Основания экологического права. Экологическое право

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды

Традиционно выделяется несколько групп таких отношений - это отношения: по использованию природных ресурсов; отношения по охране окружающей среды; отношения собственности на природные объекты и ресурсы; отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Общественные отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, недрам, лесам. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, недропользования, лесопользования.

А регулирование отношений по охране окружающей среды касается защиты природных объектов (земли, воды, растительности, животного мира) от трех видов вредных воздействий: химического, физического и биологического.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина, Конституция Российской Федерации играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Так ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. А часть 2 этой статьи устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.



Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

Важной характеристикой юридического понятия природы, является то, что как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования и воздействия на нее человеком. В то время, как в естественнонаучном смысле природа - это все объекты мира, вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос.

В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов, и антропогенных объектов.

Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, т.е. это вещество природы одного вида – земля, вода, лес и др.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (парки, лесопарки, заповедники и др.).

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, это могут быть дома, заводы, средства транспорта и многое другое.

В экологическом праве существует такое понятие, как природный ресурс – это более узкое понятие по сравнению с природным объектом – это часть природных объектов, которая используется человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это – рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект, и сами, при этом являются природными объектами, но природными ресурсами могут быть только потребляемые человеком объекты, в данном случае это рыба и дичь.

Экологическое правоотношение – это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

Они складываются на основе норм экологического права;

Субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей.

При этом, если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности.

Экологические правоотношения носят сознательно-волевой характер. Они складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений являются физические лица, юридические лица, государство и государственные органы.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность – определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица в экологическом праве возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав.

Например, Конституцией Российской Федерации признано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение права, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия, равенства перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

Отраслевые принципы определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это такие принципы как:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

сохранение биологического разнообразия;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Источники экологического права – это правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

Источниками экологического права в первую очередь являются нормативные правовые акты различных уровней, которые в совокупности образуют систему источников, расположенных в определенной последовательности:

Конституция Российской Федерации,

Федеральные законы Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (указы) Президента Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (постановления) Правительства Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (законы) субъектов Российской Федерации,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные нормативные правовые акты.

В системы источников права все нормативные правовые акты, начиная от Конституции и заканчивая локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми на предприятиях, расположены в строгой иерархии по отношению друг к другу и не могут нарушать нормы (правила) установленные в вышестоящем нормативном правовом акте.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Федеральные законы регулируют правоотношения на всей территории России, занимая одно из важнейших мест в системе права. Их действие распространяется на всех граждан и все организации на территории Российской Федерации.

В России основным нормативным актом, регулирующим отношения в области природопользования, является Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

При регулировании землепользования, водопользования, лесопользования или недропользования необходимо руководствоваться такими нормативными актами, какЗемельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» соответственно. В этих нормативных актах, раскрываются понятия земельных участков, лесных земель, водных объектов, их охраны, собственности на такие объекты, их использования и многое другое. Однако, основные требования к охране перечисленных природных объектов, как компонентов составляющих окружающую природную среду, содержатся именно в законе «Об охране окружающей среды». Так в нем прописаны положения, касающиеся государственного управления охраной окружающей среды и полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан и их объединений, а так же экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Этот закон вводит такие понятия, как нормирование в области охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, зона экологического бедствия и чрезвычайной ситуации, особо охраняемая природная территория и другие.

При этом Федеральный закон «Об охране окружающей среды», дает основные понятия в этих областях, а для их развития принимаются иные нормативные акты, такие как Федеральный закон от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При заключении международного договора Россия обязана соблюдать установленные в договоре нормы и выполнять взятые на себя обязательства. Для этого часто требуется изменение внутреннего законодательства, издание новых законов или изменение существующих, такая процедура называется ратификация международного договора.

Международные договоры могут регулировать как общие вопросы, связанные с охраной природной среды, так и вопросы охраны отдельных природных объектов, таких как воздух, вода или некоторые виды диких животных.

Для международного сообщества, наиболее важным вопросом является охрана мирового океана, так как он имеет исключительное значение в жизнеобес­печении Земли. Океан - это «легкие» Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточие огромных богатств полез­ных ископаемых. В целях охраны Мирового океана принят целый ряд соглашений, таких как: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо­дов и других материалов 1972 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая регулируя основные правовые вопросы мореплавания, затрагивает так же и тему охраны морской среды.

В масштабах государства основная ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления, его осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Государственные органы можно подразделить на два вида: органы общей компетенции и специально уполномоченные органы, на которые возложены отдельные функции или задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент России;

Правительство России;

Правительства (администрация) субъектов Российской Федерации.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

К важнейшим функциям его управленческой деятельности относятся: определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Компетенция Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», от 17.12.1997г.; Федеральный закон от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды определяются правительством Российской Федерации. В настоящее время специально уполномоченными государственными органами являются:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР);

Федеральное агентство по рыболовству;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ);

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Именно эти органы через свои подразделения, непосредственно проводят работу по организации охраны окружающей среды в России.

Использование природных ресурсов в России регулируется природоресурсным законодательством. Это означает, что при использовании земельных ресурсов основным нормативным актом в этой области является Земельный кодекс Российской Федерации. В нем прописано деление земель по целевому назначению на категории. К примеру: на территории земель поселений разрешается строительство жилья и жилой инфраструктуры, то есть на землях поселений возводятся города и населенные пункты; а земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства, выращивания различных культур.

При использовании лесных ресурсов страны для нужд народного хозяйства, в качестве правового руководства применяется Лесной кодекс Российской Федерации, где прописаны основные правила по использованию древесины и охране лесов в России.

Регулирование добычи полезных ископаемых, использования и охраны недр в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О недрах». Этим законом устанавливаются правила разведки и разработки полезных ископаемых, а так же лица, имеющие право на их добычу.

Однако, одной из основных задач для России является рациональное использование ее водных пространств. Под понятием рациональное использование понимается охрана водных биологических ресурсов в целях их неистощительного использования, а так же охрана водной среды от загрязнения в результате хозяйственной деятельности.

Решению этих проблем способствует Водный кодекс Российской Федерации. В нем установлены нормы, регулирующие такие вопросы как: право собственности на водные объекты, водопользование, управление в области использования и охраны водных объектов, ответственность за нарушение водного законодательства.

Не только Водный кодекс Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране водных ресурсов в России. Существуют так же и некоторые другие нормативные правовые акты в этой области.

Согласно ст. 67 Конституции, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» дает определение континентального шельфа и закрепляет права России в его границах.

Континентальный шельф Российской Федерации – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с международным правом континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Это означает, что государство не обладает здесь суверенитетом. В то же время признается, что применительно к данным пространствам государства обладают суверенными правами и юрисдикцией, используемыми для разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах.

Российская Федерация осуществляет следующие права на континентальном шельфе:

Суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов.

Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку и разработку, никто не может делать это без ее согласия;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды;

Однако права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Это означает, что, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с принципами и нормами международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Закон регулирует права Российской Федерации в исключительной экономической зоне, где Россия осуществляет:

Суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов;

Суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;

Исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Согласно законодательству о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, их участки могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и иностранных государств, а также товариществам, создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юр. лица для добычи живых и минеральных ресурсов и других видов деятельности.

Любая деятельность в этих пространствах должна контролироваться с целью предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. В связи с этим проведение любых работ на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне возможно только после получения пользователем соответствующей лицензии.

Лицензии на пользование недрами, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами (обороны, рыболовства, пограничной службы).

В лицензию включаются следующие сведения:

Об экологическом и гидрометеорологическом обеспечении пользования участками, включая организацию мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

О мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

О страховании, консервации и ликвидации установок и сооружений по завершении работ.

Пользователи участков обязаны:

Соблюдать международные нормы и стандарты, законы и правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов;

Осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия;

Регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.

Буровые работы на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне могут проводиться для целей, не противоречащих международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

Условия проведения буровых работ включают в себя:

1) типы и технические характеристики буровых платформ и иного используемого для проведения буровых работ оборудования;

2) сведения о соответствии буровых установок требованиям в области охраны окружающей среды;

3) комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, а также по снижению и возмещению ущерба, наносимого окружающей среде, в том числе водным биоресурсам;

4) данные о мерах по обеспечению безопасности судоходства, транспортной безопасности при проведении буровых работ и в районе их проведения.

Законами о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне определяются виды и порядок использования живых ресурсов.

Видами использования живых ресурсов являются:

Вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях;

Вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

Вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;

Разведка и промысел живых ресурсов;

Товарное выращивание живых ресурсов.

Применение экологических нормативов и стандартов в области природопользования осуществляется для сохранения многочисленных природных богатств и естественной природной среды для настоящего и будущих поколений. Только рациональное использование ископаемых, живых и растительных ресурсов, а так же их охрана от вредоносного антропогенного воздействия, может оградить человека от многочисленных болезней и неблагоприятных последствий природного характера.

Основы экологического права.

Экологическое право - ϶ᴛᴏ отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемый государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. Взвези с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно правового направления постоянно растет.

Источники экологического права.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1. Конституция. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба причинœенного его здоровью. Конституция определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов и устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране её богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны природы. Οʜᴎ составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира.

3. Указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные природоохранные акты

4. Нормативные акты министерств и ведомств

5. Нормативные решения органов местного самоуправления

Систему экологического законодательства возглавляет федеральный закон РФ ʼʼОб охране окружающей среды от 10.01.2002 №7 РЗʼʼ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить конституции России и данному законодательному акту. В этом главном федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

1. Глава 1 - общие положения.

2. Глава 2 – основы управления в области охраны окружающей среды.

3. Глава 3 – права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций.

4. Глава 4 – экономическое регулирование.

5. Глава 5 – нормирование.

6. Глава 6 – оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза.

7. Глава 7 – требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

8. Глава 8 – зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

9. Глава 9 – природные объекты, находящиеся под особой охраной.

10. Глава 10 – государственный мониторинг окружающей среды

11. Глава 11 – контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

12. Глава 12 – научные исследования.

13. Глава 13 – основы формирования экологической культуры.

14. Глава 14 – ответственность за нарушение законодательства.

15. Глава 15 – международное сотрудничество.

16. Глава 16 – заключительные положения.

27.11.13. Действующий ныне федеральный закон ʼʼоб охране окружающей средыʼʼ (разработан и принят в 2002 году), значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанный с охранной окружающей среды. В частности субъектам федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты области охраны окружающей среды, с учетом географических, природных, социально – экономических и иных особенностей ограничивать и запрещать хозяйственную и иную анти экологическую деятельность на своих территориях и так далее.

Земельный кодекс РФ (утвержден в 2001 году) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли.

Основные правовые функции охраны земель:

· Сохранение и повышение плодородия почв;

· Сохранение фонда сельскохозяйственных земель.

Экологическими нарушениями считаются: порча, загрязнение, засорение и истощение земли. Земельный кодекс регламентируют куплю – продажу земли и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (разработан в 1995 году) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

В 1999 году был принят ʼʼЗакон об охране атмосферного воздухаʼʼ, а также правовые основы охраны атмосферного воздуха, отражены в законе РФ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий ПДК и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

В 1995 году ʼʼЗакон РФ о радиационной безопасности населœенияʼʼ провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ гарантируются данным законом.

В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок в виде улучшения социально – бытовых условий населœения и так далее.

ʼʼЗакон РФ о недрахʼʼ (1992 год) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.
Размещено на реф.рф
К числу эколого - правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды закон в первую очередь относит их загрязнение.

ʼʼОсновы лесного законодательстваʼʼ закрепляет требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые норма направлены на использование леса, как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и так далее.

ʼʼЗакон РФ о животном миреʼʼ. В нём содержаться эколого – правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно данному закону к эколого - правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных.

ʼʼЗакон РФ об отходах производства и потребленииʼʼ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления, с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

В 1995 году были приняты ʼʼЗаконы о санитарно-эпидиалогическом благополучии населœенияʼʼ (1999ᴦ.) и ʼʼОсновы законодательства РФ об охране здоровьяʼʼ (1993ᴦ.) .

Указы и распоряжения президента РФ также затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примерами являются ʼʼУказ о федеральных природных ресурсахʼʼ и в 1996 году был принят ʼʼУказ о концепции перехода РФ к устойчивому развитиюʼʼ.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и так далее. Οʜᴎ считаются обязательными для других министерств и ведомств физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов, мэрий, сельских и посœелковых советов, которые дополняют и конкретизируют действующие нормативно – правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Основы экологического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основы экологического права." 2017, 2018.

  • - Основы экологического права

    Конституционной обязанностью граждан РФ является обязанность сохранять природу (ст. 58 Конституции РФ). Термин «сохранять» предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания во всех ее проявлениях. Причем эти действия... .


  • - Тема 9. Основы экологического права РФ

    Вопросы: 1. Понятие, предмет, метод и объект экологического права 2. Экологические правоотношения 3. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 1. Термин "экология" возник в... .


  • - Тема 9. Лекция 14. Основы экологического права.

    1. Предмет и система экологического права 2. Объекты экологического права 3. Система федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. 1. Предмет и система экологического права. Экологическое право как отрасль права – это система правовых...

  • Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права. Экологическое право- это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношение в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в отдельную отрасль произошло в конце 1980-х –начале 1990-х годов.

    Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством, по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах государства, граждан и общества.

    Метод экологического права – это способ правового воздействия норм экологического права на общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экологической деятельности. Он представляет собой совокупность диспозитивных и императивных подходов к установлению обязанностей и прав субъектов экологических правоотношений. На основе эколого-правового метода устанавливается юридическая ответственность за нарушение норм экологического права с помощью диспозитивного и императивного подходов к установлению правомочий субъектов экологических правоотношений.

    Принципы экологического права можно разделить на общие и отраслевые. Общеправовые принципы:

    1) развитие экологических отношений на основе принципа народовластия в соответствии со ст.3 Конституции РФ;

    2) демократизация – обязанность всех субъектов, участвующих в экологопользовании, в соответствии со ст. 58 Конституции РФ сохранять природу и окружающую среду;

    3) гуманизм – необходимость осуществления экологопользования в интересах сохранения жизни и здоровья всего населения;

    4) законность – точное соблюдение всех правил и предписаний, изложенных в экологическом законодательстве, всеми экологопользователями;

    5) равноправие субъектов – равенство всех видов собственности на природные ресурсы (ст.9 Конституции РФ, ст.212 ГК РФ)

    6) единство прав и обязанностей в экологопользовании – каждому праву должна соответствовать определенная обязанность, и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав;

    7) сочетание убеждения и принуждения – вначале следует убедить в необходимости соблюдать нормы экологического законодательства, и только лишь в случае невыполнения этих норм применяются меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести экологического правонарушения.

    Отраслевые принципы экологического права изложены в ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».


    Экологическое законодательство опирается в первую очередь на нормы Конституции РФ, где в ст.9 указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, .муниципальной и иных формах собственности. Положения ст.36 указывают, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки и вправе использовать их в целях, не нарушающих условий и порядка землепользования, предусмотренного законодательством.

    В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

    Базовым нормативным документом в области экологического законодательства является «Закон об охране окружающей природной среды», где предусмотрена охрана от загрязнений, порчи, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ естественных экологических систем, озонового слоя, подземных вод, недр земли, лесной и иной растительности и животного мира, природных ландшафтов. Охрана указанных объектов осуществляется на основании норм Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, а также законов об охране атмосферного воздуха, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, о континентальном шельфе РФ.

    Права граждан в области экологии. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается:

    - планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

    - социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных, общественных и иных фондов медицинской помощи;

    - предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в благоприятной для жизни и здоровья условиях окружающей среды;

    - государственным контролем соблюдения природоохранительного законодательства и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;

    - возмещения в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью и жизни граждан в результате загрязнений окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в т.ч. последствий аварий и катастроф.

    Граждане имеют право:

    Создавать общественные фонды, объединения и иные общественные формирования в области охраны окружающей природы;

    Требовать от соответствующих органов представления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

    Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов;

    Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

    Экономический механизм охраны окружающей среды. К числу основных задач, решаемых экономическим механизмом охраны окружающей среды, относят:

    1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

    2) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов, загрязняющих окружающую среду

    3) предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных ирных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

    4) возмещение в установленном порядке вреда.

    Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала.

    Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, средств предприятий, экологических фондов, кредитов банка и добровольных взносов населения.

    Контроль использования и регулирования норм природопользования осуществляется на основе договоров о природопользовании, выданных государственными природоохранными органами лицензий на комплексное природопользование, в которых указаны виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов.

    Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователями на определенный срок объемов предельного использования при родных ресурсов, объемов допустимых выбросов и сбросов промышленных отходов в окружающую среду. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие воздействия. Плата за природопользование перечисляется в бесспорном порядке в бюджеты республик РФ и счета внебюджетных государственных экологических фондов.

    Государственная экологическая экспертиза. Экспертиза такого рода производится с целью проверки соответствия хозяйственной деятельности требованиям и нормам соблюдения экологической безопасности. Она осуществляется на принципах: обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

    Государственная экспертиза в обязательном порядке проводится перед любыми мероприятиями, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление всех работ по проектам может осуществляться только после проведения и выдачи положительного заключения Главгосэкспертизы. Порядок проведения и полномочия экспертизы регулируется законодательством РФ. Руководители всех предприятий, нарушающие или не выполняющие требования заключений госэкспертизы, несут ответственность согласно действующему законодательству.

    Экологическое право

    (конспект)

    Экологическое право регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Слово "экология" (от греческого oicos - дом, жилище, местопребывание и логос - учение) означает учение о доме и месте где ты живёшь. В социальной экологии, как части общей экологии, указывается на необходимость соблюдать законы развития природы, экологические закономерности при взаимодействии общества, человека с природной средой. В социальную экологию составной её частью входит правовая экология. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.

    Взаимодействие природы и общества происходит в двух формах:

    1) экономической, т.е. потребление природы человеком, использование и преобразование её для удовлетворения своих потребностей;

    2) экологической, охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая её изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено более 200 видов животных и растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 миллионов гектаров земель в результате нерационального ведения сельского хозяйства. В наше время ежедневно 44 гектара земель обращаются в пустыни, исчезает по одному виду животных и растений, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежегодно от голода умирают свыше 40 тысяч детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трёх взаимосвязанных формах. Это - загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

    Загрязнением природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, почвы, воды), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среде. Загрязнение бывает естественное (космическое, от извержения вулканов) и антропогенное (человеческое). Антропогенное подразделяется на пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое. Источником загрязнения выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт). Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 тонн отходов. Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоёмы, включая Мировой океан, почвы.

    В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, т.е. потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. А именно: лесов, полезных ископаемых, пресной воды. Истощение и загрязнение природной среды ведут к разрушению экологических связей, образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной природной средой, не способной осуществлять обмен веществ и энергии. Охрана природы включает в себя: 1) защиту природных объектов (памятников природы, её реликтовых и достопримечательных объектов) от разрушения, повреждения человеком и защиту природных ресурсов путём их рационального использования; 2) защита человека, его жизни, здоровья, его генетического будущего путём защиты, оздоровления окружающей человека среды. Экологическое право, как составная часть охраны природы, представляет собой систему нормативных актов, определяющих круг объектов природы, подлежащих охране законом, права и обязанности природопользователей, предупредительные, разрешительные, запретительные и восстановительные меры по охране и использованию природной среды, ответственность за нарушение правил охраны и рационального использования природных ресурсов. Основными нормативными актами по охране окружающей среды являются: Конституция РФ, Закон РФ об охране окружающей природной среды, законы РФ и субъектов РФ о земле, о недрах, о водах, о лесах, об охране и использовании животного мира, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, о национальных парках. За экологические правонарушения, то есть деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Должностные лица и работники предприятий, учреждений, организаций несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, с учетом их трудовой функции или должностного положения.

    Виновные могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.

    Административная ответственность за экологические правонарушения.

    Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений:

    Несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

    Невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении неправильных и необоснованных экспертных заключений;

    Нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;

    Загрязнении окружающей природной среды и причинении вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

    Порче, повреждении, уничтожении природных объектов, в том числе памятников природы, истощении и разрушении природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

    Нарушении установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена пересылки, ввоза из-за границы и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

    Невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

    Неподчинении предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

    Нарушении экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

    Несоблюдении экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

    Превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия;

    Превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

    Превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических веществ;

    Производстве и использовании запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;

    Незаконном расходовании средств республиканских и местных экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью; -несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

    Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке: граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда; должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда;

    Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Штрафы за указанные правонарушения налагаются, в пределах компетенции, специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а также технической инспекции труда профсоюзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанностей возмещения причиненного вреда. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Уголовная ответственность за экологические преступления.

    Должностные лица и граждане, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом в виде штрафов, ограничения или лишения свободы. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, производится добровольно либо по решению суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда. Вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. При определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией, иные расходы. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда.

    Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств соответствующих государственных экологических фондов. Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме. При определении объема ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

    Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

    Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

    Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий; государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях; все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

    Основы экологического законодательства России. Правовые нормы в природоохранной деятельности. Нормативные акты и ответственность за вред, наносимый природным объектам. Экологическая экспертиза. Разновидности экологического аудита. Виды ответственности за экологические правонарушения.

    Экологическое законодательство Российской Федерации

    В нашей стране существует ряд уровней экологического законодательства. Основу экологического законодательства РФ составляют положения Конституции Российской Федерации: о праве на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, об обязанности бережно относиться к природным богатствам.

    В соответствии с Конституцией принимаются соответствующие законы РФ, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, Законы и подзаконные акты на уровне субъектов РФ, Декларации общественно-экологических организаций, имеющие рекомендательный характер. В настоящее время на территории России действуют следующие законы, направленные на охрану окружающей среды:

    Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.).

    Этот закон является базовым актом в области экологии и содержит все основные разделы, связанные с экологическим законодательством: основные принципы и объекты охраны окружающей среды, право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, экономический механизм охраны среды, нормирование качества окружающей среды, особо охраняемые природные территории и объекты, экологический контроль и т.д.

    – Земельный кодекс

    – Водный кодекс

    – Лесной кодекс

    – Закон РФ «О недрах»

    – Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»

    – Закон РФ «Об экологической безопасности»

    – Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

    – Закон РФ «О животном мире»

    В то же время, один из основных принципов охраны окружающей среды гласит: «Мыслить глобально – действовать локально». Это означает, что каждый человек несет личную ответственность за решение глобальных экологических проблем.

    Экологическое право

    8.1. Понятие, предмет и источник экологического права

    Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на ст. 1 Закона РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

    Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

    В любом правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон, адекватно регулирующий экологические права человека и гражданина, обеспечивающий механизм их защиты, а также формирующий общественные отношения собственности на природные ресурсы, содержащий правовые нормы по природопользованию и охране окружающей природной среды, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области.

    Систему источников экологического права в России образуют Конституция Российской Федерации, федеративные договоры, международные договоры РФ, общепризнанные нормы международного права, федеральные законы, нормативные указы и распоряжения Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, Конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, нормативные правовые акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления и т.д.

    Регулирование отношений в области использования природных ресурсов предусматривается Земельным кодексом РСФСР, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире». Источники экологического права процессуального характера – это Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, различные правовые акты и постановления Правительства РФ.

    Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов человека и гражданина, выполнение правовых требований природопользования и охраны окружающей среды обеспечивают в нашей стране правоохранительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, общие и арбитражные суды). В своей деятельности они основываются на федеральных законах, Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и других соответствующих правовых документах.