Юридическая коллизия. Понятие и виды юридических коллизий

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

20.3 Коллизии норм права и нормативных актов

Коллизии норм права и нормативных актов

Наибольшую разработку в юридической литературе получили коллизии норм права. Была предложена следующая классификация коллизий норм права: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные), содержательные (проф. Н. А. Власенко).

Темпоральные коллизии имеют в виду расхождение норм во временны?х пределах. Они возникают в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания. Чаще всего эти коллизии возникают из-за ошибок в юридической технике: принята новая норма права, а ранее действовавшая не отменена. Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, установленное еще римскими юристами, согласно которому позже принятая норма права отменяет ранее действовавшую (если они одинаковой юридической силы).

Пространственные коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих границах; они возникают между нормами, действующими в разных пространственных пределах. Вместе с тем общественные отношения, регулируемые этими нормами, имеют разные пределы с этими нормами, т. е. происходит несовпадение границ отношения и границ действия норм (отношения собственности, наследование и др.).

Иерархические коллизии есть несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются также на основе правила, разработанного римскими юристами, которые отдавали предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы.

Данного вида коллизии возникают в одном пространстве и в одно и то же время между нормами одинаковой юридической силы. Но различие между ними состоит в объеме регулирования. Общая норма призвана регулировать общественные отношения в целом, а специальные нормы - подвид или часть этих отношений. Специальная норма делает как бы изъятие отдельных обстоятельств из действия общей нормы.

Для преодоления этого вида коллизий существует правило: специальная норма отменяет действие общей нормы. Однако данное правило применяется в отношении норм одной отрасли права, поскольку они имеют один и тот же предмет правового регулирования.

Среди коллизий названных видов особенно негативный характер приобретают коллизии между законами и подзаконными актами, в том числе использование законозаменяющего правотворчества.

Другая важная проблема - коллизии между федеральными актами и актами субъектов Федерации. И хотя Конституцией РФ закреплен приоритет федеральных актов перед актами субъектов Федерации (кроме актов по вопросам исключительной компетенции субъектов), тем не менее данного рода коллизии во многом носят политический характер, поэтому разрешаются главным образом путем переговоров и достижения компромиссов.

Другие виды коллизий разрешаются различными средствами, главные из которых - предписания коллизионного права. Коллизионные нормы играют роль своеобразных арбитров , однако само коллизионное право находится лишь в стадии формирования.

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

Приложение 1. Перечень некоторых нормативных правовых актов и норм здравоохранного права 1. Устав Всемирной организации здравоохранения.2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).3. Международный пакт о гражданских и политических

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой Кодекс РФ автора Законы РФ

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА КонсультантПлюс: примечание. По вопросу, касающемуся защиты прав юридических лиц и индивидуальных

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных

Из книги автора

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных

Из книги автора

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового

Из книги автора

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений Профессиональные союзы имеют

Из книги автора

13.5 Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права чаще всего не совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда

Из книги автора

3.2. Действие нормативных актов трудового права во времени Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.Закон или иной нормативный правовой акт,

Из книги автора

§ 7.2. Учет нормативных актов Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм,

На протяжении всей истории человечества нередко возникали то ссоры, то примирения, заключались определенные договоренности, вспыхивали конфликты. Бывали то войны, то мир. Но люди всегда стремились к поиску способов предотвращения, а также устранения всяческих противоречий.

Особенно актуальна эта тема в отношениях межгосударственных и внутри страны, ведь ухудшение обстановки всегда болезненно. И это касается не только государства, но и населяющего его народа. Непременными участниками таких отношений всегда были правовые акты и право. Во все времена они играли роль судьи и арбитра, выступая средством согласования интересов.

Возникновение правовых противоречий

В настоящее время в РФ наблюдается динамичное развитие федеральных отношений. Это означает то, что субъекты государственности обладают правом создания собственного законодательства. Однако нередко возникают такие ситуации, когда региональные акты, которые имеют высшую юридическую силу, противоречат самой конституции России, а также ее федеральным законам. Разногласия иногда возникают даже между нормами одного акта.

Коллизия в праве

В современном мире проблема, касающаяся юридических противоречий, значительно обострилась. Это произошло из-за появления большого количества Коллизии в праве являются наиболее значимой проблемой для науки о государстве, ведь их появлению содействуют многочисленные законы РСФСР, действующие до настоящего времени.

Коллизия - что это понятие означает? Это расхождения, которые существуют между определенными нормативно-правовыми документами, регулирующими смежные либо одни и те же отношения в обществе. Понятие коллизии касается и тех противоречий, которые возникают при применении своих полномочий должностными лицами или компетентными органами.

Причины появления

Законодательство России является многоотраслевым и весьма сложным иерархическим образованием. В связи с этим нередко в правовых актах возникает коллизия. Что это может означать? Это существующее разночтение или нестыковка в нормативно-правовых документах. Причина возникновения данных противоречий кроется в несогласованности конкурирующих институтов и норм, применяющих различные подходы к решению одного и того же вопроса.

Коллизии в праве - нередкое явление современной России. Дело в том, что в последние годы произошло значительное обновление законодательства РФ. Оно увеличилось в количественном выражении, однако до сих пор остается несовершенным и проблемным, не успевая за быстротекущими общественными процессами. Чтобы обеспечить разрешение коллизий, требуется постоянная корректировка законов, их приведение в соответствие с существующими реалиями жизни и с международными стандартами.

Вред возникающих противоречий

Коллизии, существующие в юридической сфере, препятствуют слаженной и нормальной работе всей правовой системы. Нередко эти противоречия приводят к ущемлению прав граждан. Кроме того, коллизии мешают проводить эффективное Они отражаются на состоянии законности. Сказываются коллизии на и на правосознании общества.

Существующие в законодательстве противоречия становятся препонами при применении права. Иногда на один случай разрабатывается несколько актов, нормы которых находятся между собой в разногласии. В такой ситуации у исполнителя появляется предлог просто их игнорировать. И эта возможность считается вполне легальной.

Вред коллизий выявляется и в переводе многих в надзаконные. Именно поэтому предупредить и локализовать эти аномалии крайне важно.

Примеры существующих правовых противоречий

Разумеется, идеального и совершенного законодательства ни в одной стране мира не существует. Правовые основы любого государства неизбежно содержат определенные пробелы и коллизии. В России таких противоречий особенно много. Дело в том, что страна проходит этап сложных социально-экономических преобразований. В такой ситуации юридические нормы просто не успевают оформлять, регулировать и закреплять общественные отношения.

Коллизии, примеры которых в РФ многочисленны, заключены в нормах федеральной конституции и федеративного договора. Существуют противоречия между новым Гражданским кодексом и ранее принятыми законодательными актами в сфере хозяйственных и имущественных отношений.

Юридические коллизии в конституционном праве наблюдаются и между положениями конституции РФ и конституциями, уставами, законами и указами федеральных субъектов. Огромное количество неувязок наблюдается в местном и ведомственном правотворчестве.

Одним из пробелов действующего законодательства является право президента страны. Он, без всяких объяснений и поводов, может отправить действующее правительство в отставку. Конституция РФ подробно описывает права и полномочия президента. При этом главный не говорит о его ответственности и обязанностях

Виды юридических противоречий

Коллизии в праве по своему содержанию весьма разнообразны. Именно поэтому их подразделяют на шесть видов. Принадлежность того или иного противоречия к определенной группе зависит от его остроты, иерархии, характера, отрасли, социальной направленности и способов разрешения.

Разделяют следующие виды коллизий:

Между нормами права или законодательными актами;
- пробелы правотворчества (дублирование, бессистемность, взаимоисключающие нормы);
- противоречия в правоприменении (несогласованность в управленческих действиях и разнобой в практической реализации);
- разногласия статусов и полномочий должностных лиц и государственных органов;
- противоречия в целях, которые преследуют законодательные акты различных уровней;
- неувязки международного и национального права.

Методы разрешения юридических противоречий

Правовые пробелы устраняются при применении конкретных средств, приемов и механизмов. Все это - способы разрешения коллизий. Каждый конкретный зависит от вида существующего противоречия.

Есть наиболее распространенные способы, при помощи которых в законодательстве разрешаются юридические коллизии. Среди них следующие:

Принятие нового правового акта;
- толкование спорных позиций;
- отмена устаревшего законодательного документа;
- внесение уточнений или изменений в действующие правовые акты;
- судебное, арбитражное или административное;
- развитие переговорного процесса с целью гармонизации юридических норм;
- конституционное правосудие;
- международные процедуры;
- оптимизация взаимосвязи практики и теории.

Практическое разрешение правовых противоречий

Существуют определенные правила, которые применяются должностными лицами и соответствующими органами в том случае, если в законодательстве обнаружена коллизия. Что это за правила?

1. В том случае, если противоречия возникли между актами, принятыми по определенному вопросу одним и тем же органом, но в разное время, руководствуются последним из них.
2. Если принятие коллизионных документов не различается по времени, то используется тот, который обладает большей юридической силой. Примером тому могут быть закон и указ. В данном случае за основу берут принцип иерархии.
3. В случае расхождения специального и общего акта одного уровня применяются положения первого, а если разных уровней, то второго.

Кто обладает правом устранения проблемы?

В Конституции предусмотрено право президента страны на приостановление действия правовых актов, изданных исполнительными органами, если в них обнаружены разногласия с федеральными законами, международными обязательствами государства или влекущие за собой нарушение свобод и прав человека. Это решение действует до окончания судебного разбирательства

Легальна и процедура, когда снимается коллизия. Что это означает? Если президент наложил вето на определенный закон, то оно снимается при принятии такого решения большинством голосов, отданных представителями обеих палат в Федеральном Собрании.

Особая роль в разрешении юридических противоречий отводится Конституционному Суду. Это самый высокопрофессиональный и авторитетный уровень для рассмотрения спорных ситуаций.

Как бы там ни было, любая коллизия должна быть устранена правовым путем, без применения силы. Противоречия для полного искоренения проблемы надлежит разрешать цивилизованным и законным способом.

Правовые коллизии - это составная часть конфликтологии, которая представляет собой новое направление в науке и новую дисциплину в политологии и правоведении. Ранее в России данная проблема исследованиям не подвергалась. Только в постсоветский период ею все больше и больше стали интересоваться ученые. На сегодняшний день можно смело говорить об определенных достижениях, которые имеются в разработке теории различных противоречий, существующих в современном обществе.

Актуальность

Юридические коллизии требуют обязательного разрешения, ведь они подрывают стабильность общества, основы его порядка, деформируют правосознание и создают и критические ситуации. Именно поэтому разногласий желательно не допускать и заниматься их профилактикой. Но при возникновении пробелов в законодательстве их важно своевременно устранять существующими для этого процедурами и механизмами.

Латинский термин collisio в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов . Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. М.В. Баглай называет коллизиями противоречия между нормами, С.С. Алексеев - столкновение актов в связи с их действием на той или иной территории, с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов .

Ю.А. Тихомиров дает такое определение: юридическая коллизия есть противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. По мнению Ю.А. Тихомирова, предлагаемая им формулировка юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления . Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но из единственной и универсальной становится одним из аспектов понятия. Юридическая коллизия выражается:

* в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в право-понимании;

* столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративном аспектах;

* неправомерных действиях внутри механизма публичной власти между государственными и иными институтами и органами;

* расхождениях между нормами иностранных законодательств;

*спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.

Коллизионная норма - норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера, либо какой нормативный акт подлежит применению при внутригосударственном юридическом конфликте (коллизии). Коллизионная норма может также устанавливать принцип разрешения конфликта между национальным и международным правом. Различные коллизионные нормы содержатся в международных договорах, (например, в договорах о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам), и в национальном законодательстве государств, образуя в совокупности коллизионное право.

Коллизионное право в международных отношениях - совокупность правовых норм, разрешающих коллизии между законами различных государств («внешнее» коллизионное право) или нормативными актами одного государства («внутреннее» коллизионное право). «Внешнее» коллизионное право входит в состав международного частного права.

Коллизия нормативных правовых актов - это противоречие (столкновение) друг другу двух и более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия разрешается путём выбора того нормативного акта, который должен быть применён к рассматриваемому случаю. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.

При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие.

Правила разрешения коллизий правовых норм:

1) если обнаружено противоречие между нормой республиканского и местного акта, то необходимо применять норму республиканского акта;

2) если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

3) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая позднее введена в действие;

4) в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная норма;

5) нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений;

6) международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед её законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона;

7) Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики .

Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.

Для применения нормативных правовых актов, вступивших в силу, не требуется каких-либо дополнительных указаний.

Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения.

Юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

В законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.

Существует множество причин появления коллизий. Одни из них носят объективный характер, другие - субъективный.

Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования.

Субъективные причины обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные причины возникают также в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.

Способы разрешения юридических коллизий и меры их. Иногда называют коллизии между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.

В литературе исследуются главным образом, коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако существуют следующие виды коллизий:

* между нормами права:

Темпоральные (характеризуются расхождением норм во временных пределах);

Пространственные (обусловлены действием правовых норм в строгих территориальных границах);

Иерархические (отличаются несогласованностью норм разной юридической силы);

* между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами. Коллизии между законами и подзаконными актами носят массовый характер и причиняют наибольший вред интересам государства и граждан (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;

* компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;

* при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;

* актов толкования;

* юридических процедур;

* между национальным и международным правом.

В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий:

* принятие нового акта взамен коллизирующего акта;

* отмена одного из противоречащих друг другу актов;

* внесение изменений или уточнений в действующие акты;

* разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;

* судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;

* судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;

* систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

* обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;

* согласительно-примирительные процедуры;

* временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица;

* оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

* международные процедуры .

К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:

* действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

* предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;

* систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;

* периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

* анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве;

* предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве .

Развитие общественной жизни настолько многообразно, противоречиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других средств разрешения и предотвращения юридических коллизий, адекватных сложившейся ситуации.

В итоге наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке - юридической конфликтологии, которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов. Но это уже другой вопрос.

Вернемся юридическая коллизия может послужить причиной, толчком к возникновению конфликтов. Нередко она служит побочным явлением, следствием другого конфликта, когда, например, экономические противоречия между федерацией и ее субъектами сопровождаются спорами о границах компетенции, объеме бюджетных, налоговых полномочий тех или других органов. И, наконец, юридическая коллизия часто выступает как один из элементов другой коллизии.

Все это необходимо учитывать на практике. И политикам, законодателям, предпринимателям, работникам правоохранительных органов, всем гражданам следует правильно оценивать природу противоречий, видеть пределы собственно юридических и иных действий.

Таким образом, функциональная содержательность юридических коллизий должна всегда учитываться во избежание поспешных оценок и действий. Общество и государство не могут не знать о причинах, направленности и путях разрешения разнообразных юридических коллизий. Здесь необходимы гласность и общественное мнение с опорой на закон.

Коллизии в праве – противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. В большинстве случаев они являются негативным явлением и требуют искоренения. Исключения составляют объективно неизбежные коллизии в международном частном праве.

Способы разрешения или устранения коллизий:

1. правотворчество (отменяются устаревшие, неконституционные и незаконные акты, производится систематизация законодательства, в сфере международного частного права возможна международная унификация частного права);

2. толкование закона (в особенности судебное толкование, как по конкретным делам, так и нормативное, как КС РФ, так и арбитражных судов и судов общей юрисдикции);

3. применение коллизионных норм.

Коллизионная норма отсылает к тому или иному нормативно-правовому акту, а в международном частном праве – к праву того или иного государства. Такие нормы могут быть закреплены в Конституции (например указы Президента не должны противоречить ФЗ). Коллизионные нормы международного частного права закреплены в части третьей ГК Существуют коллизионные нормы, которые нигде не закреплены (например, при противоречии старого и нового закона применяется более новый закон). Это правило вытекает из общих принципов права, в частности из того, что законодатель вправе изменить ранее изданный им закон.

В российском праве применяются следующие коллизионные нормы:

1. в случае противоречия любого нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней;

2. в случае противоречия любого нормативно-правового акта (кроме Конституции) международному договору применяются правила международного договора;

3. дальнейшая иерархия актов по их юридической силе на федеральном уровне следующая: ФКЗ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств;

4. юридическая сила актов субъектов РФ зависит от предметов ведения. Если акт принят по предметам исключительного ведения РФ, он не действует вообще. Если он принят по предметам совместного ведения, он действует, если не противоречит федеральным актам. Если он принят по предметам ведения субъекта РФ, преимущество имеет акт субъекта РФ (в Конституции они не перечислены, сюда относятся все вопросы, которые не отнесены к ведению РФ и к совместному ведению);

5. юридическая сила актов местного самоуправления также определяется в зависимости от предметов ведения;

6. при противоречии общего и специального акта, принятых одним органом, применяется специальный акт;



7. коллизии в международном частном праве разрешаются в соответствии с частью третьей ГК.

Общий принцип – диспозитивность: стороны в правоотношении с иностранным элементом вправе сами свободно избрать любое право если они этого не сделали, то право договора определяет закон, наиболее тесным образом связанный с правоотношением (в большинстве случаев это закон продавца). Есть и императивные нормы.

55. Понятие и виды форм (источников) права.

Существуют следующие источники права:

1. в идеальном смысле слова (правосознание);

2. в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);

3. в формальном смысле слова (формы права).

Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.

Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».



Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.

Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права:

1. оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

2. разрабатывает юридические термины и конструкции;

3. ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

4. определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Классификация коллизий норм права.

В юридической литературе принято выделять следующие разновидности коллизий норм права: темпоральные, иерархические, содержательные.

Темпоральные коллизии имеют в виду расхождение норм права во временных пределах. Они возникают в результате издания в разное время по одному, и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания.

Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, установленное еще римскими юристами, согласно которому позже принятая норма права отменяет ранее действовавшую.

Иерархические коллизии - это несогласованность норм разной юридической силы. Они появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания.

Данные коллизии разрешаются на основе правила, которое отдает предпочтение нормам более высокой юридической силы.

Коллизии данного вида возникают в одном пространстве, в одно и то же время и между актами (нормами) одинаковой юридической силы.

Но различия между ними состоят в объеме регулирования. Общая норма призвана регулировать общественные отношения в целом, а специальные нормы - подвид или часть этих отношений. Специальная норма делает как бы изъятие отдельных обстоятельств из действия общей нормы.

Для преодоления этого вида коллизий существует правило о том, что специальная норма отменяет действие общей нормы права.

Среди коллизий названного вида особенно негативный характер приобретают коллизии между законами и подзаконными актами.

Другая важная проблема заключается в коллизии между федеральными актами и актами субъектов федерации.

Эти коллизии носят главным образом политический характер, поэтому разрешаются путем переговоров, достижения компромиссов.

Способы устранения коллизий. Коллизии разрешаются разными способами. Одним из главных являются коллизионные нормы . Они играют роль своеобразных арбитров, отдавая предпочтение одним нормам по сравнению с другими. Однако формирование коллизионного права еще только начинается.

Другой радикальный способ устранения коллизий - судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное, арбитражное, третейское правосудие. Данный способ считается одним из эффективных, так как судебные решения носят императивный характер, общеобязательны.

Важное средство разрешения коллизий - судебные толкования . Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д.

В качестве средства разрешения юридических коллизий может служить законодательное закрепление возможности обжаловать те или иные акты в судебном или административном порядке. Целям устранения коллизий служит и опротестование актов органами прокуратуры.

К средствам разрешения коллизий относятся и согласительно - примирительные процедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях сторон.

Иногда в качестве средства разрешения коллизии предлагают введение временных или специальных режимов. Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономическая блокада, режим чрезвычайного положения и др.

Меры для предотвращения возникновения коллизий. К превентивным мерам можно отнести:

1) действие субъектов строго в границах конституционных установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

2) предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий законодательства;

3) систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;

4) периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованности норм и других коллизий;

5) анализ эффективности нормативных правовых актов для установления коллизии в праве;

6) предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, позволяющее предотвратить её.

Контрольные вопросы:

1. Какие признаки определяют правоотношение как особую форму общественных отношений? Дайте определение понятия «правоотношение» и раскройте её структуру.

2. Что представляют собой предпосылки возникновения правоотношений? Какие условия можно отнести к общим предпосылкам возникновения правоотношений?

3. Охарактеризуйте юридические предпосылки возникновения правоотношений. Какие существуют виды правоотношений?

4. Определите соотношение понятий норма права» и «правоотношение».

5. Что представляют собой юридические факты? Классифицируйте юридические факты по различным основаниям.

6. Что означает наличие правосубъектности у каждого субъекта правоотношения? Назовите составляющие элементы правосубъектности физических лиц.

7. Дайте характеристику правоспособности и дееспособности физических лиц. Какие существуют виды дееспособности?

8. В чем заключается деликтоспособность физических лиц?

9. Какие можно выделить виды правосубъектности?

10. Что представляет собой содержание правоотношения? В чем состоит различие между юридическим и фактическим содержанием правоотношения?

11. Что представляет собой реализация права? Какие существуют формы реализации права?

Список литературы :

1. Головистикова Е.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. - М., Изд-во Эксмо, 2005. С. 513 - 535.

2. Масюкевич О.П. Теория государства и права. – М., 2002. С. 215 - 232.

3. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 418 - 439.

4. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М: Юрайт-Издат, 2005. С. 495 - 517.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 419 - 435.

6. Учебно-методические разработки по курсу «Теория государства и права» (для слушателей очного отделения факультета таможенного дела). М.: РТА, 2004.

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 2003. С. 306 - 328..