В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют. Контрольная работа по обществознанию на тему: "Социальная сфера" (8 класс)

ВЫСШАЯ ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОЙ АСТРОЛОГИИ начинает беспрецедентный в истории российской астрологии проект – издание многотомного труда Сергея Алексеевича Вронского «Классическая Астрология».

Несколько поколений самых известных российских астрологов считали за честь называть себя учениками Сергея Алексеевича, а сам он видел в этой работе итог всей своей жизни. И вот, читатель получает, наконец, её фундаментальное издание на родном языке, издание, аналога которому нет в мире.

Время для издания «Классической Астрологии» в полном виде давно пришло, и мы благодарны судьбе за то, что именно нам выпала высокая честь и столь же высокая обязанность исполнить свой долг перед Мастером.

Как чаще всего и бывает, Божий промысел воплощается в конкретных людях и конкретных делах.

Вдова Сергея Алексеевича Лиана Жукова-Вронская согласилась передать нам рукописи, а рижский астролог Светлана Семёнова взяла на себя огромный и неподъёмный без горячей любви и желания труд по редактированию рукописи.

Директор Издательства ШИКА

Николай Страчук

Имя Сергея Алексеевича Вронского известно сейчас даже тем, кто далёк от астрологии и эзотерических наук. О нём уже много написано, также много ещё будет написано. Его имя постепенно становилось легендой. И, как каждая легенда, оно обрастало множеством фактов и домыслов. Сейчас уже невозможно отделить одно от другого. Кажется невероятным, что рядом с нами жил и работал человек, жизнь которого, полная испытаний и приключений, интересней любого авантюрного романа. Ещё живы люди, через которых доходят отголоски того давнего для нас предвоенного и военного времени, когда в Риге знали, что в ставке Гитлера работает русский астролог Вронский. Мне не хотелось бы сейчас говорить о заслугах Сергея Алексеевича – о них вы либо знаете, либо ещё узнаете – я хочу сказать несколько слов о Сергее Вронском как о человеке.

Это был удивительный человек. Его дом был всегда открыт в прямом и в переносном смысле. С порога вас встречал не потерявший своей стати и величия хозяин дома, и вы неизменно попадали в его объятия, а его глаза всегда лучились любовью и радостью. Сергей Алексеевич был рад всем, каждому он умел сказать что-то очень важное, умел вселить веру, мягко и незаметно подводил человека к пониманию своего предназначения. В его хлебосольном доме всегда было много народа. Удивительно, когда он успевал работать?

Рядом с Сергеем Алексеевичем исчезало чувство времени. Каемся, мы злоупотребляли его гостеприимством, от него совершенно невозможно было добровольно уйти, срабатывало лишь чувство приличия. Все, кто хотя бы раз соприкасался с Вронским, чувствовали особую всепоглощающую силу и магическую власть, которой он обладал. Это была магия любви.

К огромному сожалению, 10 января 1998 года Сергей Алексеевич покинул нас. Для всех, кто знал его, кто был близок с ним в последние годы, это явилось полной неожиданностью. Потрясением стало осознание того, как же любил нас всех Сергей Алексеевич, что сумел скрыть от нас время своего ухода, хотя он его знал! Он создал вокруг себя такую атмосферу, что всем казалось, что он вечен, что так будет всегда. До последних дней Сергей Алексеевич сохранил тонкую, сочувствующую, всё понимающую душу. Для многих он стал Учителем и Духовником. Никогда не забуду слёз, которые появились у него на глазах, когда он, держа в руках рукопись «Гомеопатии», вдруг стал рассказывать о заключённых концлагеря, которых он лечил своим авторским методом, поставив условие, что эксперимент будет производить, если тех, кого он вылечит, выпустят на свободу. Я слушала, затаив дыхание, а Сергея Алексеевича здесь, в Риге, не было, он был там, в том далёком прошлом, с теми людьми, и вместе с ним туда же попала и я.

Сергей Алексеевич мечтал о том времени, когда астрология будет признана как наука, он всегда утверждал, что астрология, которую он называл космобиологией, – наука. Он свято верил в это и вселил эту веру в своих учеников. Сергей Алексеевич много сделал для того, чтобы приблизить это время. Итогом своей жизни он считал многотомник по астрологии, который, к великому счастью, в рукописях практически готов. Он утверждал, что этот многотомник можно положить в основу университетского курса.

К сожалению, первых томов, которых он так ждал, автор не увидел. Но мечта его реализовалась: русский читатель получил, наконец, фундаментальное издание на родном языке, аналога которому нет в мире. Низкий поклон Сергею Алексеевичу, волей судьбы не так хорошо владеющий русским языком, как немецким, тем не менее свой труд написал на русском языке, заполняя брешь в знаниях по астрологии, пробитую 70-летним запретом на эту науку в России.

Вы держите в руках первый том собрания сочинений Сергея Алексеевича Вронского – единственного дипломированного русского астролога 20-го века, человека, ставшего легендой при жизни.

Если вы делаете первые шаги в астрологии – успехов вам, пусть труд Сергея Алексеевича станет для вас путеводной нитью в лабиринтах астрологических знаний.

Если вы уже профессионал – я уверена, что вас ждёт немало открытий.

Возьмём же ключи, которые оставил нам Учитель, войдём в удивительный мир астрологии и продолжим дело, которое он нам завещал. Помните – он верил…

И, как любил он говорить на прощание, С Богом!

Светлана Семёнова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издания книг Сергея Алексеевича Вронского много лет и с большим нетерпением ждали все, кому было знакомо его имя и все, кто слышал об удивительной судьбе этого человека. Блестящее образование, полученное в довоенной Европе, свободное владение языками, удивительные изгибы судьбы – всё это сложилось в биографию, которую без преувеличения можно назвать легендарной. С. А. Вронский был первым астрологом по факту основного образования в самом прямом и формальном значении этого понятия, ибо обучался на факультете астрологии Берлинского радиологического института. Сейчас весьма непросто изложить читателям новых поколений, что переживали мы, граждане Советского Союза, в 70-х годах, получая по крупицам драгоценную и всегда ошеломляющую информацию об этом человеке, что возникало в нашем сознании при знакомстве с подобными фактами.

Я познакомился с С. А. Вронским в 1979 году. При первой же встрече, глядя в мой гороскоп, он поразил меня прогнозом: «Ты будешь директором астрологического института». В то, теперь уже далёкое, советское время это казалось совершенно невероятным! Именно тогда Сергей Алексеевич принял меня в число своих учеников. От него я получил надёжный метод ректификации гороскопа и точные методы прогнозирования событий. А составленный им гороскоп до сих пор хранится в моём архиве как реликвия. И в дальнейшем прогнозы Сергея Алексеевича убеждали своей точностью, касались ли они его самого, моей семьи, других людей или событий. Недаром его любимой фразой была: Астрология – наука точная. Испытание временем только повысило ценность методов Вронского.

Вронский был сторонником научной астрологии. Широко образованный человек, он призывал не рассматривать астрологию как застывшую догму и иногда менял своё мнение по некоторым сложным и противоречивым вопросам. С большой терпимостью он относился к мнениям, не совпадающим с его собственным, ибо считал вполне естественным существование разных точек зрения на одну и ту же проблему. Он мечтал о том, чтобы его ученики сделали всё возможное для обретения астрологией статуса науки. Он полагал, что планомерно проводимые исследования, доказывающие достоверность её методов, сделают своё дело. Недаром первая книга Сергея Алексеевича, изданная в 1990 году, имела название «Астрология: суеверие или наука?» и увидела свет именно благодаря издательству «Наука»!

Тест по обществознанию Отклоняющееся поведение для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется

1) правовой нормой
2) обычаем
3) моральной нормой
4) религиозной нормой

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить у лицу на красный сигнал све­тофора
2) запрещение разбирать электроприбор, если он подклю­чён к электричеству
3) обязанность здороваться, когда человек входит в по­мещение
4) обязанность заботиться о престарелых родителях

3. Традиционно установившиеся правила общественного по­ведения называются

1) обычаем
2) правом
3) порядком
4) моралью

4. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется

1) фикцией
2) презумпцией
3) деликтом
4) санкцией

5. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью
2) самоконтролем
3) санкцией
4) самооценкой

6. Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация
2) общественное мнение
3) санкция
4) индивидуальное сознание

7. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

1) девиантным
2) демонстративным
3) дезинтеграционным
4) деструктивным

8. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется

1) проступком
2) преступлением
3) девиацией
4) деликвенцией

9. По общему правилу уголовная ответственность наступает с

1) тринадцати лет
2) шестнадцати лет
3) семнадцати лет
4) восемнадцати лет

10. К понятию принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетнего, совершившего преступле­ние, не относится(ятся)

1) обязательные работы
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
3) возложение обязанности загладить причинённый вред
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

1. «Вставьте пропущенное слово: Вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристра­стием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, называется __________».

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение».
Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между деянием и видом правонарушения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) нанесение лёгких те­лесных повреждений
Б) опоздание на работу
В) безбилетный проезд в общественном транспорте
Г) отказ от выплаты процентов по ипотеке

Вид правонарушения

1) гражданско-правовой проступок
2) административное правонарушение
3) уголовное преступление
4) дисциплинарный проступок

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные __________(1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми в __________(2), называется отклоняющимся поведением. К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиоз­ный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Осо­бенно опасными для общества являются такие социальные __________(3), которые признаются в обществе правонару­шением. Правонарушение — это общественно опасное, виновное, противоправное __________(4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным __________(5) и влекущее за собой юридическую __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) норма
Б) общество
В) труд
Г) отклонение
Д) деяние
Е) отношение
Ж) ответственность

1. Прочитайте отрывок из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и выполните задания.

«Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, схулиганился, и родственники решили сплавить юнца поско­рее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт.
Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.
Но Колька — сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казённых крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.
Когда-то лавра кишела чёрными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значитель­но изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди.
Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники. Лавра была последней ступенью исправительной системы. От­сюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом.
Попасть в лавру считалось в те годы самым большим не­счастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого пра­вонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре -значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.
И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три ме­сяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в «буру», слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В тёмную зимнюю ночь он с двумя товарищами проло­мили решётку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образу­мился. Однажды, явившись к заведующему, твёрдо заявил:
-Люблю математику. Хочу быть профессором.
Категорическое заявление Кольки подействовало. Громо­носцева перевели в Шкиду».

1) Дайте определение понятия «отклоняющееся поведение» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автобиографическая повесть Г. Белых и Л. Пантелеева рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы после революции 1917 г. Количество беспризорных детей резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн бес­призорников, что неизбежно вело к росту преступности. 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучше­нию жизни детей — «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Фе­ликсом Дзержинским. Были организованы детские воспи­тательные учреждения интернатного типа — детские дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Одной из таких школ и была школа имени Ф.М. Достоев­ского в Петрограде, в которой учились авторы.
Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодежи.
Используя текст, напишите три проявления отклоняюще­гося поведения у Громоносцева.

3) Используя текст, приведенную выше информацию и свой жизненный опыт, напишите не менее трёх причин откло­няющегося поведения у детей и подростков.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Оставить преступление безнаказанным — значит стать его соучастником» (П. Кребийон).

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стрем­ления к избытку, а не к предметам первой необходимо­сти» (Аристотель).

3. «Преступление остаётся иногда ненаказанным, но оставляющим в покое — никогда» (Сенека).

Ответы на тест обществознанию Отклоняющееся поведение
Часть 1
1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-2, 10-1
Часть 2
1. наркоманией
2. алкоголизм
3. 3421
4. АБГДЕЖ

Понятие "правомерное поведение"

Человеческое общество представляет собой разновидность совместной деятельности людей, наделенных волей и сознанием. Основу жизни общества составляет социальное действие, понимаемое как человеческое поведение, ориентированное на другого человека.

Дело в том, что в основе поступков и действий человека, образующих его поведение, социальную деятельность, лежи! стремление к удовлетворению желаемых потребностей и интересов. Однако реализация человеком своих повседневных интересов осуществляется в обществе, где действуют другие индивиды, имеющие собственные потребности. Поэтому поступки (действия) каждого отдельного человека, направленные на удовлетворение своих потребностей и интересов, находятся в связи и зависимости от действий (поступков) других членов общества.

Следовательно, выбор желаемого поведения отдельного человека обусловлен не только его личными потребностями и интересами, но и должен соотноситься с интересами и потребностями других людей, всего общества в целом. В зависимости от того, насколько поступки каждого лица сообразуются, отражают интересы общества, можно говорить об общественно полезном или общественно вредном поведении данного лица. Критерием, мерилом согласования индивидуальных и общественных интересов являются нормы права.

В нормах права отражены такие правила поведения каждого индивида, которые позволяли бы ему удовлетворять собственные потребности и интересы без причинения вреда интересам и потребностям других членов общества. Нормы права не только позволяют зафиксировать общепринятые идеалы и ценности, по определяют и дозволенные способы их достижения.

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют предписания норм права. В этом случае говорят, что они поступают правомерно.

Правомерное поведение - это поведение, соответствующее требованиям норм права.

Правомерное поведение характеризуется следующими основными притоками:

  • 1) общественной (социальной) полезностью;
  • 2) соответствием нормам права:
  • 3) подконтрольностью сознанию и воле лица.

Поэтому правомерное поведение справедливо остается предпосылкой нормального функционирования общества, содействует его стабилизации и эффективному развитию.

Разновидностью правомерного поведения являются юридические поступки и юридические акты.

Юридическими поступками называют действия лица, вызывающие наступление правовых (юридических) последствии независимо от их предвидения лицом, совершившим эти действия (например, право автора работы на получение денежного вознаграждения за опубликование его работы в любом другом издательстве, а не только в том, с которым он заключил договор).

Под юридическими актами понимается форма поведения субъекта права, направленная па достижение определенных правовых результатов (например, совершение сделки, постановление судебного решения).

В зависимости от характера самого акта поведения выделяют правомерное действие и правомерное бездействие. Действительно, правомерное поведение может быть активным и выражаться в целенаправленной, инициативной деятельности гражданина. Однако правомерное поведение может быть и пассивным и выражаться в бездействии, воздержании от действия, поскольку оно соответствует требованиям диспозиции правовой нормы.

Понятие "правонарушение"

Противоположностью общественно полезного, правомерного повеления является неправомерное, или противоправное, поведение лица. Оно характеризуется общественной вредностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интересов и ценностей, охраняемых правом, подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, посягает на условия существования общества, создает угрозу правопорядку в целом.

Поскольку такие действия (поступки) совершены вопреки правовому запрету либо не выполнены, несмотря на предписание, содержащееся в нормах права, они признаются правонарушениями.

Следовательно, правонарушение - это общественно опасное (посягающее на интересы личности, общества и государства), противоправное (нарушающее норму права), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения.

Любое правонарушение характеризуется следующими притоками:

  • o правонарушение по своему характеру является общественно опасным, поскольку наносит вред либо создает опасность такого вреда для личности, государства или общества в целом;
  • o правонарушение противоречит нормам права и совершается вопреки им, т.е. имеет признак противоправности. Противоправным правонарушение признается в силу его общественной опасности:
  • o правонарушением квалифицируется такое деяние (поведение) человека, которое выражается в совершении запрещенных законом действий либо в бездействии, т.е. в несовершения действий, предписанных законом:
  • o правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Следовательно, лицо должно осознавать, что оно действует противоправно;
  • o правонарушение - это деяние деликтоспособного лица, т.е. способного нести юридическую ответственность (в уголовном праве деликтоспособным является вменяемое лицо, достигшее 16 лет);
  • o последствием совершенного правонарушения является применение к правонарушителю мер общественного либо государственного воздействия.

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно. Правомерное поведение - это социально полезное явление, и оно справедливо считается предпосылкой нормального функционирования общества, содействуя его благополучию и эффективному развитию.
Антиподом правомерного поведения является правонарушение.
Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.
Правонарушение характеризуется следующими признаками.
1. Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, до тех пор, пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т.п.).
    1. Правонарушения противоречат нормам нрава и совершаются вопреки им. На что посягает правонарушение? Прежде всего на интересы других лиц, находящихся под зашитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, добросовестная конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет.
    2. Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушений признавали животных (свиней, мышей, крыс, собак и т.д.) и судили их по всей строгости закона. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.
    3. Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается. Хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями.
    4. Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются законом преступлениями. Общественная опасность отдельно взятого проступка может быть неочевидной. В самом деле, что произошло, если пешеход перешел улицу на красный свет светофора или в ненадлежащем месте? Опасных (вредных) последствий вроде и нет. Но если взять такие проступки в совокупности, то налицо дезорганизация дорожного движения.
    5. Правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Виды правонарушений. Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на преступления и проступки.
Самым опасным видом правонарушении являются преступления. Что есть преступление, определяет закон (Уголовный кодекс РФ). Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется такими критериями, как:
а) значимость объекта посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, собственность, государственная безопасность, порядок управления обществом, основные права и свободы граждан и др.);
б) размер причиненного ущерба. Так, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеется имущественный ущерб, но нет причинения вреда жизни, здоровью людей, то деяние не будет считаться преступлением;
в) способ, место и время совершения противоправного деяния;
г) личность правонарушителя.
Вторую (очень многочисленную) группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей.
      1. Административные - это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государства. Административными проступками, например, являются различные нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, и др.), правил пожарной безопасности, санитарной гигиены и др.
      2. Дисциплинарные - правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую дисциплину (служебную, воинскую, учебную), дисциплинарные проступки способствуют дезорганизации работы организаций и снижению ее эффективности. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации и др.
      3. Материальные - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений. Они возникают в результате причинения вреда организации, в которой правонарушитель является работником (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение и др.).
      4. Гражданские - правонарушения, совершаемые и сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) и защищаются с помощью средств гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина и др.).
      5. Финансовые - правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, нарушение финансовой отчетности, правил ведения кассовых операций и др.).
      6. Семейные - правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от воспитания детей и др.).
      7. Конституционные - нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции.
      8. Процессуальные - нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. Примером такого проступка может быть неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда, за что может последовать наложение штрафа.
4.5. Понятие и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. Она характеризуется следующими признаками.
        1. Юридическая ответственность выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных для него последствий, иначе, ограничений, лишений, страданий. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель несет дополнительно какой-либо урон, обременение, а не просто принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность.
        2. Юридическая ответственность налагается от имени государства (им устанавливается и применяется). Добровольное исполнение виновным вынесенного государством решения или возмещение причиненною им ущерба не меняет принудительный характер этих мер. У государства всегда остается возможность принудить виновного к исполнению тех ограничений, которые предусмотрены законом.
        3. Юридическая ответственность налагается только за правонарушение, т.е. деяние противоправное и к тому же осознанное, т.е. виновно совершенное правонарушителем.
        4. Юридическая ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать у него такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.
Контрольные вопросы
          1. Каковы составные элементы правоотношения?
          2. Кто может выступать участником правоотношений?
          3. Что такое правосубъектность?
          4. Назовите элементы правонарушения.
          5. Каковы основания юридической ответственности?
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Отдельное издание. - М., 1994.
Литература
Основная
            1. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: Учебник. - СПб., 2006.
            2. Марченко Н.М., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. - М.: Проспект, 2006.
            3. Правоведение: Учебник / Под ред. А.В. Малько. - 2-е изд. - М.: Кнорус, 2006.
            4. Правоведение: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2006.
Дополнительная
              1. Алексеев С.С. Структура советского права. - М., 1975.
              2. Алексеев С.С. Теория права. - 2-е изд. - М., 1995.
              3. Багдасарян Л.А. Теория возникновения государства // История государства и права. - 2004. - № 5.
              4. Ивонин Ю.П. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2004.
              5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Проспект, 2005.
              6. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005.
              7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003.
              8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2006.
              9. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.В. Малько. - М.: Кнорус, 2006.
              10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2001.