Что входит во внеурочную деятельность в школе. Доклад «внеурочная деятельность как важное условие реализации фгос

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цели внеурочной деятельности

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

Мой класс с первого класса идёт по ФГОС. В основной школе - третий год. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной деятельности, мы сохраняем направления, используем разные формы.

Так, например, в первый год мы старались охватить все пять направлений через кружковую работу в школе – 10 часов в неделю. Не скрою, тяжело было всем: школьникам, родителям, учителям. Но всё новое, неисследованное всегда вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый класс. Наиболее успешными для ребят оказались программы “Туризм”, “Краеведение”, “Я – исследователь”. Исследовательская деятельность школьников предполагала знакомство с азами создания проектов, исследовательских работ, поэтому лучшими были только две работы. Коль я в этом классе веду уроки русского языка и литературы, поэтому работы были по литературоведению, они опубликованы на сайте “Портфолио ученика”.

Во второй год мы продолжили кружковую работу, т.к. большинство программ внеурочной деятельности были рассчитаны на два года обучения. И снова исследовательская деятельность принесла свои плоды. Ребята, освоив азы, стали исследователями в биологии, истории, конечно, и в литературе. Работы опубликованы на школьном сайте и на сайте “Портфолио ученика”.

В этом учебном году целью программы стало создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи организации внеурочной деятельности

1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.

2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках “себя”.

3. Личностное становление учащихся, развитие интеллекта.

4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни.

6. Формирование экологической культуры.

Все мероприятия проходят в тесной связи с библиотекой, музеем, Домом детского творчества, детской спортивной школой, музыкальной школой. Надо сказать, что все проводимые мероприятия – на высоком уровне, что уже можно говорить о результатах и эффектах внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности

1. “Социальный заказ” сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

Любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

Осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

Уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

2. Личностные результаты

Ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Сознание, признание высокой ценности жизни во всех е? проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Уважение к личности и е? достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей и т.д.

3. Коммуникативные результаты:

Координация различных позиций в сотрудничестве;

Формулирование и аргументация собственного мнения и позиции;

Аргументация своей точки зрения, умение отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения.

4. Познавательные результаты:

Реализация проектно-исследовательской деятельности;

Наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности

1. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

2. Принцип социального заказа.

3. Принцип целостности.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода.

5. Принцип детоцентризма (в центре находится личность).

6. Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.

7. Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

8. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

Формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В рамках внеурочной деятельности к 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова в первом полугодии было проведено мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной “Казачьи посиделки”. Это интегрированное мероприятие: предметы – литература, музыка, внеурочная деятельность. Представлен опыт работы в региональном компоненте двух педагогов: учителя музыки и учителя литературы.

Цель мероприятия: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Донского края. Без ложной скромности скажу, цель мы достигли. Коль это ФГОС, задачи, прежде всего, были нацелены на формирование УУД. Особенно личностного характера – приобщение к национальным традициям, изучение культуры казачества (фольклор: песни, пословицы) всё было представлено в многообразии. Особенное внимание было уделено гимну Ростовской области и войска Донского, как к одному из символов края, воспитание гордости за свою малую родину. Мы гордимся тем, что родились и живем здесь.

По исполнению гимна уч-ся была видна глубина проникновения в смысл слов, не случайно исполнение было акапельно. Особый акцент сделан на совместное исполнение уч-ся и педагогов, ибо ничто так не влияет на воспитание, как личный пример педагога или любого взрослого человека. Возвращаясь к ФГОС, скажу, что особенно обращали внимание на деятельностную основу мероприятия, разнообразие форм: погружение в быт казаков – “Казачья горница”, приобщение к обычаям – сбор в поход казака, приготовление чая, расширение рамок общения – два педагога, тесное сотрудничество и уч-ся, и педагогов.

Все этапы были оптимально наполнены содержанием, применены разнообразные методы воспитания. Каждый школьник участвовал в разной степени. Ни один не остался в стороне, причём, это воля уч-ся.

Мероприятие прошло чётко, в темпе, школьники, несомненно, были активны, бодры, веселы, проявляли неподдельный интерес. Достаточно высокий эмоциональный настрой.

Рефлексия – обязательный нынче элемент и для уч-ся, и для педагогов, прошла быстро, лаконично, искренне. Уверена, никто не остался равнодушным, у всех в душе остался след от мероприятия.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.

2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.

6. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС.

Введение

В российской системе образования XXI века признается необ­ходимость возвращения к исконным отечественным традициям в сфере воспитания подрастающего поколения. За последние несколь­ко столетий в нашей стране накопился огромный опыт нравственно­го воспитания, были разработаны и успешно внедрялись методики воспитательной работы, позволяющие непрерывно отслеживать ка­чественные изменения в развитии личности ребенка. Однако в по­следние десятилетия в учебно-воспитательном процессе наблюда­ются существенные изменения в целях и содержании деятельности субъектов воспитания.

Современная отечественная система воспитания подрастаю­щего поколения характеризуется многообразием воспитательных практик, вариативностью психолого-педагогических технологий; субъектам учебно-воспитательного процесса предоставляется боль­шая свобода в выборе методик воспитательной работы детьми. Стратегия развития образования предполагает комплексное, взаимо­связанное изменение всех компонентов образовательной системы, ее учебной и воспитательной составляющих. Активно декларируется создание в каждой школе собственной уникальной воспитательной системы.

И начале XXI века российская педагогическая общественность пришла к пониманию того, что именно воспитанию в системе образованиядолжно уделяться приоритетное внимание. Необходимо воспитатьновое поколение людей, достойных называться гражда­нами России, любящих свою семью, свой труд, Отечество, готовых к выполнению своего гражданского долга.

на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности.

В условиях демографического спада, перехода на нормативное финансирование, роста конкуренции между образовательными учреждениями страны побуждают их руководителей сегодня обратить самое серьезное и пристальное внимание на проблему модернизации воспитательного процесса в системе общего образования. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Процесс модернизации призван направить усилия педагогиче­ского коллектива на создание такой модели открытой воспитатель­ной среды школы, которая всесторонне учитывает сущность, содер­жание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса воспитания, объединенные в следующих ориентирах:

1. Воспитание для развития личности. Именно посредством воспитания можно обеспечить такие компоненты жизнедеятельно­сти человека, как практические навыки, критическое мышление, знания, нормы общения и основы физического здоровья.

2. Воспитание для познания окружающего мира и происходя­щих в нем процессов. Воспитание помогает становлению в человеке способности: развивать и передавать культурное наследие будущим поколениям, быть толерантным и открытым для понимания и со­трудничества с людьми разных взглядов.

    Воспитание для развития творчества. Воспитание - необ­ходимое условие саморазвития личности.

    Воспитание для будущего повысит степень адаптации выпускников к постоянно меняющемуся миру и обеспечит их способность к его преобразованию.

5. Качество воспитания предполагает повышенные требования к педагогам, их квалификации, постоянному профессиональному росту, обеспечение разнообразными вариативными программами и методиками воспитательной работы, которая будет отвечать индивидуальным потребностям учащегося и учителя.

    Диверсификация воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность должна быть разнообразной, гибкой, способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.

    Персонификация воспитания. Учитель должен поощряться в своем стремлении использовать разнообразные внутренние ресурсы, иметь все условия для самовыражения в процессе целенаправ­ленной воспитательной деятельности.

8. Гуманизация воспитательного процесса.

Однако, говоря о развитии воспитательной системы общеоб­разовательной школы, нельзя не затронуть проблему сохранения национальных традиций в воспитании. Воспитательная система школы, в идеале, должна основываться на ценностных ориентациях и мотивах поведения нации, сформированных за тысячелетнюю ис­торию развития государства; опираться на собственные педагогиче­ские традиции, соответствующие российскому менталитету. В настоящее время эти вопросы только начинают осознаваться. Сформи­ровавшееся за последние 20 лет «общество потребителей» пропа­гандирует новые качества личности, необходимые для выживания в условиях рыночных отношений (завышенная самооценка, алчность, агрессивность, предприимчивость и пр.), вытесняя при этом из педа­гогического обихода такие категории, как «духовность», «собор­ность», «нравственность», «общечеловеческие ценности», «патрио­тизм», «гражданственность», «коллективизм».

Поэтому сегодня, в качестве основной идеи развития воспита­ния выдвигается необходимость смены воспитательной парадигмы, суть которой состоит в осуществлении гуманистических идей и на­ционально значимых ориентиров воспитания.

Гуманизация воспитательного процесса предполагает соблю­дение целого ряда условий, среди которых, прежде всего, отметим следующие:

а) признание личности воспитанника самоценностью, понима­ние и принятие уникальности и своеобразия каждого субъекта вос­питательного процесса;

б) развитие каждой личности и всего нового поколения молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества, с позиции самоопределения, самоутверждения, самореализации;

в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонно­стей и способностей, в формировании их национальной идентично­сти;

г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав,
социальной среды жизни воспитанников;

д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры.

Следовательно, в воспитательном процессе школы основное внимание должно уделяться созданию эффективной системы социа­лизации детей и молодёжи (с учётом социальных особенностей каж­дого региона), ориентированной на формирование гражданственно­сти, патриотизма, здорового образа жизни и других позитивных ка­честв молодого современника.

Острейшее противоречие между новой системой требований и возможностями и способностями реально существующей ныне лич­ности порождает необходимость формирования у молодого человека и молодого поколения в целом такого качества, как жизнеспособ­ ность.

Жизнеспособность - это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях со­циальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Задача жизнеспособной лич­ности - стать индивидуальностью, сформировать свои жизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обита­ния, не разрушая и не уничтожая ее. В социокультурном плане жиз­неспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечает насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее.

Не менее значимой представляется сегодня идея формирова­ния национальной (гражданской) идентичности личности в вос­питательном процессе, позволяющая обеспечить:

    формирование гражданской и культурной идентично­сти учащихся как граждан России;

    достижение социальной консолидации и согласия вусловиях роста социального, этнического, религиозно­го и культурного разнообразия многонационального государства;

Духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;

Формирование у школьников правовой культуры и со­циально-политической компетентности; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и обще­ственно-политической системой государства;

    воспитание патриотизма;

    воспитание толерантного сознания.

На основе сформулированных идей предполагается, что вос­питательное пространство общеобразовательной школы должно быть ориентировано на достижение общих целей воспитания, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

Ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях жизни стра­ны, определение своего места и целей жизнедеятель­ности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;

Формирование национального самосознания, граждан­ственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собст­венного достоинства;

Воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических идеалов, стремления к
созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни страны;

    приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адек­ватной самооценки результатов своей деятельности;

    выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

    воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;

    воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и де­мократии.

Сегодня мы являемся свидетелями модернизации системы об­разования в России, и следует признать, что эффективность этого процесса напрямую зависит от его соответствия культурно-образовательным традициям отечественной педагогической мысли. Государство и общество все в большей степени начинают осозна­вать, к каким пагубным последствиям может привести тенденция предпочтения материальных ценностей. Воспитание духовно богатой личности с высокоразвитым чувством гражданского долга, патриотизма, пониманием собственной ответственности перед семьей, обществом,государством - вот социальный заказ российского обществаXXI века.

История доказала, что сформированная в обществе система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенных способ­ностей, нравственных норм и духовных ориентиров эффективна только для существования в данном конкретном обществе. С переходом страны к новому общественно-политическому строю устаревшиесредства и способы организации воспитательной работы становятся непродуктивными, и требуется преобразование всей воспитательной системы.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности . Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2010., »).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:

    создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в

обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом

системы ценностей;

    создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;

    создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;

    развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основнойобразовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но иновым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности .

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Внеурочная деятельность по основным направлениям предусматривает следующие формы работы :

1.Духовно-нравственное

Ведущие формы деятельности:

    Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

    Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

    Проведение совместных праздников школы и общественности.

    Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

    Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

    Детская благотворительность.

    Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

    Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

    Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

2. Образовательное

Ведущие формы деятельности:

    Викторины, познавательные игры и беседы;

    Детские исследовательские проекты;

    Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные марафоны);

    Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

3. Проектная деятельность

    Разработка проектов.

    Физкультурно-оздоровительное

Ведущие формы деятельности:

    Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

    Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

    Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с медицинскими работниками, школьным фельдшером.

    Спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты

    Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.

    Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

    Организация походов выходного дня,

    Туристические походы.

    Художественно-эстетическое

Ведущие формы деятельности:

    Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

    Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

    Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;

    Праздничное оформление школы и классных комнат.

    Общественно-полезная деятельность

Ведущие формы деятельности:

    Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;

    Работа по озеленению школы;

    Организация дежурства в классах;

    Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;

    Выставки поделок и детского творчества;

    Трудовые десанты, субботники;

    Сюжетно-ролевые игры.

Предполагаемые результаты

∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

∙ улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

∙ укрепление здоровья обучающихся;

∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;

∙ укрепление связи между семьёй и школой.

Заключение

Мы согласны, что воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательного учреждения, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Современная воспитательная практика школ свидетельствует о том, что проблемы воспитания требуют комплексного решения. Сегодня воспитательная работа - это не только обязанность системы образования, это сфера интересов всех субъектов социальной жизни города, региона, государства. Воспитание призвано стать одним из основных механизмов общественного развития, формирования культуры нации в целом.

Введение новых образовательных стандартов привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание». Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Действительно, школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

И это подтверждают слова У. Глассера «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чём-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

Литература

1. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.

2. Григорьев Д. В, Степанов П. В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - М.: «Просвещение», 2010г.,

3. Недвецкая М.Н. «Модернизация воспитательной системы школы. Анализ. Направления. Содержание. Методическое пособие» УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: «Просвещение», 2010г.

5. Фещенко Т.С. Настольная книга заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Методическое пособие / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г

6. Черноусова Ф.П. «Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе.» / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г

Борисевич Варвара
Доклад «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС»

1 слайд. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется образовательной Организацией через урочную и внеурочную деятельность .

2 слайд. Внеурочная деятельность - образовательная деятельность , направленная на достижение результатов освоения АООП, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, организации их свободного времени.

3 слайд. Целью внеурочной деятельности является - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

4 слайд. Внеурочная деятельность решает следующие задачи :

Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

Улучшить условия для развития ребенка;

Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

5 слайд. Для организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать определенные условия :

Родительский запрос;

Наличие учебно-материальной базы;

Наличие подготовленных кадров;

Соблюдение СанПиНов, требований к сменности занятий и составлению расписания;

ОУ самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии с уставом и с Законом РФ «Об образовании»

6 слайд. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы : игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.

7 СЛАЙД. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется общеобразовательной организацией : экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п, туристические походы и т. д. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха обучающихся и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.

8 слайд. В зависимости от возможностей общеобразовательной организации, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе :

Непосредственно в общеобразовательной организации по типу школы полного дня;

Совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры;

В сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов общеобразовательной организации (комбинированная схема) .

9 слайд. Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через :

Учебный план образовательного учреждения,

Дополнительные образовательные программы учреждения;

Организацию деятельности групп продленного дня;

Воспитательная программа классного руководителя.

Организация внеурочной деятельности предполагает , что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др., так же и медицинские работники.

10 слайд. В требованиях к структуре АООП (вариант 1) определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности :

Духовно-нравственное;

Социальное;

Коррекционно-развивающее;

Общекультурное;

Спортивно-оздоровительное.

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки программ внеурочной деятельности . В связи с тем, что внеурочная деятельность реализуется первый год , мы остановились на приоритетных направлениях с учетом реальных условий , осо-бенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных предста-вителей) .

11 слайд. Программы внеурочной деятельности по АООП 1 вариант :

«Я познаю мир» - программа направлена на расширение знаний учащихся об окружающем мире, расширение словарного запаса и обогащение словаря. В классе есть дети, которые не посещали дошкольные учреждения и воспитывались в семье, также есть дети, в семьях которых разговаривают на двух языках. Программа помогает учащимся больше узнать о явлениях окружающей действительности, о правилах поведения в общественных местах, о животных и растениях. Занятия по внеурочной деятельности проходят в виде игр , тематических бесед, творческой деятельности .

«Математические ступеньки» - программа направлена на закрепление и расширение знаний, полученных на уроках математики, т. к. с момента вступления ФГОС снижено количество часов по этому предмету с 5 до 3 часов в неделю. Занятия проходят в игровой форме, используется большое количество наглядных материалов, интересных заданий на развитие логического мышления.

12 слайд. Также для учащихся 1 а класса разработана программа воспитательной деятельности , которая реализуется классным руководителем и способствует достижению поставленных целей и задач. Класс активно принимает участие в общешкольных спортивно-оздоровительных и праздничных мероприятиях.

13 слайд. В классе проводятся тематические беседы о вежливости, о правилах хорошего тона и поведения в общественных местах. Викторины и классные часы по сказкам и рассказам.

14 слайд. Дети с удовольствием посещают занятия по декоративно-прикладному искусству и принимают участие в конкурсах.

15 слайд. Также для учащихся 1 класса организована динамическая пауза на свежем воздухе.

16 слайд. В требованиях к структуре АООП (вариант 2) определено, что внеурочная деятельность организуется по 6 направлениям развития личности :

Социально-эмоциональное;

Спортивно-оздоровительное;

Творческое;

Нравственное;

Познавательное;

Общекультурное.

17 слайд. Приоритетными направлениями реализации внеурочной деятельности обучающихся по АООП 2 вариант выбраны : творческое – «Цветной мир» . Программа направления на эмоциональное и эстетическое развитие учащихся с помощью знакомства с цветом и формой. Во время этих занятий дети знакомятся с различными простейшими техниками рисования, с основными цветами и формами, рисуют элементарные явления и предметы (травку, фрукты и овощи, разноцветные шары)

19 слайд. социально-эмоциональное – «Посмотрите, это я» – программа направлена на формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Учащиеся знакомятся с основными правилами поведения и общения в классе, через ролевые игры, беседы, викторины Задачи данного курса :

Обучение навыкам общения и сотрудничества;

Формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;

Развитие коммуникативных умений в процессе общения;

Введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

20 слайд. познавательно – общекультурное – «Я говорю» . Программа направлена на достижение следующих целей :

Максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

Формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения , наблюдения, предметно-практической, трудовой);

Развитие способности к коллективной деятельности ;

Формирование интереса к уроку.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие :

Формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый» , «Это – я» , «Я в школе» )

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы;

Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (папа, мама, я, бабушка, дедушка) ;

Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

Обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

Формировать представление о частях собственного тела, их назначении, расположении;

Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека.

21 слайд. Важно иметь в виду , что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с детьми.

Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов и увлечений. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.