Школьная программа по истории. История россии по классам

Введение

Документом, который определяет изучение курса истории, является учебная программа. Она и определяет содержание школьного курса изучения истории. Программа должна быть объективным документом, лишенным субъективности, программа должна быть научной.

Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:

Время для изучения определенных разделов;

Распределение материала поурочно;

Указание уточнений.

Целью данной работы является анализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и структуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологические требования;

2) на основе сделанных выводов по первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятом классе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.

В данной работе использованы такие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученных данных.

Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории

1.1. Понимание учебной программы.

1. Структурой школьного курса истории называется совокупность содержательных элементов общего исторического образования. Элементы структуры – это отдельные факты, избранные, как темы познания, которые каким-то образом объединены между собой.

Структурированность – необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих, морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изучения истории.

Структуру общего исторического образования отображает учебная программа курса. Понятие "Учебная программа" в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения. Вот некоторые из них:

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

В Украине программа – это документ, в котором называются цели предмета, раскрываются содержание его в каждом классе, а также выяснены основные идеи, понятия, умения и навыки, которыми должны владеть ученики. Именно программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет через структуру курса методы обучения и критерии оценивания его результатов.

Несомненно, программа – важное подспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимость которой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравним два определения, которых разделят чуть больше десятилетия:

1) "Учебные программы по предметам, как и учебные планы, являются обязательными для всех школ и учителей государственным документом, определяющим содержание обучения истории" (1986). То есть речь идет об одной единственной программе, обязательной на всей территории бывшего Советского Союза.

2) Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса" (1999) – здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.

Таким образом, учебные программы являются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе. Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выбору программ, их творчеств в планировании обучения истории.

Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.

1.3. Структура учебной программы

Общая структура программы содержит в основном 3 элемента:

1. Объяснительная записка (прил.1). В ней определены основные задачи учебного предмета, ведущие научные идеи. Здесь авторы определяют образовательные воспитательные и развивающие цели в изучении истории, ее роли и месте в системе современного школьного образования. Как правило, в этой части говорится о том, что программа составлена на основе обязательного минимума Содержания. Учебное содержание организуется на 2-ух уровнях: основном и вариативном материале (на основе базисного учебного плана в 5-12 классах насчитывается не менее 23 часа инвариативной части)

2. Основная часть . Содержит тематический план, содержание тем, задачи и изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий. Эти часть рассредоточена по классам и историческим курсам. Здесь авторы могут использовать разные способы формулирования учебного материала (прил. 2)

3. Приложение. Содержит методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Таким образом, программы избавлены от жесткого поурочного планирования. Темы по усмотрению учителя могут переставляться местами, не нарушая хронологического порядка; так же, педагог имеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но не исключать другие.

1.4. Структура содержания учебной программы

Учебная программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет по структуре курса методы обучения и критерии оценивания. Программа курса истории может быть построена с применением конкретизированного, линейного, спирального и смешанного способов структурирования его содержания.

Концентрированный способ – неоднократное возвращение к одной и той же теме, которая будет обрастать новыми фактами, событиями, связанными зависимостью от других тем.

Линейная структура – это непрерывная последовательность логически связанных тем (часто в хронологическом порядке), каждая из которых в процессе изучения отрабатывается лишь один раз.

Спиральный способ имеет исходную тему изучения, с которой связаны другие темы; количество их постоянно увеличивается. Этот способ непрерывный и не исключает многократное обращение, к одной и той же схеме.

Смешанная структура – это комбинация трех способов структурирования, названных выше. К некоторым темам имеет многократное обращение, некоторые рассматриваются лишь поверхностно, но, не теряя связи.

Выбор той или иной структуры содержания курса истории полностью зависит от взглядов на процессы обучения авторов учебной программы.

1.5. Задачи, цели, функции учебных программ по истории

По мнению Сластенина В.А., учебная программа выполняет ряд основных функций:

1. Описательная – программа является средством описания содержания образования;

2. Идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

3. Регулирующая или организационно-методическая – организуя деятельность учителя о подготовке к занятиям, (отбор материалов, методов и форм обучения) и учебный труд учащихся (определяет характер их деятельности по изучению предметов в школе, дома).

Целью авторов учебных программ кроме общеобязательных: общеобразовательной, воспитательной и развивающей – должен быть выбор оптимального содержания исторического образования, в ходе изучения которого будет необходимо привлечение таких видов учебной деятельности школьника, как познавательная, практическая, творческо-поисковая, ценностно-смысловая (эмоционально-оценочная). То есть, по мнению Турянской О. содержание исторического образования должно быть представлено в виде комплекса следующих компонентов:

2. Операционный – состоит из совокупности обязательных, предметных и общих умений обеспечивающихся изучением данного курса (по этому компоненту необходимо в программу ввести уроки формирования умений и навыков);

3. Творческо-поисковый – содержит конкретные исторические или мировоззренческие проблемы (список их предоставляется в программе), которые несут с собой учебную историческую информацию;

4. Ценностно-смысловой – является базой для формирования аксеологического (ценностного), сознания личности, ее эмоционального интеллекта, направлен на осмысление учеником своих чувств, себя и т.д.

Турянская О. говорит о том, что школьная программа по истории должна определять те понятия и события о прошлом общественной жизни, которые имели и имеет сегодня большое познавательное или негативное значение для жизни человечества (рабство; раб; хозяин человеческой судьбы). Учащиеся должны осознавать эти явления не только в их социально-историческом смысле, но и в моральном и даже психологическом.

Особое внимание необходимо уделять развитию практических умений учащихся определенных в программе: выработка навыков творческой обработки информации, критическое мышление, анализ информации. При этом учитель не должен навязывать свое мнение.

Итак, история является уникальной учебной дисциплиной, которая имеет особенные способы влияния на личность. И именно эти способы должны быть учтены при составлении школьных программ по изучению истории. Содержание их должно соответствовать информационным возможностям, техническому обеспечению и современному общественному состоянию. Поэтому, большое внимание необходимо уделять наиболее тщательной разработке учебных программ, позволяющей ученику не только успешно усваивать материал, но и уметь с помощью полученных навыков применять свои знания на практике в решении важных жизненных проблем.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С.381

2. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С.158.

4. Сборник постановлений правительства Украины. – 1999. - №4. – С.76-77.

5. История Украины. – 2004. - №35. – С.2-3.

6. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240

7. История Украины. – 2004. - №37. – С.12.

Перечень учебных дисциплин всего периода обучения;

Распределение этих дисциплин по годам обучения;

Определяет недельное и годовое количество часов на каждый предмет;

Определяет время каникул, экзаменов, практики;

Определяет темы факультативов.

Сетка часов – перечень дисциплин, с определением недельных часов.

В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю

Количество часов в неделю

Основы государства и права

Обществознание

По сетке можно определить: 1) тип образования (соотношение гуманитарных и естественных дисциплин); 2) глубину образования (по названию предметов и кол-ву недельных часов).

Конец 80-х годов – новые тенденции в формировании учебных планов.

    Введение общей дисциплины – обществознание.

1997/1998 гг. – базовый учебный план с региональным компонентом (обязательная для исполнения часть учебного плана).

Количество часов в неделю

Обществознание

Школьная программа определяет:

    Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);

    Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.

Центральная проблема – расположение материала по годам обучения зависит от типа школы и ступеней обучения школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)

Принципы структуры курса

    Концентрический (с сер. XIXв. До 1914 г., с 1996/1997)

    Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)

    Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)

Концентрический курс. Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с древнейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на предыдущем.

У

Элементарный характер курса

Систематический характер (курс всемирнойистории)

словия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.):
2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)

VIIIНовейшая ист.XII

Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, много фактом, мало социологических обобщений. Развивается принцип – учение истории должно начинаться с истории Отечества и сопереживания.

Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории человечества; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и позволяет определить содержание сообразно с возрастными особенностями учащихся, что позволяет достичь высокого образно-воспитательного эффекта; 3) все разделы истории усваиваются с одинаковой степенью глубины; 4) неизбежное повторение.

Русская гимназия – развитие концентризма.

1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.

Изучали одно и то же I–IIкласс – элементарный курс (2 часа)

IV–VIкласс – основной курс (3 часа)

VII–VIIIкласс – дополнительный курс (2 часа)

НО! Элементарный курс изучался по систематическим учебникам старших классов разрыв между теорией и практикой

Обязательные условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) правильное определение объёма, специфики содержания и изложения материала на каждом этапе элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и учебники; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не менее 3 – 4 лет); 3) достаточный промежуток времени (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров обучение должно быть 12 лет.

Линейный курс. Материал располагается систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу

XIX/XXвв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от древнего мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к древнему миру). Спор – какой материал доступнее младшим: древний (мало народов, легко понять историю) или современный (история вокруг самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё труднее понять.

Преимущества линейного курса: 1) распределение материала наиболее естественно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) учащиеся со среднем образованием получают дополнительное представление об истории человечества; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курсамеханически поддерживает интерес учащихся к предмету.

Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что приводит к проблеме закрепления материала и прочности знаний; 3) невозможность его использования для ступенчатого образования.

Линейно-ступенчатый курс.

7 октября 1959 года – постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых изменениях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).

Vкласс – ИДМ элементарный

VIкласс – ИСВ курс

VII-VIIIкласс – история СССР и введение – элементарный курс

в иностранную историю

IX,X,XIклассы – систематические курсы истории СССР и Новой и Новейшей истории

Т.е. принципы линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – иностранная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.

Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой системе образования; 2) полное историческое образование.

1965 год – возвращение к линейной структуре.

14 мая 1965 года – новый этап в развитии исторического образования – «Об изменении порядка преподавания в школе» – последовательное, однократное изучение исторического процесса. Восстанавливается линейный принцип (хронологически-прогрессивный).

Наличие предмета в программе

История отечества

Зарубежная история

1962 год – переход к обязательному среднему образованию, т.е. нет необходимости укладываться в 8-летку

НО! Реставрация линейного принципа была неполной: V,VI,VIIклассы – элементарные курсы,VIII,IX,X– системные курсы (отличие от программы 1934 года).

Трудности линейно-ступенчатого курса: 1) нарушение принципа непрерывности в изучении зарубежной истории; 2) не соблюдается полностью принцип синхронности; 3)VIII,IX,X, классы перегружены.

28 декабря 1994 года – постановление «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

С 1996/97 года начинается переход к концентрическому образованию (в России вообще, и в самарском образовании в частности). Но ряд школ сохранили линейный принцип.

Iэтап – 3 класс – историческая пропедевтика (ИДМ, ИО + Введение в историю). Форма подачи – сюжетные рассказы.

IIэтап – 5 (ИДМ), 6 (ИСВ), 7 (ИО), 8 (ИО + ННИ), 9 (ИО + ННИ). Последовательное линейное обучение: курс всемирной истории + информация по истории отечества.

IIIэтап - 10, 11 классы. Курсы могут быть по выбору.

На практике – нарушение принципов концентризма.

Недостатки: 1) неопределённость содержания курсов для первого и второго концентров; 2) неизбежность перегрузки наIIIконцентре и высокий уровень перегрузки наII(в 7-9 классах); 3) нарушение психолого-педагогических требований к подбору содержания материала наIIиIIIконцентрах; 4) наIIконцентре нарушается синхронность и непрерывность; 5) необходимость перехода на концентры учебниками.

Предложения: 1) отказ от концентризма; 2) сохранение концентризма, но с условиями: 12-летние обучение, обеспечение учебниками, состыковка программы учебников дляIIиIIIконцентров; 3) возвращение (временное) к линейности для подготовки концентризма.

Методика преподавания истории

Лекция №1. Предмет МПИ

  1. Задачи курса. Его структура.
  2. Связь МПИ с психолого-педагогическими и историческими дисциплинами.

МПИ возникает гораздо позже того, как возникает сам процесс преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.

XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

70-е годы XVII в. – В Росси начинается формирование истории («История» дьяка Грибоедова, «Синопсис»).

Начало XVIII в. – Петр I создаёт ряд учебных заведений (низших и среднеспециальных).

1703 год – Начало преподавания истории (Славяно-греко-латинская академия) – Пастер Глюк. Но это не самостоятельный курс, а изучение грамматики иностранного языка.

1796 год – Устав народных училищ. История введена как самостоятельный предмет (Отечественная история).

70-е годы XIX в. – МПИ начинает формироваться как отрасль научных знаний.

Начало XX в. – МПИ окончательно сформировалась.

П.Д. Черевин (декабрист, молодой). О преподавании истории детям // Вестник Европы. Декабрь 1825. – цели изучения истории: стать гражданином.

Язвинский. Методика преподавания хронологии, изъяснения самим преподавателям. СПб. 1837. Это практические рекомендации.

70-е годы – обобщающие работы (Покотило, Кареев).

Методика – отыскание, описание и оценка способов, которые ведут к преподаванию науки.

Конец XIX в. – много педагогических журналов. Предмет методики – как учить?

XIX в. – Рост числа средних учебных заведений, рост числа гимназий.

Гимназическое обучение

1726 год – Первая университетская гимназия

1755 год – Гимназия при Московском университете. всесословные

1758 год – 3 гимназии при Казанском университете + заведения

Губернские гимназии

1821 год – Устав гимназий – узкосословные (классно-урочная система, гимназии только мужские).

1864 год – Школьная реформа.

С 1877 года – 3 типа гимназий: 1. Классические с 2 языками.

2. Классические с латынью.

3. Реальные с изучением современных языков.

П.В. Гора: Предмет МПИ – процесс обучения истории

Процесс обучения истории

Задачи

Задачи МПИ: 1. Определить цели обучения истории.

2. Определить содержание школьных курсов истории и расположение их

по годам обучения.

З адачи определяющиеся уровнем развития истории и педагогики, школьного образования, обучения и воспитания

3. Определить уровень умений и навыков учащихся на каждой ступени развития,

благодаря которому можно усваивать материал.

4. Определение и изучение методов обучения.

5. Изучение результатов обучения.

Лекция №2. Содержание школьного курса истории

Учебный план. Сетка часов.

Школьная программа по истории. Принципы их построения. Структура.

Человек и история неотделимы друг от друга. Мы и творцы истории, и носители основных черт времени одновременно. Исторический процесс — это не только войны, ожесточенные сражения, политические интриги и заговоры. Это прежде всего человеческие судьбы, в которых как в зеркале отражается история. Невозможно прожить жизнь полностью абстрагируясь от происходящего вокруг тебя. Без понимания истории своего народа, причин и следствий важных исторических процессов человеку трудно ориентироваться в современном мире. Ведь, как известно, именно изучение прошлого позволяет прогнозировать будущее и предостерегает от совершения ошибок.

Важность изучения истории своей страны неоспорима, именно поэтому ей уделяется должное место в школьной образовательной программе. Преподавание истории начинается уже в начальной школе, учителя знакомят детей с наиболее важными историческими событиями, героями своего времени, памятниками старины. В среднем звене начинается более серьезное изучение предмета, исторических процессов, происходящих не только в России, но и за рубежом. Также должное внимание уделяется и истории родного края.

Изучение истории в начальной школе.

Историю как отдельный предмет в начальной школе не проходят. Малыши знакомятся с историческими событиями в рамках школьного предмета . В обучающей программе Перспективная начальная школа, история России 1 (первый) класс подразумевает получение первоначальных представлений о Родине: Россия — многонациональная страна, государственные символы, столица, Кремль.

История России 2 (второй) класс повторяет уже пройденный в первом классе материал, а также добавляется изучение важных памятных дат, знакомство с понятием Конституция.

История России 3 (третий) класс знакомит учеников с хронологией строительства Московского Кремля, городами “Золотого кольца” и их историей, а также с архитектурными и культурными памятникам, изучается история города Санкт-Петербург.

История России 4 (четвертый) класс более объемна. Здесь ученики знакомятся с правлением первых русских князей, с деятельностью Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Изучается история Москвы и важнейшие архитектурные памятники, а также исторические события, в честь которых они были воздвигнуты.

История в программе основного общего образования (5-9 класс)

История России 5 (пятый) класс.

Преподавание истории в 5 классе, по общепринятому мнению, наиболее интересно и увлекательно. Связано это и с самим учебным курсом, и с возрастными особенностями детей. Повествование предмета строится на увлекательных рассказах, красочных картинках, лишь совсем мало времени уделяя изучению дат, логики исторического процесса, исторической терминологии.

В 5 классе проходят историю Древнего мира. Изучение начинается с доисторических времен: появление первых людей, их занятия, быт, религиозные верования — а заканчивается падением Западной Римской империи, которым по общепринятому мнению, завершается эпоха Древнего мира и начинается средневековая история.

Условно весь учебный курс можно разделить на 5 блоков:

Блок 1. Что изучает история?

Блок 2. Первобытные люди.

Блок 3. Древний Восток.

Блок 4. Древняя Греция.

Блок 5. Древний Рим.

В разделе Древний Восток дети знакомятся с древнейшими цивилизациями: Египтом, Индией, Китаем. Помимо этого изучается Междуречье, Вавилонское царство, Финикия, Палестина, Ассирия, Персидская держава. Ученики узнают о жизни фараонов и их военных походах, образе жизни древних шумеров, законах царя Хамураппи, финикийских мореплавателях, библейских сказаниях, строительстве великой китайской стены, гибели Вавилонского царства под ударами персов и создании великой Персидской державы.

В разделе Древняя Греция дети знакомятся с афинским полисом, изучают основы античной демократии, устройством военного полиса Спарты, борьбой греков с персами, завоеваниями Александра Македонского. Дети погружаются в знаменитую античную культуру: древнегреческие мифы, подвиги Геракла, Одиссея, Троянская война, театр, олимпийские игры — встают перед ними.

История Древнего Рима столь же захватывающая и увлекательная. Здесь дети узнают о возникновении Рима, о расширении его могущества и влияния, рабстве. О попытках народах защитить свои права и начавшихся Гражданских войнах, о победах Цезаря и становлении его императором. Жестокий император Нерон, его гонения на христиан, упадок Римской империи и взятие Рима варварами — все это учит детей, что даже когда-то могущественное и сильное государство может пасть под ударами диких племен, если в нем нет порядка.

История России 6 (шестой) класс.

В шестом классе дети уже относительно повзрослели и обучение истории строится не только на увлекательных рассказах, но и на изучении причинно-следственных связей, исторической хронологии и терминологии, постижении логики исторического процесса. Изучение предмета делится на три курса: История России, История Средних веков и региональный компонент, то есть изучение истории родного края.

Хронологические рамки этих курсов одинаковы, приблизительно с V по XV-XVI века, то есть средневековье. В Истории России ученики начинают знакомиться с историей своего государства, от образования Киевской Руси до окончания правления Ивана Грозного, то есть фактически прекращения первой правящей династии — Рюриковичей. Дети узнают о многих значительных событиях, которые немало повлияли на ход нашей истории: начало правления Рюриковичей — призвание варягов на Русь, правление князей Олега, Игоря и Ольги, их сына Святослава. Эпоха расцвета Древней Руси: принятие Русью христианства при князе Владимире, реформы Ярослава Мудрого, древнерусская культура; и эпоха ее заката — феодальная раздробленность.

Затем на пути нашего государства встает новый и могущественный враг — Золотая Орда, под натисками которой разобщенной Руси устоять не просто и страна на долгие годы (1238 — 1480) оказывается под пятой Орды. Дети узнают о том, что эта беда не сломила властителей и в стране появляется новый центр — Москва, который начинает собирать вокруг себя земли для удара по татаро-монголам. Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий внесли большой вклад в освобождение Руси. И завершает этот учебный курс правление Ивана Грозного. Дети узнают об одной из самых противоречивых личностей в нашей истории, прославившейся своей крайней жестокостью, дела которой были столь же противоречивы.

В истории Средних веков дети узнают о самых ярких и значительных событиях европейских, азиатских государств: средневековых рыцарях, крестовых походах, Столетней войне между Англией и Францией и героической Жанне д’Арк, католической инквизиции и многом другом.

История России 7 (седьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: История России, Новая история, и история родного края, только хронологические рамки иные: XVII-XVIII века. В истории России дети знакомятся с очень интересным и значительным периодом в истории нашей страны: от начала правления новой династии Романовых, до времени расцвета абсолютизма в правление Екатерины Великой. Перед взором детей встают важные и эпохальные события, такие как Смутное время и Петровские преобразования, Дворцовые перевороты.

История Нового времени нацелена на изучение мировой истории, стран Европы, Америки, Азии и Африки. Дети узнают о таких важных событиях, как: Великие географические открытия, Английская революция в XVII веке, промышленная революция, Великая Французская революция, возникновение Американского государства, война за независимость от Англии, Наполеоновские войны.

История России 8 (восьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: Историю России, Новую историю, и историю родного края, только хронологические рамки иные: XIX век. Изучение исторической хронологии нашего государства строится на изучении правления российских императоров: Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881), Александра III (1881-1894).

Правление Александра I включает в себя изучение таких событий, как: реформаторская деятельность императора, Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии, участие в деятельности Венского конгресса, решавшего судьбу послевоенного устройства мира, восстание декабристов. Знакомятся с такими великими личностями эпохи, как М.М.Сперанский, М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт.

К правлению Николая I относят события Крымской, Кавказской войны, постройка первой железной дороги, ужесточение внутренней политики вследствие восстания декабристов. Ученики узнают о деятельности таких выдающихся лиц, как: реформаторы П.Д.Киселев и Е.Ф.Канкрин, адмирал П.С. Нахимов и генерал А.П.Ермолов.

Время царствия Алексанра II прославлено многими значимыми событиями: отмена крепостного права, «эпоха реформ», которая внесла изменения во многие сферы общественной жизни. Помимо этого, во время его правления происходит всплеск общественной активности, появляется много политических кружков: «нечаевцы», организация «Земля и воля», чайковцы, группы Лаврова и Бакунина и многие другие. Некоторые из них пропагандировали и применяли террористические методы борьбы, следствием чего стало большое количество политических убийств и ряд покушений на императора, последнее из них стало роковым и привело к гибели царя в 1881 году. Помимо этого дети знакомятся с событиями внешней политики: русско-турецкая война 1877-1878 годов, продажа Америке Аляски, определение отношений с азиатскими государствами.

Завершает изучение отечественного исторического курса в 8 классе правление Александра III, которое было непродолжительным и запомнилось современникам ужесточением внутренней политики, вследствие распространения революционных настроений и миролюбивостью внутренней политики, за что император удостоился прозвища Царь — Миротворец.

В курсе Новой истории дети знакомятся с мировыми событиями, происходившими в XIX веке, который из-за насыщенности событиями получил название «долгий XIX век». Важными событиями считаются: Венский конгресс, Опиумные войны, Гражданская война в Америке, англо-бурские войны.

История России в 9 (девятом) классе.

История в 9 классе нацелена на изучение исторических процессов и явлений, произошедших в XX веке. Это столетие изобилует грандиозными по своей значимости событиями: Первая русская революция, Первая мировая война, Великая революция 1917 года, гражданская война белых и коасных, возникновение СССР, Вторая мировая война, “холодная война” и противостояние двух великих держав, распад СССР и создание нового государства — Российской Федерации. Ученики рассматривают правление императора Николая II, приход к власти В.И.Ленина, особенности развития государства при различных советских и российских лидерах. В рамках курса Новейшей истории изучение предмета концентрируется на важнейших исторических событиях, происходящих в мире, которые в известной мере перекликается с тем, что происходило в нашем государстве, поскольку мы неотделимая часть мировой истории.

И стория в программе среднего общего образования (10-11 класс)

В российских школах преподавание исторической науки строится на концентрической основе. Это означает, что с 5 по 9 класс изучают все основные события, а в 10-11 классах начинают изучение заново, проходя за 2 года то, что проходили в течение 5 лет. Необходимость такого подхода объясняется тем, что в младших классах ученики в силу своего возраста проходили материал по упрощенной схеме, став старше они могут по иному взглянуть на уже изученные события, выстроить всю схему исторического процесса, отследить исторические связи и параллели.

Курс история России 10 (десятый) класс предполагает изучение событий, происходящих с момента образования государства по XIX век включительно. В курсе Всеобщей истории ученики проходят события Древнего мира, Средних веков и Новое время. История России 11 (одиннадцатый) класс нацелена на изучение событий XX века, происходивших как в нашей стране, так и во всем мире.

Изучение истории в школе позволяет понять роль нашей страны в мировом процессе, воспитать в подрастающем поколении чувство гордости за наши победы, свершения, воспитать патриотов своего государства. Благодаря этому предмету формируется историческое мышление, умение объяснять значение исторических событий, определять причины и прогнозировать следствия. Происходит также нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Введение

Документом, который определяет изучение курса истории, является учебная программа. Она и определяет содержание школьного курса изучения истории. Программа должна быть объективным документом, лишенным субъективности, программа должна быть научной.

Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:

Время для изучения определенных разделов;

Распределение материала поурочно;

Указание уточнений.

Целью данной работы является анализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и структуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологические требования;

2) на основе сделанных выводов по первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятом классе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.

В данной работе использованы такие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученных данных.

Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории

1.1. Понимание учебной программы.

1. Структурой школьного курса истории называется совокупность содержательных элементов общего исторического образования. Элементы структуры это отдельные факты, избранные, как темы познания, которые каким-то образом объединены между собой.

Структурированность необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих, морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изучения истории.

Структуру общего исторического образования отображает учебная программа курса. Понятие "Учебная программа" в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения. Вот некоторые из них:

Программа краткое изложение основного учебного содержания, целей изучения предмета и способов их достижения.

Учебная программа нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

В Украине программа это документ, в котором называются цели предмета, раскрываются содержание его в каждом классе, а также выяснены основные идеи, понятия, умения и навыки, которыми должны владеть ученики. Именно программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет через структуру курса методы обучения и критерии оценивания его результатов.

Несомненно, программа важное подспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимость которой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравним два определения, которых разделят чуть больше десятилетия:

1) "Учебные программы по предметам, как и учебные планы, являются обязательными для всех школ и учителей государственным документом, определяющим содержание обучения истории" (1986). То есть речь идет об одной единственной программе, обязательной на всей территории бывшего Советского Союза.

2) Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса" (1999) здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.

Таким образом, учебные программы являются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе. Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выбору программ, их творчеств в планировании обучения истории.

1.2. Типы учебных программ

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.

1.3. Структура учебной программы