Что такое социальный портрет. Социальный портрет современной личности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«Пермский государственный университет»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО КРАЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ

МОНОГРАФИЯ

Под общей редакцией и

УДК 316.334/531)

ББК 60Рос – 4 Пер)

Проект осуществлен при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

проект № а/У

Культура, культурное потребление и культурная жизнь в регионе (ценности, стиль жизни, субкультуры);

Социальные проблемы развития образования;

Досуговая деятельность населения в регионе;

Социальные проблемы конфессий;

Социальные проблемы экологии;

Межнациональноые отношения;

Социальные аспекты здравоохранения;

Экономическая деятельность предприятий;

Деловая жизнь региона, в частности деятельность финансовых структур;

Состояние экологии в регионе;

Экономические связи предприятий региона;

Экономико-географическое районирование.

Определение состава информации, необходимой для построения социологического портрета региона, связано с решением еще двух групп проблем. Во-первых, область, край, автономия как регион делится на районы. А эти районы различны по целому ряду характеристик: степени удаленности от центра и основных транспортных магистралей; уровню развития промышленности и сельского хозяйства ; по тому, являются районы дотационными или нет; по уровню жизни населения, степени урбанизации, национальному составу населения и т. п. Подробное описание каждого из районов существенно увеличит объем всей работы, сделает социологический портрет региона в целом мозаичным и лишит его необходимой целостности. Преодоление этих трудностей возможно при условии предварительного построения социально-экономической типологии районов (или использования готовой, если таковая существует и удовлетворяет целям и требованиям работы) и детального анализа каждого из типов на примере одного какого-либо его представителя.

Во-вторых, не ясна временная (историческая) глубина анализа информации. Необходимость в подобной исторической информации связана с задачей понимания и объяснения процессов и явлений, происходящих в регионе. Здесь возможны две ситуации: первый вариант – в данном регионе экономика достаточно стабильна, переход к рыночным отношениям и всему, что с ними связано, получил полное развитие. В этом случае потребность в привлечении исторического материала является минимальной. Второй вариант – в данном регионе «перестройка» только еще идет (или затянулась). В этом случае на поведение и сознание людей очень сильно воздействуют институциональные и культурные структуры, возникшие еще в советском обществе. В такой ситуации привлечение исторических данных за последние десять – двадцать лет становится совершенно необходимым.

Указанные выше различные сферы жизнедеятельности региона при составлении социологического портрета не должны описываться отдельно, независимо друг от друга, поскольку, как уже было показано, регион является социальной системой. Обладая признаком самодостаточности, он характеризуется определенным уровнем интеграции, открытости, иерархичности, которая выражается в наличии уровней и подсистем, объединяемых в целостную систему с характерными признаками. Различные подсистемы региона имеют свои особенности, характеризуются своеобразием процессов и структур; каждую из этих подсистем можно рассматривать как относительно самостоятельный слой жизни региона. Все слои располагаются друг над другом, причем порядок этого расположения определяется следующим образом. Если слой А (подсистема социальной системы) задает основные структурные параметры процессам и явлениям (или запускает эти процессы), которые относятся к слою В, то мы считаем, что слой А лежит ниже слоя В. Тогда социологический портрет региона можно представить как совокупность лежащих друг на друге слоев (сфер) социальной жизни. Порядок анализа информации и представления ее результатов в качестве социологического портрета лучше начинать с нижних слоев, однако существующая иерархия слоев не является жесткой. Поэтому может возникнуть необходимость объяснения каких-то особенностей в жизни слоев, лежащих внизу, с помощью закономерностей и процессов, протекающих в плоскости слоев социальной жизни, которые расположены выше. Например, культура может детерминировать или менять характер процессов и явлений в экономической жизни населения, в сфере миграции и т. п.

Для определения связи и зависимости между разными слоями удобно воспользоваться вариантом системного анализа , предложенным

Кратко данный подход можно охарактеризовать следующим образом. В основе некоторой системы лежит определенный материал, субстанция (для социальных систем это – люди), из которого можно сформировать самые разные системы. Сам по себе материал представляет собой нечто бесформенное. Образует, конституирует данную систему определенный основной процесс. Он реализуется в данном материале. Процесс протекает во времени и имеет временные характеристики. Но если этот процесс зафиксировать в какой-то момент времени, то мы получим структуру . Структура – это изображение процесса в какой-то определенный момент времени. Как и процесс, структура реализуется на материале: наложение структуры на бесформенный материал приводит к появлению определенных организованностей. Организованность материальна, но в отличие от материала она обладает определенным строением. Множество организованностей материала образуют морфологию системы. Эти организованности обеспечивают протекание процесса на материале.

В качестве примера рассмотрим систему расселения. Люди в регионе образуют материал, сама система расселения – структуру с множеством «пустых мест», куда можно приехать и где можно жить. В процессе расселения люди занимают эти места. В результате возникает система расселения, в которой организованностями будет плотность населения в разных точках региона с заброшенностью маленьких деревень и скученностью крупных городов. Эта структура расселения (морфология) определяет процесс расселения – урбанизацию, когда люди больше стремятся поселиться там, где больше плотность населения.

Организованный материал приобретает определенные свойства: он хранит следы прежней структуры. И если на него воздействует новый процесс, который пытается на нем отпечатать свою структуру, результатом являются организованности, хранящие следы обеих структур – старой и новой. Таким образом, одна социальная подсистема, лежащая в верхнем слое, пытается «воздействовать» на подсистему из нижнего слоя.

Но если на данную структуру одновременно с первым процессом действует другой, то общая картина меняется. Второй процесс также воздействует на данную структуру, меняя ее по-своему. От этого происходит изменение характера протекания первого процесса. В этом случае можно говорить о том, что второй процесс меняет форму и темпы первого процесса, а значит, и выступает его механизмом.

Возвращаясь к социологическому портрету региона, представленному в виде ряда взаимосвязанных слоев, можно сказать следующее: процессы, а также структуры (поскольку они являются снимками, отражением этих процессов на определенном материале) нижнего слоя воздействуют на материал слоя, лежащего выше, формируют на нем определенные структуры, а значит, и запускают определенные процессы. По мере развития структур и процессов верхнего слоя они приобретают относительную самостоятельность и начинают формироваться в соответствии с собственными закономерностями, т. е. закономерностями своего слоя. А поскольку субстрат, материал всех этих структур и процессов один – население данного региона, то на его структуру накладывают отпечаток и процессы нижнего слоя, и процессы слоя верхнего. Таким образом, структура субстрата носит отпечаток всех процессов, проходящих в обоих слоях. Благодаря этому процессы верхнего слоя оказывают воздействие на процессы слоя нижнего. Учитывая все указанные взаимосвязи, приходится совершать итерацию: снова возвращаться к анализу нижнего слоя, чтобы понять, как мог воздействовать на характер его процессов и структур верхний слой.

Порядок (иерархию) слоев a priory установить можно только отчасти. В значительной степени связь между разными слоями и подсистемами социальной системы устанавливается на основе анализа конкретных данных исследований. Может оказаться так, что некоторые из этих слоев придется располагать и рассматривать параллельно. В любом случае предложенный здесь порядок рассмотрения и представления социальной информации о регионе следует воспринимать как возможный, указывающий путь решения задачи в особо трудных случаях.

Можно выделить следующие подсистемы региона, значимые для составления социологического портрета, и расположить их в соответствии с иерархией слоев (снизу – вверх):

1) география региона (рельеф, природные ресурсы, климат);

2) население региона (система расселения, демографическая ситуация, социально-демографическая структура, национальный состав, религиозный состав);

3) политическая подсистема (политическое устройство региона, политическая жизнь в регионе и политическая культура его населения, особенности администрирования и местного самоуправления);

4) экономическая подсистема (промышленность, занятость населения, экономическая активность, рынок труда, мотивация трудовой деятельности, уровень жизни населения);

5) инфраструктура (сеть образовательных учреждений, больниц, досуговых центров);

6) социальная стратификация и социальная мобильность;

7) культурные особенности региона (культурный капитал человека и его реализация в регионе, субкультуры, образ жизни, культурное потребление и культурная жизнь в регионе);

8) социальное самочувствие населения (включая уровень социальной напряженности, особенности общественного мнения, социальное настроение).

Для исследования каждого слоя целесообразно использование как социологических методов (массовые опросы, экспертные интервью), так и статистических данных (например, данные Госкомстата). Это обусловлено тем, что одни подсистемы региона возможно характеризовать через систему объективных показателей (население региона, уровень рождаемости, число разводов, количество образовательных учреждений и зарегистрированных некоммерческих организаций и пр.), а другие – только на основании субъективных оценок населения. Последнее касается, например, культурной подсистемы региона. Массовый опрос населения позволит определить превалирующие в сознании населения ценности (выявить существующее ценностное ядро, определяющие образцы, стандарты поведения), а глубинное экспертное интервью с представителями общественных организаций, властных структур, средств массовой информации региона, специалистами в области изучения общественных процессов позволит проследить, как исторически сформировалось социокультурное ядро, а также продемонстрировать его реализацию на разных уровнях жизнедеятельности региона: в экономической деятельности и деловой активности , в политических предпочтениях и электоральном поведении, управлении и самоуправлении, на уровне преступности и социальных отклонений.

Проблема изучения личности в социологии занимает одно из центральных мест, а индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни как данной социальной группы так и всего общества.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но только в качестве члена социума.

Формирование личности осуществляется в процессе ее социализации и направленного воспитания как освоения индивидом норм и функций при овладении им различных видов и форм деятельности, в данном случае речь пойдет о правоохранительной деятельности.

Отечественная социология качественно различает институционализированные и конвенционные социальные роли личности, где первые являются ведущими, что особенно важно при рассмотрении социального портрета личности сотрудника ОВД, т.к. они вытекают из социальной структуры общества. Однако для преодоления односторонности ролевого подхода в рассмотрении личности необходимо исследовать и ее субъективные свойства как: самосознание, нормативное сознание, ценностные ориентации, которые формируются в процессе предметной деятельности и выражаются в различных творческих проявлениях, включая и активное становление новых общественно необходимых функций и образцов поведения с учетом социально-исторических и предметно-локальных условий для достижения общественно-значимых целей. При этом специфика условий и содержание труда представителей различных профессий определяет и особые черты профессионального типа.

Социологический же анализ личности ставит своей целью выделение социально типического как целостного необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации, социальных установок, доминирующих мотивов в деятельности правоохранительных органов.

В условиях демократизации всех сфер общества и расширения гласности резко возросла роль самой личности в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы. Нравственность и культура сотрудников ОВД приобрели огромную значимость. Своеобразным символом Закона и Государства должен быть сегодня каждый сотрудник правоохранительных органов. Поэтому личные представления о добре и зле, долге, справедливости, патриотизме есть дело государственной важности.

Профессиональная солидарность, взаимопомощь, морально-психоло-гическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях, постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта - все эти перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.

Однако соответствует ли образ сотрудника ОВД столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый - 44%; безразличный - 39.8%; некультурный - 31.8%; энергичный - 30%; смелый - 25%; вежливый - 19.1%; профессионально - подготовленный – 9.1%.

В чем же причины достаточно противоречивого образа представителя правоохранительных органов?

Каждая эпоха, отличающаяся своими традициями и новациями, создает присущий ей исторический тип личности, а также нравственный идеал. Переоценка ценностей при этом не означает отрицания преемственности определенных нравов, ценностных ориентации. Адаптируясь к новым условиям окружающей среды, представители правоохранительных органов также пытаются «план о-во войти» порой не лучшим образом в новые социально-экономические условия жизни, происходящие в обществе, которые диктуются товарно-денежными отношениями. Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности населения, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, негативно воздействуют на возможность реального восстановления должного правопорядка. Неверие в возможности права как эффективного средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет роль психологической защиты как своеобразного внутреннего оправдания в ситуациях отчуждения от целей правоохранительной деятельности и переориентации определенной части сотрудников ОВД на достижение собственного благополучия. В результате такой установки у сотрудника ОВД формируется безразличие к задачам оперативно-служебной деятельности, что также может стать решающим условием, к совершению действий, противоречащих правовому статусу и нравственному характеру деятельности. Требования службы замещаются исполнением функций по охране объектов негосударственной собственности, сопровождению перевозимых ценностей и приватного обеспечения личной безопасности сомнительных личностей, а также осуществлением оперативно-розыскных действий по поручению частных лиц, детективных агенств, использованием других служебных возможностей для получения незаконного дохода. Отчужденность порождает служебную пассивность, скептическое отношение к таким нравственным категориям как профессиональный долг, честь, неподкупность. Действие экономического фактора не только причина оттока кадров, но и фактор, облегчающий ангажирование криминалитетом сотрудников правоохранительных органов, их коррумпирование, и создающий предпосылки для других форм невыполнения своих прямых служебных обязанностей. Социологические исследования позволили ученым выявить дефекты правосознания сотрудников ОВД, порождаемых спецификой службы и произвести их классификацию. Первая группа: «правовое невежество»;

вторая - «правовой нигилизм»; третья - «неприятие личностью известных и одобряемых правовых предписаний. При этом важно отметить и такой фактор, порождаемый спецификой службы у сотрудников ОВД, как правовой негативизм, обусловленный в частности, низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры, а также рядом отклонений нравственно-психологического характера.

Исследования показали, что основными мотивами правонарушений, совершаемые сотрудниками ОВД являются следующие: - совершая правонарушение по службе, сотрудник правоохранительных органов руководствуется чаще всего общественнополезной целью - изобличить и наказать преступника, забывая о норме мере, которая исходит из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую, какой бы социальной целесообразностью оно ни оправдывалось, становится однозначно безнравственным. Опыт правоохранительной деятельности наглядно свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, поступков и даже преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая культура и ущербная нравственность.

Общество на всех этапах своего исторического развития всегда сохраняло и развивало идеалы подлинной человечности и гражданственности, которые не оставались лишь благими пожеланиями, а практически подтверждались жизнью многих людей. Из чего следует, что:

1. Ни социальность, ни индивидуальность, взятые сами по себе, не раскрывают особенностей личности;

2. Индивидуальные характеристики личности вне их соотношения с социальными не имеют этического смысла, только в единстве этих характеристик, где при признании ведущего значения социального открывается путь для определения личности как субъекта нравственных отношений. Это означает, что складывающиеся в условиях совместной общественной жизни нравственные способности и потребности людей и являются выражением социальной необходимости, где создание совершенного правового порядка и соотносимое с этим развитие общества в сторону его гуманизации постепенно сократить область отношений, связанных с необходимостью жертв или строгих ограничений собственных интересов. Тогда и происходит сокращение оснований для абсолютного подхода к морали. Понятно, что несмотря на все теоретические объяснения того, почему человек может пожертвовать жизнью ради других, на практике - это есть реакция подсознания, как абсолют, что выходит за пределы контроля со стороны сознания.

В абсолютистской тенденции мораль как бы преодолевает сама себя, передавая свои функции гаранта равноодинакового отношения между людьми более действенному и в то же время более дифференцированному применительно к конкретным ситуациям жизни регулятору, т.е. правду. Закрепление этих функций в правовом порядке не есть ослабление моральной позиции, не есть признание факта, что мораль не справляется с регулятивными функциями, а, напротив, рассматривается как усиление морали. Мораль соединенная с правом, приобретает силу практической стабилизации всего целого - силу, которой она не имеет, оставаясь этикой, ориентированной преимущественно не мотивы, а не на результаты поведения. Кратко говоря, можно отметить, что мораль переключается с традиционных вопросов о счастье и благе человека на вопрос о том, как можно создать справедливые правила общественной жизни, которые выполнимы для всех, независимо от их жизненных ориентации, от их частных представлений о счастье, смысле своего бытия, добре.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что личность - это сложное, многомерное и в то же время вполне конкретное понятие, отнюдь не тождественное понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность". Скорее всего, это человеческий индивид, рассматриваемый с позиции его социальных качеств.

Личность является субъектом социальных отношений, обладает способностью активно влиять на общество, творчески преобразовывать действительность. Это подтверждают, правда, каждая по своему, марксистская, диспозиционная, ролевая и другие теории личности.

Личность является и объектом общественных отношений. В этом и состоит ее сущность и подтверждается большинством социологических теорий, рассматривающих процесс социализации личности.


Вопросы для самопроверки

1. Каково соотношение понятий: "человек" - "индивид" "индивидуальность" - "личность"?

2. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии?

3. В чем проявляется сущность личности?

4. Назовите основные подсистемы структуры личности, какова их роль?

5. Каковы основные элементы социальной структуры личности?

6. Каковы основные подходы к исследованию типологии личности.

7. Какую роль в социализации играют мотивационный механизм, диспозиционный механизм и механизм памяти?

8. Что представляет собой процесс социализации индивида?

9. Каковы основные этапы социализации?

10. Какие факторы обуславливают процесс социализации?

11. В чем проявляется социальная активность личности?

12. Раскройте понятия «агенты» и «институты» социализации?

13. Что такое первичная и вторичная социализация?

14. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: l968.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1992.

Асмолов А.Г Психология личности. М.: 1990.

Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений, Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1994.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.И. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: 1995.

История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993.

Коган А.Н Человек и его судьба. М.: 1988.

Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для вузов. М.: 1994.

Кон И.С. Социология личности М.: 1967.

Кон И.С. Открытие «Я». М: 1978.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: 1979.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: 1984.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: 1989.

Кравченко А И. Введение в социологию. Учебное пособие. М.: 1995.

Кравченко А И Социология. Словарь: Учебное пособие для вузов. М.: 1997.

Краткий словарь по социологии. М.: 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

Лисовский В.Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.

Смелзер Н Социология. М.: 1994.

Современная западная социология: Словарь. М.: 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.

Социология. Учебное пособие. (МГИМО Университет) МИД РФ. М.: 1995.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Л.Ядова.Л.: 1979.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: 1984.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: 1969.

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Эпизодические (ситуационные) статусы

К ним относятся те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пассажир и т.д.).

Все статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У человеческого общества время тянется гораздо дольше.

Вневремененные статусы. Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Например: пол, национальность, раса и некоторые другие.

Постоянные (основные)статусы - это статусы, сохраняющиеся на протяжении длительного времени.

Временные статусы. Большинство статусов временные. И самые яркие из них – эпизодические. Они и названы так благодаря своей кратковременности. Гостем можно быть несколько часов или дней, но вряд ли несколько лет. То же самое можно сказать о пассажире, покупателе или пациенте поликлиники. Яркий пример эпизодического статуса – находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных статусов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А через 10 минут вы спустились в метро и превратились в пассажира. На стене вагона висят права и обязанности, предписанные данному статусу.

Экономические, политические, религиозные статусы могут быть временные и постоянные. Примеры политических статусов. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также временный статус, но представитель президента на местах – постоянный.

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя портрет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться несновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Социальный портрет современной личности"

Береговой В.

Социальный портрет -- это важнейший элемент любого социологического исследования, так как именно с его помощью определяют состояние человека и его отношение к внешнему миру. В основном социологи разделяют общество на три группы: молодежь, поколение родителей и старшее поколение, то есть наши бабушки и дедушки. Я предлагаю рассмотреть социальные портреты представителей каждой из этих групп.

Современную молодежь можно охарактеризовать её стремлением к своему развитию как моральному, так и интеллектуальному; чутким отношением к родным и близким; пониманием главных ценностей жизни, ведь сейчас почти все молодые люди определяют, что важнее для них семья, деньги, карьера или просто отдых. В возрасте до 20 лет, по моему мнению, люди всё же больше стремятся к деньгам и отдыху, но когда они становятся взрослее на пару лет - их жизненные приоритеты меняются, потому что кто-то влюбляется и хочет завести семью, кто-то находит работу, о которой действительно мечтал, и желает сделать себе блестящую карьеру. Но, к сожалению, не вся молодежь имеет такой типаж. Многие студенты не желают ни учиться, ни работать, что в будущем значительно отразится на нашем обществе, ведь именно молодежь должна сделать будущее своей страны, но на данный момент людей, которые действительно желают этого, очень мало и это огорчает. Также странным фактом является то, что современные молодые люди не спешат заводить свою собственную семью, потому что считают, что ещё не пришло то самое время. В заключении можно сказать, что современная молодежь развивается на уровне развития общества, является патриотами своей страны и имеет уважение к старшему поколению, что является немаловажным фактором.

Наши родители застали времена, когда происходили глобальные перемены в обществе, можно сказать, что они успели побывать в двух разных государственных строях. Поэтому, я считаю, что именно они это те люди, которые верят во всё хорошее, искренне относятся ко всему происходящему, знают свои жизненные ценности и понимаю важность своего материального состояния. Это люди, которые имеют какой-то жизненный опыт и могут помочь, они разбираются в вопросах современного трудоустройства и формирования карьеры, знают всё необходимое. Можно сказать, что состояние этого поколения более благополучное, чем у молодежи. Родители - это самое главное в нашей жизни, поэтому мы должны любить их и уважать за всё то, что они для нас сделали, ведь если бы не они, то нас бы вовсе не было на этом свете.

Старшее поколение - это те люди на которых мы должны равняться. Именно бабушек и дедушек можно охарактеризовать такими чертами как честность, порядочность, ответственность, любовь к своей Родине и, конечно же, совершенно искренняя любовь к своим детям, внукам и правнукам. Также именно они сохранили настоящую дружбу, ведь очень интересно наблюдать за тем, как твоя бабушка отмечает свой 70-летний юбилей со своими школьными подругами. В современном обществе дружба цениться не настолько, поэтому я искренне завидую старшему поколению и очень хочу, чтобы и у нас дружба длилась годами и никогда не прекращалась.

Почти все ожидают от нашего поведения чего-то особого. Каковы же социологические ожидания родителей, друзей, родственников и преподавателей относительно нашего поведения. Я считаю, что родители полагают самые большие надежды на своего ребенка, ведь это продолжение их рода и именно от них зависит, каким он будет в дальнейшем. Естественно мои родители хотят, чтобы я стал достойным членом общества, занимал соответствующие положение в нём. Они ожидают от меня только всего самого хорошего и именно поэтому у меня есть цель в жизни, которую я буду пытаться достичь в скором времени.

Что касается друзей, то, наверное, они желают видеть меня в своей компании уверенным в себе, дружелюбным человеком. Друзья - это важная часть нашей жизни, именно они иногда понимают нас лучше всего, поэтому реализовать свое "Я" гораздо проще в компании друзей, нежели просто дома. Это те, кто поймут и подадут руку помощи в любой момент и это необходимо ценить и всегда отвечать взаимностью. Я считаю, что именно взаимности и поддержки ожидают мои друзья от моего поведения. Отношение преподавателей к нашему социальному поведению очень даже заинтересованное. Каждый преподаватель желает видеть своего студента или ученика только на активистских и лидерских позициях, сделать из нас достойных членов общества, которые в дальнейшем будут стремится только к новому и лучшему.

Для меня самое главное в жизни это правильно реализовать свое "Я". Для этого мне необходимо проводить больше времени в обществе, достигать каких-либо результатов в своей деятельности, а самое главное относится ко всему с открытой душой и человечностью.

Сравнивая социальные ожидания с социальным портретом современного студента, можно сказать, что всё же они имеют разницу. Ведь сейчас молодые люди не хотят нести большую ответственность за свои поступки, не желают создавать семью, потому что это тоже ответственность, при чем на всю жизнь. Они потихоньку забывают о том, что такое искренняя любовь, настоящая дружба и чувства к своим родным и близким. Я думаю, что такое происходит из-за того, что поколения перестали уделять друг другу должное внимание в общении, потому что сейчас у всех свои проблемы. Родители пытаются заработать как можно больше денег, для того чтобы прокормить свою семью и сделать ребенка счастливее, ну а дети всё больше сидят в интернете и играют в компьютерные игры, что плохо влияет на развитие нашего общества. Поэтому необходимо пропагандировать в обществе моральные и культурные ценности.

Исходя из всего вышесказанного, я думаю, что смогу составить портрет среднестатистического украинца. Я думаю, что украинец - это добрый, и отзывчивый человек, который щедр и всегда может помочь, имеет моральные ценности, ценит настоящую дружбу и любовь. Также можно сказать, что это тот, кто по-настоящему любит свою Родину, хочет сделать всё для лучшего развития страны, в которой проживает, желает трудиться и приносить этим пользу обществу. социологический индивидуальность молодежь родитель

Я считаю, что на современном этапе развития нашего общества, формирование личности все-таки зависит от среды, в которой человек родился и проживает. Когда мы идем в школу, именно там мы начинаем формировать себя как личность и это происходит под влиянием тех, кто нас окружает. Мы смотрим на окружающих, повторяем за кем-то какие-либо действия, пытаемся самоутвердиться. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на формирование личности влияет именно среда обитания.

Но не каждая личность может стать индивидуальностью. На мой взгляд, индивидуальность - это тот человек, который самоутвердился в обществе, тот, кто имеет лидерские качества, тот кому доверят какое-либо важное дело и всегда поддержат. Я думаю, что меня можно считать индивидуальностью, потому что я действительно хороший сын, заботливый брат, отличный друг и товарищ, всегда добиваюсь своих целей и развиваю в себе все качества, которые необходимы для современного человека.

На мой взгляд, все жители современного общества должны пытаться стать индивидуальностью и именно тогда нас ждёт развитие, которого мы действительно достойны.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы "Любимый вид досуга молодежи". Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2012

    Социальный портрет молодежи: социальные проблемы и потребности. ОСновные формы и методы социальной работы с сельской молодежью. Опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Особенности программы "Молодежь Хайбуллинского района".

    дипломная работа , добавлен 09.06.2010

    Социально-демократический портрет современной молодежи, его сущность и особенности. Семейная и внесемейная инициализация как важнейший период жизни молодого поколения, его этапы и характеристика. Сущность и направления государственной молодежной политики.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2009

    Социально-психологическое и демографическое определение поколения. Антропологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики современного поколения. Общность людей определенного возраста со сформировавшейся типичной ценностной системой.

    реферат , добавлен 08.09.2015

    Психологическая и социальная характеристика граждан, находящихся в поиске работы, но не имеющих возможности трудоустроиться в данный момент. Самооценка безработными своей личности, соответствия поведения социальным нормам. Социальный портрет безработного.

    реферат , добавлен 01.05.2015

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Основные концепции бюрократии, понятие "социальный портрет" в научной литературе. Портрет современного чиновника: результаты социологических эмпирических исследований. Рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие "молодежь" в России. Социальные аспекты образа жизни молодежи России. Социальное здоровье российской молодежи. Современный социально-демографический портрет молодежи в городах разного функционального типа.

    реферат , добавлен 05.06.2007

    Социально-психологический портрет молодежи. Психологические особенности первоначального вхождения в рынок труда молодежи и социальные проблемы молодежи. Роль социальных работников в защите безработных. Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути.

Мустафаева А.А., Актаулова Б.Ж.

Алматы, Казахстан

Термин «социальный портрет»: понятие, значимость и его особенность в проведении исследования

Несмотря на столь широкое применение «портрета», он в первую очередь ассоциируется с живописью и представляет одного из ее жанров. Цель формирования портрета также определяет и тип портрета, так среди основных разновидностей выделяется и литературный портрет, который дает характеристику своему персонажу «изображая» внешний вид человека, включая черты лица, одежду, фигуру, жесты и мимику. Целью литературного портрета является воссоздание целостного облика героя, включающего не только физические, но и духовные стороны. Наряду с литературным портретом, можно выделить исторический, творческий, историографический портреты. В последнее время отдельного внимания заслуживают и другие разновидности, такие как философский, культурологический и социальный портреты. Нередко наблюдаются и смешанные типы портретов, к примеру, историко-политический, культуролого-философский, социально-демографические портреты.

Понятие «портрет» функционирует во многих сферах, не стала исключением и социология. В социологии портрет применяется для исследования поведения и (или) характера портретируемой группы людей. Особенность социального портрета определяется в первую очередь коллективностью, то есть коллективным характером. Следует подчеркнуть и то, что с практической стороны невозможно создать социальный портрет, способный охватить или охарактеризовать все стороны. Так Р. Арон считает, что социальный портрет, требует глубокого знания оригинала и приходит к выводу, что портрет не может быть абсолютно завершен . Среди основных трудностей, с которыми сталкивается академическая среда при составлении социального портрета некоторые факторы трудно зафиксировать. К примеру, при формировании социального портрета предпринимателя исследователи обнаружили, что как личные качества, так и мотивы каждого предпринимателя отличаются друг от друга. Соответственно, сформировать единый обобщающий социальный портрет нелогично и невозможно. В данном случае вполне возможным и логичным является выявление наиболее общих черт внешности и внутренности, в том числе образа жизни.

При создании портрета той или иной разновидности важнейшим условием, пожалуй, единым, является сходство созданного «изображения» с оригиналом или так называемой моделью, что осуществляется не только абсолютной трансформацией внешности портретируемого объекта, но и передачей духовности, свойственных черт, функционирующих в определенную эпоху и месте, порой отражающие социальную среду портретируемого и даже национальность и вероисповедание.

Наряду со стремлением портрета передать наружный (внешний) образ, немаловажно для него раскрыть и психологические характеристики портретируемой группы, при помощи последнего выявляются типические черты или особенности, присущие рассматриваемой группы людей и которые берутся за основу формирования социального портрета с учетом особенностей ментальности, образовательных, возрастных, гендерных и профессиональных характеристик. Таким образом, созданный социальный портрет способен оценить как социальную принадлежность, так и характер объекта. Однако в данном случае необходимо учитывать и методологию исследования, то есть перечень вопросов анкетирования или опроса при в результате которого создается портрет. Так как при формировании такой анкеты некоторые характеристики в зависимости от цели исследования не определяются.

Описать представителей конкретной группы, ее развитие и отличительные стороны дает возможность наука «социология». Поэтому социология воспринимается в роли художника, способного написать и нарисовать портрет группы людей, общества или целого народа. Однако рассмотрение группы людей по профессии, образованию или религиозной принадлежности отличается от всего общества или народа. Так как в первом случае портрет создается на основе единых характеристик. Общество в настоящее время настолько многообразно, что нелегко подвергается к обобщению для создания портрета.

Рассмотрим ряд определений термина «социальный портрет»:

§ жанр, применяемый в социологическом исследовании, где детально рассматриваются особенности какой-либо социальной группы;

§ жанр, функционирующий в научном исследовании и описывающий основные аспекты жизнедеятельности портретируемой социальной группы.

Понятия «социальный портрет» и «социологический портрет» стали применяться в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление аналогичного портрета было продуктивным для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов. В советский период был составлен социальный портрет простого советского человека, что в последующем стало основой для написания книги «Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х» . Следует отметить, что данное исследование основывалось на результатах масштабного социологического исследования, что поспособствовало наиболее близкому описанию советской личности. В настоящее время формирование портрета осуществляется на базе не только представителей одной группы, но и религии (О социальном портрете современного верующего) и национальности (Социальный портрет современного белоруса).

В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.

Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов.

Литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Общ. ред и предисл. П.С. Гуревича. М., 1992.

2. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1986

3. Словарь иностранных слов. М., 1996.

4. Советский энциклопедический словарь, 1989