2 правовое регулирование адвокатуры и адвокатской деятельности. Нормативные акты и их значение в регулировании и деятельности адвокатуры в рф

§ 3. Характеристика основных источников правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации.
Основные положения о роли адвокатов.
Основные положения о роли адвокатов были приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений , проходившим в августе 1990 г. в Нью-Йорке. В Преамбуле этого важнейшего для регулирования вопросов адвокатуры документа перечисляются основные международно-правовые акты, положения, которых в той или иной мере охватывают вопросы защиты гражданами своих прав, свобод и законных интересов, в том числе посредством своевременного получения профессиональной квалифицированной юридической помощи. В их числе: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация о правах человека, Международной пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях Тюремного заключения, Стандартные минимальные правила содержания заключенных, Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступления и превышения власти.

Кроме того, в Преамбуле подчеркивается, что права и основные свободы человека обеспечиваются в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни. Для этого необходимо, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой представителями независимой юридической профессии.

Профессиональные ассоциации адвокатов играют существенную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.

Основные положения предусматривают, что любой человек вправе обратиться за помощью к адвокату по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры. Правительства должны гарантировать равный доступ к адвокатам всех лиц, подпадающих под его юрисдикцию, независимо от расы, цвета кожи, этнического происхождения, иола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального и социального происхождения, экономического и иного статуса. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование для оказания юридической помощи бедным, несостоятельным людям, а профессиональные ассоциации адвокатов - создавать условия для предоставления такой помощи.

Основные положения предусматривают гарантии для подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, возлагая на правительство обязанность, обеспечить каждому из них информированность о его праве получить помощь адвоката, по его выбору при аресте, задержании, помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении. Любому указанному лицу, которое не имеет защитника, должна быть предоставлена помощь адвоката соответствующей квалификации без оплаты со стороны данного лица, если у него пет необходимых на то средств. Причем допуск к адвокату должен состояться не позднее чем через 48 часов с момента задержания или ареста. При этом задержанный, арестованный или помещенный в тюрьму должен быть обеспечен необходимыми условиями, временем и средствами для встречи или связи по средствам связи с адвокатом без препятствий и цензуры. Консультации с защитником могут быть в иоле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

В документе уделяется внимание и 11равилам получения статуса адвоката, его квалификации и подготовке.

Устанавливается обязанность правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не удовлетворены, особенно если такие группы имеют отличия в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц и групп, желающих заниматься юридической практикой , и обеспечить им подготовку, достаточную для удовлетворения нужд этих групп.

В Основных положениях вникание уделяется не только правам, но и обязанностям адвокатов.

Они должны постоянно поддерживать честь своей профессии, соблюдать этические нормы отправления правосудия.

По отношению к доверителю адвокаты обязаны:


  • консультировать его по вопросам прав и обязанностей, разъяснять принципы работы правовой системы;

  • оказывать помощь любым законным способом и совершать правовые действия для защиты его интересов;

  • оказывать помощь в судах; трибуналах и административных органах.
Адвокаты при осуществлении правосудия должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным нравом, всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными и этическими нормами. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего доверителя.

В Основных положениях указано, что правительства должны обеспечить адвокатам:


  • возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

  • возможность свободно консультировать доверителя в своей стране и за границей;

  • недопустимость наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.
Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением ими профессиональной обязанности, они должны быть адекватно защищены властями. Адвокаты не должны идентифицироваться с их доверителями и делами доверителей в связи с исполнением своих профессиональных функций. Суд или административный орган не вправе отказать адвокату, имеющему допуск к практике, в представлении интересов, своего доверителя, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Основными положениями.

Обязанность компетентных властей - обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с нужной информацией, документами и материалами дела, в уголовном процессе - не позднее окончания расследования, до досудебного рассмотрения.

Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации, в том числе международные, могут формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к юридической помощи.

Содержит рассматриваемый документ и раздел о дисциплинарном производстве в отношении адвокатов. Кодексы их профессионального поведения должны приниматься через профессиональные органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычаям и признаваемым международными стандартами и нормами. При обвинении или возбуждении против адвоката в связи с его профессиональной деятельностью дела он должен иметь право на справедливое разбирательство, на помощь адвоката по его выбору. Дисциплинарное производство против адвокатов должно осуществляться беспристрастными дисциплинарными комиссиями, определяемыми самой адвокатурой, с возможностью обжалования их решения в суд. Дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами.

Таким образом, Основные положения о роли адвокатов призваны помочь государствам-участникам обеспечить надлежащую роль адвокатов в деле защиты нрав и законных интересов граждан. Принципы, провозглашенные в документе, должны уважаться и гарантироваться правительствами при разработке национального законодательства и его применении, приниматься во внимание, как адвокатами, так и судьями, прокурорами, законодательной и исполнительной, властью и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, исполняющим адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.
Конституция Российской Федерации
Вся правовая система Российской Федерации основывается на нормах Конституции, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является базовым законом, который определяет форму правления, основы государственного устройства, характеристику политического режима России, права и свободы человека и гражданина, закрепляет основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, регулирует иные важнейшие аспекты государственной и общественной жизни страны. Именно на положениях Конституции строятся нормы иных законодательных актов России. Все иные нормативные правовые акты в Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности , не должны противоречить Конституции, они могут только детализировать и развивать ее нормы. Применительно к регулированию института адвокатуры и адвокатской деятельности все конституционные нормы можно условно разделить на две группы:


  1. нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы адвокатуры;

  2. специальные нормы, регулирующие организацию адвокатуры и осуществление адвокатской, деятельности.
Конституционные нормы первой группы определяют, в частности, основные нрава и свободы человека и гражданина. К институту адвокатуры эти нормы относятся постольку, поскольку ими устанавливаются условия, в которых данный институт действует.

Например, ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из этой статьи вытекает несколько принципиальных для адвокатуры и адвокатской деятельности выводов.

Во-первых, Российская Федерация провозглашается правовым государством. Правовой характер государства означает, что деятельность всех государственных органов и должностных лиц основывается на верховенстве права, в том числе над государством. Властные полномочия государства реализуются исключительно в рамках закона, и только теми субъектами, которые уполномочены на это в установленном законом порядке, в пределах предметов ведения и полномочий. Власть существует лишь для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать конституционные права граждан. Принцип верховенства права является препятствием на пути возможного злоупотребления со стороны государства своими властными полномочиями и обеспечивает институту адвокатуры гарантии от необоснованного, незаконного вмешательства в его деятельность.

Подлинно правовое государство основывается на признании естественных, неотчуждаемых прав человека. В полном соответствии с данным постулатом ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, на государство возлагается обязанность не только формально провозгласить, но и соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать их реализацию на практике, создать механизм защиты субъективных прав граждан. Элементом такого механизма и является адвокатура, призванная осуществлять защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц и обеспечивать их доступ к правосудию.

Правовое государство признает существование гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство не поглощаются друг другом, существуют относительно независимо, находясь в постоянном взаимодействии, основанном на принципе невмешательства одного в дела другого и недопустимости необоснованного властного принуждения со стороны государственных структур в отношении институтов гражданского общества. Правовое государство обеспечивает условия для существования и развития гражданского общества. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к адвокатуре, поскольку она представляет собой институт гражданского общества, действует на принципах независимости и самоуправления, а государство гарантирует ее независимость - важнейшее условие существования этого института, эффективности осуществляемой им деятельности.

Взаимоотношения правового государства и гражданского общества строятся на принципе взаимной ответственности: не только государство несет ответственность перед гражданами и гражданским обществом, но и индивиды и институты гражданского общества несут ответственность перед властью, перед государством. Механизм такого взаимодействия применительно к адвокатуре базируется на обязанности адвокатов, адвокатских образований и органов адвокатского сообщества строго соблюдать принцип законности, выполнять иные обязательства перед государством, в частности по уплате налогов, оказанию в установленных законом случаях бесплатной юридической помощи.

Кроме того, сосуществование правового государства и гражданского общества предполагает не только возможность» но и обязательность контроля со стороны государства за соблюдением институтом адвокатуры возложенных на нее обязанностей по выполнению публичной функции государства - защиты субъективных прав. Правовой характер государства и природа адвокатуры как института гражданского общества определяют пределы и способы осуществления такого контроля. Гипертрофированный, всеобъемлющий контроль государства за всеми институтами гражданского общества основан на идее не связанности государства законами, господства власти над правом. Исходя из этой идеи, государство может, как ограничить себя действующим законодательством, так и снять эти самоограничения в любой момент, приняв любой закон, в том числе о структуре государственной власти, о нравах человека, о механизме защиты этих нрав. Провозглашение правового характера государства диктует установление таких пределов, способов и методов контроля, которые не ограничивали бы свободу деятельности адвокатуры в выполнении ее задач и функций, но в то же время гарантировали соблюдение адвокатами, адвокатскими образованиями, органами адвокатского самоуправления принципа законности.

Таким образом, построение в Российской Федерации правового государства есть условие существования института адвокатуры и его свободного развития на принципах независимости и самоуправления. Именно такая адвокатура станет , в свою очередь, краеугольным камнем в здании российского правового государства.

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Адвокатура, в соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты, содержащие правила об организации адвокатуры и осуществлении адвокатской деятельности, принимаются государственными органами на уровне, как Федерации, так и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Значимую норму содержит ст. 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющая социальный характер Российского государства. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Институт адвокатуры решает важнейшую задачу по защите прав и законных интересов граждан, его деятельность затрагивает интересы человека и гражданина, следовательно, вопросы организации и адвокатской деятельности имеют социальный характер, И их решение в интересах человека и общества является инструментом создания в России социального государства.

Статья 10 Конституции предусматривает осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Другие статьи определяют состав органов, составляющих эти три ветви власти. Правила, устанавливающие структуру государственной власти, имеют значение для определения места института адвокатуры в правовой системе России, ее положения в системе государственных и негосударственных публичных институтов. Адвокатура не принадлежит ни к одной из ветвей власти и выполняет свои функции как самостоятельный публичный институт. Специфика полномочий адвокатуры позволяет отнести ее к блоку правоохранительных органов, но при этом она не утрачивает своего характера негосударственного независимого института.

Российская адвокатура взаимодействует со всеми тремя ветвями государственной власти.

Законодательная ветвь власти путем принятия и совершенствования законодательных актов создает правовую основу организации адвокатуры и ее деятельности. В свою очередь адвокатура в пределах своих полномочий содействует эффективности законодательного процесса, например, посредством участия совета Федеральной палаты в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатуре. Ряд организационных и контрольных полномочий в отношении адвокатуры и адвокатов возложен на исполнительную ветвь власти в лице Министерства юстиции Российской Федерации. Органы, составляющие судебную ветвь власти, осуществляют судебный контроль за законностью деятельности адвокатов, обобщают правоприменительную практику, занимаются толкованием законов, в том числе в сфере адвокатской деятельности. Взаимодействие адвокатуры с органами всех ветвей государственной власти должно происходить на основе признания адвокатуры независимым институтом гражданского общества и строго в рамках, очерченных законом.

Ряд статей гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет положения, непосредственно касающиеся прав и свобод человека, в частности, нрава на участие в управлении государство, на гражданство, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, В главе устанавливаются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, закреплены признание и равная защита всех форм собственности идеологическое многообразие и светский характер государства. Нормы гл. 2 Конституции определяют, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Кроме того, гл. 2 содержит нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина на жизнь, на охрану государством достоинства личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу совести, вероисповедания, мысли и слова, па свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на жилище, образование, охрану здоровья и т.д.

Перечисленные в Конституции права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к адвокатской деятельности, поскольку определяют ее содержание. Именно эти права (а также иные, поскольку указание в Конституции на конкретные основные права и свободы не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина) должны защищаться адвокатами в процессе их профессиональной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатом является лицо, получившее в установленном этим законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. С этого момента претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ч. 1, 3 ст. 9, ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 13, ч. 1, 3 и 4 ст. 15 названного закона).

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ч. 1 ст. 1 указанного закона).

В зависимости от предусмотренного ч. 2 ст. 2 указанного закона вида оказываемой юридической помощи, определяющего содержание адвокатской деятельности, она подразделяется на следующие виды:

1) дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом (ч. 3 ст. 2 указанного закона).

Согласно ч. 3 ст. 1 того же закона не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

лицами, не обладающими статусом адвоката;

работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Деятельность адвоката характеризуют четыре основные черты:

профессиональная деятельность объединяет адвокатов в сообщество людей, связанных общими ценностями и интересами;

приоритет цели оказания услуг перед извлечением прибыли (что отличает адвокатскую деятельность от предпринимательской);

особые знания и опыт;

Адвокаты, в отличие от юрисконсультов и других категорий профессиональных юристов, не обладающих статусом адвоката, находясь организационно в адвокатских фирмах, бюро, кабинетах, консультациях в среде себе подобных, без отношений соподчиненное с заказчиком и не будучи связанными со спецификой деятельности организации - работодателя, всегда имели и имеют более широкую область деятельности и возможность более комплексного и нетрадиционного подхода к решению сложных проблем. Кроме того, адвокат в силу принадлежности к адвокатскому сословию имеет ряд законодательно закрепленных преимуществ перед просто юристом. Так, в частности, в соответствии со ст. 49 УПК РФ в качестве защитника на предварительном следствии допускается только адвокат. В соответствии со ст. 53 Закона «О Конституционном суде РФ» участвовать в заседаниях этого суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности. На основании п. 5 ст. 59 АПК РФ представителем организации в арбитражном суде могут быть только юристы, состоящие в ее штате, или адвокаты.

Из ст. 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» следует, что законодательство об адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из:

собственно Закона «Об адвокатской деятельности...»;

других федеральных законов;

нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность;

законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации в ст. 48 гарантируется право получения квалифицированной юридической помощи. Каждый человек вправе обратиться за такой помощью к адвокату.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение именно квалифицированной правовой помощи. Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания о самих правах, так и о таких запретах. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, представительствовать в различных органах - задача юристов. Ее решение требует квалифицированной юридической помощи. Особым видом такой деятельности является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Причем Конституция, гарантируя обвиняемому право на защиту, прямо связывает его с такой процессуальной фигурой, как адвокат.

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин, нуждающийся в ней, в состоянии оплатить услуги адвоката. Законодательство об адвокатуре предусматривает случаи оказания гражданам бесплатной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь оказывается истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002 г. пришел на смену действовавшему Закону РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». Положение устарело и не отражало перемен, происходящих в обществе, в нем не были учтены современные тенденции развития адвокатуры, связанные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, с параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги. Руководствуясь Положением об адвокатуре было весьма не просто реализовать конституционные нормы, закрепленные ст. 48 Конституции Российской Федерации, о квалифицированной юридической помощи, решать вопросы, связанные с оказанием помощи населению бесплатно.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ходе осуществления в России судебной реформы призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Целью Закона является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Основными новеллами, отраженными в Законе, являются:

нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;

гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности;

расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;

признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро, коллегий адвокатов);

расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь;

определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующими процессуальными кодексами - Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Гражданским процессуальным кодексом РСФСР от 11 июня 1964г., Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г., Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, регулирование адвокатской деятельности содержится и в некоторых других федеральных законах.

Например, в ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматриваются дополнительные случаи оказания адвокатами юридической помощи бесплатно, в частности: адвокаты бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Другой пример - положения ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в которой устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи: право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность. Так, в частности, ст. 14 Федерального закона «Об адвокатской деятельности...» предусмотрено создание региональных реестров адвокатов, порядок ведения которых определяется федеральным органом юстиции. Приказом министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. № 211 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, регламентирующий вопросы внесения сведений о лицах, получивших статус адвоката, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений адвоката. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

В настоящее время с некоторыми ограничениями действует Постановление Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1011 «Об оплате труда адвокатов за счет государства», которым предусмотрено, что Министерство финансов должно предусматривать в проектах республиканского бюджета выделение Министерству юстиции, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Генеральной прокуратуре и ряду других ведомств средств на оплату труда адвокатов по защите лиц, освобожденных от оплаты полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в производстве которых находится дело, и отнесение расходов на оплату юридической помощи на счет государства, а также при участии их в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению.

Некоторые положения о размере оплаты труда адвокатов за юридическую помощь при отнесении ее на счет государства предусмотрены Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам (утв. Минюстом СССР 10 апреля 1991 г.), применяемой со значительными ограничениями в связи с тем, что ее положения устарели.

Субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам адвокатской деятельности на территории субъекта, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству об адвокатуре. В частности, такими вопросами могут быть: установление порядка и условий материально-технического обеспечения юридической консультации, выделение служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридические консультации, оказание финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридических консультаций.

Адвокатура в Российской Федерации действует на основе принципов:

законности;

независимости;

самоуправляемости;

корпоративности;

территориальности;

равноправия адвокатов.

Принцип законности выражается в обязанности адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми, не запрещенными законодательством РФ средствами. Адвокат не вправе принимать от доверителя поручение, если оно имеет заведомо противозаконный характер. Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов адвокатуры.

Таким образом, одно из основных направлений развития адвокатской деятельности - законодательное формирование основных понятий и положений адвокатской деятельности, а так же реализация законодательных положений на практике.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Фролов, Дмитрий Валерьевич. Конституционно-правовое регулирование деятельности адвокатуры в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02, 12.00.11 / Фролов Дмитрий Валерьевич; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Пенза, 2013.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/82

Введение

ГЛАВА I. Конституционно-правовые основы деятельности адвокатуры в Российской Федерации 14

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности адвокатуры в Российской Федерации 14

2. Организация деятельности адвокатуры в Российской Федерации 47

ГЛАВА II. Особенности реализации субъектами российской федерации полномочий в сфере организации деятельности адвокатуры 72

1. Особенности и проблемы создания юридических консультаций 72

2. Особенности участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации 92

3. Проблемные вопросы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процедуре формирования квалификационных комиссий при адвокатских палатах 111

Заключение 135

Список источников права и научной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования . Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» по общему признанию внес коренные перемены в организацию деятельности адвокатуры. Так, например, была закреплена новая форма самоуправления – адвокатская палата субъекта Российской Федерации, представляющая собой негосударственную некоммерческую организацию, основанную на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

К положительным последствиям принятия данного Федерального закона следует отнести в первую очередь создание единого консолидированного адвокатского сообщества вместо существовавших ранее разрозненных адвокатских организаций.

Адвокатура – институт, на который возложена реализация конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с этим адвокаты подчинены особо повышенным требованиям честности и морали, основанным на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии.

Как указывает А.Г. Кучерена, требованием конфиденциальности определяются права и обязанности адвоката, имеющие фундаментальное значение для профессиональной деятельности; адвокат должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему самим доверителем или полученной им относительно его доверителя или других лиц в ходе предоставления юридических услуг; при этом обязательства, связанные с конфиденциальностью, не ограничены во времени.

С учетом того, что деятельность адвокатов непосредственно связана с оказанием юридической помощи гражданам на местах, законодатель отнес регулирование вопросов деятельности адвокатуры к числу предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Между тем нахождение адвокатуры в числе предметов совместного ведения вытекает также из публично-правового статуса адвокатуры как правового института, обеспечивающего оказание квалифицированной юридической помощи и защиту прав и свобод граждан. Статьей 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Эта же статья в предметах совместного ведения определила кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуру и нотариат.

Особенностью действующей российской Конституции является тот факт, что она не разделила компетенцию Российской Федерации и компетенцию субъектов Российской Федерации в вопросах совместного ведения. В Основном законе лишь перечислены те сферы, которые подлежат разграничению. На сегодняшний день основным законом, регулирующим деятельность адвокатуры, является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Однако и в профильном законе нет четкого разделения компетенции. Упомянуты лишь некоторые полномочия субъектов Российской Федерации в сфере деятельности адвокатуры. Из них наиболее существенным является обязанность по финансированию мероприятий по организации системы бесплатной юридической помощи гражданам. Остальные прямо поименованные в законе полномочия носят организационный характер.

Следует отметить, что на сегодняшний день практически все субъекты Российской Федерации приняли законодательные акты, так или иначе регулирующие деятельность адвокатуры.

Степень научной разработанности темы. Адвокатура как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до настоящего времени не являлась предметом специальных научных исследований, так как внимание исследователей в первую очередь было сосредоточено на изучении организационных и правовых основ деятельности адвокатуры в России. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что данная тема нуждается в подробном изучении и научном осмыслении.

Проблемами адвокатуры России, в той или иной степени, занимались многие ученые. Основной пик научных исследований в этой области приходится на начало 90-х годов ХХ века. Однако и сегодня, адвокатура остается в центре внимания исследователей.

Правовая природа института адвокатуры в России была всесторонне исследована в работах таких отечественных ученых-правоведов как: А.В. Аверин, Б.Т. Безлепкин, А.Д.Бойков, А.В. Воробьев, А.В. Гриненко, Л.А. Демидова, Р.А. Каменецкий, Н.И. Капинус, О.В. Качалова, В.И. Качалов, Ю.А. Костанов, В.В. Кукель, Ю.Ф. Лубшев, С.А. Невский, А.В. Поляков, В.И. Сергеев, Е.М. Смирнова, М.Б. Смоленский, П.В. Сотов, Л.А. Стешенко, Ю.В. Тихонравов, Т.М. Шамба, С.С. Юрьев и др.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы современных авторов: Л.Н. Бардина, М.Ю. Барщевского, В.Н. Буробина, Г.А. Воскресенского, С.В. Дедикова, В.М. Дикусара, А.Г. Залужного, М.В. Крестинского, М.С. Крутера, А.Я. Курбатова, Я.М. Мастинского, В.В. Мельника, А.И. Минакова, Г.Б. Мирзоева, И.В. Москаленко, Н.А. Петухов, М.С. Шалумов, Н.А. Подольного, А.Х. Саидова, Е.В. Семеняко, В.И. Сергеева, Г.К. Шарова, И.С. Яртыха и др.

Большое внимание в диссертационной работе было уделено законодательным и организационным аспектам реализации конституционно-правовой природы адвокатуры в федеральном законодательстве. В связи с этим особо отметим работы авторов: Л.К. Айвар, В.М. Ануфриева, С.Н. Гаврилова, А.П. Галоганова, Л.Ю. Грудцыной, Д.Н. Козака, Э.Е. Колоколовой, М.М. Курмановой, А.Г. Кучерены, Н.П. Никифоровой, Г.П. Падвы, Г.М. Резника, В.И. Радченко, Ю.И. Скуратова, И.Ю. Сухарева, И.Л. Трунова, М.С. Усмановой, С.Ф. Ширинского и др.

Объектом диссертационного исследования являются отношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности на федеральном и региональном уровнях, внутреннего управления адвокатурой, при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности.

Предметом исследования выступают нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие деятельность адвокатуры, практика их применения, а также теоретические изыскания в данной области.

Целью диссертации является изучение особенностей современного нормативно-правового регулирования деятельности адвокатуры с учетом отнесения этой отрасли к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым выполнение следующих основных задач :

1) исследование нормативно-правового регулирования вопросов организации адвокатской деятельности и адвокатуры;

2) выявление коллизий и пробелов федерального и регионального законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность; выработка предложений и рекомендаций по их устранению;

3) изучение современной организационной структуры адвокатуры в Российской Федерации;

4) рассмотрение особенностей и проблемных вопросов создания юридических консультаций на территории субъектов Российской Федерации;

5) выявление особенностей участия адвокатов в организации государственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации;

6) исследование проблемных вопросов участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процедуре формирования квалификационных комиссий при адвокатских палатах.

Решение поставленных задач будет способствовать выработке практических рекомендаций в области нормативно-правового регулирования деятельности адвокатуры.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, философский, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический, системно-структурный, статистический, социологический и другие методы познания.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, международно-правовые акты, федеральные законы, в том числе Федеральные законы от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, подзаконные акты, а также законодательства субъектов Российской Федерации.

Эмпирическая база исследования включает статистические данные об адвокатской деятельности, материалы по итогам деятельности Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, адвокатских палат субъектов Российской Федерации, статистические данные и отчеты, материалы правоприменительной, судебной и дисциплинарной практики.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одним из первых комплексных исследований, посвященных адвокатуре как предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Научную новизну диссертации дополняют основные положения , выносимые на защиту:

1. Конституция Российской Федерации и Кодекс профессиональной этики адвоката не являются элементами законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Основная причина упоминания этих актов в тексте статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», обуславливается необходимостью определения соотношения и характера соподчиненности положений этих актов и нормативных положений законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

2. В соответствии с положениями действующего федерального законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять опережающее правовое регулирование вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в т.ч. и в сфере адвокатской деятельности). Пределы опережающего правового регулирования в значительной степени зависят от конкретных общественных отношений, которые составляют предмет такого регулирования.

3. На федеральном уровне не регламентированы порядок и условия выделения при необходимости адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Кроме того, не определены критерии понятия «необходимость». Таким образом, на практике данная норма не действует и является декларативной. Представляется необходимым восполнить данный пробел в законодательстве и урегулировать данный вопрос как минимум на уровне Постановления Правительства Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» существенно ограничивает развитие бизнес-адвокатуры, с учетом особенностей деятельности которой целесообразно заключать соглашения об оказании юридической помощи не только от имени конкретных адвокатов, но и от имени адвокатского образования. Кроме того актуальной проблемой является необходимость легализации по факту существующей в России работы адвокатов по найму в адвокатских образованиях. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным внести необходимые изменения в федеральное законодательство и предусмотреть возможность осуществления адвокатской деятельности в рамках специализированного адвокатского образования – адвокатской фирмы. Оказание юридической помощи от имени адвокатского образования означает большую надёжность для коммерческих организаций контрагента – юридического лица по сравнению с адвокатом - физическим лицом.

5. При урегулировании порядка учреждения юридических консультаций было бы логичнее установить, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан обратиться в адвокатскую палату соответствующего субъекта Российской Федерации с представлением об учреждении юридической консультации в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного судью федерального суда и мирового судью. Безусловно, это привело бы к увеличению числа судебных районов, на территории которых потребовалось бы учреждение юридических консультаций. Но в то же время подобный подход в значительной мере способствовал бы обеспечению реализации права граждан на получение доступной юридической помощи.

6. На федеральном уровне необходимо закрепить минимальный перечень субъектов, наделенных правом выдвижения кандидатов на избрание представителем от представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в квалификационную комиссию при адвокатской палате субъекта Российской Федерации от общественных объединений, органов местного самоуправления, депутатов, трудовых коллективов, собраний граждан по месту жительства, региональных отделений политических партий, а субъектам Российской Федерации предоставить право расширения этого перечня.

7. В целях единообразного применения норм права, стандартизации деятельности квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации на федеральном уровне необходимо закрепить исчерпывающий перечень требований к кандидатам, определить субъектов, наделенных правом выдвижения кандидатур. Для обеспечения независимости и самостоятельности представителей представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, справедливости принимаемых ими решений в законодательстве необходимо закрепить перечень оснований прекращения их полномочий, не подлежащий расширению законодательством субъектов Федерации.

8. В целях совершенствования деятельности российской адвокатуры представляется целесообразным усиление со стороны Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации мониторинга положений регионального законодательства, регламентирующего те или иные аспекты адвокатской деятельности. В случае выявления противоречий, пробелов и коррупционных факторов соответствующая информация должна быть оперативно доведена до сведения органов государственной власти субъекта Российской федерации.

9. Следует наладить взаимодействие адвокатских палат субъектов РФ с региональными органами государственной власти, в результате которого происходил бы обмен информацией о выявленных в ходе сотрудничества недостатках в деятельности соответствующих структур. Своеобразный взаимоконтроль будет способствовать улучшению деятельности обоих субъектов взаимоотношений, позволит оперативно выявлять и устранять имеющиеся недочеты в организации деятельности. В связи с этим, представляется целесообразным принять соответствующие распорядительные акты как на уровне адвокатской палаты субъекта РФ, так и на уровне органов государственной власти субъекта РФ, регламентирующие порядок осуществления подобного взаимодействия.

10. В настоящее время объем компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении адвокатуры и адвокатской деятельности крайне ограничен. Предоставленные региональным властям полномочия носят скорее административно-формальный характер и не наполнены хоть сколь бы то ни было серьезным содержанием. Вероятно, именно этим объясняется поверхностный характер имеющегося в настоящее время взаимодействия. Подобное положение дел может быть изменено как на законодательном уровне путем предоставления органам государственной власти субъекта РФ дополнительных полномочий в соответствующей сфере, так и на уровне практического взаимодействия: проведения совместных мероприятий, совместное участие в разработке и реализации социально-полезных проектов и т.д.

Теоретическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее результатов при дальнейшем научно-теоретическом изучении конституционно-правовых основ деятельности российской адвокатуры, определении путей решения наиболее актуальных проблем современной адвокатуры, возникающих при обеспечении защиты прав и свобод граждан.

Кроме того, в работе освещаются вопросы, имеющие существенную значимость для общетеоретического и государственно-правового цикла юридических наук, конкретизирующие и дополняющие ряд тем по конституционному праву.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в ней, по сути, являются рекомендациями и предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере регулирования института адвокатуры и вопросов организации квалифицированной правовой помощи. Материалы исследования могут найти применение в практике преподавания спецкурсов и такой учебной дисциплины, как «Конституционное право России». Материалы исследования также могут помочь теоретикам права, практикующим юристам при разрешении теоретических и практических проблем, связанных с закреплением и применением института адвокатуры в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и материалы настоящего исследования изложены в научных статьях на страницах научных журналов, других работах, опубликованных, в том числе в изданиях, рекомендованных в перечне ВАК Минобрнауки РФ.

Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях, посвященных теме диссертационного исследования, в частности на:

V Международной научно-практической конференции «Современное российское право: пробелы, пути совершенствования» (Пенза, 2011);

VIII Международной научно-практической конференции «Вопросы теории и практики российской правовой науки: пробелы, пути совершенствования» (Пенза, 2012);

VI Международной научно-практической конференции «Современное российское право: пробелы, пути совершенствования» (Пенза, 2012).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс и используются в деятельности юридического факультета ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», при чтении учебной дисциплины «Конституционное право России», ряда специализированных курсов по государственно-правовой специализации. Отдельные материалы представленного исследования используются также в деятельности Центров правовой поддержки Пензенского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка источников права и источников литературы.

Нормативно-правовое регулирование деятельности адвокатуры в Российской Федерации

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в настоящее время законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из: -Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; - других федеральных законов; - Кодекса профессиональной этики адвоката3; - нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность; - законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что, определяя структуру законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, законодатель не упомянул федеральные конституционные законы. С учетом положений статьи 76 Конституции Российской Федерации, отождествление федеральных конституционных законов и федеральных законов не представляется возможным. Однако отдельные нормы, регламентирующие деятельность адвокатов содержатся, например, в абзаце 5 стать 53 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» . Исходя из вышеизложенного, мы считаем верным изложенное в отдельных научных работах5 мнение, что федеральные конституционные законы входят в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что в основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. А.Г. Кучерена отмечает, что, «обозревая российское законодательство в области адвокатской деятельности на предмет его соответствия международным стандартам в области адвокатской деятельности, необходимо заметить, что оно существует в отрыве от международных стандартов в данной области. Многие важнейшие международные документы не ратифицированы Российской Федерацией, что позволяет сделать вывод о функционировании института российской адвокатуры вне связи с международными стандартами и принципами в данной области, о территориальной изолированности исследуемого института»6. Международные правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры, можно разделить на три группы: - правовые акты общего характера, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина; - правовые акты специального характера, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина; - правовые акты, устанавливающие общие принципы оказания юридической помощи и деятельности адвокатов7. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. является первым международным документом, закрепившим право на получение юридической помощи (статья 11 предоставляет человеку право на защиту при судебном разбирательстве).

Частью 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.9 предусмотрено право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения защищать себя лично или посредством назначенного ему защитника.10

Отдельные положения, косвенно затрагивающие правовой статус адвокатуры содержатся в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Этот документ предоставляет право подследственному обращаться там, где это возможно, за бесплатной юридической консультацией, а также встречаться с юридическим советником, взявшим на себя его защиту (ст. 93).11

Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, приняты на Конференции МАЮ 7 сентября 1990 г. в Нью-Йорке, гласят: «Независимость адвокатов при ведении дел должна гарантироваться», чтобы обеспечить оказание свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи. Адвокатам должны быть предоставлены возможности обеспечения конфиденциальных отношений с клиентом, включая защиту обычной и электронной систем всего адвокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок, а также обеспечение защиты от вмешательств в используемые электронные средства связи и информационные системы.

Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Гаване, содержат положение о том, что: «правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений» .

Основные положения о роли адвокатов, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в 1990 г. в Нью-Йорке13 можно по праву считать первым международным правовым актом, отмечающим публичное значение адвокатуры.

Организация деятельности адвокатуры в Российской Федерации

Анализ действующего российского законодательства показывает, что на сегодняшний день адвокатура в России имеет двухуровневую структуру: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне адвокатура представлена Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, высшим органом которой является Всероссийский съезд адвокатов Российской Федерации, а коллегиальным исполнительным органом - совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации адвокатура представлена адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание (конференция) адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом - совет адвокатской палаты. Кроме того, создаются ревизионная и квалификационная комиссии.

Важнейшую роль в поддержании профессиональных стандартов деятельности, а также контроль за соблюдением адвокатами этических норм осуществляют профессиональные ассоциации адвокатов. Кроме того, целью таких профессиональных ассоциаций является защита своих членов от преследований, необоснованных ограничений и посягательств, обеспечение юридической помощью всех, кто нуждается в ней.

Исходя из содержания международных правовых актов, можно выделить следующие ключевые принципы устройства современной мировой адвокатуры: 1) адвокатура как публичная корпорация, представляющая собой сообщество профессиональных юристов, является одним из неотъемлемых институтов отправления правосудия; 2) эффективность оказываемой юридической помощи в первую очередь обеспечивается независимостью адвоката и адвокатуры; 3) в целях защиты адвокатов и поддержания высоких стандартов профессии адвокаты имеют право создавать свободные от государственной опеки ассоциации; 4) самостоятельное решение внутренних вопросов адвокатских ассоциаций есть их неотъемлемое право; 5) адвокатские ассоциации, т.е. основанные на индивидуальном членстве организации, являются представителями адвокатского сообщества во взаимоотношениях с властью и обществом; 6) адвокатские ассоциации обязаны обеспечить высокие нравственные и профессиональные стандарты в отношении своих членов; 7) выступление адвокатов по правовым и иным публично значимым вопросам следует рассматривать как гражданскую обязанность адвокатуры. Вышеназванные принципы и международные стандарты деятельности адвокатуры в полной мере распространяют свое действие и на российскую адвокатуру. Ю.А. Дмитриев указывает, что «если характеризовать адвокатуру как институт гражданского общества, то можно выделить следующие ее признаки: а) полную независимость от государства; необходимо сказать, что иные адвокатуроподобные организации, создаваемые по инициативе государства на бюджетные или иные средства, не принадлежащие защищаемому лицу, и осуществляющие юридическую помощь и защиту граждан, а также различные общественные и правозащитные организации не имеют ничего общего с адвокатурой; б) адвокатура - это публичная, а не частная структура. Несмотря на то что в ходе судебного процесса адвокат защищает частные интересы юридического или физического лица, он выполняет важную конституционную обязанность государства по оказанию гражданину квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). В России, как и в любом другом демократическом государстве, эта функция в целях обеспечения объективности и беспристрастности передана независимой от государства структуре - адвокатуре. Таким образом, публичный характер носит деятельность не только адвокатуры, но и каждого адвоката, что и служит основой особого порядка совершения следственных действий в отношении данной категории лиц; в) экономическая самостоятельность адвокатуры. Деятельность адвоката финансируется государством лишь в исключительных случаях. Во всех остальных случаях адвокатура находится на самофинансировании и не имеет иных источников доходов, помимо профессиональной деятельности; г) самоорганизация адвокатуры. В формах, предусмотренных законодательством, адвокаты самостоятельно выбирают виды самоорганизации и объединяются в те корпорации, которые данному Закону не противоречат»83. Действительно, для эффективного осуществления любого вида деятельности необходимо создание определенной организационной структуры. Таким образом, в современную организационную структуру адвокатуры в России входят следующие элементы: - органы адвокатского самоуправления; - совокупность адвокатских образований Российской Федерации; - общественные объединения (ассоциации) адвокатов.

Особенности участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации

В соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

В соответствии с положениями части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» адвокаты могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты.

Непосредственная организация участия адвокатов в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой соответствующего субъекта Российской Федерации.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября должна направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В списке должны быть также указаны регистрационные номера адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также наименования адвокатских образований, в которых включенные в список адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Доведение этой информации до неопределенного круга лиц и ее размещение в свободном доступе является способом правового информирования и правовому просвещения населения.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого с обратившимся за помощью гражданином в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокаты обязаны направлять в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с действующей редакцией части 1 статьи 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» круг лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно на территории Российской Федерации, определяется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который установил перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, а также виды юридической помощи, оказываемой бесплатно.

Проблемные вопросы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процедуре формирования квалификационных комиссий при адвокатских палатах

По предложенным кандидатурам в профильных комитетах (комиссиях) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится предварительное рассмотрение материалов, по итогам которого эти комитеты (комиссии) могут рекомендовать или не рекомендовать избрание кандидата.

Рассматривая предложения по кандидатурам, комитет (комиссия) проверяет соблюдение установленного порядка выдвижения кандидатов, порядка оформления предложений по кандидатурам, устанавливает соответствие выдвигаемых кандидатур требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и законом субъекта Федерации.

Так, например, Уполномоченная постоянная комиссия Законодательного собрания Ленинградской области проверяет достоверность сведений, представленных кандидатами, а в необходимых случаях - делает запрос в правоохранительные органы о предоставлении сведений о судимости или порочащих кандидата поступках.

После истечения сроков подачи документов уполномоченная постоянная комиссия на своем заседании проводит оценку кандидатур в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями и соответствия поданных ими документов установленным требованиям, после чего назначается заседание уполномоченной постоянной комиссии по проведению конкурса. Оценка качеств кандидата проводится в его присутствии.

Уполномоченная постоянная комиссия Законодательного собрания Ленинградской области мотивированно отказывает кандидату в участии в конкурсе в случае: - несоответствия его данных предъявляемым к участникам квалификационным требованиям; - фальсификации представленных сведений. Уполномоченная постоянная комиссия Законодательного собрания Ленинградской области оценивает кандидатов на основании представленных документов об образовании, ученой степени, стажа работы, служебных характеристик, опыта работы. При этом с кандидатом может проводиться индивидуальное собеседование.

Решение уполномоченной постоянной комиссии по результатам проведения конкурса принимается в отсутствие кандидата открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов уполномоченной постоянной комиссии, утвержденных Законодательным собранием Ленинградской области. При равенстве голосов решающим является голос председателя уполномоченной постоянной комиссии.

Решение уполномоченной постоянной комиссии в течение трех дней направляется через канцелярию Законодательного собрания Председателю Законодательного собрания Ленинградской области для включения вопроса об избрании представителей Законодательного собрания Ленинградской области и(или) назначении повторного конкурса в повестку дня очередного заседания Законодательного собрания.

Практически во всех субъектах Федерации избрание представителей от субъекта Российской Федерации в квалификационную комиссию при адвокатской палате осуществляется на заседании парламента. Этот путь представляется наиболее демократичным, поскольку позволяет именно законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации сделать выбор на альтернативной основе.

Так, например, кандидатуры лиц, прошедших конкурсный отбор, обсуждаются на заседании Законодательного собрания Ленинградской области. Обсуждение проводится, как правило, в присутствии указанных лиц. При необходимости депутаты Законодательного собрания Ленинградской области задают кандидатам вопросы, высказывают свои суждения.

Решение об избрании представителей Законодательного собрания принимается в соответствии с Регламентом Законодательного собрания и оформляется постановлением Законодательного собрания.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 33 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей от общего числа членов квалификационной комиссии.

Заседание квалификационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов квалификационной комиссии. Решение о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, принимается простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в заседании. Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не предусмотрены какие-либо основания прекращения полномочий представителей. В тоже время, субъектам Российской Федерации предоставлено право предусмотреть на уровне регионального законодательства только порядок избрания и требования, предъявляемые к представителям. Представляется, что это как раз ты ситуация, в которой субъекты Российской Федерации вправе использовать опережающее нормативное регулирование предметов совместного ведения.

1. Становление и развитие организации и деятельности адвокатуры в России.

2. Понятие, правовая природа, функции, задачи и принципы организации адвокатуры в России.

3. Принципы адвокатской деятельности в России.

4. Независимость адвокатуры от государства как основное условие равенства сторон в судебном процессе.

5. Государственное регулирование обеспечения прав и свобод граждан и доступности профессиональной юридической помощи в России.

6. Конституционная гарантия прав российских граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

7. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.

8. Роль международных актов о правах человека и адвокатской деятельности в России.

9. Правовой режим адвокатской деятельности.

10. Законодательство об адвокатской деятельности.

11. Правовое регулирование адвокатской деятельности.

12. Формы адвокатских образований.

13. Юридические лица в системе адвокатских образований.

14. Создание адвокатских образований.

15. Филиалы адвокатских образований.

16. Учредительные документы адвокатских образований.

17. Гражданско-правовой режим имущества объединений адвокатов и адвокатских образований.

18. Соглашение об оказании юридической помощи.

19. Гражданско-правовое регулирование отношений адвоката и доверителя.

20. Виды договоров, заключаемых с адвокатом на оказание юридической помощи.

21. Договор поручения на оказание юридической помощи адвокатом.

22. Договор о возмездном оказании юридических услуг адвокатом.

23. Правовое регулирование оказания адвокатом юридической помощи российским гражданам бесплатно.

24. Гражданско-правовой статус адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

25. Гражданско-правовой статус Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

26. Правовое основание участия адвоката в качестве представителя в конституционном (гражданском, уголовном, административном) судопроизводстве, а также по представительству интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами.

27. Участие адвоката по гражданским делам в судах общей юрисдикции.

28. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции (апелляционном, кассационном и надзорном рассмотрении гражданского дела).

29. Участие адвоката по гражданским делам в арбитражных судах.

30. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в арбитражном суде первой инстанции (апелляционном, кассационном и надзорном рассмотрении гражданского дела).



31. Роль и место адвоката и адвокатуры в процессе третейского рассмотрения хозяйственных споров.

32. Правовые формы участия адвокатов и адвокатуры в оказании юридической помощи организациям.

33. Участие адвоката в формировании договорных связей субъектов предпринимательства.

34. Участие адвоката и адвокатуры в юридическом обслуживании предпринимательских структур.

35. Участие адвоката и адвокатуры в разрешении международных частных дел.

  1. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения адвокатом своих функций.
  2. Страхование гражданской ответственности адвоката.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

1. Становление и развитие российского исполнительного производства.

2. Исполнительное производство в странах СНГ

3. Основные мировые системы принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.

4. Гражданское исполнительное право: понятие, юридическая природа, принципы и система.

5. Принципы исполнительного производства.

6. Законодательство об исполнительном производстве: теоретические и практические проблемы.

7. Источники гражданского исполнительного права.

8. Органы принудительного исполнения решений судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

9. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды в исполнительном производстве.

Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ: правовые основы, финансовое и материально-техническое обеспечение ее деятельности.

Система и организация деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов: задачи и полномочия.

Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов Минюста России, главного судебного пристава России, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава.

ВВЕДЕНИЕ

Адвокатская деятельность - это осуществляемая на профессиональной основе квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается специально уполномоченными на то лицами.

Однако указанная деятельность базируется на законодательстве, то есть в своей работе адвокаты применяют большое количество нормативных актов, в том числе и тех, в которых прямо указаны их полномочия, права и обязанности.

В гражданском судопроизводстве адвокат является представителем либо истца, либо ответчика и осуществляет от их имени определенные права, которые регламентированы гражданским процессуальным законодательством.

В своей работе мы исследует вопрос об нормативных актах регулирующих и регламентирующих деятельность адвокатуры в РФ, а также об участии адвокатов в гражданском судопроизводстве, что является главной целью и задачей работы.

В ходе исследования использовались результаты изучения специальной литературы и законодательства.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ В РФ

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре представляет собой систему нормативных правовых актов, в которых содержатся основные правила организации и деятельности адвокатских образований.

Основу законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре составляет Конституция РФ. Будучи актом высшей юридической силы, Основной закон страны провозгласил в качестве высшей ценности человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина возложена на государство в качестве основной обязанности (ст. 1 Конституции РФ). В этой связи каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Данные положения обусловили развитие законодательной базы организации и деятельности адвокатуры.

Особенностью нормативного регулирования адвокатской деятельности является тот факт, что закон устанавливает лишь внешние запреты. Не нарушая прямых запретов, содержащихся в законодательстве, адвокат вправе поступать по собственному усмотрению, исходя из интересов своего доверителя и не нарушая положений кодекса профессиональной этики.

Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представляет собой нормативный правовой акт, в котором в концентрированном виде содержатся основные правила организации адвокатуры как системы независимых органов, устанавливаются основные права и обязанности адвоката, закрепляется процедура приобретения статуса адвоката, определяется порядок функционирования органов адвокатского сообщества.

К другим федеральным законам относятся акты, в которых затрагиваются различные вопросы организации и деятельности адвокатуры.

Эта деятельность в числе прочих нормативных правовых актов регулируется Федеральным конституционным законом РФ от 21 июня 1994 г. №1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 8 февраля 2001 г. №1-ФКЗ и от 15 декабря 2001 г. №4-ФКЗ) «О Конституционном Суде Российской Федерации». Адвокат в конституционном судопроизводстве может выступать в качестве представителя стороны (ч. 2 ст. 53 вышеуказанного Закона).

Особое место в системе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в части, регулирующей соответствующие правоотношения, относятся кодифицированные нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Уголовно- процессуальный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ и др.

К иным федеральным актам в будущем могут быть отнесены законы, вносящие изменения и дополнения в Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В систему законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре входит Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. №976 (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. №116-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, Федеральным законом от 8 января 1998 г. №7-ФЗ и Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. №1-ФЗ) «О судоустройстве РСФСР». Данный закон применяется в части, не противоречащей и иным федеральным законам.

Также в ходе деятельности адвокатура применяет нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации.

В ч. 4 ст.15 Конституции РФ прямо говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные договором, то применяются правила международного договора.

В ст. 10 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) гарантируется право каждого лица на то, чтобы в случае предъявления обвинения его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. содержится целый массив положений, непосредственно относящихся к деятельности адвокатов. Так, в ст. 2 закреплена обязанность государства уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории и под его юрисдикцией лицам их права, без какого бы то ни было различия.

Аналогичные правила закреплены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.).

Ряд положений, непосредственно касающихся адвокатской деятельности, содержится в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Достаточно важная роль отведена адвокатам в рамках процедуры, предусмотренной Конвенцией о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.). Интересы сторон могут представлять адвокаты (ст. 14). При разрешении спора в третейском суде стороны могут поручать защиту своих прав и интересов перед судом адвокатам, для сего ими назначаемым (ст. 62 Конвенции).

Нормы международного права в ряде случаев появляются в результате обмена односторонними актами (нотами). Данные формы международного нормотворчества также могут выступать в качестве законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Нормы, касающиеся деятельности адвокатов, могут содержаться в двусторонних договорах (например, в консульских конвенциях, заключенных между Россией и иными государствами).

Поскольку к законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре отнесены нормативные правовые акты Правительства РФ, в той же мере к законодательству могут быть причислены международные соглашения, утвержденные на межправительственном уровне.