Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях. Понятия управления земельными ресурсами на государственном и муниципальном уровне Земельные ресурсы муниципальных образований

Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Всеми гражданско-правовыми правомочиями по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами обладают правосубъектные элементы государственной системы Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" Номер 4 (9) 2001г.. Государство же как собственник и суверен осуществляет управление своими имущественными актами, выражающими верховенство государства.

Государство и субъект РФ в отношении земельных ресурсов выступает в двух аспектах:

  • - властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;
  • - собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

Государство и муниципальные образования по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п.2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные природой регулируемых отношений. Осуществлять управление государственным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Муниципальное образование для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юридическое лицо, передав последнему часть своих полномочий.

Государство, субъекты федерации и муниципальные образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или местного управления) выполняют своего рода "подготовительную работу", необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.

Указ Президента РФ "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды" № 1263 от 26.11.97 является одним из главных событий на российском земельном рынке за прошедшие периоды. Вполне очевидно, что этот документ отражает желание части российского общества ввести частную собственность на землю. Решение этого вопроса во многом будет определяться развитием взаимоотношений между федеральной властью и властью регионов.

Развитие этих отношений связано с заключением соглашений между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий. К этим соглашениям прилагается перечень объектов, находящихся в собственности субъектов РФ и переходящих из федеральной в региональную собственность. Передача объектов недвижимости регионам преследует следующие цели:

  • - ликвидация монополии государственной собственности на землю, введение платности землепользования;
  • - реализация экономического потенциала земли и недвижимости, формирование рынка недвижимости.

Для города земля является основным пространственно экономическим базисом в функциональном производстве как размещение производства товаров и получение жителями городов различных благ Шимова О.С.. Основы экологии и экономика природопользования: УцЩ. / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ. - 367 с., 2002. При этом необходимо отметить, что в процессе эксплуатации природные ресурсы подвергаются амортизации и территориальная часть производственного потенциала. Земля как объект пространственного обеспечения при правильной эксплуатации не уменьшит своих характеристик, а может их увеличить.

Пространственная ограниченность земли диктуется ее местонахождением и определяется социально-экономическими, административно-историческими и биофизическими функциями, влияющими на цену. Основной особенностью земли является её уникальная незаменимость, что диктует высокую интенсивность использования земельных участков.

Городские земли -- уникальный ресурс -- пространственная база для развития урбанизации и размещения всех видов строительства, на которой сосредоточено основное национальное богатство, созданное трудом человека Управление земельными ресурсами муниципальных образований © Руднев А. В., стр. 1, 1998 .

Поэтому, анализируя земли городских поселений, как объекты управления, приносящий доход, можно выделить следующие характеристики:

  • 1. Ограниченность территории городского поселения для экстенсивного расширения, поэтому необходимо увеличить эффективность использования земельных участков и уменьшить землеемкости (ресурсопотребления) выпускаемой продукции и транспортных средств;
  • 2. Изменение правовых отношений, дефицит привлекательных земельных участков, инфляция, концентрация производства, экономическая эффективность городской среды повышает цену земельных участков;
  • 3. Земля является физической недвижимостью, что отражается в более широком количестве рисков по отношению к другому товару (обладает более низкой ликвидностью);
  • 4. Инвестиции в земельные участки требуют вложения крупного капитала с целью получения в будущем стабильного дохода от их эксплуатации и продажи;
  • 5. Рынки земельных участков (городских земель) являются одними из самых сегментированных и локальных.

Регулирование градостроительных требований к землепользователям в городе Москве определено Генпланом развития города Москвы и иной градостроительной документацией, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с законодательством города Москвы «О градостроительстве».

Использование земельного участка в городе Москве собственником земельного участка, землепользователем, арендатором независимо от форм собственности должно осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями к разрешенному использованию земельного участка, установленные для данного вида целевого назначения земельного участка.

Деятельность землепользователей в городах и других поселениях, особенности управления муниципальной землей представляют несомненный интерес. Городская земля -- это не просто территория, пространство, служащее местом размещения промышленных объектов, развития производительных сил общества; это природная среда, предназначенная создать для существования и развития общества благоприятные условия.

К городским землям законодательство относит все земли, находящиеся в пределах черты поселений, которая является для них внешней границей.

Земельные отношения - это общественные отношения между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.

В Российской Федерации возможны следующие формы управления земельными ресурсами:

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.

Пожизненное наследуемое владение земельными участками.

Аренда земельных участков.

Право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

В соответствии с Земельным кодексом РФ участниками земельных отношений являются: граждане; юридические лица; Российская Федерация; Субъекты Российской Федерации; муниципальные образования.

Таблица 1- Права участников земельных отношений

Участники земельных отношений

Имущественные правоотношения

Собственники

земельных участков

Земельный участок принадлежит на праве собственности.

Землепользователи

Обладают правом постоянного (бессрочного) и правом постоянного срочного пользования на земельный участок.

Землевладельцы

Владеют земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков

Пользуются и (или) владеют земельными участками на основании заключения договора аренды.

Обладатели сервитута

Имеют право ограниченного пользования соседними земельными участками.

Объектами земельных отношений являются:

земля как природный объект и природный ресурс;

земельные участки;

части земельных участков.

Земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.

Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь земельного участка определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.

  • - Земельные участки и права на них, а также прочно связанные с земельными участками объекты (почва, замкнутые водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и другие) находятся в обороте нераздельно, если иное не предусмотрено законом. Земельный участок может быть делимым и неделимым.
  • - Земли городов и других населенных пунктов образуют сложный сослав, в который входят, сгруппированные по целевому. назначению земельные участки:
    • а)жилой и общественной застройки, занятые и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, религиозными строениями и сооружениями;
    • б)общего пользования, используемые для удовлетворения культурно- бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.), в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные и др.), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд населения города;
    • в)транспорта, связи, занятые инженерными коммуникациями, сооружениями железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, магистралями инженерной инфраструктуры и связи;
    • г)промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки;
    • д)природоохранного назначения (это земли заказников, запретных и нересто-охранных полос, земли, занятые лесами, земли памятников природы);
    • е)оздоровительного назначения (к ним относятся земельные участки, обладающие природно-лечебными факторами, благоприятными для профилактики и лечения заболеваний);
    • ж)рекреационного назначения (к ним относятся территории, занимаемые домами отдыха, пансионатами, санаториями, кемпингами, спортивно-оздоровительными комплексами, туристическими базами, парками, лесопарками, спортивными лагерями);
    • з)историко-культурного назначения (к ним относятся земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, а также занятые учреждениями культуры);
    • и) водных объектов, занятые естественными и искусственными водоемами, реками, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями;
    • к) сельскохозяйственного назначения, занятые сельскохозяйственными угодьями, а также зданиями и сооружениями, обслуживающими нужды сельскохозяйственного производства;
    • л) резервные (запаса), используемые для территориального развития городов и других населенных пунктов;
    • м) военных объектов, режимные зоны и иные зоны.

Практически во всех экономически развитых странах основой управления земельными ресурсами городов является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

Анализ современного зарубежного опыта показывает, что применение всей системы управления существующей в Европейском союзе и США, без существенной адаптации к российской экономики и современному правовому полю практически невозможно, за исключением отдельных моделей ипотеки земельных и природных ресурсов и лизинга отдельных видов имущественно - земельного комплекса (в основном это предприятия мелкого и среднего бизнеса, так называемые предприятия обслуживания населения и службы обеспечения функционирования городского хозяйства).

Характерным примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить субъекты управления и права, существующие в настоящее время в Москве.

  • 1. Субъектами управления являются:
    • -Московская городская Дума;

Мэр Москвы, Правительство Москвы;

районные Управы.

  • 2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами города:
    • -хозяйствующие субъекты;

органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством;

физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.

В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества, и как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов города, вовлечение земельных участков в гражданский оборот в соответствии с Генеральным планом развития Москвы на основе:

  • а)возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
  • б)формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;
  • в)разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременении, целевого назначения земельного участка;
  • г)наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
  • д)создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки;
  • е)определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;
  • ж)определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т.п.);
  • з)проведения кадастровой оценки земель.

Исходя из этого земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.

Управление земельными ресурсами, в основном, направлено на:

  • а)увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;
  • б)сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями городскими земельными ресурсами и органами власти города;
  • в)вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;
  • г)введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельный ресурсов;
  • д)оптимизацию структуры земельных ресурсов города;
  • е)формирование инфраструктуры управления:

развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики;

определение социально-экономических стандартов;

создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства;

  • -совместимость и объединение баз данных различных городских ведомств в единое информационное пространство и обеспечение оперативного доступа к данным;
  • -развитие института управляющих недвижимостью.
  • ж)усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
  • з)совершенствование нормативно-правовой базы управления городскими земельными ресурсами, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление землей;
  • и) организацию информационной системы, базирующейся на следующих основных принципах:

единая система идентификации земельных участков, основанная на кадастровом делении;

однократность ввода информации;

ответственность за полноту и достоверность введенной информации;

Обеспечение доступа пользователя к информации и блокирование несанкционированного доступа;

обеспечение интегрированного перекрестного контроля

достоверности информации в системе.

Важный момент связан с реорганизацией Департамента земельных ресурсов города Москвы путем присоединения к нему Департамента имущества города Москвы Постановление Правительства Москвы N 49-ПП (ред. от 06.03.2013)., что повлекло за собой объединение информационных ресурсов и создания на основе двух информационных систем (РЕОН и АИС «Недвижимость 2») департаментов Правительства Москвы новой системы АИС «Земля и Недвижимость». Это позволит не только обеспечить заинтересованные городские и федеральные организации необходимой информацией, но и существенно пополнить бюджет от эффективного управления и распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим городу.

Для эффективного управления земельными ресурсами города используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Москвы.

Анализ управление земельными ресурсами начинается с определения критериев того, что будет признано эффективным управлением. Управление всегда субъективно, поэтому критериев эффективности может быть столько же, сколько существует владельцев у земли. Формирование критериев и механизма оценки эффективности управления осуществляется сверху вниз, начиная с самых общих целей, которые должен сформулировать собственник.

Наличие четких и однозначно понимаемых всеми заинтересованными сторонами целей позволяет использовать самый простой и самый корректный критерий эффективности управления - достижение поставленных целей.

Типичные цели использования земельной собственности в государственных и муниципальных организациях:

гарантированное сохранение вложенных средств;

целевое использование инвестиций;

Выполнение условий, сопровождающих предоставление финансирования.

Дальнейшая разработка планов, нормативных показателей, форм отчетности и других документов, без которых будет невозможно объективно оценить качество управления земельными ресурсами, должна осуществляться только на основе этих формализованных целей.

Таким образом, первым необходимым условием для формирования критериев и механизма оценки эффективности управления является наличие формализованных целей, которых хочет достигнуть владелец земли.

Второе необходимое условие заключается в том, что цели должны быть не только формализованы, но и представлены в измеряемом виде. Это значит, что при определении целей должны использоваться не качественные показатели - лучше, дальше, больше, - а количественные характеристики, которые легко поддаются сравнению и анализу. Таких количественных характеристик не должно быть много, но, являясь ключевыми информативными показателями, они позволят собственнику сделать вывод о том, насколько эффективно осуществляется управление его земельной собственностью.

Для всех видов объектов собственности устанавливаются нормативные параметры функционирования объекта, проводится оценка полезности объекта для города и эффективности управления объектом.

Критерий эффективности устанавливается или рассчитывается, исходя из социально-экономической значимости объекта и его целевого назначения Сборник материалов Конференции «Современные аспекты управления объектами собственности в городе Москве» Концептуальные основы управления собственностью города Москвы Коптев-Дворников В.Е., к.э.н., заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности - 2005 г..

Основной критерий анализа -- степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований. Каждый земельный участок проверяется на необходимость его сохранения в собственности города. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.

Бюджетная эффективность уполномоченного органа (Департамента городского имущества города Москвы), управляющего городскими земельными ресурсами и недвижимостью города рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за 9 месяцев 2013 в бюджет поступило средств от земельных плотяжей - 30 930 942 420, 00 руб, от имущественных плотяжей 36 401 557 351 80 руб По данным официального сайта (dgi. mos.ru) Департамента городского имущества города Москвы. . государство земля недвижимость право

Анализ мирового опыта регулирования земельных отношений позволяет заключить, что при законодательном закреплении частной собственности на земли различных категорий и введении правил и условий их использования и хозяйственного оборота, в большинстве экономически развитых городов в последние годы стимулирует внедрение аренды как вторичной формы земельного права, а многие государства проводят политику по выкупу земель в государственную и муниципальную собственность Заседание Государственного совета №7 «О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Учет всех операций и изменений с земельными участками производится в системе государственного национального земельного кадастра (Управление Росреестра по Москве), который в настоящее время ведется практически во всех крупнейших городах мира, неразрывно связан с понятиями учета, оценки состояния и использования земельных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и в своей основе предполагает выделение и определение однородных по своим свойствам объектов с описанием их территориальных границ, с последующим картографированием и представлением количественных и качественных характеристик.

В Москве после завершения опытной эксплуатации и приемно-сдаточных испытаний введена в промышленную эксплуатацию информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, распоряжением Правительства Москвы от 22 декабря 2009 г. № 32-РП утверждено Положение об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы Постановление правительства Москвы от 22.07.2010 № 503-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2009 году и о городской целевой программе «Развитие земельной реформы в городе Москве на 2010-2011 гг.».

Анализируя это можно сделать вывод о том, что современный земельный кадастр-это совокупный свод данных, полученных в результате длительного исторического процесса начиная с периода самосознания человечества и возникновения государственности и заканчивая современными автоматизированными системами регистрации и учета земельно-имущественных комплексов городов. Само ведение земельного кадастра в разных странах отличается по национально-территориальным и историческим особенностям. Эти отличая появляются в структуре кадастровых работ и составе базы данных, национального интереса, а также индивидуальным подходам в создании и эксплуатации национальных автоматизированных систем учета и регистрации земельно-имущественных комплексов городов.

Законодательство субъектов РФ является важной частью основных отраслей законодательства, регулирующих управление землями городов -земельного и градостроительного. Во многих субъектах Федерации приняты «базовые» законы в сфере регулирования земельных и градостроительных отношений на их территории, содержащие, как правило, большое количество норм, имеющих прямое отношение к управлению землями городов.

Субъекты Федерации часть функций по управлению недвижимостью могут передавать органам местного самоуправления. Право управления недвижимостью декларативно закреплено в законодательстве о местном самоуправлении, но для выполнения своих полномочий местные органы должны получить в распоряжение финансовые ресурсы и объекты собственности.

Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. В состав ее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, организации, банки и прочее движимое и недвижимое имущество.

Устав г. Москвы также регулирует вопросы экономической и финансовой основы местного самоуправления. Статья 25 Устава определяет, что в собственности г, Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других определенных законом собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах города. В собственности, владении и пользовании г. Москвы также находятся земельные участки и иная недвижимость за пределами города, приобретенные для городских нужд или для осуществления функций столицы государства.

Из всего многообразия земельных отношений Московские городские власти выбрали аренду городских земель как основную форму земельно-правовых отношений. И до завершения полной инвентаризации земель и закрепления прав землепользователей, утверждения Генерального плана развития города и основных градорегулирующих документов предоставление земель в частную собственность не будет производиться, хотя действующее российское законодательство и Конституция РФ установили право частной собственности на землю.

Согласно Уставу г. Москвы (ст.33), реализация прав на земельные участки города осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами г. Москвы, планами зонирования территории, земельным кадастром, концепциями перспективного развития территории Москвы.

В течение 2002-2010 годов Правительством Москвы было разработано и принято большое количество нормативных документов, в которых предусмотрено, что землепользование и управление недвижимостью в городе должно осуществляться исходя из приоритета охраны жизни и здоровья человека, его всестороннего развития, т.е. власти города, встали на путь защиты интересов жителей всего города в ущерб интересам отдельных инвесторов, вкладывающих средства в строительство и реконструкцию объектов недвижимости.

  • 3.4 Земли под водой в различных категориях земель
  • 3.2 Распределение земельного фонда страны по угодьям.
  • 3.5. Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями (тыс. Га)
  • 3.6. Использование сельскохозяйственных угодий гражданами и их коллективами (тыс. Га)
  • 3.7. Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации за период с 1990 по 2000 гг. (тыс. Га)
  • 3.3. Характеристика качественного состояния земель Российской Федерации
  • 3.4. Распределение земель Российской Федерации по формам прав на землю.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 4. Основные методы управления земельными ресурсами.
  • 4.1. Государственный земельный кадастр
  • 4.1. Распределение земель, подлежащих отнесению к федеральной собственности, по категориям в разрезе федеральных округов, тыс. Га
  • 4.2. Землеустройство
  • 4.3. Государственный мониторинг земель.
  • 4.4. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль).
  • 4.2. Основные показатели госземконтроля органов Росземкадастра, мпр России и Госстроя России за 2000 год
  • 4.5. Деятельность по стандартизации, сертификаци и лицензированию в системе Росземкадастра.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 5. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.
  • 5.1. Организационная структура управления земельными ресурсами.
  • 5.2. Функции органов управления земельными ресурсами.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Приложение 1
  • 1. Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и администрация Нижегородской области совместно осуществляют:
  • 2. Государственный земельный комитет Российской Федерации:
  • 3. Администрация Нижегородской области:
  • 4. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области:
  • 5. Федеральное государственное учреждение "Государственный кадастровый центр Нижегородской области":
  • 6. Заключительные положения:
  • Глава 6. Экономический механизм управления земельными ресурсами
  • 6.1. Основные положения формирования земельной ренты.
  • 6.1. Формы и виды земельной ренты
  • 6.2. Основные формы платы за землю.
  • Формы платы за землю
  • Базовая величина нормативной цены земли
  • Рентообразующие факторы и условия образования дифференциальной ренты
  • Характеристики территорий
  • 6.3. Формирование рыночного оборота земли.
  • 6.4. Земельные банки и ценные бумаги.
  • Муниципальные земельные облигационные займы
  • Земельные ипотечные облигации
  • Бюджет города
  • Центральный
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 7. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
  • 7.2. Земельно-информационная система
  • 7.3. Информационное обеспечение системы природопользования.
  • 7.1. Природно-ресурсный потенциал регионов страны
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Управление земельными ресурсами субъектов российской федерации
  • 8.1. Организационная структура управления земельными ресурсами субъектов рф.
  • 8.2. Особенности управления землями различных категорий субъекта Федерации.
  • Глава 9. Управление земельными ресурсами вмуниципальных образованиях.
  • 9.1. Основные положения функционирования муниципальных образований.
  • В процессе управления можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
  • 9.2. Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.
  • Рыночные
  • Социальные
  • Структура управления Дробянским образованием
  • 9.3. Мероприятия по управлению землями муниципального образования.
  • Глава 10. Особенности управления земельными ресурсами городов и иных поселений.
  • 10.1. Основные особенности узр поселений.
  • 10.2. Основные мероприятия узр поселений.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Особенности управления земельными ресурсами в г. Москве.
  • 11.1. Анализ использования земель г. Москвы
  • 11.1. Площади административных округов
  • 11.2. Распределение земельного фонда г. Москвы по угодьям.
  • 11.3. Прогнозные показатели рационального использования земли в Москве, га.
  • 11.2. Формирование законодательной базы узр г. Москвы
  • 11.3. Организационная система узр г. Москвы
  • Городская дума
  • Правительство города
  • Префектуры
  • Районные управы
  • 11.4. Экономический механизм узр г. Москвы
  • 11.5. Анализ проведения конкурсов на выполнение земельно-кадастровых и землеустроительных работ для государственных нужд в г. Москве
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 12. Основные методы и приемы определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 12.1 Основные методы и приемы определения эффективности системы узр.
  • Экономическая
  • Технико-технологическая
  • Бюджетная
  • Народно-хозяйственная
  • 12.2 Критерии и показатели эффективности системы узр.
  • По приоритету
  • По народно-хозяйственной значимости
  • По виду результата
  • По виду расчета
  • Пилотная проверка определенной методологии
  • Показатели оценки эффективности системы управления
  • Характеристика содержания процесса управления земельными ресурсами
  • Глава 13. Определение эффективности системы узр в субъектах Российской Федерации
  • 13.1. Методика определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 13.1. Классификация факторов, влияющих на виды эффекта управления земельными ресурсами
  • 1 3.2. Пример определения эффективности системы управления земельными ресурсами в федеральном округе и субъекте Федерации
  • 13.2 Анализ поступления земельных платежей за 1992-2001 гг., у.Е./1000 га
  • 13.3 Результаты множественной корреляционной зависимости между поступлением платежей за землю и финансированием отдельных видов земельно-кадастровых работ
  • 13.5 Анализ эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий в Приволжском федеральном округе, у.Е./1000 га
  • 1 Этап. Определение результативного показателя, характеризующего экономическую деятельность региона.
  • 2 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на валовой региональный продукт.
  • 3 Этап. Составление статистической модели зависимости валового регионального продукта от факторов, его обуславливающих
  • 4 Этап. Построение модели на основе нейросети для валового регионального продукта
  • 5 Этап. Определение величин вкладов каждого фактора в величину валового регионального продукта
  • 13.6 Доля основных факторов в величине валового регионального продукта региона с использованием регрессии (пакет Statistica)
  • 13.7 Вклад факторов в величину валового регионального продукта региона с использованием нейросетевого анализа (пакет NeuroPro)
  • 6 Этап. Анализ результатов
  • 13.4. Методика определения доли участия системы управления земельными ресурсами в поступление платежей за землю
  • 1 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на величину поступления земельных платежей
  • 2 Этап. Составление статистической модели зависимости земельных платежей.
  • 13.4. График остатков предсказанных и наблюдаемых переменных.
  • 13.5. Распределение предсказанных значений земельных платежей.
  • 3 Этап. Построение нейросети для земельных платежей
  • 13.8. Определение вклада факторов на земельные платежи с использованием нейросетевого анализа
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Моделирование системы управления земельными ресурсами
  • 14.1. Теоретические положения прогнозирования системы управления земельными ресурсами
  • Модели прогнозирования
  • 14.2. Применение нейросетевого и статистического анализа для моделирования системы управления
  • 14.3. Методика прогнозировании системы управления земельными ресурсами на основе использования статистического и нейросетевого анализа данных
  • 14.1. Прогноз поступления земельных платежей в субъектах рф, входящих в Приволжский федеральный округ (Statistica)
  • Глава 15. Управление земельными ресурсами в зарубежных странах.
  • Методы административного регулирования по сохранению сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Налоговые льготы для собственников сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Основные видя политики по государственному влиянию на земельный рынок (по разработкам в. И. Назаренко)
  • Преференциальные оценки цены сельскохозяйственных земель в некоторых европейских странах страна
  • Порядок выдачи разрешения на отчуждение земельного участка.
  • Сделки по передаче недвижимого имущества (земли).
  • Регистрация прав на недвижимое имущество (землю)
  • Арендная плата за землю (по данным в.И. Назаренко)
  • 9.2. Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.

    Основной предпосылкой управления земельными ресурсами на территории муниципального образования является то, что земля является одним из основных резервов общественного развития. Каждый гражданин, проживающий на территории любого административного уровня, в том числе и муниципального образования, считает ее общественной собственностью, в т.ч. и своей. Поэтому управление земельными ресурсами конкретной территории должно осуществляться с учетом экономического уклада и сложившегося менталитета населения. Земельная политика, как результат деятельности органов управления для достижения поставленных целей, должна быть проста, прозрачна и отвечать принятым в данном месте понятиям справедливости. Это возможно при условии разграничения и определения содержания процедур и условий управления земельными ресурсами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, начиная от функционирования земельного рынка, формирования земельного участка и определения его целевого назначения до определения кадастровой стоимости участка, установления обременений в его использовании, проведения земельного контроля, принятия мер ответственности за состояние участка.

    В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее существенными являются задачи разграничения земель по формам собственности, выбора наиболее эффективного направления использования земельных участков и организация процесса передачи прав на землю.

    Объектом управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях выступает земля в установленных границах фиксированной площади и местоположения, земельные участки, территориальные зоны, земельные доли (паи) и права на них.

    Земля на территории муниципального образования может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. К государственным землям отнесены федеральные земли и земли субъектов Федерации, муниципальным - земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Земли в пределах границ муниципального образования, не отнесенные к государственной, частной и иной собственности, а также земли, приобретенные органами местного самоуправления за пределами черты муниципального образования, также являются землями собственности муниципального образования (рис. 9.1).

    Можно сформулировать следующие принципы, которые необходимо учитывать при формировании структуры исполнительного органа местного самоуправления.

    1. Принцип целевой ориентации муниципального образования.

    Формирование и дальнейшее развитие любого муниципального образования базируется на определенных целях совместной деятельности, определение и устанавление которых является наиболее важным и значимым элементом управления. Первичное определение целей и задач деятельности муниципального образования происходит при его формировании разграничения посредством компетенции.

    Исходя из общественно-государственной природы местного самоуправления, существуют два способа наделения полномочиями органов местного самоуправления:

    Возложение определенных обязанностей со стороны государства путем формирования законодательства. Это право реализовано в статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

    Возложение определенных обязанностей со стороны населения через уставы муниципальных образований.

    Таким образом, осуществляется формирование границ ответственности органов местного самоуправления перед государством и населением. В рамках этих границ формируются приоритетные направления развития муниципального образования, в соответствии с которыми должна создаваться структура ис­полнительного органа местного самоуправления.

    2. Принцип горизонтального разделения функций. Как уже указывалось выше, функции, выполняемые органами местного самоуправления, достаточно различны, поэтому федеральным законодательством предусматривается многовариантность построения структур органов местного самоуправления. Под разделением функций по горизонтали подразумевается разграничение функций между органами и должностными лицами одного уровня.

    Исполнительный орган местного самоуправления должен осуществлять:

    Исполнительно-распорядительные функции;

    Готовить предложения по комплексному социально-экономическому развитию территории, местному бюджету и иным вопросам, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.

    Можно выделить не­сколько групп структурных подразделений, деятельность которых охватывает комплекс вопросов, решаемых исполнительным органом местного самоуправления:

    Структурные подразделения общей компетенции, выполняющие функции финансового и экономического планирования, аналитические и контрольные подразделения администрации;

    Отраслевые структурные подразделения, занимающиеся конкретными отраслями городского хозяйства и управления;

    Подразделения, выполняющие функции сервисного обслуживания структур, первых двух групп.

    3. Принцип вертикального разделения функций.

    На территории муниципального образования существует ряд федеральных и региональных структур, без которых невозможно управление муниципальным образованием. К ним относятся:

    Хозяйствующие субъекты федерального и регионального подчинения любых форм собственности;

    Общественные организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации, имеющих органы управления в регионах или Федерации;

    Территориальные отделы областных администраций.

    Муниципальные земли

    Показатели

    Характеристика

    Состав земель

    Основное назначение

    Площадь и размещение земельных участков

    Субъекты собственности

      Территория в границах муниципального образования.

      Земли за пределами муниципального образования, приобретенные органами местного самоуправления.

      Обслуживание потребностей населения муниципального образования.

      Решение вопросов местного значения.

      Развитие городского хозяйства и инженерной инфраструктуры.

      Перспективное развитие муниципального образования.

    Устанавливается путем законодательного разграничения земель между Российской Федерацией, субъектом Федерации и муниципальным образованием.

    Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

      Продажа в частную собственность.

      Постоянное и временное пользование.

      Пожизненное наследуемое владение.

    Форма распоряжения

    Рис. 9.1. Характеристика муниципальных земель

    В отношении вышеперечисленных групп органы местного самоуправления могут исполнять несколько различных функций. Например, хозяйствующие субъекты могут выступать как нормативный орган, как заказчик на определенные виды работ, как организация, обеспечивающая условия для осуществления хозяйственной деятельности, как собственник муниципальных предприятий.

    4. Принцип комплексности. Этот принцип важен для построения целостной структуры управления.

    Муниципальные земли используются в соответствии с установленным для них правовым режимом. Правовой режим земельного участка определяет совокупность правил использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга земель, которые устанавливаются земельным, лесным, водным и иным законодательством и распространяются на земли определенной категории. Правовой режим включает целевое назначение и разрешенное использование. На землях, отнесенных к нескольким категориям, действуют все правила и ограничения, установленные для соответсвующих категорий. При этом приоритет имеет категория земель более строгого правового режима.

    Целевое назначение земель – это разрешенное законодательством использование земли для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц. Оно определяется порядком, условиями и использованием земель для конкретных целей на основании градостроительной и землеустроительной документации.

    Целевое назначение земель указывается в следующих документах государственного земельного кадастра и документах, удостоверяющих право на землю:

    Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

    Свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей;

    Свидетельство на право собственности на землю;

    Свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей;

    Свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей;

    Договор аренды на земельный участок (земельную долю);

    Договор временного пользования землей.

    Разрешенное использование земель - использование земель с учетом целевого назначения, установленных ограничений (обременений), сервитутов. Разрешенное использование земель определяется на основе зонирования земель, градостроительной и землеустроительной документации и может содержать ряд требований (вне зависимости от видов прав на данный земельный участок):

    1) запрещение использования земель способами, которые ведут к деградации земель и снижению плодородия почв или ухудшению окружающей природной среды;

    2) ограничение по плотности, высоте, глубине застройки в соответствии с градостроительной документацией и строительными нормами и правилами;

    3) сохранение зеленых насаждений;

    4) установление предельно допустимых норм нагрузки на окружающую природную среду;

    5) наличие иных требований, установленных как федеральным и региональным законодательством, так и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Разрешенное использование земель определяется органами местного самоуправления и указывается в правоустанавливающих документах, а также в документах государственного учета и регистрации.

    земель государственной собственности - органами государственной власти по согласованию с органами местного самоуправления;

    муниципальных земель поселений - органами местного самоуправления;

    земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения - законодательными органами субъекта Федерации по согласованию с органами местного самоуправления.

    Категории земель указываются: в решениях органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения; в свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих право на землю; в документах государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на землю.

    Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием, во-первых, для признания недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также сделок с земельными участками, совершенных на их основании; во-вторых, для отказа в государственной регистрации прав на землю.

    Земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Система управления муниципальными землями практически во всех муниципальных образованиях отделена от системы управления зданиями и сооружениями. Исключение составляют небольшие по территории и численности поселки и города, как правило, областного подчинения, где функции управления недвижимостью сосредоточены в одном структурном подразделении местной администрации.

    Система управления муниципальными землями, будучи важнейшей составной частью системы управления муниципальной недвижимостью, предусматривает достижение нескольких целей: 1) эффективное использование муниципальных земель; 2) оптимизация структуры доходов местного бюджета за счет доходов от земельной собственности; 3) создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования; 4) обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости; 5) увеличение доходной части муниципального бюджета за счет увеличения собираемости земельных платежей; 6) экономия бюджетных средств; 7) снижение затрат времени на управленческие решения.

    Для достижения указанных целей, в том числе при разработке и реализации программ социально-экономического и градостроительного развития территории, муниципальные образования определяют наиболее эффективное направление и форму использования земельных участков, в частности, продажу земли под приватизированными предприятиями, приватизацию объектов незавершенного строительства, передачу земельных участков в аренду и другие мероприятия.

    При этом должны учитываться следующие условия и характеристики системы управления муниципальными землями:

    1) наличие региональной и муниципальной нормативной базы по управлению земельным ресурсам;

    2) наличие местной информационной базы (базы данных, методики расчета эффективности, региональные нормативы и пр.)

    3) обеспечение положительной динамики уровня доходов от использования земли и иного недвижимого имущества;

    4) обеспечение положительного соотношения доходов от использования земельных ресурсов и расходов на содержание социально ориентированной системы УЗР;

    5) создание положительной динамики технико-эксплуатационных характеристик объектов земельно-имущественного комплекса;

    6) повышение уровня спроса на объекты земельно-имущественного комплекса;

    7) формирование уровня рыночных цен на объекты земельно-имущественного комплекса;

    8) контроль за динамикой стоимости и спроса на продукцию и услуги, производимых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в области управления земельными ресурсами;

    9) соответствие использования недвижимого имущества различным нормативам;

    10) развитие институтов профессиональной деятельности в области земельно-имущественного комплекса (независимая оценка, риэлторская деятельность и т.д.);

    11) динамика котировок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг;

    12) динамика объемов инвестиций и т.п.

    До настоящего времени существовал подход, который заключался в том, чтобы большинство объектов собственности, приносящих доход, было приватизировано, а в ведении муниципалитетов оставались лишь те объекты, существование которых возможно лишь за счет бюджетного финансирования.

    С целью наиболее полного обеспечения социальных потребностей населения территории муниципалитеты должны максимально активно участвовать в тех сферах рынка недвижимости, где возможно получение прибыли. Этот подход оправдывается, во-первых, необходимостью экономической самостоятельности местных органов власти, во-вторых, сложившейся экономической ситуацией и небольшими объемами федерального и регионального финансирования.

    Предметом управления являются формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципального образования.

    На уровне муниципального образования объектом управления являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных, пунктов, кроме земель, находящихся в государственной, частной и коллективной собственности.

    Как отмечалось, субъектами местного управления являются органы местного самоуправления. Кроме того, имеются также субъекты внутрихозяйственного управления земельными участками, которыми являются собственники, землепользователи, арендаторы в лице граждан и юридических лиц.

    Функции управления земельными ресурсами подразделяются между различными органами муниципальных образований следующим образом:

    Местные законодательные органы осуществляют принятие нормативных актов и программ;

    - районные, городские, поселковые и сельские администрации осуществляют финансирование мероприятий по управлению земельными ресурсами муниципальных образований, перераспределению земель, регулированию земельного рынка, экономическому стимулированию рационального землепользования;

    Территориальные органы Федеральной службы по земельному кадастру осуществляют земельную политику и непосредственное управление земельными ресурсами муниципальных образований;

    - органы Государственной лесной службы осуществляют изучение земельных ресурсов, принимают участие в принятии и реализации мероприятий по внутриотраслевому перераспределению земель, проводят государственный земельный контроль на землях лесного фонда;

    Органы Госстроя РФ осуществляют изучение земельных ресурсов, принимают участие в разработке и реализации мероприятий по перераспределению земель, проводят государственный земельный контроль на застроенных территориях;

    Органы Минприроды РФ осуществляют изучение земель под водными и лесными ресурсами, принимают участие в принятии и реализации мероприятий по внутриотраслевому перераспределению земель, способствуют экономическому стимулированию рационального землепользования, осуществляют государственный земельный контроль на муниципальных землях;

    - органы Минздрава РФ, Минимущества РФ осуществляют участие в мероприятиях по перераспределению земель;

    Органы Министерства юстиции РФ осуществляют регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принимают участие в мероприятиях по государственному контролю и разрешению земельных споров.

    Процесс планирования, как отмечалось ранее сам по себе является системой, которая имеет собственные цели, функции (исследование среды, ситуации, выбор структуры и альтернативы, оценка действия), потоки информации (между ведомствами и специалистами по планированию и пользователями) и план развития муниципалитета, для выполнения которого управленческие структуры осуществляют необходимые мероприятия.

    Территория муниципального образования как объект анализа для планирования, объединяет в себе пространственные и социально-экономические (поведенческие) условия. Пространственное планирование связано с непрерывным развитием физических систем (например, планирование использования земель и размещения промышленности). При планировании социально-экономических условий анализируются социальные и экономические системы, определяются возможные последствия предполагаемых управленческих действий на поведение отдельных лиц или групп людей. Оно может быть связано, например, с проблемой снижения налогов и мотивацией людей вкладывать деньги в земельно-имущественный комплекс и т.д.

    Планирование целесообразно рассматривать с точки зрения анализа в широком и узком смысле. Общее планирование объединяет в один план широкий спектр социально-экономических вопросов, таких как характер транспортных потоков, условия землепользования, муниципальные расходы, общественные услуги, отношения между центральными и местными властями. Специализированное планирование ограничивает сферу исследования до одной проблемы (например, муниципальные доходы), избирательно рассматривая факторы окружения, которые воспринимаются как прямо или косвенно воздействующие на конкретный вопрос.

    Определить перспективу развития муниципального образования, обеспечить выполнение поставленных целей и задач возможно только при скоординированном взаимодействии структур.

    Исходя из того, что любое муниципальное образование, являясь сложной системой, подвержено влияниям внешних факторов (рис. 9.2.), можно сделать вывод, что успешное развитие территории муниципального образования во многом определяется деятельностью федеральных законодательных и исполнительных органов, а также субъекта Федерации.

    К факторам, влияющим на систему управления муниципальными землями, можно отнести:

    Политические;

    Экономические;

    Конкурентные;

    Социальные;

    Рыночные;

    Экологические и др.

    Важную роль будет играть согласованность действий муниципальных органов управления и органов государственной власти в выработке взаимоувязанной с субъектом РФ программы развития в сфере пересечения общих интересов. При этом повышается значение межмуниципальной кооперации, прежде всего с соседними муниципальными образованиями, для совместного представления и защиты интересов городов и районов в государственных органах субъектов Федерации и непосредственно в федеральных органах. Однако решение многих вопросов управления территорией во многом зависит непосредственно от деятельности органов местного самоуправления.

    Интересы федеральных органов и органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами в основном совпадают, но заинтересованность в пополнении местных бюджетов заставляет глав местного самоуправления подходить к вопросу управления в основном только с финансовой точки зрения.

    Управление землями на территории муниципального образования включает в себя принятие нормативных правовых актов органами местного самоуправления и раскрывается через мероприятия, каждое из которых представляет собой обособленный вид деятельности, имеющей цель и порядок осуществления. В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие и становление земельного рынка, не дожидаясь решения земельного вопроса на федеральном уровне.

    Кроме того, под влиянием экономических, экологических, социальных факторов может меняться соотношение категорий земельного фонда или даже формироваться новые категории земель. Генеральный план города, в котором раньше четко определялись объекты строительства, и который являлся основным градостроительным документом, рассматривается в настоящее время лишь как концепция развития территории поселения. Поэтому на территории поселений могут появляться, как постоянные объекты, строительство которых предусмотрено генпланом, так и временные объекты (торговые павильоны, палатки, киоски, остановочные комплексы), порядок предоставления земельных участков под которые не определен. Кроме этого, проводятся ремонтные, аварийные работы, связанные с использованием земель, порядок предоставления которых также не определен. В этом случае порядок предоставления участков для размещения вышеперечисленных объектов должен устанавливаться органами местного самоуправления.

    "

    В статье 9 Конституции Российской Федерации признается право муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы.

    Земля (далее будет идти речь о землях населенных пунктов) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4 - 5% доходов местных бюджетов.

    В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия и осуществлять контроль над использованием земель, находящихся в границах муниципального образования. Указанные действия составляют важную государственную функцию, поэтому органы местного самоуправления тесно взаимодействуют по этим вопросам с государственными органами, осуществляющими госземконтроль.

    Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности.

    По Федеральному закону от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», к муниципальной собственности относятся:

    Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

    Земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

    Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

    Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также созданным органами местного самоуправления муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации ;


    Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

    В Российской Федерации негосударственные субъекты собственности на землю имеют права не на все недра, соответствующие их земельному участку, а только на общераспространенные полезные ископаемые (глина, песок и т.п.). Залежи угля, нефти, руды и т.п. не включены в состав недвижимого имущества частного собственника земельного участка, так как недра полностью принадлежат государству.

    Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

    Согласно Конституции РФ , земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи. Предпочтительной формой собственности на землю является такая, при которой собственник объекта недвижимости является одновременно собственником соответствующего земельного участка.

    Однако работа по реальному разграничению земель поселений по формам собственности далека от завершения. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения муниципального образования в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, наследующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику.

    Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме собственности.

    Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации.

    Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования.

    В частности, на муниципальном уровне необходимо:

    Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

    Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

    Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

    Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

    Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

    Рис. 1 Формы землепользования в РФ

    В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

    Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо . Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

    Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

    Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

    В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

    В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

    В настоящее время основным способом предоставления земельных участков для строительства является проведение торгов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков. Кроме того, предоставление земельных участков для жилищного строительства, в том числе для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется исключительно на аукционах.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» регулирует правила организации и проведения торгов при продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков.

    Проблемы в управлении земельными ресурсами:

    Отсутствие единых методик оценки земельных участков;

    Непрозрачность процедур управления землей;

    Длительные сроки рассмотрения заявок;

    Кадровые проблемы;

    Длительное не освоение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства;

    Малоэффективное использование земель

    Цели и задачи управления земельными ресурсами:

    Повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;

    Увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и операций, связанных с землей;

    Максимальное удовлетворение потреб-ностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города;

    Предельное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель.

    Осуществление муниципального земельного контроля за охраной и использованием земель;

    Оформление права муниципальной собственности на землю;

    Повышение налогооблагаемой базы по земельному налогу, увеличение поступлений доходов в бюджет от сданных в аренду земельных участков.

    Завершение комплекса работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности граждан, определение списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном законом порядке невостребованными;

    Признание в судебном порядке права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли;

    Выделение земельных участков в счет земельных долей находящихся в муниципальной собственности;

    Продажа земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, предоставление земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности хозяйствующим субъектам;

    Вовлечение в оборот земель, не используемых или неэффективно используемых участниками земельных отношений;

    Совершенствование процедуры проведения торгов на право заключения договоров аренды на земельные участки;

    Оказание содействия гражданам в оформлении прав на земельные участки;

    Организация и проведение кадастровых работ по формированию земельных участков и их кадастровому учету.

    Рис. Система управления земельными ресурсами МО

    Реферат

    Управление земельными ресурсами муниципального образования

    Выполнил: студент группы ЗК-45а

    А. А. Колбенева _______________

    Проверил: старший преподаватель

    Д.А. Кирик____________________

    «___» _____________________2011

    Введение

    1. Земельный ресурс как объект управления

    2. Нормативно-правовая база управления земельными ресурсами

    3. Управление земельными ресурсами муниципального образования

    Заключение

    Литература

    Введение

    В социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, которые определяют темпы и эффективность развития национальной экономики, становления рыночных отношений.

    Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются.

    Земля - главный национальный ресурс, который относится к длинным активам. Нигде в мире земли (особенно сельскохозяйственные) не обращаются свободно на рынке, обязательно во всех странах введены определенные ограничения, чем ценнее земля по местоположению, тем больше ограничений. Практика землепользования России показала, что отсутствие таких ограничений, особенно в пригородных и курортных зонах, а также в населенных пунктах, привело к возникновению феномена огромного теневого рынка земли.

    Проблема организации системы управления земельно-ресурсным потенциалом страны заключается в обеспечении рациональных масштабов государственного вмешательства в процессы распределения, использования и охраны земли, в формировании эффективных механизмов объединения административных и рыночных способов регулирования этих процессов, в поиске оптимальных организационных структур и форм управления данными процессами. Эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой, инвестиционной активности и повышение эффективности использования земельной собственности, которая как объект предпринимательской деятельности служит определенной гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала с соответствующим доходом, что в условиях рынка является определяющим для каждого землевладельца и землепользователя.

    1

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.

    2. Земельный кодекс РФ (с изменениями на 5 октября 2015 года). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/.

    3. Гончарова И.Ю., Батог О.В. Совершенствование управления земельными ресурсами. // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 82–85.

    4. Особенности управления использования земель в муниципальных образованиях. [Электронный ресурс]. – URL: http://otherreferats.allbest.ru.

    Муниципальное образование - городское или сельское поселение, либо его часть в границах которого осуществляется местное самоуправление, формируется бюджет и проходят выборы в местное самоуправление.

    Конституцией Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Муниципальная собственность - имущество, в том числе и земля, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности.

    Муниципальные земли образуются путем вычитания земель федеральной собственности и собственности граждан. В земельный фонд муниципального образования могут передаваться земли, находящиеся в государственной собственности.

    Муниципальные образования, как и государство, физические и юридические лица, вправе быть участниками земельных отношений, что, в свою очередь, является гарантом эффективного и рационального использования земельных ресурсов, охраны прав на землю, сохранения плодородия, защиты окружающей среды, равноправного развития различных форм хозяйствования.

    Цели и задачи отражают состояние земельных ресурсов и перспективы их использования при управлении земельными ресурсами муниципальным образованием (рис. 1).

    Рис. 1. Цели и задачи управления земельными ресурсами

    Для достижения рационального и эффективного использования и охраны земли местное самоуправление наделяется полномочиями в области использования земли и других природных ресурсов (рис.2).

    Рис. 2. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

    Согласно статьи 11 п.1 Земельного Кодекса «К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель».

    В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что местное самоуправление может вводить дополнительные меры для контроля использования земельных ресурсов. Для этих целей они сотрудничают с органами государственного земельного контроля, проводят мониторинг земель. Контроль за состоянием земель одна из главных функций муниципальных образований. Основные направления управления земельными ресурсами муниципального образования представлены на рис. 3.

    Рис. 3. Основные направления управления земельными ресурсами муниципального образования

    Несмотря на основные направления, созданные для рационального использования земли, в стране остаются проблемы в данной области: несовершенное законодательство, отсутствие оборотоспособности земли, недостаток специалистов, устаревшие данные.

    В процессе использования земли пользователи могут нанести ей ущерб, такой как захламление, нарушении плодородия, деградацию, поэтому органы местного самоуправления обязаны проводить проверки и применять к нарушителям санкции. В этом случае лицо, совершившее виновное деяние, помимо наказания обязано своими силами восстановить функции почвы. Необходимо отметить, что, помимо наказательных мер есть поощрительные, например, льготы, которые позволяют уменьшить размер налогообложения для категории граждан, установленных в соответствии с земельным законодательством.

    На сегодняшний день земля перестала быть только пространственным базисом и средством жизнедеятельности людей, она стала объектом рыночных отношений. Эти отношения требуют от государства, его регионов и муниципальных образований улучшения системы управления земельными ресурсами совершенствуя методики, создавая предпосылки для дальнейшего развития страны.

    В процессе управления земельными ресурсами органами исполнительной власти все задачи реализуются через мероприятия или другие функции, которые позволят увеличить налогооблагаемую базу, создавать условия для внедрения оборота земель. Экономическое стимулирование землевладельцев, например такое как временное освобождение от платы за землю, за улучшение состояния земельных ресурсов может привести к повышению плодородия почвы, рекультивации земель. Для обеспечения данных мероприятий должны правильно определить наиболее эффективное направление.

    Библиографическая ссылка

    Савельева А.Е., Гончарова И.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4.;
    URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16418 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»