МБДОУ Детский сад № 3г. Бийск
«Рабочая программа по развитию речи в подготовительной группе»
В материале представлена рабочая программа для подготовительной группе детского сада по развитию речи.
Образовательная область «Речевое развитие»
Рабочая программа по дисциплине «Развитие речи» подготовительная к школе группа (6-7 лет) на 2016-2017 гг.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплине «Развитие речи» (далее – Программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 3», разработана с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и охватывает следующие образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Содержание Программы включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Работа с воспитанниками направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В подготовительной к школе группе Программой предусматривается психолого-педагогическая работа:
Развивающая речевая среда. Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими образовательными областями:
- Познавательное развитие . Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного).
- Физическое развитие. Развитие мелкой моторики обеих рук. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Тип программы: программа дошкольного образования.
Статус программы: рабочая программа по дисциплине «Развитие речи».
Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (далее – ООД).
Режим ООД:
Таблица ООД
Методы педагогической диагностики (мониторинг): наблюдение, беседа.
Характеристика возможных достижений ребенка:
- Участвует в коллективном разговоре: задает вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте, событии, явлении. Является доброжелательным собеседником, говорит спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости.
- Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Пересказывает и драматизировать небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование
Блок | Месяц | Тема недели | Тема ООД | Дата проведения | Кол-во часов | Программные задачи | Учебно-методический комплекс |
День знаний | Сентябрь | 1. День знаний. Мы будущие первоклассники. | 1 | ||||
2.Любимый детский сад. Что нас окружает? | 1 | ||||||
3.Детский сад. Кто встречает нас в детском саду? Труд взрослых. | Подготовишки | 1 | Побеседовать с детьми, о том как теперь называется их группа и почему, выяснить хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. | 1,14 | |||
Осень |
Октябрь |
4.Осенняя пора. Лес осенью. | Сегодня так светло кругом! | 1 | Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. | 1, 31 | |
1.Что нам осень подарила? Труд людей осенью. | Пересказ рассказа В. Сухомлинского
«Яблоко и рассвет» |
1 | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа. | 1, 34 | |||
2.Домашние животные и птицы. | Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | 1 | Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь». | 1, 45 | |||
Мой город. Моя страна. Моя планета. | 3.Мой родной край. Город Бийск. | Составление рассказа по картине «В школу» | 1 | У
чить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка,
кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. |
2, 135 | ||
4.Транспорт. Безопасность на улице. | Беседа о А. Пушкине | 1 | Рассказать о великом русском поэте, вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. | 1, 21 | |||
День народного единства. | Ноябрь | 1.Я человек. Мои права. | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.
Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования. Развивать творческое воображение. |
2, 165 | |
2.Родная страна. Символы России. | Заучивание стихотворения З. Александровой « Родина» | 1 | Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить поизведение. | 1, 74 | |||
3.Родная страна. Москва – столица нашей Родины. | Чтение сказки А. Ремизова « хлебный голос» | 1 | Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствование умений детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | 1, 28 | |||
4.Моя семья. День матери. | Работа с сюжетной картиной | 1 | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | 1, 20 | |||
Новый год | Декабрь | 1.Зима. Зимушка-зима. | Здравствуй, гостья – зима! | 1 | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. | 1, 52 | |
2.Зима. Зимующие птицы, животные зимой. | Лохматые и крылатые | 1 | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. | 1,67 | |||
3.Электроприборы. Пожарная безопасность. | Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» | 1 | Познакомить детей со сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». | 1, 37 | |||
4.Новогодний праздник. | Новогодние встречи | 1 | Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. | 1, 50 | |||
Зима | Январь
Февраль |
1.Неделя здоровья. | Составление рассказа по картинам «Не боимся мы мороза» | 1 | Учить рассказывать по картине,не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Знакомить с многозначностью слов. | 2, 163 | |
2.Зимние забавы. Спорт | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | 1 | Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
Развивать творческие способности, фантазию, память. Воспитывать доброе отношение друг к другу. |
2, 175 | |||
3.Одежда, головные уборы, обувь. | Произведения Н. Носова | 1 | Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей». | 1, 50 | |||
1.Животные и птицы Севера и жарких стран. | Пересказ сказки «Лиса и козёл» | 1 | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | 1, 72 | |||
День защитника Отечества | 2.Профессии пап. | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | 1 | Учить составлять коллективный рассказ-описание. Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательным наклонении.
Развивать творчество, воображение, память. Воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей. |
2, 203 | ||
3.Родная страна. Наша Армия. | Вот такая история. | 1 | Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. | 1, 27 | |||
Международный женский день |
Март |
4.Предметы ближайшего
окружения. Мебель, посуда. |
Тяпа и Топ сварили компот. | 1 | Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | 1, 44 | |
1.Международный женский | Составление текста- поздравления | 1 | Учить составлять текст-поздравление.
Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес детей к слову. |
2, 196 | |||
2.Профессии мам. | Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» | 1 | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы и познакомить с новым. | 1, 43 | |||
Народная культура и традиции | 3.Народная культура и традиции. | Небылицы – перевертыши | 1 | Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желания сочинять свои. | 1, 29 | ||
4.Мой край. Культура и традиции. | Русские народные сказки | 1 | Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. | 1, 26 | |||
5.Неделя детской книги. Международный день театра. | Сочинение сказки на заданную тему | 1 | Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра.
Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование. Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Развивать память, наблюдательность. Воспитывать любовь к окружающей природе. |
2, 196 | |||
Весна | Апрель | 1.Весна. Пробуждение природы. | Весна идет, весне дорогу! | 1 | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | 1, 65 | |
2.Весна. Прилет птиц, животные весной. | Описание пейзажной картины | 1 | Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.
Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Учить придумывать предложения и поизносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного. Воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин. |
2, 201 | |||
День Победы | 3.Планета. Космос. День космонавтики. | На лесной поляне | 1 | Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь. | 1, 29 | ||
4.Подводный мир. Мир растений. Красная книга. | Подводный мир | 1 | Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. | 1, 37 | |||
1.Родная страна. День победы. | Для чего нужны стихи | 1 | Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. | 1, 18 | |||
До свидания, детский сад. Здравствуй школа. | 2.Насекомые. | Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» | 1 | Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.
Учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе. Давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса. Развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитывать чувство прекрасного. |
2, 206 | ||
3.Лето. | 1 | ||||||
4.До свидания, детский сад. Здравствуй школа! | 1 |
Раздел 3. Учебно-методический комплекс
3.1. Методические пособия
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа.
3.2. Электронные образовательные ресурсы
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
3.3. Рабочие тетради
Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа.
3.4. Наглядно-дидактические пособия
Плакаты: «Алфавит»
Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один - много»; «Словообразование»; «Ударение».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию речи «Говорушки»
Кемерово
УТВЕРЖДЕНА
«___»____________2016г.
на педагогическом совете
МБДОУ № 165
Составитель: Соболева А.В., воспитатель МБДОУ № 165
Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки», 2016 г.,
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.
Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
- осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- принцип развивающего обучения;
- принцип сочетания научности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип.
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.
Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.
Тематический план работы кружка «Говорушки»
Тема | К-во занятий | Месяц |
|
«Здравствуй, осень!» | сентябрь |
||
«Зайчик в гостях у детей» | сентябрь |
||
сентябрь |
|||
«Я - человек» | сентябрь |
||
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | октябрь |
||
октябрь |
|||
«Дары осени» | октябрь |
||
«Нас приручил человек» | октябрь |
||
«Моя малая Родина» | ноябрь |
||
Рассказывание по картине | ноябрь |
||
«Вежливые слова» | ноябрь |
||
Разучивание стихотворения | ноябрь |
||
декабрь |
|||
декабрь |
|||
Пересказ сказки | декабрь |
||
«Моя любимая игрушка» | январь |
||
«Как зайчонок нашёл маму» | январь |
||
февраль |
|||
«В мире профессий» | февраль |
||
Описание предметных картинок | февраль |
||
«День защитников Отечества» | февраль |
||
март |
|||
Пересказ сказки | март |
||
март |
|||
«Уроки Мойдодыра» | март |
||
Описание предметов и игрушек | апрель |
||
Составление рассказа | апрель |
||
апрель |
|||
«В мире транспорта» | апрель |
||
«День Победы!» | Май |
||
«Семья» | Май |
||
«В гостях у Мухи – Цокотухи» | Май |
||
«Литературный калейдоскоп» | Май |
Тема | Цель | Средства реализации |
|
«Здравствуй, осень!» | Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. | Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку» |
|
«Зайчик в гостях у детей» | Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. | Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка. |
|
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. | Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток. |
|
«Я - человек» | Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. | Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек». |
|
Пересказ сказки. | Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей. | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка. |
|
Формирование навыков диалогической речи. | Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. | Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла. |
|
«Дары осени» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки. |
|
«Нас приручил человек» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы ; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) | Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка» |
|
«Моя малая Родина» | Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. | ИКТ: виртуальное путешествие по городу Кемерово. Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра: «Замри» |
|
Рассказывание по картине | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. | Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока». |
|
«Вежливые слова» | Продолжать развивать диалогическую речь. | Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок. |
|
Разучивание стихотворения | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково» |
||
Описание предметов по их признакам | Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). | Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики. |
|
Описание и сравнение игрушек (кукол) | Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. | Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы». |
|
Пересказ сказки | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации. |
|
«Моя любимая игрушка» | Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. | Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа. |
|
«Как зайчонок нашёл маму» | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты». |
|
Описание предметов по картинкам | Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. | Картинки с изображением разных зайчат; три щётки: зубная, обувная, одёжная. |
|
«В мире профессий» | Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. | Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда |
|
Описание предметных картинок | Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. | Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф. |
|
«День защитников Отечества» | Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. | Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки». |
|
Составление описательного рассказа «Моя мама» | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа. |
|
Пересказ сказки | Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. | Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок. |
|
«Звуковая культура речи: звуки щ – ч» | Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. | Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша». |
|
«Уроки Мойдодыра» | Совершенствовать диалогическую речь. | Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка. |
|
Описание предметов и игрушек | Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) | Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных. |
|
Составление рассказа | Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. | Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы. |
|
Закрепление обобщающих понятий | Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) | Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки. |
|
«В мире транспорта» | Совершенствовать навыки описательного рассказа. | Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор» |
|
«День Победы!» | Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
||
«Семья» | Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах. | ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры: «Здравствуйте, ребята! », «Собери из частей целое»; клубок ниток. |
|
«В гостях у Мухи – Цокотухи» | Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. | Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха». |
|
«Литературный калейдоскоп» | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. | Беседа о том, какие произведения знают дети. |
3. Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Методическая литература
Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид издания |
|
Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. | «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» | Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г. | Программа |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. | Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. | Методическое пособие |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Методика развития речи детей дошкольного возраста» | Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г. | Методическое пособие |
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийные презентации: «Семья - детский сад», « Виртуальное путешествие по городу Кемерово».
Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи. | Модели, сигнальные карточки. | Литература для детей |
1.Демонстрационные картинки: «Времена года» «Животные» «Птицы» «Сбор урожая на огороде» «Овощи» «Фрукты, ягоды» «Как устроен человек» Картинки с изображением различных родов войск. «Транспорт» Иллюстрации «День Победы» «Насекомые» 2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу». 3. Муляжи овощей и фруктов. | 1.Алгоритм для составления описательного рассказа. 2. Картинки – матрицы для составления рассказов. 3. Светофоры. | Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др. Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др. Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др. Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др. |
Перечень произведений детской художественной литературы
№ п/п | Название |
|
Русская народная сказка Благинина Е. Данько В.Я. Маршак С.Я. Сельвинский И. Чуковский К.И. Белозеров Т. Чуковский К.И. Аким Я.Л. | «Пузырь, Соломинка и Лапоть» «Посидим в тишине» «Добрый мышонок» «Про все на свете» «Что правильно?» «Мойдодыр» «Праздник Победы» «Муха-Цокотуха» «Первое мая» - отрывок |
Игры по развитию речи
Игры дидактические | Игры сюжетно ролевые | Игры подвижные, игровые упражнения |
«Составь картинку» «Что у человека по два» «Вершки-корешки» «Из чего салат?» «Вершки-корешки» «Что из чего?» «У кого кто?» «Кто чем питается?» «Похож – не похож» «Скажи ласково» «Где спрятался звук «с» «Помоги Солнышку» «Ласковые слова» «Четвертый лишний» «Кем быть» «Кому нужны эти вещи?» «Расскажи о профессии военного» «Какая мама?» «Назови детёныша» «Назовите предметы, которые понадобятся для умывания» «Умывайся правильно» «Связующая нить» « Собери из частей целое » | «Дочки – матери» «Овощной магазин» «Как зайчонок маму искал» «Шофёры» | Физминутки: «Мы капусту рубим» «Зайцы скачут» «Солнышко» «Засолка капусты» «Едем, едем на машине» Подвижные игры: «Мышеловка» «Замри» «Куклы» «Солнечные зайчики» «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» «Что изменилось? » «Самолёт» «Акула» «Ровным кругом» «Светофор» «Небо, море, земля, рельсы» «Горелки» |
Материально-техническое обеспечение. Основное учебное оборудование
Наименование тематических уголков в группе | Перечень основного оборудования |
|
Театральный уголок Уголок детской художественной литературы. Уголок безопасного дорожного движения. | Ширма. Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др. Атрибуты и декорации к сказкам. Маски, маски-шапочки к сказкам. Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания. Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др. |
МБДОУ Детский сад
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ГОВОРУШКИ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА № 4
«Ягодка»
Руководитель кружка:
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развивать умение говорить и слушать;
Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
Обогащать активный и пассивный словарь;
Развивать звуковую культуру речи детей;
Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
Развивать артикуляционный аппарат;
Совершенствовать интонационную выразительность речи;
Способствовать развитию графических навыков,
Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
Развивать мелкую моторику;
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Список детей:
Табель посещаемости
2014 / 2015 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Ф.И.РЕБЁНКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИСУТСТВУЕТ: | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТСУТСТВУЕТ: |
Время проведения кружка: среда 16-00
Перспективный план работы кружка «Говорушки»
Сентябрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. | Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" |
|
Заучивание стихотворения О.Г. Зыкова. | Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. | Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе |
Октябрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
«У Лариски - две редиски» | Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник) |
||
Составление рассказа «Моя комната» | Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. | ||
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие) | Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки-отгадки" Физкультминутка. Игра "Встреча друзей" Игра " Какие бывают слова". Рисование " Иголки" |
|
«Овощи» Заучивание стихотворения Н. Кончаловской. | Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи. |
Ноябрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". |
|
Вечер загадок. | Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. | Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками). |
|
Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках | Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника" |
|
Заучивание стихотворения Н. Саконской. | Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. | Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники? |
Декабрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
«Невероятные истории» | Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
|
«Снежок» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Снежок» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) |
|
Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "будь внимательным" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
|
Дидактическая игра «Проведи дорожку» | Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно. |
Январь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко | Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" |
|
Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи" |
|
«Мои любимые животные» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «У оленя» Рисование «Мои любимые животные». |
Февраль.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Драматизация сказки «Колобок» | Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству. | ||
Составление рассказа о зиме. | Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
|
«Весёлый Снеговик» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги). |
|
Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира. | Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля" Рисование " Огурцы". |
Март.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Заучивание чистоговорки. | Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. | ||
«Мимоза для мамы» | Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Пальчиковая игра «Цветочек» Рисование «Мимоза для мамы» |
|
Дидактическая игра «Огород» | Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. | Импровизация (собираем овощи в корзины). |
|
«Дружба» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Шоферы» |
Апрель.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения |
|
Заучивание стихотворения А. Кочергиной | Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. | ||
Звуки "М МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
|
Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка» | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге. |
Май.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. | Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. | Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. Утверждаю: Заведующая МБДОУ детский сад «Чайка» _____________________ «____» _______________ 20 ____ г. Тематический план работы «Речецветик» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. Воспитатели: «Речецветик» Образовательная область: речевое развитие детей. Возрастная группа : подготовительная к школе, дети в возрасте с 6 до 7лет, количество детей – 20 человек. Цель: предоставление образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения по приоритетному направлению деятельности по познавательно – речевому развитию детей в возрасте с 6 до 7 лет в форме проведения «Речецветик» на бесплатной основе. Задачи :
Пояснительная записка Овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Организационно – методической обеспечение.
25 минут.
Технология: «Технолгия развития связной речи», О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Парциальная программа: О.С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников» 4 . Методы, используемые при проведении кружка:
Непосредственные(метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов) Опосредованные ( рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.)
5 . Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога с детьми. 6. Ожидаемые результаты: Интегративные качества:
В результате проведения «РЕЧЕЦВЕТИКА» к концу года дети могут: Словарь :
ЗКР:
Грамматический строй речи :
Связная речь:
Подготовка к обучению грамоте:
Приобщение к художественной литературе:
7 . Работа «____________» проводится в соответствии с тематическим планом. Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
8. План работы кружка (подготовительная) ПЕРИОД: 01.09 – 30.09 ТЕМА: День знаний. Неделя безопасности. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Совместная деятельность : Беседа «Кто нас учит в школе?«Как мы будем ходить в школу».«Чем школа отличается от детского сада».Словесная игра «Что мне нужно в школе»Рассматривание школьных принадлежностей. Загадывание загадок . Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10».Д/и: «Кто позвал» Рассматривание иллюстраций «Дорога в школу», «Игры во дворе», «Школьные помещения» и др. Знакомство с иллюстрацией «Уборка класса». С.р.игры «Школа», «Детский сад», «Магазин» «Школа», «Библиотека» «Правила уличного движения». д/и «Что нужно для учебы?» Рассматривание учебников , тетрадей. Аппликация «Ажурная закладка для букваря! »
8. План работы кружка ПЕРИОД: с 01.10. по 31.10 ТЕМА: «Осень» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: « Совместная деятельность: Рассматривание иллюстраций об осени (сравнительный анализ);Наблюдение за осенними деревьями «Узнай дерево»;Дидактические игры: «От какого дерева лист», «Что растет в лесу», «Придумай сам», «Кто где живет», «Найди дерево по семенам», «Путешествие», «Лесник»; Упражнение «Если бы я был деревом» (эмпатия) Игры с листьями «Как называется лес из берез, осин, кленов, сосен?»Дидактическая игра «Когда это бывает?» Самостоятельная деятельность: рисование, аппликация, лепка с использованием листьев, шишек, плодов деревьев; рисование, аппликация, лепка осенних деревьев с использованием нетрадиционной техники; рассматривание фотоиллюстраций, репродукций картин художников; лото «Деревья»; настольно-печатная игра «Найди свое место»; строительная игра «Домик лесника»; игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев».
ПЕРИОД: 01.11-30.11 ТЕМА: «Я в мире человек. Моя семья, мой город.» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Совместная деятельность: Д/и «Я-экскурсовод» «Дострой дом», «Где я живу» Народные игры Д/и «Назови город на букву...» «Для чего нужен предмет» Рассматривание иллюстраций и фотографий «Города России», «Города мира». Рассматривание глобуса, карты мира. Просмотр слайдов об истории России. Фотоальбом «Просторы России». Рассказывание из личного опыта (кто побывал в Москве). Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей России. Семейные национальные традиции. Самостоятельная деятельность : С-р игры «Мы строим город», «Мы едем отдыхать». Игра «Путешествие по Москве» Строительная игра «Башни московского Кремля». Рассматривание иллюстраций и фотографий «Города России», «Города мира».
ПЕРИОД: 01.12-31.12 ТЕМА: Новогодний праздник Совместная деятельность: Рассматривание иллюстраций с изображением вотчины Деда Мороза. Письмо Деду Морозу в Великий Устюг. Проблемная ситуация: «Кто построил дом Деду Морозу и Снегурочке?» Игра «Семья». Наши будни и праздники. Учимся встречать гостей. Идем в гости. Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением Деда Мороза и Санта Клауса». Игра «Дед Мороз и Санта Клаус. Найди десять отличий» Самостоятельная деятельность: Игры: Апробация новогодних традиций разных стран. С-р игры «Телерепортаж о приходе зимы в наш город» Коллективная творческая работа «Дом Деда Мороза». Изготовление ёлочной игрушки для игры «Мастерская Деда Мороза»
ПЕРИОД: 08. 01. – 01.02. ТЕМА: Зима ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Совместная деятельность: Утренние беседы с детьми «Зимние приметы» Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних видах спорта. Заучивание пословиц и поговорок о зиме. Д/и «Где чей хвост?» «Кто где живет?» Создание макета «Жилища народов Севера» (чум, иглу) Самостоятельная деятельность: Д/и: «Собери картинку», «Одень куклу на улицу», «Найди ошибку». «Когда это бывает?» С/р игра «Путешествие по зимнему лесу», «Детский сад», «Снежный городок». П/и «Раз, два, три быстро назови», «Холодно – горячо». Рассматривание картин и иллюстраций из серии «Зима». Составление рассказов из личного опыта: «За что я люблю зиму», «Что я люблю делать зимой».
ПЕРИОД: 02.02-28.02 ТЕМА: День защитников отечества. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Совместная деятельность: Рассматривание и беседа по картине В.Васнецова «Богатыри». Рассказ воспитателя «Герои – защитники Отечества» Коллективная работа по аппликации «Богатыри земли русской». Составление творческих рассказов на тему «Мы за мир!» Рассматривание иллюстраций и просмотр видеофильмов по теме: «Одежда древних воинов» и «Военная техника». Самостоятельная деятельность: Спортивная игра «Зарница». Проведение эстафет. Сюжетно- ролевые игры «Мы моряки», «Пограничники», «Мы военные». Постройка богатырской крепости строительного материала и снега. Рассматривание иллюстраций в книжном уголке о жизни, труде, учѐбе, физкультуре в армии, часовые у Знамени.
ПЕРИОД: 01.03-31.03 ТЕМА: Международный Женский день. Народная культура и традиции ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Совместная деятельность: Творческое рассказывание детей по темам «Я буду мамой », «Как я помогаю дома» (на выбор). Рассматривание иллюстраций о заботливой маме, репродукций картин «Мать и дитя», фотографий мам. Разучивание стихотворений о маме. Знакомство с предметами обихода, утварью, старинными игрушками. Сказочные странички. Знакомство с богатством русской литературы (песни, сказки, небылицы, малые фольклорные жанры). Выставка предметов народного декоративно- прикладного творчества «Умелые руки не знают скуки. Разучивание русских пословиц о труде.Д/и «Помоги Федоре» Самостоятельная деятельность: Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д. Настольно-печатная игра «Моя квартира» Д/и «Накрой русский стол»«Кому что нужно для работы»«Собери картинку»«Предметы русского быта». Хороводные игры «Я по рыночку ходила», «Кто с нами, кто с нами пашенку пахать». Рассматривание иллюстраций и фотографий русского народного костюма Мастерская: Украшение русского сарафана (рисование)Плетение из нитей пояска для куклы.
ПЕРИОД: 01.04-30.04 ТЕМА: Весна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:» Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Совместная деятельность: Беседы на тему «Жизнь растений (как садовые растения пережили зиму?) и животных весной(кто просыпается от спячки, весенние заботы птиц), «Три победы весны» (природа Урала). Составление правил поведения в лесу. Рассказ воспитателя о русских обычаях встречи весны. Знакомство с правилами охраны природы (огонь для леса – враг). Цикл бесед «Весна в зеркале искусства» (художники о весне; писатели о природе весной»). Утренние беседы «Земля- наш дом во вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды какие они?». «Что такое Солнечная система?» Д\и «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось?» Самостоятельная деятельность: Рассматривание иллюстраций «Весна в природе». Наблюдения за птицами. Прослушивание аудиозаписи – голоса птиц Создание коллективной работы о весеннем пробуждении в природе. Составление книги рисунков «Растения весной». Строительная игра «Космодром». С/р игра «Космос».
ПЕРИОД: 01.05-10.05 ТЕМА: День победы Совместная деятельность: Знакомство детей с событиями Великой Отечественной войны: беды - О Великой Отечественной войне; - «Никто не забыт, ни что не забыто!» - Подвиг воина- защитника в произведениях русской живописи; - Боевая слава уральцев». Пословицы и поговорки о храбрости, смелости, героизме, дружбе и т.п. Самостоятельная деятельность: Сюжетно-ролевые игры «Наша армия», «Твои защитники» и др. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне. Конструирование из ЛЕГО и крупного строителя боевой техники.
ПЕРИОД: 11.05-31.05 ТЕМА: Здравствуй, лето! ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Совместная деятельность: Целевые прогулки: «Первоцветы на нашем участке», «Деревья на нашем участке». Беседа с рассматриванием иллюстраций «У зверей появляются детѐныши». Народные приметы «Что предсказывают растения и животные?». Знакомство с правилами охраны природы (огонь для леса – враг). Составление книги рисунков «Растения весной». Рисование «Как я представляю себя в школе?» Самостоятельная деятельность: Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники леса» Рассматривание иллюстраций, связанных с опасностями в лесу (пожар, гроза, сильный ветер и др.).
Пояснительная записка. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения. Цель и задачи курса Цель: - способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей; Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, Повышать уровень языкового развития школьников, Воспитывать познавательный интерес к родному языку, Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Задачи: Воспитательные: Воспитание любви и уважения к великому русскому языку; Воспитание чувства патриотизма; Повышение общей языковой культуры учащихся; Выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Обучающие: Расширение и углубление программного материала; Совершенствование навыков анализа различных фактов языка; Пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью. Развивающие: Развитие интереса к языку как учебному предмету; Общего языкового развития младших школьников; Развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности. Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными линиями: Предложение и словосочетание Культура общения Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы: личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности; личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка; деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Программа курса «Умники и умницы. Школа развития речи» изучается в течение всего обучения с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. В 1 класс -33 часа в год, во 2-4 классах – 34 часа в год. Программа рассчитана на возраст детей от 6 до 11 лет. Форма организации детского коллектива – кружок. Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Умники и умницы. Школа развития речи» обучающиеся должны знать: Типы текстов; уметь: Быть хорошим слушателем; Редактировать предложения; Распознавать типы текстов; Распознавать стили речи. Учебно-тематический план
1 класс Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. 2 класс Техника и выразительность речи. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения. Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание . Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: Многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; Стили речи: разговорный и книжный; уметь: Распознавать типы текстов; Устанавливать связь предложений в тексте; Распознавать стили речи; Выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте. Восстанавливать деформированный текст Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Составлять планы различных видов. 3 класс Техника и выразительность речи. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Текст Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный(художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; Стили речи: разговорный и книжный; уметь: Распознавать типы текстов; Устанавливать связь предложений в тексте; Распознавать стили речи; Выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте. 4 класс Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. Текст. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. К концу 4 года обучения учащиеся должны знать: Многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры; Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения; Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. уметь: Распознавать типы текстов; Устанавливать связь предложений в тексте; Распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. Тематический план 1 года обучения
Тематический план 2 года обучения
Тематический план 3 года обучения
Тематический план 4 года обучения
Предполагаемые результаты реализации программы К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать: Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; Стили речи: разговорный и книжный; Типы текстов; уметь: Уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); Определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; Быть хорошим слушателем; Определять лексическое значение слова; Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; Редактировать предложения; Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; Сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности. Распознавать типы текстов; Устанавливать связь предложений в тексте; Распознавать стили речи; Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия : коммуникативные: Учащиеся научатся: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Владеть монологической и диалогической формами речи. познавательные: Учащиеся научатся: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; Пользоваться словарями, справочниками; Строить рассуждения. личностные: У учащихся будут сформированы: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); Осознание роли речи в общении людей; Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; Интерес к изучению языка. Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне: Адекватно воспринимать оценку учителя; Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Формы и виды контроля В процессе реализации программы используются следующие формы: Игра (деловая, ролевая, познавательная) Метод проектов Экскурсия Решение ситуационных задач Викторина Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
|