Сколько лет конфуцию. ​Конфуций – гений, великий мыслитель и философ Древнего Китая

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны - вот единственно о чем я должен заботиться», - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены - вот моя забота», - таковы были слова мудреца.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, - я для того не повторяю».

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет - я обрёл прочную основу.
В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет - я познал волю Неба.
В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфуций - человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

Конфуций (видоизмененная форма китайского имени Кун-цзы), китайский мудрец, мыслитель, основатель конфуцианства и государственной религии Китая родом из нынешней провинции Шаньдун, родился около 551 до н. э. Происходит из обедневшего знатного рода.
Конфуций был мелким чиновником, но благодаря трудолюбию и способности к обучению ему удалось открыть частную школу, для учеников вне зависимости от их происхождения и состояния.
Большую часть жизни провел в царстве Лу, существовавшем с XI до III в. до н. э. Из числа приписываемых Конфуцию книг несомненно ему принадлежит только «Чунь-цю» (летопись удела Лу 722-481 гг.). Учение Конфуция, основываясь на естественном стремлении человека к счастью, занималось исключительно вопросами этики и житейского благоразумия и совершенно не касалось сверхчувственной области веры. Всеобщее признание учение Конфуция получило только при его учениках, после смерти самого учителя.
В высказываниях Конфуция отражена классовая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам - сяожэнь («мелким людишкам»): первые должны управлять вторыми и служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 г. до н. э.), Конфуций был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 г. (начало буржуазной Синьхайской революции). Конфуцианство оказывало огромное влияние на развитие духовной и политической жизни Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.
В 136 г. до н. э. император У-ди провозгласил его официальной государственной доктриной, а сам Конфуций был обожествлен. Последователи учения Конфуция после его смерти написали книгу «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), которая стала каноном его учения. Это запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения Конфуция является жэнь (гуманность) - совокупность этических и социальных норм, определяющих взаимоотношения людей, основывающиеся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д.

Как любил говаривать персонаж одного из всеми любимых отечественных фильмов: «Восток — дело тонкое». Он привлекает многих своей загадочностью с легким налетом мистицизма. Особенно интересна культура Китая, долгие годы остававшаяся для европейцев полной тайн. Эта великая держава, которая длительное время развивалась изолированно от других, создала собственную культуру, традиции и ценности, а также дала миру нестандартных и мудрых мыслителей, чья оригинальность мышления ничуть не уступает философам Древней Греции.

Одним из таких «гигантов мысли» принято считать Конфуция, который создал даже отдельное течение в философии, называющееся его именем. Он жил достаточно давно, приблизительно в пятом веке до нашей эры, потому сведения о нем скудны и немногочисленны. Однако мало кто действительно знает, что же это был за человек и как сложилась его судьба. Есть смысл разобраться, опираясь исключительно на объективные факты, которые дошли до наших дней.

Восточный мудрец Конфуций: биография спокойного человека

Самый известный факт об этом человеке то, что именно он основал целую школу философии, которая была названа конфуцианством. В основу учения им были положены нравственные и этические нормы поведения, которые не утратили своей актуальности и злободневности даже в наши дни. Именно они стали руководством для отношений меж разными слоями общества, а также между государством и отдельной личностью.

Разбираясь, кто такой Конфуций, следует понимать, что его учение нельзя воспринимать как религию в чистом виде. Несмотря на то, что еще при жизни мудреца держава приняла его философию в качестве официальной, рассматривать ее стоит исключительно как побуждение и руководство к действию, как повседневный «путеводитель» высокоморального и ответственного перед собой и другими человека. Религиозная культовость и обрядовость, какой мы ее знаем, совершенно отсутствует в этом учении.

Кратко о мудреце Китая

Уже много лет кряду Конфуция можно смело называть символом Поднебесной, ее древней, глубокой культуры и оригинальной философской мысли. Его также называют первоучителем всех китайцев, ведь на протяжении многих веков по правилам и нормам, составленных этим человеком, жили не только обитатели одной этой страны, но и многочисленные соседи: корейцы, японцы и прочих восточные народы. Его можно поставить в один ряд с пророком Мухаммедом для мусульманского сообщества или Иисусом Христом для всего христианского мира.

В своих учениях Конфуций никогда не говорил, что изобрел что-то сам, но множество раз повторял, что опирается на древнюю мудрость, веками формировавшую постулаты мировоззрения, которое он оформил в слова и начертал на бумаге. Он считал человека не отдельной единицей, а частью чего-то целого, к примеру, общества. Любая частица мироздания, в том числе и отдельная личность, обязательно взаимодействует с окружающей вселенной. Если не достичь в этом гармонии, то диссонанс нарушит зыбкое равновесие. При этом сам мудрец признавал власть правителя абсолютно священной, его решения незыблемыми, а разделение людей на “благородных мужей” и “мелких людишек” вполне справедливым.

Так же как Сократ, Аристотель или Пифагор, Конфуций не оставил письменного изложения своей философии. Подобно древним мудрецам, он обзавелся учениками, которые записывали за ним и сохранили его слова для потомков, составив книгу под названием «Лунь-юй». В свободном переводе это звучит, как «Беседы и суждения». В основном, она представляет собой длинный список разнообразных афоризмов и мудрых изречений на каждый день для любого случая.

Ранние годы будущего Учителя

Общеизвестно, что мудрец вел свой род от древнего аристократического рода Кун. Древним предком его был некий Вэй-цзы, верно служивший императору из династии Чжоу, который правил еще в одиннадцатом или десятом веке до нашей эры. Император Чэнь-вана, видя доблесть и верность своего любимого воина, решил «премировать» его уделом (княжеством) Сун, сделав тем самым его чжу хоу (князем).

Шло время, сменялись поколения, заслуги великих воинов забывались, а сам род постепенно терял влияние, пока Му Цзинфу (одному из предков) не пришлось бежать из родных краев, дабы сохранить жизнь. Остановиться он решил в провинции Лу.

Отец будущего философа, Шулян Хэ, был профессиональным военным, а к моменту появления у него сына он уже разменял седьмой десяток. Он взял себе юную семнадцатилетнюю наложницу из города Цюйфу по имени Янь Чжэнцзай, которая сразу же забеременела. Примерно в пятьсот пятьдесят первом году она произвела на свет младенца, который при рождении получил имя Кун Цю. Когда мальчонке исполнилось всего полтора года, его престарелый отец скончался. До всей житейской мудрости ему приходилось доходить самостоятельно, под руководством нежной и любящей матери.

Старшие жены Шулян Хэ откровенно не любили юную девушку. Они и при жизни мужа строили ей козни. Когда его не стало, опасаясь за жизнь своего малыша, она решила отправиться на родину. Возвращение в родительский дом считалось позором, потому юная вдова поселилась отдельно и стала воспитывать сына. С раннего детства мальчишка был приучен помогать матери, так как за душой у них не было ни гроша, а также поклоняться предкам, как было принято в Китае тех времен. Матушка всегда рассказывала ему о том, каким великим, бесстрашным воином, справедливым правителем был его отец, потому сорванец решил занять достойное место в этом мире.

Шесть искусств

Чтобы чего-то добиться, требовалось хорошее образование, но денег на преподавателей не было. Потому мальчик решил учиться самостоятельно. Как и было принято, он стал штудировать шесть искусств.

  • Исполнение ритуалов.
  • Понимание и воспроизведение (исполнение) музыкальных произведений.
  • Стрельба из лука.
  • Чтение и письмо.
  • Управление колесницей с одной, двумя или тремя лошадьми.
  • Владение счетными навыками (сложение, вычитание, умножение, деление).

Только в совершенстве овладев всеми этими премудростями, молодой человек мог получить статус аристократа, настоящего «благородного человека».

Административная карьера Конфуция

Усидчивость, усердие и даже некоторый «трудоголизм» привел к тому, что юношу заметили. Сперва он был определен на должность распорядителя амбаров. Он распоряжался приемкой, выдачей, а также учетом зерна клана Цзи из царства Лу (ныне провинция Шаньдун). Через некоторое время, увидев рвение и самоотдачу молодого человека, а по свидетельствам, ему к тому времени исполнилось девятнадцать, правитель решил повысить его. Тогда он был назначен чиновником, который занимался учетом скота.

К тому времени правящая династия Чжоу переживала свои последние годы, а власть императора стала более номинальной, чем реальной. В стране царила разруха, бедные становились еще беднее, а вместо истинных благородных мужей правителя окружали «псевдоаристократы», жаждущие лишь денег и безграничной власти. В возрасте двадцати семи лет философа Конфуция, который уже прославился на всю провинцию своей мудростью и рассудительностью, берут на службу в главную кумирню (молельню с идолами) царства Лу. Ученики, желающие услышать мудрость из уст Конфуция, длительное время ходили за ним толпой, спали за воротами его дома.

Учитель никогда не обращал внимания на родословную (происхождение) юношей, которые приходили к нему. Он считал, что благородным мужем вполне способен стать и сын простолюдина. Приблизительно в пятисотом году он принял должность главы всего судебного ведомства, но завистники устроили провокацию на одном из богослужений. Это заставило седовласого мужа собирать вещи и убраться восвояси на долгие четырнадцать лет.

От управления к преподаванию

Видя все несовершенство мира, собрав своих учеников, Конфуций отправился в путешествие. Мужчину буквально выводило из равновесия неумение некоторых правителей находить общий язык с народом, сохранить его доверие. Он решил отыскать такого царя, который прислушался бы к его словам, внял мольбам и восстановил страну такой, какой она была в свои лучшие годы – период расцвета. Ему нужен был такой император, для которого жажда власти, стяжательство, интриги и измены были бы совершенно неприемлемы.

Ему даже удалось впечатлить управляющего провинцией Ци, но сановники, испугавшись, высмеяли мудреца. Тогда князь попросил его удалиться, посчитав себя чрезмерно старым, чтобы перенести издевательства еще и над собой. Только к 497 году Конфуций возвратился в родные края, где с удивлением обнаружил, что принимают его с почетом.

Царь оказался милостив: он назначил прославленного мудреца губернатором Чжун-ду, где тот уже официально смог открыть школу. Ранее полученный опыт стал ему лучшим подспорьем, он сразу же привел в порядок судебные и земледельческие дела, конфисковал земли у мздоимцев, что привело к возникновению недовольных и даже врагов.

На этой должности ему было очень нелегко, так как порой приходилось переступать через себя. Одного из чиновников он даже казнил, вопреки своим твердым убеждениям. Ученики его были поражены. Мудрец ответил им, что преступник обманывал людей, причем упорствовал в своей лжи, за что и поплатился.

Как правильно управлять страной согласно Конфуцию

На заре любой цивилизации разнообразные возникающие религиозные течения были очень тесно переплетены с мифологией, в старании объяснить появление человека. Потому и в учении Конфуция преобладают легистские (школы законников) идеи мудрости предков. Это значит, что в основе всего должны лежать учения, почерпнутые из их жизни, поступков и законов, установленных ими. Души предков считались лучшими друзьями и надежными советчиками.

Особенная роль в конфуцианстве отводится правилам, которые должен соблюдать правитель. В первую очередь, царь должен вести себя как любящий отец, который не желает зла своим детям – народу. Уважение и снисхождение были главными постулатами учения. В поиске совершенства каждый человек осуществляет свой путь, что и формирует понятие Дао (дорога, направление), который не имеет ни конца, ни начала, он вечен и нерушим. Причем он ведет каждого туда, куда ему положено, вне зависимости от личной активности или желания.

Важным моментом в размышлениях насчет природы человека была оригинальная доктрина исправления имен – одна из главных концепций всего учения. Философ Конфуций умудрился объединить науку с истинными ценностями, и вывел несколько основных понятий, которые не годились для «имянаречения» людей, в особенности правителей. По его мнению, не подходящие или “неправильные” имена следовало исправлять. Считается, что именно из этой доктрины взросли предрассудки, связанные с магическими манипуляциями именами в будущем мистиками и “колдунами”.

Социологические размышления вокруг природы человека

Следует разъяснить шесть канонов конфуцианства, выведенные ученым. Они тождественны искусствам, которые мы уже обсудили. Но существует также «Пятикнижие» (не путать с Книгой завета Моисея) – «У -Цзин».

  • «И-цзин» или «Книга перемен».
  • «Чунь-цю» или «Весна и осень: летопись».
  • «Ши-цзин» или «Книга песен».
  • «Ли-цзи» или «Книга церемоний».
  • «Шу-цзин» или «Книга преданий».

Это один из самых древних памятников летописного наследия Поднебесной. Во всех этих сочинениях имеется множество вполне исторических сведений о тех временах. Там можно найти добродетели, которые необходимы для гармоничной жизни и развития индивидуума.

  • Человеколюбие (принцип “возлюби ближнего” у христиан).
  • Справедливость (равные права перед судом для всех).
  • Ритуал (соблюдение обрядовости).
  • Благоразумие (рассудительность в объективной реальности).
  • Искренность (добросовестность в выполнении любого дела).

Личная жизнь философа: годы жизни Конфуция и его кончина

Вопреки заблуждениям, этот великий китайский ученый «благородный муж» не был одинок. Он никогда не претендовал на монашеское звание, хотя и обогащение его тоже не интересовало. Ему хотелось жить в гармонии с окружающим миром и научить всех остальных поступать также.

Жена и сын

О женитьбе Конфуция рассказывают легенды, наиболее вероятной можно считать следующую. В девятнадцать лет юноша встретил прекрасную девушку по имени Кикоан Ши из знатного рода Ци из провинции Сун. Спустя год у них уже был маленький сынок. В честь такого торжественного события правитель Чжан-гун послал семейству в подарок живого карпа из царских прудов. Потому малыша решено было назвать Ли, что значит карп. Также у мальчика имелось прозвище Бо Юй (рыба, старший из братьев).

Конфуций надеялся, что у него будут еще сыновья, но не сложилось. Спустя год супруга родила ему дочь, ни имя, ни судьба которой неизвестны. Есть намеки в некоторых текстах, будто мудрец развелся со своей супругой, когда ушел с работы и стал заниматься своей школой, но и это недостоверно.

Смерть древнего мыслителя

Согласно записям ученика Цзы Кунга, мудрец заранее почувствовал, что вскоре его ждет смерть. У него начались видения и вещие сны, которые будто предвещали скорое увядание. Он собрал учеников и отправился с ними в путешествие по Китаю, но никто из правителей не желал слушать старца. Годы жизни Конфуция неотвратимо клонились к закату.

Возвратившись домой, он сказал последователям, что пришел его черед, и слег в постель. Скончался философ в 479-м году, разменяв восьмой десяток. Похоронили его в высоком кургане, вокруг которого вскоре образовалась деревня Кунг-ли, где жил его внук Тси-кунг. Говорят, что высохшее дерево с этого кургана до сих пор хранится как святыня.

Дальнейшая судьба конфуцианского учения: память о величайшем китайском мудреце прошлого

Сразу же после кончины мудреца его учение не стало популярным. Его образ вводится в классическую китайскую философию постепенно. Только ко времени правления династии Хань, которая жила в Поднебесной приблизительно на заре нашей эры, он стал считаться не только учителем или политиком, но и полубогом, законодателем и «отцом народа».

Во времена Троецарствия (240-е годы нашей эры) за Конфуцием окончательно закрепился аристократический титул вана, а в начале шестнадцатого века его стали называть «величайшим мудрецом из мудрецов прошлого».

В XVII веке в Европе неожиданно возникла мода на все китайское, тогда конфуцианство проникло и в эту часть света. Им интересовались такие великие умы, как Готфрид Лейбниц, Маттео Риччи, Николя Мальбранш и Иоганн Готфрид Гердер. Гегель же в своих лекциях отмечает, что учение Конфуция – сбор банальностей, которые известны всем.

Мудрецу приписывают авторство множества книг, однако ученые считают, что сам он точно написал одну – «Беседы и суждения» («Лунь юй»). После того как была внедрена система экзаменов в Поднебесной, великому систематику и ученому было выстроенно множество памятников и храмов в городах Тайчжуне, Цюйфу, а также в Шанхае и Пекине. История его жизни отражена в художественных и документальных кинолентах. Многие литераторы тоже устремили свое внимание на его персону. К примеру, дипломат и писатель Павел Степанович Попов собрал его мудрые речи в единую книгу, которая была опубликована на русском языке.

Мудрые афоризмы и меткие высказывания Конфуция

Если ты начал кого-то ненавидеть, значит ты уже проиграл.

Самое великое дело может сгубить несдержанность в мелочах.

Прежде чем задумать месть, выкопай сразу две могилы.

Людям свойственно принимать советы по капле, а раздавать по ведру.

Жизнь проста, но каждый усложняет ее, как может.

Если тебе плюют в спину, не расстраивайся. Это означает, что ты опередил обидчиков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. Биография Конфуция

2. Учение Конфуция

а) Учение о человеке

б) Учение об обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун - Цю (Конфуций).

Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.

Конфуцианство - одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций - создатель нравственно-религиозного учения - оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни - политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией, в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации». По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.

Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, в частности изложенные в «Ши цзин». Однако в условиях широко распространившихся сомнений о небе в VIв. до. н.э. конфуцианцы и их главный представитель Конфуций делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.

Конфуций говорил, что «все первоначально предопределено судьбой и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить» («Мо-цзы», «Против конфуцианцев», ч.II). Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем».

Конфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного повелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами. Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает.

Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») - произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача Конфуция - гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» - дао.

1. Биография Конфуция

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя - вана давно ослабла. Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включала в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Жень - это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством - чувством долга. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде», - учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, «благородный человек».

Конфуций - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа, особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. до н.э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу - всегда и во всем существовали строго факсированые и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил - трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка, который хотел бы видеть в поднебесной:

«Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником», т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов - тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа “стеной иероглифов” - грамотность. Уже в Лицзы было специально оговорено, что церемониалы и обряды не имеют отношения к простонародью и что грубые телесные наказания не применяются к грамотным.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев - управителей он обойтись никак не может: «Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему».

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой, прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо - всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и - от имени неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора «сына неба» управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника - из центра Мира, Китая.

Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы, и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

2. Учение Конфуция

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо -- «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный -- подданным, отец -- отцом, сын -- сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

а) Учение о человеке

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

Распущенные.

Сдержанные.

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - «человечность». Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» - «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

«Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ».

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив».

Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями.

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т.д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: «Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей». Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.

б) Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок «ли» (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. «Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь». Благодаря «ли» Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.

Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.

Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности. конфуций китай конфуцианство государство

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в «идеальном» прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

Управляющие.

Управляемые.

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение, придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений, тем не менее очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя, прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества.

Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.

IV. Философский словарь

Философия (от фил. и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н.э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Конфуцианство - этико-философское учение, развитое в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

Государство, политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Общество, в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Человек, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексеев В.М. Китайская литература (Избранные труды) / М. - 1978.

А.Чанышев. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981.

«Древнекитайская философия», т. 1,2. М. - 1972.

Конфуций. Изречения. - М.: - 1992.

Л.С. Переломов Конфуцианство и легизм в политической истории Китая, Москва. - 1981.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба, М. - 1989.

Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность». М., 1993.

Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. В 12 томах: т. 6: Клейракъ-Лукьяновъ / Отв. ред. В.М.Карев, М.Н.Хитров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Конфуция, выдающегося философа Древнего Китая, заложившего основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Характеристика социального идеала Конфуция - "цзюнь-цзы" - гуманного человека.

    реферат , добавлен 22.06.2010

    Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Начальный этап конфуцианства. Главный элемент в учении Конфуция - концепция Жэнь (человечность), которая опирается на идеальные человеческие взаимоотношений в семье, обществе, в самом государстве. Благородный муж в Учении Конфуция, его качества.

    реферат , добавлен 27.11.2013

    Жизненный путь Конфуция, древнекитайского мыслителя, основателя конфуцианства - государственной религии Китая. Его философские убеждения. Государственный порядок в учении Великого учителя. Идеи социальной гармонии и воспитания человеческих характеров.

    реферат , добавлен 29.01.2014

    Древний мыслитель и философ Китая. Систематизация литературного наследия прошлого Ши-цзин (Книга Песен). Золотое правило этики Конфуция. Пять постоянств праведного человека. Главные духовные наследники Кун-цзы. Ортодоксальная интерпретация конфуцианства.

    презентация , добавлен 21.11.2013

    Основные принципы учений Будды, его четыре благородных истины, принципы существования, правила аскетики, отношение к земной жизни, а также концепция бесконечности перерождений. Сущность и цели учений Конфуция о человеке, обществе и идеальном государстве.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Исследование жизненного пути и философских взглядов Конфуция, которому принадлежит особая роль в формировании культурной традиции Древнего Китая. Социально-этическая доктрина: учение о человеколюбии и правилах нравственного поведения. Учение о ритуале.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Древнекитайское государство как типичная восточная деспотия с крайним социальным неравенством, абсолютной властью обожествляемого главы государства. Учение Конфуция – искусство управления государством. Высший нравственный императив и учение о двух дао.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Этико-политическое учения Конфуция. Основы учения Конфуция о государстве. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2002

    Основные жизненные этапы в биографии Конфуция. Описание в труде Конфуция "Беседы и суждения: трактат" философских мыслей, основ и учений Учителя, его учеников и деятелей Древнего Китая. Художественный стиль трактата, характеристика основных концепций.

Конфуций (Кун-Цзы, Кун Фу-Цзы ок. 551 до н.э.─479 до н.э.) - выдающийся древнекитайский философ и мыслитель, чьи воззрения стали парадигмой философской системы конфуцианства. Он создал учение, предписывающее правила поведения основным категориям населения от чиновников до крестьян. После падения династии Цинь конфуцианство было утверждено в качестве государственной идеологии Китая, находясь в этом статусе вплоть до окончания имперского периода в 1911 году. Благодаря этому имя Конфуция было включено в религиозный пантеон. Сегодня имя этого человека стало символом культуры и философии Поднебесной.

Ранняя биография

Конфуций родился около 551 года до н.э. около Цюйфу на территории современной китайской провинции Шаньдун. Он был представителем разорившегося аристократического рода, чьи корни уходили ко временам династии Шан-Инь. Отец будущего философа Шу-лян Хэ в молодости был военным, который прославился множеством военных подвигов. Затем он был назначен комендантом крепости Цзоу.

Согласно преданию всю жизнь у него рождались только дочки (исключением был сын-калека от наложницы). Желая иметь наследника, Хэ на рубеже 80 лет решает жениться на молодой девушке из рода Янь. Она и родила великого философа. Своего отца Конфуций не знал, так как через три года после его рождения он умер. Старшие жены недолюбливали младшую, что заставило мать будущего философа уйти жить самостоятельно.

Детство его было трудным, мальчик успел лично пройти сквозь нужду и тяжелый труд. Но даже в такие нелегкие времена он не стоял на месте, а все время пытался самообразовываться. В этом ему помогало врожденная любознательность и пытливый ум.

Точно неизвестно где Кун-Цзы получал образование, но в источниках сохранилось его высказывание: «В 15 лет я ощутил потребность учиться» . Однако постоянное безденежье мешало поступить в школу, где учили будущих чиновников. Но это не стало преградой на его пути, и Конфуций стал брать частные уроки, дополняя их активным самообразованием. Это помогло ему выучить иероглифы и овладеть письменностью, а затем приняться за изучение древней литературы.

Важную роль в формировании мировоззренческих позиций Конфуция сыграла его мать, которая любила подробно рассказывать мальчику о делах его предков. Так к нему пришло глубокое убеждение в необходимости занять достойное его рода место в жизни.

На чиновничьем поприще

Полученное образование позволит Кун-Цзы состоять на службе у клана Цзи в царстве Лу. Сначала он получил должность распорядителя амбаров, позднее отвечал за скот, управляя фермами. Поначалу свою работу молодой чиновник воспринимал как некое священное дело - пытался вникнуть во все детали, постоянно беседовал, хотел овладеть всеми тонкостями дела. «Мои счета должны быть верны - вот единственное, о чем я должен заботиться», - утверждал Конфуций.

Но чем больше проникал ученый в суть вопроса, тем более он убеждался в продажности и злоупотреблениях чиновников. Это были тяжелые для страны времена, когда империя Чжоу находилась в глубоком кризисе, а авторитет императора сильно упал. Все это привело к усилению местных царей, окружавших себя незнатными и алчными чиновниками. Философ приходит к выводу, что спасти положение может лишь возврат к заветам старины.

Истоки философии

В 528 году до н.э. у него умирает мать. Согласно старому, но давно забытому правилу по случаю траура чиновник должен был оставить свою службу на три года. Конфуций решил последовать канувшему в лету закону. Освободившееся время он посвятил глубокому изучению истории Китая. Во время знакомства с источниками в его голове рождается образ идеального государства, в котором правитель мудр и справедлив, воины честны и отважны, крестьяне трудолюбивы, а женщины преданы своим мужьям. Создать такое общество возможно на основе возвращения к забытым порядкам. Знакомясь с историей страны, философ уделял большое внимание ее традициям и обычаям, постепенно превратившись в их глубокого знатока.

Однажды он принял участие в церемонии жертвоприношения в главном храме царства Лу. К тому времени Кун-цзы был широко известен как очень образованный человек. Тем не менее во время действа он все время спрашивал о каждой его детали, заставив многих усомниться, что он хорошо знает ритуалы. В ответ философ мудро заметил: «В таком месте спрашивать и есть ритуал». Этот принцип станет ключевым методом его обучения, основанном на необходимости говорить о том, что знаешь или не знаешь.

Примерно в 25 лет Конфуций был приглашен в столицу Поднебесной империи. Это было определенным признанием его заслуг в распространении древних традиций. Однако дальше этого дело не пошло и на протяжении 13 лет философ безуспешно пытался склонить правителей страны к принятию его учения. Как гласит предание, во время визита в Чжоу он беседовал с основателем даосизма Лао-цзы, который раскритиковал его несколько идеалистические воззрения. Но Кун-цзы это нисколько не смутило. Он парировал недобрый отзыв своей важной миссией - использовать свои знания ради служения народу.

Учитель и наставник

Примерно в 518 году до н.э. один из важных вельмож дал совет своим сыновьям поучиться древним правилам и церемониям у Конфуция, косвенно подтверждая сложившийся к тому моменту большой авторитет философа. Вместе со своими учениками, число которых, по мнению китайских ученых, было около 3 тысяч, из них 70 ближайших, он читал древние рукописи, толковал источники и объяснял природу старинных обрядов. Также он делился своими размышлениями о лучшем обществе и государстве. При этом он не любил, когда его считали проповедником нового учения. Философ утверждал, что он всего лишь объясняет древнее наследие ради умиротворения народа.

За свое обучение Конфуций брал чисто символическую плату, а впоследствии жил на средства нескольких богатых учеников. Он никогда не обещал им открыть абсолютную истину и представить некое сокровенное знание. Философ учил земной науке, которую беззаветно разделял сам.

Философское учение

Порочность чиновников, непрекращающиеся междоусобные войны, слабость правителей и другие видимые признаки кризиса общества и государства навели ученого на мысль о создании новой моральной философии, основывающейся на первоначальном добре, которое есть у каждого человека. Определенный прототип правильного общественного устройства он видел в добропорядочных семейных традициях, базирующихся на почитании старших младшими, сыновнем долге и верности перед своими предками. Так, и мудрый правитель, по мнению Конфуция, должен воспитывать у своих подданных почитание морального закона, прибегая к силе только в крайних случаях. Отношения в государстве необходимо выстраивать подобно семейным, где каждый знает свое место.

Философ не разделял знание и добродетель, в связи с чем человеческую жизнь рассматривал как часть своего учения. Его система взглядов не была обособлена от общества, а тесно с ним переплетена. Рассуждая о роли государства, мудрец говорил о том, что оно непременно должно добиваться доверия народа. Поможет в этом образованный и нравственно достойный правитель.

Личные качества

Источники сообщают о Конфуции как очень воспитанном и учтивом человеке. Он всегда был приветлив и дружелюбен к людям, независимо от их социального статуса. Среди учеников он преподносил себя естественно, стараясь не подавлять их своим авторитетом. Будучи очень образованным человеком, он никогда не выпячивал это напоказ и всегда принимал дельные советы. Нередко так происходило во время общения с учениками, которые могли доказать наставнику свою правоту.

Ежедневные манеры поведения Конфуция основывались на старых, традиционных нормах, которые таким образом он пытался возродить.

Литературное наследие

Конфуций лично не оставил письменных источников, содержащих его учение. Однако его последователи и ученики записали высказывания наставника, которые стали основой трактата «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»). Со временем она стала самым авторитетным трудом в среде конфуцианцев.

Среди классических книг к произведениям Кун-цзы относят Чуньцю («Весна и осень»). Это была летопись, в которой автор задумал подробно описать весь период кровавых междоусобиц. Также он редактировал «Книги стихотворений», древний памятник китайской литературы, относящийся к периоду XI─VI вв. до н.э. В ней великий философ оставил лучшие произведения, многие из которых любил цитировать по памяти.

Личная жизнь

Конфуций женился в 19 лет на девушке из рода Ци, которая родила ему сына. В ознаменовании этого правитель Чжан-Гун отправил в подарок живого карпа. В качестве благодарности мальчика назвали Ли, что означает «карп». Также мальчик получит прозвище Бо Юй (старший из братьев), но в этом у философа выйдет промашка, так как он останется его единственным сыном.

Ряд источников подтверждают, что Конфуций не был счастлив в семейной жизни, выразившись однажды по этому поводу: «Всего трудней иметь дело с женщинами: приблизишь их - становятся строптивыми, отдалишь - ропщут» . Да и в книге «Лунь-юй» он предстает в образе одинокого учителя, окруженного не заботливыми женщинами, а преданными учениками.

Конец жизненного пути

После долгих странствий по Поднебесной Конфуций в 497 году до н.э. возвращается к себе на родину. Ему были очень рады, и правитель назначил философа главой города Чжун-ду. Теперь у мудреца появилась реальная возможность претворить свои идеи в жизнь. Он пытался навести порядок, лишая земли и имущества тех, кто получил ее нечестным путем. К ужасу своих учеников, философ приказал казнить одного из своих политических противников, объясняя жесткое решение его злыми умыслами.

Такая политика многим оказалась не по нраву и против Кун-цзы начала свою деятельность оппозиция. Будучи не в силах ей сопротивляться, он покинул Лу. Мастер все еще считал, что может растолковать правителям правильность своих идей и порой делал это весьма сомнительными способами. Однажды он даже согласился быть слугой придворного вельможи, чтобы попасть ко дворцу, но эта попытка опять провалилась.

Конфуцию было около 70, когда умерла его супруга. Хотя она и не была ему духовно близка, свое вдовство философ трактовал как знак скорой смерти. Как-то стоя на берегу реки, он уподобил время течению реки, которая никогда не останавливается.

Вскоре умер сын, а затем и любимый ученик Янь Юань. В это время Кун-цзы усиленно занимался литературным творчеством, желая завершить свой летописный труд «Чюнцю», но его силы были на исходе. В 479 году до н.э. великого философа не стало. Он умер, размышляя о нравственных проблемах общества, а последние слова были заботой о том, кто продолжит его учение.

Человека, которого знают в Европе как Конфуция, в Китае всегда называли Кун Цю. Впрочем, особенности китайского произношения приводят к нескольким вариантам транскрипции: Кун Фу-Цзы, Кун Цзы или Цзы просто. Последнее, кстати, переводится как «учитель». Конфуций, биография которого является сейчас одним из авторитетнейших духовных источников для жителей Поднебесной, был величайшим древним китайским мыслителем, мудрецом и основателем философской системы, получившей его имя. В главных положениях этого учения лежали этические представления древних китайцев и естественная потребность человека в счастье и благополучии.

Конфуций: краткая биография

Этот человек родился приблизительно в 551 году до н. э. в современной провинции Шаньдун (тогда Цюйфу). Конфуций, биография которого изучена настолько внимательно, насколько позволяют это дошедшие до нас исторические источники, являлся потомком обедневшего аристократического рода. Отцом его был пожилой чиновник. С детских лет мальчик познал тяжелый труд и нужду. Однако любознательность, природное трудолюбие и стремление выбиться в люди подталкивали его к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Конфуций, биография которого полна невзгод и тяжелых испытаний, в юности работал смотрителем государственных земель и складов. Однако уже в возрасте 22 лет он занялся тем, что впоследствии определилось как его призвание, - частным обучением. Нужно не забывать, что в Китае всегда высоко ценилась образованность. Продвижение по карьерной лестнице было немыслимо без сдачи специальных экзаменов. Вскоре молодой человек стал знаменит на всю Поднебесную. Образованная им была открыта для всех, вне зависимости от материального достатка или благородства происхождения. Конфуций, биография которого наполнена множеством притч и историй о взаимоотношениях учителя и учеников, не занимался никаким другим делом до весьма почтенного возраста. Только в 50 лет он попадает на государственную службу. Однако вскоре интриги вынуждают его покинуть это дело, после чего он целых тринадцать лет странствует по Китаю в сопровождении своих учеников. Во время путешествий он делал постоянные визиты правителям различных областей, донося до них собственное этико-моральное и политическое учение. Однако идеи Конфуция в те годы не были столь популярны, каковыми им предстояло еще стать впоследствии. В 484 году до н. э. он оседает в городе Лу. С этого времени великий мыслитель занимался лишь преподавательским делом.

Предание о нем гласит, что философия Конфуция становится все более и более популярной в Китае. Количество его учеников приближается к трем тысячам. Из них около семидесяти являлись приближенными. Двенадцать всегда неотступно следовали за своим наставником. Известны даже двадцать шесть учеников великого мыслителя поименно. Параллельно с этим делом Конфуций занимался распространением книг. В 479 году до н. э. великого философа настигла смерть. По легенде, это произошло на берегу тихой реки, в тени ветвей и листвы размашистого дерева.