Динамика миграции рабочей силы. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений.

К ним следует отнести:

1. миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

2. миграция в рамках промышленно развитых стран;

3. миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4. миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);

5. миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

За годы реформ наша страна вошла в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). Основными факторами развития такой тенденции являются:

Геополитическое переустройство постсоветского пространства, изменение национально-политической ориентации в государствах старого и нового зарубежья;

Развал в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на которых работало в основном русскоязычное население;

Более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;

Развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.

Как показывает мировая практика, для страны-реципиента рост иммиграции имеет положительные и отрицательные стороны. Для России положительным являлось то, что за счет иностранных граждан была в значительной мере решена проблема нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содержание и развитие инфраструктуры в городах-мегаполисах). Кроме того, миграционный приток из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать естественную убыль населения России в 1992-2005 гг.

Нелегальная иммиграция по определению не может быть количественно точно отражена на официальном уровне. По оценке Федеральной миграционной службы МВД России, Госкомстата, пограничной и налоговой служб, в стране нелегально проживает от 3 до 10 млн. граждан, прежде всего из республик СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, африканских государств.

Негативные стороны этого явления:

Утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину;

Формирование «иноземных» этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам;

Растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.;

Активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса.

Что же касается, основных показателей миграции населения по видам перемещений, то данную информацию вы можете увидеть на графике 1.

График 1. Динамика международной миграции за 2009 год


Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Так, в январе 1996 г. Базельский комитет по банковскому надзору выработал новую методику расчетов валютного риска по каждой валюте в отдельности и валютного риска в смешанном портфеле по валюте и золоту.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютные ограничения -это законодательное или административное запрещение или лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения - одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом, через МВФ.

Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих и стратегических задач.

Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций, требование предварительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов - блокирование внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.

Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т. е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.

На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны – члены МВФ могут взять на себя обязательство по ст. VIII Устава МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям, либо присоединиться к ст. XIV, допускающей сохранение таких ограничений на «переходный период», т. е. на период до подписания ст. VIII. На начало 1997 г. 116 государств из более чем 180 стран – членов МВФ присоединились к ст. VIII.

Необходимо подчеркнуть, что установление режима валютной обратимости - исключительная монополия государственной власти, реализуемая через политику финансовых органов и Центрального банка. Достижение статуса конвертируемой валюты предполагает, прежде всего, отмену ограничений на операции, связанные с внешней торговлей. Согласно статье VIII Устава Международного валютного фонда статус конвертируемости признается лишь за валютами тех стран-участниц, которые берут на себя особое обязательство не устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам, не имеющим целью перевод капиталов. К текущим сделкам (операциям) относятся: все платежи по внешней торговле товарами и услугами, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера.

Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.

В России новое валютное законодательство находится в стадии становления. Основой валютного законодательства РФ является Закон РФ от 10 декабря 2003г. №173 «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значение имеют нормативные акты в области регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.

Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через ЦБ РФ или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продаже валюты, осуществляемые российскими организациями не через вышеназванные банки, считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.

Тема: Динамика международной миграции рабочей силы на современном этапе

Введение 3

Заключение 16

Введение

Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.

Проблемы миграции затрагивают почти все страны мира. Причинами масштабов миграции являются как экономические, так и политические основания.

Все страны мира в различной степени втянуты в международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках.

Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех стран, участвующих в этом процессе.

На современном этапе проблема международной миграции рабочей силы очень актуальна, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

­ Определить сущность международной миграции рабочей силы;

­ Выяснить причины международной миграции рабочей силы и рассмотреть ее виды;

­ Изучить основные направления международной миграции рабочей силы;

­ Изучить масштабы и динамику международной миграции рабочей силы;

­ Определить последствия международной миграции рабочей силы.

Теоретической базой для написания контрольной работы послужили учебники и учебные пособия современных российских авторов, посвященные проблемам мировой экономики.

1. Сущность международной миграции рабочей силы

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в разных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции.

Международная миграция рабочей силы представляет собой перемещение рабочей силы из одной страны в другую в качестве товара.

Таким образом, в результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.

2. Причины и виды международной миграции рабочей силы

Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной мигра­ции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэко­номического характера.

К причинам экономического характера следует отнести следующие:

­ разли­чия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основ­ном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем);

­ на­личие национальных различий в размерах заработной платы;

­ существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых;

­ международное движение капитала и функционирование международных кор­пораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с ка­питалом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транс­порта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.

Следует иметь однако в виду, что по большей части в процессах международ­ной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабо­чих специальностей.

В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.

Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.

Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное).

Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели.

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно. Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.

США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д. Приток иммигрантов в США и Канаду в середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек в год. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек.

Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего Востока. Стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

Краткое описание

Целью настоящей работы является раскрытие основ и масштабов международной миграции рабочей силы на современном этапе.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Определить сущность международной миграции рабочей силы;
Выяснить причины международной миграции рабочей силы и рассмотреть ее виды;
Изучить основные направления международной миграции рабочей силы;
Изучить масштабы и динамику международной миграции рабочей силы;

Оглавление

Введение 3
1. Сущность международной миграции рабочей силы 5
2. Причины и виды международной миграции рабочей силы 7
3. Направления международной миграции рабочей силы 9
4. Масштабы и динамика международной миграции рабочей силы 11
5. Последствия международной миграции рабочей силы 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

1

Поствоенная Европа столкнулась с социально-экономическими вызовами собственной трансформации из региона активной эмиграции в регион притяжения иностранной рабочей силы глобального значения. Этот продолжительный процесс затрагивал регионы европейского континента неравномерно, в различные исторические периоды и фазы экономического развития. Изначальным миграционным трансформациям подверглись страны Западной Европы, за ними последовали страны Средиземноморья, государства Центральной Европы. В молодых же государствах-членах Европейского Союза – представителях Восточноевропейского суб-региона, трансформация миграционной динамики – актуальная проблема современности, активно воздействующая как на продолжение миграционных трендов внутри самой Европы, так и в масштабах всей мировой экономики. В исследовании предпринята попытка отследить динамику трудовой миграции в условиях экономического прогресса стран ЕС, выделить закономерности и условия роста экономического значения иностранной рабочей силы в регионе.

Европейский Союз

миграционная политика

народнохозяйственная система

трудовая имиграция

Международная трудовая миграция

1. EVROPEAN UNION [Электронный ресурс]. Режим доступа http://europa.eu/ (дата обращения 01.10.2014).

2. Институт демографии Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» № 619-62017-30 ноября 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0619/barom02.php (дата обращения 06.12.2014).

3. EVROPA европейский портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evropa.org.ua/eu/3.htm (дата обращения 20.10.2014).

4. Рынки труда и возможности трудоустройства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0 (дата обращения 20.10.2014).

5. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx (дата обращения 09.10.2014).

Последние два десятилетия, ознаменовавшиеся крушением «железного занавеса», расширением состава Европейского Союза, переходом на более высокие уровни внутриконтинентальной интеграции тестировали и продолжают проверять на прочность и эффективность миграционные режимы государств Старого Света, практически непрерывно формулируя комплексы новых проблем экономического, социального, культурного и политического характеров.

Несмотря на обострившиеся противоречия внутри Европейского Союза, связанные со стратегическими ориентирами и тактическими мерами реализации миграционной политики, внутреннее миграционное пространство ЕС, равно как и сформированную национальную и интернациональную инфраструктуры разработки и реализации миграционной политики в регионе, представляется уникальным, не имеющим аналогов в современной и исторической мировой практике. В связи с чем проблематика исследования закономерностей процессов международной трудовой миграции в Европейском Союзе , социальных, экономических, культурных трансформаций, вызванных как переориентацией региональных миграционных потоков во второй половине ХХ века, так и расширением состава ЕС, представляется актуальной и своевременной как для европейских стран, активно модернизирующих свою миграционную политику, так и для России, уже столкнувшейся с острой необходимостью формирования единой миграционной стратегии активно интегрирующихся стран ЕврАзЭС, Таможенного Союза.

Целью проведенного исследования было определение основных закономерностей миграционной динамики в странах ЕС-28 на основе оценки макроэкономического влияния имиграции в статике и динамике (2000-2013 гг.).

Для проведения исследования была использована статистическая информация государств Европейского Союза (в том числе и Национальной статистики отдельных стран до момента их вступления в ЕС).

Оценка экономической роли трудовой имиграции в народнохозяйственной системе страны возможно с позиций анализа традиционных макроэкономических (динамика ВВП, демографические характеристики населения, динамика трудовой миграции в стране, показатели экономического роста и так далее) и рассчетных (производительность труда, динамика «выбытия» работоспособного населения, потери ВВП в случае отсутствия трудовой имиграции и так далее). В дальнейшем сопоставляя традиционные и рассчетные макроэкономические показатели, возможно объективно определить итоговый показатель экономической роли трудовой имиграции в стране.

Результаты проведенной оценки демонстрируют, что максимальным усредненным показателем экономического значения трудовой миграции обладают экономически развитые государства «старой» Европы, в то время как экономическая роль трудовой миграции в странах Восточной Европы в целом остается наименьшей.

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 1. Динамика изменения показателей экономического значения трудовой имиграции в группах стран Европы

Рассматривая динамику экономической зависимости групп стран ЕС (в исследовании выделены государства Северной, Центральной, Южной и Восточной Европы) , в период 2000-2013 гг. (рис. 1) можно выделить, что в государствах Северной Европы развивается в возрастающем тренде по N-образной траектории. В странах Южной и Центральной Европы также наблюдается прогрессирующий по W-образной траектории тренд. Тогда как в государствах Восточной Европы единообразие отсутствует как с позиции миграционной динамики, так и направленности группового тренда. Стоит отдельно отметить, что согласно проведенному исследованию, факт вступления государств Восточной Европы в ЕС не имел существенного отражения в критериях развития их экономической зависимости от трудовой миграции.

С целью определения закономерностей и основных детерминант динамики экономической роли трудовой миграции в странах Европейского Союза, можно проанализировать изменение основных макроэкономических критериев стран ЕС в период с 2000 по 2013 г. В качестве таковых критериев были определены - производительность труда в национальной экономической системе стран ЕС (которая в рамках исследования определялась через соотношение национального ВВП (ППС) к численности занятого населения), динамика роста национального ВВП и официальной безработицы в странах исследуемого региона. Для демонстрации внутрирегиональных различий можно аггрегировать показатели в зависимости от географической локализации исследуемых государств Европы.

Графики изменения производительности труда в странах Европейского Союза, классифицированных на 4 группы (страны Северной, Центральной, Южной и Восточной Европы), приведены на рис. 2.

Как видно из рис. 2, во всех государствах ЕС производительность труда росла вплоть до 2008 года. Наиболее стремительно производительность труда росла в странах Восточной Европы, что логично объясняется низкими стартовыми условиями.

Cтоит отметить, что вступление в ЕС (2004 год) для показателей производительности труда в анализируемых странах (за исключением Хорватии, вступившей в ЕС позднее) не оказалось стимулирующим условием - рост производительности труда сохранил высокую динамику, свойственную и для начала 2000-х годов. Производительность труда в странах Северной Европы росла наиболее плавно, хотя и максимально равномерно.

С 2008 года наблюдается существенное падение производительности труда во всех без исключения странах ЕС. В одних из них падение было резким и продолжается до сих пор (Нидерланды, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция), в других - падение 2008 года носило характер корректировки (Финляндия, Великобритания, Франция, Германия, Кипр, Испания), в третьих - временного «отката» (Норвегия, Хорватия, Латвия). Но в целом тренд динамики производительности труда в группах стран Европейского Союза выступает общим и очевидным.

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 2. Динамика производительности труда в группах стран ЕС, долл. США

Рассматривая динамику безработицы в группах стран Европейского Союза (рис. 3), нельзя уловить никаких типичных даже для стран единой группы трендов и закономерностей. Динамика безработицы может быть не только разной степени интенсивности, но и вообще разнонаправленной в странах одной анализируемой группы в аналогичный исторический период. Однако заслуживает внимания тот факт, что во всех без исключения странах Европейского Союза именно 2008 год стал годом минимальной безработицы (в период 2002-2013 гг.)!

И именно 2008 год был годом максимальной производительности труда для стран Европейского Союза . Этот факт дает возможность определить прямую взаимосвязь между показателями национальной безработицы и национальной производительности труда в странах ЕС, подтверждая, что только при достижении минимальной безработицы возможен максимальный рост (и, как следствие, достижение максимальных показателей) производительности труда в стране!

Стоит уделить больше внимания исследованию практического и фундаментального значения этого результата статистического исследования. С сугубо экономической точки зрения данное утверждение представляется нелогичным - высокий показатель производительности труда сокращает потребность экономической системы в рабочей силе, а, следовательно, способен вызвать рост безработицы в стране!

С другой стороны, более социальной, психологической рост производительности труда в стране можно обосновать и ростом качества жизни (включая уровень социальной защищенности, в том числе и качество государственных программ поддержки занятости), основным показателем которой, в том числе, и выступает уровень безработицы в стране.

Можно, основываясь на логике экономических закономерностей, определить характер взаимосвязи двух показателей (существование этой взаимосвязи статистически аргументировано).

Рост производительности труда в экономической системе (несмотря на кажущуюся позитивность этого тренда) будет иметь положительные последствия для всей системы только в случае одновременного снижения безработицы. В противном случае (даже при сохранении безработицы на прежнем уровне) рост производительности труда скажется на росте потерь («упущенной выгоды») экономической системы в целом.

Таким образом, значение безработицы как показателя социально-экономического развития системы и точки приоритетного государственного воздействия (реализации государственной политики) многократно возрастает. Безработица превращается не только в фактор роста качества жизни и обеспечения социальной стабильности, но и критерий оптимизации динамики производительности труда, повышения ее экономической эффективности и результативности в современном мире.

Наконец, на рис. 4 продемонстрировано поведение ВВП стран Европейского Союза в период с 2000 по 2013 г.

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 3. Динамика безработицы в группах стран Европы, %

Несмотря на отсутствие явных общих трендов динамики роста ВВП, практически во всех странах Европы максимально успешным с точки зрения роста ВВП был 2006 год (кроме Бельгии, Кипра и Венгрии), а 2008 - наоборот, представляется как минимальный экстремум (в том числе и в отрицательной зоне системы координат), ниже достижений которого лишь антирекорды 2013 года (кроме Норвегии, Ирландии и Латвии).

Северная Европа

Центральная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Рисунок 4. Динамика роста ВВП в группах стран Европы, %

На основании исследования динамики четырех показателей - динамика ВВП, безработицы, производительности труда и экономического значения трудовой имиграции, можно построить следующую таблицу (таб. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь показателей экономического развития стран ЕС в период 2000-2013 гг.

Страны Северной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Страны Центральной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Страны Южной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Страны Восточной Европы

Экономическое значение трудовой имиграции

Уровень безработицы

Производительность труда

Анализ таб. 1 позволяет сделать вывод, что в зоне роста производительности труда показатели роста ВВП и экономического значения трудовой имиграции изменяются в прямой зависимости. В то же самое время показатели динамики ВВП и экономического значения трудовой миграции вступают в обратную зависимость в случае сокращения производительности труда в экономической системе. Схематично выведенную закономерность можно изобразить на графике (рис. 5).

Рисунок 5. Взаимозависимость показателей экономического развития стран Европы

Логично обосновать выявленные закономерности и взаимозависимости можно, исходя из того, что в условиях сокращения производительности труда падают ожидаемые доходы предпринимателей, при этом возрастает количество необходимого труда. Как уже было обосновано выше, падение производительности труда может спровоцировать рост безработицы в рамках экономической системы. В таких макроэкономических условиях рост ВВП возможен только за счет реализации политики сокращения издержек (в том числе и за счет экономии на рабочей силе), либо за счет активного заимствования на зарубежных рынках, либо за счет благоприятной конъюнктуры на определенных отраслевых рынках (например, на рынке природных ресурсов, которыми богато конкретное государство). Безусловно, ни одно из перечисленных условий не предполагает активизации трудовой имиграции - что и определяет снижение ее экономического значения в народнохозяйственной системе.

При ухудшении макроэкономической ситуации - падение ВВП в условиях падения производительности труда происходит реструктуривание рынка труда в пользу готовых к более дешевому труду иностранных мигрантов . В условиях неэффективного государственного регулирования миграционных отношений бизнес начинает активно стимулировать иностранную миграцию, замещая мигрантами местных рабочих, которым уже ничего не остается, кроме как стоять на бирже труда и пополнять армию безработных. К примеру, поток трудовых мигрантов в Испанию, Грецию, Италию из стран Ближнего Востока и Северной Африки постоянно растет, при том что экономическая ситуация в этих государствах близка к кризисной, а социальная (безработица в Южной Европе одна из самых высоких в мире!) - к протестной.

В благоприятных условиях роста производительности труда, усиленных ростом ВВП, зависимость от иностранной трудовой имиграции будет расти просто в силу нехватки внутреннего трудового ресурса развития (как уже было доказано выше, зачастую в условиях максимизации производительности труда резко падает безработица).

Таким образом, проведенное исследование статистической информации и трендов миграционной и макроэкономической динамики государств Европейского Союза (+ Турция) за период 2000-2013 гг. позволило сделать следующие выводы практического и теоретического свойств:

    Сопоставление трендов развития производительности труда и уровня безработицы в странах ЕС позволяет сделать вывод, что историческим периодам максимальной производительности труда в экономической системе соответствуют исторические периоды минимальной безработицы в стране. На основании этого статистически доказанного факта можно сделать вывод о роли безработицы как фактора экономической эффективизации роста производительности труда в рамках всей народнохозяйственной системы, о необходимости концентрации государственной экономической политики на показателях безработицы, в том числе и при реализации хозяйственных стратегий интенсивного роста;

    Сопоставление показателей безработицы, изменения ВВП, производительности труда и экономической роли трудовой имиграции позволили вывести ряд закономерностей, статистически обоснованных и логически доказанных. В частности, было сделано предположение, что в условиях растущей производительности труда экономическая роль трудовой миграции и динамика ВВП находятся в прямой зависимости. Тогда как в случае изменения динамики производительности труда на негативную до обратной изменяется взаимосвязь динамики ВВП и экономической роли трудовой имиграции. Это научно обосновывается анализом источников экономического роста (роста ВВП) в условиях сокращения или роста производительности труда и дальнейшим тестированием миграционного поведения населения в динамике развития приведенных факторов роста ВВП. Наконец, предложенные закономерности были подтверждены статистикой экономического развития стран ЕС в период с 2000 по 2013 г.

Значение выявленных закономерностей и трендов миграционной динамики в рамках Европейского Союза определяется возможностями использования предложенной методики в процессе планирования национальной (общеевропейской) миграционной политики, определения направлений приоритетного государственного регулирования трансграничного движения рабочей силы, инструментов формирования системы наднационального планирования и контроля трудовой имиграции.

Рецензенты:

Скорев М.М., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону;

Кирищиева И.Р., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Козлова Е.В. ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16796 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии, а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав; (4) меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. (Одним из инструментов реализации данной задачи служит введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.); (5) меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов. Речь идет, в частности, о проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину.

Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений .

К ним следует отнести: (1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; (2) миграция в рамках промышленно развитых стран; (3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; (4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); (5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть - в автомобилестроении; в Бельгии - половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих.

Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США.

Специфическим примером служит также межстрановая миграция рабочей силы в рамках ЕС. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.), в разделе 1 которой записано, что «каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем», а во втором - «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».

Таким образом, в этом документе декларируется, что создание единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

Несмотря на то обстоятельство, что предложенные принципы могут иметь ряд негативных последствий на практике (демпинг, дифференциация стран по использованию

рабочей силы определенной квалификации и пр.) рассмотрение модели межстрановой трудовой миграции в рамках ЕС весьма полезно для дальнейшего становления рынка трудовых ресурсов в СНГ.

На протяжении десятилетий послевоенного периода наблюдался существенный рост миграционных потоков рабочей силы также и между развивающимися странами.

Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.

Специалисты считают первым (по временному принципу) среди таких центров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран.

Последовавшая затем волна обретения многими африканскими государствами политической независимости способствовала развитию этого процесса. Активное проникновение в Южную Африку международных корпораций из США и Западной Европы в 70-е годы сделало довольно устойчивой широкую миграцию африканских рабочих в этот субрегион.

Позднее, уже в 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Южной Америке в составе наиболее развитых стран: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Мексики. Страны региона становятся экспортерами как низкоквалифицированных работников, так и специалистов высокой квалификации (инженеры, врачи). Параллельно в эти страны ежегодно приезжает многочисленная рабочая сила из сравнительно более экономически отсталых стран континента, а также из азиатских и африканских стран.

Далее, формирование ближневосточного центра притяжения рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобывающей промышленности в 70-х годах. Уже в конце 70-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свыше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов как из соседних арабских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Южной Кореи.

Последние десятилетия текущего столетия явились периодом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран. Это - ЮгоВосточная Азия, где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона. Немаловажная роль в указанных процессах принадлежит деятельности ТНК разного «национального» происхождения: американским, японским, австралийским, южнокорейским, тайваньским.

На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, представляющая собой сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причинами подобной трудовой миграции выступают как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей, инженеров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского региона), так и чисто бытовые.

Таким образом, международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важных особенностей современных МЭО.

На современном этапе и страны-импортеры, и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Особая роль принадлежит Международной организации труда (МОТ), одной из основных функций которой является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность

рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др. Как известно, за время функционирования МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций.

ПРИМЕЧАНИЕ

В ходе подготовки данного раздела использовалась следующая литература:

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. -

М., 1996. - 196 с.

2. Буглай В. Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 1996. - 160 с.

3. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 1996. - 108 с.

4. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. - 6-е изд. - М., 1994. - 784 с.

5. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов.

М., 1997. - 416 с.

6. Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И. Хасбулатова. - М„ 1991.

7. Международные экономические отношения: Учебник / Под обш. ред. В.Е.

Рыбалкина. - М., 1997. - 384 с.

8. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М., 1998. - 336 с.

9. Азия и Африка сегодня. - 1996. - № 12. - С. 37-39.

10. Вопросы экономики. - 1997. - № 5. - С. 149-158; № 12. - С. 94-106.

11. Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 9. - С. 5-19; №11.-

С.94-102; № 11 -С.65-77;№ 12.-С. 88-99; № 3.-С. 19-33; № 9.-С. 62-73; № 10. - С. 56-67: № 11. - С. 68-79; № 12. - С. 72-84.

12. Капитализм XXI века / Что ждет мир в следующем столетии // Business Week. - 1996. - № 1.

13. European Economies / A Comparative Study // Ed. by Frans Somers. - Groningen Business School, Hanse Polytechnic, Groningen, 1991. - 287 pp.

14. Im Kreislauf der Wirtschaft. - Bundesverband deutscher Banken, Koeln, 1988. - 200 S.

15. UNCTAD. Trade and Development Report, 1998. - N.Y., Geneva: UN, 1998. - 229 pp.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Демография: динамика, процессы и тенденции. Продовольственное обеспечение населения планеты. Топливно-сырьевая ситуация в современном мире. Сохранение мира, разоружение и конверсия военного производства. Экологические перегрузки: экономические аспекты.

На рубеже третьего тысячелетия мировое сообщество пришло к необходимости переосмысления путей общественного развития. Как справедливо полагают отечественные исследователи, превалировавшая ранее концепция экономического роста, подходившая к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. Однако в настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие целесообразнее

рассматривать в рамках более широкой концепции общественного развития [см.: 6, с. 436].

Не случайно уже в конце XX века все более важное значение придается изучению

проблем демографии; продовольственного обеспечения населения планеты; ресурсов и их восполнения; обеспечения безопасности и мира; охраны окружающей среды и др.

Общим для всех глобальных проблем является их универсальный характер, так как они являются порождением современной цивилизации.

Проявление и последующее обострение этих проблем в планетарном масштабе настоятельно требуют их тщательного рассмотрения и поиска путей их решения также на глобальном уровне. [См. Примечание.]

Демография: динамика, процессы и тенденции

На современном этапе развития цивилизации широко признаются значимость и ценность человеческих ресурсов. Поэтому протекающие на планете демографические процессы заслуживают самого пристального внимания и исследования.

Нарастающая напряженность в этой сфере прежде всего связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно четко проявившимся уже с середины XX века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи. Об интенсивности этого процесса красноречиво свидетельствуют следующие статистические данные. Опубликованные экспертами ООН, они иллюстрируют динамику прироста мирового населения за последние полтора столетия:

Таблица 6

(прогноз)

Численность

населения

(млрд. человек)

Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новейшим оценкам, к 2000 году население стран мира может увеличиться до 6,03 млрд. человек (к 2015 году - до 7,47 млрд. человек). Следовательно, только во второй половине XX века численность населения планеты возрастет также более чем вдвое. Столь высокие темпы его роста оказывались невозможными на протяжении многих тысячелетий всего предыдущего развития.

При этом следует учитывать, что свыше 80% современного и еще большая доля перспективного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Так, в конце XX века примерно 60% мирового населения проживает в Азии; почти 12% - в Африке; 8% - в Латинской Америке; 6,3% - в Северной Америке; 6,2% - в регионе Западной Европы; 2,6% - в России и только около 1,0% - в Австралии и Океании.

Не вызывает сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является специфическое, противоречивое взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в странах развивающегося мира.

Так, распространение современных средств медицины, приведшее к значительному снижению детской смертности, и установление контроля над инфекционными заболеваниями, расширение масштабов продовольственного снабжения населения этих стран как за счет роста собственного производства продуктов питания, так и путем увеличения импорта способствовали резкому возрастанию темпов прироста населения.

Кроме того, и поныне страны развивающегося мира отличают и экономическая отсталость, и известный консерватизм в сфере социальных отношений, и господство

традиционных моральных, религиозных и иных представлений на фоне сравнительно невысокого уровня грамотности.

Перечисленные факторы задержали на довольно длительный срок переход развивающихся стран от типа воспроизводства населения , характерного для

натуральнохозяйственных способов производства с их высокой рождаемостью и смертностью, а потому и крайне небольшим приростом населения, к современному типу его воспроизводства с низким темпом прироста населения, определяемым низкой рождаемостью при низком уровне смертности и сравнительно высокой продолжительности жизни.

Подобные сдвиги происходили в прошлом и в зоне промышленно развитых стран, где также имел место своего рода «демографический взрыв», хотя и более растянутый по времени. Но протекавшие тогда «взрывные» демографические процессы из-за сравнительно небольших абсолютных размеров населения и ограниченности их территориями немногих стран не превратились в глобальную проблему.

Таким образом, на современном этапе в развивающихся странах сложился сво-

еобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости.

Таким образом, демографические процессы в развивающейся зоне сегодня отличаются столь бурными формами и такой интенсивностью, что создается немало осложнений. Все это и привело к проявлению глобальной демографической проблемы.

По мнению экспертов-демографов, подобный «переходный период» может продлиться в развивающихся странах до середины XXI века, в связи с чем численность мирового населения, вероятно, стабилизируется к 2100 г. на уровне 10,5 млрд. человек. К этому периоду уже 95% всего населения планеты будут проживать в современной развивающейся зоне.

Перспективы ослабления «демографической напряженности» и последующего решения этой проблемы специалисты определяют следующим образом.

В связи с тем, что темпы естественного прироста населения складываются из взаимодействия двух основных демографических показателей - рождаемости и смертности, а последние, в свою очередь, зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т. д.), отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения этой зоны (2,3-3,0% по сравнению с 0,7% в промышленно развитых странах). В то же время в развивающихся странах действует общая закономерность возрастания роли социальнопсихологических факторов на фоне относительного снижения роли естественнобиологических факторов. Поэтому и проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости по мере достижения страной более высокого уровня развития.

С другой стороны, отличий развивающихся стран от промышленно развитых держав по уровню смертности заметно меньше. Именно в этой области отмечается наиболее впечатляющий прогресс развивающейся зоны. Серьезные последствия демографических процессов, протекающих в развивающихся странах, связаны и с обратным воздействием демографической проблемы на отсталость.

Кроме этого, в развивающейся зоне происходит формирование специфической возрастной структуры населения, в которой несоразмерно большой удельный вес занимает молодежь до 17 лет (свыше 2/5 населения в этих странах в среднем по сравнению с 1/3 в развитых странах). Соответственно меньшая доля принадлежит населению в трудоспособном возрасте (чуть выше 1/2 по сравнению с 2/3 в странах Запада). То есть чем выше коэффициент иждивенчества, тем более ограниченны возможности повышения жизненного уровня населения.

На современном этапе в общественном сознании развивающихся стран в понятие демографической проблемы включается не только то, что относится к демографическим процессам как таковым, но и увеличение продолжительности и качества жизни населения.