§1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи

Введение…………………………………………………………………………………………………..……2

    Понятие правоохранительная деятельность………………………………………4

    Признаки правоохранительной деятельности………………………………...13

    Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее……………………………….…17

    Основные направления правоохранительной деятельности в РФ……………………………………………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………………………………..…..22

Библиографический список……………………………………………………………………..…24

ВВЕДЕНИЕ:

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

1.Понятие правоохранительная деятельность.

Правоохранительная деятельность - совокупность однородно-обособившихся видов работ, выполняемые уполномоченными органами на основании закона, в порядке установленным законом, направленным на соблюдение прав и свобод человека, общества, государства.

К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность".Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф.Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось». 1 Если юридическая наука и дальше будет такими темпами вырабатывать общий теоретический подход к самому понятию правоохранительной деятельности, то приемлемых научных результатов и разработок можно ожидать лишь к середине XXI в., когда минует период "младенчества" и "отрочества" и наступит период "зрелости". Вряд ли правоохранительная практика располагает таким временем. Пока идут споры и дискуссии о том, что понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными, криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.

В свете сказанного теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей. Имеющиеся научные разработки, выполненные в рамках теории права и государства, административного права, государственного управления, в той или иной мере касающиеся понятия и содержания правоохранительной деятельности, классификации правоохранительных органов, скорее порождают больше вопросов, чем дают на них корректные в научном отношении ответы. В настоящее время специальные исследования, посвященные этим вопросам немногочисленны. Характеристика правоохранительной деятельности дается, как правило, либо в учебной литературе, как уже говорилось, по теории государства и права при рассмотрении функций государства, либо в монографической литературе, посвященной проблеме функций государства. 2

Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, особенно по обеспечению безопасности.

В соответствии с редакцией ст. 1 Закона “О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности, согласно ст. 2 этого Закона, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Кроме того, государством гарантируется защита и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами.

Диапазон деятельности большинства госорганов не ограничивается решением задач по осуществлению правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраной законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют сопряженно с основными функциями. Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких вопросов. Это те органы, которые существуют в основном или главным образом - для осуществления правоохранительной деятельности.

В Конституции Российской Федерации понятия "правоохранительные органы" и "правоохранительная деятельность" не раскрываются. В ст. 72 отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (п. "л") кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата. Из данной редакции можно сделать выводы, что судебные органы, нотариат и адвокатура не относятся к правоохранительным органам либо относятся, но имеют свои специфические особенности. Э.П.Григонис полагает, что "в этой конституционной норме подчеркивается отличие государственных правоохранительных органов как от суда, так и от адвокатуры и нотариата". Данная редакция и сделанный из нее вывод будут учитываться нами при рассмотрении предмета нашего исследования.

К правоохранительным органам без каких-либо пояснений отнесены законодателем налоговая полиция и таможенные органы. Нет исчерпывающей формулировки понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" и в указах Президента РФ. Так, в Положении "О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 г., речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 года № 1300, используется, например, фраза "правоохранительная и иные сферы государственной деятельности". Словосочетания "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" можно встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о "взаимодействии правоохранительных органов". Эти понятия применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность, главным образом, осуществления правоохранительной деятельности.

Вместе с тем имманентно решение задач, связанных с правоохранительной деятельностью, в целом Конституцией РФ непосредственно возложено на государство и на его органы. Об этом в той или иной форме говорится во всех главах Основного закона. Например, в главе 1, в которой определены основы конституционного строя, во 2 главе: "Права и свободы человека и гражданина", в главе 3: "Федеративное устройство", 4: Президент Российской Федерации", 5: "Федеральной Собрание", 6: "Правительство РФ", 7: "Судебная власть", 8: "Местное самоуправление". В частности, в ст. 2 определено: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

Само по себе понятие, выраженное в словосочетании "правоохранительная деятельность", еще, можно сказать, "не устоялось”. Вокруг него продолжаются разные обсуждения. Как отмечалось, не способствует конкретизации данного понятия отсутствие четких установок в действующем законодательстве.

В Советском энциклопедическом словаре к правоохранительным органам отнесены государственные органы, основной или специальной функцией которых является охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями, а также, мы полагаем необходимым дополнить, обеспечение государственной и общественной безопасности.

Как известно, среди различных ученых существуют различные определения понятия правоохранительной деятельности. Привычное и часто встречающееся - это деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и, в первую очередь, на борьбу с преступностью. Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций. В целом правоохранительная деятельность многоаспектна. Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества.

План

2. Военные суды в судебной системе РФ.

3. Право заниматься частной детективной и охранной деятельностью.

Признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности.

План

I. Цели правоохранительной деятельности

II. Признаки правоохранительной деятельности

III. Задачи правоохранительной деятельности

Деятельность правоохранительных органов призвана решать проблемы государства:

Экономики,

Политики,

Развития культуры,

Образования,

Поддержание обороноспособности

и многие другие функции.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и гражданина. Охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли.

Их принято именовать - органами охраны порядка

которые призваны охранять установленный Конституцией Р.Ф. другими законами жизнь и деятельность государства и общества, Российских граждан и других лиц проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка понятие ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ .

ПРИЗНАКИ правоохранительной деятельности:

Один из них проявляется в том,что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения Юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые Законом.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что принятые в ходе ее осуществления

Юридические меры воздействия должны строго соответствовать

предписаниям Закона или иного правового акта.

Только Закон или иной правовой акт могут служить основанием

применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.

В-третьих , характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур.

Наконец существенным признаком является то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими-юристами, специалистами в других областях.

Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике

к ней следовало бы относить такую государственную деятельность,

которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с Законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке специально не решен.

Но задачи есть:

Личность ее права и свободы;

Общество- его материальные и духовные ценности;

Государство -его конституционный строй;

Суверенитет и территориальная целостность.

Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, и на правоохранительные.

Это и составляет суть задач последних.

2. ВОЕННЫЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План

I. Этапы развития военных судов

II. Судебная система РФ, место военных судов, их задачи, сходство с общими судами

III. Различие военных и общих судов

IV. Особенности организаций и основ военных судов

V. Основы организации подсудности военных судов

I. Этапы развития военных судов.

Современные военные суды не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Было время, когда наделение воинских начальников теми функциями, которые сейчас относятся к функциям судебной власти, считалось как само собой разумеющимся. Они могли обеспечить дисциплину подчиненных, командовать ими и принимать решения о их виновности или виновности в совершении преступления или не применения к ним мер наказания в том числе самых суровых. Постепенно процесс правосудия от управленческой деятельности шел весьма осторожно. В армии стали появляться должностные лица с полномочиями, очень сходными с судейскими, а затем и военные судьи.

По Военно-судебному уставу 1867 года в Российской армии формировалась своя система судов, в которую входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. Судьи Главного военного суда назначались императором по представлению военного министра. После октября 1917 года система военных судов разделила участь всей российской судебной системы которую Декрет о суде № 1 объявил упраздненной.

Приказ Народного комиссариата по военным судам РСФСР « О фронтовых, полковых, местных судах » от 23.07.1918 предусматривал, что эти суды должны рассматривать все уголовные дела, « по которым обвиняемому угрожает наказание не свыше 5-ти лет лишения свободы » дела о более опасных преступлениях должны были передаваться в территориальные военные ревтрибуналы.

В середине 1918 года в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, получившие наименование революционных военных трибуналов. Инициаторами их создания были военное командование и полит органы. К концу 1918 года произошло образование Революционного военного трибунала при Революционном военном совете Республики. В течении длительного времени военные трибуналы вершили суровые репрессии в отношении как военнослужащих, так и гражданских лиц, действовали, не имея никакой законодательной базы. В ноябре 1919 года ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о реввоентрибуналах. Этот документ подтвердил их « ни чем не ограниченное право в определении меры репрессии» и поставил в более жестокую зависимость от командования, полит органов и военной контрразведки, С такими полномочиями реввоентрибунал существовал все годы войны и военной интервенции. В ходе реформы 1922 года они перестали называться революционными и вошли в состав общей судебной системы РСФСР. После образования в 1922 году Союза ССР военные суды стали судами СССР. Их активно использовали в качестве органов политических репрессий до 1953 года.

Им предписывалось разбирать дела о «преступлениях» как военных так и гражданских «врагов народа» пользуясь упрощенной процедурой без предоставления подсудимому иметь защиту, обжаловать приговор, просить о помиловании.

25 октября 1958 года состоялось принятие нового положения о военных трибуналах, которое полностью исключила из подсудности дела совершенных гражданскими лицами и предусмотрела при отправлении правосудия руководствоваться теми же законами, что и все остальные суды.

Если не можешь стать внешне, кем хочешь, стань внутренне тем, кем должен стать.

Понятие и содержание правоохранительной деятельности, организационные принципы ее осуществления

Правоохранительная деятельность - это осуществление специально уполномоченными государственными органами, должностными лицами и уполномоченными негосударственными организациями правоохранительных функций на основании и в порядке, определенном законом, для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, духовных и материальных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

Правоохранительная деятельность находится в ведении Российской Федерации.

К основным признакам правоохранительной деятельности относится следующее:

  • 1) субъектами правоохранительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которыми санкционировано (разрешено) государством на основании и в порядке, определенном законом;
  • 2) субъекты правоохранительной деятельности наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом, негосударственные правоохранительные органы и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в определенном законодательством порядке;
  • 3) в сфере правоохранительной деятельности правоотношения чаще возникают по инициативе властных субъектов правоохранительной деятельности, иногда - по инициативе подвластных субъектов (например, подача жалобы на неправомерные решения (действия) властного субъекта правоохранительной деятельности);
  • 4) в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц властные субъекты правоохранительной деятельности уполномочены применять меры государственного принуждения к правонарушителям;
  • 5) деятельность властных субъектов правоохранительной деятельности основана на конституционных принципах и должна отвечать требованиям законности и справедливости;
  • 6) деятельность субъектов правоохранительной деятельности в целях обеспечения законности и укреплении дисциплины подконтрольна субъектам права в порядке, определяемом законом.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только на основании конституционных принципов, в ней также используются научно обоснованные организационные принципы в целях упорядочения и согласованности этой деятельности и повышения ее эффективности.

К организационным принципам правоохранительной деятельности относятся:

  • 1) принцип плановости в деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы разрабатывают комплексные программы борьбы с особо опасными преступлениями, организованной преступностью, по борьбе с терроризмом. Координация деятельности по реализации этих программ возлагается на прокуратуру;
  • 2) принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния преступности, причин и условий ее существования и развития, а также определения комплексных государственных мер по ее предупреждению и профилактике;
  • 3) принцип дифференциации (разделения) и фиксации функций и полномочий каждого из правоохранительных органов и их должностных лиц. Данный принцип крайне важен для правильного подбора и расстановки кадров в зависимости от их профессиональной подготовки и опыта работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с имеющимися объективными функциями;
  • 4) принцип научности выражается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе электронно-вычислительных машин, а также в выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановки задач, определения эффективных способов и средств их решения. Этому способствует рациональное правовое закрепление функциональных обязанностей работников, совершенствование структуры служб и подразделений и научная организация труда;
  • 5) принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи организации управления правоохранительными органами должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Цель определяют силы и средства, затрачиваемые на ее достижение. Управление должно быть оптимальным. Критериями эффективности могут быть: время решение задач, затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего. Основное требование к разработке вариантов решений - обоснование степени вероятности достижения результата в заданных пределах и ответственность за их реализацию. Это обеспечивается правовым регулированием отношений по применению количественных методов при оценке характеристик различных вариантов управленческих решений ;
  • 6) принцип ответственности правоохранительных органов и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Данный принцип обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностные лица правоохранительных органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности;
  • 7) принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью. Смысл данного принципа заключается в том, что в правоохранительных органах чаще всего приходится разрешать комплексные проблемы и руководитель органа принимает управленческие решения с учетом мнения большинства членов коллегии. Решение коллегии, оформленное соответствующим образом, носит рекомендательный характер. Текущее оперативное управление осуществляется руководителем путем принятия единоличных решений, например министром, директором и др.;
  • 8) принцип линейности заключается в том, что руководитель в пределах своих полномочий реализует по отношению к своим подчиненным все полномочия, которыми он наделен в соответствии с законодательством, и персонально несет ответственность за результаты работы своих подчиненных;
  • 9) принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление муниципальной полицией. В организации управления подразделениями криминальной полиции этот принцип неприемлем, особенно в организации управления подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Чтобы исключить влияние органов местного самоуправления, а также органов власти субъектов РФ, созданы региональные управления по борьбе с криминальной преступностью, которые финансируются только из федерального бюджета и подчиняются только по вертикали соответствующему ведомству МВД России;
  • 10) организационный принцип единства и централизации характерен, например, для органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и др.

К специальным принципам организации деятельности правоохранительных органов, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных правоохранительных органов (например, органов Федеральной службы безопасности), относятся: принципы конспирации; сочетание гласных и негласных форм деятельности в борьбе с особо опасными преступлениями.

  • По теме «Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности (на примере органов внутреннихдел)» 20.04.1999 г. в Российской академии государственной службы при ПрезидентеРоссии автором была защищена докторская диссертация (на соискания ученой степени д-ра юрид, наук).

1.

2.

3. .

4.

1) конституционный контроль

2)правосудие

3)

4)

5)

Предварительное следствие;

Дознание;

6)

Понятие судебной власти, ее социальное предназначение

Источники: КРФ, Закон о судебной системе

Основное назначение – охрана правопорядка.

Изначально СВ не обособлялась от администрации (чиновник мог судить). В результате возник произвол. Борясь с этим, создали новую структуру.

СВ – единого понятия нет, но существует 2 подхода:

· Организационный

СВ – совокупность определённых органов, защищающих закон в рамках специфической процедуры

· Функциональный

Акцент на специфике полномочий, к. этим органам принадлежат.

СВ – это возможность и способность занимающего особое положение в гос. аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

В КРФ можно найти проявления СВ: 1 – правовое государство, 2 – человек и его права и свободы являются высшей ценностью, 10 – СВ как одна из ветвей, 46 – каждому гарантируется суд.защита…

Признаки СВ:

1) Является ветвью власти (власть предполагает монополию на легитимное насилие)

2) Должна подчиняться закону (отсутствие прецедентов)

3) Цель – защита права путём специальной процедуры (судопроизводство)

4) Осуществляется специальными органами

5) Осуществляется на началах самостоятельности и независимости

Социальное предназначение : обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни, а так же существующее разделение властей мешает узурпаторским настроениям и злоупотреблению властью; служба как средство защиты прав и свобод каждого человека и гражданина, а также прав и охраняемых законов интересов государства и общества.

Принцип законности.

Законность - соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами и иными лицами, находящимися на территории РФ.

Принцип законности считается одним из наиболее важных и универсальных правовых принципов, имеющих существенное значение для всех отраслей права. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.

В соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст.15): «Органы гос. власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». КРФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применение на всей тер-ии РФ. Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории.

Суды должны применять КРФ во всех необходимых случаях в качестве акта прямого действия , в частности:

1) когда закрепленные КРФ положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

2) когда НПА противоречит конституции.

Появились также предписания, требующие от должностных лиц неприменения федеральных законов, противоречащих каким-либо другим ФЗ (Пример – в УПК запрещено применять какой-либо закон, противоречащий УПК).

Гарантии неприкосновенности

1) Дисциплинарному взысканию он может подвергаться только решением соответствующей квалификационной коллегией судей.

2) Для привлечения судьи к административной ответственности необходимы особые требования:

В отношении судьи КС, ВС, верховного суда республики и тд дело разбирается судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Ген прокурора

В отношении других судей - судебной коллегией из трех судей верховного суда республики или иного приравненному к нему по представлению Генпрокурора РФ

3) ряд гарантий установлен для ограждения судей от незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также применения к ним мер процессуального принуждения

Возбуждение против судьи уголовного дела:

Решение по любому уголовному делу принимаем Председатель СК РФ

Перед этим он должен получить разрешения КС РФ (для КС), ВККС (ВС) или ККС (ост)

Следствие по всем уголовным делам осуществляют члены СК РФ

4) имущественная ответственность судьи ограничена в рамках осуществления им правосудия. В таком случае ее несет государство.

Значение

Этот принцип защищает права личности. Ведь изначально каждый человек (согласно этому принципу) должен представляться добропорядочным, пока не будет доказано обратное. Это принцип, призванный помочь человеку в его противостоянии власти, сбалансировать, уравновесить заведомо неравные силы в извечном споре личности и государства. Он предотвращает осуждение невиновных и способствует осуждению тех, чья виновность установлена достоверно.

Закрытое разбирательство

Однако из общего правила об открытом судебном разбирательстве есть исключения, вызванные некоторыми обстоятельствами, и основанные на Конституции РФ и ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод («судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни стороносудия »).

Ограничения:

● по педагогическим соображениям судьи – допускает лиц не моложе 16 лет

● ввиду ограниченности зала заседания, может ограничить доступ посетителей

Кроме того законодательство устанавливает правила проведения закрытых заседаний суда. Например, ст. 241 УПК разрешает суду закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, в следующих случаях:

1. разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной, охраняемой ФЗ, тайны.

2. рассматриваются дела, совершенные лицами, не достигшими 16 лет

3. рассмотрения дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, что может привести к разглашению интимных сторон жизни участников уголовного судопроизводства.

4. этого требуют интересы обеспечения безопасности участников суд разбирательства.

Также, закрытое судебное заседание по гражданским делам допускается в случаях, если судебные заседания проводятся по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также в случаях необходимости сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни граждан или иных обстоятельств, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела.

При разбирательстве дел в арбитражных судах закрытые судебные заседания могут проводиться в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Итоговый акт правосудия (приговор или решение) должен оглашаться публично. Исключение составляет лишь случай, когда объявление решения по гражданскому делу затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ст. 10 ГПК РФ). В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора (ст. 241 УПК РФ).

23. Обеспечение доступа к информации о деятельности судов .

Вопросы, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов, регулируются Федеральным законом от 22 декабря 2008г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

● открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

● достоверность информации и своевременность ее предоставления;

● свобода поиска, получения, передачи и распространения любым законным способом;

● соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации;

● невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

1. присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц) в открытом судебном заседании;

3. размещение информации о деятельности судов в Интернет;

4. размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами помещениях;

5. ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6. предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

Порядок предоставления информации о деятельности судов по запросу:

Ответ на запрос должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации.

● При запросе информации о деятельности судов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос суд может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

● В случае, если запрашиваемая информация о деятельности судов относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются акт, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, предоставляется запрашиваемая информация, за исключением информации ограниченного доступа.

● Ответы на запросы подлежат обязательной регистрации в суде.

● Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно.

Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам:

● затрагивающим безопасность государства;

● возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

● о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

● об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

● о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар;

● об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Порядок формирования ВС

Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, обладающие высшим юридическим образованием и стажем не менее 10 лет по юридической специальности. Должны быть не моложе 35 лет.

Работой Судебных Коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя ВС РФ.

Организация работы в ВС РФ

Руководство всей работой в ВС РФ осуществляет Председатель . Он обладает судебными (рассматривает любые дела в любой судебной коллегии) и организационными полномочиями:

● Организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализа судебной статистики.

● Созывает и председательствует в пленуме ВС РФ и в Президиуме ВС РФ.

● Вносит материалы на рассмотрение Пленума и Президиума.

● Вносит представления в государственные органы об устранении нарушений закона.

● Вносит представления по вопросам требующим толкования законов РФ.

● Распределяет обязанности между заместителями.

● Руководит организацией работы в коллегиях.

● Ведет личный прием и т. д.

Есть заместители, один из которых – первый. Могут участвовать в судебных делах, организуют работу своих коллегий, ведут личный прием граждан и т.д.

Существуют также органы судебного сообщества, создаваемые для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы Суда и для выражения законных интересов его судей. К ним относятся Общее Собрание судей ВС РФ (собирается не реже 1 раза в год), а также избираемый им Совет судей ВС.

Существует НКС (научно-консультативный совет) для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. Состав утверждается Пленумом ВС РФ.

Для ознакомления с деятельностью ВС РФ издается Бюллетень ВС РФ . Для создания условий для лучшего обеспечения деятельности С.О.Ю. среднего и верх звеньев при ВС РФ образован Судебный департамент.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: порядок формирования и основные полномочия.

ДК ВС РФ действует в составе заместителя Председателя ВС РФ = председателя ДК ВС РФ и шести членов коллегии из числа судей ВС РФ, избираемых Пленумом ВС сроком на 3 года по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.

Деятельность ДК ВС РФ организует заместитель Председателя ВС РФ, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум ВС РФ и Президиум ВС РФ о деятельности ДК ВС РФ.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации (ДК ВС РФ) рассматривает дела:

1. по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей субъектов о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда в случаях, если квалификационными коллегиями отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов;

2. по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарных взысканий на судей ;

3. по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерациио результатах квалификационной аттестации судей .

Итоговые решения

1. постановление - итоговое решение КС РФ по существу дел, связанных с реализацией полномочий КС РФ (или дел, возникших с необходимостью толковать конституцию).

2. заключение - итоговое решение по запросу о проверке соблюдения порядка установленного обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Принятие этих решений проводится открыто путем поименного опроса судей (председательствующий голосует последним). Принятие решений проводится в закрытом совещании, куда допускаются только принимавшие участие в слушании судьи, а также работники аппарата КС РФ, обеспечивающие протоколирование. Судьи могут выступать неограниченное количество раз. Постановление (заключение) считается принятым, если за него проголосовало больше половины судей, причем судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с постановлением (заключением), он может письменно изложить свое особое мнение , которое публикуется вместе с итоговым решением. Оно не имеет юридической силы, но судье нельзя запрещать высказывать своё внутреннее убеждение.

Вступление в силу и юридическое значение итоговых решений КС РФ:

Постановление вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Заключение может быть постановлено при соответствующем запросе из Гос Думы. Если КС найдет нарушения в процедуре выдвижения обвинения Президента РФ в гос измене или ином тяжком преступлении, то он дает отрицательное заключение, которое также является обязательным и ведет за собой прекращение обвинительного процесса.

О юридическом значении итоговых решений КС РФ говорит ряд статей из федерального закона.

● По ст 6 решения КС обязательны на всей территории РФ

● По ст 79 решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не могут применяться. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

● Также решение КС РФ о признании конкретного акта полностью или частично противоречащим Конституции обязывает органы, участвующие в правотворчестве, приступить к действиям по устранению пробела в законодательстве.

● Правительство Российской Федерации не позднее 6 месяцев после опубликования решения КС РФ вносит в Государственную Думу проект нового закона о внесении изменений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части.

● отдельных органы законодательной власти в субъектах РФ не позднее 6 месяцев принимают новый закон (поправку к закону).

● договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов не позднее 2 месяцев после опубликования решения должен быть подвержен изменениям или дополнениям.

Иные решения

1. определения - решения, принимаемые по вопросам, связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

2. в виде решений оформляются выводы суда по рассмотрению организационных вопросов.

Юридическое значение иных решений КС РФ:

Важную роль играет понятие правовых позиций Конституционного Суда. Под правовой позицией раньше понимались выводы и суждения Конституционного суда о смысле законов, причем было распространено не аргументированное законом мнение, что правовые позиции должны соблюдаться и исполняться. Но с принятием ФКЗ 3 ноября 2010г. В статье 79 указывалось, что правовая позиция - это вывод КС РФ о соответствии конституции НПА или его части, что она должна быть изложена в постановлении и что она подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу.

Иные решения вступают в силу со дня их принятия.

Статус судьи.

Нормативные акты: Конституция РФ, Закон РФ «О статусе судей в РФ» 26.06.92, ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 20.04.95, ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» 14.03.02, Кодекс судейской этики

Особый статус судьи (совокупность уникальных прав и обязанностей) обусловлен тем, что он – носитель судебной власти в РФ, наделенный полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи независимы и подчиняются только КРФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом .

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Он также не может входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений.

Общие требования, предъявляемые к судье:

● обязан руководствоваться общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения

● Выполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями,

● Должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

● Права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов и наделения их судейскими полномочиями)

● Права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот и др.)

● Права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

Судья не вправе:

1. замещать иные государственные должности

2. принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3. публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных

5. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

a. открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;

6. допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

7. использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

8. разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа

9. получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения

Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Конституционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных судах и Законе о мировых судьях.

Конституция РФ

Статья 119

“Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации”

Общие требования:

1. высшее юридическое образование;

2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3. не имеющий гражданства иностранного государства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

4. дееспособный;

5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6. не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Требования по стажу и возрасту:

1. судьей КС РФ может быть гражданин, 40 лет и стаж не менее 15 лет;

2. судьей ВС РФ может быть гражданин, 35 лет и стаж не менее 10 лет;

3. судьей верховного суда республики может быть гражданин, 30 лет и стаж не менее 7 лет;

4. судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, 25 лет и стаж работы не менее 5 лет.

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1. на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, должностях в существовавших до принятия КРФ государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2. в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам

3. в качестве адвоката или нотариуса.

По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком. Законом "О статусе судей" для большинства судей установлен лишь предельный срок пребывания в должности судьи - 70 лет. Исключение из этого правила - лишь статусы Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ . На них установленный законом предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Предельный срок полномочий судьи распространяется и на статус мирового судьи. Однако временные границы обладания статусом судьи у мирового судьи ограничены дополнительными рамками. Мировые судьи назначаются в первый раз сроком не более чем на 5 лет. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на срок, установленный законом соответствующего субъекта, но не менее чем на пять лет.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов и, соответственно, может отличаться.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Адвокатская палата субъекта

Является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта, образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов. Является юр. лицом, имеет счета в банках, печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект, на территории которого она образована. 1 субъект – 1 палата

Цели:

1) обеспечения квалифицированной юридической помощи, ее доступности,

2) организации юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно,

3) представительства и защиты интересов адвокатов в органах

Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

Органами палаты адвокатов являются:

1) Общее собрание,

2) Совет палаты,

3) Ревизионная комиссия,

4) Квалификационная комиссия

Собрание адвокатов

(Если в палате больше 300 Ч – то конференция). Созывается не реже 1 раза в год. Правомочно если не менее 2/3.

Полномочия:

1) формирование совета палаты,

2) избрание ревизионной и квалификационной комиссии,

3) избрание делегатов на всероссийский съезд адвокатов,

4) разрешение финансовых вопросов

Совет адвокатской палаты

Коллегиальный исполнительный орган – избирается собранием адвокатов тайным голосованием, в совете 15 Ч, состав обновляется 1 раз в 2 года на 1/3.

Полномочия:

1) избирает Президента палаты на 4 года, вице-президентов на 2 года

2) Созывает не реже в год собрание (конференцию).

3) обеспечивает юр. помощь в субъекте, её доступность.

4) принимает решения о создании юр. консультаций и финансирует их,

5) определяет порядок оказания бесплатной помощи и выплату вознаграждения за неё.

6) рассматривает жалобы на адвокатов с учетом заключений квалификационной комиссии,

3) Ревизионная комиссия – контроль за финансовой и хоз. деятельностью палаты, отчет перед собранием

Квалификационная комиссия

Формируется на 2 года в количестве 13 человек: от адвокатской палаты,

от территориального органа юстиции, от законодательного органа субъекта, от верховного суда субъекта, от арбитражного суда субъекта.

Полномочия.

86. Квалификационная комиссия адвокатской палаты: порядок образования и полномочия.

Формируется на 2 года в количестве 13 человек по:

a) от адвокатской палаты – 7 ч. в т.ч. Президент палаты субъекта. (У всех 5 лет стажа).

b) от территориального органа юстиции – 2 Ч

c) от законодательного органа государственной власти субъекта – 2 Ч

d) от верховного суда субъекта – 1 Ч

e) от арбитражного суда субъекта – 1 ч.

Председателем является - Президент адвокатской палаты. Правомочно 2/3 членов. Заседания созываются председателем квалификационной комиссии по мере необходимости, но не реже 4 раз в год.

Полномочия.

1) прием квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса,

Решения, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем. Особое мнение членов приобщается к протоколу заседания. Решение квалификационной комиссии по приему объявляется претенденту немедленно после голосования.

2) рассмотрения жалоб на действия (бездействия) адвокатов.

Заключение.

Все вопросы решаются простым большинством голосов, путем голосования на именных бюллетенях, которые являются бланками строгой отчётности.

Правоохранительная деятельность, её отличительные признаки и основные направления (функции).

Правоохранительная деятельность - государственная деятельность, направленная на охрану прав специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и установленном в законе порядке.

Отличительными признаками правоохранительной деятельности являются:

1. Осуществление лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регулируемые законом меры гос. принуждения и взыскания: если кто-то управлял машиной в нетрезвом виде, то соответствующие органы вправе лишить его водительских прав).

2. Соответствие этих мер предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия).

3. Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законе порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур .

4. Реализация правоохранительной деятельности возлагается прежде всего на специально уполномоченные гос.органы.

Функции (направления) правоохранительной деятельности:

1) конституционный контроль (устранение нарушения предписаний Конституции РФ);

2)правосудие (защита, обеспечение осуществления наиболее прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, осуществляет только суд);

3)организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов). Осуществляет судебный департамент при ВС и администрация суда. Для ВС – аппарат ВС РФ, для КС – аппарат КС РФ, Минюст;

4) прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры (выявление нарушений закона при помощи средств прокурорского реагирования);

5) выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и выявление лиц, к ним причастных) Осуществляется СК РФ и ФСБ:

Предварительное следствие;

Дознание;

Оперативно-розыскная деятельность;

6) оказание юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг: адвокатура, нотариат).

Статья 2 Конституции РФ.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В принципе весь государственный аппарат должен признавать, охранять и защищать права человека.

Правоохранительные органы ассоциируются с тем, что принято называть «силовым блоком» государственного аппарата. «Силовой блок» государственного аппарата – это прокуратура, полиция, ФСБ, органы оперативно-розыскной деятельности. В известной степени «репрессивная» часть государственного аппарата.

Правоохранительные органы – специальные органы, созданные для обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями. То есть в собственном (узком) смысле слова правоохранительные.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия и должна строго соответствовать предписаниям закона.

Правоохранительная деятельность – это деятельность связанная с применением государственного принуждения. И в этом парадокс: правоохранительная деятельность неразрывно связана с ограничением прав . Апофеоз такого ограничения – контртеррористическая операция (пик ограничения прав).

2. Реализуется в установленном законом порядке, то есть с соблюдением определенных юридических процедур .

3. Ее реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы .

Потому что правом применять принуждение обладают специально уполномоченные органы, а не любые.

4. Обязательность решений правоохранительных органов, сопровождаемая возможностью их обжаловать и установлением ответственности государства за вред, причиненный действиями должностных лиц этих правоохранительных органов, и компенсации соответствующего ущерба.

Ст. 11 УПК

Статья 11. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

1. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

2. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.

3. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй и 278 частью пятой настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.



Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Подходы к понятию правоохранительной деятельности:

Самый узкий подход: правоохранительная деятельность есть только борьба с преступностью

Более широкий: правоохранительная деятельность - это не только борьба с преступностью, но и борьба с административными правонарушениями (включается и деятельность органов, привлекающих к ответственности за административные правонарушения)

Еще более широкий: все вышесказанное + обеспечение общественного порядка

Самый широкий: деятельность по охране права, охрана любого всякого права, когда не допустимы любые и всякие проявления противоправности

Задачи правоохранительной деятельности:

  1. Защита личности, ее прав и свобод.
  2. Защита общества, его материальных и духовных ценностей.
  3. Защита государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Правоохранительная деятельность – один из видов государственной деятельности. Ее предназначение – это обеспечение в демократическом обществе режима законности. Цель правоохранительной деятельности – охрана права. Правоохранительная деятельность как средство достижения этой цели, это сама деятельность по надзору и контролю за соблюдением закона, привлечению виновных к ответственности, рассмотрение дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Правоохранительная деятельность как процесс – это планирование, координация и осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.

Легального (зафиксированного в нормативном правовом акте) определения правоохранительной деятельности нет. Существует понятие правоохранительной службы:

Ст. 7 ФЗ «О системе государственной службы РФ»

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина

Понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность – такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Важен процедурный элемент, так как правоохранительная деятельность неразрывно связано с ограничением прав человека, гарантированных Конституцией.

Возможности права здесь ограничены: в законе невозможно прописать, кто, как и когда будет непосредственно отдавать команды, правоохранительные органы должны быть наделены определенной свободой реагирования.

Структура этих органов, система этих органов, правила работы, координации этих органов – это вопросы не правовые, это вопросы науки управления, работа этого аппарата должна быть эффективной, рациональной. Но известные правовые ограничители в создании, изменении и функционировании этих органов все-таки существуют:

Постановление КС №1-П от 14 января 1992 г. (Министерство безопасности и Министерство внутренних дел были объединены в одно министерство указом Б.Н. Ельцина. Конституционный Суд отменил указ, признав его неконституционным).

Функции правоохранительной деятельности:

  1. Конституционный контроль (Конституционный Суд РФ)
  2. Правосудие (деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов)
  3. Организационное обеспечение деятельности судов.
  4. Прокурорский надзор.
  5. Выявление и расследование преступлений.
  6. Оказание юридической помощи.

Так как нет легального определения правоохранительной деятельности, нет и легального определения правоохранительного органа. Но с учетом функций правоохранительной деятельности к правоохранительным органам следует отнести:

Учреждения, осуществляющее организационное обеспечение деятельности судов

Прокуратура

Органы и должностные лица, призванные выявлять и расследовать преступления (Следственный комитет при прокуратуре РФ, следственный аппарат МВД, следственный аппарат ФСБ, следственный аппарат ГосНаркоКонтроля)

Органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Государственная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба и т.д.)

Адвокатура, нотариат, частные охранные и детективные агентства (это не правоохранительные органы, а правоохранительные организации, т.к. не принадлежат к государственным органам и не обладают монополией на принуждение)

Принципы правоохранительной деятельности:

  1. Принцип законности (призван подчеркнуть в связи с тем, что эта деятельность связана с правоограничением, что она должна быть введена в строгие рамки закона и соблюдение этого закона принимает принципиальное значение. Правоохранительная деятельность не может выполняться произвольно, вне рамок закона).
  2. «Что не запрещено, то разрешено» (гражданам) «Разрешено только то, что разрешено» (для государственных органов).
  3. Принцип согласованности личных, общественных и государственных интересов.
  4. Принцип соблюдения человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства.
  5. Принцип деполитизации и деидеологизации (силовой блок государственного аппарата вне политики). В демократическом обществе приобретает критический смысл.