в случае ненадлежащего выполнения органами почтовой связи обязанностей по своевременной и качественной доставке периодических изданий и юридической литературы;

организация обеспечения арбитражного суда справочными правовыми системами.

3.1.5. Организация делопроизводства и работы архива арбитражного суда:

осуществление контроля за организацией приема граждан работниками аппарата арбитражного суда;

осуществление контроля за оборудованием (оснащением) помещения архива арбитражного суда, а также за организацией его работы;

оказание работникам аппарата арбитражного суда консультативной помощи в их деятельности по организации делопроизводства суда и работы архива.

3.1.6. Организация предоставления медицинской помощи судьям и членам их семей:

подготовка и направление в Управление социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента полных списков лиц, подлежащих страхованию, а также изменений (дополнений и исключений) в списках лиц, подлежащих страхованию;

организация приема в суде представителя страховой компании (не реже 1 раза в месяц);

участие в межведомственных совещаниях;

своевременное информирование о претензиях к работе страховых компаний Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента;

своевременное ознакомление судей арбитражных судов (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с информацией, касающейся предоставления медицинской помощи судьям арбитражных судов, в том числе судьям, пребывающим в отставке, членам их семей.

3.1.7. Организация санаторно-курортного лечения судей и членов их семей:

сбор и обобщение заявок судей на санаторно-курортное лечение;

обеспечение своевременной выдачи санаторно-курортных путевок судьям и членам их семей, в случаях отказа от путевок по уважительным причинам - принятие своевременных организационных действий по передаче путевки другому лицу, имеющему право на санаторно-курортное лечение, либо извещение об этом страховой компании;

ежеквартальное представление в Управление социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента отчетов об использовании санаторно-курортных путевок, а также информации о размере компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение (в конце отчетного года);

ведение журнала отзывов судей и членов их семей о проведенном санаторно-курортном лечении;

своевременное ознакомление судей арбитражных судов (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с информацией, касающейся организации санаторно-курортного лечения.

3.1.8. Организация страхования жизни и здоровья судей:

информирование страховой компании в 3-дневный срок и незамедлительное информирование председателя суда и Управления социальной защиты судей государственных служащих Судебного департамента о наступлении страховых случаев, оказание судье или члену семьи судьи помощи по сбору документов для оформления страхового случая с последующим направлением их в страховую компанию;

абзац исключен. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.05.2019 N 99;

своевременное доведение до судей (под роспись) информационных писем, касающихся страхования жизни и здоровья судей.

3.1.9. Организация страхования имущества судей:

своевременное извещение председателя арбитражного суда и Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента о наступлении страхового случая;

оказание помощи в подготовке необходимых документов;

своевременное доведение до судей (под роспись) информационных писем, касающихся страхования имущества судей.

3.1.10. Организация материально-технического обеспечения деятельности арбитражного суда:

определение потребности арбитражного суда в материально-технических средствах (канцелярские товары, бланки, документы, предметы длительного пользования, расходные материалы и другое) при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами;

участие в работе по заключению и исполнению государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе коммунальных;

участие в разработке документации о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, контроль за исполнением государственных контрактов, представление отчетов об осуществлении закупок;

участие в составлении установленных отчетов-заявок на материально-технические средства и представление их в соответствующее подразделение Судебного департамента;

обеспечение контроля за сохранностью материальных ценностей и своевременностью представления отчетности об их использовании;

организация своевременного представления счетов на оплату коммунальных услуг, ведение текущего учета их поступления;

участие в разработке прогнозов объемов продукции, закупаемой для обеспечения государственных нужд, и планирование закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

3.1.10.1. Организация обеспечения автотранспортом в соответствии с установленными нормами:

определение потребности арбитражного суда в автотранспорте, организация учета автотранспорта, запасных частей автотранспорта, оформление паспортной документации;

организация содержания и эксплуатации служебного автотранспорта;

проведение мероприятий по содержанию автотранспорта в исправном состоянии, организация прохождения технического осмотра, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта;

организация учета горюче-смазочных материалов, контроль списания горюче-смазочных материалов в соответствии с установленными нормами;

организация своевременного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

контроль учета, выдачи, заполнения путевых листов.

3.1.10.2. Организация обеспечения оргтехникой и средствами связи:

составление заявок на приобретение оргтехники и средств связи;

организация технического обслуживания и ремонта оргтехники, средств связи.

3.1.10.3. Организация обеспечения мебелью, сейфами, металлическими шкафами и металлообнаружителями, бытовыми предметами, приборами:

организация обеспечения служебных помещений арбитражного суда мебелью, сейфами, металлическими шкафами в соответствии с утвержденными нормами;

организация обеспечения действующих входов зданий арбитражных судов стационарными и ручными металлообнаружителями;

организация обеспечения арбитражных судов символами государственной власти в соответствии с утвержденными нормами.

3.1.10.4. Организация обеспечения мантиями судей и служебным обмундированием работников аппарата арбитражного суда, имеющих классный чин.

3.1.11. Организация строительства (реконструкции), ремонта, эксплуатации, технического обслуживания зданий (помещений), сооружений и управления объектами недвижимого имущества, в том числе земельными участками:

организация работы по получению документов на отвод земель под строительство объектов;

подготовка документации по обоснованию строительства и исходных данных для составления задания на проектирование при строительстве зданий и сооружений для размещения арбитражного суда;

оформление разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию;

осуществление контроля за ходом строительства, ремонта и качеством выполняемых работ;

организация подготовки зданий и сооружений для эксплуатации в осенне-зимний период;

обеспечение выполнения требований по доступности зданий, помещений и территорий (при наличии) для маломобильных групп населения;

осуществление постоянного контроля за техническим санитарно-гигиеническим и противопожарным состоянием зданий и сооружений;

ведение учета потребления коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативными документами, осуществление контроля за своевременностью их оплаты;

оформление правоустанавливающих и технических документов на недвижимое имущество, в том числе и земельные участки;

организация подбора, инструктаж персонала по охране и обслуживанию зданий арбитражного суда, руководство его работой (по поручению председателя арбитражного суда);

подготовка необходимых в работе проектов договоров и соглашений.

3.1.12. Разработка проекта сметы расходов арбитражного суда:

разработка проекта сметы расходов арбитражного суда, представление его на утверждение председателю соответствующего арбитражного суда и направление его в соответствующее подразделение Судебного департамента с учетом:

предложений всех структурных подразделений арбитражного суда (работников, ответственных за определенные направления деятельности арбитражного суда);

временных норм обеспечения материально-техническими средствами;

тарифов (расценок) на предоставление услуг (работ), установленных органами по ценовой и тарифной политике федерального, регионального и муниципального уровня;

отраслевых среднестатистических показателей стоимости работ (услуг);

нормативных затрат на обеспечение функций арбитражных судов.

3.1.13. Осуществление контроля за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, норм и правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности:

организация условий труда и рабочего места работников аппарата арбитражного суда;

организация проведения инструктажей с работниками арбитражного суда по охране труда и пожарной безопасности.

3.1.14. Иные должностные обязанности администратора арбитражного суда:

предоставление в установленном порядке сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

уведомление в установленном порядке Генерального директора Судебного департамента с визированием у председателя арбитражного суда обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка;

уведомление в установленном порядке начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента с визированием у председателя арбитражного суда и начальника управления Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, немедленное уведомление в письменной форме Генерального директора Судебного департамента с визированием у председателя арбитражного суда о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

передача принадлежащих ему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликтов интересов;

уведомление председателя арбитражного суда и начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства;

разработка, представление на согласование председателю арбитражного суда и на утверждение начальнику Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента плана своей работы, а также принятие участия в составлении плана работы арбитражного суда в части организационного обеспечения деятельности арбитражного суда;

составление, подписание (собственноручно) и представление начальнику Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента утвержденного председателем арбитражного суда отчета о выполнении плановых мероприятий;

соблюдение правил и порядка работы с документами, сроков и качества их исполнения;

соблюдение установленных в арбитражном суде правил внутреннего трудового распорядка;

соблюдение кодексов этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих управления Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации, соответствующего суда;

неразглашение сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

организация взаимодействия структурных подразделений суда в пределах установленных председателем суда полномочий, координация их работы;

выполнение иных поручений председателя арбитражного суда.

3.2. Права администратора арбитражного суда.

В соответствии со "О государственной гражданской службе Российской Федерации" администратор арбитражного суда имеет право:

знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

знакомиться с решениями, принимаемыми председателем арбитражного суда, структурными подразделениями Судебного департамента, касающимися деятельности и выполняемых им должностных обязанностей;

по поручению председателя арбитражного суда вести переписку со структурными подразделениями Судебного департамента, работниками аппарата суда, иными государственными органами, гражданами и организациями по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

вносить на рассмотрение председателя арбитражного суда и начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента предложения по улучшению деятельности арбитражного суда, в том числе в части его организационного обеспечения, совершенствования организации работы аппарата арбитражного суда, а также своей деятельности;

повышать свой профессиональный уровень.

3.3. Ответственность администратора арбитражного суда.

Администратор арбитражного суда несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с федеральной государственной гражданской службой, а также за:

действия или бездействие, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

нарушение положений кодексов этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих управления Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации, соответствующего суда;

разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

несвоевременное выполнение поручений председателя арбитражного суда, начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента, руководителей соответствующих структурных подразделений Судебного департамента и иных должностных лиц в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением незаконных.

Согласно "О государственной гражданской службе Российской Федерации" администратор арбитражного суда несет (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную) ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

Администратор арбитражного суда

"...Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации..."

Источник:

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Администратор арбитражного суда" в других словарях:

    Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса - классный чин в органах юстиции Российской Федерации, ниже чина действительного государственного советника юстиции Российской Федерации и выше чина действительного государственного советника юстиции Российской Федерации 2 класса. Установлен Указом … Википедия

    Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации I класса - Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса классный чин в органах юстиции Российской Федерации, ниже чина действительного государственного советника юстиции Российской Федерации и выше чина действительного… … Википедия

    Российская школа частного права - (РШЧП) Год основания 1994 Тип Государственный Ректор Александр Львович Маковский. Расположение … Википедия

    Арбитражный суд Костромской области - судебный орган системы арбитражных судов, осуществляющий судебную власть на территории Костромской области. Содержание 1 Полномочия 2 Состав 2.1 Руководство … Википедия

    История Чили - Герб Чили История Чили начинается со времён заселения региона около 13 000 лет тому назад. В XVI веке началось завоевание и подчинение территорий нынешнего Чили испанс … Википедия

    Здравствуй, песня (ВИА, руководитель Аркадий Хаславский) - У этого термина существуют и другие значения, см. Здравствуй, песня. Здравствуй, песня Жанр Поп музыка Годы 1977 1989, 2003 по н.в … Википедия