1. Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.
Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.
Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин – мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.
Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ.
Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.
Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.
2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.
Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти Российской Федерации, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.
Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает, как уже говорилось, правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими реальными полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание.
Конституционные положения прямо нацеливают Президента и Федеральное Собрание на сотрудничество. Решения по ряду вопросов принимаются палатами по представлению Президента РФ, либо дается согласие на его решение или оно утверждается. Так, назначения на многие государственные должности осуществляются палатами (чаще Советом Федерации) по представлению главы государства, либо дается согласие на назначение им, или им же проводятся консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат. Таким образом, государственные решения по ряду вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ; он является ее непременным участником.
Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ – органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.
Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.
Федеральное Собрание, осуществляя регулирование, принимая законы, обязательные для всех государственных органов, для остальных ветвей власти– исполнительной и судебной, участвуя в назначении их должностных лиц, не должно нарушать их самостоятельность, осуществлять их полномочия; эти органы, должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа. Таким образом, правовой статус российского парламента по действующей Конституции РФ, его положение в государственном механизме отличаются от правового положения представительного высшего органа при советской форме государственности, которой была свойственна идея его формально-юридического полновластия, всеобъемлющей компетенции, подотчетности и ответственности перед ним других государственных органов.
Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание Российской Федерации - является представительным и законодательным органом государственной власти. Как представительный орган, Федеральное Собрание формируется путем выражения воли народа, т.е. путем выборов. Общее собирательное название представительных законодательных органов в мире - парламент.
Оно представляет многонациональный народ России и субъекты федерации. Признание же его законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Как законодательный орган Федеральное Собрание осуществляет контроль за исполнительной властью, т.е. за Правительством. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Федеральное Собрание состоит из двух равноправных палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Совместные заседания палат парламента проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Заседания палат парламента проходят открыто (гласно). В отдельных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной, обороноспособностью и безопасностью государства, палаты могут проводить закрытые заседания.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 5 августа 2000 года вступил в силу федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом законодательный (представительный) орган власти субъекта федерации избирает своего представителя в Совет Федерации по предложению председателя этого органа или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Он избирается на срок полномочий избравшего его законодательного органа власти субъекта РФ. Представитель же от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается в Совет Федерации высшим должностным лицом субъекта Федерации на срок его полномочий. Данный порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2002года. До поступления этого срока в состав Совета Федерации входили по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.
Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами России, утверждение указов главы государства о введении чрезвычайного и военного положения, решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами, назначение выборов Президента Российской Федерации, отрешение Президента России от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов палаты.
Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют только граждане России, достигшие на день выборов восемнадцатилетнего возраста. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральным законом от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом устанавливается мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система. Это означает, что половина (225 депутатов) состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам, то есть от каждого избирательного округа избирается один депутат. Другая половина избирается по общефедеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями (партиями) и избирательными блоками. Мандаты при этом распределяются пропорционально количеству набранных голосов между избирательными объединениями (партиями), набравшими не менее 5% голосов избирателей.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать иные оплачиваемые должности на государственной службе. За свою работу в парламенте народные избранники получают заработную плату. В период осуществления своих полномочий депутаты обладают неприкосновенностью.
К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным к её ведению, Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.
Кроме того, с целью осуществления контроля за деятельностью Правительства России и исполнением бюджета обе палаты парламента образуют Счетную палату. При этом каждая палата назначает половину состава ее аудиторов. При этом Государственная Дума назначает и освобождает от должности Председателя счетной палаты, а Совет Федерации - его заместителя.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях:
После трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации;
В случае повторного в течении трех месяцев выражения недоверия Правительству Российской Федерации;
При отказе в доверии Правительству России, если глава Правительства сам поставил вопрос о доверии Правительству.
Причем в последних двух случаях глава государства может либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правительства.
Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Это вытекает из его конституционного статуса как законодательного органа. Парламент может принимать законы, которые охватывают наиболее важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни.
Федеральное Собрание может принимать законы только в пределах предмета ведения Российской Федерации и совместного ведения России и её субъектов. В предметы ведения субъектов Российской Федерации законодательный орган вторгаться не имеет конституционного права. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Конституция Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов, т.е. весь законодательный процесс.
Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, но только по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему на подпись федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности:
1) Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2)Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
3) Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. При этом Президент не имеет права вето в отношении этих законов.
Порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов должен обеспечивать демократизм формирования выраженной в законах государственной воли народа, отражение его мнения и интересов.
§ 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство - это высший коллегиальный орган, осуществляющий государственное управление. Как высший орган исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно обеспечивает функционирование всей системы исполнительной власти на всей территории государства, направляет деятельность министерств и иных органов федеральной исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председателя Правительства вносится на рассмотрение Государственной Думы в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Правительства. Члены Правительства не могут занимать иную должность на государственной службе, в коммерческих, общественных органах и политических партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую работу, кроме преподавательской и научно-творческой деятельности. Они не могут быть также депутатами и членами палат Парламента.
Правительство может подать в отставку по своей инициативе. Президент имеет право её принять или отклонить. В то же время Президент имеет право отправить в отставку Правительство.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В этом случае глава государства вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента России продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Как федеральный исполнительный орган власти Правительство России наделено широким кругом конституционных полномочий.
Оно организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет государственное управление и регулирование во всей сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение Конституции и федеральных законов. Правительство федеральной конституцией наделено правом законодательной инициативы.
В области управления экономикой Правительство:
Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;
Создает условия для свободного развития предпринимательства;
Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Осуществляет управление федеральной собственностью;
Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
В области социальной политики Правительство:
Разрабатывает программы социального развития; реализует единую политику в области здравоохранения, науки, образования и культуры;
Обеспечивает проведение единой государственной политики, реализацию прав граждан в области социального обеспечения и социальной защиты;
Принимает меры по реализации прав граждан на получение пенсий и пособий; способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.
В области обеспечения законности, прав и свобод граждан:
Принимают меры по охране общественного правопорядка, борьбе с преступностью;
Разрабатывает и реализует единую политику в области обеспечения безопасности личности, защиты прав и свобод человека и гражданина;
Разрабатывает и реализует программу борьбы с преступностью.
В области обороны и безопасности страны Правительство России осуществляет меры по обеспечению её обороны:
Принимает меры к обеспечению государственной безопасности;
Принимает меры по охране государственной границы;
Руководит гражданской обороной
В области внешней политики Правительство России заключает международные договоры и представляет интересы Российской Федерации в международных организациях.
Правительство на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Парламент РФ - это Федеральное Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат:
Совета Федерации кантональная палата, объединяет по два представителя от субъекта РФ (законодательного и исполнительного органа).
Государственной Думы народная палата. 225 человек по спискам политических партии + 225 по выборам в одномандатных округах.
Палаты заседают раздельно, так как у них у каждой есть своя компетенция. Ранее (до 93-го года) палаты могли собираться вместе гораздо чаще, так как их полномочия были более схожими.
Ст.100 устанавливает случаи, когда палаты могут собираться на совместное заседание:
Заслушивание ежегодного послания Президента. Это необходимо чтобы сберечь время Президента, и также потому, что на основе послания выстраивается вся законопроектная деятельность.
Заслушивание посланий Конституционного Суда. Это также имеет прямое отношению к законопроектной деятельности, к примеру, Конституционный Суд признаёт тот или иной акт неконституционным, следовательно, палатам теперь необходимо вносить поправки в ряд законов, нормы которых воспроизводят неконституционные положения.
Выступления руководителей иностранных государств.
Президентская присяга (этот случай не предусматривается Конституцией, но он присутствует в реальной жизни).
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности:
Принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними).
Принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).
Федеральное Собрание - это высший законодательный орган в РФ: акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.
Принципы деятельности Федерального Собрания РФ:
Порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ.
Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы.
Федеральное Собрание - единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением.
Выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет:
Распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением).
Контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:
1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Федеральное Собрание РФ: конституционный статус и структура. Парламент РФ это Федеральное Собрание РФ оно является высшим представительным и законодательным органом РФ ст. Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1 Совета Федерации в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один представитель законодательной власти субъекта РФ а другой исполнительной власти; 2 Государственной Думы в ее состав...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
73. Федеральное Собрание РФ: конституционный статус и структура.
Председателем Фед. Собрания в РФ является, Матвиенко Валентина Ивановна. Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ это Федеральное Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).
Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.
Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
4335. | Федеральное собрание РФ | 18.93 KB | |
Федеральное Собрание парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации всех ее составных частей субъектов призван выражать волю реализовывать суверенитет интересы народа отражать мнение субъектов Федерации. Федеральное Собрание олицетворяет... | |||
6860. | Президент РФ: конституционный статус | 7.7 KB | |
Президент РФ: конституционный статус. Президент РФ глава российского государства. Президент РФ избирается путем всеобщего равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. | |||
6868. | Государственная Дума: конституционный статус и полномочия | 8.22 KB | |
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской научной и иной творческой деятельности. Из числа депутатов избирается председатель Государственной Думы и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов Государственной Думы. Эти все председатели совместно с председателем Государственной Думы образуют Совет Государственной Думы. | |||
6867. | Совет Федерации: конституционный статус, новое в порядке формирования, полномочия | 8.94 KB | |
Совет Федерации: конституционный статус новое в порядке формирования полномочия. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации... | |||
21569. | Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе. Акты Совета Федерации | 29.62 KB | |
Принцип верхней и нижней палат, характеризующий парламентское устройство в Российской Федерации, обусловливает значительную самостоятельность Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.). В особо значимых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. | |||
6785. | Конституционное собрание | 11.04 KB | |
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. 135 Конституционное собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом который не принят до сих пор в случае если предложение о пересмотре положений глав 1 2 и 9 Конституции Российской Федерации соответственно Основы конституционного строя Права и свободы человека и гражданина Конституционные поправки и пересмотр Конституции будет поддержано 3 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Состав и основы порядка работы... | |||
5678. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ – КУРУЛТАЙ – РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН | 50.17 KB | |
Верховный Совет БАССР XII созыва предшественник Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан. Компетенция Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан | |||
3549. | 14.02 KB | ||
Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника. | |||
21365. | Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Федеральное бюро расследований | 17.19 KB | |
Система судебных органов США. Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Особенностью политической системы США является то обстоятельство. В XIX веке в США были образованы две правящие и по сей день партии это Республиканская и Демократическая. | |||
6876. | Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция | 7.62 KB | |
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами депутатами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы а также законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами всероссийскими юридическими сообществами юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда... |
Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма. Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин – мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам. Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ. Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа. Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев. 2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству. Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти Российской Федерации, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти. Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает, как уже говорилось, правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими реальными полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание. Конституционные положения прямо нацеливают Президента и Федеральное Собрание на сотрудничество. Решения по ряду вопросов принимаются палатами по представлению Президента РФ, либо дается согласие на его решение или оно утверждается. Так, назначения на многие государственные должности осуществляются палатами (чаще Советом Федерации) по представлению главы государства, либо дается согласие на назначение им, или им же проводятся консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат. Таким образом, государственные решения по ряду вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ; он является ее непременным участником. Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ – органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие. Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу. Федеральное Собрание, осуществляя регулирование, принимая законы, обязательные для всех государственных органов, для остальных ветвей власти– исполнительной и судебной, участвуя в назначении их должностных лиц, не должно нарушать их самостоятельность, осуществлять их полномочия; эти органы, должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа. Таким образом, правовой статус российского парламента по действующей Конституции РФ, его положение в государственном механизме отличаются от правового положения представительного высшего органа при советской форме государственности, которой была свойственна идея его формально-юридического полновластия, всеобъемлющей компетенции, подотчетности и ответственности перед ним других государственных органов.