Причины и последствия психологического насилия в семье и школе. Виды эмоционального насилия в деструктивных отношениях

Культура

Психологическое или эмоциональное насилие - это систематическое разрушительное воздействие на другого человека. В отличие от других видов насилия, психологическое насилие менее очевидно, так как не оставляет физических доказательств, но его сложнее выявить и определить. Оно основывается на силе и контроле над другим человеком и наиболее пагубно. Вот несколько признаков того, что ваш партнер злоупотребляет своим положением в отношениях.

1. Изолирует вас от семьи и друзей

Супруги, практикующие психологическое насилие, хотят, чтобы вы полностью принадлежали только им и прилагают все усилия, чтобы так оно и было. Они не понимают, что у вас есть жизнь вне отношений, что включает в себя семью и друзей. Вполне нормально встречаться с другими людьми, и если ваш партнер предотвращает эти встречи, то это может быть признаком психологического злоупотребления в отношениях.

2. Использует оскорбления

Если кто-то называет вас унизительными прозвищами, даже если говорит, что это шутка, то человек хочет вас задеть и держать в узде. Психологические насильники часто покрывают себя, обвиняя вас в том, что вы чересчур чувствительны, и вам нужно проще ко всему относиться. Часто они заставляют вас думать, что такое поведение является нормальным, и проблемы именно у вас. Но это не так, и вы вправе думать, что с вами обращаются не так, как нужно.

3. Обвиняет других в своих проблемах

Если ваша вторая половинка все время обвиняет во всем других, а именно вас, это плохой признак. Если он или она закатывает истерику и нападает на вас словами, он или она может заявить, что это происходит из-за вас. Если ваш партнер никогда не берет на себя ответственность и никогда не признает своей вины, то это не является признаком здоровых отношений.

4. Злоупотребляет алкоголем и наркотиками

Не все эмоциональные насильники - алкоголики и наркоманы, но многие принимают эти вещества. Зависимость может привести к неуправляемому и некорректному поведению, а злоупотребление этими веществами является выходом для эмоционального насилия и нездоровых отношений.

5. Вселяет страх

Если вы испытываете страх, находясь рядом с вашим супругом или партнером, то в ваших отношениях что-то не так. Психологические насильники пытаются унизить вас с помощью жестокости, доминирования и тактики силы. Например, если человек заведомо ставит вас в опасную ситуацию, показывая вам свою коллекцию оружия и заявляя, что он не побоится его использовать в случае чего.

6. Наказывает вас за время, проведенное вне дома

Это часто используется в сочетании с техникой изоляции, когда человек хочет, чтобы вы принадлежали только ему. Если же вы куда-то выходите или делаете что-то без вашего партнера, может последовать наказание. Такой человек может повышать голос, оскорблять, запугивать и использовать другие методы только потому, что вы не находитесь полностью в его или ее распоряжении.

7. Ожидает, что вы будете покорно ждать его или ее

Психологический насильник идет по жизни, чувствуя, что имеет право на обращение, как с лицом особого положения, и хочет, чтобы вы выполняли его желания. Он или она ожидает, что вы будете выполнять все, без всякой помощи.

8. Показывает крайнюю степень ревности

Отличительной чертой такого человека является его ревность. Партнер, использующий психологическое давление, часто ревнует вас к другим и даже к вашим увлечениям и целям. Источником такой ревности является недостаток контроля, который они чувствуют над разными аспектами вашей жизни.

9. Контролирует вас через свои эмоции

Такой обидчик является большим манипулятором. Он будет сердиться, угрожать уйти и стремится эмоционально наказать вас за то, что вы не соглашаетесь с его или ее принципами. Такой человек заставит вас чувствовать себя виноватым каждый раз, когда вы проявите свою волю и будете утверждать, что для вас является правильным. Временами будет казаться, что партнер сожалеет о содеянном, но его раскаяния не длятся долго. Вновь начинается давление и он или она чувствует, что вновь заполучил вас.

10. Применяет физическую силу

Если вы находитесь в отношениях, где используется психологическое насилие, есть большой риск того, что, в конце концов, будет применена и физическая сила. Вначале, партнер может дернуть вас за волосы, толкнуть вас или схватить и это может быть признаком того, что ситуация обострится еще больше. Партнер с взрывным характером, который реагировал насилием и раньше (разбивая вещи, стуча по стене, вступая в пререкания с другими) может с большой вероятностью злоупотребить и физической силой с вами.

Важно помнить, что психологическое насилие могут применять как мужчины, так и женщины и такое положение вещей недопустимо в отношениях. Если вы столкнулись с такой ситуацией, вы можете попросить помощи у психолога или другого специалиста, который поможет вам понять воздействие психологического насилия и научится здоровому способу строить отношения с заботой о собственных нуждах.

Психологическое насилие в обществе обычно стараются не замечать. Насилием считают, как правило, только физическую расправу, хотя психологический террор наносит личности не менее серьезный ущерб. Этот вид сложно определить из-за отсутствия видимых доказательств, и он часто истолковывается человеком неверно. Обычно жертвы принимают систематическое разрушительное воздействие за проявление дурного характера или реакцией партнера на стресс. Они начинают искать причины агрессии в себе, при этом лишь усиливая негативное влияние на свою психику.

Важно быть в отношениях ПРИ ДЕНьГАХ. Посмотри как это сделать в телеграм канале! смотреть >> Обязательно нажми "подписаться"

    Показать всё

    Что такое психологическое насилие?

    Психологическое насилие проявляется в любых видах отношений. Встречается не только в семейной, но и в образовательной и профессиональной среде. Определение явления: систематическое разрушительное воздействие на человека в эмоциональной сфере. Оно уничтожает самооценку и искажает картину мира.

    Деструктивные отношения мешают развитию личности и ведут к деградации. Их основными признаками являются систематическое унижение, высмеивание, принижение достоинств. Опасность такого воздействия состоит в том, что партнер часто не осознает себя пострадавшей стороной. Отсутствие поддержки от окружающих укрепляет в жертве веру в собственную никчемность, усугубляя ситуацию.

    Сложнее всего обнаружить насилие в семье, так как дозы агрессии увеличиваются постепенно. Чем ниже самооценка жертвы, тем больший напор проявляет мучитель. В романтических отношениях такой партнер на ранних этапах выглядит идеальным. Насильник позиционирует себя как семейного человека и окружает невероятной заботой. Ошибочно полагать, что насильником является только мужчина, женщина тоже может оказаться эмоциональным террористом.

    Созависимость в отношениях

    Виды

    Чтобы не стать жертвой психологического насилия, нужно знать обо всех его проявлениях и видах. Умение его замечать поможет не только оградить себя от жизни с тираном, но и защитить близких людей в случае необходимости.

    Насилие, оскорбления, плохое обращение в психологии объединяется термином абьюз. Он бывает трех видов: физический, психологический, склоняющий к интиму. Тот, то принуждает к чему-то, оскорбляет, вынуждает совершать действия, неприятные другому человеку, является абьюзером.

    Зачастую все виды психологического насилия встречаются в семье. Тиран не имеет возможности проявить свои абьюзивные наклонности в обществе, поэтому под удар попадают близкие родственники. Абьюзер не сразу начинает проявлять негативные качества. Это медленный процесс, который постепенно перестраивает психику жертвы. В связи с этим идентифицировать проблему и избежать абьюза очень сложно.

    Например, влюбленные молодожены живут вместе пару лет, затем один из партнеров начинает эмоционально шантажировать другого, но не регулярно, а с периодичностью в несколько месяцев. В результате партнер-жертва ищет причины произошедшего в себе. Постепенно интервал между проявлениями насилия сокращается, и жертва еще больше уверяется в своей никчемности, так как именно эту мысль методично внушает насильник. Правильная тактика в этом случае - закончить подобные отношения.

    Повторение одного из видов насилия свидетельствует о том, что партнер является абьюзером. С ними невозможно договориться, поэтому, чтобы не травмировать собственную психику, следует избегать его общества. Особенно это касается женщин с детьми, ведь они невольно становятся заложниками ситуации.

    Основные виды психологического насилия:

    • Газлайтинг. Жертве внушается, что ее восприятие происходящего ошибочное. Например, мужчина встречается с другими женщинами, пока его жена занимается детьми. Своей жене он будет внушать, что это абсолютно нормально или что ей это показалось. Этот вид часто применяется при систематических оскорблениях на повышенных тонах, при этом партнера убеждают, что голос никто не повышал. Ситуацию ухудшает газлайтинг со стороны окружения. Если близкие люди начинают утверждать, что «все так живут», «ты преувеличиваешь», «ты на него/нее давишь» и т. д., жертва будет сомневаться в своей адекватности и еще больше зацикливается на переживаниях. Этот вид насилия встречается в профессиональной среде, нередко исходит со стороны начальства. В таком случае нужно отстаивать свою точку зрения и при повторении ситуации, увольняться. Абьюзер, как правило, испытывает удовольствие от унижения жертвы, поэтому не всегда может остановиться.
    • Неглект - пренебрежение потребностями, нуждами, желаниями жертвы. Одна из самых опасных форм психологического насилия, которая заключается не только в эмоциональном ущербе. К неглекту относится отказ предохраняться во время секса, умышленная неосторожость при предохранении, ведущая к беременности, игнорирование любых потребностей, аргументированное тем, что жертве это не надо. Абьюзер подталкивает партнера к пластическим операциям, отказывается заниматься детьми и бытом, полностью пренебрегает его нуждами и интересами. Неглект часто встречается в семье. Правильными действиями будет изолировать себя от насильника.
    • Висхолдинг - уход от разговора. Если партнер систематически уходит от волнующей темы, используя отшучивания - это не случайность, а проявление эмоционального насилия. Наибольший ущерб при этом характерен для семейных взаимоотношений, так как затрагивается чувство привязанности партнера-жертвы. В рабочей среде нужно реагировать на отвлекающие реплики, а четко выстраивать линию разговора.
    • Эмоциональный шантаж. Тиран игнорирует оппонента в ответ на какое-либо действие. Эмоциональная холодность или молчание выступают в качестве наказания за проступок. Мучитель не испытывает сильных эмоций, а целенаправленно занимается подчинением и перевоспитанием. Нужно отличать естественную реакцию от насилия. Обида сопровождается злостью и болью, ее нельзя предотвратить или контролировать, в то время как шантаж - умышленное действие. Защититься от этого можно, только завершив отношения.
    • Тотальный контроль. Агрессор контролирует каждый поступок жертвы, запрещает поддерживать отношения с друзьями и семьей. Тиран должен знать обо всех передвижениях своего партнера, чем он занимается и с кем общается. За неповиновение он наказывает шантажом, газлайтингом или манипуляциями. Если партнер агрессивно вторгается в личное пространство независимо от воли человека - это насилие, а не проявление любви. Наиболее опасные формы тотального контроля обычно сочетаются с неглектом. Единственный выход из ситуации - ограничить общение.
    • Критика. Непрошенная критика нарушает личные границы индивида. В современном обществе этот вид насилия является самым распространенным и чаще всего встречается в семье и образовательной среде - школе, детскому саду. Ребенку постоянно указывают на его негативные качества, формируя деструктивную концепцию собственного «Я». Впоследствии поведение взрослого будет подтверждать заложенную в детстве информацию, даже против его воли. Чтобы избежать разрушительного воздействия непрошеной критики, нужно помнить, что мнение оппонента субъективно. Правильная реакция: «Я не спрашивал, что вы думаете обо мне. Перестаньте, пожалуйста». Если агрессивной критике со стороны взрослого подвергается ребенок, то следует напомнить абьюзеру, что он не имеет права резко высказываться и прилюдно унижать его достоинства. Текст защиты может звучать примерно так: «Ваши слова оскорбляют меня, прекратите пожалуйста. Если вы ждете конструктивного диалога, то обсудите проблему с моими родителями. »

    Социопат это

    Закон о насилии

    Согласно УК РФ, если насилие удалось доказать, за это полагается наказание. Но в случаях с психологическим насилием ситуация обстоит сложнее, чем с физическим (ст. 105, 111, 115, 116 УК РФ) или сексуальным (ст. 131, 132 УК РФ).

    Законодательство ограничило наказание за психологическое насилие ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Поэтому если со стороны партнера появляются первые признаки абьюза, необходимо срочно предпринимать меры. Конструктивный диалог редко помогает изменить ситуацию. В большинстве случаев психологический террор приводит к проявлениям физического насилия.

    Чтобы не усугубить ситуацию, нужно поселиться в таком безопасном месте, о котором насильнику не известно. Нужно обезопасить себя от партнера, заручившись поддержкой семьи или близких. В других случаях можно обратиться в службы защиты от насилия в семье, которые есть в каждом городе. Контакты этих организаций несложно найти в интернете. Для получения более подробной информации следует обратить внимание на статьи УК РФ №39, 40, 110, 129, 130.

    Что делать, если страдает ребенок?

    Если насилию со стороны взрослого подвергается ребенок, то решением проблемы должен заниматься школьный психолог и передать информацию в отдел по делам семьи и детей.

    За ситуацией с детьми должны следить не только педагоги, но и соседи. Внимательное отношение и желание разобраться в ситуации поможет спасти судьбы многих детей. Прежде чем обращаться за помощью в соответствующие службы, надо самостоятельно разобраться в причинах поведения взрослого и ребенка. Дети склонны придумывать трагические ситуации, чтобы добиться сочувствия окружающих, но с возрастом эта проблема исчезает. Если это истинная причина происходящего, рекомендуется проконсультироваться с психологом.

    Если ребенок боится родителей, постоянно подвергается унижениям и физическому насилию, ему необходимо обратиться за помощью к другим взрослым - соседям или учителям.

    Притеснения в школе

    Довольно часто психологическое насилие проявляется в школе по отношению к ребенку. Однако занимаясь этим вопросом, родители должны учитывать, что современный мир заставляет детей увериться в собственной безнаказанности. Класс - это определенный социум, со своими законами и порядками. Поэтому ребенок, ведущий себя культурно дома, не всегда остается таким и в учебном заведении. Прежде чем предпринимать меры, необходимо разобраться в ситуации. Согласно статье 336 ТК РФ педагога необходимо уволить после первого проявления эмоционального или физического насилия. Но если использовать этот метод защиты, не выяснив причины происходящего, психика ребенка может пострадать. Если провокатором инцидента являлся он сам, уверенность в собственной безнаказанности только окрепнет. А в этом случае жертвой психологического насилия будет выступать уже педагог.

    В ситуациях с хамским поведением учеников преподаватель не имеет права унижать, кричать и, тем более, применять физическую силу. Ему разрешено написать выговор в дневник и вызвать родителей в школу. Становится очевидно, что в отличие от учащихся педагог остается абсолютно незащищенным, чем часто пользуются подростки. Они могут открыто оскорблять, нецензурно выражаться, игнорировать замечания и даже без позволения покидать класс.

    Увольнением педагога или исключением ученика проблему насилия в школе решить невозможно. Для этого надо создавать заинтересованные группы, готовые заниматься разрешением конфликтных ситуаций. Подробно об этом изложено в книгах: «Наше право на защиту от насилия» и «Исследование Генерального секретаря ООН по вопросам насилия в отношении детей: версия для детей и молодежи».

    Чтобы защитить ребенка от насилия в школе и предотвратить некорректное поведение по отношению к педагогам, родителям необходимо регулярно проводить воспитательные беседы и разъяснять подростку как можно и как нельзя себя вести в образовательном учреждении. Младшим детям следует чаще напоминать, что не нужно бояться сообщить старшим о конфликтах в школе, давлении со стороны учителя и притеснениях.

    Порядок действий родителей в случае возникновения конфликтных ситуаций в учебном заведении:

    1. 1. Выяснить истинные причины превышения полномочий со стороны учителя.
    2. 2. Если в произошедшем есть доля вины ребенка, то проработать это индивидуально и с психологом.
    3. 3. Зафиксировать побои у врача, причинение морального вреда - у психолога.
    4. 4. Написать заявление на имя директора и, в случае необходимости, в полицию. Обязательно приложить к документу копии справок о состоянии ребенка.
    5. 5. В особо сложных случаях рекомендуется направить копию заявления и справок в районное управление образования.
    6. 6. Если в ответ на жалобы и заявления от руководства школы не последовало никаких мер, необходимо забрать ребенка из учебного заведения, чтобы еще сильнее не травмировать его психику. Следующий этап - обращение за помощью в прокуратуру.

    Для получения более подробной информации о своих правах рекомендуется обратить внимание на статьи: ст. 2, 15, 156 УК РФ, ст. 115, 116, 336 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ. В них описаны нормы, которым обязан следовать педагог и виды наказаний за превышение полномочий.

    Как распознать тирана в семье и на работе?

    Чтобы распознать тирана, нужно внимательно проанализировать свои эмоции. Гармонично выстроенные отношения приносят удовлетворение обоим партнерам, в них нет доминирующего звена, учитываются мнения и желания каждого члена. Стоит учесть то, что тираном может быть не только мужчина. Распространены ситуации, где жена руководит мужем, принижая его достоинства и заслуги.

    Основные признаки насилия со стороны партнера:

    • Ожидает покорности.
    • Контролирует через эмоции.
    • Безудержно ревнует.
    • Наказывает за проступки.
    • Обвиняет в своих проблемах других.
    • Не способен признавать ошибки.
    • Вселяет страх.
    • Изолирует от близких людей.
    • Оскорбляет, понижает значимость.

    Если в союзе присутствует несколько пунктов из списка - это тревожный звоночек. Чтобы облегчить выход из , необходимо обратиться за помощью к психологу. Часто жертвы боятся расстаться со своим насильником, что является результатом психологической травмы, поэтому без консультации специалиста не обойтись. Он поможет разобраться в чувствах и восстановить психику.

    После выхода из подобной ситуации жертва часто сама становится абьюзером в новых отношениях. Чтобы избежать этого, необходимо выйти из состояния стресса, заново расставить приоритеты и восстановить чувство собственной значимости. Современная психология активно изучает это явление и имеет в своем арсенале широкий спектр восстановительных процедур.

    Эмоциональное насилие может перерасти в физическое, поэтому представляет серьезную опасность для жизни.

    Чтобы правильно выйти из абьюзивной ситуации, жертве важно понять, что она не виновата в происходящем. В каких бы обстоятельствах ни наблюдались эмоциональные нападки, нужно заботиться о себе и своем психологическом состоянии. Даже если агрессор - начальник, на работе надо защищать личные границы от посягательств.

    И немного о секретах...

    Если вы хотите жить на солнечном острове и при этом зарабатывать хорошие деньги, тогда хочу обратить Ваше внимание на этот телеграмм канал

    ПОСМОТРЕТЬ >>

    Здесь автор канала каждый день делится своей прибылью с подписчиками. А так же можно познакомится с ним и задать вопросы лично.(@DmitrySeryodkin) Если у Вас нет телеграмм месенджера, то обязательно установите его, ведь информация действительно очень полезная! А так же я нашёл Дмитрия в инстаграме. Вот его Инстаграм: @dmitrifs

Мужчины и женщины одинаково по частоте страдают от психологического насилия.

Часто можно услышать мнение, что тревожное расстройство — последствие какой-либо психологической травмы. В этой статье мне хотелось бы показать, что тревожное расстройство может быть еще и своеобразным оружием против психологического насилия.

Моббинг в школе и на работе приводит человека к серьезным проблемам вплоть до желания покончить с собой. Ничем не отличается от него и моббинг дома, в семье.

Представим человека, который приходит на встречу к психологу и жалуется, что у него панические атаки. Вроде бы работа с психологом помогает, однако постепенно выясняется, что этот человек скрывает от семьи факт своего сотрудничества с психологом, потому что мама против, и девушка боится наказания.

  • Мама будет обвинять меня в том, что я плохая мать, а папа в том, что я трачу деньги семьи на психолога.
  • Как часто вы слышите упреки в свой адрес?
  • Каждый день. Мы все время вместе. Если бы не они, я наверное, бы все делала неправильно, а так они исправляют почти каждое мое действие с ребенком. И я все больше понимаю, что одна не справлюсь.
  • Вас когда-нибудь били?
  • Нет, они хорошие люди. Просто я плохая дочь. Я не должна злиться за упреки, потому что они за дело. Муж тоже так говорит.
  • Как вы реагируете?
  • Никак. Извиняюсь. Особенно часто перед папой. Потому что я мешаю ему смотреть телевизор по утрам, он любит просыпаться в 6 утра по привычке, а я хочу еще немного поспать.

«Где же тут насилие?»- спросит каждый второй читающий, не бывавший в этой ситуации. Да, собственно, везде. И при чем тут панические атаки девушки? При том, что это ее единственный инструмент выживания в сложившихся условиях. С тех пор, как она стала страдать паническими атаками, ее стали травить чуть меньше. И это более благоприятный вариант, чем многие другие. Некоторым приходится бессознательно причинять себе вред, чтобы остальные перестали это делать. И даже, выйдя из этой прикрытой травли здоровой, эта женщина вряд ли перестанет слышать осуждение внутри себя.

Методы психологического насилия.

Многие думают, что методы психологического насилия должны вызывать страх, как физическое насилие. Но их хитрость заключается в том, что в единичном виде акты психологического насилия ничем особенным не примечательны. Они начинают играть существенную роль, только когда повторяются многократно, как капли воды, капающие на темечко.

Психологическое насилие — это многократное повторение действий, нарушающих психологические границы человека строго по правилам насильника, ради установления контроля над этим человеком, демонстрации влияния на него. Насильник транслирует жертве: «Я на тебя влияю. Я всесилен. А ты, жертва, бессильна. И ты у меня в заложниках.»

В любой момент насильник(и) может вмешаться в жизнь жертвы (я на тебя влияю, когда хочу) , и она ничем не может этому заранее помешать. Ключевое словозаранее . Жертва чувствует себя беззащитной для атаки в любое время дня и ночи. Когда захочется тирану, ей придется реагировать, ощущать какие-то эмоции, делать действия, нарушая все свои планы, отвлекаясь на это.(ты будешь реагировать, когда я захочу) Она может очень здорово отвечать на каждый удар. Но насилие в том, что она не может эти удары предотвратить. Постепенно тиран или группа тиранов берут контроль над всей жизнью жертвы. Над ее вещами, личным пространством, самооценкой, мыслями, эмоциями, отношениями с близкими, карьерой и т.п. (у тебя в жизни будет что-то, только если я разрешу/помогу/не помешаю). Пытаясь определить, имеет ли место психологическое насилие, стоит ориентироваться, скорее, на чувство бессилия , а не страха.

Степень вреда зависит не от метода, а от силы и продолжительности давления, степени очевидности давления. Если давление неочевидно, то оно более разрушительно. Поэтому стучание карандашом по столу всякий раз, когда человек входит в комнату, и отказ прекратить, может довести человека до полной потери себя, если будет продолжаться достаточно долго, и если этому человеку некуда уйти.

Некоторые скажут, что, подумаешь, можно просто не реагировать. Внешне можно не реагировать. Внутренне нельзя.

Для наглядности представьте себе, что на ваш мобильный телефон звонят каждые час — полтора. Предположим, что вы не можете выбросить телефон, и не выключаете звук (вам важно не пропустить другие звонки). Вы можете не брать трубку и можете сбрасывать звонок. Но он все равно будет звонить, когда вы на работе, когда спите, когда гуляете с друзьями, когда вы в постели с любимым человеком, когда вы едите, когда вы в магазине, на лекции, на совещании, когда вы в парикмахерской, когда играете в футбол, когда вы в музее, когда вы в палате навещаете кого-то, когда спит ваш ребенок. Когда вы на собеседовании, когда вы в кабинете начальника, в туалете, когда вы за рулем, в очереди, в сауне или на массаже. Даже это длительное перечисление мест, где он может прозвонить, вызывает раздражение. Этот звонок будут слышать все. Будут задавать вам вопросы, раздражаться, требовать остановить это, а вы … не сможете его отключить, потому что пропустите звонок от кого-то, кто вам дороже всего на свете. Сколько лет сможете выдержать? Думаете привыкнете? Через какое-то время будет казаться, что наступило привыкание. Это признак того, что реакции теперь будут проявляться не на эмоциональном уровне, а на телесном или в форме симптомов психологических расстройств. Так психика защищается от ежеминутной боли.

Есть и излюбленные методы психологического насилия:

  • Оскорбление, унижение, критика
  • Доминирование: требование отчета и согласования всех решений и действий (мужья/жены-тираны, родители-тираны),
  • Игнорирование или наоборот постоянные попытки общаться, нежелание прекратить говорить,
  • угрозы и запугивание,
  • шантаж,
  • обвинения,
  • намеки на неприятные и беспокоящие человека аспекты его жизни,
  • газлайтинг (отрицание действительности, внушение человеку мыслей о его неадекватности в восприятии, реакциях),
  • нарушение физических и социальных границ (тиран втирается в доверие ко всем близким жертвы),
  • подрыв самооценки,
  • уверенности в себе как в человеке, профессионале, матери и других ролях,
  • попытки постоянно дразнить человека,
  • захват и постоянное удержание внимания на тиране,
  • преследование физическое и киберпреследование (сталкинг),
  • причинение вреда насильником самому себе, если жертва не хочет выполнять его условия (родители третирующие взрослых детей, дети-тираны, сталкеры),
  • маскировка под жертву, то есть насильник обвиняет свою жертву в том, что своим существованием или защитой она наносит ему вред (виктимблейминг)
  • постоянное изменение правил игры в одностороннем порядке.

Инструкция по применению : для достижения хорошего эффекта использовать регулярно, не менее раза в день, каждый день выбирая новое место и время применения. Иногда давайте жертве пару дней тишины, чтобы она почувствовала расслабление, надежду и уменьшение желания бороться.

Каковы последствия психологического насилия?

Если насилие происходит в виде моббинга в школе, на работе и сталкинга, то чаще всего можно констатировать посттравматический синдром. И уже в его рамках депрессию, бессонницу и патологическое сомнение. Последствия в этих случаях похожи на последствия физического насилия.

При травле в семьях развиваются тревожные расстройства типа: ПА, ОКР (в том числе, компульсивное вырывание волос, причинение себе вреда), пищевые расстройства (булимия, анорексия, вомитинг), которые служат средством адаптации к ситуации, оружием для защиты. Они позволяют как-то выживать в этой ситуации, оставаясь в той же системе, не изменяя ее прямо, но изменяя косвенно через введение расстройства как нового «игрока», неподконтрольного ни жертве, ни тирану.

Примеры встраивания тревожного расстройства в систему коммуникаций в семье.

Например, вомитинг. У жертвы появляется желание «заесть» проблему. Или не только заесть, но и вызывать рвоту. Выясняется, что это не нравится маме. которая ежедневно дает дочери плохие оценки ее способностей и внешности, требует от дочери полного посвящения внимания родителям, запрещает встречаться с мужчинами и ожидает учебы только в выбранном для нее ВУЗе, а для верности шантажирует деньгами. Маме не нравится новое «хобби» дочери. Но дочь объективно не может себя остановить, она ведь зависима. Она получает некоторую разрядку благодаря тому, что хоть что-то маме неподконтрольно. (Теперь ты не во всем можешь на меня влиять, я не бессильна/бессилен)

Могут развиться панические атаки или ОКР с манией чистоты. Дикий ужас перед грязью становится существенным аргументом, которому не может противостоять ни сам человек, ни тиран, которому теперь приходится снимать ботинки в отдельном месте, помогать жертве что-то делать вопреки его желанию. Жертва не могла сама отстоять право на учет ее требований, теперь симптом делает это за нее. Жертва начинает влиять на тирана. (ты не всесилен.)

Взаимозависимость.

Казалось бы, здорово. Способ работает. Но парадоксальным образом оружие поворачивается против самой жертвы. Ведь жертва зависима от тирана, иначе он не мог бы быть тираном для нее. Депрессия, ПА, патологическое сомнение - все это удерживает человека дома, тиран пользуется этим для наращивания чувства бессилия у жертвы. И более того, иногда жертва может неосознанно поддерживать эти расстройства, чтобы … остаться с тираном, так как к этому времени (а может быть и до этого) ее уверенность в жизни без него может быть сведена до минимума, и страх самостоятельной жизни становится сильнее, чем страх постоянного давления. (ты не всесилен, но и ты был прав: я бессильна/бессилен)

Вернемся к нашей к истории в начале статьи. Девушка ежечасно получает упрек в отношении своих действий по уходу за дочерью, ежечасно ее действия исправляются. Она находится в условиях, где у нее нет своей территории. В любой момент любой человек может зайти в комнату, где она спит или занимается собой и дочерью. В любой момент мама может взять внучку и делать с ней то, что решает нужным. Ее шантажируют деньгами. Внушают ей мысли о ее несостоятельности, как матери и личности, а также мысли о неправомерности своих желаний и потребностей. А дальше обычно объединяется человека три-четыре вместе и травят уже слаженно. В итоге девушка начинает страдать паническими атаками, если остается дома одна(!). Родители ругают ее за это, обвиняют в симуляции, но ничего не могут поделать. Им приходится изменять свое поведение и дочь обретает некоторый контроль над ними, но все больше зависит от них. (Ты бессильна, ты у нас в заложниках, ты у своего ребенка в заложниках и не сбежишь. Мы всесильны, и ты всегда будешь с нами. Мы влияем на твою жизнь и будем влиять всегда. — Нет, вы не всесильны. Я тоже могу влиять на себя и даже на вас…но вы правы.. я бессильна, теперь без вас я со своими ПА не справлюсь) Ловушка захлопнулась.

Иногда жертвы выбирают очень радикальные методы доказательств своих возможностей влиять на свою жизнь. Речь о попытках самоубийства. Однако самоубийство = победа тирана.

Выиграть жертва может, только став счастливой 🙂

Зачем все это тирану?

Для решения собственных психологических проблем, коих может быть без счета. Контроль над кем-то — один из способов достичь иллюзии контроля над своей жизнью и проблемами. Он чувствует силы в любой момент поднять или опустить уровень самооценки жертвы, видит, что в любой момент, он может помешать ее планам или наоборот помочь, переключить внимание на себя, заставить отвлечься от чего-то. Любовь, если она есть, тиран откладывает в сторону. Когда человеку застилают глаза свои личные страхи, то восприятие действительности искажается, он перестает замечать страдания других. Только когда страхи отходят, он видит, что делает.

Что нужно делать в первую очередь?

Рассказать психологу о том, что кроме вашего тревожного расстройства, вас мучает еще и что-то в отношениях с тем или иным человеком. Порядок работы с тревожными расстройствами при постоянном нахождении под гнетом психологического насилия может меняться от случая к случаю, и зависит от желаний самого человека: остаться ли с теми, с кем тяжело, и выстроить новый способ взаимодействия, или найти силы для самостоятельной жизни, или попытаться пресечь преступления, совершающиеся в отношении человека. Но работа должна вестись по обоим вопросам. Вряд ли можно сказать, что только избавление от давления позволит решить проблему с тревожным расстройством. К этому времени оно может уже иметь свою независимую структуру. Равно, как и наоборот: решение проблемы с тревожным расстройством не наладит отношений с близким человеком (если тиран он), зато может возникнуть новое тревожное расстройство, которое по-прежнему будет играть роль коммуникативной связки в отношениях.
.
Но оружие против моббинга есть. Изучите вместе с психологом все, что касается ваших преследователей. Их самих, их мотивов, страхов, сильных и слабых сторон. И станет очевидно, почему они выбрали вас, почему им это удается, а значит, сразу станет очевидно, чем и как вы можете защитить себя

Вы сильны. Вы разберетесь. И вы не обязаны делать это в одиночку.

Внимание: поступила информация о том, что статьи с этого сайта используются в корыстных целях другими людьми. Уведомляю вас о том, что статьи, опубликованный на этом сайте нигде более не публикуются.

© Анна Владимировна Сенина, 2013-2017. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование статей, видео-роликов и других объектов и информации, размещенной на данном сайте.

http://сайт/wp-content/uploads/2016/08/Dizajn-bez-nazvaniya-18.jpg 315 560 Анна Сенина /wp-content/uploads/2018/11/3.png Анна Сенина 2016-08-01 19:20:30 2019-03-24 10:36:40 Психологическое насилие.

Я предполагаю, что одна из причин, по которой из деструктивных отношений бывает трудно выйти — это отсутствие осознания жертвой того, что ее партнер — абъюзер и применяет к ней насилие. С физическим насилием все более-менее понятно: бьет, значит лупит, а вот психологическое насилие может иметь скрытую форму и быть незаметным, если только это не открытые оскорбления и унижения.

Однако, оттого, что эмоциональное насилие не распознано и не названо насилием, оно не становится менее разрушительным для психического благополучия жертвы, поэтому я думаю, что важно уметь его замечать. Зная, какие формы оно принимает будет легче его узнать.

Итак, какие же типы или виды эмоционального насилия можно выделить?

1. Первое, что приходит на ум, это, конечно, газлайтинг . Универсальная форма психологического насилия, присутствующая, кажется, во всех деструктивных отношениях. Суть газлайтинга в том, что жертве внушается, что ее восприятие реальности не адекватно и навязывается некое иное понимание происходящего, то, которое удобно агрессору.

Например, что это совершенно нормально, если муж гуляет ночами наедине с другими девушками пока жена сидит дома с ребенком или, что на самом деле голос никто не повышал, а жертве все показалось. Также, например, газлайтингом являются обвинения жертвы в том, что все проблемы в отношениях из-за нее, а агрессор — белый и пушистый страдающий зайка. Чтобы разобраться в происходящем можно описать события максимально безоценочно, в виде фактов, а потом прочитать их, представляя, что это не ваша история. Еще противостоять газлайтингу очень .

Если кто-то убеждает вас в том, что ваше понимание действительности — субъективно, а его — объективно, знайте, что это — манипуляция. Почитать подробнее про манипуляции и то, как им противостоять, можно в моей статье: .

Удивительно, что порой газлайтингом занимается не только партнер-абъюзер, но и ближайшее окружение жертвы: «Ты преувеличиваешь», «У вас не так уж все и плохо», «Все так живут», «Ты давишь на него/нее, это никому не понравится». Человеку, которому все это внушается, и правда начинает казаться, что это с ним что-то не так, что он слишком эмоционален и вместо того, чтобы верить своим чувствам и увеличить дистанцию с абьюзером, он начинает себя за них ругать.

Про газлайтинг много и интересно написано, не буду пересказывать все. Почитать еще об этом можно, например, в статье на сайте Psychologies: « » или на сайте Женского клуба: .

2. Висхолдинг — это увод разговора в сторону от волнующей вас темы. Может проявляться в виде забалтывания проблемы, отшучиваний или оставления без ответа важных вопросов. Человек вроде бы не отказывается поговорить с вами, но разговор оказывается абсолютно бесплодным, ничего прояснить или объяснить не удается. После таких разговоров остается чувство опустошения и беспомощности.

3. Неглект — еще одна пассивная форма насилия. Неглект (neglect) в переводе с английского — пренебрежение, невнимание, халатность. Его определяют как неспособность и/или нежелание обеспечить заботу и уход, помощь и поддержку для взрослых и детей, за которых отвечает абьюзер.

Это одна из самых жестоких форм эмоционального насилия наихудшим образом отражающаяся на здоровье жертвы. Включает в себя обесценивание физиологических потребностей и здоровье жертвы, а также экономическое насилие. Варианты неглекта: отказ предохраняться во время секса; намеренные «ошибки» при предохранении, ведущие к беременности; перекладывание всех обязанностей по дому на одного человека и отказ помогать; подталкивание жертвы к пластическим операциям; отказ надеть наушники во время игры или прослушивания музыки/просмотра фильмов, когда другой хочет спать и многое другое.

«Если вашими интересами, мнением, потребностями пренебрегают — это неглект. Если вас оставляют без помощи, внимания, заботы и ухода в ситуации, когда вы беспомощны и/или это опасно для вашего здоровья и жизни — это неглект. Если в ответ на просьбу о помощи вы слышите “тебе это не надо” — это неглект. Если ваши нужды обзываются капризами и/или игнорируются — это неглект. Если вам отказывают в удовлетворении базовых потребностей в качественном питании, сне, отдыхе, безопасности, жилье, одежде, медицинском уходе, лечении — это неглект. Если партнер все время “забывает” и нарушает ваши договоренности, если он спихивает на вас свои обязанности по уходу за детьми, домом, питомцами — это неглект». Подробнее о неглекте с примерами можно и в .

4. Эмоциональный шантаж — увеличение эмоциональной дистанции, холод в отношениях, бойкот, если вы делаете что-то не так, как нужно абьюзеру. Т.е. абьюзер как бы говорит: «Не буду с тобой общаться, если ты сделаешь/не сделаешь вот это». Это не просто обида как реакция на какие-то трудности в отношениях, это намеренное наказание «непослушного» партнера . Эмоциональный шантаж может переживаться очень болезненно, даже если жертва понимает, что партнер-абьюзер делает это специально с целью добиться от нее определенного поведения. Особенно этот вид насилия ранит тех, кто в детстве переживал подобный вид отвержения родителей. К сожалению, это часто бывает. Наверное, каждый из нас не раз бывал свидетелем ситуаций, когда детям говорят: «Ты себя плохо ведешь, я с тобой не дружу». Если вы подвергаетесь эмоциональному шантажу, лучшее, что можно сделать для себя в этот момент — это .

Эмоциональный шантаж следует отличать от неизбежных последствий. Неизбежные последствия — то, что возникает независимо от вашей воли, это не делается специально и это нельзя изменить или предотвратить. Например, обида, это естественная спонтанная реакция на грубое обращение со стороны близкого человека. Обида состоит из боли и злости, цель которой — увеличение дистанции. Не хотеть доверительно и близко общаться с агрессором — это нормально и это не эмоциональный шантаж.

5. Критика внешности, личности, характера.

Любая непрошеная критика касающаяся качеств человека — это нарушение его границ. К сожалению, это настолько распространенное действие, что оно зачастую воспринимается как нормальная часть общения. Особенно часто это встречается в детско-родительских отношениях.

Многие родители думаю, что это их обязанность указать ребенку на его «недостатки», напомнить ему, что он ленив, невнимателен, безалаберен, что у него плохой характер и т.д., ведь: «Если не я, то кто ему об этом скажет?».

Но проблема в том, что любая оценка субъективна, а кроме того, негативно оценивая ребенка мы формируем ему негативную Я-концепцию и вести себя в дальнейшем он будет лишь подтверждая ее. Так что пользы от этого никакой, а вреда — масса.Негативная оценка человека всегда несправедлива, т.к. чрезмерно обобщает, она ранит, занижает самооценку человеку и создает ощущение, что с ним что-то не так.

Однако, получив в детстве опыт критики со стороны родителей, мы и во взрослом возрасте в близких, да и не очень близких отношениях можем принимать критику как нечто само собой разумеющееся или просто-напросто теряемся, не зная как на нее реагировать. Мне кажется, один из приемлемых вариантов ответа такой: «Я не просил(а) тебя высказывать свое мнение обо мне. Пожалуйста, не делай этого».

6. Контроль, неадекватная ревность. Контроль действий, перемещений, круга общения одного человека другим редко бывает (а бывает ли вообще?) добровольным с обоих сторон, а это значит, что абьюзер вторгается в личное пространство жертвы используя манипуляции, газлайтинг, эмоциональный шантаж и др. В какой-то момент это, как и остальные нарушения границ, может показаться нормальным общением любящих людей. Однако, если вам это неприятно, значит — это не нормально.

Другие мои статьи на тему деструктивных отношений.

По публикации Клёциной И. С. "Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия" (Кафедра психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)

В обыденном сознании феномен насилия отождествляется, как правило, с агрессивными действиями, включающими использование физической силы. Однако в ситуации насилия как разновидности агрессивного поведения, целью которого является причинение вреда другому человеку, наряду с действиями физического характера имеют место и такие разновидности насилия, как сексуальное, экономическое, психологическое.

Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:

Упреки и брань;
пренебрежительное отношение;
запугивание;
оскорбления и высмеивание;
контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения;
принуждение к исполнению унижающих действий.

Психологическое насилие – это насилие, заключающееся в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Кроме термина «психологическое насилие» в научной литературе можно встретить еще такие близкие по смыслу понятия, как «психологическая агрессия » и «эмоциональное насилие ».


Психологическое насилие присутствует практически во всех других случаях насилия в семье, но его трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия видны редко, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.

Показателями существования психологического насилия в отношениях мужчин и женщин являются часто испытываемые одним из партнеров в процессе общения такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность.

Формы проявления психологического насилия

По своему смысловому наполнению психологическое насилие соответствует следующим способам психологического воздействия :

Явное или прямое доминирование
- манипуляция.

Доминирование – это отношение к другому человеку как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления до внушения, приказа.

В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и желаниями. Доминантная позиция включает такие проявления в поведении, как: уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Такой человек стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой. В общении он редко поддерживает собеседника, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, стремится найти понимание только своих проблем, принижает значимость партнера (например: «Ты говоришь глупости!»), невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Сравнение особенностей отношений в семьях доминантно-зависимого и партнерского типов

Доминантно-зависимая модель отношений в семье:
- неравномерное распределение власти, злоупотребление властью;
- руководство, которое базируется на силе;
- ригидность и жесткость исполнения ролей в семье;
- полотипизированные семейные обязанности, сегрегация интересов членов семьи;
- деструктивный способ разрешения конфликтов;
- неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, подвергаются обструкции, часто вспоминаются;
- отсутствие уважения к личным делам, интимным сторонам жизни, тотальная подконтрольность поведения;
- ощущение незащищенности, одиночества, переживание чувства вины, тревожности депрессии;
- закрытость семейной жизни, отгороженность от социума;
- воспитание детей в условиях гиперконтроля, подчиненности.

Партнерская модель отношений в семье:
- кооперативный вариант использования власти;
- руководство, базирующееся на авторитете;
- взаимозаменяемость ролей в семье;
- гибкий вариант распределения семейных обязанностей и видов деятельности;
- конструктивный способ разрешения конфликтов;
- неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без упреков, прощаются, забываются;
- уважение к личным делам, интимным сторонам жизни, без посягательства на индивидуальную сферу жизни без разрешения;
- восприятие семьи как безопасного убежища, где приобретается уверенность в себе, исчезают сомнения, тревожность, улучшается настроение;
- открытость семейной жизни для социума;
- воспитание в условиях расширения автономии ребенка, его полноправного участия в принятии коллективных решений и самовыражения.

В семьях доминантно-зависимого типа факты психологического насилия становятся нормой. Часто в таких семьях именно мужчина исполняет роль главы семьи. Он «заботится» о жене, принимает решения и в праве применить силу для наказания партнерши, которая, по его разумению, ведет себя не так, как положено. В соответствии с этими взглядами женщине отводится пассивная роль в жизнеобеспечении семьи. Ей внушается мысль, что ответственность за все домашние невзгоды лежит на ней: будь жена более покладистой, все было бы в порядке, указывают, на то, что жена должна уметь угодить мужу, т.к. «не бывает плохих мужей, а бывают плохие жены».

Отношения, в которых присутствует насилие, характеризуются следующими проявлениями: страхом жертвы по поводу настроения партнера; страхом самостоятельно принимать решения, чтобы не вызвать гнев партнера; чувством подавленности и несчастья, частыми слезами жертвы; унижением жертвы в присутствии друзей или семьи.

В отношениях партнерского типа другой человек воспринимается как равный субъект, который имеет право быть таким, каков он есть.

Еще один способ психологического воздействия, в котором большую роль играет психологическое насилие - это явление манипуляции в межличностных отношениях. Если при доминировании насилие проявляется в открытой форме, то при манипуляции насилие не выражено явно, оно существует в скрытом, завуалированном виде.

Манипуляция – вид психологического воздействия, при котором один участник (манипулятор) намеренно и скрыто побуждает другого (адресата манипуляции) принимать решения, совершать действия и испытывать эмоции, необходимые для достижения манипулятором собственных целей. При манипуляции также как и в случае доминирования один из партнеров (манипулятор или подавитель) подчиняет чувства и действия другого партнера своим целям, планам и желаниям. Другой партнер вроде бы и добровольно, без видимого принуждения совершает те или иные действия и поступки, однако психологические состояния, испытываемые им, близки к чувствам и эмоциям, переживаемым в ситуациях психологического доминирования. Это такие состояния как: состояние тревоги; чувство униженности и обиды; ощущение, что тебя контролируют и использовали, т.е. обошлись с тобой как с вещью.

Скрытность манипулятивного воздействия обеспечивается использованием таких психологических приемов (уловок), как:

Собственное возвышение или самовосхваление, что является косвенным приемом принижения партнера;
выведение из равновесия партнера; для этого используются насмешки и несправедливые обвинения, а когда партнер «вспылит», акцентируется внимание на его «недостойном» поведении и продуцируется чувство вины с побуждением исправить свое поведение;
лесть и восхваление партнера, демонстрация стремления угодить ему и как следствие, ожидание ответных соответствующих действий;
утаивание нужной для человека информации, чтобы вызвать у него состояние нервозности, неопределенности, которое ведет к менее обдуманным действиям и др.

Отличительными для манипулятивного воздействия являются следующие три признака :

Во-первых, неизменно присущий всякому манипулятору признак – это стремление овладеть волей партнера .Манипулятор всегда будет стремиться поставить человека в подчиненное, зависимое положение. Эту зависимость он будет черпать в слабостях человека, т.е. его страхах и переживаниях (например, переживания из-за невысокого роста у мужчин и полноты у женщин), желаниях, от которых человек не свободен (например, желание у мужчин признания и славы в соответствии со стереотипом о необходимости социальной успешности для «настоящего мужчины» и желание любви и благополучия в семейных отношениях у женщин в соответствии со стереотипом о высокой ценности семейной самореализации для «настоящей женщины»).

Второй признак, отличающий манипулятора – это обман и лицемерие в поведении . У человека возникает стойкое ощущение, что его партнер что-то не договаривает, «темнит», вызывает настороженность смущающее заискивание и выраженное стремление угодить. Женщины для того, чтобы добиться от мужчины нужного им поведения, часто утрированно демонстрируют свою слабость, несчастность, беспомощность, неспособность и неумелость в каких-либо делах или вопросах. Также распространен манипулятивный прием, в соответствии с которым женщины превозносят способности и состоятельность мужчин, чтобы «раскрутить» их на нужные поступки и действия (например, покупку дорогих подарков, оплату развлечений и поездок: «Если любишь, докажи», «Мужчина должен зарабатывать, а женщина – тратить»).

Третье отличие манипулятора обнаруживается в его суждениях, где будет звучать призыв к не к объединению, а к отъединению . Он будет убеждать бороться «за место под солнцем», обосновывать необходимость позиции силы – «чем больше твоя сила и способность контролировать других, тем выше ты поднимаешься как хозяин положения» и др. Например, к таким приемам прибегают женщины, использующие психологическое воздействие на своих партнеров, с целью заставить их прикладывать максимум усилий для продвижения по карьерной лестнице, в то время как для мужчин эта цель может и не являться значимой.

Последствия для личности проявлений психологического насилия

Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки суицида. Результатом данного вида насилия также может стать обострение хронических соматических заболеваний и появление психосоматических заболеваний. Кратковременными последствиями психологического насилия является комплекс негативных переживаний (чувства униженности, обиды, вины, страха; состояния тревоги, неуверенности в себе, зависимости и бесправия). Хроническая депрессия, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в рамках супружеской и родительской ролях – все это относится к долговременным последствиям психологического насилия.

Многие практические психологи и психотерапевты, работающие с женщинами, пострадавшими в результате насилия, считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, хулиганского нападения на улице.

У человека подвергающегося систематическому психологическому насилию развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» реализовывать эту модель в течение своей жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:

Искажение образа Я, обвинение себя за происходящее, снижение чувства собственной ценности и значимости;
чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства; при этом, мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный;
открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного Я, не способность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения;
депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);
выраженное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей;
подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержения себя и других).

Причины психологического насилия

1. Личностно-семейная модель.
2. Социокультурная модель.

1. Личностно-семейная модель , имеет несколько основных разновидностей:

Теория врожденного инстинкта агрессивности . Согласно этой теории агрессия и насилие возникают потому, что человеческие существа генетически «запрограммированы» на подобные действия.

- Психоаналитический подход , в соответствии с которым неудовлетворение базовых потребностей в раннем детстве проявляется в проблемном поведении во взрослом возрасте. Если в раннем возрасте ребенка постоянно контролировали, не давали проявить ему свою самостоятельность, не удовлетворили его (ее) потребность в признании и эмоциональной привязанности, то во взрослой жизни такой человек будет стремиться властвовать над другими, т.к. страх потери близкого взрослого партнера будет побуждать стремление подчинить себе его (ее).

- Необихевиористский подход – «выученное» неправильное поведение, в русле которого существует гипотеза о межпоколенной передаче насилия.

2. Социокультурная модель и ее разновидности.

- Подход радикального феминизма . Феминистский анализ насилия в отношении женщин сводится к критике патриархата, понимаемого как господство мужчин над женщинами. Мужская власть является основной характеристикой общественных и межличностных отношений, в которых подавляются женщины. Насилие над женщинами - это следствие проявления мужского доминирования в обществе и семье, результат гендерного неравенства. Психологическое насилие выступает как способ контроля над женщинами, сохранение их в подчиненном положении в соответствии с традиционной системой взглядов и представлений.

- Подход социалистического феминизма . Низкий общественный статус женщин - отражение классовой капиталистической системы и структуры семьи, существующей внутри этой системы. Социалистический феминизм утверждает, что подавление женщин функционально для капитализма, так как он поддерживается неоплачиваемым трудом женщин, которые также служат резервной рабочей силой, используемой только при необходимости. Сама семья, в которой муж выступает как единственный кормилец жены и детей, также способствует стабилизации капиталистического общества. Первоначально жена зависит от мужа только экономически, но вскоре это оборачивается эмоциональной зависимостью и пассивностью. Она боится потерять экономическую безопасность, поэтому он приобретает над ней полную власть. А мужчины боятся потерять работу, и накопившееся напряжение (стресс и чувство депривированности) «выплескивают» на своих жен, пытаясь обрести чувство внутреннего равновесия.

- Гендерный подход . Гендерный подход, разрабатываемый при изучении межполовых отношений как критика традиционных представлений о необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности людей, ориентирован на анализ систем доминирования/ подчинения и провозглашает идею равноправия мужчин и женщин в сфере формальных и неформальных отношений. Ни у мужчин, ни у женщин нет оснований подавлять и подчинять себе друг друга, поэтому никакие виды насилия в межполовых отношениях неприемлемы. Отношения между мужчинами и женщинами должны выстраиваться на основе равенства позиций, паритета, учета целей и интересов друг друга.

Еще одной весьма значимой причиной бытового насилия со стороны мужчин являются трудности социальной жизни , т.е. жизненные обстоятельства (безработица, низкие заработки, низкостатусные виды деятельности), не позволяющие им утвердиться в своей традиционной мужской роли социально приемлемым способом. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов традиционной мужской роли (профессиональная успешность, достойный социальный статус, материальное благополучие), он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя свою несостоятельность.

Итак, психологическое насилие – это весьма распространенное явление в межличностных отношениях мужчин и женщин. Его последствия для личности являются не менее травматичными, чем другие виды насилия, например, физическое. Главная цель любого насилия – это обретение власти над другим человеком, а психологическое насилие в близких отношениях – это один из способов обретения власти над партнером.