Как сейчас называется пожарная служба. Личный состав гпс

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Пожарная охрана МЧС

Пожарная охрана России состоит из государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны. Эти подразделения пожарной охраны, выстроенные по объему, масштабу, вертикали.

Государственная противопожарная служба - это, по своей сути, именно та пожарная охрана, которую всем мы знаем и вызываем, если происходит возгорание. Это и федеральная, и территориальная противопожарная служба.

Если вы заранее решили подумать о том, что подарить пожарному на День МЧС, Новый год, 23 февраля или День пожарной охраны, то стоит обратить внимание на высококачественное .

Структура и подразделения пожарной охраны России


Муниципальная пожарная охрана включает все органы, силы и средства, которые создают муниципальные образования во взаимодействии или в качестве дополнения к государственной пожарной охране. Указанную охрану создают органы местного самоуправления в муниципальных районах, в небольших муниципальных образованиях - сельских округах, поселениях, городах, например, пожарная охрана Москвы.

Ведомственная пожарная охрана - орган, который создают федеральные органы исполнительной власти и организации для обеспечения таких важных условий, как пожарная безопасность и охрана.

Частная пожарная охрана является составной частью системы по обеспечению пожарной безопасности, создаваемой в организациях и населенных пунктах. Частные пожарные организации заключают договора на оказание услуг в области пожарной безопасности.

Добровольная пожарная охрана является формой добровольного участия населения в осуществлении первичной стадии пожарной безопасности.

Пожарная охрана МЧС среди своих основных задач осуществляет организацию профилактики пожаров, решает вопросы спасения людей и имущества на пожарах, выполняет организацию тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Тушение пожаров - это действия, которые направлены на ликвидацию пожаров, спасение людей и имущества. Аварийно-спасательные работы, осуществляемые подразделениями пожарной охраны, это спасение людей, имущества, доведение до минимального уровня действия опасных факторов, которые являются характерными при чрезвычайных ситуациях, катастрофах и авариях.

Вопросы организации и осуществления профилактики пожаров - это совокупность превентивных мер, которые направлены против возникновения пожаров и на ограничение их последствий. Это комплексные мероприятия, носящие пропагандистский, информационный, технический и организационный характер.

Деятельность и история пожарной охраны МЧС РФ


Деятельность пожарной охраны не содержат предупреждение, ликвидацию конфликтов межнационального и социально-политического характера, массовых беспорядков. Функции отдельных органов разделены федеральным законом, потому что борьба с пожарами отличается от охраны общественного порядка.

Кстати, прямо сейчас у вас есть отличная возможность заказать очень достойный подарок работникам пожарной охраны - обложку для удостоверений "Пожарный надзор МЧС РФ".

Государственная противопожарная служба - это составная часть сил обеспечения безопасности человека, общества и государства. Для защиты человека, общества и государства в России предназначено множество структур. Речь идет о Вооруженных силах РФ, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности, Внутренних войсках и т.д.

История пожарной охраны говорит о том, что эту службу вполне заслуженно ставят в один ряд с другими защитными органами страны. Пожарная охрана МЧС занимается координацией деятельности всех видов пожарной охраны. Законодательство считает государственную противопожарную службу ведущей силой в борьбе с пожарами и последствиями. Все остальные пожарные службы подведомственны ей.

Отличным, качественным и недорогим подарком для работников этой важнейшей сферы может стать , доступный для заказа в военторге "Военпро".

МЧС - это министерство, которое уполномочено решать весь комплекс вопросов по пожарной безопасности. МЧС состоит, в числе прочих структур, из Департамента пожарно-спасательных сил, сил гражданской обороны и специальной пожарной охраны. Каждый субъект РФ обладает структурным подразделением министерства, которое реализует государственную политику в сфере пожарной безопасности.

Система МЧС РФ включает в себя органы государственного пожарного надзора. Общая их задача состоит в выявлении, пресечении правонарушений в сфере пожарной безопасности, наказании виновных, обеспечении устранения нарушений законодательства.

В системе МЧС функционирует целый ряд пожарно-технических, научно-исследовательских, образовательных учреждений, которые призваны разрабатывать новое оборудование, материалы, порядок действия, которые применяются при обеспечении пожарной безопасности, а также готовить квалифицированные кадры.

Где готовят специалистов пожарной охраны в России?

Прежде всего, стоит упомянуть о:

Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Техническом пожарно-спасательном колледже»;

Воронежском пожарно-техническом училище МЧС РФ;

Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС РФ и других организациях.

Очевидно, что пожарная охрана России очень внимательно относится к кадровому вопросу.

Подразделения пожарной охраны существуют в каждом аэропорту, морском порту, на атомной электростанции, нефтеперерабатывающем заводе и иных крупных объектах. Они выполняют задачи по пожарной охране указанных объектов, но могут осуществлять тушение других объектов при экстренной необходимости. Серьезные пожарные меры принимаются для обеспечения безопасности военных аэродромов, космодромов, полигонов.

Не стоит забывать, что современная пожарная охрана в России входит в структуру МЧС, поэтому, вам может быть очень интересна уникальная от военторга Военпро.

Что в себя включает пожарная охрана и безопасность?


Пожарная охрана России выполняет следующие основные функции:

Организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории России, исключая объекты, на которых иные государственные органы выполняют функции государственного пожарного надзора;

Организует и осуществляет профилактику пожаров;

Организует и осуществляет тушение пожаров, проводит аварийно-спасательные работы, спасает людей и имущество, на объектах и закрытых административных и территориальных образованиях, имеющих критическую важность в вопросах национальной безопасности страны, а также на иных пожароопасных объектах повышенной ценности, относящихся к культурному наследию народов Российской Федерации;

Координирует деятельность иных видов пожарной охраны, на основании законодательства Российской Федерации;

Осуществляет научно-техническое обеспечение пожарной безопасности и координацию научных исследований в сфере пожарной безопасности;

Организует по мере своей компетенции подготовку в собственных образовательных учреждениях специалистов для работы в пожарной охране и организациях;

Осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью по обучению населения вопросам пожарной безопасности, организацию подготовки должностных лиц для работы в органах государственной власти, занимающихся вопросами пожарной безопасности.

Федеральная противопожарная служба занимается:

Проведением профилактики, тушением пожаров, аварийно-спасательными работами на объектах, считающихся критически важными для национальной безопасности страны, на мероприятиях федерального уровня, где предполагается массовое скопление людей, режимных и особо важных организациях;

Реализацией государственной научно-технической политики в сфере пожарной безопасности;

Осуществлением контроля за исполнением нормативных правовых актов, технических регламентов органами местного самоуправления;

Осуществлением оперативного управления всеми видами пожарной охраны, средствами и силами, которые привлекаются для тушения пожаров;

Обеспечением профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации личного состава, обеспечением подготовки должностных лиц по вопросам пожарной безопасности.

Если гражданин Российской Федерации решил связать свою судьбу с войсками гражданской обороны, он должен подать заявление в военный комиссариат, в котором он стоит на учете. Вместе с заявлением подаются следующие документы:

Анкета поступающего по контракту на военную службу, заполненная по установленной форме;

Автобиография, в произвольной форме, написанная от руки;

Копии документов, заверенные по установленному порядку, с подтверждением профессионального или иного образования;

Копии свидетельств о рождении детей и браке;

Фотография 9-12 см (анфас);

Копия свидетельства о рождении;

Служебная характеристика с места последней учебы или работы;

Выписка из домовой книги.

Где купить подарки ко Дню пожарной охраны и как поздравить спасателей с праздником?

Личный состав ГПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

  • - лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники);
  • - военнослужащих федеральной противопожарной службы;
  • - лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

В ГПС принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в ВС РФ. На работников ГПС распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде .

Работники ГПС в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

В своей деятельности личный состав ГПС не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу ГПС в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области ПБ.

Сотрудники и военнослужащие ГПС имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ.

Работникам ГПС, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими ГПС, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе ГПС Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ (МВД РФ). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих ГПС, работавших на должностях, замещаемых работниками ГПС (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно - спасательных служб МВД), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в федеральной противопожарной службе, определяются законодательством РФ.

Категории граждан, не пребывающих в запасе и проходящих службу в федеральной противопожарной службе, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ПБ, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основными задачами РСЧС являются:

  • 1. организация оповещения и информирование населения;
  • 2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
  • 3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • 4. оказание гуманитарной помощи;
  • 5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
  • 6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

  • · на силы и средства наблюдения и контроля;
  • · силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • · подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
  • · контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
  • · службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
  • · ветеринарную службу;
  • · сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • · лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
  • · службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

В Государственную противопожарную службу входят:

  • федеральная противопожарная служба;
  • противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Спортивно-массовое мероприятие в Воронежском институте ГПС МЧС России

Субтитры

История

На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР, охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет .

В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС России , численность которого была до этого 70 тысяч человек . До 2005 года органы противопожарной службы управлялись МЧС России . На момент объединения финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось по сложной схеме: 87 тысяч человек содержались на средства федерального бюджета, 147 тысяч – на деньги субъектов Федерации, остальные находились на содержании у охраняемых объектов.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС России оставалось на 2005 год более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях - более 16 тысяч .

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Основные функции

  1. Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:
    • на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;
  2. Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
  3. Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
  4. Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;
  5. Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  6. Организует и ведет официальный статистический учёт и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;
  7. Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы

Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на её балансе .

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Противопожарные службы субъектов Российской Федерации являются составной частью Государственной противопожарной службы и не входят в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Деятельность этих служб по тушению пожаров регулируется федеральными нормативными актами, текущая деятельность регулируется нормативными актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет.

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385
"О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы"

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 29 мая 2013 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст. 3454);

пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 627 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 271 "О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1345);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2175).

Положение
о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385)

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

1. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

2. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

7) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);

8) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);

9) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.

5. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов для пожарной охраны и организаций;

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

6. Федеральная противопожарная служба осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

в населенных пунктах;

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку специалистов для пожарной охраны в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, а в случае необходимости - в других образовательных организациях с учетом потребности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в этих специалистах;

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы;

18) участвует:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;

3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

8. Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);

2) военнослужащих;

3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.

Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.

12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.