Отличия норм права от других социальных норм. Основные социальные нормы

Обществознание изучает очень много базовых вопросов, касающихся не только непосредственно социума, но и затрагивающих так называемые междисциплинарные проблемы. То есть те, к которым в дальнейшем придётся обращаться в политологии, в социологии, при изучении литературы, философии и так далее. И понятие и виды социальных норм относятся именно к таким вопросам. Они также непосредственно имеют отношение к юриспруденции, а то, какое место занимает право в системе социальных норм, презентация может наглядно показать.

Как уже и было сказано, эта тема неоднократно всплывает. Будущим юристам могут сказать: выберите верные суждения о социальных нормах. И они должны будут разобраться, продемонстрировать, насколько глубоко освоили эту тему. Тех, кто предпочтёт в качестве основного направления социологию и политологию, ждут нормы и санкции как способ управления обществом, яркие примеры успешно реализованной программы и провалы. Причём шпаргалка и таблицы здесь не помогут, важно понимание. Как, кстати, не всегда срабатывает и голое знание законодательства.

И всё это легко показать на жизненных примерах. Очень часто общественный контроль оказывается эффективнее того, что формально установлен в нормативно-правовых актах. Даже самая хорошая концепция не будет работать, если она не воспринимается обществом. А для этого нужно понимать, какие стандарты в конкретном социуме на самом деле действуют, чтобы разобраться в том, в какую сторону их необходимо менять.

В идеале система социальных норм отражается в законодательстве. Именно тогда появляется больше всего шансов, что регулирующие и контролирующие функции законов будут реализованы. Однако особенности современной правовой системы таковы, что отдельные виды социальных норм не только не отражаются в законодательстве, но часто вступают с ними в противоречие. Например, в отдельных регионах, где авторитет криминальных элементов довольно высок.

Для понимания социальных норм необходим краткий экскурс в историю. Первыми появились именно они, а не право. Это были традиции, обычаи, определённые порядки. Как право сильного, они устанавливались вождями, главами племён, но могли меняться после того, как власть переходила к другому. Даже позднее, уже в эпоху феодализма при более развитом строе приход к власти другого правителя мог серьёзно отразиться на проводимой политике.

Впрочем, это можно наблюдать и в современном обществе, когда один президент сменяет другого и отменяет многое из того, что сделал предыдущий. Но давайте вернёмся к тому, что собой представляют социальные нормы и их виды. Итак, под ними подразумевают некие правила поведения, часто довольно общего характера, которые устанавливаются и регулируются обществом, а не законом, в отличие от права. Для них характерна расплывчатость формулировок в отдельных случаях и предельная конкретизация – в других.

Например, трудно точно сказать, что собой представляет вежливое поведение, за исключением некоторых ограничений и довольно определённой картины того, что уже будет грубостью по отношению к собеседнику. Однако большинство людей более-менее точно описывают хамство в свой адрес.

В то же время проведение свадеб, похорон и многое другое часто детально регламентировано. И это тоже является разновидностью социального регулирования. Таких примеров можно привести очень много.

Признаки социальных норм

Сами по себе социальные нормы разнообразны во времени и пространстве, их реализация сильно зависит от того общества, в котором они появились. Культура, менталитет конкретного народа и его религиозные взгляды оказывают решающее влияние на характер реализации тех или иных предписаний. Поэтому понятие социальных установок становится более очевидным через изучение признаков. Итак, нормы:

  1. Специально установлены или исторически сформировались, направлены на регулирование поведения отдельных членов общества (групп, категорий). В них отражаются права и обязанности индивидуумов.
  2. Одинаковые для определённых категорий населения. Существует разница между предписаниями, адресованными правителям и крестьянам, но для царской семьи в целом существовали одни и те же порядки с учётом полового и возрастного статуса, а также роли (царь, наследник и т. п.). Но для наследников, например, нормы были одним и теми же, исключений не существовало. Меняться они могли со временем и под воздействием объективных факторов. Попытки выделиться натыкались на противодействие со стороны общества.
  3. Имеют свойство развиваться. Разные виды социальных установок со временем претерпевали ту или иную трансформацию. Крестьяне могли получать дополнительные права, а дворяне – новые функции в государстве. Что же касается современного общества, то в нём скорость преобразований увеличилась.
  4. Отличаются предписывающим характером. Фактически, речь идёт об эталонах поведениях и о существующих запретах. В них как в отражении просматривается та или иная эпоха. Например, виды социальных норм и их характеристика применительно к СССР позволяют в целом сделать интересные выводы, касающиеся этой страны, государственного строя, того, что именно тогда происходило.
  5. Обеспечение исполнения определёнными способами воздействия. Функции таких установок не были бы реализованы, если бы права правящих групп не подкреплялись реальными возможностями. И наоборот, разные виды запретов остаются формальными, если только за их нарушение не идёт непосредственно наказание. Под последним может подразумеваться как реакция со стороны государства (уголовное заключение, разные виды преследования), так и со стороны общества (порицание, бойкот, давление).

Рассматривая понятие «признаки и виды социальных норм», стоит учитывать, что классификация на практике очень сильно отличается. Как и сама реализация. Так, права человека и гражданина в России и в США сегодня имеют разную наполненность. Что непосредственно связано с тем, как именно государство выполняет свои функции.

О типологии социальных норм

Итак, переходим непосредственно к классификации. Существует довольно много делений. Если говорить о стандартных, то это нормы права, которые санкционируются и закрепляются государством, чем и отличаются от всех остальных. Они устанавливаются законодательной ветвью властью, отличаются формальным характером, наличием конкретных определений, прописанной процедурой. Зафиксированы в виде соответствующих документов.

Также рассматривают нормы морали. Они тоже выполняют регулирующие функции, но при этом негласно. Их действие подкрепляется как внутренними установками, так и общественными способами воздействия. Самым эффективным считается сочетание того и другого.

Помимо этого, есть ещё нормы обычаев. Здесь решающее значение имеет установившийся порядок, необходимость соблюдать традиции из уважения к предкам, культуре и менталитету определённого народа. Как и в предыдущем случае, за исполнением следит общество. Однако нарушение в настоящем считается не настолько серьёзным, кроме отдельных ситуаций, например, исполнения похоронного обряда.

К нормам нередко относят деловые обычаи и этикет. Есть ещё правила, касающиеся религиозной сферы, культуры, эстетики. В отдельную категорию обычно выделяют корпоративные нормы, как правило, они устанавливаются внутри отдельно взятой организации, но если речь идёт о крупной корпорации, то могут при этом затрагивать большое количество лиц.

Стоит отметить, что в современном мире существует большое количество разных подходов к классификации таких правил. Многое зависит от того, что именно ставится во главу угла. Кроме того, большинство обществоведов выделяют ещё и смешанные подвиды, когда одни и те же нормы могут регулировать разные ситуации, находиться на стыке сфер (политики и религии, к примеру).

Российская правовая академия

Министерство юстиции Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие, виды социальных норм»

Выполнила студентка

Заочной формы обучения,

гр.____________________,

Ильина Я.В.

Научный руководитель

____________________

Ижевск 2003 г.

Заключение.

Общество – это сложный, социальный организм. Наиболее характерными его чертами являются упорядоченность и организованность. Такое состояние общества можно достичь только с помощью регулирования. Выделяются два вида регулирования общественных отношений: нормативное и ненормативное.

Ненормативное регулирование выражается в различных естественных нормах, которые существуют в виде знаний о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой.

Но все-таки наиболее важное значение для упорядочения поведения людей в обществе имеет нормативное регулирование. Основным средством нормативного регулирования являются социальные нормы.

Хотя нельзя забывать и о технических нормах, которые регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой и техникой. Среди технических норм некоторые ученые (Черданцев А.Ф.) выделяют особый вид норм – технико-юридические. Их главное отличие заключается в том, что их исполнение обеспечивается государством и они содержатся в различных нормативно-правовых актах. На основании наличия у нормативно-технических норм санкций их иногда относят к подвиду социальных норм. Хотя данная точка зрения является спорной.

Социальные нормы – это общие правила поведения, действия в обществе, которые возникают по воле людей.

Основными признаками социальных норм являются следующие:

1. Это общие правила поведения людей в обществе.

2. Они не имеют конкретного адресата.

3. Социальные нормы возникают в связи с волевой сознательной деятельностью людей.

4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.

5. Данные нормы соответствуют типу культуры и социальной организации общества.

Таким образом, социальные нормы выступают основным регулятором общественных отношений. Кроме данной функции некоторые ученые выделяют еще оценочную и трансляционную.

Социальные нормы различны. В зависимости от способов установления и обеспечения они делятся на четыре основные группы:

1. Обычаи.

2. Нормы морали.

3. Корпоративные нормы.

4. Нормы права.

Наиболее спорным вопросов является соотношение норм права и норм морали. Во многом это вытекает из того, что спорным является само определение морали. Общепринятое мнение: мораль и нравственность – понятия равноценные. Других точек зрения по многим аспектам данного вопроса придерживаются такие ученые, как Черданцев А.Ф., Соловьев В.С., Ильин И.А. и другие.

Соотношение норм права и морали включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречие. Единство права и морали заключается в том, что они имеют единые цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни. Право и мораль совпадают также по объекту регулирования, которыми являются общественные отношения. Нормы права и морали – это фундаментальные исторические ценности, имеющие единую нормативную основу. Отличительными особенностями права и морали являются следующие:

1. Мораль и право имеют различные способы установления. Нормы права санкционируются государством, а нормы морали устанавливаются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Данные нормы различаются по методам обеспечения. Право обеспечивается принудительной силой государства, а мораль – силой общественного мнения.

3. Мораль и право выражаются и фиксируются в различных источниках.

4. Нормы права и морали различаются по характеру и порядку ответственности. За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, предусмотренная законодательством. Нарушение же норм морали влечет за собой применения мер общественного воздействия.

5. Нормы права и морали имеют также различный характер и способ воздействия, разные сферы действия и свои особенные исторические судьбы.

Взаимодействие права и морали выражается в том, что они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений и позитивном влиянии на личность.

Также в современных сложных условиях между правом и моралью возникают противоречия.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распро­страненные в определенной сфере правила поведения, которые в резуль­тате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

Обычаи подразделяются на правовые и неправовые (общегражданские). Правовые обычаи называются правовыми, так как они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.

Если за основу взять масштаб значимости того события, с которым связан данный обычай, то можно выделить 3 группы: 1) общественно – гражданские обряды; 2) лично – гражданские; 3) лично – семейные.

К первой группе относятся обрядовые действия, с проведением государственных, трудовых и профессиональных праздников. Вторая и третья группы обычаев отражают этапные события в жизни отдельного человека: одни события индивидуальной жизни связаны с обществом, социальными институтами, например, вступление в трудовой коллектив, другие – с семьей, семейной жизнью.

Взаимодействие права и обычаев выражается в том, что право либо поддерживает обычаи и создает условия для их реализации, либо пытается вытеснить общественно-вредные обычаи, либо вообще относится к ним нейтрально.

Корпоративные нормы - это пра­вила поведения, по которым живут и действуют различные обществен­ные объединения.

Особенности корпоративных норм следующие:

1) они направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, т.е. они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2) фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; 3)корпоративные нормы подлежат проверке на соответствие законодательству в виде регистрации со стороны государства; 4)обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д.

По ряду формальных признаков корпоративные нормы схожи с правовыми: текст нормы закрепляется в соответствующем документе; корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре; систематизированы.

Отличие корпоративных норм от норм права заключается в том, что пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Взаимодействие корпоративных и правовых норм выражается в трех аспектах:

1.Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм.

2.Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).

3. И наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).

Итак, право, действуя в системе социальных норм, является только одним из элементов этой системы. В настоящее время формируется правовое общество и демократическое государство. Нормальное и эффективное их развитие может быть обеспечено только в случае гармоничного взаимодействия норм права и иных социальных норм.

Классификация социальных норм.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднород­ностью самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствую­щие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые, функционирующие и нефункционирую­щие) .

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпываю­щую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы дейст­вия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:

1) правовые нормы; 7) корпоративные;

2) моральные; 8) нормы обычаев, тра­диций, привычек;

3) политические; 9) деловые обыкновения;

3) эстетические; 10) правила этикета, кор­ректности, приличия,

4) религиозные; обрядов, ритуалов.

5) семейные;

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отно­шений просто нет.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

1.1.Нормативное регулирование.

Современное общество – это целостный социальный организм. Наиболее важными качествами общества являются организованностьность, упорядоченность всех отношений, образующих социальную жизнь. Такой порядок в обществе достигается с помощью нормативного регулирования. Под ним понимается упорядочение поведения людей при помощи различных нормативных регуляторов. Нормативные регуляторы – это общие правила (известные модели и образцы поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно – урегулируюмую ситуацию.

Таким образом, основными чертами нормативных регуляторов являются:

1) неперсонифицированность адресатов, т.е. данные регуляторы распространяют свое действие на неограниченный круг лиц;

2) обязательностью исполнения правил, содержащихся в них;

3) повторяемостью регулируемых ими действий;

4) наличием (в большинстве случаев) санкций за нарушение правил поведения.

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

Социальная норма - это правило поведения, общепринятое для всех людей. Данное определение такое же самое, то есть, распространяется на все социальные нормы. Но в чем же заключаются отличия норм права от других социальных норм? На этот вопрос постарается дать ответ данная статья. Важно понимать, что для идеального определения отличия норм права от других социальных норм необходимо разобраться в этих понятиях. Что же, давайте немедленно приступим к этому.

Итак, мы разобрались, что набор социальных норм - это основной механизм саморегуляции общества. Именно наличию социальных норм мы обязаны тем, что в социуме существует более-менее хороший порядок. Социальная норма - это комплексное явление, которое в себя включает такие сферы человеческой жизни, как:

  • Семья. Именно отсюда начинается - вхождения человека в общество. И от того, какие правила поведения имеются в семье и насколько они соблюдаются остальными ее членами, зависит личный набор того, что можно или что нельзя ему делать.
  • Работа. Дальше переходим к работе. Социальные нормы и здесь имеют место. Именно от того, насколько человек хорошо их освоит и будет соблюдать, зависят отношения с коллегами или начальством. При этом абсолютный конформизм (поведение, которое базируется на полном принятии социальных норм) вряд ли приведет к карьерному росту.
  • Образование. Школа - вот что является одним из первых агентов социализации человека помимо семьи. Именно здесь системно излагают основные социальные нормы, а бытие в коллективе помогает ребенку воплотить их на практике.
  • Религия. Она полна разными нормами. Их набор специфичен для каждой религии, но все равно имеются крос-культурные элементы. Например, такие заповеди, как "Не убей" или "Не укради" - это основные правила поведения, присущие для любого общества. Религия позволяет интегрировать разные социальные нормы между представителями совершенно противоположных обществ. И именно этим религия действительно оказывает хорошую службу. Например, христианство ввело основное правило морали в почти любую страну: "Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". И ведь действительно, именно на этом правиле основана большая часть социальных норм. Но об этом более подробно поговорим далее.
  • Отношения. Основной целью социальных норм является регулирование человеческих отношений. Поэтому именно в этой сфере они проявляются. Данный пункт является универсальным. Ведь и семья, и школа, и религия насквозь пропитана отношениями между разными людьми.

И множество других существующих ныне сфер человеческой жизни.

Функции социальной нормы

Социальная норма не просто так придумывалась людьми. Мы уже поняли, что она выполняет Но не только ею единой ограничивается данное явление. Какие еще функции выполняет социальная норма? К социальным нормам относятся такие задачи, которые общество ставит перед собой:

  • Мерило контроля. Это означает, что социальные нормы предназначены в качестве эталона, по которому общество судит людей. В этом заключается оценочная функция.
  • Форсированная социализация. Весь предыдущий опыт, который был получен человечеством, с помощью системы социальных норм может за период взросления быть передан человеку, чтобы он к наступлению зрелости стал значительно лучше своих одногодок в предыдущем поколении. Таким образом, происходит эволюция общества.
  • Создание хорошего впечатления. Если человек хорошо освоил социальные нормы, то он находится изначально в более выигрышной позиции на фоне людей, которые социализировались плохо. Последним нужна психологическая и которая может растянуться на года. Соответственно, тот человек, который хорошо знаком с социальными нормами (соблюдать их, или нет - дело каждого), изначально находится в более выгодной позиции.
  • Обозначение личных границ каждого члена социума.

Это основные задачи, которые имеют социальные нормы. Очевидно, что их намного больше. Но основной все равно является регуляция общественных отношений. С социальными нормами близко понятие когда устанавливаются правила общения с разного рода техникой.

Признаки социальной нормы

Не каждое правило является социальной нормой. Поэтому рациональным будет рассмотреть признаки, по которым можно ее определить.

  1. Нормативность. Это обозначает правила, которым должен следовать человек при наличии определенной ситуации.
  2. Общеобязательность. Социальные нормы должны касаться абсолютно всех людей, независимо от категории, к которой они принадлежат.
  3. Социальная обусловленность. То есть нормы продуцируются непосредственно социумом.
  4. Системность. Любые социальные нормы связаны между собой.
  5. Регулятивность. Их задачей, как мы уже поняли, является регуляция общественных отношений.
  6. Обеспеченность. Контроль за соблюдением социальных норм должен каким-то образом осуществляться.

Вот такие признаки имеют социальные нормы. Они присущи как правовым нормам, так и нет.

Правовая норма

А теперь непосредственно перейдем к такой теме, как Что вообще такое правовая норма? Это разновидность социальной нормы, которая является признаком власти и по идее должна выражать волю народа, который поставил на служение ему это правительство. На практике так происходит не всегда. Какие признаки имеет правовая норма? Какие части нормы права имеют?

  • Гипотеза.
  • Диспозиция.
  • Санкция.

Данные части являются основными и выверены не только логическим путем, но и с помощью предыдущего опыта общественного регулирования. Вот почему нам нужно изучать историю. Ведь именно от нее зависит качество правовой жизни в определенном государстве.

Отличия правовой от социальной нормы

А теперь мы пришли к самому интересному, тому, о чем вообще вся эта статья. Какое соотношение нормы права к другим правилам поведения, выдвигаемым людям. Для этого нужно с самого начала разобраться, какие вообще виды норм бывают. И исходя из этого знания уже узнаем данную тему более подробно. Итак, какие виды регулирования человеческого поведения можно причислить к социальным нормам? Относятся к ним такие типы:

  • Религиозные.
  • Корпоративные.
  • Семейные.
  • Групповые.
  • Нормы морали.

Такие основные виды социальных норм. Данное разделение можно назвать достаточно условным. Но поскольку понятие социальной нормы достаточно широкое, то вы можете сами подумать. И поверьте, ошибки не будет, как бы вы ни старались ее совершить. Ведь что касается социальных норм, то такой простор для творчества открывается!

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - это нарушение правила, которые мы называем "социальные нормы". И в той или иной степени присуще каждому из нас. Ну что же, давайте разберемся, какие есть виды отклонения от социальных норм.

  • Асоциальное поведение. Данное поведение нарушает неправовые социальные нормы.
  • Антисоциальное поведение. Оно уже может ставить под сомнение правовые нормы. Очень часто данный тип еще называется деликвентным.

Эти два типа очень просты для понимания. При этом нельзя сказать, что те люди, которые практикуют могут дальше перешагнуть за черту закона. Они могут даже стать более адекватными, если с ними проводить грамотную социальную работу. Очень тяжело некоторым людям даются социальные нормы. И отклоняющееся поведение не является признаком того, что эти люди плохие. Просто они плохо прошли процесс социализации.

Примеры девиантного поведения

Вполне логичным было бы по каждому из этих видов отклонений показать пример такого поведения.

  1. Асоциальне поведение - громкая музыка на улице, неприличные выражения.
  2. Антисоциальное поведение - убийства, массовые терористические акты и так далее.

На этих примерах очень четко видится разница между просто социальными нормами и правовыми. Вот в чем заключаются отличия норм права от других социальных норм.

Вообще, что касается того, какие социальные нормы являются основными, то каждый человек даст свой ответ на данный вопрос. Поэтому более логичным будет строить его таким образом: "На каком принципе базируется большая часть социальных норм"? И вот здесь мы уже сталкиваемся с очень простым правилом: "Не навреди себе и не дай навредить тебе". В данной позиции имеется колоссальное количество преимуществ:

  • Человек страхует себя от вторжения в свое личное пространство.
  • Устанавливается оптимальная начальная дистанция между людьми.
  • С помощью системы социальных норм человек может понять, как ему вести себя изначально и не наступать на грабли.
  • Система социальных норм помогает родителю видеть путь воспитания детей.

И таких преимуществ действительно масса.

Выводы

Давайте в качестве итога к данной теме перечислим основные отличия, которые имеет правовая норма на фоне всех остальных социальных правил.

  1. Отличия норм права от других социальных норм начинаются с масштабности. Мы уже поняли, что право является только одним из элементов общественного регулирования.
  2. Происхождение.
  3. Характер соблюдения.
  4. Санкции.
  5. Развитие.
  6. Степень детализации.

Вот чем они отличаются. И данный список достаточно большой. Но ничего сложного в этом нет. Итак, мы разобрались в основных отличиях социальной нормы от правовой. При этом важно понимать, что большая часть правовых норм пошла от социальных. Последние являются первичными, а то, что государство предлагает под видом закона - это уже вторичное.

Все виды социальных норм имеют общие особенности: это правила поведения, которые являются обязательными для определенного круга людей, либо для общества в целом. Они должны применяться постоянно, порядок их применения регламентирован, за их нарушения следуют наказания.

Социальные нормы устанавливают границы поведения людей, которые являются допустимыми в определенной жизненной ситуации. Социальные нормы соблюдаются, либо по внутреннему убеждению человека, либо из-за возможных санкций.

Санкция - это реакция людей (общества) на поведение того или иного лица в конкретной ситуации. Санкции могут быть поощрительными и наказывающими.

Заключение

социальный норма общество санкция

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам так называемую «объективную властность». Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые, общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам. При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.