Основные модели взаимодействия гражданского общества и государства. Анализ базовых функций гражданского общества

Гражданское общество — явление, которое активно исследуется учеными самых разных сфер — экономики, социологии, права. И до сих пор нет общепринятого понимания его сущности. Какие есть концепции, объясняющие то, что такое гражданское общество? Понятие, принципы, структура его — как они интерпретируются исследователями?

Определение гражданского общества

Первый аспект, который мы рассмотрим, — определение термина, о котором идет речь. Существует достаточно много подходов относительно определения того, что такое его). Есть концепции, предложенные учеными-философами древности и средних веков, есть теории социологов и экономистов 19-20 веков, есть современные идеи.

Но даже если мы попробуем исследовать, что представляет собой гражданское общество в современном понимании, то вновь столкнемся с огромным количеством трактовок данного явления, которые могут быть очень несхожими между собой. Поэтому, рассматривая те или иные интерпретации термина, о котором идет речь, нужно отдавать себе отчет в том, что ни одну из точек зрения нельзя считать общепризнанной даже в узких научных кругах. Это всего лишь версии отдельных исследователей.

Общество свободных людей

В соответствии с одной из распространенных концепций, гражданское общество стоит понимать как объединение свободных индивидов. В аспекте экономической составляющей это значит, что каждый человек, включенный в структуру общества, — собственник. Он в зависимости от объема личных трудовых вложений, знаний и навыков может увеличивать объем своего имущества, а также распоряжаться им по своему усмотрению. Человек в современном гражданском в выборе профессии, места проживания, выстраивании семейных отношений.

Другой аспект свободы человека — политический. Человек может делегировать властные и управленческие полномочия в рамках демократических механизмов, участвовать в выборах сам, организовывать местное самоуправление, проявлять общественную активность. Также данный аспект свободы выражается в праве гражданина выбирать входить в состав тех или иных партий и объединений.

Социальный аспект свободы человека в современном обществе выражается в том, что никто не вправе навязывать ему некую модель поведения. Он сам, руководствуясь личной моралью, будет определять то, как вести себя во взаимоотношении с другими людьми. Данный аспект свободы дополняется наличием возможностей высказывать свою точку зрения публично — на собраниях, митингах, на страницах СМИ.

Взаимный учет интересов

Пользуясь теми или иными каналами выражения собственных интересов, человек в современном гражданском обществе вместе с тем обязан считаться с интересами окружающих людей. В этом смысле его свобода ограничивается там, где затрагиваются приоритеты других граждан. Один из критериев зрелости общества заключается в том, чтобы все его участники осознавали тот факт, что у них есть не только права, но и обязанности (которые непосредственным образом из них вытекают).

Диалектическая совокупность

Собственно, впервые термин «гражданское общество», понятие, структура, признаки его были введены в публичный оборот Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем в книге «Философия права». Великий немецкий мыслитель посчитал, что гражданское общество — это диалектическая совокупность различных отношений — семейных, социальных, а также тех, в которых участвует государство. В соответствии с концепциями Гегеля, социум — это среда, представляющая собой совокупность потребностей. Также ключевыми ее компонентами являются религия, государство, право, семья, культура и иные элементы. Гражданское общество по Гегелю — одна из высших ступеней развития человечества. Люди, не доросшие в культурном плане до него, представляют собой дикие, неразвитые сообщества.

В концепции Гегеля наиболее приближенным к гражданскому выступает классическое буржуазное общество. Центральный элемент социума в данной теории — человек, его активности, направленные на реализацию тех или иных потребностей. Важный нюанс концепции в том, что индивиды могут достигать своих целей только при условии взаимодействия с другими людьми.

Карл Маркс дополнил учение Гегеля экономическими категориями, в основе которых лежали главным образом а также такими компонентами, как Данная концепция во многом была руководящей для советской школы обществоведения. На ее основе были сформированы принципы политической экономии, получившие распространение в научной среде СССР.

Построить коммунизм

Понятие гражданского общества, структура гражданского общества в коммунистической трактовке интересны тем, что в них не предполагается значимой роли экономического фактора в капиталистическом его понимании. Дело в том, что при соответствующей формации исчезает частная собственность, а возможности реализации личных приоритетов человека в значительной степени зависят от необходимости следовать принципам и нормам, определяемым на уровне государства.

Теория невмешательства

В соответствии с одной из современных трактовок, гражданское общество следует понимать как среду, которая развивается независимо от государства и при условии невмешательства с его стороны. Данная теория в целом близка той, что мы рассмотрели в начале статьи, где первоочередным критерием существования социума выступает свобода человека. Однако данная трактовка, по которой определяется то, что такое гражданское общество, понятие, структура, признаки его, носит ярко выраженный экономический оттенок.

То есть государство позволяет субъектам социума действовать самостоятельно с расчетом на то, что они сами смогут себя обеспечивать, например открывая бизнес или получая востребованную профессию с тем, чтобы впоследствии без проблем найти работу. В свою очередь, в обществах, где индивиды не могут поддерживать свою экономическую состоятельность, без сильного государства не обойтись. Но если социум готов вести бизнес и учиться, то власть может ограничиться минимальным вмешательством в соответствующие коммуникации, например законодательным регулированием в ключевых экономических сферах в интересах самих же граждан.

Приоритет личного интереса

Понятие гражданского общества, структура гражданского общества в современных теориях часто дополняются идеями о том, что для человека свойственно взаимодействовать с другими индивидами, главным образом в силу личного интереса. Но данный механизм необычен тем, что реализация приоритетов индивида (и в этом схожесть рассматриваемой теории с концепцией Гегеля) не может осуществляться без коммуникации с другими субъектами.

Что представляет собой гражданское общество в России? Ответить на этот вопрос пытаются очень многие исследователи, но это сделать не намного проще, чем сформулировать универсальное определение того, что такое социум в принципе. Существует огромное количество интерпретаций российской модели гражданского общества. Дать однозначный ответ исследователям особенно непросто хотя бы потому, что РФ — страна, которая за достаточно короткий срок сменила сразу несколько общественных формаций: при Империи в социуме начинали преобладать буржуазные акценты, впоследствии их сменила социалистическая модель коммуникаций, после распада СССР обрели актуальность неолиберальные подходы к развитию экономики и общества.

Структура гражданского общества

Мы изучили одну из трактовок термина «гражданское общество» (понятие, сущность). Структура соответствующего социального явления — следующий интересующий нас аспект. Так же, как и в случае с определением того, что такое гражданское общество, касательно его структуры мы можем сказать, что есть большое количество вариантов ее понимания, представленных в научной и экспертной среде.

Структура — это совокупность составляющих элементов гражданского общества. Предполагается, что они, несмотря на возможную несхожесть, в целом взаимодействуют при соблюдении необходимых балансов, обеспечивающих устойчивость социума, а также его развитие.

Выше мы рассмотрели версию, по которой свобода человека — основной критерий, на основе которого выстраивается понятие гражданского общества. Структура гражданского общества, из чего состоит оно — вопросы, которые также можно рассмотреть в соотнесении с исследованной нами концепцией. То есть составляющие социум элементы можно изучать сквозь их активности, предполагающие соблюдение ключевого критерия — обеспечения гарантий свободы человека.

Понятие гражданского общества, структура гражданского общества — явления, которые могут исследоваться в самых разных научных подходах. Многие современные социологи предпочитают выделять четыре главных элемента, формирующих структуру социума. Рассмотрим их сущность.

Первый элемент гражданского общества, если следовать трактовке, о которой идет речь, — это социальная система. Она представляет собой среду, в которой индивиды, взаимодействуя между собой, выражают, с одной стороны, собственные интересы, реализуют свои права, с другой — сочетают их с приоритетами других людей и выполняют предусмотренные теми или иными нормами обязанности.

В социальной системе могут осуществляться самые разные отношения, но ключевыми из них исследователи считают семейные. В числе основных стимулов взаимодействия людей между собой — их стремление найти человека, с которым можно строить семью. Другой важный фактор коммуникаций индивидов в обществе — объективная потребность их в общении. Человек, согласно распространенной точке зрения, — это социальный субъект по природе своей. Ему тяжело жить в одиночестве.

Второй элемент гражданского общества — экономическая система. Институты, формирующие ее, составляют основу жизнеобеспечения социума. В рамках экономической системы человек также реализует собственные интересы, предопределяемые потребностями, а также содействует, когда это возможно или необходимо, обеспечению приоритетов других людей.

Устраиваясь на работу, гражданин, с одной стороны, делает это в силу необходимости жизнеобеспечения себя и своей семьи, с другой — помогает своему работодателю развиваться, получать прибыль. В числе ключевых компонентов экономической системы современного гражданского общества — отношения собственности. Человек может чем-то владеть, обменивать что-то, продавать, покупать, и в большинстве случаев это связно с реализацией личных или семейных потребностей.

Третий элемент современного гражданского общества — это политико-правовая система. Она представляет собой совокупность институтов, с помощью которых осуществляется управление государством и более локализованными административными единицами — субъектами федерации, если говорить о России, муниципалитетами. Политическая система обеспечивает стабильность и суверенность общества. Отсутствие или слабость государственных институтов, как правило, сопровождается снижением качества социальных коммуникаций. Однако то, насколько стабильной будет политико-правовая система, определяет само общество посредством выборов или организации тех или иных форм самоуправления.

Четвертый элемент современного гражданского общества — это духовно-культурная система. Ее можно считать одной из важнейших с точки зрения стабильности социума, а также исторической преемственности ключевых его ценностей, что является одним из главных критериев устойчивости общества. Духовно-культурная составляющая социальных коммуникаций способна сыграть незаменимую роль, когда, к примеру, в экономической или политической плоскости возникают кризисные явления. Также соответствующие общественные ценности способны давать ориентиры касательно выстраивания механизмов сбалансированного взаимодействия индивидов в условиях, когда большинство из них склонно действовать в первую очередь исходя из своих интересов.

Таковы примеры концепций, в соответствии с которыми могут быть определены понятие гражданского общества, структура гражданского общества. Как мы отметили в начале статьи, есть достаточно много интерпретаций, касающихся рассматриваемой темы. Поэтому приведенные нами трактовки — это лишь версии, но, отметим, достаточно логичные и отражающие в целом специфику выстраивания коммуникаций в современных обществах.

Функции гражданского общества

Мы исследовали то, как понимается в различных интерпретациях гражданское общество (понятие, структура). Функции соответствующей категории — следующий интересный нам аспект. Опять же следует сказать о том, что есть большое количество несхожих теорий, касающихся исследования соответствующей характеристики социума.

По одной из них, гражданское общество отвечает за успешную реализацию человеком своих приоритетов, талантов, призваний. Люди всегда к чему-то стремятся. И если гражданское общество будет способствовать их желаниям, то это значит, что соответствующий работает нормально.

Многие исследователи, пытаясь ответить на вопрос о том, что представляет собой гражданское общество и его функции, приходят к выводу, что данная среда — необходимое условие развития государства. Если социум не будет соответствовать необходимым критериям устойчивости, то и политическая власть вскоре утеряет способность решать возложенные на нее задачи. В этом смысле государство и общество характеризуются взаимной зависимостью, одно дополняет другое.

Другая трактовка термина предполагает, что основная функция социума — это защита интересов граждан. Люди должны чувствовать уверенность в том, что доступные им ресурсы для реализации личных потребностей не исчезнут вследствие волеизъявления других субъектов, которое может происходить в рамках прямого вмешательства в частную жизнь человека.

Как формируется гражданское общество

Следующий важный аспект, который можно рассмотреть после того, как мы исследовали концепции, объясняющие, что такое гражданское общество (понятие, структура), — формирование социума. Под влиянием каких факторов образуется соответствующая среда взаимодействия людей?

Исследователи выделяют следующий их перечень:

  • экономические;
  • правовые;
  • технологические;
  • культурные.

То есть по мере развития каждой из отмеченных сфер в социуме вырабатываются механизмы, в рамках которых индивиды начинают взаимодействовать, формируя на системной основе различные отношения.

Итак, мы изучили основные концепции, в рамках которых ученые рассматривают то, что представляет собой гражданское общество (понятие, структура, функции), что это такое в видении ученых-классиков, приверженцев коммунистических воззрений, современных экспертов. Мы убедились, что рассматриваемое явление — фактор формирования активных дискуссий. Если попробовать резюмировать, что такое гражданское общество (понятие, структура, функции), кратко, то можно охарактеризовать это явление так: это среда, в рамках которой индивиды, мотивируемые личным интересом, духовными, культурными ориентирами или государственной волей, осуществляют различные коммуникации с целью защиты своих интересов, а также обеспечивая устойчивость политической и социальной системы.

Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.

Гражданское общество: понятие и функции

Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:

Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.

Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.

Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.

Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.

Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.

Основные черты гражданского общества

Основными чертами гражданского общества являются:

1. Гарантия правовой защиты граждан;

2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;

3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;

4. Социальная политика государства;

5. конкуренция структур гражданского общества;

6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;

7. Преобладающий по численности средний класс;

8. Многоукладная рыночная экономика.

Понятие правового государства

Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.

Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:

Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.

Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.

Прозрачное правосудие.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.

Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

· Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Структурными элементами гражданского общества являются: собственность, свободный труд, предпринимательство, общественные объединения, семья, образование, наука, культура, воспитание, свободные средства массовой информации.


55. Государство- нация в глобальном мире. Современные реалии мировой политики.


56 Геополитическое расположение россии. Глобальные вызовы в 21 веке

3.2. Особенности геополитического положения России
В своем пространственно-территориальном выражении Россия занимает уникальное геополитическое положение. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно призвана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах.
Рассматривая геополитическое положение РФ, следует подчеркнуть, что для нее будет доминирующим более континентальное географическое расположение и размеры территорий.
Геополитическое положение России характеризуется рядом особенностей.
1. Природно-географическая специфика территории России.
Россия занимает большую часть восточной Европы и северную Азию. Площадь территории составляет 17075,4 т. кв. км. Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около 3/4 территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны.
В России около 120 т. рек (длиною более 10 км). Наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш (5410 км) Амур с Аргунью (4440 км), Лена (4400 км), Енисей (4102 км), Волга (3530 км). Насчитывается около 2 млн. пресных и соленых озер. Наиболее значительные из них: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Таймыр.
Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни.
Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический.
Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др.
На территории РФ функционируют объединенные энергетические системы. В РФ расположены системы магистральных газопроводов - Центральная, Поволжская, Сибирь-Центр и др. Функционируют газопроводы в соседние страны, а также газопроводы - Уренгой - Западная Европа, Ямбург - Западная граница РФ.
В России - 3 металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Повсеместно представлено машиностроение, но наиболее развито оно в Центральном районе, Поволжье, на Северо-Западе, Урале и Западной Сибири. Важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский. Российская Федерация - важный экспортер продукции металлургической промышленности.
Россия - федеративное государство: в ее составе 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область.

1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрас­тают взаимовлияние и взаимозависимость народов и го­сударств.

2. Основные причины глобализации:

· Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям

· Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения

· Переход от альтернативно­го выбора («или/или») к многообразию выбор

· Переход от цент­рализации эко­номики к ее де­централизации

· Переход от национальной экономики к мировой

3. Основные направления глобализации

· Деятельность транснацио­нальных кор­пораций

· Глоба­лизация финансо­вых рын­ков

· Глобализация миграционных процессов

· Мгновенное перемещение информации

· Международ­ная экономи­ческая интег­рация в рамках отдельных ре­гионов

· Создание меж­дународных организаций в экономиче­ской и финан­совой сферах: Международ­ный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая орга­низация и др.

4. Последствия процесса глобализации

Позитивные Негативные
Стимулирующее влияние на эко­номику: - появление возможности созда­вать товары в тех регионах мира, где их производство обой­дется дешевле; - возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду; - снижение издержек производ­ства; - появление возможностей для дальнейшего развития произ­водства; - рост прибыли; - концентрация усилий на разра­ботке новых передовых техно­логий; - плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз­можности вести собственные на­учно-технические исследования. Сближение государств Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике Возникновение социокультурно­го единства человечества Насаждение единого стандарта потребления Создание препятствий для развития отечественного производ­ства Игнорирование экономической и культур­но-исторической специ­фики развития разных стран Навязывание опреде­ленного образа жизни, зачастую противореча­щего традициям данно­го общества Оформление идеи со­перничества: наиболее мощные в экономиче­ском отношении госу­дарства стремятся к лидерству, что приво­дит к взрыву национа­лизма в экономически слаборазвитых странах Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. - совокупность проблем чело­вечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:

· затрагивают все человечество;

· проявляются как объективный фактор развития общесмтва;

· настоятельно требуют решения;

· предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

· от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

7. Причины глобальных проблем :

· активный преобразующий характер деятельности человечества;

· противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы

· Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны

· Демографическая

· Преодоление отсталости развивающихся стран

· Продовольственная

· Сырьевая

· Энергетическая

· Экологическая

· Использования Мирового океана

· Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.

9. Основные направления разрешения глобальных проблем

· Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

· Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

· Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.

· Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень

· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений.

· Четкая международная система прогнозирования.

Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую жизнь. Его влияние на политику не ограничивается периодами выборов. Оно осуществляется постоянно через деятельность входящих в него ассоциаций и институтов, через формирование в его среде общественного мнения. Как отмечает известный английский специалист по проблемам политической науки Джон Кин , «гражданское общество должно стать постоянной занозой в боку политической власти».

Целью гражданского общества является защита жизни индивидов, а целью демократической власти - общих, государственных интересов. Гражданское общество контролирует власть, оказывает воздействие на ее деятельность. Власть же не управляет гражданским обществом, но посредством законов регулирует его существование и функционирование. Гражданское общество дает возможность человеку полностью проявить свои индивидуальные способности. Оно - самое эффективное средство самоутверждения человека, реализации его «я». Гражданское общество и демократическая власть - две стороны социума, независимые друг от друга, но они ограничивают и контролируют друг друга. Демократическая власть не только не борется с гражданским обществом, но и всячески способствует его нормальному функционированию. Со своей стороны, наличие сильного гражданского общества - одно из важнейших условий функциональности гражданского общества.

С точки зрения родоначальников российской политологии А. Галкина, Ю. Красина, основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

Во-первых - это социализация индивидов . Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов.

Во-вторых - самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения.

В-третьих - интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии.

В-четвертых - создание базовых форм межличностной солидарности , основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов.

В-пятых - стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в лоне гражданского общества .

Подчеркнем, что демократия как политический механизм начинает реально работать лишь в условиях развитого гражданского общества. Политическая демократия невозможна в отсутствие массового, осмысленного и ответственного гражданства. Понятие «гражданское общество» характеризует тип общественной организации, механизмы обеспечения социальной целостности. Понятие «демократия» обозначает тип политического устройства общества, в частности, такого которое конституционно гарантирует: а) разделение ветвей власти, б) периодическую сменяемость политического руководства путем выборов, в) влияние граждан на принятие некоторых политических решений, по крайней мере, посредством участия в выборах, г) свободу самовыражения граждан.

Строительство гражданского общества «сверху» [5 ] Когда В.В. Путин стал президентом, он объявил развитие гражданского общества одной из приоритетных задач при проведении реформ. Усилия властей по созданию формальной структуры для осуществления гражданской деятельности привели сначала к созыву в 2001 году «Гражданского форума» , а теперь - к созданию Общественной палаты в качестве «дополнительной возможности для развития гражданского общества в стране». В ноябре 2004-го был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека , а в марте 2005 года - «Экологический форум» на федеральном уровне . Чтобы повысить активность граждан и привлечь на свою сторону общественное мнение, президентская администрация поддерживает развитие гражданского молодежного движения.

Лари Даймонд выделяет десять демократических функций гражданского общества.

Первой и основной демократической функцией гражданского общества является функция ограничения государственной власти . Это означает, что организации гражданского общества являются демократическими, политическими институциями, которые могут осуществлять такой контроль наиболее эффективно. В различных условиях эта функция проявляется по-разному: в демократических государствах - как возможность контроля за властью, в авторитарных государствах - как возможность демократизации общества.

В недемократических режимах организации гражданского общества играют важную роль в раскрытии злоупотреблений и фактов несоблюдения законности. При демократическом правлении гражданское общество является важнейшим инструментом контроля за масштабами государственной власти, потенциальными злоупотреблениями и нарушениями законности, доводит выявленные факты до сведения общественности. Можно даже сказать, что роль гражданского общества является более существенной именно в период развития демократии, ее поддержания и укрепления, чем в период ее зарождения.

Во-вторых , активная деятельность общественных объединений дополняет роль партий (движений), создавая им благоприятные условия для участия в политической жизни, увеличивает эффективность политической деятельности , расширяет знания и умения демократически настроенных граждан, способствует одобрению, принятию и соблюдению демократических прав и обязанностей граждан .

В-третьих , гражданское общество представляет широкое поле деятельности для развития таких важнейших атрибутов демократии, как терпимость, умеренность, готовность к компромиссу, уважение противоположной точки зрения. Эти демократические ценности и нормы становятся привычными и стабильно работают в обществе.

…и «снизу»[5 ] Например, увеличиваются масштабы уличных протестов и массовой мобилизации, что особенно ярко проявилось в начале 2005-го в протестной реакции на реформы, затронувшие интересы пенсионеров и студентов . Возможно, имеет смысл говорить о возникновении тяги к более долговременной горизонтальной и вертикальной консолидации. Примером могут служить усилия низовых экологических ассоциаций по созданию политической партии - «политического крыла движения зеленых» . Активизируется деятельность на региональном и местном уровне - например, проводятся референдумы и регулярные «круглые столы», обеспечивающие систематическое сотрудничество при решении практических проблем; в частности, так действуют экологические организации (в Ленинградской области начиная с июня 2005 года). Организуются форумы на федеральном уровне, объединяющие руководителей проектов и экспертов из разных регионов России (примером может служить гражданское движение «Против коррупции »). Растет также число конференций по проблемам корпоративного гражданства, где обсуждается роль российского и иностранного бизнеса в области социальных инвестиций и общественного развития.

Четвертая функция может проявляться в тех случаях, когда гражданское общество в интересах демократии создает непартийные каналы для объединения и представительства интересов особых групп населения. Эта функция особенно важна при работе с такими традиционно притесняемыми группами, как женские; расовые, этнические и им подобные меньшинства.

Пятая функция выражается в том, что гражданское общество, особенно относительно экономически развитое, помогает генерировать большое количество интересов , которые, переплетаясь между собой и противостоя друг

другу, тем не менее, способны смягчать возникающие политические конфликты.

Шестой функцией демократического гражданского общества можно считать поиск новых лидеров и их обучение . Многие партии в странах Восточной и Центральной Европы выросли из гражданских объединений, а их лидеры приобрели свой опыт во время руководства гражданскими организациями.

Седьмая функция - функция развития демократии.
Гражданские организации пристально наблюдают за подготовкой и процессом многопартийных выборов, критически оценивают случаи обмана, что способствует повышению доверия избирателей к результатам выборов, подтверждения их легитимности и законности.
Такие организации способствуют реформированию избирательной системы, демократизации политических партий, усилению законности, децентрализации государственной власти и усилению гласности за ее деятельностью, повышению ответственности правительства.

Ситуация В Перми, как почти во всех больших российских городах, широко практикуется незаконная застройка свободных пространств между жилыми домами. Предприниматели и коррумпированные чиновники в погоне за прибылью зачастую не заботятся о соблюдении законности, не принимают во внимание желаний и требований местных жителей. В настоящее время в Перми энергично действует целый ряд хорошо зарекомендовавших себя НПО, по большей части правозащитных. Несколько лет назад группа пермяков, недовольных противозаконной застройкой, обратились за помощью в Пермский региональный правозащитный центр. Объединенными усилиями им удалось организовать акции общественного протеста, выиграть судебный иск у городской администрации и остановить застройку. Впоследствии этот успех был закреплен многократно. И хотя его удалось добиться не всегда и не везде, эта история по сей день служит вдохновляющим примером для многих горожан, успешно борющихся с незаконной застройкой.

Восьмая функция заключается в том, что гражданское общество широко распространяет информацию, помогает гражданам в коллективной деятельности, защищает их интересы и ценности. Свободная пресса - только одна из возможностей обеспечить открытость общества путем распространения альтернативной информации. Независимые организации также могут дать гражданам правдивую и полную информацию о деятельности правительства, независимо от того, что оно само о себе расскажет.

Девятое. Свобода распространения идей и информации достигается в результате демократических экономических реформ. Экономическая реформа тогда будет успешной, когда она обеспечена законодательно и пользуется поддержкой со стороны политических партий и коалиций. В основе создания коалиций лежат как раз общие интересы. С одной стороны существуют традиционно сложившиеся группы людей, которые могут многое потерять в ходе проводимой реформы. Они пытаются организовываться и защищать свои интересы, противостоят закрытию неэффективных производств, препятствуют уменьшению влияния государства на экономику, всячески противятся открытию экономики, проявлению конкуренции. На другом полюсе располагаются выдвинутые в ходе реформ личности с не совсем одинаковыми интересами, например, хуторяне и мелкие предприниматели, а также потребители, которые слабо организованы и недостаточно информированы о том, как новая экономическая политика влияет конкретно на них. Помощниками для этой категории людей могут служить политико-экономические think-tank организации - торговые палаты, журналисты, пишущие на экономические темы и вообще все те, кто помогает преодолевать информационные и организационные барьеры, кто поддерживает политику реформ и нейтрализует противостояние переменам.

Наконец, десятая функция гражданского общества появляется в случае успешной реализации девятой функции. Повышение ответственности и эффективности политической системы, а вслед за ними усиление законности в энергичном гражданском обществе гарантирует уважение граждан к государству, обеспечивает их позитивное участие в государственных делах. Таким образом, государство получает возможность править и издавать распоряжения, опираясь на свободную законопослушность граждан.
Многогранная общественная жизнь способна сделать гораздо больше, чем только умножать требования к государству. Организации и объединения гражданского общества могут увеличить возможности различных групп для улучшения своего благополучия, причем, независимо от государства.

Основные идеи и выводы:

· Образование гражданского общества стало возможным с выделением государства в особую политическую сферу. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.

· Высокоразвитое гражданское общество во многих странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Развитие гражданского общества является базовым условием существования демократии.

· Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Это структуры взаимоподдерживающие друг друга. Чем разнообразней и эффективней формы взаимодействия между ними, тем более благоприятными являются условия необходимые для развития демократии.

· В зависимости от масштаба роли, которую. Государство играет в формировании гражданского общества выделяют вертикальные и горизонтальные способы структур гражданского общества.

· Гражданское общество имеет сложную структуру. Особое место среди его элементов принадлежит политическим институтам гражданского общества, деятельность которых направлена на регламентацию отношений в социуме по поводу распределения властных ресурсов.

· В процессе функционирования институты гражданского общества способны обеспечить сохранение демократического вектора развития благодаря следующим аспектам своей деятельности: ограничение государственной власти, повышение эффективности политических решений, генерирование различных интересов, выдвижение политических лидеров и др.

Список литературы:

1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии [Текст]/ Г. Алмонд, С. Верба// Полис. - 1992. - № 4.

2. Бляхман, Б.Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность [Текст]/Б.Я. Бляхман// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

3. Бойко, Ю. Гражданский фактор модернизации в России и ЦВЕ [Текст]/ Ю. Бойко//Обозреватель. – 2007. - № 4.

4. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники [Текст]/Э. Геллнер. - М., 1995.

5. Гражданское общество: истоки и современность [Текст]/под науч. ред. И.И. Кального, И.Н. Лопушанского. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

6. Гуськов, Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность [Текст]/ Ю.В. Гуськов// Социально-гуманитарные знания. – 2005 - № 3.

7. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы [Текст]/ Н. И. Бухаркин [и др.] ; ред. В.С. Баковецкая; Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон.. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2005.

8. Кин, Д. Демократия и гражданское общество [Текст]/Д. Кин. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России [Текст]/В.К. Левашов //Социс. – 2006. - № 1.

10. Римский, В.Л. Общественная активность российских граждан [Текст]/ В.Л. Римский //Вестник общественного мнения. - 2007. - № 2.

11. Федоркин, Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования [Текст]/Н.С. Федоркин// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

12. Хадсон, Дж. Развитие неправительственных организаций в России: взгляд из США [Текст]/ Дж. Хадсон //Представительная власть. – XXI век. – 2007. - № 2.

13. Хлопин, А.Д. Гражданское общество в России: Идеология, утопия, реальность [Текст]/ А.Д. Хлопин// Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - № 1.

14. Черный, В. Перспективы гражданского общества в России [Текст]/ В.Черный, Л. Есаян, К. Волков//Обозреватель. – 2007. - № 2.

15. Шапиро, И. Демократия и гражданское общество [Текст]/И. Шапиро// Полис. - 1992. - № 4.

16. Шушпанова, И.С. Отношение граждан России и западных стран к институтам гражданского общества [Текст]/ И.С. Шушпанова//Социология власти. – 2006. - № 6.

Функции гражданского общества

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1) защита частных сфер жизни человека и гражданина;

2) на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления;

3) ограничение всемогущества государства. Гражданское общество защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, формирование общественного мнения с помощью независимых средств массовой информации;

4) обеспечение легитимности политической власти и одновременно реальных гарантий прав и свобод человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах;

5) осуществление социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.6) коммуникационная - информирование организациями гражданского общества об интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства;

7) стабилизирующая функция. В сложные исторические периоды, когда государство оказывается в состоянии неустойчивости (войны, кризисы, депрессии), необходима помощь гражданского общества и его структур. Развитое гражданское общество - основа стабильности политического режима, поскольку:

Структуры гражданского общества при разрешении противоречивых интересов вступают в разного рода союзы и поддерживают всю социальную и политическую систему в своеобразном равновесии, препятствуют резкому сдвигу общественно-политической оси влево или вправо. Этому во многом способствует наличие многочисленного среднего класса;

Наличие, структур гражданского общества дает возможность власти интегрировать противоречия снизу в существующую политическую систему и вовремя корректировать политический курс и саму политическую систему.

Одной из функций гражданского общества также является обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные).

Особенности формирования гражданского общества в России

Формирование гражданского общества в разных странах имеет свои особенности. Так, в США созданию государства исторически предшествовала разветвленная система институтов гражданского общества, ставшая гарантом стабильности американской демократии. Напротив, в Англии и, особенно во Франции, идущему на смену феодализму буржуазному обществу приходилось постепенно отвоевывать у государства и бюрократии свою независимость и конституционно-правовые принципы их взаимоотношений.

В России государство также возникло раньше, чем гражданское общество в силу внешних потребностей самозащиты и внутренних природно-географических особенностей. Многие века вертикальные государственные связи обеспечивали единство и жизнеспособность огромной страны. На местном уровне в условиях крестьянского мира огромную роль играли крестьянские общины. Общественная организация жизни русского народа обусловила государственный строй. Неразвитость гражданского общества в западном понимании (русский народ не был пропитан чувством собственничества (сказывалось влияние крестьянской общины с ее коллективистскими традициями и отсутствием у крестьян частной собственности на землю, а также православия, которое духовное ставило выше материального) обусловила то, что принцип общинной организации жизни был положен в основу удовлетворения потребностей общества и развития человека и в Советской стране.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процессов российской модернизации, когда в сжатые сроки решаются задачи изменения социальной структуры, политической системы и духовных основ общества. Либерал-радикалы, пришедшие к власти в 90-е годы XX века в ходе приватизации и рыночных реформ уничтожили почти все имевшиеся в СССР пускай огосударствленные общественные организации, выполнявшие по сути роль структур гражданского общества. Речь идет о множестве производственных, молодежных, культурно-просветительских, спортивных и иных организаций, которые помогали людям удовлетворять свои насущные потребности, причем или бесплатно, или за очень небольшую плату. Ныне государство ушло из многих сфер общественной жизни, отдав их на откуп частникам. Ослабление вертикальной регулирующей роли государства, федерализация и децентрализация общественного управления в условиях быстрого перевода экономики на рыночные рельсы создали социальный вакуум и привели страну к многим потрясениям, которые не преодолены по сей день.

В постсоветской России на пути формирования гражданского общества существует ряд трудностей:

1) конфликт ценностей в процессе социализации и ресоциализации. Устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные всей российской цивилизацией и усиленные в советский период, во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского (читай - буржуазного) общества. Особенно у людей старшего поколения порождают психологический дискомфорт, прежде всего такие ценности, как частная собственность, социальное неравенство, конкуренция.

2) государственная бюрократия (клептократия). Она была всегда сильна в России, но особенно ее разрушительная роль возросла во время рыночных реформ. Чиновничество, как никогда ранее выросло численно, превратилось в мощное социальное образование, отличающееся тесной связью с крупным бизнесом (это две фракции господствующего класса), гигантским воровством, взяточничеством, безответственностью и неэффективностью управления.

3) на фоне ослабления государства в первую очередь активизировались первичные формы социальной организации и поддержки - семейные узы, земляческие и национальные связи. В отдельных республиках вырос национализм и ксенофобия, представляющие огромную опасность гражданскому миру и согласию;

4) слабая структуризация социальных отношений. Социальная структура общества находится в постоянном движении, поэтому граждане с трудом способны осознать свои интересы. Следствием этого является большое количество псевдоорганизаций и «диванных партий», численность членов которых и роль в жизни общества крайне невелика;

5) отсутствие устойчивого среднего класса, низкий уровень жизни большинства населения России на фоне чрезвычайного богатства небольшой группы нуворишей - олигархов;

6) низкий уровень правовой и гражданской культуры в первую очередь власть и собственность имущих. Как государственная власть и ее структуры, все субъекты формирующегося гражданского общества, так и рядовые граждане должны знать и строго опираться в своих действиях на принципы правового государства.

Выделим основные направления формирования гражданского общества в России:

Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально - ориентированной рыночной экономики;

Формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права;

Создание реального плюрализма в обществе;

Достижение необходимого уровня гражданской культуры.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем отличие гражданского общества от государства?

2. Каковы основные стороны (условия) гражданского общества?

3. На основе изученных материалов составьте таблицы «Структурные элементы гражданского общества» и «Условия формирования гражданского общества».

4. Каковы основные функции гражданского общества?

5. Почему только при наличии гражданского общества человек может быть «всем, что он есть» и делать «все, что он делает» (Гегель)?

6. Почему гражданское общество является основой стабильности политического режима?

7. Почему гражданское общество является базисом правового государства?

8. Сформулируйте специфику и трудности формирования гражданского общества в России.