Ук рф территориальная целостность. Пять лет лишения свободы грозит за призывы к сепаратизму в россии

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Ч. 2 ст. 280.1 УК РФ

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть “Интернет”), – наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 280.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. В ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” среди деяний, подпадающих под понятие экстремистской деятельности (экстремизма), указывается насильственное нарушение целостности Российской Федерации.

2. Объективная сторона выражается в форме действия – публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. О понятии публичных призывов см. комментарий к ст. 280 УК. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, могут выражаться в агитации незаконного отделения определенной территории государства, призывах к ее захвату со стороны другого государства и т.д. Указанные действия с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2), образуют квалифицированный состав преступления.

3. Преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения, независимо от достижения поставленных целей.

Комментарий к статье 280.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

Комментарий к статье 280.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

В основе уголовно-правового запрета, содержащегося в ст. 280.1 УК РФ, лежат нормы международного права. Объектом публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, выступают общественные отношения, гарантирующие целостность территории Российской Федерации.

Данная норма, так же как и ст. 280 УК РФ, устанавливает допустимое ограничение права на свободу слова, оправданное международными и конституционными предписаниями.

Понятие экстремистской деятельности, как отмечалось выше, раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”. Где к указанной деятельности относится, в том числе, и деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ, заключается в активных действиях – публичных призывах. Состав преступления формальный; оно окончено с момента провозглашения призывов в какой-либо форме вне зависимости от наступивших последствий (подробнее о понятии призыва, публичности, отграничении от других составов преступлений см. комментарий к ст. 280 УК РФ).

Субъективная сторона публичных призывов характеризуется виной в форме умысла. Призывая к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, субъект всегда осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Мотивы и цели такой деятельности могут быть различными (националистические, корыстные, хулиганские и т.д.) и не влияют на квалификацию, но учитываются при индивидуализации уголовного наказания.

Субъект публичных призывов общий – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Квалифицирующим признаком публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, закон (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ) предусмотрел использование средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), – см. комментарий к ст. 129 УК РФ

Видео о ст. 280.1 УК РФ

Полный текст ст. 280 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 280 УК РФ.

См. предыдущую редакцию)
1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 280 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в области защиты основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-коммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Вопрос о публичности разрешается с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств (обращение к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.);
3) субъект: лицо, достигшее возраста 16 лет;
4) субъективная сторона: преступление совершается с прямым умыслом по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы с целью побуждения других лиц к совершению экстремистских действий.

Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится использование средств массовой информации при осуществлении публичных призывов к осуществлению экстремисткой деятельности. Использование СМИ может быть выражено в осуществлении призывов к экстремистской деятельности в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях, телеканалах, радиоканалах, телепрограммах, радиопрограммах, видеопрограммах, кинохроникальных программах, и иных формах периодического распространения массовой информации, имеющих постоянное наименование.

Настоящей статьей предусмотрена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по при наличии иных признаков этого состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (ст. 55); запрещается создание и деятельность общественных объединений общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13); гарантируется свобода мысли и слова, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть т вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29);
2) Всеобщая декларация прав человека;
3) Международный пакт о гражданских и политических правах:
4) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
5) Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
6) Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
7) Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
8) ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (определения: экстремистская деятельность (экстремизм), экстремистская организация, экстремистские материалы, символика экстремистской организации (ст. 1); предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществление им экстремистской деятельности (ст. 8); недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности (ст. 12); ответственность за распространение экстремистских материалов (ст. 13); ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (ст. 14); ответственность граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15); недопустимость осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций (ст. 16);
9) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (борьба с терроризмом (ст. 9.1);
10) ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются - действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (ч.2 ст. 14));
11) ФЗ "Об общественных объединениях" (запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ст. 16);
12) ФЗ "О политических партиях" (запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ч.1 ст. 9);
13) ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ч.2 ст. 6);
14) Закон РФ "О средствах массовой информации";
15) Концепция внешней политики Российской Федерации (12.02.2013) (современный мир - глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных "центров силы", аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями);
16) акты Президента РФ:
- указ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (полномочия - принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности (ч.15 п.12);
- указ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (основные задачи - противодействие экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти (п.8);
17) акты Правительства РФ:
- от 29.06.95 N 653 "О заключении соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств" (типовой проект о сотрудничестве - стороны будут осуществлять взаимодействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений, в том числе совершенных организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), прежде всего - экстремистской деятельности, в том числе террористических актов, а также финансирования терроризма (ст. 1);
- от 06.03.2013 N 313-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействия коррупции" (мониторинг состояния преступности - почти 40% выявленных экстремистских проявлений составили преступления, связанные с возбуждением ненависти или вражды по экстремистским мотивам, около 10% - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Зарегистрировано 67 преступлений, связанных с организацией деятельности экстремистской организации, 17 случаев организации экстремистского сообщества);
- от 15.10.2007 N 1420-р (об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности");
- от 14.07.2006 N 1014-р "О Российской газете";
18) иные подзаконные акты:
- приказ Следственного комитета России от 12.07.2011 N 109 "О мерах по противодействию экстремистской деятельности";
- приказ МВД России от 17.01.2006 N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (сотрудники органов внутренних дел принимают меры по разобщению экстремистских организаций (сообществ) на ранних стадиях формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера; осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по противодействию экстремизму; в пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей экстремистских организаций (сообществ) в органы государственной власти).

3. Судебная практика. Постановление ВС РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".

Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ

Консультации и комментарии юристов по ст 280 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 280 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 433-ФЗ)

ч 1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

(в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 274-ФЗ)

ч 2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -

наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(часть 2 в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 274-ФЗ)

Комментарий к ст. 280.1 УК РФ

В статье речь идет об ответственности, которая может быть применена к лицам, совершающим призыв к нарушению территориальной целостности страны. При этом, определяется, что в случае, когда используются средства массовой информации, или же сеть интернет, формируется более серьезная степень наказания.

В статье описываются разные виды наказания, с учетом обстоятельств дела и особенностей определенной ситуации. Существует вероятность использования штрафных санкций в случае, если деяние субъекта не повлекло за собой никаких негативных последствий. Например, в ситуации, когда человек сам того не осознавая производил такой призыв, исключительно в процессе общения с обществом, группой, отдельным человеком, пытаясь таким образом, доказать свою точку зрения по существу оспариваемого вопроса.

Если в ходе изучения дела оказывается, что субъект использовал средства массовой информации, чтобы в действительности активизировать определенную волну негодований, направленную на то, чтобы произвести процесс отсоединения определенной территории, то формируется применение суровых мер - лишение свободы. Тут также судебная инстанция оценивает все последствия действий, определяет меру воздействия, оценивает основания и значимость субъекта в обществе.

Территориальная неприкосновенность - это своеобразный принцип публичного международного права, который гласит о том, что территория четко определенного государства является неприкосновенной, причем речь идет о посягательстве на данную территорию именно со стороны иных государств. Данный принцип возник достаточно давно, и имеет важное значение в развитии государственности. Каждое государство устанавливает достаточно жесткие меры наказания за действия, которые направлены на разрыв общей территории страны. Судебные дела по данному вопросу имеют массу нюансов и противоречий, особенно в понятиях целостности территориального значения, а также правом народа на самоопределение. Тем не менее, практика показывает, что целостность всегда для государства остается в приоритете, соответственно, по этой причине и формируются столь суровые меры наказания в случаях, когда формируется хоть какая-то угроза с данной позиции.

Существует декларация о принципах международного права, где указывается на то, что иные государства должны воздерживаться от действий, которые могут нарушить целостность другой страны. Но, структура данной декларации создана таким образом, что можно установить, значение принципа целостности закрепляется только к тем государствам, которые способны обеспечить равноправие для всех народов, проживающих на его территории. Декларация с одной стороны запрещает осуществлять действия по распаду государства, но не указывает на запрет признания новых государств, которые путем одностороннего порядка вышли из состава иных стран.

Соответственно, каждая страна направляет значительное количество усилий, чтобы создать дополнительные законодательные акты, позволяющие курировать ситуацию с призывами к распаду страны, а также создают нормы с серьезными вариантами ответственности, в случае создания организаций, деятельность которых направлена на разрушение целостности государства.

Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович
Старший преподаватель кафедры Уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

В декабре 2013 года в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. нарушение целостности Российской Федерации относится к экстремистской деятельности (ст. 1), следовательно, норма, предусмотренная в ст. 280.1 УК РФ, является специальной по отношению к норме, установленной в ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

В Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» сказано, что в настоящее время в УК РФ есть статьи, которые могут обеспечивать охрану территориальной целостности России. Среди них названы ст. 353 УК РФ «Планирование, подготовка и развязывание агрессивной войны», ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны», ст. 323 УК РФ «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации», ст. 279 УК РФ «Вооруженный мятеж», ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности», ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Авторы данной пояснительной записки приходят к выводу, что «территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Она выступает лишь в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности того или иного преступления». И предлагаемый законопроект, по их мнению, был призван ликвидировать данный пробел. Данные утверждения представляются ошибочными.

Авторы пояснительной записки верно отмечают, «что нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют. Так, в статье 2 УК РФ при определении задач уголовного законодательства в качестве объектов охраны называется конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Целостность и неприкосновенность государства, согласно части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета», в то же время они забывают о том, что в настоящее время в УК РФ имеется ст. 278, которая предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Как уже было сказано выше, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Кроме того, ч. 3 ст. 5 устанавливает, что федеративное устройство РФ основано на ее территориальной целостности. Оба этих положения расположены в Главе 1 Конституции РФ («Основы конституционного строя») и являются основами конституционного строя РФ. Следовательно, нарушение территориальной целостности РФ будет являться изменением конституционного строя РФ, то есть территориальная целостность государства все-таки рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.

Какими конкретно могут быть действия, направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, законодатель не уточняет, а сама формулировка «действия, направленные на», дает возможность довольно широкого толкования данной статьи. Так, к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России и запрещенным УК РФ, могут относиться, например, преступления террористической направленности, если они совершены в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, связанного с нарушением территориальной целостности Российской Федерации, организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ), противоправное изменение ее государственной границы (ст. 323 УК РФ) и многие другие. Поскольку объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ, не ограничивается призывами лишь к уголовно-наказуемым деяниям, то, как представляется, по этой статье суды могут квалифицировать и призывы к деяниям, не запрещенным Уголовным кодексом РФ. Иначе говоря, проблема ст. 280 УК РФ, предусматривающей ответственность в том числе за призывы к не запрещенным уголовным законом действиям, в полной мере распространяется и на ст. 280.1 УК РФ. Помимо этого, действиями, направленными на нарушение территориальной целостности РФ могут являться не только преступления, но и приготовление к ним, в результате чего призывы к этим действиям будут по сути приготовлением к приготовлению. Такое расширенное толкование представляется недопустимым.

Кроме того, в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» сказано, что к экстремистской деятельности относится насильственное изменений основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Представляется, что условие «насильственное» относится к нарушению целостности также как и к изменению основ конституционного строя.

В связи с этим формулировку диспозиции статьи 280.1 предлагается изменить на следующую: «Публичные призывы к насильственному нарушению территориальной целостности Российской Федерации».

Таким образом, публичные призывы в рамках ст. 280.1 УК РФ будут ограничены лишь призывами к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278 УК РФ).

Кроме того, представляется целесообразным поместить данную статью после ст. 278 УК РФ, поскольку это в большей степени соответствует характеру публичных призывов к насильственному нарушению территориальной целостности РФ.

В специальной литературе отмечается, что нарушение территориальной целостности может иметь три формы: 1) распад государства на два или большее число государств; 2) отделение от государства части его территории и образование самостоятельного государства; 3) отделение от государства части его территории и присоединение ее к другому государству. При этом приращение части территории государства не рассматривается как нарушение ее территории 175 . То есть призывы в рамках ст. 280.1 УК РФ могут быть к насильственному распаду государства на два или большее число государств, насильственному отделению от государства части его территории и образованию самостоятельного государства и насильственному отделению от государства части его территории и присоединению ее к другому государству. Таким образом, под действие данной статьи не будут подпадать призывы к приготовлению к преступлениям, направленным на нарушение территориальной целостности. Помимо этого, не будут подпадать под действие этой статьи и призывы к ненасильственному нарушению территориальной целостности, например, призывы к противоправному изменению Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ), которое экстремистской деятельностью не является и, как известно, может быть выполнено путем простого перемещения пограничного знака, максимальное наказание за которое в настоящий момент не превышает 2-ух лет лишения свободы.

В качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления законодатель выделил призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Понятие средств массовой информации было рассмотрено в предыдущем параграфе. Несмотря на то, что формулировка квалифицированного состава несколько отличается от формулировки ч. 2 ст. 280 УК РФ, представляется, что их смысл одинаков.

Литература:

    Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №433-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6998.

    Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 259-260.

    Можегова А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук. - М., 2015.- 169 с.

Согласно официальной статистике, с момента появления в Уголовном кодексе статьи 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) по ней вынесли шесть обвинительных и ни одного оправдательного приговора. Одного из обвиняемых признали невменяемым и приговорили к принудительному лечению.

Статья 280.1 вступила в силу в мае 2014 года, первые приговоры по ней суды вынесли в 2015 году. Первая часть статьи предусматривает ответственность за «публичные призывы» к сепаратизму, максимальное наказание - до четырех лет лишения свободы. Вторая часть - за «публичные призывы с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть интернет)», максимальное наказание - до пяти лет лишения свободы.

Из осужденных в 2015 году один человек был приговорен к штрафу в размере 30 тысяч рублей - это карельский депутат Владимир Заваркин, на которого дело по части 1 статьи 280.1 после выступления на оппозиционном митинге.

Большинству обвиняемых по статье 280.1 вменяют часть 2: их судят за посты или репосты в социальных сетях. В 2015 году по части 2 статьи 280.1 приговорили четверых: одного из осужденных - к реальному лишению свободы, одного - к лишению свободы условно, двоих признали виновными, но освободили от наказания по амнистии. Один человек - челябинец Алексей Морошкин, писавший про независимую Уральскую республику, - по решению суда в психиатрическом стационаре.

Как правило, помимо статьи 280.1 подсудимым вменяют и другие «экстремистские» статьи, а наказание выносят по совокупности этих обвинений. Так, осужденная за призывы к сепаратизму кубанская активистка Дарья Полюдова обвинялась также в призывах к экстремизму (части 1 и 2 статьи 280 УК) и два года колонии-поселения. Татарский националист Рафис Кашапов, к трем годам колонии за публикацию «ВКонтакте» о войне на востоке Украины, обвинялся в разжигании ненависти и вражды (часть 1 статьи 282 УК). Инженеру из Твери Андрею Бубееву, на два года колонии-поселения за репост статьи публициста Бориса Стомахина, вменяли призывы к экстремистским действиям (часть 1 статьи 280 УК).

В ноябре 2016 года Пленум Верховного суда принял постановление, в котором в очередной раз разъяснил, как рассматривать дела террористической и экстремистской направленности. Среди прочего, суд подчеркнул, что вменять статью 280.1 Уголовного кодекса следует даже в тех случаях, когда обвиняемые не склоняли никого конкретно ни к каким насильственным действиям или преступлениям.

«Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ), следует отличать от подстрекательства к преступлениям, посягающим на территориальную целостность государства (например, от подстрекательства определенного лица к вооруженному мятежу с целью нарушения территориальной целостности Российской Федерации). Публичные призывы, предусмотренные статьей 280.1 УК РФ, не должны быть направлены на склонение определенных лиц к совершению конкретных уголовно наказуемых деяний», - говорится в постановлении Пленума.