Полномочиям прокуратуры рф относится. Конституционные основы прокуратуры РФ

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ

Ведущая роль в сфере обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и уголовного преследования в Российской Федерации принадлежит органам прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ в целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура РФ выполняет следующие функции:

1. Правозащитная функция прокуратуры определена как приоритетная.

Приказом Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» внимание прокуроров акцентировано на защите закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь подлежат защите права и законные интересы групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

В силу статьи 45 ГПК РФ – «Участие в деле прокурора» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Важнейшей мерой предупреждения правонарушений является предостережение о недопустимости нарушения закона, которое объявляется должностному лицу при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В соответствие с указанием Генерального прокурора России от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Установленные факты нарушения закона служат основанием для внесения прокурором представления об устранении нарушений.

В Генпрокуратуре России регулярно проводятся встречи с представителями Общественной палаты России, правозащитными организациями, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы защиты прав и свобод граждан.

Правозащитная составляющая в работе прокуратуры проявляется также при участии в правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, во взаимодействии с институтами гражданского общества, проведении правового просвещения.

Немаловажно, что в процессе осуществления правозащитной деятельности прокуратурой гражданам фактически оказывается квалифицированная юридическая помощь, которая во всех случаях является бесплатной.

Приоритетные направления работы прокуратуры в правозащитной сфере:

1. Надзор за исполнением трудового законодательств.

Мониторинг состояния законности в сфере соблюдения трудовых прав граждан свидетельствует о многочисленных нарушениях прав работников со стороны работодателей, ненадлежащем исполнении органами государственной власти, контролирующими и уполномоченными органами возложенных на них полномочий по защите прав граждан на свободный труд, вознаграждение за труд, защиту от безработицы, социальное обеспечение. Прокуроры проводят проверки, принимают меры реагирования, активно используют полномочия по обращению в суд за защитой прав граждан в сфере оплаты труда.

2. Защита жилищных прав граждан.

Приоритет отдается защите прав ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, пенсионеров. Деятельность органов прокуратуры при осуществлении надзора за реализацией органами государственной власти и местного самоуправления Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» позволили обеспечить жильем значительное число ветеранов. Прокуроры активно используют полномочия по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в судебном порядке.

3. Пресечение нарушений в сфере ЖКХ.

Каждый гражданин, проживающий в многоквартирном доме, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, имеет право на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме. Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам. Однако, управляющие компании часто не справляются со своими обязанностями по содержанию жилищного фонда, а качество оказываемых ими услуг по обслуживанию населения не соответствует установленным правилам и нормам. В связи с этим прокуратура активно использует одно из наиболее действенных гражданско-правовых средств защиты интересов граждан – право на обращение в суд с исковыми заявлениями, направленными на устранение нарушений в жилищно-коммунальной сфере.

4. Обеспечение права на охрану здоровья и медпомощь

Медицинская деятельность во многих случаях осуществляется в помещениях, не соответствующих предъявляемым требованиям. Не обеспечивается достаточное финансирование расходов и на оснащение машин скорой помощи, их приобретение в достаточном количестве. Прокурорами принимаются меры по возмещению компенсации за причиненный медицинскими работниками вред. Прокуратура выявляет также случаи незаконной практики возмездного предоставления врачами услуг, включенных в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2. Функция уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

3. Координирующая функция.

Прокуратура РФ координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами, вынесение прокурорами протестов на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

5. Участие Прокуратуры РФ в правотворческой деятельности.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

6. Международное сотрудничество.

Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

7. Надзорная функция прокуратуры.

Прокуратура РФ осуществляет:

– надзор за исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание;

– надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами. При этом прокуратура может использовать право участия в заседаниях законодательных, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки.

Особую важность для повышения уровня законности имеет организация и осуществление прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела. В задачи прокурорского надзора на данном этапе входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка приема, регистрации, учета уполномоченными на то органами дознания и предварительного следствия сообщений о преступлениях, восстановление нарушенных в результате несоблюдения этого порядка прав физических и юридических лиц. В ходе прокурорского надзора выявляется и устраняется значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания и следователями, путем отмены незаконно принятых решений о возбуждении, отказе в возбуждении уголовных дел и использования других мер прокурорского реагирования.

Необходимость прокурорского надзора за соблюдением законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела вызвана рядом нарушений, таких как нарушение учетно-регистрационной дисциплины в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях, в том числе укрытие преступлений от учета; попытки должностных лиц, производящих предварительную проверку информации о преступлениях, фальсифицировать фактические данные для необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела; стремление не ставить на учет неочевидные, заведомо трудно раскрываемые преступления и улучшить таким способом статистические показатели раскрываемости.

Одним из главных приоритетов прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является обеспечение конституционного принципа свободы и неприкосновенности личности при незаконном задержании граждан должностными лицами органов дознания и предварительного следствия.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Прокуратура осуществляет свою деятельность в интересах всех без исключения лиц, проживающих на территории России, а также граждан России, проживающих за ее пределами. Ограничения для каких-либо категорий лиц на доступ к защите своих прав и интересов средствами прокурорского надзора отсутствуют.

Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством РФ случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Прокурор при осуществлении возложенной на него функции по надзору за исполнением закона вправе:

1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

3. Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

4. Обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону.

5. Освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

6. Опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

7. Вносить представление об устранении нарушений закона.

8. Приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

9. Вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

10. Выносить мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

11. Направлять в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вправе:

1. Рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

2. Разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.

3. Принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу вправе:

1. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

2. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.

3. Требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

4. Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования.

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Участие прокуроров в рассмотрении дел судами

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. В соответствии со ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ПРОКУРАТУРУ

Заявление в органы прокуратуры – это обращение к прокурору в письменном виде для реализации личных прав и свобод, прописанных в Конституции РФ.

Жалоба в прокуратуру – это обращение письменного характера в случае, если права были нарушены чьим-либо действием или бездействием (это могут быть как государственные органы, так и должностные лица).

Порядок обращения в прокуратуру, рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, а также организации приема граждан и других лиц урегулирован статьей 10 Закона Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) "О прокуратуре Российской Федерации" и утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 24.12.2001 №80 Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При этом решение, принятое прокурором, не препятствует обращению за защитой своих прав в суд. Обращения могут быть переданы в прокуратуру на личном приеме (в том числе и в устной форме), по почте, факсимильной связи, телеграфу.

Каких-либо специальных требований к оформлению письменных обращений в органы прокуратуры законодательство не устанавливает, поэтому составляться они могут в произвольной форме. Обращения, не содержащие сведений о фамилии или местонахождении (адресе) заявителя, признаются анонимными и не рассматриваются (п. 1.6 Инструкции). Важно, чтобы обращение было четко сформулировано, содержало все известные сведения о фактах правонарушений, а также просьбу о принятии мер прокурорского реагирования. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений они могут быть возвращены в пятидневный срок с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда следует для этого обратиться (п. 1.5 Инструкции).

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Все обращения, причем как письменные, так и устные должны быть зарегистрированы. При этом содержание ответа, если он давался в устной форме на личном приеме, также подлежит регистрации (п.п. 1.8, 6.4 Инструкции).

Сроки разрешения заявлений, жалоб и других обращений в прокуратуру установлены пунктом 4.1 Инструкции. По общему правилу, обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются не позднее 15 дней, а все остальные не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру. При этом срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо его заместителем. О продлении срока, а также причинах задержки и принимаемых мерах в обязательном порядке уведомляется заявитель (п. 4.9 Инструкции).

Ответ на обращение должен быть мотивированным, содержать юридически выверенное мнение по каждому изложенному в нем доводу (п. 3 ст. 10 Закона, п. 5.1 Инструкции), т.е. прокурор не просто должен прислать отписку, указав «Ваше заявление проверено, нарушений закона не установлено», а подробно объяснить, почему и на каком основании отказывают в удовлетворении жалобы или удовлетворяют ее. В ответе также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, действия которого обжалуется (ч. 5 ст. 10 Закона), прокурор обязан сам проверить изложенные факты нарушений, в случае их подтверждений, принять меры прокурорского реагирования и дать мотивированный ответ заявителю.

Обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль.

Для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители. При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

Обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.

При направлении заявителям ответов на обращения возвращаются в обязательном порядке приложенные к ним документы.

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

Прокуратура не входит в судебную власть . Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ-бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис-полнением действующих на ее территории законов. Она призва-на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за-конности, защиту и свобод человека и , а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол-нительными органами субъектов РФ, органами местного само-управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда-ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя-ется на органы управления и руководителей коммерческих и не-коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель-ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак-тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер-жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот-ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу-альным законодательством РФ, координа-цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре-ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст-вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда-ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово-ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату-ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол-номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе-но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за-конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован-ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи-нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор-ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот-ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про-тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го-сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра-зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен-ных объединений, преследующих политические цели, и их орга-низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со-вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч-ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ-ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине-ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли-ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка-кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да-вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про-изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду-смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо-вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв-ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст-венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку-роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако-нодательной и , представительных (зако-нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас-смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль-ными органами исполнительной власти, представительными (за-конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком-мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко-ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор-ганов таможенной службы и других правоохранительных орга-нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис-требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер-ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол-номочий необходимости совершенствования действующих нор-мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор-ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати-вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных . Такое право делает прокуроров ак-тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста-новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс-нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку-рор в установленном законом порядке принимает меры по при-влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност- лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при-равненные к ним военные и другие специализированные проку-ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга-нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе-тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво-бождается от должности Федерального Соб-рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене-рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести-тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан-ностей - один из заместителей Генерального прокурора в соот-ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет. Еже-годно он представляет палатам и Прези-денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ-ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова-нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро-ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку-рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку-роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под-чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк-турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе-мая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Термин «функции» прокуратуры употребляют многие авторы - специалисты в области конституционного права, прокурорского надзора, но раскрывают его далеко не все.

В свое время о функциях прокуратуры писал В.С. Тадевосян. Он понимал под ними общий надзор, надзор за следствием и дознанием, судебный надзор и надзор за местами лишения свободы. Ю.А. Каленов и В.Г. Лебединский писали уже о семи функциях, в том числе и о функции конституционного надзора. А.Я. Сухарев отмечает, что Закон о прокуратуре определяет понятие прокуратуры через ее основную функцию - надзор за исполнением законов.

С.А. Авакьян, обобщая нормы законодательства о прокуратуре, выделяет такие ее главные конституционные функции, как осуществление прокурорского надзора, предварительное расследование, участие прокурора в рассмотрении дел судами, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, правотворческая деятельность.

Ю.Е. Винокуров упоминает о двух функциях прокурора лишь применительно к его участию в рассмотрении дел судами.

В правовой науке выработаны определенные общие подходы к понятию функции государственного органа. К примеру, И.В. Котелевская отмечает, что «на языке юридических норм функции органа воплощаются в его полномочиях, т.е. совокупности прав и обязанностей по осуществлению определенных задач. Действуя от имени государства, каждый орган наделен властными полномочиями, которые обеспечиваются разными методами, включая властное принуждение». К.С. Вельский, исследуя функции органов исполнительной власти, указывает, что «под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей».

Функции государства и соответственно государственных органов зависят от его политического режима и государственного устройства.

Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин указывают, что все государственные органы составляют единую систему, в которой органы прокуратуры представляют собой особую группу с присущими ей особыми функциями.

Конституция РФ не предусматривает перечня функций органов прокуратуры. Однако они прямо вытекают из тех целей и задач, определяемых Конституцией РФ, которые государство ставит перед органами прокуратуры, поскольку через реализацию конкретных функций выполняются задачи и достигаются цели, стоящие перед этим надзорным органом.

Цели и задачи прокурорского надзора - две категории, тесно связанные между собой, но в тоже время отличающиеся друг от друга.

Цели - это результат, на достижение которого направлена вся многогранная деятельность прокуратуры в целом и, в частности, прокурорский надзор Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете, они, как отмечалось, в первую очередь определяются Конституцией РФ, а также Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре РФ»), отраслевым законодательством и подзаконными актами, регламентирующими деятельность прокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:

обеспечение верховенства закона;

обеспечение единства и укрепления законности;

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Нетрудно заметить, что все перечисленные цели обусловлены соответствующими нормами Конституции РФ.

В частности, п. 2 ст. 4 Конституции РФ предусматривает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Такое верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы Оно предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение

В п. 1 ст. 15 отмечается, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.

Таким образом, Конституция РФ есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить правовые акты, действующие на территории Российской Федерации.

Отсюда следуют два взаимосвязанных положения: Конституция РФ юридически закрепляет и гарантирует политическое и государственное единство народа независимо от федеративного устройства государства и, кроме того, речь идет о единстве правовой системы Российской Федерации и ее субъектов. Обеспечение единства законности на территории всей страны - необходимое условие ее социального, экономического и политического развития. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования общественных отношений.

Пункт 2 данной статьи Конституции РФ обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы, закрепляя таким образом универсальную для всех субъектов права обязанность. Она возлагается также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, и на «Российское государство как особое учреждение и особую международную личность». Приведенные конституционные положения прямо предопределяют основную цель прокуратуры, заключающуюся в обеспечении и укреплении законности на территории Российской Федерации.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, которые, наряду с другими органами государственной власти, обязаны обеспечивать органы прокуратуры.

Поскольку Конституция РФ (п. 1 ст. 17) признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, Федеральный закон «О прокуратуре РФ» устанавливает, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту таких прав и свобод. При этом прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Так, защищая и охраняя трудовые права граждан, прокуратура опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие их, вносит представления, принимает меры к возбуждению гражданских и уголовных дел.

Вместе с тем органы прокуратуры, исходя из ряда конституционных положений, отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.

Задачи прокурорского надзора, по сравнению с целями, являются категорией более частной, конкретной и ограниченной. Они должны соответствовать ее целям и определяться юридической природой прокуратуры и ее предназначением. Эти задачи более многочисленны по сравнению с целями и существенно различаются между собой по содержанию, средствам их решения, кругу субъектов. Исходя из надзорного предназначения прокуратуры в механизме реализации государственной власти, исследователи вполне правомерно, как представляется, условно подразделяют задачи прокурорского надзора на три уровня, а именно: общие, специальные и частные.

Названные уровни задач находятся в иерархической зависимости. Решение частных задач обуславливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих задач прокурорского надзора и в конечном итоге способствует достижению поставленных перед прокуратурой целей.

Общие задачи прокурорского надзора в первую очередь определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», отраслевым законодательством (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ), приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, другими подзаконными актами. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

а) закрепленного в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации общественного и государственного строя;

б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации;

в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности. А поскольку прокурорский надзор осуществляется в ряде направлений в зависимости от сфер общественных отношений, каждое из них вносит свой «вклад» в решение общих задач, объем и содержание которого определяется специальными задачами.

В качестве специальных задач можно назвать такие, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 Федерального закона «О прокуратуре РФ»), надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органами и их должностными лицами, перечисленными в ст. 21 указанного Закона, и другие.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе всей деятельности прокуратуры путем применения существующих правовых средств. В ходе их применения, то есть при проведении проверок и принятии мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, прокурор ставит определенные задачи и решает их. Это частные задачи прокурорского надзора. Они более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.

Частные задачи прокурорского надзора различаются в зависимости от его направления и вида применяемого правового средства.

Перечислить все частные задачи прокурорского надзора весьма сложно, поскольку они не являются постоянными и зависят от состояния законности на тех или иных объектах надзора, от приоритетов деятельности прокуратуры и т.д. Общим для них является то, что все они подчинены надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, функции прокуратуры как государственного органа - это определяемые ее правовым статусом, местом и назначением в государственном механизме общие обязанности по решению поставленных перед нею законом целей обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемые путем решения общих, специальных и частных задач и осуществления для этого конкретных обязанностей с использованием специфических властных полномочий. С изменением уровня развития государства, его правовой системы, задач, решаемых в сфере обеспечения законности, будет изменяться и набор функций прокуратуры, и содержание каждой из них.

Следует отметить, что участники многосторонней встречи, проведенной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой РФ еще в январе 1997 г., после всесторонней дискуссии признали, что феномен российской прокуратуры следует оценивать в контексте социально-политических условий ее функционирования, национальных традиций, особенностей правовой культуры населения. В принятых документах подчеркивалось, что изменение статуса, структуры, задач и форм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых они являются.

Именно законодатель должен выявить объективные факторы, которыми определяются потребности реформирования государственных структур и характер их правового обеспечения. Такими объективными факторами могут быть признаны: состояние правопорядка и правозащитных механизмов в Российской Федерации; характер взаимодействия прокуратуры с ветвями государственной власти; перспективы развития российского федерализма; отечественные традиции обеспечения реализации правовых норм, сформировавшихся на почве российского менталитета (мировоззрения, психологии, правовой культуры); общепризнанные нормы и принципы международного права; рекомендации Совета Европы.

Современная российская прокуратура является многофункциональным органом. Подход к понятию и системе функций прокуратуры должен определяться на сегодняшнем этапе развития российской государственности видением прокуратуры как органа государственного надзора за законностью в стране. В этом заключается социальная ценность прокуратуры как государственно-правового института, необходимого элемента системы гарантий нормального функционирования государственной власти.

Наиболее четкое понятие функции прокуратуры, как представляется, дает А Я. Сухарев, основывающий свое определение на общих положениях государственно-правовой теории. Он формулирует понятие функции как такой вид деятельности прокуратуры, который предопределяется ее социальным предназначением, выраженным в стоящих перед ней задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно повлечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность ее функций, которые определены единством задач обеспечения законности и правопорядка Пункт 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Указание на функции прокуратуры данный Закон содержит и в ряде других норм. В той же ст. 1 подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем нет общего определения понятия функции.

С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что основной функцией прокуратуры, с помощью которой реализуется правозащитный потенциал этого конституционного института, является надзорная функция, реализуемая в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» путем надзора:

за исполнением законов и законностью правовых актов;

соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

исполнением законов судебными приставами.

Ранее эти виды надзорной деятельности именовались основными направлениями. Последнее время для их определения стал использоваться термин «подфункция» надзорной функции. В научной литературе и практической деятельности данные подфункции именуются как отрасли прокурорского надзора. Каждая из них сохраняет все структурные части функции, наполняя их различным содержанием. Различия между ними наиболее заметны в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров.

Реализация полномочий прокурора в рамках перечисленных отраслей носит надзорный характер В то же время, как отмечалось, прокуратура выполняет и иные функции, предусмотренные законом, в сферах, где полномочия прокурора не носят надзорного характера. К ним следует отнести: участие в рассмотрении дел (уголовных, гражданских, арбитражных) судами; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными УПК РФ; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в правотворческой деятельности.

В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача приносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Однако при этом прокурор не осуществляет надзор ни за законностью в деятельности судов, ни за законностью их постановлений. Во всяком случае, так предусмотрено Федеральным законом «О прокуратуре РФ», в ст. 35 которого говорится только об участии прокурора в рассмотрении дел судами и ничего не сказано о надзоре.

Выделение уголовного преследования в отдельную функцию прокуратуры сегодня вряд ли оправдано. В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. №87 - ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» из полномочий прокурора исключено право возбуждения уголовного дела, дачи согласия следователю на его возбуждение, право принятия дела к своему производству и т.д.

Кроме того, в соответствии со ст. 201 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов прокуратуры, осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ. Поэтому в данном случае предпочтительно выделить такую функцию прокуратуры, как расследование уголовных дел.

А.Я. Сухарев относит указанные ненадзорные направления деятельности прокуратуры к самостоятельным функциям, видимо, основываясь на том, что каждая из них предусмотрена Федеральным законом «О прокуратуре РФ». В то же время более логичным представляется отнесение их к иным функциям органов прокуратуры, как это предусмотрено в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Такое деление определяет конкретную направленность функций, их реальное содержание, не ведет к смешению понятий и затруднению понимания.

Таким образом, функции прокуратуры имеют конституционную природу, устанавливаются государством, являются динамичными, поскольку должны соответствовать потребностям времени, изменениям, происходящим в обществе и государстве.

Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Современная российская прокуратура - это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а так же ряд иных функций в соответствии с законодательном РФ.

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где определено, что прокуратура осуществ-ляет свою деятельность в целях обеспечения:

1) верховенства закона;

2) единства и укрепления законности;

3) защиты прав и свобод чело-века и гражданина;

4) охраняемых законом интересов общества и го-сударства.

Задачи деятельности прокуратуры определяются ее государствен-но-правовым назначением и местом в правоохранительной системе РФ. Как орган, призванный обеспечить единство и ук-репление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить:

1) своевременное выявление нарушений закона;

2) свое-временное устранение нарушений закона;

3) предупреждение нару-шений закона.

К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести:

· функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;

· функцию уголовного преследования;

· функцию координации деятельности правоохранительных орга-нов по борьбе с преступностью;

· функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами;

· функцию участия в правотворческой деятельности;

· функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.

Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных зако-нах, международных договорах Российской Федерации.

В Конституции РФ прокуратуре посвящена ст. 129, помещенная в гл. 7 «Судебная власть». В ней закреплено, что прокуратура РФ со-ставляет единую централизованную систему с подчинением нижесто-ящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Помимо ст. 129, в Конституции РФ содержится ряд статей, имею-щих значение для характеристики правового статуса прокуратуры: ст. 71 (п. «о»), согласно которой вопросы прокуратуры отнесены к предмету ведения Российской Федерации, ст. 83 (п. «е») и ст. 102 (п. «з» ч. 1), которыми определен порядок назначения и освобожде-ния от должности Генерального прокурора РФ. Определенное отношение к правовому регулированию деятельнос-ти прокуратур субъектов Федерации имеют конституции (уставы) субъектов РФ. Речь идет о содержащихся в основных законах субъек-тов РФ нормах, основанных на положениях Конституции РФ и феде-ральных законов, а также о правоустанавливающих нормах, принятие которых прямо не исключается федеральным законодательством.


Основным элементом правового обеспечения деятельности проку-ратуры, безусловно, остается Закон РФ «О про-куратуре Российской Федерации».

Уголовно-процессуальный, Гражданский, Арбитражный процессу-альные кодексы также занимают существенное место в правовом регу-лировании организации и порядка деятельности прокуратуры РФ. Ими определяются основания участия прокурора в рассмотрении дел судами, право обращения прокурора в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел.

И задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы. Органами прокуратуры решаются задачи , направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества. Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

Ключевые направления

Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

  1. Верховенства закона.
  2. Защите свобод,
  3. Укрепления и единства закона.
  4. Защиты государственных и

Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов. Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление. В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

Задачи прокуратуры РФ

Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах. Задачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

Основные задачи прокуратуры

В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, В входит:

  1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
  2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
  3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
  4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

  1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
  2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

Участие в уголовных производствах

В рамках рассмотрения дел реализуются следующие :


Гражданское судопроизводство

В рамках рассмотрения споров в входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
  5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

Арбитражные процессы

В при разбирательстве экономических споров входит:

Исполнительное производство

В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы

Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения. Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями. реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

Ограничения

Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

Независимость

Законодательство запрещает всякое вмешательство в Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность. Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством. Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

Права

Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими. Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур. Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов. Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд. При этом установлен определенный порядок подачи Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение. В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Прокурор, согласно предписаниям законодательства, принимает необходимые меры для привлечения субъектов, совершивших нарушение, к ответственности. Нормативными актами не допускается пересылка жалобы в орган либо должностному лицу, действия или решения которых оспариваются.