Какие формы собственности на землю предусмотрены законодательством. Рубрика “Формы собственности”

Понятие особенности и виды права собственности на землю Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Формы права собственности на землю в Российской Федерации. Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие субъекты и объекты. Право частной собственности на землю: понятие субъекты и объекты...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 1

Введение 3

1. Понятие, особенности и виды права

собственности на землю

  1. Право владения 4
    1. Право пользования 5
    2. Право распоряжения 7

2. Формы права собственности на землю в Российской Федерации

2.1. Общие понятия 8

2.2. Право государственной и муниципальной собственности

На землю: понятие, субъекты и объекты 8

2.3. Право частной собственности на землю: понятие,

субъекты и объекты 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

ЛИТЕРАТУРА 15

Введение

В данной контрольной работе изучаются вопросы правомочий собственников на землю. Для изучения данных вопросов надо предварительно уяснить, а что такое собственность на землю. Собственность на землю – экономическая категория, отражающая процесс присвоения земельных богатств отдельными субъектами (гражданами и юридическими лицами, государством, муниципальными образованиями). В правовом государстве процесс присвоения земельных участков в пользу отдельных субъектов носит упорядоченный характер и регулируется правовыми средствами.

В первой части контрольной работы рассматриваются конституционные правомочия собственников земельных участков, т.е. виды права владения на землю.

Во второй части контрольной работы рассмотрены конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации. Земля как и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Содержание каждой земельной собственности рассмотрено в самостоятельной правовой категории.

1. Понятие, особенности и виды права собственности на землю

В экономическом смысле под собственностью понимается общественное отношение по присвоению и обладанию определенными материальными благами (продуктами природы и труда). Право собственности отличается от понятия «собственности». Право собственности на землю можно понимать в 2 аспектах: 1) как институт земельного права, система правовых норм, регулирующих отношения собственности; 2) как совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Субъект права собственности на землю — это субъект, осуществляющий владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. Субъектами права собственности на землю могут быть лица (граждане и юридические лица), РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Объектом права собственности на землю являются земельный участок, земельная доля.

1.1.Право владения

Право владения — это предусмотренная законом возможность фактического обладания земельным участком как определенным видом недвижимости. Это правомочие включает: возможность свободно находиться на земельном участке, возможность требовать возврата земельного участка из чужого владения, возможность иметь соответствующую землеустроительную, правоустанавливающую документацию и другие документы о земельном участке, возможность охранять участок и обозначать внешние границы земельного участка (например, ставить забор).

1.2. Право пользования

Право пользования — возможность использования, эксплуатации земельного участка, возможность извлечения из него полезных свойств, возможность использования его в качестве средства производства и места размещения сооружений и других объектов, возможность удовлетворения экономических, эстетических и иных потребностей общества и собственника.

Законодательством предоставлены собственнику широкие права по хозяйственному использованию земельного участка (ст. 40 ЗК РФ);

Право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленным законодательством, экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями и т. д.

Собственник земельного участка имеет право на:

Посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ (ст. 40 ЗК РФ).

Вместе с тем собственник обязан:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдая порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и т. д. (ст. 42 ЗК РФ).

1.3. Право распоряжения

Право распоряжения — это возможность определения юридической судьбы земельного участка. Правомочия собственника по распоряжению можно разделить на 3 группы: права собственника на изменение свойств и состояния самой земли (удобрить землю, изменить ее качественное состояние и структуру, осушить земельный участок); права собственника по изменению правового статуса земель (в отношении муниципальной и государственной собственности — перевести земли из одной категории в другую, изменить зону); права на совершение сделок с землею, на ее отчуждение.

Согласно ст. 36 Конституции владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Например, ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. В ВК РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Согласно ст. 8 ВК РФ не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельного участка, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

2. Формы права собственности на землю

Ст. 9 Конституции предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (п. «в» и «г» ст. 72 Конституций и ст. 214 ГК РФ). В п. 2 ст. 214 ГК РФ установлено важное правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

2.1. Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие, субъекты и объекты

Право государственной собственности на землю по целевому назначению и месту расположения земельных территорий также подразделяется на два вида: а) федеральная государственная собственность на землю; б) государственная собственность на землю субъектов Российской Федерации.

Муниципальную собственность на землю можно представить в виде земель городов, поселков, сел и иных сельских поселений, населенных пунктов.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Реализация прав собственности связана в этом случае с общественными (публичными) интересами лиц, проживающих на соответствующей территории.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования являются самостоятельными субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений, например в сделках действует как равноправная сторона. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, вступая в договорные отношения по поводу земли, выступают в правоотношениях, регулируемых гражданским и земельным законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, и действуют здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Государственная собственность на землю состоит из земель, находящихся в собственности РФ (федеральная собственность), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ. В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Федеральная собственность

Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами;

Право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

От имени РФ право собственности на земли, находящиеся в федеральной собственности, осуществляет Правительство РФ. Это означает, что именно оно (или иные уполномоченные субъекты, но с его согласия) принимает решения о предоставлении федеральных земель юридическим лицам и гражданам на соответствующих определенных в законе правах: праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно в соответствии со ст. 18 ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации». Правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов и регулированию природопользования.

Таким образом, оно, с одной стороны, выполняет властные функции государства, вытекающие из указанной статьи, а с другой — на основании ст. 114 Конституции РФ и ст. 14 упомянутого Федерального конституционного закона осуществляет правомочия собственника в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Собственность субъектов РФ

В собственности субъектов РФ находятся земли и другие природные ресурсы, расположенные в пределах административно-территориальных образований - границ субъектов Российской Федерации - и не состоящие в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в федеральной собственности.

Согласно ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при

Разграничении государственной собственности на землю;

  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям,

предусмотренным гражданским законодательством.

Субъекты Российской Федерации так же являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях. На них распространяются нормы и правила о юридических лицах.

От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения землей (ст. 124-127 ГК РФ) и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями. Полномочия собственника земли осуществляют региональные органы власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Согласно ст. 19 ЗК РФ, ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, в том числе земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям в лице соответствующих органов местного самоуправления. Что касается субъектов права муниципальной собственности на земельные участки, то они определены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: поселение, муниципальный район, городской округ.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Не все земли в пределах черты муниципального образования находятся в муниципальной собственности.

Ст. 19 ЗК РФ предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в

соответствии с ними законами субъектов РФ;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

2.2. Право частной собственности на землю: понятие, субъекты и объекты

Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников — граждан и юридических лиц. Действующее земельное законодательство выделяет два вида права частной собственности: а) право собственности граждан; б) право собственности юридических лиц. Кроме того, собственность может быть индивидуальной и общей. Общая собственность, в свою очередь, подразделяется на совместную и долевую (в случаях, когда определена доля каждого).

ЗК РФ определил, что частной собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Земельные участки могут быть предоставлены в частную собственность и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В качестве субъектов права частной собственности согласно ЗК РФ могут выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.

Субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы быть субъектом права частной собственности на земельный участок, лицо должно обладать право- и дееспособностью в, соответствии с земельным и гражданским законодательством.

Объектом права частной собственности на землю является земельный участок. В качестве объекта права частной собственности земельный участок соответствует признакам, установленным для объекта земельного права и гражданского права, как недвижимое имущество. Кроме того, для того чтобы быть объектом права частной собственности, земельный участок должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли гражданам и юридическим лицам. Существуют определенные категории земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: ограниченные в обороте или ограниченно оборотоспособные (ст. 27). В частной собственности помимо земельных участков, могут находиться пруды и обводненные карьеры. Права на землю, в том числе право собственности, могут быть ограничены актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок (ст. 56 ЗК РФ).

Круг прав и обязанностей собственников земельных участков (вне зависимости граждане это или юридические лица) определен ст. 40, 42, 43 ЗК РФ и другими нормативными актами. Общая собственность на землю - один из видов частной собственности.

Ст. 244 ГК РФ закрепляет следующее положение: имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Следовательно, земельный участок, находящийся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Право общей собственности может возникнуть по желанию самих собственников или по закону. В силу закона, например, правом общей собственности на земельный участок в соответствии с ГК РФ наделены члены крестьянских хозяйств, супруги, если они приобрели этот участок во время брака, а также такое право получали члены реорганизуемых в процессе реформы совхозов и колхозов.

Собственность на землю может быть совместной и долевой.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Заключение

В результате выполнения контрольной работы можно сделать следующие выводы права и обязанности собственников земель во многом определяются формами собственности на землю, хотя содержание права собственности во всех случаях составляют правомочия владения, пользования и распоряжения земельными участками в соответствии с гражданским законодательством РФ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Законы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

Голосованием 12 декабря 1993 года): (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) – [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru

  1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс РФ: [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ: [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru

Учебники, учебные пособия, книги

  1. Аликаева А.М. Земельное право: Учебное пособие. 3-е изд. Тюмень: Издательство Тюменский государственного униврситета,2010.332 с.
  2. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров/С.А. Боголюбов.- 5-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт,2013.-376 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
  3. Чабруков Г.В., Волкова Н.А. Курочкина – 5-е издание, переработанное и дополненное- М.:Юнити-Дана: Закон и право,2009.-351 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20995. Гражданско – правовое регулирование отношений общей собственности в российской федерации 78.23 KB
Очевидно, что практическая и теоретическая стороны в регулировании отношений общей собственности находятся в тесной взаимосвязи, поскольку залогом успешной правоприменительной деятельности являются правильно разработанные положения закона, в основу которого положен теоретический материал.
3650. Право собственности на землю 19.09 KB
Собственность - это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, приобретая земельный участок в собственность, собственник вправе самостоятельно хозяйствовать на нем. Если же этот участок займет кто-либо без его согласия
20037. Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации 35.17 KB
Поскольку рейтинги ведущих мировых институтов, связанные с оценкой инновационной системы, показывают, что Финляндия входит в группу мировых лидеров, то изучение ее опыта в качестве одной из стран ЕС в области формирования инновационной системы, безусловно, представляет интерес. Все вышеизложенное обуславливает актуальность и своевременность темы данной работы.
6838. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства 7.62 KB
Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1 компетенция самой РФ; 2 компетенция субъектов РФ; 3 вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1...
8202. 40.73 KB
Определение предмета налогового права как подотрасли финансового права; изучение становления понятия «источник российского налогового права» в исторической ретроспективе; определение понятия источника российского налогового права на основе правовых актов, действующих в современной России; исследование конституционно-правовых предпосылок формирования источников налогового права в современной России;
15109. Особенности права политического убежища в Российской Федерации 444.66 KB
Право убежища – это международный, межотраслевой, демократический институт права, представляющий собой особое право лица, преследуемого в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания искать, просить и получить на территории другого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права на личную безопасность и исключительное право государства предоставить убежище или отказать ему в этом.
15719. Анализ избирательной системы и избирательного права Российской Федерации 27.07 KB
Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы. Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации. Введение Государственное право в каждой стране является основной главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права оно представляет собой совокупность юридических норм выражающих волю либо правящих политических элит либо определенных социальных групп общества.
990. Предмет и метод регулирования отрасли права в мире и Российской Федерации 136.66 KB
Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
15117. 490.31 KB
Система источников конституционного права России. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации. Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Законы субъекта федерации...
14231. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ 30.44 KB
СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Многие считают что право собственности составляет ядро общества. Проблема собственности и права на нее требует выявления круга отношений собственности полной и четкой их регламентации.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности Конституция РФ 1993 г., ст.8, 9. Это означает, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации и муниципальных образований. Все формы собственности признаются равными и защищаются равным образом.

Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Государственная собственность

Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом

Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий Гражданский кодекс РФ, ст.124-127. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Земельный кодекс РФ, п.1 ст.17.

Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований Гражданский кодекс РФ, ст.214. Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.

Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Муниципальная собственность

Право муниципальной собственности на землю - это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления Гражданский кодекс РФ, ст.25,215. В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальное собственности, и совершать иные сделки.

Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе "О местном самоуправлении". В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты.

Муниципальная собственность на землю это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом "вычитания" федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу. Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Специфической особенностью возникновения права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю является то, что к этой форме собственности, как правило, следует относить земельные участки, которые не передаются в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.

Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.

Частная собственность на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц - субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего

Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф Земельный кодекс РФ, ст. 33.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов (ст. 27 ФЗ РФ "Об особо охраняемых природных территориях").

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов Земельный кодекс РФ, ст. 57.

Еще одно ограничение зафиксировано в ст. 12 ФЗ "О недрах". Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов.

Поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. Это указано в Конституции Российской Федерации. А именно ст.9 указывает на то, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

1)государственная;

2)муниципальная;

3)частная.

Рассмотрим эти 3 формы подробнее.

Право государственной собственности на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение. Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой "общей" (не разграниченной физически) государственной собственности.

Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

В 71 ст. Конституции предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Право муниципальной собственности на землю - это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ находится множество муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления. В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальное собственности, и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу. также прилегающие земли. Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.

Право частной собственности на землю. Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:

право частной собственности физических;

право частной собственности юридических лиц.

Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц - субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в населенных пунктах и некоторые другие.

В частной собственности в настоящее время находится незначительная площадь всех земель. При этом на долю граждан приходится около большинство этих площадей. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут использоваться только для установленных целей, указание на которые содержится в право устанавливающих документах - свидетельствах о регистрации права частной собственности. Они могут включать использование земель для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности. Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством, как уже было сказано в пункте первом данной работы. Так же отметим, что земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты для государственных, общественных или муниципальных нужд в установленном порядке и при условии компенсации их стоимости. В определенных случаях правонарушений в качестве меры наказания собственник может быть лишен права собственности в соответствии с судебным решением без компенсации.

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Следует отметить, что существует так же и право общей собственности. Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками. Общая собственность существует в виде долевой (определяется и фиксируется доля каждого собственника) или совместной (доля каждого не определена). Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые либо путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей) как в порядке приватизации, так и вне ее. Хотя в большинстве случаев возникновения общей собственности действует принцип добровольного выбора, в некоторых случаях право общей собственности является единственной альтернативой. К примеру, при выделении земельного участка садоводческим или огородническим объединениям граждан или кондоминиумам часть общей площади земель, которая предназначена для размещения объектов общей инфраструктуры, дорог и других объектов общего пользования, закрепляется за членами садоводческого или огороднического товарищества или кондоминиума только на праве общей совместной собственности.

Право общей долевой и совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок (долю) в общей собственности, выдаваемому каждому собственнику отдельно. Право общей совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права, оформляемым в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земли, находящиеся в общей долевой и совместной собственности, используются для различных целей: ведение сельского хозяйства, предпринимательская деятельность, использование земель для размещения объектов жилой и нежилой постройки. Владение и пользование земельным участком, находящимся в общей собственности граждан, осуществляется сообща.

Содержание правомочия распоряжения различно для общей совместной и долевой собственности. При долевой собственности собственник обладает независимым правом распоряжения своей долей. Он может передавать свою долю в пользование другим пользователям, продать, заложить, передать ее по наследству и совершать другие сделки, связанные с отчуждением земель с учетом установленных законодательством ограничений. Во многих случаях ограничением правомочия распоряжения является требование о выделении земельной доли в натуре при совершении определенных действий по распоряжению земельным участком. Так, в аренду может быть передана лишь физически обособленная часть общей земельной собственности. При невозможности выделения земельной доли в натуре собственник не может заложить ее, передать в аренду, а имеет право только на компенсацию. Имеются и другие ограничения. При продаже земельной доли в общей долевой собственности преимущественное право на ее приобретение имеют другие участники общей собственности.

При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им.

При совершении таких действий согласие других участников предполагается и специального удостоверения в форме договора или иной форме для совершения распорядительных действий не требуется.

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:


  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком - это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование - этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев - при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей - проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.

В случае совместного владения собственниками выступают в кадастре недвижимости несколько субъектов. Кроме того, право владения подразумевает оплату налогов за землю, освоение ресурсов, установку границы, которая проводится совместно всеми владельцами в различных или в одинаковых долях. Совместное владение предполагает и защиту земли от незаконных посягательств.

Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:


  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:
  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.
Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:
  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Землями, которые принадлежат к муниципальным, управляет орган местного самоуправления. Порядок перехода земель в эту форму собственности регулируется федеральными и местными нормативными актами.


В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

К федеральным землям относятся:
  • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
  • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
  • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
  • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
  • иные участки.
Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

  • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
  • природные участки под особой охраной государственного значения;
  • леса и территории в пределах особых экономических зон;
  • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
  • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
  • находящиеся в ведении государственных органов;
  • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
  • земли с железнодорожными объектами;
  • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.
К землям федеральных субъектов принадлежат:
  • земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
  • земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
  • сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
  • иные наделы.

Особый статус имеют города Севастополь, Москва и Санкт-Петербург. В их ведение, кроме вышеуказанных, относятся и земли муниципальной собственности.

К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:
  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

Получить участок без оплаты, к примеру, могут многодетные граждане, религиозные и благотворительные организации

.

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

В Советские времена в стране существовала лишь одна форма владения землей - государственная. В том время и помыслить не могли о том, чтобы отдавать землю в частный надел, и именно поэтому в анализе форм собственности не было необходимости.

Сейчас же П.2 Ст.9 Конституции РФ определяет несколько видов собственности на землю. О каких же видах собственности идет речь?

  1. Земли в частном владении физ. и юр.лиц.
  2. Государственная собственность на землю.
  3. Муниципальная или публичная форма владения землей.
  4. Смешанный вариант.

Недвижимость также может находиться в собственности у супругов, в жилищном товариществе и в крестьянском хозяйстве.

Наиболее распространенным является частный и государственный сектор земельных наделов. Сейчас, когда демократические нормы, распространившиеся в стране, диктуют свои правила, частный земельный надел может приобрести практически каждый.

В зависимости от формы собственности на участок , на нем действуют определенные законодательные правила. Если земля находится в частной собственности, она порой обладает совершенно иными правилами использования, нежели государственная недвижимость. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, необходимо подробно поговорить о существующих видах недвижимости и их нюансах.

Частная собственность: правовые нормы и ограничения

Владельцем частной собственности может быть как один человек, так и целая юридическая компания. Помимо самого участка, собственнику зачастую принадлежат все постройки, деревья и растительность на территории недвижимости. Исключение бывает лишь в тех случаях, если на территории участка находится культурный памятник, который нельзя подвергать сносу, и который принадлежит государству.

Также частному владельцу могут принадлежать закрытые водоемы небольшого размера , расположенные на территории участка.

Каким же образом отдельная личность или целая компания могут получить недвижимость в собственность?

  1. При приватизации территории.
  2. При дарении или наследовании.
  3. В результате сделок по купле-продаже.
  4. При обмене и прочих сделках с землей.
  5. Земля может стать и частью взноса в уставной капитал фирмы.

Право частной собственности физ.лиц отдельно обговаривается в Ст.15 ЗК РФ . Там подробно описываются все права собственника. В частности, подчеркивается, что человек может владеть и полностью распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.

Особенности юр.лиц обговариваются в Ст.15 ЗК РФ и в Ст.48 ГК РФ. Такой владелец может не только иметь право собственности, но еще и осуществлять хозяйственную деятельность.

Собственник имеет право не только владеть землей , но и право отчуждения (передавать права) в установленном порядке. Владелец может продать отдельную часть земли или всю недвижимость, имеет возможность отдать землю в дар или в наследование. К тому же, собственник может отчуждать постройки, имеющиеся на участке без земли или с вместе с землей. Данные положения фиксируются в п.5 Ст.1 ЗК РФ.

Определить размер той части земли, которую можно подвергнуть отчуждению поможет п.2 Ст. 35 ЗК РФ. Если земли были изъяты из оборота, их отчуждение не производится согласно п.1 Ст.27 ЗК РФ. Полнота юридических прав имеет и обратную сторону - разнообразие обязанностей.

Так, например, собственник должен следить, чтобы на территории земель соблюдались экологические нормы. Сохранение межевальных требований, соблюдение границ участка с землями других собственников и внимательное отслеживание экологического состояния земли - вот основные обязанности собственника, которые он должен учитывать при распоряжении землей.

Если человек нарушает границы своего участка или загрязняет окружающую среду, он может столкнуться с судебными тяжбами, возбужденными против него. В случае, если земля используется по назначению без нарушения чужих прав, человек имеет право распоряжаться ей как угодно.

В п.5 Ст.244 ГК РФ и в Ст.258 ГК РФ прописываются нюансы владения общей, муниципальной собственностью и . Что это значит и где сейчас можно встретить подобный вариант владения недвижимостью?

  1. В крестьянских или обширных фермерских хозяйствах.
  2. В садоводческих товариществах ().
  3. В колхозах и кооперативных сельхоз предприятиях.
  4. В жилищных, животноводческих и гаражных кооперативах.

Возможны две формы владения муниципальной недвижимостью. В первом случае, для каждого собственника определяет конкретный участок, который переходит ему во владение, это так называемая долевая форма собственности. Во втором случае, доля недвижимости не определяется, и все земли находятся в общей собственности.

Основная цель таких земель - служить удовлетворению коммунальных и сельскохозяйственных потребностей населения.

В том случае, если собственник имеет определенную долю в муниципальном хозяйстве, он может ее продать. Однако приоритетное право покупки имеют те лица, которые также считаются дольщиками данного муниципального хозяйства.

Вся земля, что не находится в частном или муниципальном владении автоматически причисляется к государственной собственности Российской Федерации (согласно Ч.1 Ст.125 ГК РФ).

Всего имеется два уровня государственной собственности: федеральный и уровень субъектов РФ .

В рамках федерального уровня владения собственностью, государство имеет право на определенные земли. О каких же землях идет речь?

  1. Участки заповедников и парков.
  2. Земли, необходимые для обеспечения безопасности и обороны страны.
  3. Участки, занятые космическими системами и объектами, необходимыми для ядерной энергетики.
  4. Земли, занятые научно-исследовательскими центрами.
  5. Иные территории, предусмотренные существующей Конституцией.

Эти земли государство может передавать в аренду муниципальному или частному владельцу для застройки или выращивания полезных культур. Также государство имеет право скупать частные земли, если они были выставлены своим владельцем на продажу.

На соседних территориях могут сосуществовать земли , находящиеся в гос.собственности, но принадлежащие к разным категориям.

На некоторых территориях можно спокойно вести застройку и научные исследования, а на других это не позволительно (например, нельзя застраивать всю территорию, отданную под природные заповедники и парки).

Разобраться с нюансами владения и использования земель можно только в том случае, если внимательно изучить законодательство. Повсеместное распространение частной собственности позволяют владельцу земли распоряжаться недвижимостью по своему желанию, ориентируясь лишь на свои интересы, но данная форма не исключает государственного владения землей. Права на частную, общую и государственную собственность четко регулируются в Гражданском кодексе и в Конституции. Как зарегистрировать земельный участок — читайте .