Органы обеспечения безопасности. Государственные органы обеспечения безопасности

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

важная составная часть правоохранительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней и внутренней безопаности государства. В компетенцию О.г.б. также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. В демократических государствах О.г.б. ведут борьбу с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О.г.б. направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).

В демократических государствах О.г.б. должны действовать в соответствии с принципом законности и под контролем уполномоченных на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Для авторитарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности О.г.б. (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода "иммунитет" от юридической ответственности за совершаемые сотрудниками О.г.б. противоправные деяния (похищения людей, пытки , внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).

История О.г.б. насчитывает много веков, их прообраз имелся уже в ряде древних государств. Причем появление О.г.б. обычно предшествовало созданию регулярных органов для борьбы с общеуголовными преступлениями. Во Франции, например, О.г.б. ("тайная полиция") появились почти на два века раньше, чем уголовная полиция.

В советском государстве О.г.б. - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана уже через несколько недель после Октябрьской революции согласно постановлению СНК РСФСР от 7 (20) декабря 1917 г. На ВЧК официально возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суду Военно-революционного трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др.

В 1922 г. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД). На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению "враждебной деятельности антисоветских элементов", охрана "государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров" за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.Его деятельность сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получили право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия.

В 1923 г. "в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК СССР было учреждено Объединенное государственное политическое управление

(ОГПУ). На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик. особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений. особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора ВС СССР.

В 1932 г. в систему ОГПУ включены органы охраны общественного порядка (милиция). Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись судебными. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется, и создается Особое совещание - орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в "исправительно-трудовые" лагеря. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.

В феврале 1941 г. объединенный НКВД был разделен на НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 г. наркоматы объединены в единый НКВД СССР. в апреле 1943 г. вновь разделены. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), которые в марте 1953г. объединены в МВД СССР. В марте 1954 г. О.г.б. были выделены в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. В ноябре 1991 г. КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ). Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР.

В декабре 1991 г. было создано Министерство безопасности РФ. Разведывательные функции переданы Службе внешней разведки. Самостоятельным органам был передан также ряд иных функций (охрана границ, правительственная связь, охрана высших органов власти), ранее принадлежавших КГБ. В декабре 1993 г. Министерство безопасности было упразднено и вместо него образована Федеральная служба контр-

разведки РФ (ФСК РФ). В ноябре 1994 г. в составе ФСК в целях повышения эффективности борьбы с преступностью было создано Следственное управление. В апреле 1995 г. Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ РФ).

В соответствии с ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: а) ФСБ РФ; б) управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); в) управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ (в отличие, например, от органов внутренних дел. находящихся в двойном подчинении: МВД РФ и местных властей). ФСБ РФ возглавляет Директор ФСБ РФ на правах федерального министра, назначаемый единолично Президентом РФ...

Закон устанавливает в качестве принципов деятельности О.г.б. законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм. единство системы органов ФСБ и централизацию управления ими, а также конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Контроль за деятельностью О.г.б. возлагается на прокуратуру и суд, куда, в частности, любое лицо может обжаловать действия О.г.б. по мотивам нарушения своих прав и свобод.

В качестве основных направлений деятельности органов ФСБ закон определил: а) контрразведывательную деятельность: б) борьбу с преступностью;

в)разведывательную деятельность. Иные направления могут быть установлены только ФЗ РФ.

Контрразведывательная деятельность ФСБ заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб и иных организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. В рамках борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной

преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотически? средств, контрабанды и других преступ лений,дознание и предварительное след ствие по которым отнесены законом к и> ведению, а также по выявлению, преду преждению, пресечению и раскрытии деятельности незаконных вооруженные формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объедине\" ний, ставящих своей целью насильствен. ное изменение конституционного стро? РФ. При этом О.г.б. и их сотрудника руководствуются ФЗ РФ от 12 августе 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уго-ловно-процессуальным законодательством РФ. Разведывательную деятельность ФСБ осуществляет во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ (СВРРФ).

О.г.б. комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. К сотрудникам органов ФСБ РФ предъявляются особые, повышенные требования:

ими могут быть только граждане РФ, способные по своим личным и деловым качествам,возрасту.образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" в других словарях:

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, часть правоохранительной системы государства (см. ГОСУДАРСТВО); государственные органы, деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против государственного строя, внешней и… … Энциклопедический словарь

    Неотъемлемая часть государственного аппарата любой страны, обеспечивающая профессиональную защиту существующего государственного строя, территориальной неприкосновенности и целостности страны, противодействие диверсиям иностранных… … Политология. Словарь.

    Юридический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 9 вчк (1) госбезопасность (16) гпу (1) … Словарь синонимов

    Органы государственной безопасности - 7(20) дек. 1917 решением СНК создана Всерос. чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (ВЧК) как орган диктатуры пролетариата по защите гос. безопасности Сов. респ. 24 февр. 1918 ЧК организована в Екат. Первый пред. М.И.Ефремов.… … Уральская историческая энциклопедия

    органы государственной безопасности - важная составная часть правоохранительной системы государства; особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней… … Большой юридический словарь

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - – государственные структуры, главной целью деятельности которых является обеспечение безопасности государства. О. г. б. призваны защищать государство от внутренних и внешних врагов и тем самым предупреждать социальные конфликты. Насколько это… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    В Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 Совет Народных Комиссаров создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) с большими полномочиями, в основном репрессивного характера. С… … Большой Энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ, в Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В 1922 она преобразована в Государственное политическое… … Русская история

    Предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся: Глава государства Президент Российской Федерации;… … Википедия

Книги

  • Органы государственной безопасности СССР в ВОВ. В 3 томах, 6 книгах. Том 3. Книга 1. Крушение "Блицкрига" , . Продаётся без суперобложки. Настоящее издание является очередным томом восьмитомного сборника документов "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне", вышедших в…

Органы обеспечения безопасности государства

Хотя термин «обеспечение безопасности», так же, как и «безопасность», употребляются повсеместно, тем не менее, и в законодательных актах, а в научной и учебной литературе отсутствует единый подход к тому, что же именно считать органами обеспечения безопасности.

Принятая в мае 2009 г. Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 года, а также действующий в настоящее время ФЗ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. определяют некоторые понятия, связанные с обеспечением безопасности. Так, в Стратегии вводятся следующие определения:

«национальная безопасность » - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства;

«система обеспечения национальной безопасности » - силы и средства обеспечения национальной безопасности;

«силы обеспечения национальной безопасности » - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;

«средства обеспечения национальной безопасности » - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Другой поход к систематизации понятия «безопасность» предполагает рассмотрение ее на разных уровнях, привязываясь к «классической» триаде: личность - общество – государство. Такой подход предполагает рассмотрение таких социальных явлений, как, соответственно, личная безопасность, общественная безопасность и государственная безопасность. В последнее время всё большее распространение получил рассмотренный выше термин «национальная безопасность», которая может быть понята как совокупность всех названных видов безопасности (личной, общественной и государственной).

Однако такой подход не устраняет необходимость различать «сферы безопасности», поскольку та же безопасность личности, например, может раскрываться через криминальную безопасность, экологическую безопасность и т.д.; и обеспечиваться эта безопасность будет различными государственными органами. Что касается содержания понятия «общественная безопасность», то оно является, пожалуй, одним из наиболее спорных в современной научной литературе.

Единственным более-менее устоявшимся термином из триады «безопасность личности-общества-государства» будет термин «безопасность государства» или «государственная безопасность ». Она представляет собой защищенность от разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций и отдельных лиц иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности государства, а также – от деятельности незаконно вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России.

Органы, обеспечивающие безопасность государства, традиционно относятся к специальным службам . Спецслужбы, безусловно, являются правоохранительным органам, и не только на основе сложившихся в обществе традиций, но и на основе различных международных документов, определяющих общие основы правоохранительной деятельности. Однако, спецслужбы обладают своими особенностями, которые отсутствуют у «обычных» правоохранительных органов.

Во-первых, спецслужбы отличают особые объекты охраны, а также - специфические угрозы , которым они должны противостоять. Объектами охраны спецслужб являются: суверенитет государства, конституционный строй, территориальная целостность, объекты оборонного комплекса, жизнь и здоровье государственных и общественных деятелей и т.д. Угрозы, которым призваны противодействовать спецслужбы, исходят от специальных служб и организацией, а также отдельных лиц иностранных государств, а также незаконным вооруженных формирований, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

Во-вторых, все спецслужбы обладаютправом осуществлять оперативно-розыскную деятельность , хотя органы внешней разведки вправе осуществлять эту деятельность исключительно в целях обеспечения собственной безопасности.

В-третьих, деятельность спецслужб носит закрытый характер . Разведывательная и контрразведывательная деятельность предполагает проведение операций, которые по самой природе своей должны быть секретными, «непрозрачными»: например, внедрение агентов на интересующие спецслужбу объекты иностранных государств и т.д.

Среди спецслужб РФ, в первую очередь, необходимо назвать ФСБ России.

Согласно ст. 1 Федерального закона об органах ФСБ, Федеральная служба безопасности представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

2. Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

3. Борьба с преступностью применительно к деятельности органов ФСБ РФ может быть определена, как:

1. осуществление оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, а также - деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;



2. расследование указанных видов преступлений, а также иных уголовных дел, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению органов ФСБ.

4. Разведывательная деятельность . Данная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.

5. Пограничная деятельность включает в себя два направления:

Эта деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

1. защита и охрана Государственной границы РФ;

2. защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами и законодательством РФ.

Охрана государственной границы осуществляется Пограничной службой ФСБ РФ.

6. Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий по следующим основаниям:

1. при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

2. при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.

Органы государственной охраны – это специализированные федеральные органы исполнительной власти, призванные обеспечивать:

1. безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-технических и иных мер;

2. президентскую, правительственную и иные виды специальной связи и информации.

При этом под объектами охраны понимаются физические лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»; под охраняемыми объектами :

Здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти или находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;

Прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории.

Хотя Службу внешней разведки РФ традиционно относят к органам обеспечения безопасности государства, фактически - если ориентироваться на ее цели и задачи – к правоохранительным органам СВР РФ не имеет никакого отношения. Хотя СВР РФ вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция при этом ограничена исключительно вопросами обеспечения собственной безопасности, так же, как у ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (военной разведки).

Целями деятельности СВР являются:

1. обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

2. обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3. содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (РосФинМониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Государственные органы обеспечения безопасности

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. В системе бизнеса образуются свои структуры, в образовательном пространстве, в жилищном кооперативе или дачном поселке свои. Но есть общие цели и правила, которые в документах чаще называют принципами. Их очень много: общие, частные, специальные, для каждой сферы жизнедеятельности свои. Однако есть и общие идеи и правила.


Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1. законность, т.е. все мероприятия по обеспечению безопасности осуществляются на основании нормативно-правовых актов, принцип законности обеспечивает верховенство и единство закона, равенство всех перед законом;
2. соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. при обеспечении безопасности не должны ущемляться интересы всех объектов безопасности, обеспечивающие их существование и возможность прогрессивного развития;
3. взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
4. интеграция с международными системами безопасности.


В разных источниках рассматривают и другие принципы БЖ: гуманность, демократичность, плановость, оперативность, приоритетность, научность, эффективность, дублирование защиты, системность, комплексность, экономичность, рациональность, надежность, непрерывность и иные.


При обеспечении безопасности допускается ограничение прав и свобод граждан, в случаях, предусмотренных законом (в соответствии со ст.55 Конституции РФ, ч. 3).


Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.


Закон дал четкое определение системы органов безопасности РФ.


Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом, не допускается.


Таким образом, вся вертикаль власти, а также все организации и граждане, имеющие отношение к обеспечению безопасности, а также нормативные акты образуют общую систему безопасности нашего государства и общества. (Подробнее органы, входящие в систему безопасности рассмотрены в 5 и 6 главах настоящего учебного пособия).


Но все органы власти, организации и граждане имеют множество иных задач и функций помимо сферы безопасности, например экономические, производственные, технические, культурные и иные. Их реализация регулируется иными соответствующими актами. А в Законе «О безопасности» раскрываются направления деятельности всех подсистем государства и общества именно в интересах и в сфере обеспечения безопасности. Каковы же эти направления (функции).


Основными функциями системы безопасности (практически любого уровня и любого ведомства, организации, предприятия) являются:
1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
2. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
3. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
4. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
5. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.


Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который:

  1. возглавляет Совет безопасности РФ;
  2. контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
  3. принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Президент руководит работой Совета безопасности и его членов, принимает Указы по созданию и регулированию деятельности силовых структур, назначает и увольняет их руководителей.


Правительство РФ:

  1. обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;
  2. организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами РФ, и субъектов РФ.

Министерства РФ:

  1. обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
  2. разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в РФ в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.


Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.


Службы РФ, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), иных органов исполнительной власти,действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Закон РФ «О безопасности» (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к органам, осуществляющим безопасность чуть ли не все государственные органы, вне зависимости от принадлежности их к ветвям государственной сласти: «государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

Согласно ст.8 Закона, систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство и 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности, хотя бы потому, что, как сказано в абз.1 ст.11 Закона, «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», а Президент в правовом государстве не может руководить законодательной и судебной ветвями власти. Соответственно, органами безопасности могут быть лишь некоторые органы исполнительной власти. Но и их перечень не дается в Законе. Более того, определенный перечень органов и служб дается в контексте «силы и средства обеспечения безопасности» в ст. 12 Закона: Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Из-за невозможности определить конечный перечень органов безопасности непосредственно из закона, обратимся к Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа 2004 г.). На основе анализа данного Указа, авторы учебника под ред. О.А. Галустьяна, к числу органов безопасности относят:

Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности;

Органы внешней разведки;

Федеральные органы государственной охраны;

Органы федеральной фельдегерской связи;

Органы пожарной безопасности.

Рассмотрим их подробнее.

Правовую основу организации и деятельности Совета Безопасности России составляет Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» №736 от 7 июня 2004 г.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

Обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

Определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

Разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

Подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства и мн.др.

Деятельность органов ФСБ основывается на ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. Согласно ст.ст. 1 и 2 указанного закона, федеральная служба безопасности – есть единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. К органам ФСБ относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):

Контрразведывательная деятельность;

Борьба с преступностью и террористической деятельностью;

Разведывательная деятельность;

Пограничная деятельность;

Обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В системе органов обеспечения безопасности Российской Федерации важное место отводится внешней разведке. Вопросы правового регулирования деятельности специальных служб всегда привлекали внимание не только разведчиков-профессионалов, сотрудников контрразведывательных органов, военных, но и многих политиков, представителей общественности, широкого круга граждан. Такого рода интерес как ранее, так и сейчас во многом обусловлен тем обстоятельством, что правовое регулирование функционирования разведывательных органов длительный период осуществлялось закрытыми нормативными правовыми актами. Это создавало определенный ореол таинственности и всемогущества вокруг органов внешней разведки, а в отдельных случаях давало повод для беспочвенных обвинений их во вседозволенности и бесконтрольности. И в настоящее время далеко не все правовые аспекты деятельности органов внешней разведки Российской Федерации получили огласку, что вполне понятно: некоторые из них раскрывают организацию, тактику, методы и средства разведывательной деятельности, а также силы разведки и их состав .

Тем не менее, на сегодняшний день деятельность органов внешней разведки урегулирована ФЗ «О внешней разведке» . Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств (ст.1).

Система органов внешней разведки включает Службу внешней разведки РФ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ. То есть можно говорить о наличии двух звеньев системы органов внешней разведки. Высшим звеном является Служба внешней разведки РФ. Общее руководство всей системой осуществляется Президентом РФ.

Разведывательная деятельность осуществляется в целях добывания информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих жизненно важные интересы российского государства.

При проведении разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставлено право использовать гласные и негласные методы и средства. Особый характер их применения определяется условиями этой деятельности. На них возложено обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, командированных за границу граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, органы внешней разведки решают задачи обеспечения собственной безопасности, осуществляя оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» .

В систему органов безопасности включены также федеральные органы государственной охраны , основывающие свою деятельность на ФЗ «О государственной охране» . Государственная охрана определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер;

Итак, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, которыми является Федеральная служба охраны РФ. Основными задачами их являются (ст. 13 Закона):

1) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) защита охраняемых объектов;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 . В соответствие с ним, ф едеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Систему органов федеральной фельдегерской связи возглавляет Государственная фельдегерская служба России. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти регулируется Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, (утв. Указом Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074) .

И, наконец, система органов обеспечения пожарной безопасности предусмотрена в ФЗ «О пожарной безопасности» . Возглавляет систему органов обеспечения пожарной безопасности Государственная противопожарная служба, состоящая из двух звеньев - федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. Повторимся, в нормативных актах не имеется полного перечня органов безопасности, поэтому, по сути, в этот перечень могут входить любые органы исполнительной власти, создание которых допускается законом.


Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» // Российская газета от 6 мая 1992 г. - №103

Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. – №12 - Ст. 1101.

Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июня 2004 г. - №24 - Ст. 2392.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г., - №15 - Ст. 1269.

Крейс И.В. Некоторые вопросы правового регулирования деятельности органов внешней разведки Российской Федерации. // Российский военно-правовой сборник «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации». Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., - № 3 - Ст. 143.

Чубаровский Ю. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2002. – с.109.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., -№ 22 - Ст. 2594.

Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004г. - №32 - Ст.3314.

Указ Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. - №33 - Ст. 3437.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г., - № 35 - Ст. 3649

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом РФ *О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения считаются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик всоставе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управле-" ния краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом РФ «О безопасности» (ст. 2).

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экоч комического, политического и организационного характера. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом РФ «О безопасности», не допускается (ст. 8).

Основные функции системы органов обеспечения безопасности:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрозжизненно важным интересам объектов безопасности;

Осуществление комплекса оперативных и долговременныхмер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. 1 Совет Безопасности РФ - конституционный орган, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности»:

Основными задачами Совета безопасности РФ считаются:

Определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутреннихивнешних угроз объектам безопасности;

Разработка основных направлений стратегии обеспечениябезопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и организации их ликвидации;

В Совет Безопасности РФ входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности РФ является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности -РФ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета Безопасности РФ.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности РФ, созданы межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; конституционной безопасности; безопасности в сфере экономики; военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета Безопасности РФ по представлению руководителей фе1-деральных органов государственной власти, должностные лица ко^-торых включены в ее состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.

Современная ситуация в этой области и ее прогноз актуализируют проблему завершения формирования единой государственной системы противодействия терроризму в нашей стране. Целый ряд важных элементов общегосударственной системы борьбы с терроризмом в России начал складываться уже в 1990-е гг. Этот процесс включал в себя создание механизмов руководства антите"ррористи-ческоЙ деятельностью на федеральном уровне, формирование органов координации субъектов антитеррористической деятельности, выработку основных форм участия органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом и др. Однако в современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно: они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма.

Приведенное ранее содержание ст. 2 и 8 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь в виду, что в рамках курса рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным. К ним относятся:

Органы Федеральной службы безопасности РФ;

Органы внешней разведки;

Федеральные органы государственной охраны.

12.2. федеральная служба безопасности РФ

Органы Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) считаются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» деятельность органов безопасности осуществляется на основе принципов:

Законности;

Уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

Гуманизма;

* единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

Конспирации, сочетания гласных и" негласных методов исредств деятельности.

Органы ФСБ России представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

1) ФСБ РОССИИ;

2) управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам исубъектам РФ (территориальные органы безопасности);

3) управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках);

4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной- службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов

находятся пограничные войска;

5) другие управления (отделы), выполняющие отдельные пол^номочия органов ФСБ России и пограничных войск (другие opra-iны безопасности); }

6) авиационные подразделения, центры специальной подготов-"ки, предприятия, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, экспертные и иные учреждения и подразделения, обеспечивающие деятельность ФСБ России (рис. 12.1)!

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности находятся в прямом подчинении подразделения непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.

Согласно Указу Президента РФ от 11 августа 2003 Е № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» руководство ФСБ России и подразделения, непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России.

ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность Президентом РФ. Должность директора ФСБ России соответствует воинскому званию «генерал армии».

Директор ФСБ России: руководит органами ФСБ России; информирует Президента РФ и Правительство РФ и по их поручению органы власти субъектов РФ об угрозах безопасности России; принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках; зачисляет в установленном порядке граждан на военную службу в органах ФСБ России и осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами.В ФСБ России установлены должности двух первых заместителей директора - руководителей служб.

Структура ФСБ РОССИИ включает восемь служб: пограничную; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогнозов и стратегического планирования; организационно-кадровой работы и де-партаментпо обеспечению деятельности ФСБ России; контрольную. В состав служб входят департаменты, управления и отделы по соответствующим направлениям деятельности служб.

В ФСБ России образуется коллегия, численность и состав которой утверждает директор ФСБ России. Коллегия на своих заседа-ниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСБ России. Решения коллегии оформляются приказом директора ФСБ, России. В случае разногласий между директором и коллегией перг вый реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

Органы внешней разведки в соотвфдвии с Законом РФ «О безопасности» включены в систему орга^ор безопасности.

Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О внешнвй-разведке» осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизцфно важные интересы Российской Федерации реальныхи потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности РФ.

Разведывательная деятельнос^ьЬсуществляется Службой внешней разведки и подразделениямйУвходящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:

Службы внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлек-" тронных средств связи за пределами Российской Федерации, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

Пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны Государственной границы РФ, ее исключительной экономическойзоны и континентального шельфа.

Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связд и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации. 1,

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Особое мёсгго в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки" РФ (далее - СВР Росии), явлЬЙщаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.