Сюжетно ролевая игра мчс в подготовительной группе. Проект сюжетно-ролевой игры "спасатель"

Людмила Ларионова

Я хотела бы познакомить вас с сюжетно-ролевой игрой "МЧС", которую мы оформили в нашей группе. Так как мы знакомим детей в процессе обучения с разными профессиями , одной из них является профессия- спасатель МЧС .

Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации : пожары,наводнения,землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели , люди смелые, решительные, сильные и мужественные,готовые пожертвовать собственной жизнью ради других. Спасатель-это человек , включающий в себя такие профессии , как пожарный, медик, водолаз, альпинист. Они должны уметь оказать, как первую медицинскую помощь пострадавшему, так и провести аварийно-спасательные работы . Они помогают людям,попавшим в трудную ситуацию : открыть дверь,снять кошку с дерева,помогают отыскать человека в горах,после схода лавины. Случись в любой точке нашей Родины или в других странах какая-либо чрезвычайная ситуация,наши спасатели тут же мчатся на помощь людям. В нашей стране День спасателя отмечается 27 декабря.

Мы не только обыгрываем разные ситуации с детьми и находим способы их решения, также воспитываем в наших детях такие качества,как отзывчивость,уважение к людям,решительность, смелость.

Мы сделали кубики,на которых наклеены картинки с ситуациями. Дети кидают кубик и выбирают ту чрезвычайную ситуацию,которую им надо обыграть.



У нас есть диспетчер,который принимает сигнал о чрезвычайной ситуации.


Родители помогли нам эпикировать пожарного.


Была сшита форма с символикой службы МЧС.


Врач,который необходим для оказания первой медицинской помощи.


Сделали предметы необходимые спасателям для спасения людей на воде .


Для спасения людей в бытовых ситуациях.


И конечно же, как могут обойтись спасатели без служебных собак .


Так же мы используем мнемотаблицы. Закрепляем правила безопасности в разных чрезвычайных ситуациях.

Например,правила эвакуации и что надо взять с собой в этом случае.


Или,правила поведения при наводнении.


Правила поведения при пожаре.


Мы все хотим,чтобы наши дети выросли достойными людьми,и поэтому в наших силах постараться привить им самые лучшие качества и в этом нам поможет сюжетно-ролевая игра "МЧС".

Участники проекта : дети подготовительной группы № 12, воспитатели, родители.

Тип проекта : - познавательно-творческий.

Срок проекта : долгосрочный

Цель проекта : - формировать навыки сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта:

  • закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;
  • побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы;
  • способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах, телевизионных программ;
  • развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
  • воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Актуальность проекта.

Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Широкое её использование в процессе воспитания детей связано с определяющим её значением для формирования самых существенных психических образований.

Игра для ребенка - это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.

Виды деятельности и формы работы :

Игровая деятельность

Словесные игры: «Огонь - хорошо, огонь - плохо», «Закончи предложение».

Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Я - сотрудник ДПС», «Больница», «Мы - пожарные», «Мы - спасатели».

Подвижные игры: «Пожарные на ученьях».

Игра - эстафета «Отважные пожарные»

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Подбери предметы для каждого специалиста», «Кто больше назовет действий», «Играем в профессии».

Деловые игры: «Телепередача «Чрезвычайное происшествие»

Социально - коммуникативная и познавательная деятельность

Беседы на темы: «Как меня лечили врачи», «Как вызвать по телефону МЧС, «Скорую помощь», «Безопасное обращение с огнем»

Презентация о работе спасателей: «Самая трудная и загадочная профессия - спасатель», «Работа пожарных».

Рассматривание иллюстраций о работе спасателей.

Знакомство с оборудованием и специальными инструментами пожарной машины

Экскурсия по детскому саду, знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Чтение произведений: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак, «Пожар», «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Дядя Степа», Дядя Степа - милиционер».

Рассматривание иллюстраций из серии «Профессии».

Оформление книжного уголка: иллюстрации

Образовательные области : «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Социализация», “Физическое развитие”.

Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя.

Задачи.

Образовательные:

  • знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;
  • знакомство с инструментами, необходимыми для работы спасателей;
  • расширение представлений детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

Развивающие :

  • способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;
  • развивать интерес к профессии спасателя МЧС;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;
  • воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

Материал и оборудование :

  • иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России;
  • иллюстрации с изображением снаряжения, оборудования спасателей;
  • иллюстрации с изображением транспорта специального назначения;

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

  • обыгрывание проблемных ситуаций;
  • сюжетно-ролевая игра «Спасатели»;
  • чтение художественной литературы о спасателях, беседы о прочитанном;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам летит наш друг Карлсон.

Карлсон : Ребята, беда! Я захлопнул дверь в свою квартиру и не могу туда попасть! Что же мне делать?

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, люди какой профессии могут Карлсону помочь?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим об удивительной профессии — Спасатель. Профессия спасатель — это героическая профессия, о которой мечтают многие ребята. Спасатель каждый день помогает и спасает жизни людей, животных, заботится о сохранении окружающей среды.

Это профессия молодая. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели - это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Важное качество для спасателя — уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают — отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также умеют поддержать человека в беде и найти слова поддержки.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами подумаем, каким должен быть человек, чтобы он был спасателем?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы считаете профессию спасателя отважной, мужественной?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а как же сделать так, чтобы сотрудники МЧС к нам приехали?

Дети : Надо позвонить.

Воспитатель: Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас сейчас познакомлю с ними.

ЕСЛИ ТВОЯ ЖИЗНЬ В ОПАСНОСТИ!

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой-Служба спасения (112)

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас.

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами узнаем как же правильно вызвать службу спасения и что говорить. Сначала надо набрать номер 112, назвать свое имя, фамилию. Потом надо рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия.

Сюжетно- ролевая игра «Вызов службы МЧС»

(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)

Воспитатель: Ребята, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.

Физкультминутка

Руки в боки, руки – шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте мы поможем нашему Карлсону открыть дверь. Для этого нам надо что сделать?

Ответы детей

Карлсон и дети вызывают службу МЧС, сотрудники приезжают и открывают дверь.

Дидактическая игра «Запрещается — разрещается»

Д етям называются основные правила по ОБЖ, дети выполняют движения по сигналу зеленой карточки. Если разрешается — хлопают в ладоши, если запрещается- топают ногами).

Запрещается:

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Оставлять открытые двери печей.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается:

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

(Подобрать как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Каска — красная, пластмассовая, твердая, защитная;

Машина- красная, большая, быстрая;

Огонь — горячий, опасный, яркий и т.п.

Дидактическая игра «Найди противоположное слово»

огонь — вода

горячий -холодный

смелый — трусливый

быстрый — медленный

опасный — безопасный

высоко- низко

Дидактическая игра «Дорисуй»

Воспитатель : Ребята, перед вами рисунки, но чего-то на них не хватает. Ваша задача, дорисовать их (на листе нарисованы машины без колес, спасатели на пожаре без шлангов с водой)

Итак, Карлсон, ты понял, как важна профессия спасателя МЧС? Ребята, вы запомнили, что должен знать и уметь спасатель? Какими качествами должен обладать спасатель? Что вы еще хотели бы узнать о профессии спасателя?

Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы все беды обходили вас стороной. С вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, смелыми, дисциплинированными мальчиками и девочками!

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, музыка, труд, чтение .

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Форма: игра.

Форма организации: игра.

Цель: формирование у детей целостного представления о .

1. Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

2. Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

3. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знания о причинах возникновения пожара.

4. Углубить представления о первичных средствах пожаротушения.

5. Развивать речь детей.

6. Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, творчество, уважение к профессии пожарных.

Предварительная работа: просмотр видеороликов о работе пожарника, чтение художественной литературы, экскурсия в пожарную часть.

Оборудование: музыкальная подборка, атрибуты для диспетчера и больницы, жилетки, каски, ширма, куклы, носилки, кубы, туннель, канат, эмблемы.

Ход игры:

Корреспондент: Уважаемые, гости! Сегодня наша съемочная группа, и я, корреспондент, программы «Вести Камышина» берем репортаж на учении пожарной команды МЧС.


Поприветствуем их. (Входят дети под музыку.)

Корреспондент: Прежде чем начать учение, скажите:

Какими должны быть пожарные? (смелые, храбрые, …)

Каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, …)

Что необходимо делать, чтобы стать пожарным? (заниматься спортом, быть добрым, …)

Корреспондент: Теперь мы знаем, какими должны быть пожарные. Каждый день пожарного начинается с зарядки. Мы сейчас с вами зарядимся положительной энергией, разомнемся. (Проводится разминка.)

Корреспондент просит детей напомнить, кто – какую роль будет выполнять на учениях (диспетчер, мед. сестра, старший пожарник, водитель, пожарники)

Начинается игра

Диспетчер: Служба спасения. Фамилия, имя ваша. Адрес. Поняла, высылаем технику.

(Диспетчер передает сигнал командиру команды.)

Звучит сигнал тревоги, команда садится в машину и под звуки сирены едут до места возгорания.

Корреспондент: Наша команда добралась до места происшествия. Но на их пути ряд препятствий, которые нужно пройти.

1. Завалы из камней. (прыжки через кубы)

2. Проходят через туннель.

3. По канату.

Корреспондент: Вот команда и добралась до очага возгорания. Есть пострадавшие, которых выносят из дома.

(Командир пожарной команды делает вызов медикам. «Пожарные» на носилках «выносят» из дома пострадавших. Медики оказывают первую помощь. Пожарные возвращаются на место происшествия, разматывают пожарный рукав и тушат.

После, командир передает диспетчеру, что огонь потушен, и команда возвращается на базу.

(Дети садятся в машину, а корреспондент берет интервью.)

Корреспондент: Молодцы, команда! Вы справились со своим заданием. Скажите, что нельзя делать детям, чтобы не случился пожар!

Дети читают стихи:
1. Дремлют спички, словно птички,
В коробочке до поры.
Только маленькие спички
Не годятся для игры:
Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра –
Может кончится печально
Эта страшная игра!
Загорятся, как солома,
Мебель, стены и полы.
И останется от дома
Только горсточка золы.

2. В квартире оставлять нельзя
Газ, включенным гореть.
В противном случае, друзья,
Придется горько пожалеть!
Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

3. Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил? Проверь!

4. Нельзя палец или гвоздик
Вдруг в розетку вам совать -
Электричество опасно -
Это каждый должен знать!

5. Быть нельзя, с огнем вблизи,
Там, где краски, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»

Ведущий посвящает участников игры в ряды юных пожарников и вручает эмблемки.


Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе

«МЧС»

Задачи:

    Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    Расширить представления детей о гуманной направленности работы пожарных, скорой помощи, их необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

    Закрепить знания детей о противопожарной безопасности.

    Развивать дружеское отношение друг к другу.

    Развивать диалогическую речь, воображение, мышление.

    Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Предметно – игровая среда:

    Мультимедийное оборудование.

    Макет пожарной машины.

    Щит с пожарными инструментами: огнетушитель, ведра, лопаты, топорики.

    Рации.

    Телефоны..

    Аптечка.

    Форменная одежда пожарных, врачей.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы,

Просмотр учебного фильма «Пожар»,

Изготовление атрибутов к игре,

Экскурсия в МЧС,

Конкурс рисунков, макетов пожарных машин.

Ход игры.

Звучит музыка. Дети входят в зал. Приветствие для гостей. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки

Топ-топ-топ,

Здравствуйте, щечки

Оп-оп-оп,

Здравствуйте, гости

Привет, привет, привет!

Воспитатель:

Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Он друг ребят,

Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом! (огонь).

Вы думаете, что это огонь. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Правильно ли вы отгадали? Правильно, молодцы!

А сейчас, сядьте поудобнее на коврик около экрана и послушайте сказку, которую я вам расскажу.

«Жил – был огонь. Был он веселый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, домам, деревьям. Никого не щадил огонь на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему? (он сжигал все подряд). И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной мериться». А человек настаивает на своем, огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел человек, заставил служить себе. Вот так и начал огонь служить человеку и стал его другом»,

А для чего нужен огонь человеку? (согреться, приготовить еду, осветить жилище).

А от чего может произойти пожар?

Как вызывать пожарных?

А сейчас мы поиграем а игру «Смелые пожарники»

Как вы думаете, какие профессии нужны в этой игре?

(пожарные, врачи, диспетчер, корреспондент)

Скажите, пожалуйста, что делает командир пожарной части, пожарные, диспетчер?

Давайте распределим роли.

Кто будет командиром пожарной части?

Пожарником?

Диспетчером?

Врачом?

Корреспондентом?

Мамой?

Дочками?

Занимайте свои места, начинаем игру.

Мама с дочками дома. Мама занята на кухне. Девочки играют. Вдруг одна из девочек увидела спички.

Давай поиграем со спичками!

Нельзя, мама не разрешает играть со спичками!

Да мы только посмотрим. (зажигает спички)

Из –за печки выскакивает огонь (девочка), танцует таней огня.

Девочки испуганно забегают к маме на кухню:

Мама:

Что случилось?

Девочки:

Мы играли со спичками, и в доме начался пожар.

Мама бежит к телефону и набирает 01. (звук телефона)

Диспетчер:

Алло, пожарная часть слушает. Говорите, что случилось? Назовите адрес.

Мама

У нас в доме пожар. Приезжайте скорее по адресу улица Ползунова 1 квартира 2.

Диспетчер:

Хорошо ждите, сейчас приедем.

Диспетчер: (берет рацию, передает пожарным).

Внимание! Пожарная команда №1 на выезд. Пожар на улице Ползунова 1 квартира 2.

Командир пожарной части:

Выезжаем!

(обращается к команде).

Пожарная команда стройся. Приготовиться выехать на пожар.

(пожарные собираются, занимают свои места и едут на пожар).

(Пожарные тушат пожар, командир пожарной части выводит людей и подводит их к врачу).

Врач осматривает людей, мерит давление, расспрашивает о самочувствии. Вдруг заплакала девочка, к ней подходит командир пожарной части и спрашивает, почему она плачет. Девочка говорит, что в доме осталась еще собака. Командир пожарной части лезет в дом и выносит собаку. Мама с дочками благодарят пожарных.

К пожарной команде подходит корреспондент и задает вопросы:

Расскажите, пожалуйста, что произошло? (пожар)

Как вы думаете, что могло послужить причиной пожара? (неосторожное обращение с огнем).

Кто находился в доме? (люди)

Никто не пострадал? Всех удалось спасти?

Спасибо за вашу работу!

Воспитатель:

А чтобы не случился в доме пожар, давайте с вами повторим правила пожарной безопасности.

Расскажите, пожалуйста, стихотворения.

    Я – огонь! Я – друг ребят

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом»

    Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом

Не пылал нигде огнем,

Чтоб не плакали букашки

Не теряли гнезда пташки

А лишь пели песни птички

Не берите в руки спички!

    Но опасность на пути

Стережет – не обойти!

Если что пойдет не так,

Если в фейерверке брак,

Или прочь не отбежали

Иль в окно кому попали,

В общем, столько тут вопросов!

Не пуская салют без спроса!

    Хочешь ты салют устроить?

Хорошо, не станем спорить,

Только, чтоб не пострадать

Нужно в помощь взрослых звать

    Выключайте электроприборы

Если гости к вам пришли

Или навестил вас друг

Перед тем, как с ним играть

Не забудьте выключить утюг!

    Уходя тушите свет!

Знай, любые провода

Поврежденные – беда!

Ведь они опасны слишком

Замыкание как вспышка!

    Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя тушите свет

И приборы тоже!

    Очень-очень важные правила!

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнем

Кто с огнем не осторожен

У того пожар возможен.

Игра окончена, спасибо за игру!