Какая статья право на социальное обеспечение. Социальное обеспечение по возрасту

Определенной категории людей из государственного бюджета или других фондов. Помощь оказывается денежная или натуральная в виде лекарств, протезирования, проездных билетов, социального обслуживания и др. Существует определенный список событий в государстве и причин выплаты пособий, компенсаций, целью которых является выравнивание социального положения граждан.

Немного о правах

Любой гражданин может заявить о выплате пенсии по старости, например, - это его право, и организация социального обеспечения обязана рассмотреть заявление в короткие сроки. Все жители России, в том числе иностранные подданные и лица без гражданства, находятся в равных условиях - для них предусмотрено социальное вознаграждение независимо от пола, происхождения, национальности, религиозной принадлежности согласно Конституции РФ. Например, пенсия по инвалидности бывшему работнику или семье погибшего должна быть на данный момент не меньше прожиточного минимума. Выплачиваются пособия по безработице, пособия многодетным семьям, хорошо поощряются матери при рождении 2-го и тем более 3-го ребенка. В социальное обеспечение входит поддержка материнства, отцовства. При назначении пособий учитываются индивидуальные обстоятельства: специфика работы, отдаленность местности, состояние здоровья человека, ситуация в стране.

Оно включает в себя содержание пожилых граждан и нетрудоспособных инвалидов в специальных интернатах, оказание им помощи на дому. Органы здравоохранения и просвещения задействованы в программе содержания и образования детей в детских домах, учреждениях культуры и др. Государственная помощь доступна инвалидам - для них существуют реабилитационные центры. Практически любой работник достоин санаторно-курортного оздоровления. Невозможно перечислить все виды обслуживания нуждающихся граждан. Например, Центры занятости предоставляют трудоспособным гражданам бесплатное обучение по той или иной специальности. Кроме того, им оплачивается проезд к месту учебы и обратно.

Программы социальной поддержки

Возможно, так было и раньше, но об этом мало кто знал. Социальное обеспечение людей, пострадавших от наводнений и пожаров, у нас вполне достойное. Им выплачиваются одноразовые пособия, строится жилье. Ни одно социально значимое событие в государстве не остается без внимания. Хорошее вознаграждение получают заслуженные работники культуры, здравоохранения и педагоги в свои профессиональные праздники. Чтобы привлечь молодых специалистов в село, им бесплатно выделяют жилье. Предоставляют ипотеку молодым семьям в городах.

Право участия в управлении делами государства

Общественные организации, которые представляют интересы граждан по вопросам защиты их прав, обсуждают социальное обеспечение всех слоев населения. Каждый гражданин может быть членом такого союза. Через них люди могут обратиться в любые государственные органы по вопросам индексации заработной платы, стипендии и т. п. Например, в Комиссии по управлению внутренними органами, Союз женщин, федерации детских организаций и различные политические партии. Уважаемые ветеранские сообщества постоянно решают вопросы, связанные с материальным положением пенсионеров и участников ВОВ.

В действующем пенсионном законодательстве нет общего определения понятия «пенсия по старости». На основе определений трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению можно сформулировать определения понятий трудовой и государственной пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости - ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.

Старость как основание пенсионного обеспечения в качестве своего юридического выражения предполагает достижение определенного возраста, с которым связывается право на получение трудовой пенсии. Такое понимание соответствует ч. 1 ст. 39 Конституции РФ , согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению (которая выступает в качестве основного вида пенсии) предоставлено только гражданам , пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Досрочные пенсии, назначение которых связано с социально значимыми обстоятельствами

Закон о трудовых пенсиях предусматривает еще ряд условий, соблюдение которых предоставляет право на получение досрочной пенсии по старости. Назначение этих пенсий, как правило, не связано с определенными видами работ или профессиональной деятельности.

Основания предоставления пенсий на условиях, установленных ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, часто называют социально значимыми обстоятельствами (табл. 3.4).

Таблица 3.4. Условия назначения досрочной пенсии по старости в связи с социально значимыми обстоятельствами

Можно выделить три группы таких условий, которые связаны:

  1. с воспитанием детей ;
  2. состоянием здоровья;
  3. работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Для назначения досрочной трудовой пенсии в первых двух случаях необходимо достижение установленного возраста и наличие требуемой продолжительности общего страхового стажа. Назначение досрочных пенсий в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусматривает дополнительное - третье - условие - наличие специального страхового стажа, отражающего продолжительность работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Лицам, которые длительное время работали в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (соответственно 15 и 20 календарных лет) и одновременно имеют общий страховой стаж и специальный страховой стаж, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, уменьшается на пять лет.

Условия назначения государственной пенсии по старости

Право на государственную пенсию по старости ранее достижения общего пенсионного возраста имеют граждане , пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. К ним относятся лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это дифференцированная по десяти группам категория граждан. Назначение пенсии по старости этим гражданам имеет свою специфику, но в любом случае необходимо соблюдение двух условий: достижение установленного законом возраста и наличие трудового стажа не менее пяти лет. Таким образом, особенностью государственной пенсии по старости является учет общего трудового стажа.

Для определения возрастного критерия предусмотрены два подхода: в одних случаях возраст прямо указан в Законе о государственном пенсионном обеспечении, в других - возраст определяется на основании положений Закона о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы. По возрастному критерию можно разделить всех лиц, имеющих право на государственную пенсию по старости, на три группы (табл. 3.5).

Таблица 3.5. Условия назначения государственной пенсии по старости гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы

Правила уменьшения пенсионного возраста для назначения государственной пенсии по старости и зоны радиоактивного загрязнения определяются в порядке, предусмотренном Законом о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Право на социальную пенсию имеют указанные в Законе о государственном пенсионном обеспечении нетрудоспособные лица только в том случае, если они постоянно проживают в Российской Федерации. Социальная пенсия по старости также назначается в связи с достижением определенного возраста. Право на эту пенсию предоставлено нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях.

Социальная пенсия по старости назначается лишь в двух случаях (табл. 3.6).

Таблица 3.6. Условия назначения социальной пенсии по старости

Социальная пенсия по старости гражданам, достигшим возраста 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию .

Размер пенсии по старости

Размер трудовой пенсии по старости

Исчисление размера трудовой пенсии по старости не зависит от того, назначается ли пенсия на общих основаниях по достижении установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях общего пенсионного возраста или досрочно (т. е. до достижения этого пенсионного возраста).

Сложность исчисления размера трудовой пенсии по старости обусловлена использованием формул. Величины, используемые в одной формуле, могут сами определяться на основании других формул. Все это создает многоступенчатый механизм исчисления размера трудовой пенсии.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле, представленной в табл. 3.7.

Таблица 3.7. Формула определения размера трудовой пенсии по старости

Рассмотрим последовательно порядок определения размера каждой из двух частей: страховой и накопительной.

Исчисление размера страховой части трудовой пенсии по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, представленной в табл. 3.8.

Таблица 3.8. Формула определения размера страховой части трудовой пенсии по старости

Таким образом, страховая часть трудовой пенсии по старости представляет собой расчетную величину, размер которой определяется на основе следующих данных:

  • суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
  • количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
  • фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Рассмотрение применяемых при расчете величин (ПК, Т, Б) целесообразно начать с тех из них, исчисление которых не требует специальных дополнительных расчетов. Из этих трех составляющих количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости и фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости представляют собой конкретные величины. Они непосредственно устанавливаются в законе. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица является расчетной величиной и определяется по формуле.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - показатель, рассчитываемый на основе статистических данных и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии. С 1 января 2002 г. он был установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) (табл. 3.9). Ежегодно с 1 января данная продолжительность увеличивалась на шесть месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Таблица 3.9. Исчисление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости

В дальнейшем продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости ежегодно будет определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированный базовый размер) можно рассматривать как минимальную гарантированную выплату за счет страховых взносов, включенную в состав страховой части трудовой пенсии по старости. Его величина определяется в твердой сумме. Фиксированный базовый размер как составная величина размера трудовой пенсии устанавливается, если соблюдены общие условия, дающие право на назначение трудовой пенсии по старости.

Конкретные суммы фиксированного базового размера указаны в Законе о трудовых пенсиях. По состоянию на 1 января 2010 г. она составляла 2562 руб. Этот размер указан в п. 2 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях. Данный размер является общим для всех граждан , за исключением отдельных указанных в Законе категорий. Установленная Законом величина несколько раз увеличивалась в связи с индексацией трудовых пенсий. С 1 апреля 2012 г. общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3278 руб. 59 коп.

Выплата фиксированного базового размера не всегда осуществляется в одной и той же сумме. Размеры дифференцируются в зависимости от ряда обстоятельств, в частности, предусмотрены следующие основания дифференциации:

  • наличие на иждивении нетрудоспособных членов семьи ;
  • проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • длительная работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Дифференциация фиксированного базового размера для лиц, трудовая деятельность или место жительства которых не связаны с районами Крайнего Севера и приравненных к ним местностями, осуществляется по двум основаниям:

  1. достижение возраста 80 лет или признание инвалидом I группы;
  2. наличие на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

С 1 апреля 2012 г. установлен фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (табл. 3.10).

Таблица 3.10. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (без учета работы или проживания в северных территориях)

Следующее основание дифференциации фиксированного базового размера связано с осуществлением трудовой деятельности или постоянным проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае предусмотрено два механизма:

1) применение районного коэффициента к фиксированному базовому размеру для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (порядок применения районного коэффициента к фиксированному базовому размеру трудовых пенсий и к социальной пенсии рассмотрен в параграфе 4 главы II);

2) установление повышенного фиксированного базового размера для лиц, длительное время работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (независимо от места жительства).

С 1 апреля 2012 г. установлен повышенный фиксированный базовый размер в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (табл. 3.11).

Таблица 3.11. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время работавших в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях

С 1 января 2015 г. фиксированный базовый размер, оставаясь выплатой в твердой сумме, будет дифференцироваться в зависимости от продолжительности общего страхового стажа. За каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, фиксированный базовый размер будет увеличиваться на 6 % его величины. При наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, фиксированный базовый размер будет уменьшаться на 3 % его величины за каждый год, недостающий до указанной продолжительности страхового стажа.

Величина расчетного пенсионного капитала

Одной из величин, на основе которой определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости, является величина расчетного пенсионного капитала.

Расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и представляет собой общую сумму страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т. е. до 2002 г.).

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле, представленной в табл. 3.12.

Таблица 3.12. Формула определения величины расчетного пенсионного капитала

Итак, общая сумма расчетного пенсионного капитала, лежащая в основе определения размера страховой части трудовой пенсии по старости, состоит из трех величин:

  1. части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях;
  2. суммы валоризации;
  3. суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (ПК1), - это пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях. Статья 30 Закона о трудовых пенсиях устанавливает порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав и прав застрахованных.

Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав и прав застрахованных

Новые правила определения размеров пенсий, введенные Законом о трудовых пенсиях с 1 января 2002 г., принципиально отличались от ранее действовавших. Размеры пенсий до 1 января 2002 г. исчислялись на основе трудового стажа и заработка, т. е. тех критериев, которые непосредственно относились к конкретному работнику.

При переходе к новому порядку необходимо было сохранить те пенсионные права, которые граждане уже имели к 1 января 2002 г. в связи с осуществлением трудовой и иной общественно полезной деятельности. Данная ситуация повлекла за собой необходимость проведения оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (т. е. в некую условную сумму, которая определяет пенсионные права в денежном выражении).

Преобразование осуществляется по формуле, представленной в табл. 3.13.

Таблица 3.13. Формула определения величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (до 1.01.2002 г.)

В этой формуле 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, установленный с 1 января 2002 г. (в трудовой пенсии по старости базовая часть выделялась до 2010 г., а с 2010 г. стала применяться другая величина - фиксированный базовый размер).

Из трех величин, применяемых в указанной формуле, неизвестной является лишь одна - расчетный размер трудовой пенсии (РП). С 1 января 2010 г. предусмотрено три варианта определения этого размера, которые применяются по выбору застрахованного лица. Два из предусмотренных вариантов предполагают определение расчетного размера трудовой пенсии по соответствующей формуле.

В итоге можно констатировать следующее. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц представляет собой исчисление некоего условного размера пенсии по правилам, в которых используются два ранее применявшихся подхода к определению размеров пенсии: с применением индивидуального коэффициента пенсионера (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях) или без применения его, но на основе среднего заработка и стажа (п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

После определения расчетного размера пенсии эту сумму следует подставить в формулу, определяющую величину расчетного пенсионного капитала ПК1. Она получается в результате конвертации (преобразования) прав застрахованных, приобретенных до 1 января 2002 г. Такой механизм существовал до 2010 г. С 2010 года понятие расчетного пенсионного капитала было усложнено дополнительным введением еще одной величины - суммы валоризации расчетного пенсионного капитала.

Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала

Валоризация величины расчетного пенсионного капитала - новое для российского пенсионного законодательства понятие, введенное с 1 января 2010 г. Установленный с 1 января 2002 г. порядок исчисления размеров трудовых пенсий (на основе суммы уплаченных страховых взносов) не смог в полной мере обеспечить сохранение приобретенных до 2002 г. пенсионных прав. Данный порядок не учитывал длительную продолжительность общего трудового стажа, который приобрели граждане до 2002 г. Общий трудовой стаж был одним из важнейших критериев определения размера трудовой пенсии. Применение валоризации может частично восполнить потери для пенсионеров от незаслуженно пониженных размеров «старых пенсий» и в некоторой мере восстановить справедливость.

По своей сути «валоризация величины расчетного пенсионного капитала» - это повышение величины расчетного пенсионного капитала, которое осуществляется в определенном порядке. Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного с учетом ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Сверх того полученная сумма увеличивается на 1 % величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. Поскольку величина расчетного пенсионного капитала является составным элементом для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости, увеличение расчетного пенсионного капитала позволит увеличить размер страховой части.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Виды учитываемых в общем трудовом стаже периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности и порядок их учета зависят от того варианта определения расчетного размера пенсии, который был применен (п. 3 или п. 4 ст. 30). При этом учитывается полная продолжительность общего трудового стажа без ограничения.

Сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо

Рассмотрим значение ПК2 - третьей составляющей расчетного пенсионного капитала. Это сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Для назначения трудовых пенсий ключевое значение имеет участие гражданина в системе обязательного пенсионного страхования , факт признания его застрахованным лицом, наличие у него страхового стажа, учет поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ страховых взносов, уплачиваемых работодателями или физическими лицами в случае их добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Трудовая пенсия по старости является обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию.

В связи со сказанным выше в самом простом понимании величина расчетного пенсионного капитала представляет собой сумму страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ . Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Именно эта сумма определяет величину расчетного пенсионного капитала для граждан, которые не приобрели пенсионных прав до 1 января 2002 г. (ПК1 при назначении пенсии им не исчисляется).

Исчисление размера накопительной части трудовой пенсии по старости

Формирование накопительной части трудовой пенсии связано с возрастом застрахованного лица, поэтому данная часть включается в состав трудовой пенсии по старости не у всех пенсионеров. Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, представленной в табл. 3.14.

Таблица 3.14. Формула определения величины накопительной части трудовой пенсии по старости

В данной формуле всего две величины. Одна из них определена законом. Это величина Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Вторая величина - сумма пенсионных накоплений. В Законе о трудовых пенсиях раскрывается содержание данного понятия: пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших:

  • страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий;
  • дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;
  • взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования;
  • средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Поскольку порядок установления накопительной части трудовой пенсии претерпел изменения, в частности из структуры пенсии по инвалидности исключена накопительная часть, в Законе о трудовых пенсиях предусматриваются дополнительные положения, связанные с особенностями выплаты накопительной части трудовой пенсии либо сумм пенсионных накоплений в отдельных случаях:

1) при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, указанные средства учитываются при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной);

2) лица, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, имеют право по достижении общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на получение указанных средств в виде единовременной выплаты в порядке, установленном Правительством РФ.

При наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получающего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренные Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих , или пенсию, предусмотренную Законом о государственном пенсионном обеспечении, установление накопительной части трудовой пенсии по старости производится по достижении общего пенсионного возраста.

Размер государственной пенсии по старости

В отличие от порядка определения размера трудовой пенсии по старости механизм определения размера государственной пенсии по старости значительно проще. Основой исчисления ее размера является величина социальной пенсии, установленная в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении (общий размер).

Размер государственной пенсии по старости дифференцируется в зависимости от категории граждан, отнесенных к числу пострадавших от радиационного воздействия, и составляет 250 % или 200 % общего размера социальной пенсии (табл. 3.15). С 1 января 2010 г. этот размер составлял 2562 руб. в месяц. В последующие годы данная сумма была проиндексирована и с 1 апреля 2012 г. составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Таблица 3.15. Размер государственной пенсии по старости гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы

Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по старости увеличивается на 1/3 общего размера социальной пенсии в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством РФ, размер пенсии по старости увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

Размер социальной пенсии по старости

Размер социальной пенсии по старости устанавливается в твердой сумме. С 1 января 2010 г. этот размер составлял 2562 руб. в месяц; с 1 апреля 2012 г. - 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Размеры всех социальных пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Порядок применения районного коэффициента аналогичен порядку, рассмотренному ранее (параграф 4 главы II).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социальное обеспечение граждан

1.1 Социальное обеспечение в Российской Федерации

Всеобщей декларацией прав человека установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Конкретизируя данный принцип, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение представляет собой такие общественные отношения, урегулированные нормами права, в результате которых происходит перераспределение части государственного бюджета и распределение средств внебюджетных фондов социального страхования в объеме и на условиях, установленных законом, в целях предоставления физическим лицам материальных благ, медицинской помощи, социального обслуживания при наступлении объективных социально значимых обстоятельств.

В качестве таких обстоятельств могут выступать: утрата заработка или трудового дохода; отсутствие средств в объеме прожиточного минимума; полная или частичная потеря трудоспособности; потеря кормильца; наступление старости и др.

Социальное обеспечение выполняет следующие основные функции:

1) экономическую: социальное обеспечение необходимо для решения проблемы неравенства доходов людей, которое возникает по независящим от них обстоятельствам. Оно позволяет, например, возместить заработок, утраченный в связи с наступлением старости. Экономическая функция реализуется посредством распределения средств внебюджетных фондов (пенсионного, обязательного медицинского страхования, социального страхования и др.) и средств бюджетов всех уровней;

2) политическую: данная функция позволяет восстановить и поддерживать на должном уровне социальный статус граждан, которые в результате наступления тех или иных жизненных обстоятельств не могли ощущать себя полноценными членами общества;

3) демографическую: высокий уровень социального обеспечения в стране позволяет влиять на такие демографические процессы, как, например: продолжительность жизни, воспроизводство населения и др.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается.

Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи».

Понятие социальной помощи

Согласно данному закону под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в этом законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Можно выделить следующие признаки социальной помощи:

1)социальная помощь распространяется на особые субъекты -- малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан;

2)источниками финансирования служат бюджеты различных уровней;

3)в рамках социальной помощи указанным выше категориям малоимущих граждан предоставляются особые виды выплат и услуг, которые назначаются решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущих лиц, как правило, после проверки их нуждаемости.

1.2 Виды социальной помощи

Основными видами социальной помощи являются следующие:

1. Денежные выплаты, которые предоставляются лицам и семьям, чьи доходы не достигают величины прожиточного минимума по независящим от них причинам. Их назначение производится адресно, т. е. после проверки органами социальной защиты уровня доходов с учетом имущества обратившегося (другими словами, после проверки его нуждаемости в этой помощи). По этим признакам социальной помощью является ежемесячное пособие на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку ребенка до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения -- до окончания им обучения, но не более чем до достижения 18 лет).

2. Денежные выплаты, которые назначаются безработным, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением срока его выплаты. Такие выплаты могут назначаться членам семьи безработного, не достигшим 18 лет (учащимся -- 24 лет) и не имеющим самостоятельных источников дохода. Преимущественное право на получение материальной помощи имеют семьи тех безработных, которые содержат инвалидов, воспитывают несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, являются вынужденными переселенцами и др. При этом во внимание принимается также уровень среднедушевого дохода на каждого члена семьи безработного.

3. Субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг. Значение этого важного вида государственной социальной помощи будет возрастать по мере проведения жилищно-коммунальной реформы. Субсидия -- это безналичная форма расчета с гражданами, предоставляемая при превышении платежей за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Российской Федерации уровня от совокупного дохода семьи. Максимально допустимая доля на оплату жилья и коммунальных услуг -- это предельная величина совокупного семейного бюджета на их оплату, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

4. Медико-социальная помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

1.3 Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия -- это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий:

Пенсии за выслугу лет;

Пенсии по старости;

Пенсии по инвалидности;

Социальные пенсии.

Трудовая пенсия -- это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий:

Трудовая пенсия по возрасту;

Трудовая пенсия по инвалидности;

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

1.4 Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе -- от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

1.5 Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж -- это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

Период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

Период получения пособия по безработице;

Период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

Некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

1) особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

2) особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

3) физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

4) географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

5) осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

2. Индивидуальные предприниматели, их права и обязанности

2.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Данное право, которое еще называют предпринимательской правоспособностью, означает, что государство признает за каждым гражданином Российской Федерации потенциальную возможность быть носителем прав и обязанностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

По Владимиру Далю, «предприниматель -- это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек». Быть предпринимателем -- значит делать не так, как делают другие. Предприниматель лишен традиций. Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления. С юридической же точки зрения предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве.

Для того чтобы гражданин реально мог заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ему необходимо приобрести специальный правовой статус -- статус индивидуального предпринимателя. Возникновение этого статуса закон связывает с особым актом уполномоченного государственного органа -- государственной регистрацией.

Предпринимательская деятельность без регистрации -- это уголовное преступление. За него можно поплатиться штрафом в размере до 300 000 рублей, всем своим доходом за период до двух лет, обязательными работами в течение 180 -- 240 часов, арестом на срок от четырех до шести месяцев (ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации). При извлечении дохода от незаконной предпринимательской деятельности в особо крупном размере наказание будет еще жестче. Также в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях незарегистрированный предприниматель рискует заплатить еще и административный штраф. Он, правда, меньше уголовного -- от 500 до 2000 рублей.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Статус индивидуального предпринимателя могут приобрести не только граждане Российской Федерации, но также и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России.

Для регистрации гражданин-предприниматель должен предъявить в регистрирующий орган следующие документы:

Заявление, составленное по форме, которая утверждена Правительством Российской Федерации;

Нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей, попечителя) несовершеннолетнего на ведение им предпринимательской деятельности либо свидетельство о браке или копию решения суда об эмансипации -- если заявление о государственной регистрации подается несовершеннолетним;

Документ об уплате государственной пошлины.

Требование иных документов при регистрации не допускается.

Личная явка гражданина для регистрации необязательна, документы могут быть им высланы и по почте. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, заявителю в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному им почтовому адресу высылается расписка в получении документов с уведомлением о вручении.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом такой записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ (регистрационное свидетельство), подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание свидетельства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также регистрационное свидетельство утрачивают силу, если сам предприниматель подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства либо если судом вынесено решение о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Отказ гражданину в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя допускается только в случаях, если:

Гражданин изъявил желание заниматься деятельностью, которая запрещена действующим законодательством;

Документы были представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;

Состав представленных документов и состав содержащихся в них сведений не соответствуют требованиям законодательства.

В частности, для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью. При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. Например, Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. В Законе РФ «О милиции» записано, что сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность. Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законодательством. Оно направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии -- специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. С момента государственной регистрации гражданин становится индивидуальным предпринимателем и у него возникает предпринимательская правоспособность.

2.2 Гражданская правоспособность и дееспособность

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданину необходимо прежде всего обладать такими качествами, как гражданская правоспособность и гражданская дееспособность.

Гражданская правоспособность -- это признаваемая гражданским законодательством способность граждан иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Она возникает в момент рождения и не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, жизнеспособности человека. Согласно ст. 18 ГК РФ граждане могут:

Иметь имущество на праве собственности;

Наследовать и завещать имущество;

Заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

Создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

Совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; -

Избирать место жительства;

Иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Все граждане обладают равной правоспособностью, и она не может быть ограничена. Только суд может своим приговором или решением ограничить гражданина в каких-либо правах: запретить заниматься определенным видом деятельности, ограничить свободу передвижения и избрания места жительства. Правоспособность гражданина прекращается в момент смерти.

Следует, однако, иметь в виду, что самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний, т. е. дееспособный, гражданин. Конституция определяет возраст совершеннолетия и гражданской дееспособности в 18 лет. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и исполнять гражданские обязанности, а также понимать значение этих своих действий, управлять ими и предвидеть их последствия. С 18 лет гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них.

Из указанного выше общего правила существуют два исключения:

1) если гражданин вступил в законный брак до достижения 18 лет (а такие случаи допускаются законом), то он становится дееспособным в полном объеме с момента вступления в брак;

2) если несовершеннолетний достиг 16 лет и занимается самостоятельной трудовой или предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это так называемая эмансипация. Если она осуществляется с согласия родителей, то о ней объявляет орган опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия -- суд.

Для того чтобы гражданин мог заниматься предпринимательской деятельностью, его гражданская правоспособность не должна быть ограничена в части предпринимательской правоспособности, т.е., например, он не должен быть лишен права заниматься определенной деятельностью в качестве наказания за совершенное преступление.

После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин не утрачивает всех тех прав и обязанностей, которые присущи ему как физическому лицу, -- он может наследовать и завещать свое имущество, заниматься любой законной деятельностью, если только эту должность или работу разрешено совмещать с предпринимательством. Предприниматель может иметь права как имущественные, так и неимущественные: права автора научного, литературного или художественного произведения, изобретения, открытия либо иного охраняемого законом результата творческой деятельности и др.

Все сделки индивидуального предпринимателя, в основе которых лежит его отказ либо ограничение своей правоспособности или дееспособности, ничтожны. Так, данная кому-либо гражданином-предпринимателем расписка не заниматься каким-то видом деятельности (за исключением случаев, когда это прямо установлено законом) либо завещать кому-нибудь (жене, детям, партнеру по бизнесу и другим лицам) свое имущество будет являться недействительной. В отличие от сделок предпринимателя аналогичные действия юридического лица по ограничению собственной правосубъектности имеют силу.

В отличие от юридических лиц индивидуальный предприниматель имеет право на защиту не только своей деловой репутации, но и чести и достоинства. Более того, индивидуальному предпринимателю (как физическому лицу) может быть компенсирован моральный вред (физические или нравственные страдания). Юридическому же лицу моральный вред не возмещается, так как оно не может «страдать». Эти специфические права дают дополнительную гарантию от недобросовестности коммерческих партнеров и конкурентов.

Минусом статуса индивидуального предпринимателя является ответственность индивидуального предпринимателя. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации индивидуальная предпринимательская деятельность ведется гражданином на свой риск. Также на свой риск ведется предпринимательская деятельность юридическими лицами. Однако участник (акционер) хозяйственного общества не несет ответственности по обязательствам общества и не возмещает его убытки. Напротив, гражданин-предприниматель по своим обязательствам отвечает, как физическое лицо, всем своим имуществом, движимым и недвижимым, в том числе и нажитым до начала осуществления предпринимательской деятельности.

Сказанное выше относится не только к гражданской, но и к административной ответственности, например, в связи с наложением штрафа за неприменение контрольно-кассовой техники. Так, если гражданин является даже единственным учредителем штрафуемой коммерческой организации, то сумма штрафа взыскивается все-таки с юридического лица (как субъекта правонарушения), а учредитель может «бросить», ликвидировать, «продать» свою фирму -- с заведомо невзыскиваемым штрафом. Индивидуальному же предпринимателю скрыться гораздо сложнее. Он не может передать свой статус предпринимателя другому лицу. Он, и только он, всем своим имуществом будет отвечать перед контролирующими органами (налоговыми, противопожарными, санитарными и т.д.), контрагентами (по исполнительным листам) и т.д.

Ответственность за неисполнение гражданином-предпринимателем своих обязательств, вытекающих из коммерческой деятельности, наступает по правилам об ответственности за предпринимательскую деятельность, т.е. без вины, за сам факт нарушения договора или причинение вреда. Предприниматель может быть освобожден от ответственности, только если будет установлено, что обязательство не исполнено вследствие действия непреодолимой силы.

Статусом предпринимателя не могут обладать недееспособные лица (т.е. малолетние и граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими и признаны в судебном порядке недееспособными), а также лица, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Недееспособные по общему правилу не могут сами совершать сделки и не несут имущественной ответственности за свои действия.

2.3 Утрата статуса индивидуального предпринимателя

социальный обеспечение предприниматель пенсия

В отличие от общей гражданской правоспособности, которая прекращается лишь со смертью, предпринимательская правоспособность может быть утрачена и раньше.

Основаниями утраты статуса индивидуального предпринимателя являются:

1) заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации. Государственная регистрация в данном случае утрачивает силу в день получения указанного заявления регистрирующим органом;

2) признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Гражданин считается банкротом, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Признание банкротом индивидуального предпринимателя означает аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и аннулирование выданных ему лицензий. В течение года со дня признания его банкротом данный гражданин не может быть повторно зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

3) ограничение предпринимательской правоспособности гражданина (например, в связи с поступлением гражданина на государственную службу; принятием закона, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью той категории граждан, к которой относится предприниматель; вынесением судом в отношении индивидуального предпринимателя приговора, лишающего его права заниматься предпринимательской деятельностью);

4) признание гражданина недееспособным;

5) ограничение гражданина в дееспособности;

6) смерть гражданина.

С утратой статуса индивидуального предпринимателя становится невозможным дальнейшее осуществление гражданином предпринимательской деятельности и приобретение связанных с этой деятельностью прав и обязанностей.

Вместе с тем само по себе это не влечет прекращения тех прав и обязанностей, которые возникли у гражданина ранее в связи с его предпринимательской деятельностью. К примеру, если предприниматель взял в банке кредит, а затем подал в регистрирующий орган заявление об аннулировании его государственной регистрации, то он все равно будет обязан вернуть этот кредит. В случае смерти гражданина приобретенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности гражданские права и обязанности не прекращаются, а переходят по наследству.

Лишь в одном случае утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя приводит к прекращению всех обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, -- признание предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права. Правоспособность и дееспособность. Классификация категорий иностранных граждан в законодательстве Российской Федерации. Основные права, обязанности и ответственность иностранцев.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Законодательное закрепление в России конституционного права на социальное обеспечение. Установление федеральным законом государственной поддержки в виде пенсий, пособий. Механизм финансирования реализации прав граждан в сфере занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Права и обязанности получателей социальных услуг. Формы и виды социального обслуживания. Нормативно правовые акты, регулирующие социальное обеспечение в России. Международные документы по правам человека, закрепляющие право на социальное обеспечение.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2015

    Принципы взаимоотношений человека и государства. Гражданская правосубъектность, правоспособность и дееспособность граждан, их границы в рамках действующего гражданского законодательства России. Порядок лишения граждан правоспособности и дееспособности.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2010

    Общие положения о предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя. Отличие индивидуального предпринимателя от юридического лица. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Понятие предпринимательской деятельности граждан. Сравнение правового положения индивидуального предпринимателя и юридического лица. Особенности ответственности индивидуального предпринимателя. Конституционные гарантии предпринимательства в России.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2007

    Понятие субъекта права. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правовой статус личности в Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и гарантии. Система гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Правоспособность и дееспособность граждан. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Имя гражданина, место жительства и его юридическое значение. Условия и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим (умершим). Опека и попечительство.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2014

    Гражданско–правовой статус граждан по законодательству Российской Федерации. Защита имущественных прав недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан на примере наследственных прав. Социальное обеспечение гражданского общества и человека.

Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Комментарий к Ст. 39 Конституции Российской Федерации

1. В , результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений — понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952), и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).

Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу основано на ратифицированных международных и межправительственных договорах*(175).

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации — с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основными формами социальной защиты являются:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов населения;

социальное страхование;

социальное вспомоществование;

социальные услуги;

целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

1) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

2) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с посл. изм. и доп.)*(176), граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного*(177) и негосударственного секторов социального обслуживания. Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(178), функции по определению Перечня гарантированных государством социальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях данных субъектов РФ.

Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий, например:

по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.);

по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие по случаю рождения ребенка;

пособия гражданам, имеющим детей;

пособие по безработице;

пособие на погребение.

В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия. Так, в 1995 г. были кодифицированы нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, путем принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»*(179).

В настоящее время в России проводится реформирование системы пенсионного обеспечения в соответствии с Концепцией пенсионной реформы 1997 г., которая предусматривает меры развития существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения*(180).

Первый уровень — социальная пенсия, которая унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.

Второй уровень — обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и инвестиционного дохода; обязательна для всех работников моложе 30 лет.

Третий уровень — дополнительные пенсионные системы, включающие обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников.

Социальное обеспечение – система мер по материаль­ному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудо­способных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждаю­щихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на мате­риальное обеспечение и социальное обслуживание в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты тру­доспособности, потери кормильца и в иных случаях, уста­новленных законом.

К основным видам социального обеспечения следует отнести:

· пенсионное обеспечение;

· систему пособий;

· систему профессионального обу­чения, трудоустройства и протезно-ортопедической помо­щи инвалидам;

· социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной си­туации;

· социальную помощь семье и детям.

Важнейшей функцией социального обеспечения явля­ется выплата гражданам пенсий – ежемесячных денеж­ных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной дея­тельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регу­лируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федера­ции и другими нормативными актами.

Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенси­ям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инва­лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа ра­боты. На общих основаниях пенсия по старости назнача­ется рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, жен­щинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с дли­тельной или постоянной фактической утратой трудоспо­собности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назна­чается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудо­способности. Пенсия по случаю потери кормильца на­значается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.

Социальная пенсия – это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не име­ющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, по­терявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчи­ны и женщины).

Формой дополнительного социального обеспечения по­жилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил указ Прези­дента Российской Федерации «О негосударственных пен­сионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Наиболее важными элемен­тами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, разме­щение пенсионных резервов и выплата пенсий.

Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:

1) фонды с пенсионными взносами, которые формируются пре­имущественно предприятиями и организациями-работода­телями;

2) пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц;

3) фонды с совместным участием юридических и физи­ческих лиц.

В соответствии с законом Российской Федерации «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий :

· по беременности и родам;

· единовременное женщинам, вставшим на учет в меди­цинские учреждения в ранние сроки беременности;

· единовременное при рождении ребенка;

· ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

· ежемесячное на ребенка.

Государственное единовременное пособие по многодет­ности выплачивается при рождении четвертого и последу­ющего детей в всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. Пособие одино­ким матерям определяется на каждого ребенка и выпла­чивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Посо­бие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного посо­бия одиноким матерям.

По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Пер­вое выдается на основании больничного листка со дня ут­раты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении – в тех случаях, когда ежегодного от­пуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Посо­бие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреж­дения..

Пособие по безработице исчисляется в процентном от­ношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет уста­новленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели).

Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной служ­бы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назнача­ются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских по­казаний. Инвалидам детства , имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору.

Пособия на детей военнослужащих срочной службы на­значаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и на­ходившихся на его иждивении членов семьи: детей, брать­ев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудо­способных супруга, родителей, де­душки, бабушки.

Важным видом социального обеспечения является сис­тема льгот. Социальные льготы – это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.


Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:

· по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, быв­шие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федера­ции, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пр.);

· по источникам финансирования (государственные вне­бюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населе­ния, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

В соответствии с законом Российской Федерации «О ве­теранах» ветераны труда пользуются определенными льго­тами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммуналь­ных услуг; 50 % – скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50 % – скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодо­рожным транспортом междугородного и пригородного со­общения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам.

В соответствии с федеральным законом «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повы­шение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся:

· осуществление льготной финансово-кредитной поли­тики в отношении специализированных предприятий, при­меняющих труд инвалидов;

· установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;

· резервирование рабочих мест по профессиям, наибо­лее подходящим для трудоустройства инвалидов;

· стимулирование создания предприятиями, учрежде­ниями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных для трудоустройства инвалидов;

· создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

· создание условий для предпринимательской деятель­ности инвалидов;

· организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.

Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными сред­ствами передвижения дома и на улице. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопеди­ческих изделий за счет средств федерального бюджета в поряд­ке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются необходимыми средствами те­лекоммуникационного обслуживания, специальными те­лефонными аппаратами.

Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Россий­ской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).

Социальное обслуживание – это совокупность соци­альных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания включает в себя, различные учреждения. В их число входят:

· комплексные центры социального обслуживания;

· территориальные цен­тры социальной помощи семье и детям;

· центры социаль­ного обслуживания граждан пожилого возраста и инвали­дов;

· социально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· цент­ры экстренной психологической помощи по телефону;

· цен­тры (отделения) социальной помощи на дому;

· дома ночно­го пребывания;

· специальные дома для одиноких и преста­релых;

· стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психонев­рологические интернаты, детские дома-интернаты для ум­ственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физи­ческими недостатками);

· геронтологические центры;

· кризис­ные центры и иные учреждения.

По желанию граждан пожи­лого возраста и инвалидов социальное обслуживание может осуществляться на по­стоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомная. Наряду с надомными служ­бами, система социального обслуживания граждан пожи­лого возраста и инвалидов включает в себя полустационар­ное социальное обслуживание в отделениях дневного (ноч­ного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное соци­альное обслуживание.

Из нестационарных учреждений наибольшее развитие получили муниципальные центры соци­ального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлени­ем граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающих­ся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предостав­ление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

На оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужи­ванию, направлено стационарное соци­альное обслуживание. В дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Одной из новых форм социального обслуживания яв­ляется развитие сети специальных жилых домов для оди­ноких пожилых граждан и супружеских пар с комплек­сом служб социально-бытового назначения (медицин­ского кабинета, библиотеки, столовой, пунктов заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещений для проведения культурного досу­га и для трудовой деятельности).

Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, также являются объектом социального обеспече­ния. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалида­ми оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др.

Система социального обеспечения занимает особое мес­то среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими про­цедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие.