Правовые основы социального обслуживания. Нормативно-правовая база социального обслуживания населения Нормативно правовые документы регулирующие социальное обслуживание

В рамках информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных создан мультипликационный анимационный ролик «Береги свои персональные данные».

  • Массаж и лечебная физкультура доступны каждому!

    В отделении социальной реабилитации инвалидов МБУ Мошковского района Новосибирской области КЦСОН проводится набор желающих на получение оздоровительных процедур.

  • Социальный клуб

    СОЦИАЛЬНЫЙ КЛУБ В Мошковском районе с сентября 2015 года начала свою работу служба социально-педагогической поддержки семьи и детства, направленная на оздоровление детско-родительских отношений. В рамках деятельности данной службы на базе Комплексного…

    • Обращение к женщинам с детьми до 18 лет, беременным женщинам и семььям с детьми, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию

      На базе Комплексного центра социального обслуживания населения организована психологическая служба сопровождения женщин и детей, подвергшихся насилию, в том числе и сексуальному Наше обращение направлено к женщинам с детьми до 18 лет, беременным женщинам…

    • Обращение отделения профилактики детей и подростков

      Мы обращаемся к женщинам и мужчинам с детьми до 18 лет и беременным женщинам, имеющих внутрисемейные конфликты, испытывающих трудности в социальной адаптации Если Вы попали в ситуацию насилия (психологического, физического, в т.ч…

    В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, и регламентировано законодательством. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.37, 38 Конституции РФ). В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца (Конституции РФ, ст. 39).

    Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В нашей стране создана многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы.

    Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения нашей страны в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

    Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям граждан из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

    Пенсионные отношения в России до 1 января 2002 года регулировались законом № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года. Начиная с 1 января 2002 года пенсионная система реформирована в связи с принятием федеральных законов: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166 – ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ.

    Основным законом, регулирующим пенсии по старости, является закон о трудовых пенсиях, внесший значительные изменения в условия их предоставления. Впервые в структуру трудовой пенсии вводится накопительный элемент и устанавливается новый порядок исчисления, основанные не на величине прошлого заработка, а на сумме уплаченных страховых взносов и средней продолжительности предстоящей жизни после выхода на пенсию. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни.

    Другой организационно-правовой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями и льготами особо нуждающихся категорий граждан.

    В современных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 миллионов человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство и безработица.

    Вместе с тем сложившаяся практика выплаты социальных пособий несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий.

    С 1995 года органы социальной защиты населения получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения. В неё вошли федеральные законы: «Об основах социального обслуживания

    населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»; постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 года № 31 «Об утверждении Примерного устава муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», а также федеральный закон от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях».

    Впервые было законодательно закреплено, что система социального обслуживания основана на использовании всех форм собственности и состоит из равноправных секторов: государственного и негосударственного.

    Законодательством предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания, социально-консультативная помощь, срочное социальное обслуживание. Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации регулирует социальную защиту отдельных категорий граждан (ветеранов; инвалидов; детей; лиц пожилого возраста и др. (таблица 1.2).

    Так, федеральный закон № 48 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов.

    Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещение ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в РФ», принятые в 1995 году. Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

    Одной из проблем органов социальной защиты населения в нашей стране является проблема незащищенности детей. Социальная защита детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Система пособий семьям с детьми установлена федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Она включает пять видов пособий:

    1) пособие по беременности и родам – служит компенсацией утраченного заработка (дохода) женщины в период отпуска по беременности и родам;

    2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – должно играть стимулирующую роль для раннего медицинского наблюдения, профилактики осложнений беременности и сохранения здоровья женщины и будущего ребенка;

    3) единовременное пособие при рождении ребенка – выполняет функцию частичного и равного для всех получателей возмещения разовых расходов семьи при рождении ребенка;

    4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должно частично компенсировать утраченный заработок или доход лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста;

    5) ежемесячное пособие на ребенка, которое должно по замыслу частично компенсировать расходы семьи в связи с воспитанием ребенка.

    Таблица 1.2

    Федеральное законодательство в области социальной защиты населения

    Федеральный закон

    О ветеранах;

    О социальной защите инвалидов в РФ;

    О государственных пособиях гражданам, имеющим детей;

    О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;

    Об основах социального обслуживания населения в РФ;

    О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

    О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    О государственном регулировании в области добычи и ис­пользования угля, об особенностях социальной защиты работников органи­заций угольной промышленности

    О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам ордена Трудовой Славы

    О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк»;

    Об иммунопрофи­лактике инфекционных болезней

    О государственной социальной помощи;

    Об основах обязательного социаль­ного страхования

    Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием

    О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей

    О трудовых пенсиях в РФ

    О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации

    О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

    О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи

    О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации


    № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно статье 2 этого закона, основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

    2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

    4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

    Следующая организационно-правовая форма социальной защиты населения – обязательное государственное социальное страхование . Это средство возмещения

    социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование – это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей, а также дотаций из федерального бюджета.

    Федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения.

    Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций и жизненно необходимых товаров.

    Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Источником оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

    Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев. Данная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.

    Оказание государственной социальной помощи может осуществляться в следующих видах:

    · денежные выплаты;

    · натуральная помощь (топливо, одежда, продукты, медикаменты).

    Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

    На территории Российской Федерации действует закон «О ветеранах» № 5 от 12.01.1995 года, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

    Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов

    субъектов Российской Федерации. Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующие льготы.

    В соответствие с Конституцией Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с чем расходы на эти цели возлагаются на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

    В рамках проводимой реформы по разграничению полномочий в области социальной защиты населения принят федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122 –ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 04.07.2003 г. № 95 – ФЗ) определены полномочия субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, финансирование которых с 01.01.2005 года должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 этого закона к таким полномочиям отнесено решение вопросов:

    · социальной поддержки:

    Граждан пожилого возраста и инвалидов;

    Безнадзорных детей;

    Ветеранов труда;

    Лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.;

    Семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей);

    Жертв политических репрессий;

    Малоимущих граждан;

    · социального обслуживания:

    Граждан пожилого возраста инвалидов;

    Граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    Безнадзорных детей.

    Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122 – ФЗ изменил более 150 действующих нормативных актов, в том числе по вопросам социальной защиты. Целью принятия рассматриваемого документа явилась необходимость защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти. Основными положениями данного закона в области реформирования системы социальной защиты являются:

    1) разделение льготников на «федеральных» и «региональных» в соответствии с полномочиями и расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов;

    2) «монетизация льгот», т.е. замена льгот в натуральной форме «федеральным» льготникам на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);

    1) предоставление «федеральным» льготникам набора социальных услуг, стоимостью 450 рублей в месяц, в число которого входит:

    Дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарственными средствами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний (400 рублей);

    Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения (50 рублей).

    Сумма средств, предусмотренная на «социальный пакет», удерживается из состава начисления ежемесячной денежной выплаты.

    Ежемесячная денежную выплата производится территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства гражданина одновременно с выплатой пенсии. Размер денежной выплаты подлежит индексации, как и размер базовой части трудовой пенсии.

    Таким образом, принципы социальной защиты реализуются посредством разработки и совершенствования законодательной базы как отраслевого, так и межотраслевого характера. В Российской Федерации по-прежнему сохраняется обширная и разветвленная система льгот. Только через органы социальной защиты населения осуществляется реализация льгот для 13 категорий населения в рамках рассмотренных нами федеральных законов. Государство проводит линию на необходимость учета социальных проблем в процессе разработки проектов федеральных законов в области структурной перестройки, финансирования и налогообложения, приватизации, постановлений правительства по вопросам развития отраслей и регионов Российской Федерации.

    Международное законодательство в области социального обслуживания

    Правовой основой социального обслуживания является ряд международных документов, которые имеют как универсальный характер, так и специализированный.

    Отметим наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания.

    Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Положения 22 статьи Всеобщей декларации гласят о том, что человек способен развиваться при условии уважения к своей личности, а также при создании для него условий, когда все люди имеют равные социальные, политические, экономические и иные права в соответствии с ресурсами государства, в котором он проживает, и его структурой.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. Нормы пакта закрепляют право всех на социальное обслуживание, а также его нормами гарантируется достаточный уровень жизни.

    Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Положения Конвенции обязуют государства обеспечить ребенку такую защиту и поддержку, которая необходима для его гармоничного развития и благополучия. Согласно положениям Конвенции, дети имеют право на пользование совершенными услугами здравоохранения, право на образование, а также на социальное обеспечение и социальное обслуживание в первоочередном порядке.

    Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Конвенция закрепляет право людей с особенностями развития на полное вовлечение в общественную жизнь без дискриминации в связи с инвалидностью, на защиту всех прав инвалидов, на равный доступ к ресурсам.

    Европейская социальная хартия. Европейскую социальную хартию можно назвать ключевым международным документом, провозгласившим и гарантирующим социальные права человека, включая право на социальное обслуживание, которое закреплено в отдельной статье Хартии. Ст. 14 Хартии обязывает стран-участников оказывать содействие в деятельности социальных служб, оказывающих социальные услуги, причем допуская как государственные учреждения, так и благотворительные и негосударственные. В Европейской социальной хартии оказаны особенности социальных прав различных категорий граждан, тем самым, хартия позволяет учитывать специфику национальностей и половозрастные отличия.

    Замечание 1

    Таким образом, нами названы наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания. Они провозглашают и закрепляют права всех категорий населения на равные права и достойные условия жизни без дискриминации по расовому, половому, возрастному и иным признакам.

    Федеральное законодательство РФ в области социального обслуживания населения

    Правовая основа социального обслуживания включает федеральное законодательство, региональное и муниципальное законодательство, локальные акты учреждений.

    Замечание 2

    Прежде всего, основой оказания социальных услуг является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, закрепляющая право граждан на труд, здоровье, образование, жилье и иные социальные права.

    Рассмотрим наиболее крупные федеральные законы в области социального обслуживания:

      ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28 декабря 2013 года. Федеральный закон закладывает основы системы социального обслуживания в стране, закрепляя принципы социального обслуживания, определяя полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области социального обслуживания, формулируя основные понятия социального обслуживания, выделяя права получателей и поставщиков социальных услуг, закрепляя формы социальных услуг и их функции и т.д.

      Замечание 3

      Следует отметить, что данный федеральный закон стал шагом к формированию новой системы социального обслуживания. В частности, позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создает возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

      ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон определяет общие принципы социальной поддержки данной категории получателей социальных услуг, меры и содержание социальной поддержки, в том числе социальное обслуживание.

    1. ФЗ «О ветеранах» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» закладывает основы оказания социальных услуг пожилым гражданам.
    2. ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ». Его нормы закрепляют нормы международного законодательства в этой области и гарантируют достойные условия для жизнедеятельности людям с ограниченными возможностями. В рамках этого был разработан проект «Доступная среда», целью которого является создание условий, инфраструктуры для свободной реализации своих возможностей людям с ограниченными возможностями.
    3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данным законом определяется порядок деятельности организаций системы профилактики безнадзорности, правила производства по делам несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения и центры временного содержания.
    4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг». В соответствии с Постановлением определен перечень социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания

    Огромное значение в правовой основе имеют стандарты социального обслуживания. В настоящий момент в РФ разработаны ГОСТы по социальному обслуживанию всех категорий получателей социальных услуг на федеральном и национальном уровнях.

    Замечание 4

    Нормы ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» закрепляют возможность субъектов РФ самостоятельно принимать нормативно-правовые акты в области социального обслуживания населения на территории субъекта в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Региональная и иная правовая основа социального обслуживания

    Таким образом, субъекты РФ принимают законы о социальном обслуживании на своей территории, уточняя перечень услуг в их регионе, перечень поставщиков социальных услуг, порядка оказания социальных услуг и тарифов на социальные услуги, в случае, когда они оказываются на возмездной основе. В качестве примера приведем Закон Ставропольского края "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг Ставропольского края".

    Также муниципальными органами и учреждениями могут издаваться постановления и положения, регламентирующие работы организаций социального обслуживания.

    Наиболее распространенным поставщиком социальных услуг являются государственные бюджетные учреждения – комплексные центры социального обслуживания. В рамках своей деятельности ими принимается Устав, положения о деятельности различных отделений в комплексном центре и перечни документов для предоставления той или иной услуги, а также различного характера договоры.

    Конституция РФ 1993 г. закрепила подразделение законодательства на три категории: законодательство Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения. Создав правовую основу для становления и развития законодательства субъектов РФ, Конституция РФ активизировала нормотворческие процессы на уровне субъектов РФ.

    Определяя предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Конституция РФ не устанавливает для федерального законодателя каких-либо границ и пределов правового регулирования общественных отношений, отнесенных к предметам совместного ведения. Федеральный законодатель, руководствуясь общими конституционными принципами, сам определяет пределы и границы собственной правовой активности на совместном правовом поле.

    Неограниченные правовые возможности федеральной законодательной власти по предметам совместного ведения означают фактическое нахождение данных предметов в сфере компетенции Российской Федерации, которая по своему усмотрению делегирует субъектам Российской Федерации осуществление отдельных полномочий1.

    Совместное ведение в сфере социального обеспечения и социальной защиты означает, что ряд вопросов должен находиться в ведении субъектов РФ или муниципальных образований. Тому могут служить две основные причины: необходимость учета региональных особенностей и (или) необходимость в консолидации усилий, в том числе финансовых средств, центра и регионов, муниципальных образований. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование социального обслуживания населения, при этом устанавливают государственные стандарты.

    К сфере регионального нормотворчества следует отнести и вопросы, которые федеральным законодательством не урегулированы. К ним относится, например, социальная поддержка многодетных и молодых семей. При этом субъекты РФ и органы местного самоуправления за счет средств своего бюджета вправе повышать уровень социально-обеспечительных гарантий по сравнению с минимальным федеральным уровнем.

    Таким образом, разграничение сфер исключительной и совместной компетенции Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных органов должно обеспечить комплексную социальную защиту населения. При этом распределение и перераспределение социальных функций между федеральным, региональным и местным уровнями должны подкрепляться соответствующими источниками финансирования в рамках бюджетной системы РФ. Источниками финансирования тех или иных видов социального обеспечения соответственно выступают государственные бюджеты (федеральный и субъектов РФ). Нарушение принципа сбалансированности социального обеспечения по уровням его регулирования (федеральный, региональный) неизбежно повлечет социальное неравенство.

    Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта РФ.

    На уровне субъектов РФ разрабатываются различные целевые программы в области социального обеспечения, издаются региональные законы и подзаконные нормативные акты

    К примерам нормативных актов субъектов в данной сфере отношений можно отнести Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы". Закон регулирует отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения города Москвы в целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании.

    В ст. 1 указанного закона содержится обширный понятийный аппарат, даются определения следующих основных понятий:

    государственная система социального обслуживания;

    клиент социальной службы (клиент);

    способность к самообслуживанию;

    обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за не способным к самообслуживанию гражданином;

    трудная жизненная ситуация;

    социально опасное положение;

    государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве;

    стационарное социальное обслуживание;

    нестационарное социальное обслуживание;

    социальная адаптация;

    социальная реабилитация;

    работник социальной службы.

    Необходимо отметить, что впервые в законодательстве о социальном обслуживании разъяснено понятие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, что имеет несомненное практическое значение при решении вопроса об оказании социальных услуг на бесплатной основе.

    Данным законом также определяются виды и содержание социальных услуг, основания и порядок их оказания.

    Перечень видов социальных услуг, указанный в ст. 5 Закона, включает в себя: социально-экономические; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-бытовые; культурно-досуговые; оказание социально-правовой помощи; консультирование; социальное сопровождение; социальная реабилитация; иные услуги социального обслуживания.

    Московский законодатель расширил перечень социальных услуг по сравнению с гарантированным федеральным перечнем, включив в него новые виды услуг - культурно-досуговые, социальное сопровождение.

    Впервые на законодательном уровне установлено, что оказание услуг социального обслуживания (за исключением предоставляемых отделением срочного социального обслуживания) оформляется договором, заключаемым между клиентом (его законным представителем) и государственным учреждением социального обслуживания (ч. 6 ст. 6 Закона).

    Данное положение соответствует требованиям действующего законодательства, так как не подвергается сомнению тот факт, что цивилизованный экономический оборот услуг строится в условиях договорных отношений его участников на основе взаимного совпадения частных интересов. Действовать на основании договора выгодно как производителю, так и потребителю услуг. В договоре предусматриваются и защищаются субъективные права потребителя на информацию, безопасность, качество услуги. Договор выгоден и производителю услуги, так как в противном случае за некачественное обслуживание наступает внедоговорная (деликтная) ответственность.

    Также указанным законом (по сравнению с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации) расширен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатного социального обслуживания. К ним отнесены, во-первых, граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход; они имеют право на получение социальных услуг на бесплатной основе вне зависимости от величины их среднедушевого дохода. Во-вторых, это взрослые недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, а также инвалиды с детства, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания.

    Немаловажно, что перечень лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, является открытым. Московский законодатель предоставил возможность работникам социальных служб с учетом индивидуальной нуждаемости оказывать на бесплатной основе социальные услуги и иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

    Федеральный законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации право устанавливать порядок и условия предоставления бесплатного и платного социального обслуживания. Установление государственных стандартов социального обслуживания также относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 установлено, что Территориальный перечень гарантированных услуг социального обслуживания (далее - территориальный перечень гарантированных услуг), порядок и условия предоставления бесплатного социального обслуживания, порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания определяются Правительством Москвы.

    Во исполнение указанных положений Правительством Москвы принят ряд подзаконных нормативных актов. В первую очередь необходимо обратить внимание на постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", которым утверждены:

    Положение о приеме граждан в учреждения нестационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы;

    Положение о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания;

    Положение о порядке оказания органами и учреждениями социальной защиты населения адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

    Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями социального обслуживания города Москвы.

    Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. № 919-ПП "О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы" утверждены Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы.

    Необходимо отметить, что социальные услуги, предусмотренные территориальным перечнем гарантированных услуг, гражданам, не указанным в ст. 8 ч. 2 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" (т. е. не имеющим право на предоставление социальных услуг на бесплатной основе), предоставляются за плату. Дополнительные услуги, оказываемые всем категориям граждан сверх территориального перечня гарантированных услуг, также предоставляются за плату.

    Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 5 марта 2011 г. № 11-Р утверждены тарифы на платные социальные услуги.

    Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1500-ПП "О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве" утверждены:

    социальные нормативы обеспеченности и обслуживания граждан в государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы";

    нормы среднесуточных продуктовых наборов для организации питания в государственных учреждениях социального обслуживания;

    нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем граждан, проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания;

    нормы выдачи специальной одежды для работников государственных учреждений социального обслуживания;

    минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой земли на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания;

    минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой площади на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания.

    Проведенный анализ социального законодательства позволяет сделать вывод, что на современном этапе сформирована нормативная правовая база социальной защиты населения. Вместе с тем развитие общества, постоянно возрастающие требования к социальной обеспеченности его граждан требуют внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

    Законодательную, нормативно-правовую базу соци­альной работы России, как и любой другой страны, оп­ределяют правовые документы, условно сгруппирован­ные в пять уровней в соответствии с субъектом их издания:

    2) внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряже­ния Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министер­ства труда, Министерства обра­зования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития и др.);

    3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодатель­ной инициативы;

    4) документы муниципальных образо­ваний (городские и сельские районы, микрорайоны (тру­довые коллективы), малые города без административного деления);

    5) решения, приказы, распоряжения непосред­ственно учреждений и организаций.

    Основным Законом Российской Федерации, регла­ментирующим основы общественного и государствен­ного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, ос­новные права и обязанности граждан, является Кон­ституция РФ . Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения со­циальной работы с населением, различными соци­альными слоями и группами.

    Конституция в ее современном понимании не была известна и не использовалась ни в государствах древ­него мира, ни даже в средние века. Хотя известно, что уже древние римляне употребляли слово "конституция" в отношении отдельных актов императорской власти, имевших силу источников права. В средние века в феодальных государствах также встречаются отдель­ные акты конституционного типа. Это выражалось в письменном оформлении прав феодалов, в них находи­ли соглашения между городами и королевской властью, между феодалами и королями и т. п.

    Появление первых конституций, процесс станов­ления конституционного строя связан с выходом на по­литическую арену буржуазии, с победой буржуазных революций в ряде стран Европы и Америки. Впервые конституция была принята в 1787 г в Соединенных Штатах Америки. После победы Великой Французской революции в 1791 г была принята конституция во Фран­ции. В XIX веке конституционное устройство стало ха­рактерным для большинства европейских стран.

    В это же время прогрессивные силы России начи­нают борьбу за конституционное государственное ус­тройство, однако вплоть до 1918 г. выработать и при­нять конституцию так и не удалось.

    Лишь вскоре после Октябрьской революции, 25 ян­варя 1918 г., III Всероссийский съезд Советов утвердил «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого на­рода », которая явилась первым конституционным актом Советского государства. В последующем Декларация была полностью включена в текст первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистичес­кой Республики, которая была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

    Вскоре после образования в 1922 г. Союза Советс­ких Социалистических Республик, в июле 1923 г. была принята союзная Конституция, которая сыграла боль­шую роль для утверждения дружбы и сотрудничества, сплочения всех наций и народностей в единое многонациональное союзное государство. Последующие из­менения в социальной, экономической и политической жизни общества находили юридическое оформление в Конституциях СССР 1936 и 1977 г. и в Основных Зако­нах союзных республик.

    В настоящее время российское общество живет по Конституции РФ, принятой в результате всенародного референдума 12 декабря 1993 г. Она принималась в очень сложных условиях, в обстановке политического и экономического кризиса. Новая Конституция РФ в статье 1 юридически закрепила переход РСФСР в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека, перестав быть советской, социалистической.

    Как федеративное государство Россия:

    · состоит из равноправных субъектов, самостоятельно действующих частей Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения;

    · имеет государственную целостность;

    · каждая республика России имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты – устав и законодательство;

    · Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

    · государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

    К числу важнейших прав и свобод человека, при­надлежащих каждому от рождения и гарантируемых Конституцией и государством, относятся право каждого на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на лич­ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность частной жизни, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творче­ства, право на тайну переписки. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть осно­ванием для его умаления. Никто не должен подвергать­ся пыткам, насилию, другому жестокому и унижающе­му человеческое достоинство обращению и наказанию. Каждый вправе свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в том числе и за пределами Российской Федерации.

    Труд свободен. Каждый имеет право свободно рас­поряжаться своими способностями к труду, выбирать роль деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Декларировано право и на защиту от безра­ботицы.

    Каждый человек имеет право на отдых, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения.

    Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для вос­питания детей и т д.

    Материнство и детство, семья находятся под защи­той государства. Забота о детях, их воспитание - рав­ное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    Каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дош­кольного, основного общего и среднего профессиональ­ного образования в государственных или муниципаль­ных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.

    Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на до­ступ к культурным ценностям.

    В Основном Законе Российской Федерации подчер­кнуто, что запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    Специалисты социальной работы, реализуя функ­ции социальной защиты населения, имеют дело не столько с конституционными правами и обязанностя­ми граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязаннос­тями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях.

    Социальное равенство, равноправие - еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше вре­мени занята воспитанием детей в семье, ведением до­машнего хозяйства; инвалид или больной человек име­ет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т. д. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы от­дельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справед­ливости в общественной жизни.

    Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими, или освобождение от определенных обязан­ностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию усло­вий, позволяющих сочетать труд женщин с материн­ством; правовую защиту, материальную, моральную поддержку материнства и детства и многие другие меры.

    Охрана личных прав - это установление государ­ством правовых норм, регулирующих общественно необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага и санкций за их нарушение.

    Защита личных прав - это предусмотренные за­коном меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ, При этом следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения, Так, например, могут быть вос­становлены честь и доброе имя человека, но не восста­новимы поврежденное здоровье человека или его жизнь (в случае смерти). Поэтому в деятельности не только правоохранительных органов, но и органов социаль­ной защиты первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.

    Важнейшими общими личными правами и необхо­димой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъек­тность граждан.

    Правосубъектность - это социально-правовое состояние человека, которое характеризует официаль­но признанную способность лица быть субъектом пра­ва. Только с признанием правосубъектности человек приобретает возможность иметь права и обязанности, использовать их для удовлетворения личных и обще­ственных интересов, получить защиту своих прав, при­бегая к помощи государственных органов. Правосубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражданина. В составе правосубъектности различают правоспо­собность и дееспособность.

    Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, предусмотренные Конституцией и ГК РФ. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди. Человек не может быть лишен правоспособности, и лишь в строго установленных законом случаях допус­кается частичное ограничение правоспособности. Та­ким образом, правоспособность является юридической категорией, характеризующей всеобщую, равную воз­можность граждан обладать правами и обязанностями, которые установлены законом.

    Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за противоправные действия или бездействие (Ст. 26 - 30 ГК РФ).

    Такими качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные действо­вать разумно. Лица, не способные в силу своего воз­раста или в силу психических недостатков действо­вать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными. Так, малолетний ребе­нок до 6 лет признается государством способным иметь право на содержание родителями, право на наследование, но не способным осуществлять своими действиями данные права, выполнять юридические обязанности. Поэтому он правоспособен, но не дееспособен. Пункт 2 Ст. 28 ГК РФ разрешает малолетним от 6 до 14 лет заключать мелкие бытовые сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды. При этом малолетние не несут гражданско-правовую ответственность за причиненный ими вред, в том числе и по заключенным сделкам (П.3 Ст. 28). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. Следо­вательно, все граждане правоспособны, но не все и не всегда дееспособны. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.

    Гражданская дееспособность в полном объеме воз­никает с наступлением совершеннолетия, т.е. по до­стижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осу­ществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. В соответствии с новым трудовым законодатель­ством на работу в учреждения, предприятия, организа­ции принимаются лица по достижении ими 14 лет.

    Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По законодательству Российской Федерации, вступление в брак разрешается по дости­жении 18-летнего возраста. Однако закон предостав­ляет право органам местного самоуправления в исключительных случаях снижать брачный возраст, но не более чем на два года. Дееспособность граж­дан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления в брак.

    Большое значение для развития социальной работы имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (пер­вая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вто­рая - 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ , ТрудовойРФ 2001 года, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, «Об общественных объединениях» от 14 апре­ля 1995 года, «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, «О пенсионном обес­печении в РСФСР», «Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации» от 10 декаб­ря 1995 года, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года, «О ветеранах» от 12 января 1995 года, «О благотвори­тельной деятельности и благотворительных организаци­ях» от 7 июля 1995 года, «О некоммерческих организа­циях» от 12 января 1996 года и др. За последние годы Президентом и Правительством РФ приняты сотни нормативных актов, в которых получили отражение различные аспекты социальной работы.

    Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сфе­ры имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственный перечень должностей рабочих и служа­щих с полным набором квалификационных характеристик, а также номенклатуру ведомственных учрежде­ний с набором положений о каждом типе.

    Принимаются различные распоря­дительные документы для той или иной должности, типа учреждения, а также касающиеся всей ведомственной си­стемы в целом.

    Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкрети­зирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в кото­ром функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросове­стности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты лич­ности, ее интересов не действуют. Только юридичес­ки компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.

    Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студента:

    1. В чем состоит значение Конституции как основного зако­на государства для организации социальной работы?

    2. Что такое правовой статус гражданина? Каково его социальное значение?

    3. Назовите основные гражданские права личности.

    4. Что такое правосубъектность, правоспособность и дееспособность личности?

    5. Подготовьте сообщение о нормативно правовых актах, используемых в работе с неформальными группами, семьями, детьми, молодежью, беженцами, инвалидами, безработными, пожилыми людьми, "группами риска", заключенными.

    6. Какие сове­ты может дать социальный работник безработному? Какие социальные службы по трудоустройству дей­ствуют в вашей местности? Каков их распорядок ра­боты? Как много людей проходят специальное обуче­ние для последующего трудоустройства?

    7. Используя Закон РФ "Об образовании, "Типовое положение РФ "Об образовательном учреждении", Распоряжение главного санитарного врача РФ "О са­нитарных нормах общеобразовательного учреждения", а также нормативно правовые акты, касающиеся сис­темы образования вашего региона, ответьте на вопро­сы родителей и учеников:

    Обязаны ли мы сдавать деньги на охрану?

    Всем ли положено в школе бесплатное питание?

    Можно ли отказаться от школьного обеда?

    Может ли в школе выдаваться один учебник на двух человек?

    Обязана ли второклассница посещать ритмику и аэробику?

    Как действовать родителям, если классная руководительница третирует их детей, были даже случаи рукоприкладства?

    Кто принимает решение об открытии второй сме­ны и введении шестидневного обучения? Могут ли родители повлиять на эти решения?

    Кто определяет должностные обязанности социаль­ного педагога и психолога в образователь­ном учреждении? Какие функции, на ваш взгляд, дол­жны выполнять эти специалисты в школе?