Приговор исправительные работы. Последствия уклонения от исправительных работ

– это принудительное привлечение к труду. Назначается такой вид наказания в качестве основного. И дополнительным быть не может. То есть исправительные работы не могут сопровождаться штрафом или тюремным заключением. При этом из заработной платы осужденного вычитается определенная часть в государственную казну.

Что такое исправительные принудительные работы

Это вид уголовного наказания по статье 50 УК РФ. Она получила широкое распространение еще в Российской империи. За преступления ссылали на каторгу, полностью не изолируя осужденных от общества. Применялись исправительные работыи в тех случаях, когда гражданин не мог уплатить назначенный штраф.

В советское время привлечение к принудительному труду и взыскания в пользу государства также использовалось как наказание. Исправительные работы в УК были предусмотрены как по месту проживания, так и во время ссылок. До 2002 года включительно такой труд в виде наказания применялся к осужденным, которые имели основную работу, из заработка гражданина высчитывались в пользу государства от 5% до 20%.

С 2003 года в статью 50 УК РФ были внесены поправки. В результате к исправительным работам стали привлекаться осужденные, которые основного места работы не имеют. В 2011 году статья была изменена вновь. Согласно ей, к принудительному труду могут привлекаться как лица, имеющие основную работу, так и не имеющие.

Статья 50 УК РФ

Виды исправительных работ состоят из двух основных частей. Наказание отбывается:

  • по месту работы;
  • в местах, определяемых местным самоуправлением по согласованию с исполнителями приговора. Обычно в районе проживания.

Исправительные работы по основному месту трудоустройства можно назвать штрафом, взимающимся с осужденного в рассрочку. Наказание подразумевает психологическое воздействие, ограничение части прав гражданина.

Виды исправительных работ, которые отбываются не по основному месту трудоустройства, имеют свои минусы. Например, их стараются не назначать в сельской местности. Делается это потому, что там часто не бывает предприятий, которые соответствовали бы квалификации осужденного, что снижает эффективность наказания. Еще один минус – осужденный вынужден трудиться в незнакомом ему коллективе.

Кому назначаются исправительные работы

Их применяют за небольшие преступления, если суд посчитает, что исправление осужденного возможно без изоляции от общества. Также иногда исправительные работы могут назначаться приговором в качестве замены штрафа. Например, если у осужденного нет нужной суммы денег, то он должен ее отработать. В некоторых случаях такое наказание назначается вместо лишения свободы. Суд может предоставить отсрочку матерям, пока их ребенок не достигнет 8-летнего возраста.

Как назначаются сроки исправительных работ

Исчисление идет в днях, месяцах или годах, в зависимости от тяжести правонарушения или преступления. Срок исправительных работ может быть установлен от 15 дней до 2-х лет. Если человеку назначено наказание в виде месяца таких работ, то считаться время будет следующим образом. Например, в месяце 10 выходных и праздничных дней – все они в зачет не идут. Считаются только те дни, которые официально являются рабочими. Например, 20 в одном месяце, остальные 10 переносятся на следующий.

Как исчисляется срок исправительных работ? Началом считается день, когда осужденный начал трудиться. То время, когда он не работал, в зачет не идет. Это касается не только выходных и праздников, но и больничных. Не засчитываются также дни домашнего и административного ареста или содержания под стражей.

Обязанности осужденных, приговоренных к исполнительным работам

Граждане, отбывающие наказание таким образом, несут определенную ответственность за исполнение решения суда. Они должны соблюдать порядок и условия наказания. Добросовестно и честно относиться к работе. Отмечаться в контролирующей инспекции по указанным дням.

Осужденный не может отказаться от предложенной работы. Во время назначенного наказания он не имеет права уволиться по собственному желанию, если на то нет разрешения уголовно-контролирующих органов. Причем оно должно быть только в письменной форме. Контролирующая инспекция выдает разрешение только после того, как будут выяснены причины увольнения, и лишь в случае их обоснованности. Если надзирающие органы отказывают в заявлении осужденному, то на это должно быть предоставлено мотивированное объяснение. Его осужденный вправе обжаловать в суде в установленном порядке.

Если изменилось место постоянной работы или жительства, то гражданин обязан уведомить контролирующие наказание органы. И сделать это не позднее десяти дней после смены места жительства. Гражданин, осужденный к исправительным работам, имеет право на отпуск, который предоставляется на общих основаниях. Но ежегодный оплачиваемый сокращается до 18 рабочих дней. Его предоставление необходимо согласовать с контролирующей инспекцией.

Если осужденный тяжело заболел и в результате не может больше отбывать наказание, он имеет право обратиться в суд и подать заявление о досрочном освобождении. Как и в случае, если его признали инвалидом I или II группы. Если женщина, находясь на исправительных работах, забеременела во время наказания, то она тоже имеет право обратиться в суд, прося отсрочку наказания. Назначается она с того дня, как ей предоставлен декретный отпуск. Отбывание исправительных работ в этом случае продолжается после окончания декрета.

Обязанности администрации по отношению к работающему осужденному

Администрация предприятия, на котором работает осужденный, должна производить правильные удержания из зарплаты данного гражданина в установленные сроки. Контролировать его поведение и соблюдение им условий наказания. Содействовать контролирующим органам в воспитательных действиях. Уведомлять о поощрениях и взысканиях, которые были применены к осужденному.

Администрация обязана сообщать о не выходах на работу, опозданиях, халатном отношении к наказанию. А в случае перевода его на другую должность либо при увольнении, заранее выслать предварительное уведомление в инспекцию.

Нарушения при отбывании исправительных работ

Невыполнение требований суда может повлечь за собой дополнительное наказание в виде лишения свободы. Под нарушениями понимаются:

  • прогулы (если нет уважительных причин), в том числе и в течение 5-ти дней после того, как было получено предписание контролирующего органа;
  • неявка в инспекцию;
  • появление на рабочем месте в нетрезвом виде, токсическом либо наркотическом опьянении.

В таком случае контролирующая инспекция должна письменно предупредить осужденного о том, что мера наказания изменилась, и оно заменено на другое. Дополнительно гражданин обязан дважды в месяц являться для регистрации в надзирающие органы. Если осужденный специально уклоняется от исправительных работ, то это уже считается повторным нарушением закона. Особенно если ранее им было получено письменное предупреждение.

Злостно уклоняющимся считается и осужденный, изменивший место постоянного жительства, не предупредивший контролирующие органы и переставший посещать исправительные работы. Вид наказания в этом случае ужесточается. Гражданина объявляют в розыск и сажают под арест. Срок его назначается исходя из схемы – 1 день лишения свободы за 3 дня пропущенных исправительных работ. Суд имеет право продлить этот срок до 30 дней.

Кому не назначаются исправительные работы

Лицам, уже являющимся инвалидами I и II группы. Беременным и женщинам, у которых есть несовершеннолетние дети до 3-х лет. Военнослужащим, если они служат в армии по призыву. Контрактникам, если их звание «рядовой» или «сержант», и на момент назначения судом наказания они состоят на службе в армии.

Исправительные и обязательные работы радикально отличаются друг от друга и являются отдельными видами наказания, которые имеют свои особенности, назначаются на разные сроки, и влекут за собой особые последствия, вследствие уклонения осужденного от этих работ.

Общая информация

Согласно статья 49 УК РФ, суть этих работ заключается в том, что осужденный по приговору суда не , он продолжает учиться или работать, проживает на прежнем месте, но в свободное от работы или другой повседневной деятельности обязан бесплатно выполнять общественно-полезные работы .

Суд, вынося приговор, не указывает в нем, какими именно работами должен заниматься осужденный. За него это решают органы местного самоуправления , которые согласуют разнарядку для осужденного вместе с уголовно-исправительной инспекцией.

Как правило, те работы, которые предстоит выполнять осужденному, связаны с благоустройством населенного пункта , где он проживает.

Ему придется убирать мусор, заниматься земляными работами, осуществлять озеленение, высаживать саженцы, принимать участие в ремонте дорог, мостов, домов.

Естественно, что здесь не идет речь ни о какой сложной и ответственной работе. Осужденный будет выполнять все работы, которые могут поручить разнорабочим. Она неквалифицированная и тяжелая.

Сюда относится уборка территории возле многоквартирных домов, а также лестничных площадок в подъездах этих домов, очистка подвалов и чердаков. Осужденного могут заставить ремонтировать такие системы коммунального хозяйства, как канализации, а также системы водоснабжения. На него могут возложить и погрузочно-разгрузочные работы.

Если осужденный нигде не учится и не работает, это не означает, что к нему не может быть применен данный вид наказания . В ходе судебных заседания суд обязан будет установить его трудоспособность. Может оказаться, что он не может выполнять определенные виды тяжелых работ по состоянию здоровья. В таком случае, к нему будет применен другой .

Особенности

Особенности этого вида наказания заключаются в том, что, во-первых, оно позволяет осужденному не отрываться от общества .

Его повседневная жизнь претерпевает небольших изменений, которые касаются необходимости выделять некоторое время на выполнение обязательных работ.

Во-вторых, осужденный, отбывая обязательные работы, как будто меняет время пребывания в местах лишения свободы на время отбывания на обязательных работах. При чем, для него действует весьма выгодный тариф: 8 часов таких работ за день лишения свободы .

В зачет идет только время, которое бы осужденный мог бы работать, находясь в местах лишения свободы.

Но очевидно, что оставшиеся 16 часов в тюрьме , которые бы осужденный мог бы проводить после работы, отдыхом и приятным времяпрепровождением не назовешь.

Кому назначаются?

Данное наказание назначается лицам, совершивших уголовно-наказуемое деяние небольшой и средней тяжести .

Но их запрещено назначать для следующих категорий лиц:

  • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
  • лицам с инвалидностью первой группы;
  • призывникам, которые проходят срочную службу, а также военнослужащим-контрактникам, которые на момент назначения наказания не закончили назначенный им срок службы.

На какой срок?

Выше указывалось, что суд, вынося приговор, не указывает вид обязательных работ. В приговоре устанавливается только их размер.

Минимальный размер , на который может рассчитывать подсудимый — 60 часов этих работ , максимальный – 480 часов .

Если суд устанавливает срок этих работ по совокупности различных преступлений, то конечный размер работ не может быть выше, чем это установлено в Уголовном Кодексе. Если в приговоре количество часов обязательных работ будет больше, чем 480 часов , то данный приговор будет считаться незаконным.

Что будет в случае злостного уклонения?

Осужденного в обязательном порядке знакомят с внутренним распорядком организаций, где ему придется работать и отчитываться за свою работу.

Для него составляют график , по которому он будет работать. Все отработанные им часы строго фиксируются и контролируются .

Орган местного самоуправления, организация, предприятие, где будет работать осужденный, обязаны ознакомить его с техникой безопасности и следить за ее выполнением.

О том, как работает осужденный, сколько часов им проработано, его поведении и случаях уклонения докладывается в уголовно-исправительную инспекцию . Если осужденный допускает нарушения или уклоняется от отбывания наказания, то он предупреждается о том, что данный вид наказания может быть заменен на другой.

Если он не реагирует на предупреждения и допускает злостное уклонение от отбывания наказания , то уголовно-исправительной инспекцией направляется в суд представление с ходатайством о замене вида наказания.

Что же законодатель подразумевает под злостным уклонением ?

Под этим понятием понимается невыход более двух раз на протяжении месяца на назначенные по графику работы без уважительной причины , а также, если трудовая дисциплина на протяжении месяца нарушалась более двух раз.

И, наконец, если осужденный скрылся от того, чтобы нести назначенное ему наказание и о его месте нахождения ничего не известно ни администрации учреждения, где ему назначены работы, ни уголовно-исправительной инспекции. Он может быть задержан на срок до двух суток , а по решению суда этот срок может быть продлен на месяц.

Статьи Уголовного и уголовно-процессуального кодекса РФ содержат в себе информацию о правонарушениях и наказаниях, положенные за их совершение, причем суд может определить одновременно два типа: основной и дополнительный. Очень часто в отношении подсудимых используется такая мера наказания, как исправительные работы. Стоит рассмотреть их поподробнее.

Термин исправительные работы, как вид уголовного наказания, объясняется положениями пятидесятой статьи УК РФ. Они применялись еще в восемнадцатом веке в виде ссылки на каторги. В наше время это понятие претерпело некоторые изменения.

Исправительные работы – что это такое?

Упомянутая статья УК РФ содержит в себе следующие положения, касающиеся их:

  1. Они могут быть применены в качестве наказания за совершенное правонарушение. В ситуациях, когда у подсудимого имеется постоянное место трудоустройства, то он продолжает трудиться там. В других случаях место исполнения наказания устанавливается местными учреждениями самоуправления, которые дополнительно согласовывают свое решение с уголовно-исполнительными отделениями. В процессе этого обязательно соблюдается условие, суть которого заключается в том, что обвиняемый должен выполнять наказание по месту регистрации.
  2. Срок исправительных работ составляет от двух месяцев до двух лет.
  3. В период исполнения наказания из трудового вознаграждения гражданина взимаются денежные средства. Размер отчислений определяется приговором суда. Минимальное значение издержек в процентном соотношении составляет 5 %, максимальное – 20.

Виды исправительных работ

Исправительные работы классифицируются на два типа:

  • исполняемые в месте официального трудоустройства;
  • исполняемые в местах, установленных учреждениями местного самоуправления.

Исправительные работы, которые отбываются по месту официального трудоустройства гражданина, по факту, являются штрафом. Единственная его отличительная черта - это то, что он выплачивается не единоразово, а несколькими платежами. На практике это происходит путем отчисления установленной приговором части заработной платы в государственный бюджет.

Исправительные работы, назначаемые при отсутствии официального места ведения трудовой деятельности у обвиняемого, исполняются им в месте, установленном органами самоуправления. Чаще всего они выполняются в сельской местности. В плане эффективности этот тип достаточно плох, так как гражданин вынужден работать в незнакомой обстановке и коллективе, что, естественно, сказывается на уровне его производительности.

За какие правонарушения назначается описываемая мера наказания

Как правило, исправительные работы назначаются за преступления, которым присвоена классификация небольшой и тяжести, или же за завершение аналогичного правонарушения в первый раз.

В ситуациях, когда в ходе судебного разбирательства была принята мера наказания в виде лишения свободы, однако если в дальнейшем суд постановил наличие возможности исправления осужденного без ограничения свободы, то он может заменить наказание на описываемое.

Исправительные работы – это наказание за совершенное преступление, следовательно, они назначаются гражданам, совершившим какое-либо правонарушение. Согласно общепринятым правилам, исправительные работы назначаются в качестве наказания и для несовершеннолетних. К ним может быть привлечено лицо в возрасте от шестнадцати лет (в ряде ситуаций – от четырнадцати).

В действующем законодательстве также имеются статьи, на основании которых для определенных категорий населения минимальный возраст для назначения этой меры в качестве наказания повышается. Это правило действует для граждан, отстающих в развитии в психическом плане, однако это не касается лиц, страдающих различными психическими расстройствами.

К таковым относятся:

  1. инвалиды первой категории;
  2. женщины в положении или же имеющие одного или более детей в возрасте до трех лет;
  3. граждане, подлежащие призыву к прохождению срочной службы в армии;
  4. граждане, проходящие службу в армии на основании заключенного контракта (в случае, если он еще действует).

Таким образом, исправительные работы, используемые в качестве меры наказания за совершенные преступления, не могут применяться к лицам с ограниченной дееспособностью, а также к людям, которые, в силу положения, не могут вести дополнительный вид деятельности, отличный от основного.

Порядок исполнения и ответственность за неисполнение данного вида наказания

В случае если в отношении обвиняемого был вынесен приговор, на основании которого ему была назначена описываемая мера за совершенное правонарушение, то первым делом ему необходимо встать на учет в инспекции по исполнению приговоров по месту проживания. Порядок постановки учета регулируется и регламентируется седьмой главой уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В упомянутом учреждении осужденному потребуется сообщить сведения о своем месте трудоустройства для того, чтобы сотрудники инспекции направили туда решение суда с указанием срока наказания и размера заработной платы в процентном соотношении, которая будет удерживаться в пользу государства.

В случае если осужденный не обладает официальным местом трудоустройства, то сотрудники инспекции самостоятельно подберут его. Как правило, прав выбора того или иного вида деятельности в такой ситуации у осужденного нет.

Важно! Исправительные работы устанавливаются на максимальный срок в два года. Минимальное значение равняется двум месяцам. В ситуации, когда срок наказания превышает годовую отметку, то у осужденного появляется право законного отпуска на восемнадцать дней. Во всех остальных случаях отпуск ему не предоставляется.

Любые нарушения, допущенные в ходе отбывания приговора, в том числе и прогулы, могут повлиять на его содержание: замену исправительных работ лишением свободы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает следующие типы нарушения:

  • непосещение исполнительной инспекции для отметок;
  • прогулы;
  • невыход на службу в течение пяти дней с момента подбора места деятельности в инспекции;
  • выход в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

При выявлении первого такого нарушения осужденный получает предупреждение. В случае если оно повторяется, то используемая мера наказания заменяется на более жесткую. Список возможных замен предусматривается судом в момент вынесения приговора. В большинстве случаев заменой является лишение свободы или принуждение к выполнению изначального приговора.

В заключение

Как можно понять из вышеизложенной информации, основной целью использования исправительных работ является направление подсудимого гражданина на путь исправления, предоставив ему шанс отработать совершенное правонарушение, при этом находясь по основному месту жительства, а не в местах лишения свободы.

Курсовая по уголовному праву(общая часть) на тему «исправительные работы как вид уголовного наказания»

Введение……………………………………………………………………....3

I) Понятие исправительных работ……………………………….................4

II) Цели исправительных работ как вида уголовного наказания................8

III) Порядок исполнения наказания……………………………...................14

Заключение……………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………….25

Введение

Достижение целей наказания, как меры воздействия на того, кто совершил преступление, во многом, как уже отмечалось, обеспечивается соблюдением принципа индивидуализации. А это, в свою очередь, возможно лишь при наличии в законе широкого спектра разных видов наказаний. Именно в законе, поскольку перечень наказаний определяет закон (ст. 2 УК). Значение исчерпывающего перечня состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которого в нем нет.

По возможности определения срока все виды наказаний можно разделить на две группы: срочные (исправительные работы, обязательные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе, ограничение свободы, лишение свободы) и разовые (одноактные - штраф, конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь). При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ.

Исправительные работы - традиционный для уголовного права нашей страны вид наказания. В новом УК РФ исправительные работы предусмотрены в санкции 83 составов преступлений. Кроме того, в 20 составах против военной службы указаны санкции в виде ограничения по военной службе, назначаемые вместо исправительных работ. Рассмотрим более подробно вид уголовного наказания - исправительные работы.

Понятие исправительных работ

Исправительные работы как вид уголовного наказания заключаются в принудительном привлечении осужденного к труду по основному месту его работы на срок, указанный в приговоре, с удержанием в доход государства определенной доли его заработка (ст.50УК). Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК. В содержании этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма уголовного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации (учреждении, предприятии), где он работал до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условиях и со стороны близких. В то же время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью по срав­нению с обязательными работами, главным образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательный характер исправительных работ проявляется, во-первых, в обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, как уже было сказано, в материаль­ном воздействии - удержании части его заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности. Преступления нередко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую должность, на новое место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся там, где работает осужденный. Уголовный кодекс устанавливает предельные сроки исправительных работ - от двух месяцев до двух лет (ч. 1 ст. 50). Регламентируются в УК и размеры удержаний из заработка осужденного: они установлены в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50).

Предусмотрена также ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. З ст.50УК). Как видно из текста закона, при замене исправительных работ другим, более строгим наказанием соотношение их (кратность) определяется степенью тяжести того наказания, которым они заменяются. Поскольку наиболее суровым из них является лишению свободы, закон устанавливает соотношение один к трем.

Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции. Порядок их исполнения регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры обращаются к исполнению не позднее 15 дней со дня поступления в инспекцию распоряжения суда. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет, осужденные контролируют соблюдение ими условий отбывания наказания и исполнение предписаний приговора. Администрация по месту работы осужденного осуществляет контроль за поведением осужден­ных, производит удержания из зарплаты осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке, уведомляет инспек­цию о переводе осужденного на другую работу или увольнении, об уклонении его от отбывания наказания и т.п., применяет меры поощрения и взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать ус­тановленный порядок и условия отбывания наказания, добросо­вестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности и запре­ты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться само­стоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он не вправе отказываться от предложенной центром занятости работы. Осуж­денному в период отбывания наказания запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. Во время отбывания наказания осужденному админи­страцией предприятия, где он работает, по согласованию с инспек­цией предоставляется очередной отпуск продолжительностью 18 дней.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность возложения на осужденных к данному виду наказа­ния дополнительных обязанностей и запретов. К их числу относят­ся (с учетом степени и характера опасности преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания): запрещение пребывать вне дома в определенные часы, выезжать с места жительства в выходные дни, а также в период отпуска, пребывать в определенных местах города (округа); обязанность до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию (обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев). В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам; при длительной болезни инспекция входит с представлением в суд об освобождении его от отбывания наказания. В то же время в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не работал (кроме случаев болезни), а также время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением. За хорошее поведение и добросовестный труд осужденным могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов (см. ст. 45 УИК).

Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, за нарушение порядка и условий отбывания данного наказания к осужденным может применяться взыскание в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы о злостном уклонении от отбывания наказания инспекция на­бавляет в суд представление о замене этого наказания другим. Злостным уклонением уголовно-исполнительный закон считает: повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения либо если осужденный скрылся с целью уклониться от отбывания наказания. В Федеральном законе “О введении в действие Уголовного ко­декса Российской Федерации” от 13 июня 1996 г. в связи с тем, что новый УК предусматривает отбывание исправительных работ только по месту работы, предписано, что лицам, осужденным к исправительным работам не по месту работы осужденного (по ст. 27 УК 1960 г.), назначенное наказание заменяется штрафом в размере суммы, подлежащей удержанию в доход государства. Выплаченные на момент введения в действие УК суммы подлежат зачету. Назначенный в этом случае штраф не может превышать максимального размера штрафа, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. По содержанию исправительные работы относятся к подсистеме наказаний, ограничивающих трудовые и связанные с ними экономические права. По самостоятельности назначения - к основным, по срочности - к срочным видам наказания. Исправительные работы отнесены законодателем к основным видам наказания. Как таковые они могут применяться лишь в случаях, когда предусмотрены санкцией статьи Особенной части. Кроме того, исправительные работы могут быть определены осужденному в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе (ст. 64), и при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65). При отбывании исправительных работ труд является принудительным, о чем свидетельствуют соответствующие нормы УИК РФ, предусматривающие ряд ограничений в процессе трудовой деятельности осужденного.

Исправительные работы могут отбываться только трудоспособными осужденными. Поскольку Трудовой кодекс РФ устанавливает, что привлекаться подростки, как правило, начиная с 16-летнего возраста, следует признать, что данное наказание не может назначаться лицам моложе этого возраста. Достоинство данного наказания в том, что оно приведет к трудоустройству неработающих осужденных. Вместе с тем, большинство осуждавших к этому наказанию к моменту осуждения имели работу. Им нельзя будет назначить исправительные работы. Суд фактически встает перед дилеммой: лишение свободы или штраф, ибо предусмотренные в УК обязательные работы, ограничение свободы и арест, помещенные между штрафом и лишение свободы, не применяются, поскольку ни арестных домов, ни исправительных центров, ни полноценных уголовно-исполнительных инспекций, способных исполнять контроль за исполнением обязательных работ, в уголовно-исполнительной системе пока еще нет. Не предусмотрено для этого и финансовых ассигнований. Если учесть финансовое положение многих осужденных, которые попросту не смогли бы заплатить штраф, становится ясно, что многие из них окажутся в местах лишения свободы. В итоге применение исправительных работ может сократиться.

Цели исправительных работ как вида уголовного наказания

Цель наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, т.е. достижение социальных результатов, к которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

Согласно ст.43 УК Уголовного Кодекса РФ 1996 года «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений». Причём, «наказание не ставит перед собой цель причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах). Впервые подобное определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Согласно Уложению наказание должно преследовать три цели:- восстановление социальной справедливости,- исправление,- устрашение.

Цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказание виновного должно свидетельствовать о торжестве справедливости и законности в обществе; сама деятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.

Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы. На цель исправления обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда от 11.07.72 г. №5 «О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы»- наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества; подчёркивается, что назначение этого наказания является эффективным средством исправления правонарушителей. А в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким» имеются указания – в пункте 2 говориться, что «доказательством исправления осуждённого служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних – и к обучению».

Новый УК от 1996 года не связывает цель исправления с перевоспитанием, т.к. воспитание – это длительный процесс, который длится всю жизнь и поэтому нереально ожидать от осуждённого перевоспитания за 3-5 лет. Важно, чтобы он не совершал новых преступлений, а по какой причине – из-за боязни наказания или в силу внутренней нравственной переоценки – не столь важно. Традиционно наиболее важными целями наказания считается общее и специальное предупреждение преступления. Учёные считают, что предупредительная значимость наказания – не в его жестокости, а в его неотвратимости. Предупредительное воздействие наказания состоит из общего и частного предупреждения. Общее предупреждение подразумевает, что принудительное воздействие на осуждённого имеет следствием то, что другие лица удержаться от такого же преступного посягательства в дальнейшем. Под частным предупреждением понимается профилактика совершения новых преступлений самим осуждённым.

Существуют две точки зрения о задачах частного предупреждения:1) её задача состоит в создании особых условий во время отбывания наказания, исключающих мысль о возможности совершить новое преступление;2) под частной превенцией понимается создание условий, устраняющих возможность совершить преступления только во время наказания. Частное предупреждение следует отличать от исправления. При исправлении основная задача заключается в том, чтобы впредь не совершались преступления, а при частном предупреждении главным является показать преступнику, что за его противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан.

В современной уголовной политике в области применения наказания существуют три направления, по которым реализуется цель предупреждения:1) сокращение реального применения лишения свободы;2) расширение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего исправительных работ и штрафа;3) дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы.

Цели наказания достигаются органическим единством его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Также не менее значимо и надлежащее исполнение назначенного наказания. На сегодняшний день законодатель закрепил ставшую традиционной в теории уголовного права концепцию наказания - меры государственного принуждения. Исправительные работы предусмотрены санкциями ст.115,118,125,129 и др. за нетяжкие преступления (умышленное причинение легкого вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности и др.). Исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части. В связи со сложностями экономического развития в России применение данного вида наказания в последние годы уменьшается. Например, если в 1992 г. этот вид наказания был назначен 19,5% осужденным, то уже в 1993 г. - 18,1%. В 1994г. - 14,8%. в 1995 г. - 9,4%. в 1996 г. - 8,2%.Так, в 2002 г.-5% .

Серьезные изменения в системе наказаний произошли с принятием УК РФ 1996 года. Видами наказания теперь являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Следует сказать, что уголовное законодательство Российской Федерации содержит наибольшее количество наказаний по сравнению с другими развитыми странами мира. В зарубежных государствах применяются два - четыре основных наказания, в их числе лишение свободы, штраф и смертная казнь (там, где она не отменена). В УК РФ - тринадцать видов наказания. Теоретические исследования, анализ практики исполнения отдельных наказаний, изучение истории и опыта применения зарубежного уголовного законодательства позволяют заявить, что обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы для применения в борьбе с преступностью не имеют.

В ст. 21 УК РСФСР 1960 года виды наказаний перечислялись от более строгих к менее строгим, а в УК РФ 1996 года они расположены в обратном порядке. На первый взгляд, ничего тут особенного нет, от перемены мест ничего не меняется. Однако это не так. В уголовном законодательстве порядок размещения видов наказания имеет важное правовое значение. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 80 УК РФ при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК. Часть 1 ст. 60 УК предписывает, что при назначении наказания суд должен соблюдать требования закона: "...более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания". Закон предусматривает, что исправительные работы являются более суровым видом наказания, чем штраф. Казалось бы, что это аксиома, но на практике она подвергается сомнению.

Так, по ч. 1 ст. 158 УК судом может быть назначен в качестве основного вида наказания как штраф от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, так и исправительные работы от одного года до двух лет .Возьмем минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 158 УК, т.е. 200 минимальных размеров оплаты труда. Представим, что минимальным размером оплаты труда является 100 руб. Значит, осужденный должен будет заплатить штраф в размере 20 тыс. рублей. Возьмем и нижнюю границу удержания при исправительных работах, т.е. пять процентов от месячной заработной платы.

Представим, что средняя месячная зарплата составляет 800 руб. Поэтому осужденный к исправительным работам будет ежемесячно платить 40 руб. Если он осужден к одному году исправительных работ, то уплатит всего 480 руб. Рассмотрим другой вариант: виновное лицо осуждено к максимальному размеру штрафа - к 700 минимальным размерам оплаты труда, т.е. ему придется уплатить 70 тыс. рублей штрафа. Если же виновный будет осужден к двум годам исправительных работ с удержанием из заработной платы двадцати процентов ежемесячно, то за два года он выплатит всего 3840 руб. Эти несложные расчеты говорят о том, что штраф для лица, совершившего преступление (например - кражу), является более строгим видом наказания, чем исправительные работы, и материальные последствия для него при штрафе более серьезны. Существующее положение противоречит еще и следующему. Согласно ч. 5 ст. 46 УК в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется исправительными работами. По замыслу законодателя замена штрафа исправительными работами является мерой, усиливающей наказание. Приведенный расчет свидетельствует об обратном. Изучено более 50 приговоров, вынесенных по ч. 1 ст. 158 УК, по которым назначено наказание в виде исправительных работ. При этом ни в одном приговоре суд не объяснял, почему им был избран такой вид наказания, а не более мягкий, т.е. штраф. Нет сомнения, что суд поступает так именно потому, что исправительные работы - фактически более мягкий вид уголовного наказания, чем штраф.

Рассмотрим более подробно вид уголовного наказания - исправительные работы.Карательный характер этого вида наказания связан с определенным ограничением трудовых и экономических прав осужденного. Это проявляется прежде всего в том, исправительные работы предполагают принудительный труд, что не всегда может совпадать с трудовыми интересами виновного. Например, в процессе отбывания наказания осужденный к исправительным работам не может по собственному желанию уволиться без письменного разрешения уголовно- исполнительной инспекции, срок отбывания исправительных работ не засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж. Дополнительные ограничения может наложить и уголовно-исполнительная инспекция - с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужденного и других обстоятельств, в частности, запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, обязать его являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Такие ограничения также входят в карательную составляющую исправительных работ как вида уголовного наказания.

В юридической литературе встречается мнение о том, что исправительные работы представляют собой замаскированный штраф, взимаемый в рассрочку. Внешне это действительно выглядит так. Однако есть и существенные различия. Так, если штраф - это обычно единовременное взыскание, то исправительные работы протяженны по времени; штраф не сопряжен с ограничениями трудовых прав, а исправительные работы, как было показано, сопряжены; штраф может быть и основным, и дополнительным видом наказания, в то время как исправительные работы - только основным; штраф может назначаться и нетрудоспособным лицам, а исправительные работы - только трудоспособным лицам. Соответственно не могут быть идентичными и специфические цели штрафа и исправительных работ. Не могут совпадать такие цели исправительных работ и лишения свободы, несмотря на то что в обоих случаях имеет место принудительный труд, так как отбывание наказания в случае исправительных работ отбывается без изоляции осужденного от общества.

С учетом изложенного полагаю, что специфической целью исправительных работ как вида уголовного наказания является привлечение осужденного к принудительному труду, сопряженное с частичной компенсацией как прямого материального ущерба, так и ущерба нематериального характера, причиненного преступлением, и исправительным воздействием на осужденного.

Порядок исполнения наказания

Исполнение наказания в виде исправительных работ регламентируется ст. 39-46 УИК РФ и реализуется уголовно-исполнительными инспекциями. Инспекция не позднее 15 дней со дня получения соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) обязана привлечь осужденного к отбыванию наказания по основному месту работы.

Исправительные работы сейчас существуют лишь одного вида - по месту работы осужденного и выражаются в ряде право ограничений лица, отбывающего данный вид наказания (удержания из заработной платы в размере, установленном приговором суда, запрещение увольнения с работы по собственному желанию, ежегодный отпуск предоставляется лишь в размере 18 рабочих дней). Осужденный может уволиться с работы по собственному желанию лишь с письменного разрешения инспекции (с проверкой обоснованности причин увольнения); отказ в увольнении должен быть мотивированным, он может быть обжалован осужденным в установленном порядке.

Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. Если осужденный не имеет работы, то он обязан устроиться на работу самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им, а также администрации организаций, где работают осужденные, порядок и условия отбывания наказания и требования приговора. Инспекции проводят с осужденными воспитательную работу, контролируют их поведение, применяют меры поощрения и взыскания, а также устанавливают дополнительные обязанности и запреты. В необходимых случаях они направляют осужденных в службы занятости для трудоустройства, дают разрешение на увольнение по собственному желанию, принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин. Инспекции проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Кроме того, инспекции в случае злостного уклонения осужденных от отбывания исправительных работ могут входить в суд с представлением о замене исправительных работ другим более строгим видом наказания. Для осужденных, отбывающих исправительные работы, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, их личности, поведения во время отбывания наказания в целях предупреждения совершения новых правонарушений, уголовно-исполнительная инспекция вправе запретить пребывание осужденного вне дома в определенное время суток, запретить ему покидать место жительства в выходные дни, а также во время отпуска либо пребывать в определенных местах района, города. Кроме того, может обязать осужденного до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. Все эти обязанности и запреты могут быть установлены на срок до шести месяцев, а в случае необходимости продлены на такой же срок в пределах срока отбывания исправительных работ.

Отсутствие работы у осужденного не освобождает его от исполнения возложенных на него обязанностей и соблюдения запретов. Основными обязанностями осужденных к исправительным работам являются соблюдение порядка к условий отбывания наказания, добросовестное отношение к труду, исполнение возлагаемых на них дополнительных обязанностей и устанавливаемых запретов, а также являться по вызову в инспекцию.

Закон определяет, что срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания . Осужденный обязан отработать все рабочие дни, приходящиеся на календарный месяц, если он этого не сделал без уважительных причин, то отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки количества рабочих дней. Уважительными причинами признаются все случаи невыходов на работу, при которых сохраняется заработная плата, либо лицо было признано безработным. Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из инспекции копии приговора суда и других документов. При суммарном учете рабочего времени срок наказания исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. В срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал без уважительных причин, а также время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним. Не засчитывается в срок наказания, кроме того, и время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время пребывания под стражей по другому делу.

Если осужденный заболел тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, инспекция направляет в суд представление об освобождении от отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной, инспекция также входит в суд с представлением об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Закон возлагает на администрацию организации, в которой работает осужденный, определенные обязанности: правильно и своевременно производить удержания из его заработной платы и перечислять удержанные суммы в соответствующий бюджет, осуществлять контроль за поведением осужденного на производстве и содействовать инспекции в проведении воспитательной работы; соблюдать условия исполнения и отбывания наказания, установленные правовыми нормами. Кроме того, администрация обязана уведомлять инспекции о примененных мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно сообщать о переводе осужденного на другую должность или о его увольнении с работы. За неисполнение указанных обязанностей соответствующие должностные лица могут быть привлечены к ответственности. В случае ухудшения материального положения осужденного инспекция, сам осужденный, администрация организации, в которой он работает, могут обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного. Суд принимает решение о таком снижении с учетом всех доходов осужденного.

В качестве мер поощрения инспекция может сократить сроки и объем обязанностей и запретов, которые были применены к осужденному. Кроме того, к осужденным, доказавшим свое исправление, может быть применена такая мера поощрения, как представление к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания являются: не поступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока; неявка в инспекцию без уважительных причин; нарушение установленных обязанностей и запретов; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В качестве взыскания инспекция может в письменной форме предупредить о замене исправительных работ другим более строгим видом наказания. Если осужденный повторно после объявления ему предупреждения нарушил порядок и условия отбывания наказания либо скрылся с места жительства и местонахождение его неизвестно, то такой осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск к может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток. В отношении таких осужденных инспекция направляет в суд представление о замене не отбытой части исправительных работ другим видом наказания - ограничением свободы (из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ), арестом (из расчета один день ареста за два дня исправительных работ) и лишением свободы (из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ).

Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Статья 42 УИК РФ регламентирует исчисление срока исправительных работ. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу. Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Статья 43 УИК определяет обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам. На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: · правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; · контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; · уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44 УИК определяет порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Статья 46 УИК РФ определяет ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: · неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; · неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; · прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Согласно ч.5 ст. 50 исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Существенной новеллой в новой редакции УК РФ является то, что исправительные работы назначаются только лицам, не имеющим постоянного места работы. Данная новелла направлена на увеличение эффективности применения уголовного наказания. Работающим лицам в этом случае может быть назначена более действенная мера наказания, которая окажет на них более ощутимое воспитательное воздействие. В данном случае возможно назначение обязательных работ, которые осужденный обязан отбывать во время свободное от основной работы на различных муниципальных объектах. В то же время, работающим лицам может быть назначено наказание в виде штрафа, которое по замыслу законодателя окажет более существенное воспитательное воздействие на осужденного, чем ранее применяемое наказание в виде исправительных работ, которое осужденные отбывали по основному месту работы. Назначение наказания в виде исправительных работ лицам, не имеющих постоянного места работы имеет своей целью обеспечить их социальную адаптацию с одной стороны, и оказать помощь органам местного самоуправления в укомплектовании малопрестижных вакансий на предприятиях муниципальной сферы, для работы на которые по замыслу законодателя должны направляться лица осужденные к исправительным работам. В данном случае законодатель по своему содержанию в плане места отбывания наказания приблизил исправительные работы к обязательным работам. Хотя возможно, было более бы целесообразным исключить их вообще из системы наказаний, полностью заменив обязательными работами как это делается и очень эффективно в странах Европы. В данном случае по отношению к осужденному наряду с карательной функцией выполняется социальная функция, заключающаяся в трудоустройстве. В данном случае законодатель не сделал никаких ограничений по профилю организаций, куда трудоустраивается осужденный – унитарное предприятие, коммерческое предприятие (ООО, АО и т.д.) или ПБОЮЛ. Подразумевается, что главным фактором в данном случае является факт заключения трудового договора. Весь вопрос в том, захочет ли работодатель заключить с таким работником трудовой договор.

В теории российского уголовного права исправительные работы оценивались неоднозначно. Так, М.М.Исаев считал исправительные работы, отбываемые по месту работы, имущественным взысканием, замаскированным штрафом . В.Д.Меньшагин также называл исправительные работы замаскированным штрафом, взимаемым в рассрочку. Он пришел к выводу, что исправительные работы - более мягкое наказание, чем собственно штраф, так как соответствующая сумма уплачивается осужденным не сразу . Вместе с тем исправительные работы отличаются от штрафа следующими признаками: · По характеру исполнения - штраф, как правило, единовременное взыскание (за исключением рассрочки платежа), исправительные работы, протяженные во времени. · По социально-правовым последствиям - исправительные работы влекут за собой некоторые ограничения в трудовой деятельности, штраф таких ограничений не влечет. · По порядку исполнения этих видов наказания в случае уклонения от них осужденного - исправительные работы могут быть заменены ограничением свободы или лишением свободы, штраф этими видами наказания заменен быть не может. · Исправительные работы - только основной вид наказания, в то время как штраф может быть и основным, и дополнительным. · Исправительные работы не могут назначаться нетрудоспособным, штраф может быть назначен и таким лицам.

Заключение

Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практики применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем.

Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.

При характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений следует выделить прежде всего ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.

1. Дементьев С.Н. Исправительные работы как меры уголовного наказания. Краснодар.2000.

2. Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Рарог А.И. "Уголовное право", М.: Мунускрипт,2003.

3. Здравомыслов В.М. Уголовное право. Общая часть. М.2005.

4. Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. - М.,2006.

5. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов М., 2003

6. Конституция РФ 1993. М.,2007.

7. Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / Законность. 1999. № 10.

8. Куринов "Научные основы квалификации преступле­ний. Учебное пособие для студентов", М.: Издательство МГУ 1984

9. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М.2006.

10. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогенная ситуация / Российская юстиция. 1999. № 8.

11. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. М.,2007.

12. Уголовное право. /Под редакцией Козаченко И. Я. - М.: НОРМА,2006.

13. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ

14. Уголовный Кодекс РФ

15. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.2006.

С. 6 - Таганцев Н.С. Русское уголовное право./ Лекции. Часть общая: В 2 т. М., 2006

Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов
М., 2003

С. 4 - Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Пособие к лекциям. Часть общая.
СПб, 2005

Уголовно- исполнительный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 N 11-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 16.03.1999 N 49-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 19.06.2001 N 85-ФЗ, от 11.06.2003 N 75-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ). "Российская газета" от 16.01.1997.

Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.

Меньшагин В.Д. О принудительных работах по месту работы//Социалистическая законность. 1938. N 12