Банковское право (). Банковское право Банковское право понятие банковской системы

Банковское право как отрасль права входит в единую систему российского права и, в свою очередь, представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач и функций. Как и всякая система, банковское право имеет свое внутреннее строение, свою структуру, т.е. состоит из множества составных элементов (частей) и взаимосвязей между ними.

Для понимания структуры банковского права необходимо четко представлять себе его отличия по ряду признаков от гражданского, уголовного и административного права, которые хотя и являются первичными отраслями по отношению к нему, но структурно менее сложны и по содержанию в известной степени более одно­мерны, чем банковское право. Действительно, общественные от­ношения, регулируемые этими отраслями права, отличаются одно­родностью и постоянством. Поэтому при их изучении и постро­ении системы подлежит решению сравнительно простая задача классификации правовых норм на две большие группы: нормы-де­финиции и нормы-принципы, составляющие Общую часть отрас­ли; рабочие нормы, образующие Особенную часть. Поэтому уго­ловное и гражданское право давно кодифицированы, и по этим отраслям подготовлены кодексы, отличающиеся многовековой ло­гической обработанностью и высоким уровнем литературной шли­фовки 1 .

В отличие от гражданского, уголовного и административного права банковское право регулирует общественные отношения, хотя и складывающиеся в процессе осуществления банковской де­ятельности и функционирования банковской системы, но отли­чающиеся друг от друга по своей юридической природе. Сюда от­носятся организационные и экономические, вертикальные и гори­зонтальные, регулятивные и охранительные отношения. В связи со сказанным кодификация банковского права на данном этапе явля­ется весьма сложной задачей.

1. Норма банковского права

Первичными элементами структуры банковского права, опре­деляющими его исходное подразделение, являются отдельные нор­мативные юридические положения (нормы, предписания), регули­рующие банковскую деятельность, построение, функционирова­ние и развитие банковской системы России.

Норма банковского права представляет собой общее правило, предназначенное для определенного круга лиц (обязательных субъ­ектов банковской деятельности и клиентов кредитных организа­ций) и рассчитанное на неоднократное применение. Общий харак­тер правила, содержащегося в правовой норме, предполагает регу­лирование не какого-то единичного отношения, а типичных, по­вторяющихся отношений.

Внутри единой системы банковского права правовые нормы группируются в различные правовые институты и субинституты.

2. Институт банковского права

Институт банковского права - это взаимосвязанная и взаимо­обусловленная совокупность правовых норм, регулирующих от­дельные виды однородных общественных отношений (или их однородные стороны) внутри отрасли права. Единство и разграни­чение институтов банковского права обусловлено единством и раз­личиями отдельных регулируемых ими видов общественных отно­шений. Так, в банковском праве существуют такие правовые ин­ституты, как институт банковского счета, институт банковского вклада, институт банковской тайны, институт безналичных денег и т.д.

Юридическим критерием обособления той или иной совокуп­ности норм в конкретный правовой институт служат, как известно, три признака:

1) юридическое единство правовых норм, которое характеризу­ется общими положениями, правовыми принципами, совокупнос­тью используемых правовых понятий, единством правового режи­ма и т.п.;

2) полнота регулирования определенной совокупности общест­венных отношений. Правовой институт включает в себя различные
виды правовых норм: дефинитивные, управомочивающие, обязы­вающие, запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе
содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений, и вследствие этого является
уникальным, выполняет только ему присущие функции и не дуб­лируется другими структурными компонентами системы права;

3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других
нормативных правововых актов 1 .

Следует отметить, что в банковском праве существует своеоб­разная иерархия правовых институтов, что отражает сложный, многоуровневый характер этой комплексной отрасли. Отдельные институты банковского права по обособленности предмета и обу­словленной ею специфичности (по своему назначению, содержа­нию, форме) могут охватывать правовые нормы, регулирующие от­ношения, являющиеся одновременно предметом нескольких дру­гих институтов. Так, институт безналичных денег содержит право-вовые нормы, которые регулируют также общественные отноше­ния, складывающиеся по поводу таких правовых институтов как институт банковского счета, институт банковского вклада и др. Точно так же институт банковской тайны перекрещивается с таки­ми институтами, как институт банковского вклада, институт бан­ковского счета и др.

Особенности отдельных правовых институтов банковского права, в свою очередь, предопределяют их внутреннюю структур­ную дифференциацию и обусловливают существование в рамках конкретного института соответствующих правовых субинститутов. Так, институт кредитной организации подразделяется на следую­щие субинституты: банк, небанковская кредитная организация, иностранный банк; институт банковской тайны подразделяется на субинституты банковской тайны юридических лиц, банковской тайны физических лиц, банковской тайны предпринимателей без образования юридического лица и т.д.

Порядок расположения правовых норм, институтов и субинсти­тутов внутри отрасли банковского права зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими общественных отношений и носит объективный характер.

В отличие от гражданского, трудового, уголовного и других от­раслей права в банковском праве в связи со сравнительно неболь­шим его объемом (имеется в виду число банковских законов) и значительной степенью нормативной консолидированности от­сутствует такой компонент структуры отрасли права, как подот­расль, но это никоим образом не принижает его значения, так как подотрасль в отличие от правового института не служит обязатель­ным элементом каждой отрасли права 1 .

Таким образом, структура банковского права представляет собой объективно обусловленное системой общественных отношений, возникающих в процессе осуществления банковской деятельности, внутреннее его строение, объединение и расположение разнородных (в смысле отраслевой принадлежности) норм в определенной последо­ вательности, имеющее сложный, многоуровневый характер.

При этом, как справедливо отмечает С.С. Алексеев, «слож­ность, многоуровневость структуры права - показатель степени его институционнос т и и в связи с этим уровня его совершенства, его силы, регулирующих возможностей, социальной ценности» 2 .

3. Части банковского права

Внутренняя систематизация юридических норм и институтов банковского права, как каждой отрасли права, обусловлена мето­дологическим подходом к отбору критериев, по которым следует проводить классификацию этих норм и институтов.

Важнейшим критерием внутриотраслевой систематизации яв­ляется необходимость учета того, что для банковского права, как и для любой другой отрасли российского права, характерно наличие норм, закрепляющих общие для нее принципы, идеи и положения, и норм, регулирующих отдельные виды отношений, составляющих ее предмет. В связи с этим с точки зрения теории и практики пред­ставляется целесообразной группировка норм в наиболее крупные подразделения, которыми являются части. Российское банковское право состоит из двух частей - Общей и Особенной.

В Обшую часть входят институты и нормы банковского права, содержащие положения, которые применимы при регулировании всех или значительной группы институтов Особенной части, и, сле­довательно, сюда относятся институты и нормы, закрепляющие основные принципы, правовые формы и методы осуществления банковской деятельности и ее регулирование со стороны государ­ственных органов, организационно-правовое построение банков­ской системы РФ, основные черты правового положения кредит­ных организаций и их клиентов и т.д. Общая часть банковского права служит объединяющим началом для всех остальных норм, выражает общность целей и задач их объединения в отрасль права.

При этом наряду с нормами других правовых отраслей (первич­ных по отношению к отрасли банковского права), содержащимися в банковском праве в силу его комплексного характера, Общая часть рассматриваемой отрасли права включает в себя и специфи­чески «банковские» положения, которых нет ни в одной другой отрасли. Сюда прежде всего относятся нормы, называемые с уче­том их функциональной роли исходными (отправными, учреди­тельными) нормами.

К исходным нормам банковского права относятся прежде всего нормы-дефиниции, которые хотя и не являются непосредственно регулятивными, но носят правовой характер, так как устанавлива­ют общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуют в сис­темной связи и единстве с нормами - правилами поведения, дета­лизируются и реализуются через них 1 . В качестве примера в данном случае можно привести дефиниции таких понятий, как «кредитная организация», «банк», «банковская система» и др.

Общая часть банковского права позволяет обеспечить необхо­димое единство правового регулирования общественных отноше­ний, возникающих в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России.

Нормы Общей части банковского права конкретизируются в его Особенной части, куда входят институты, имеющие узкоцелевое значение в силу специфики их объекта. При этом соответствующие правовые институты внутри Особенной части банковского права группируются в более крупные структурные подразделения - раз­делы. Таким образом, в Особенную часть входят разделы, в которых сгруппированы институты и нормы, регулирующие отношения в области:

1) операций по привлечению банковских ресурсов:

Институт банковского вклада;

Институт страхования вкладов;

Институт банковского счета;

Институт эмиссии банками собственных ценных бумаг;

2) расчетных правоотношений;

3) операций по размещению собственных и привлеченных средств:

Институт банковского кредита;

Институт лизинга;

Институт коммерческого кредита;

Институт залога;

Институт факторинга;

4) валютных операций:

Институты «иностранная валюта» и «валютные ценности»;

Институт валютного контроля;

Институт корреспондентских отношений с иностранными банками;

Институт расчетов в иностранной валюте;

5) учета и отчетности банков;

6) налогообложения банковской деятельности.


Теоретическая обоснованность структуры банковского права,ее системное построение на основе объективно складывающихся общественных отношений предполагают наиболее правильное применение соответствующих юридических норм и, значит, со­действует укреплению законности и правопорядка в сфере бан­ковской деятельности и выполнению банковским правом актив­ной роли.

Согласно устоявшейся в теории права позиции, деление права на отрасли осуществляется на основании и при одновременном использовании двух критериев: а) предмет правового регулирования (материальный критерий); б) метод правового регулирования (юридический критерий).

Предмет правового регулирования – это круг общественных отношений, на который воздействуют нормы той или иной отрасли права. К таким отношениям относятся не любые, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

  • 1) являются качественно однородными по своей природе, что позволяет отнести их к одной классификационной группе;
  • 2) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;
  • 3) допускают по своим свойствам возможность их государственно-правового (внешнего) регулирования;
  • 4) существует объективная потребность в таком регулировании .

В банковском праве при определении его предмета используются преимущественно следующие подходы.

1. А. Г. Братко полагает, что предмет правового регулирования в банковском праве составляют только отношения между ЦБ РФ и кредитными организациями по поводу банковской деятельности и в связи с регулированием банковских операций, т.е. те отношения, в рамках которых осуществляются банковское регулирование и банковский надзор. С позиций названного автора предмет правового регулирования – это отношения внутри банковской системы по поводу денежного обращения, организации и функционирования кредитных организаций, совершения банковских операций и сделок. Одним из субъектов этих отношений всегда является Банк России .

Такой подход вызывает обоснованную критику, как "весьма ограниченный", находящийся "в плену" банковской системы . В частности, в литературе отмечается, что "государственное регулирование банковской деятельности имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, оно выражается в принятии органом государственной власти нормативных актов, устанавливающих основы организации и основные параметры банковской системы страны, статус субъектов и правовые режимы банковской деятельности, а также правила осуществления банковской деятельности. С другой стороны, оно проявляется в реализации Банком России как субъектом банковской системы внутрисистемного регулирования от имени государства и в публичных интересах" . Поэтому государственное регулирование банковской деятельности нельзя сводить исключительно к внутрисистемному регулированию: последнее хотя и составляет основу банковского регулирования, но не является единственным .

  • 2. Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин, А. М. Экмалян придерживаются позиции, в соответствии с которой "предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства" .
  • 3. О. М. Олейник в предмете банковского права выделяет две группы общественных отношений: а) отношения, возникающие в процессе создания банковской системы;
  • б) правоотношения с участием банков по поводу движения финансовых инструментов как средств обращения, сбережения и как товара .
  • 4. Д. Г. Алексеева определяет предмет банковского права как общественные отношения, возникающие между участниками банковской системы по поводу осуществления банковской деятельности, в частности:
    • – отношения, связанные с осуществлением банковской деятельности;
    • – отношения, связанные с определением правового статуса участников банковской системы;
    • – отношения, возникающие в процессе государственного регулирования банковской деятельности .
  • 5. По мнению А. А. Тедеева, предмет банковского права составляют общественные отношения, которые возникают в сфере банковской деятельности и формируются в процессе функционирования банковской системы РФ . Он выделяет шесть групп таких отношений:
    • – властные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы;
    • – отношения, возникающие в процессе функционирования банковской системы РФ;
    • – отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности;
    • – отношения по банковскому надзору;
    • – отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;
    • – отношения по привлечению к ответственности за правонарушения в сфере банковской деятельности.
  • 6. Я. Л. Гейвандов отмечает, что "поскольку банковскую систему России образуют два основных институциональных элемента: государственный и предпринимательский, можно высказать предположение, что в широком смысле существует два основных уровня, или направления, банковской деятельности:
  • 1) государственная публично-правовая банковская деятельность, осуществляемая Банком России, которая формально может иметь гражданско-правовые формы, но при этом не приобретает частноправового содержания. Это направление банковской деятельности не имеет и не должно иметь коммерческого характера, а следовательно, извлечение прибыли в качестве основной цели;
  • 2) частная (предпринимательская, коммерческая) банковская деятельность, которая, в свою очередь, может приобретать публично-правовые формы и признаки, но при этом всегда основана на договоре банковского счета и вытекающих из его реализации частноправовых отношениях с клиентами либо на иных договорах, направленных на возникновение и осуществление банковских операций и банковских сделок" .
  • 7. А. Я. Курбатов полагает, что предмет банковского права составляют банковские отношения, которые делятся на две группы: а) горизонтальные (гражданско-правовые отношения кредитных организаций с клиентами, между собой, а также с Банком России) и б) вертикальные (отношения, складывающиеся при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций, а также при управлении банковской системой Банком России) .
  • 8. Представители кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии придерживаются взглядов на банковское право как на комплексное образование, сочетающее нормы публичного и частного права. По их мнению, предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в сфере банковской деятельности. Данные отношения складываются между субъектами банковской деятельности, между последними и Банком России, а также органами государственного и местного управления .

Обращает на себя внимание тот факт, что общим для всех описанных подходов является выделение неразрывной связи банковских отношений с банковской деятельностью, что вызывает необходимость анализа указанной категории.

Существенным пробелом банковского законодательства является отсутствие легального определения банковской деятельности как в Законе о банках, так и в других нормативных актах . Между тем теоретическое определение понятия "банковская деятельность" имеет важное практическое значение в силу как минимум двух причин: 1) необходимости создания специального субъекта – кредитной организации и получения лицензии на занятие такой деятельностью; 2) наличия уголовно-правового запрета на занятие незаконной банковской деятельностью, под которой в ст. 172 УК понимается осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.

При первых попытках дать определение рассматриваемому понятию мы приходим к следующим простым выводам:

а) банковская деятельность – это деятельность, т.е. особая форма активности, имеющая своим содержанием целесообразное изменение внешнего мира ; б) указанной деятельностью вправе заниматься в силу ст. 1 Закона о банках только банки и небанковские кредитные организации, которые являются коммерческими организациями; поэтому в) банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности, следовательно, на нее распространяются все признаки последней, а именно: самостоятельность, систематичность, направленность на извлечение прибыли, рисковый характер, легальность, профессионализм .

Необходимо отметить, что в отечественном законодательстве отсутствует четкий критерий систематичности для определения не только предпринимательской и банковской, но и иных видов профессиональной деятельности.

Зачастую "систематически" трактуется как "два и более раза", что означает отождествление систематичности и неоднократности. Однако это нельзя признать оправданным, поскольку законодатель в легальном определении предпринимательской деятельности четко записал: не "неоднократно", а именно "систематически". Следовательно, банковскую деятельность нельзя трактовать как осуществление два и более раза банковских операций. Необходимы более четкие экономические критерии. В этой связи определенный интерес представляет используемое в банковском праве Швейцарии нормативно закрепленное "правило 20", согласно которому систематическое осуществление банковской деятельности означает привлечение более 20 вкладов от населения на постоянной основе (п. 2 ст. За постановления от 17 мая 1972 г. "О банках и сберегательных кассах" . Число "20" рассматривается как минимальное количество вкладов, которое должна привлечь организация для того, чтобы на нее распространилось действие федерального закона Швейцарии от 8 ноября 1934 г. "О банках и сберегательных кассах" I Bundesgesetz über die Banken und Sparkassen] , причем это число является экономически обоснованным .

Более пристальный взгляд на ст. 1 Закона о банках выявляет неразрывную связь рассматриваемого понятия с понятием "банковские операции", под которыми следует понимать перечисленные в ч. 1 ст. 5 Закона о банках юридически значимые действия, совершаемые кредитными организациями в процессе своей деятельности в предусмотренной законом или договором форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о банках к банковским операциям относятся:

  • 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • 2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • 4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков- корреспондентов, по их банковским счетам;
  • 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • 8) выдача банковских гарантий;
  • 9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) .

Банковским операциям присущи следующие признаки:

  • – они носят длящийся характер, т.е. осуществляются постоянно;
  • – субъекты операций находятся в неравном юридическом положении;
  • – в значительной степени банковские операции обладают свойством доверительности (вкладчик принесет деньги в банк только будучи уверенным, что последний по истечении определенного времени вернет сумму вклада; банк выдаст кредит заемщику, только если будет уверен в том, что заемщик погасит долг без просрочек);
  • – они производятся по стандартным правилам, существуют международные стандарты банковских операций;
  • – в силу последнего банковские операции нуждаются в единстве правового регулирования как на уровне национального законодательства, так и на уровне локальных актов банков .

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о банках кредитная организация помимо банковских операций вправе совершать следующие сделки:

  • 1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • 4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
  • 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • 6) лизинговые операции;
  • 7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России. Корреспондентские отношения между кредитной организацией и Банком России осуществляются на договорных началах. Кредитные организации также вправе осуществлять переводы денежных средств в рамках платежных систем, соответствующих требованиям Закона о НПС.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

С учетом изложенного можно назвать следующие отличия банковских операций от сделок.

1. Специальный субъектный состав. Банковские операции имеют право осуществлять только специально уполномоченные субъекты – кредитные организации, Банк России, Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее – АСВ), Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее – банк развития), платежные агенты (операторы по приему платежей и платежные субагенты), банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты, а также коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией и осуществляющая функции центрального контрагента в соответствии с Законом о клиринге.

Перечень банковских операций ЦБ РФ закреплен в ст. 46 Закона о Банкс России. В него включено:

  • а) предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  • б) предоставление кредитов без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня;
  • в) купля-продажа иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;
  • г) расчетные, кассовые и депозитные операции;
  • д) выдача банковских гарантий;
  • е) иные банковские операции в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

В соответствии с п. 2 ст. 50.31 Закона о банкротстве кредитных организаций при осуществлении АСВ полномочий конкурсного управляющего счета кредитной организации в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве. На эти счета зачисляются денежные средства кредитной организации, поступающие в ходе конкурсного производства.

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона о банке развития при выполнении своих функций банк развития осуществляет следующие банковские операции:

  • а) привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов банка развития;
  • б) открывает и ведет банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов банка развития, корреспондентские счета в Банке России, кредитных организациях на территории РФ, иностранных банках и международных расчетно-клиринговых центрах;
  • в) размещает указанные в пункте "а" привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
  • г) осуществляет расчеты по поручению юридических лиц, в том числе участвующих в реализации проектов Банка Развития, включая банки-корреспонденты, но их банковским счетам;
  • д) осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • е) осуществляет инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, участвующих в реализации проектов банка развития;
  • ж) выдает банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов банка развития.

Деятельность но приему платежей физических лиц для оплаты товаров (работ, услуг), в том числе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также последующие расчеты с поставщиками таких товаров (работ, услуг) вправе в силу Закона о платежных агентах осуществлять операторы по приему платежей и платежные субагенты.

Оператор по приему платежей – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, заключившее с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный субагент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии со ст. 4 Закона о платежных агентах оператор но приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке.

Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц – платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре. Платежный субагент нс вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, – от имени поставщика и в соответствии с требованиями ст. 1009 ГК.

Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей на сумму, превышающую 15 тыс. руб.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Он также обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

  • 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
  • 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
  • 4) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций но специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Закона о НПС. Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты принимают от физических лиц и выдают физическим лицам наличные денежные средства, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, а также предоставляют клиентам электронные средства платежа и обеспечивают возможность использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств (подробнее см. § 6 гл. VIII).

Согласно ч. 10 ст. 13 Закона о банках коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией и осуществляющая функции центрального контрагента в соответствии с Законом о клиринге, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах при заключении на валютной бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента.

Сделки имеют право осуществлять наряду с вышеназванными субъектами иные юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.

2. Необходимость получения лицензии Банка России либо наличие прямого законодательного разрешения. Для осуществления банковских операций необходимо либо получить банковскую лицензию (ст. 13 Закона о банках), либо право проведения банковских операций за конкретным субъектом должно быть закреплено федеральным законом (ст. 46 Закона о Банке России, ст. 50.31 Закона о банкротстве кредитных организаций, ст. 3 Закона о банке развития, ст. 13.1 Закона о банках, ст. 4 Закона о платежных агентах).

Сделки по общему правилу осуществляются без лицензии. Иное может быть предусмотрено Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

3. Закрытый (исчерпывающий) перечень банковских операций. Перечень банковских операций, приведенных в законодательных актах, является исчерпывающим. Единственное исключение составляет ст. 46 Закона о Банке России, которая предусматривает право Банка России осуществлять иные банковские операции в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Перечень сделок носит открытый характер и базируется на норме ст. 421 ГК, устанавливающей принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

4. Банковская операция по своей правовой природе не является сделкой. Банковская операция – это фактическое действие, которое тем не менее влечет юридические последствия. Зачастую она осуществляется в рамках определенной сделки (договора) и является техническим исполнением сделки, т.е. направлена не на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, что свойственно сделке (ст. 153 ГК), а на исполнение обязательств по договору. Наглядный пример – заключение договора банковского счета (т.е. совершение сделки) является основанием к открытию банковского счета (п. 1 ст. 846 ГК). Открытие банковского счета – это техническое действие по внесению записи об открытии соответствующего лицевого счета в книгу регистрации открытых счетов кредитной организации. И наоборот, расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента (п. 4 ст. 859 ГК). Последний пример – иллюстрация возможности совершения банковской операции в отсутствие договора (когда договор банковского счета уже расторгнут).

Дополнительным аргументом в пользу того, что банковская операция не является сделкой, может служить ст. 46 Закона о Банке России, в которой банковские операции и сделки разделены. Разделены они и в ч. 3 ст. 5 Закона о банках, в которой закреплено, что кредитная организация помимо перечисленных в ч. 1 банковских операций вправе осуществлять приведенные в ч. 3 сделки. Нам могут возразить, что в названии ст. 5 указано: "Банковские операции и другие сделки кредитной организации". Однако название статьи не является нормой права, а потому нужно обращаться к диспозиции статьи, в которой как раз эти понятия разделены, причем без использования местоимения "другие".

Очевидно, в приведенных нормах законодатель не счел целесообразным говорить о "банковских и других сделках" кредитной организации или Банка России, а ввел понятие "банковская операция", отделив его от сделок. Исходя из принципа "бритвы Оккама", согласно которому новые понятия нужно вводить только когда уже существующие не могут адекватно отражать сущность вещей или процессов, нельзя не заметить, что законодатель не случайно, а вполне осознанно применительно к банковской деятельности использует понятие "банковская операция", а не "банковская сделка".

Отсюда вывод о невозможности признания банковской операции недействительной сделкой, поскольку § 2 гл. 9 ГК устанавливает основания недействительности именно сделок, а не операций. На основании § 2 гл. 9 ГК можно недействительным признать кредитный договор, но не выдачу кредита. Признание недействительным кредитного договора влечет необходимость совершения обратной по смыслу операции – возврат суммы кредита, или, если использовать бухгалтерскую терминологию, совершение своего рода "красного сторна" по кредитному договору.

На примере расчетных операций этот вывод подтвержден арбитражной практикой.

В Определении от 28.04.2007 № 2100/07 по делу № А13-14096/2005-17 коллекция судей ВЛС РФ указала: "Действующим гражданским законодательством и законодательством, регулирующим безналичные расчеты, не предусмотрена возможность признания в судебном порядке банковских операций недействительными как юридически значимых действий, производимых банковскими и иными кредитными учреждениями в рамках заключенных договоров банковского счета. При этом следует отметить, что банковские операции по списанию денежных средств с расчетного счета организаций и зачисление их па корреспондентский счет банка также не являются самостоятельными гражданско-правовыми сделками, в связи с чем они не могут быть оспорены в отдельном исковом производстве" .

Следовательно, для того чтобы банковскую операцию можно было оспорить (т.е., по сути, признать недействительной), на возможность такого оспаривания должно быть специальное указание в законе. Например, ст. 28 Закона о банкротстве кредитных организаций предусматривает возможность оспаривания нс только сделок, совершенных кредитной организацией до даты назначения временной администрации, но и действий, направленных на исполнение обязательств, и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством, процессуальным и другими отраслями законодательства РФ. Аналогичное правило закреплено в ч. 3 ст. 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Приведенные нормы законов потребовали конкретизации понятия "действия", в том числе с позиций отнесения либо неотнесения к ним банковских операций, что и было сделано Пленумом ВАС РФ в постановлении от 23.12.2010 № 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”". В постановлении разъяснено, что в понятие "действия" в процитированных нормах включаются, в частности, действия, являющиеся исполнением гражданско-правовых обязательств (в том числе наличный или безналичный платеж должником денежного долга кредитору), а также банковские операции, в том числе списание банком денежных средств со счета клиента банка в счет погашения задолженности клиента перед банком или другими лицами (как безакцептное, так и на основании распоряжения клиента).

Таким образом, банковские операции могут оспариваться не как сделки, а как действия, направленные на исполнение гражданско-правовых обязательств и публичноправовых обязательств и обязанностей .

  • 5. На банковские операции распространяется правовой режим банковской тайны. В силу ст. 26 Закона о банках информация о банковских операциях составляет банковскую тайну. Информация о сделках банковской тайной не является, по может относиться к коммерческой тайне в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
  • 6. Банковская операция по сути есть хозяйственная операция банка с денежными средствами в рублях и иностранной валюте, а также с драгоценными металлами, векселями, платежными и расчетными документами. Если проводить параллели, например, с поставкой товаров, то сделкой будет являться сам договор поставки товаров, а хозяйственными операциями – отгрузка товаров, приемка товаров по количеству, ассортименту и качеству, приходование товаров на склад. Аналогично при кредитовании сделкой является заключение кредитного договора, а банковскими операциями – размещение суммы кредита на банковский счет заемщика и последующее перечисление суммы кредита с начисленными процентами с банковского счета заемщика на корреспондентский счет банка при возврате кредита.
  • 7. Банковская операция неразрывно связана с бухгалтерской проводкой, но тем не менее не тождественна ей. Иными словами, любая банковская операция сопровождается бухгалтерской проводкой, но не любая бухгалтерская проводка соответствует банковской операции. По счетам бухгалтерского учета согласно Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденному ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П, отражаются как общехозяйственные операции (например, эмиссионный доход банка (балансовый счет 10602), нераспределенная прибыль (балансовый счет 10801), непокрытый убыток (балансовый счет 10901) и проч.), так и банковские операции (кредиты и депозиты, предоставленные кредитным организациям (балансовый счет 320), депозиты негосударственных коммерческих организаций (балансовый счет 421) и проч.).
  • 8. Для каждой банковской операции может быть подобрана гражданско-правовая форма ее осуществления, т.е. тот или иной договор. При этом банковская операция по отношению к этому договору будет представлять существо его исполнения, или главную составляющую, квинтэссенцию, без которой договор теряет всякий смысл. Так, привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады оформляется договором банковского вклада (гл. 44 ГК); размещение привлеченных во вклады средств от своего имени и за свой счет – кредитным договором (§ 2 гл. 42 ГК) или договором финансирования под уступку денежного требования (гл. 43 ГК); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц – договором банковского счета (гл. 45 ГК); осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам и инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание физических и юридических лиц – комплексным договором на расчетно-кассовое обслуживание и т.д.
  • 9. Банковские операции и сделки на подзаконном уровне регулируются различивши субъектами. В соответствии со ст. 2 Закона о банках банковская деятельность на подзаконном уровне регулируется исключительно нормативными актами Банка России. В силу п. 5 ст. 4 и ст. 57 Закона о Банке России ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций. В ст. 3 ГК закреплено, что гражданские отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (к которым Банк России не относится). Следовательно, Банк России не может регулировать сделки, равно как Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать порядок проведения банковских операций.

В литературе предложено следующее определение банковской операции: "Банковская операция – это предусмотренная федеральными законами и нормативными актами Банка России система действий (технология деятельности) кредитной организации, которые она должна исполнить (совершить) для оказания услуг своему клиенту при осуществлении конкретной сделки" . С данным определением можно согласиться, сделав уточнение, что банковская операция есть технология деятельности (система действий) не только кредитной организации, но и иных субъектов, которым право совершать соответствующие действия (осуществлять деятельность) предоставлено федеральным законом.

Дальнейший анализ ст. 1 и 5 Закона о банках позволяет сделать вывод о наличии понятия банковской деятельности в узком и широком смысле. В узком смысле о банковской деятельности следует говорить тогда, когда для совершения определенной совокупности операций необходимо создать банк. К числу таких операций в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о банках относятся: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В английском общем нраве для этих целей используется понятие "банковский бизнес", который характеризуется следующими чертами:

  • – привлечение депозитов от неопределенного круга лиц и размещение полученных средств среди других клиентов с целью получения прибыли (причем, в отличие от других организаций, проводящих аналогичные операции (например, кооперативных обществ), банки предлагают свои услуги неопределенному кругу лиц, а не только своим участникам);
  • – ведение текущих счетов клиентов, оплата чеков и зачисление средств па счета клиентов.

В соответствии с английским Законом о банковской деятельности (Banking Act) 1987 г. если прием депозитов имеет разовый характер, то для его осуществления не требуется получения лицензии Банка Англии; организация, принимающая депозиты, должна получить лицензию только в том случае, если она принимает депозиты систематически, в виде бизнеса (deposit-taking business). Статья 6(1) названного Закона определяет две обязательные характеристики "бизнеса по приему депозитов": а) деньги, принятые в депозит, должны затем передаваться взаем другим лицам; б) другие направления деятельности организации, принявшей депозит, должны финансироваться полностью или частично из средств привлеченных депозитов либо из процентов, полученных за счет этих средств. При этом английский Закон 1987 г. содержит существенное ограничение. Даже если депозиты удовлетворяют требованиям, изложенным выше, организация не будет рассматриваться в качестве ведущей "бизнес по приему депозитов", а следовательно, не должна получать лицензию Банка Англии при отсутствии хотя бы одного из двух условий: а) организация должна проявлять себя как принимающая депозиты на постоянной основе; б) депозит должен быть принят не в разовом порядке, не в связи с конкретным случаем . В связи с этим получение организацией денежных средств, формально подпадающее под общее понятие депозита, еще не означает, что организация осуществляет банковскую деятельность, если только прием депозитов не ведется на постоянной основе либо если депозит имеет вспомогательное значение для какой-либо иной операции.

Таким образом, в английском банковском праве выделена главная составляющая, квинтэссенция банковской деятельности – принятие депозитов с последующим предоставлением привлеченных средств в качестве кредитов.

В банковском праве Швейцарии для определения понятия "деятельность банка" используются три критерия:

  • а) привлечение вкладов от населения на профессиональной основе либо для последующего кредитования третьих лиц;
  • б) привлечение финансирования от других банков для последующего кредитования третьих лиц; в) осуществление указанной деятельности на финансовом рынке. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона Швейцарии от 8 ноября 1934 г. "О банках и сберегательных кассах" банками являются организации, которые "в первую очередь действуют на финансовом рынке и:

a) принимают вклады от населения на профессиональной основе или открыто привлекают вклады для финансирования собственной деятельности и деятельности, осуществляемой в интересах неограниченного числа независимых лиц или организаций;

b) рефинансируют собственную деятельность за счет средств других банков, которые не являются крупными акционерами, а выступают независимыми лицами, с целью предоставления финансирования в любой форме от своего имени неограниченному числу нс связанных лиц или организаций" .

В таком определении как нельзя более наглядно проявляется экономика банковской деятельности, которую в двух словах можно охарактеризовать так: "привлечь деньги подешевле, чтобы продать их подороже". Именно эта маржа (разница между затратами по пассивным (привлечение денежных средств) операциям и доходом по активным (размещение привлеченных денежных средств) операциям) и образует основную прибыль банка . Зная эту упрощенную формулу банковской деятельности, нетрудно сделать вывод, что процентные ставки по депозитам в нормально функционирующем банке (не финансовой пирамиде) должны всегда быть меньше ставок по кредитам. Иначе банк "скатится" к банкротству.

На этом основана самая распространенная классификация банковских операций на пассивные, активные и посреднические. Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств банками и небанковскими кредитными организациями, т.е. операции, в которых кредитные организации являются должниками, формируя пассив в своем балансе. Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств, т.е. операции, в которых кредитные организации выступают в качестве кредиторов, а сами операции образуют актив (право требования) в балансе. Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности (классические примеры – расчетные операции по поручению клиентов и купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме по поручению клиентов).

Под банковской деятельностью в широком смысле следует понимать совокупность осуществляемых банковских операций как самим банком, так и иными кредитными организациями.

Совокупность операций преобразуется в деятельность при наличии определенных признаков. Применительно к банкам такими признаками являются следующие:

  • – системность осуществления, понимаемая как наличие свойства, объединяющего все совершаемые действия в единое целое;
  • – постоянство, длительность осуществления операций, предполагающие, что те или иные операции производятся в течение длительного или даже конкретно неопределенного времени; правовое значение этого свойства банковских операций закреплено в ст. 20 Закона о банках, которая рассматривает задержку начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи в качестве основания для отзыва лицензии;
  • – целенаправленность всех операций, вместе взятых; в качестве общей цели банковской деятельности выступает извлечение прибыли из оборота финансовых инструментов и денег, что предполагает единство частных и публичных интересов.

Особым признаком банковской деятельности является ее исключительность. По мнению О. М. Олейник, исключительность банковской деятельности необходима для достижения двух целей – выделения из общей массы тех хозяйствующих субъектов, которые обслуживают денежный оборот; обеспечения особого контроля за деятельностью таких субъектов . Признак исключительности сформулирован в ч. 6 ст. 5 Закона о банках как запрет на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью. Данный запрет носит, во-первых, непосредственный характер, поскольку распространяется только на кредитные организации; во-вторых, является запретом юридическим, но не фактическим. Поэтому производственной, торговой или страховой деятельностью может заниматься, к примеру, дочернее или зависимое от банка юридическое лицо.

А. Г. Братко в понятии "банковская деятельность" предлагает выделять основную и дополнительную банковскую деятельность. "Основная банковская деятельность – это право совершать банковские операции и сделки, а также запрет совершать некоторые сделки (запрет торговой, производственной, страховой деятельности). Дополнительная банковская деятельность – это деятельность кредитной организации, которая обеспечивает проведение ею банковских операций и сделок" .

Здесь необходимо сделать как минимум три замечания. Во-первых, деятельность вряд ли можно считать правом, а тем более запретом. Во-вторых, сделки не могут входить в понятие банковской деятельности, поскольку, как было отмечено выше, их вправе осуществлять не только кредитные организации, но и любые юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. В-третьих, "дополнительная банковская деятельность" есть обычная общехозяйственная деятельность банка как юридического лица, направленная на обеспечение (организационное, юридическое, техническое) осуществления им банковских операций и сделок. Поэтому, на наш взгляд, более правильно говорить в данном контексте об основной деятельности банка (понимая под ней банковскую деятельность) и вспомогательной (общехозяйственной) деятельности банка (которая банковской деятельностью не является).

А. А. Тедеев определяет банковскую деятельность как правомерную экономическую деятельность кредитных организаций и Банка России по систематическому совершению банковских операций и банковских сделок, а также организационную деятельность Банка России по обеспечению бесперебойного функционирования банковской системы РФ.

Представляется, что организационная деятельность Банка России является не чем иным, как управленческой публично-правовой деятельностью, которая не носит ни предпринимательского, ни экономического характера, а потому не должна включаться в понятие банковской деятельности.

Таким образом, банковская деятельность есть упорядоченная совокупность систематически осуществляемых банками или небанковскими кредитными организациями как участниками единой банковской системы на основании лицензии (а для Банка России, АСВ, банка развития, банковских платежных агентов, операторов по приему платежей и платежных субагентов – на основании соответствующих федеральных законов) банковских операций, направленных на извлечение прибыли либо в рамках осуществления публично-правовых функций. Кредитные организации вправе осуществлять те банковские операции, которые перечислены в выданной им лицензии, а также заниматься любыми другими видами деятельности (т.е. "небанковской деятельностью" – например, профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг), которые не относятся к торговой, производственной или страховой.

Вторым критерием для выделения самостоятельной отрасли права является метод правовою регулирования – совокупность юридических приемов и средств воздействия на однородные общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

  • – общее юридическое положение субъектов, т.е. правоспособность, дееспособность, компетенцию, отношения субъектов между собой (подчиненность, соподчиненность, равноправие);
  • – основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридические факты (договор, решение суда, индивидуальный акт (выдача банковской лицензии) и др.);
  • – характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и др.) .

Главной чертой, определяющей различия в способах воздействия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В одних отраслях преобладает метод властного обязывания, в других – равенства сторон (дозволение), в третьих – запрещения недозволенных действий (запрет). Отрасли права используют методы правового воздействия в различном сочетании в зависимости от характера общественных отношений .

В банковском праве находит свое применение как метод диспозитивный, характеризующийся автономией воли и равноправием участников банковских правоотношений (является превалирующим в горизонтальных отношениях тина "банк – клиент"), так и метод императивный, основывающийся на соподчинении субъектов (используется главным образом в отношениях Банка Росси с другими субъектами банковской системы). Своеобразие императивного метода в банковском праве проявляется, в частности, в том, что только Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор, т.е. использует приемы воздействия на поднадзорные кредитные организации и меры регулирования их деятельности, нехарактерные для других отраслей права. Взятые в единстве и взаимосвязи, эти два метода образуют комплексный метод правового регулирования.

По вопросу отраслевой самостоятельности банковского права в отечественной юридической литературе нет единообразного подхода. Так, одни ученые-правоведы считают, что банковское право не может претендовать на звание не только отрасли права, но и подотрасли, а является лишь отраслью законодательства ; другие высказывают мнение, что банковское право есть подотрасль финансового права ; третьи полагают, что банковское право является составной частью (подотраслью) предпринимательского права ; четвертые придерживаются той точки зрения, что "при сохранении экономических оснований в ближайшее время банковское право постепенно трансформируется в самостоятельную отрасль права и получит право на существование... По существу, это будет отрасль права второго порядка, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей" ; пятые утверждают, что банковское право уже сегодня можно рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права, оно "не может быть составной частью гражданского и административного права, его нельзя рассматривать как некий конгломерат норм, как какую-то комплексную отрасль права или комплексную отрасль законодательства" .

Аргументация последней группы ученых представляется наиболее обоснованной и убедительной. Так, коллективом авторов предложено банковское право как самостоятельную отрасль права выделять в системе российского права в силу следующих обстоятельств:

  • 1) наличия общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании такой отрасли, обусловленное особой значимостью банковской системы для осуществления и успешного завершения экономической реформы;
  • 2) наличия самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений;
  • 3) потребности в особом методе правового регулирования;
  • 4) наличия либо потребность в особых (специальных) источниках права;
  • 5) конституционного и (или) законодательного закрепления принципов данной отрасли права;
  • 6) наличия специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

В целом, признавая конструктивность такого подхода, в особенности выделение определяющего значения в качестве дополнительного критерия наличия специфических отраслевых принципов правового регулирования, и соглашаясь с большинством приведенных аргументов, нельзя не заметить, что такое обстоятельство, как особые источники правового регулирования, не имеет решающего значения, а в некоторых случаях может завести в тупик, под которым следует понимать дробление по этому признаку без достаточных к тому оснований традиционных отраслей права.

Важной составляющей экономики любого государства является . Формирование современного и конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего интересам экономики, — задача, стоящая перед Российским государством с момента начала радикальных экономических преобразований, именуемых переходом к рынку, и не полностью решенная до настоящего времени. Появление комплекса нормативных актов, регулирующих отношения в сфере банковской деятельности, связано с возникшей экономической заинтересованностью государства в создании единой и централизованной системы правового регулирования банковских услуг.

Поскольку в банковском праве содержатся нормы и используются методы правового регулирования различных отраслей права, его следует признать комплексной отраслью права.

Предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.

Является отраслью законодательства, включающей комплекс норм публично-правового и частноправового характера, направленных на регулирование отношений, возникающих по поводу и (или) в процессе осуществления банковской деятельности.

Краткое определение. Банковское право есть упорядоченная совокупность юридических норм, составляющих неразрывное единство и регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу банковской деятельности.

Развернутое определение. Банковское право представляет собой систему формально определенных общеобязательных правил поведения, регулирующих отношения, связанные с определением правового статуса субъектов банковской системы, отношения, возникающие в процессе публично-правового регулирования банковской деятельности, а также отношения, складывающиеся непосредственно в процессе банковской деятельности.

Отграничение банковского права от смежных отраслей права

Отраслями, смежными с банковским правом, являются гражданское, административное, финансовое и предпринимательское право.

Банковское и предпринимательское право

Наиболее тесно банковское право связано с предпринимательским. Эта связь главным образом выражается в том, что банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности со всеми присущими ей признаками: самостоятельность, систематичность, направленность на извлечение прибыли, рисковый характер, легальность, профессионализм. Вместе с тем банковская деятельность — обособленная сфера предпринимательства, специфику которой подробно изучает банковское право. Если предмет предпринимательского права составляют предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, то банковское право целиком и полностью концентрирует внимание на той группе отношений, которые складываются по поводу банковской деятельности, имеют ближайшее соприкосновение с банковской системой.

Банковское и административное право

В переводе с латинского «администрация» означает «управление». Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Главная особенность административных отношений состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. с. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью.

Отношения, регулируемые банковским правом, не относятся к сфере исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о Банке России ЦБ РФ также не является органом исполнительной власти.

Кроме того, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), в то время как административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В то же время близость банковского и административного права обусловлена тем, что и Банк России, и органы исполнительной власти осуществляют публично-правовое регулирование соответствующих общественных отношений, оказывают публично-правовое воздействие на соответствующие субъекты.

Банковское и финансовое право

Финансовое право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. Иными словами, предмет финансового права — отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, из всего круга финансовых и банковских отношений смежными являются лишь отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу формирования и использования фонда обязательных резервов (ст. 38 Закона о Банке России). В этой связи в юридической литературе справедливо отмечается, что отношения по поводу образования и использования фонда обязательных резервов ЦБ РФ не относятся к отношениям, возникающим в процессе финансовой деятельности государства, поскольку внутри банковской системы не образуются финансовые фонды денежных средств, а фонд обязательных резервов Банка России не является государственным финансовым фондом денежных средств, он не направлен на покрытие государственных затрат, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти отношения не входят в сферу финансовой деятельности государства, т. с. в ту сферу, которая охватывается предметом финансового права. Отношения Банка России с кредитными организациями составляют предмет регулирования не финансового, а банковского права.

Вместе с тем Банк России может участвовать в финансовых отношениях и в этом качестве быть субъектом финансового права. Пример таких отношений — отношения по поводу перечисления Банком России в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов (ст. 26 Закона о Банке России).

Банковское и гражданское право

Нормы гражданского права определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В соответствии с п. 2 ст. 1 Г К РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В банковском праве такая достаточно широкая автономия воли сторон — скорее исключение, чем правило, поскольку большинство норм банковского права императивны. К примеру, нормами гл. 44 ГК РФ регулируется такая банковская сделка, как договор банковского вклада. В соответствии с п. 1 ст. 836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Причем ГК РФ не конкретизирует, должен ли это быть один документ, подписанный сторонами, либо достаточно оферты и акцепта. Часть 2 ст. 36 Закона о банках в императивном порядке устанавливает, что привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. Несоблюдение этого правила является правонарушением, за которое банк привлекается к ответственности по нормам не гражданского, а банковского законодательства.

Кроме того, согласно положениям ст. 3 ГК РФ издавать подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, могут только Президент РФ. Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 4 Закона о Банке России ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов и правила проведения банковских операций, т. е. имеет право издавать подзаконные акты банковского права, и не наделен полномочиями по изданию подзаконных актов, содержащих нормы гражданского права.

Вследствие того, что банки занимают одно из центральных мест в рыночной структуре России и являются связующим звеном между различными экономическими субъектами внутри страны и зарубежными партнерами, вопрос о месте банковского права в системе российского права имеет огромное значение. По данному вопросу существует несколько основных точек зрения. Рассматриваемый вопрос тесно связан с вопросом понятия банковского права . Определение места банковского права в системе российского права напрямую зависит от точки зрения непосредственно на понятие банковского права.

Одни специалисты данной сферы считают, что банковское право – это подотрасль финансового права . Другие специалисты считают, что правоотношения с участием банков представляют собой хозяйственные правоотношения, следовательно, они относятся к предмету регулирования хозяйственного права. Также в юридической науке существует точка зрения, согласно которой банковское право – это самостоятельная отрасль права , так как объектом регулирования банковского права является регулирование правового положения банков. Среди зарубежных ученых существует мнение, что понятие банковского права нужно рассматривать как составную часть кредитного права. Существует и еще одна точка зрения, заключающаяся в том, что банковское право не является ни самостоятельной отраслью права, ни подотраслью какого либо права, а представляет собой просто банковское законодательство. Банковское законодательство России состоит из двух основных частей:

  1. специального банковского законодательства (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций »);
  2. общего банковского законодательства (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об акционерных обществах », ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью », ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле » и т. д.).

Существует также мнение о том, что банковское право содержит нормы, регулирующие узкий круг специализированных вопросов, к которым относятся:

  1. деятельность кредитных организаций, Центрального банка РФ (ЦБ РФ);
  2. основные принципы организации банковской системы;
  3. порядок и осуществление банковских операций.

Круг указанных вопросов регулируется положениями целого ряда отраслей российского права. Например, гражданским, административным, финансовым правом. Правильным будет считать, что банковское право все же является комплексной отраслью права, которая регламентирует непосредственно банковскую деятельность.

Дифференциация и высокая степень нормативного регулирования постоянно развивающихся экономических отношений является одной из характерных особенностей современного состояния российской системы права . Регулирование банковской системы объективно формирует новую совокупность правовых норм — банковское право , содержательное наполнение и формальное закрепление которой порождает значительные сложности для юридической науки и практики. Термин «банковское право » используется в значительный период времени, однако устойчивого содержания до сих пор не приобрел. В советский период банковское право рассматривалось как подотрасль либо институт финансового права , само же финансовое право трактовалось как обособившаяся часть административного права . Методом административного права, как известно, является метод властных предписаний, или иначе — императивный метод, который традиционно рассматривается в противопоставлении с диспозитивным методом — методом юридического равенства сторон, автономии воли, свободы выбора варианта поведения.

Государственное регулирование банковских отношений базируется на четком и неукоснительном соблюдении правил осуществления банковской деятельности, ограничений, запретов.

С началом реформирования банковской системы становится очевидным, что свойственные командно-административному подходу к управлению народным хозяйством экономические и юридические регуляторы исчерпали себя, не достигая положительного эффекта. Банки, осуществляя хозяйственную, или, выражаясь современным языком, предпринимательскую деятельность , должны обладать самостоятельностью и инициативой, действовать на свой предпринимательский риск, распоряжаясь принадлежащим им имуществом, заключая банковские сделки и исполняя банковские обязательства . Другими словами, государство наделяет банки таким объемом правоспособности, который позволяет реализовать дозволительную направленность правового регулирования юридически равноправных субъектов, но при условии одновременного выполнения всех государственновластных предписаний для обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Переплетение в банковской сфере частных интересов кредитных организаций в получении прибыли и публичных интересов российского государства в устойчивости рубля и стабильности банковской системы является основанием для формирования особого типа общественных отношений — банковских отношений, а также особого способа их правового регулирования. Таким образом, выделение банковского права в качестве самостоятельного образования в системе права продиктовано особой значимостью банковской системы в обществе , государственным интересом в ее успешном и бесперебойном функционировании, закреплением в Конституции РФ принципов банковской деятельности, наличием специальных и специфической системы понятий и категорий.

Однако приходится констатировать, что в настоящее время не сложилось единого подхода к определению места банковского права в системе права Российской Федерации, которое отражало бы его сущность и предназначение. Указанные обстоятельства, обособляющие банковское право как комплекс норм, еще не придают ему отраслевой завершенности. Позиция, сложившаяся в теории права , требует для признания совокупности правовых норм отраслью права наличия своего собственного предмета и метода правового регулирования, которые отличаются признаками однородности, устойчивости и повторяемости. Такими являются гражданское, административное, конституционное, уголовное право и ряд других отраслей, которые характеризуются предметным единством, однородными нормами и единым методом правового регулирования.

Банковские отношения по своим свойствам допускают возможность регулирования, но они не однородны по своей юридической природе, являясь и частно-правовыми (совершение банковских сделок), и публично-правовыми (соблюдение обязательных нормативов, участие в механизме противодействия легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем). Метод правового регулирования банковских отношений, отражая свойства их частно-правовой или публично-правовой природы, является соответственно императивным или диспозитивным.

Теория основных и комплексных отраслей права позволяет определить банковское право как комплексную отрасль права, для которой характерно сочетание разноотраслевых приемов правового регулирования. Общественные отношения, регулируемые банковским правом, не обладают свойством однородности, предметное единство как таковое отсутствует, однако возможно выделение некоего предметного ядра, связующего между собой все иные отношения — это отношения по поводу осуществления банковской деятельности.

В свою очередь, понятие «банковская деятельность» также не является однозначным. В самом общем виде под банковской деятельностью можно понимать систематическое осуществление в виде цели деятельности сделок, отнесенных законодательством к банковским операциям. Собственно, многие авторы именно банковскую деятельность рассматривают в качестве предмета банковского права и выделяют следующие ее признаки:

  • система постоянно осуществляемых сделок и операций, направленных на извлечение прибыли;
  • объектом банковской деятельности являются финансовые инструменты, в основном это деньги как средства обращения, накопления и товара;
  • банковская деятельность — разновидность предпринимательской деятельности;
  • особый режим осуществления банковской деятельности, связанный с лицензированием и запретом на осуществление банком страховой, производственной и торговой деятельности и т. д.

Выделение банковской деятельности в качестве специфического вида предпринимательской деятельности еще раз подчеркивает своеобразие и необходимость обособления банковского права как комплексной отрасли права.

Такой подход к выделению предмета банковского права формирует определение банковского права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления банковской деятельности. Такое определение можно именовать кратким.

В учебной литературе встречаются и иные трактовки предмета банковского права, отражающие сложность и комплексность возникающих в банковской сфере отношений, но связанных так или иначе с осуществлением банковской деятельности.

При определении предмета банковского права А. Г. Братко учитываются отношения между кредитными организациями и Банком России по поводу осуществления банковской деятельности и в связи с регулированием банковских операций. Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин, А. М. Экмалян определяют предмет банковского права как «общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан , организаций и государ- ства». А. А. Тедеев выделяет шесть групп отношений, регулируемых банковским правом: властные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы; отношения, возникающие в процессе функционирования банковской системы РФ; отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности; отношения по банковскому надзору; отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений ; отношения по привлечению к ответственности за правонарушения в сфере банковской деятельности.

Развернутое определение банковского права можно представить как совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношения, связанные с определением и реализацией правового статуса субъектов банковской системы, с осуществлением субъектами банковской системы банковской деятельности и государственным регулированием банковской системы.

Предметом банковского права являются общественные отношения, возникающие по поводу осуществления Банком России, кредитными организациями и иными субъектами банковской системы банковской деятельности в связи с приобретением, реализацией и прекращением правового статуса субъектов банковской системы, а также отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы государством. Банковские отношения носят комплексный характер, т. е. они одновременно являются частно-правовыми и публично-правовыми. Поэтому они могут устанавливаться как гражданско-правовым договором , так и нормативным актом . Причем свобода усмотрения участников банковских отношений в значительной степени ограничивается многочисленными ссылками на банковские нормативные акты или банковские правила, а банковское право сочетает публично-правовые и частно-правовые нормы.

Являясь комплексной отраслью, банковское право лишено собственного метода правового регулирования. Межотраслевой характер банковских правоотношений диктует сложный, межотраслевой, комплексный метод их регулирования, сочетающий императивность и диспозитивность. Как правило, отношения коммерческих банков с Центральным банком РФ (далее — ЦБ РФ) строятся по принципу власти-подчинения, а отношения банков друг с другом и с клиентурой — на принципе юридического равенства сторон. Таким образом, метод банковского права — комплексный, сочетающий императивный и диспозитивный методы и представляющий юридические приемы и средства, при помощи которых осуществляется регулирование банковских правоотношений.

К приемам императивного метода относят ограничения, запреты, обязывания. Элементами диспозитивного метода являются дозволения, свобода договора, свобода выбора вариантов поведения.

Таким образом, возможность выделения определенного круга общественных отношений, объективно нуждающихся в особых способах и средствах правового регулирования, обосновывает выделение в правовой системе России комплексной отрасли — банковского права.

Принципы банковского права

а) принцип неприкосновенности собственности (ч. 1 ст. 35, ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);

Действие всех нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц определяется по общим правилам, за исключением описанных особенностей для нормативных актов Банка России.

К иным источникам банковского права следует отнести прежде всего нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, так как в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, правила совершения отдельных видов банковских операций, по сути, представляющие собой обычаи и обыкновения, принятые в международной банковской практике (Унифицированные правила МТП по инкассо в редакции 1995 г. (Публикация МТП № 522), Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов в редакции 1993 г. (Публикация МТП № 500), Унифицированные правила МТП по договорным гарантиям 1978 г. (Публикация МТП № 325), Унифицированные правила МТП для гарантий по требованию 1992 г. (Публикация МТП № 548), типовые законы и руководства о международных кредитовых переводах, об электронном переводе средств), конвенции, действующие на территории подписавших их стран (Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях », Женевская конвенция 1931 г. «О единообразном законе о чеках », Оттавская конвенция УНИДРУА 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и т. д.), международные банковские стандарты, разрабатываемые Международной организацией по стандартизации, являются источниками банковского права.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике,— один из сложнейших для толкования источник банковского права. Существование банковского обычая, не свойственного в качестве источника права для континентальной правовой семьи , возможно в силу признания ГК РФ в числе прочих источников обычая делового оборота. В литературе отмечается, что банковские обычаи в России только начинают складываться ввиду небольшого срока существования банковской системы в ее современном виде. Есть и иная позиция относительно фактического существования банковских обычаев, примером которого выступает регламентация осуществления безналичных расчетов с использованием банковских карт с учетом международного банковского опыта до момента издания ЦБ РФ соответствующего акта. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Авторы многих работ по банковскому праву отмечают, что «обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, включают в себя и международные обычаи, сложившиеся в международной практике и представляющие собой правила делового оборота, носящие международный характер». В качестве таковых рассматриваются международные обычаи, закрепляемые в уже упомянутых выше сборниках Международной торговой палаты (МТП), известные как акты неофициальной кодификации международных обычаев.

Вопрос о признании судебной практики в качестве источника банковского права остается спорным. Однако если придерживаться широкого подхода к пониманию источников права, судебная (арбитражная) практика может рассматриваться в качестве источника банковского права. При этом выполняется ее основное назначение: толкование норм закона, условий договора и восполнение пробелов нормативного регулирования.

В литературе в качестве источника права также рассматриваются локальные акты кредитных организаций, которые подразделяются на акты, регламентирующие деятельность кредитных организаций (уставы, лицензии), и акты, посредством которых руководители кредитных организаций осуществляют текущее руководство кредитной организацией. Однако указанные правовые акты лишены свойства общеобязательности для применения, присущего нормативным правовым актам как источникам банковского права.

Таким образом, в сферу регулирования нормами банковского законодательства вовлекается достаточно широкий круг общественных отношений, связанных с осуществлением банковской деятельности и регулированием ее осуществления со стороны государства . Банковское законодательство, в составе которого специальные федеральные законы и нормативные акты Банка России имеют огромное значение, является основным источником, регулирующим осуществление банковской деятельности.