Языковые нормы. Проверка уровня культуры речи

Задания А1-А6 проверяют, владеешь ли ты нормами русского литературного языка и твою общую культуру.

А1 - задание на определение правильного-неправильного ударения в общеупотребительных словах разных частей речи. Из четырёх слов или форм слов (иногда проблемы с ударением возникают только в отдельных формах слова) нужно выбрать, в зависимости от формулировки, либо правильный, либо неправильный вариант постановки ударения.

Внимание:

в 2013 г. в этом задании будет формулировка, требующая найти ошибку, т. е. неверно обозначенное ударение.

  • внимательно прочитать вопрос и изучить примеры,
  • сделать выбор на основе знания нормативного ударения в словах и отдельных формах слов.

А1 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • кухОнный
    • докУмент
    • обОстришь
    • тОрты
  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • красИвее
    • Агент
    • нАчав
    • тортЫ
  2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • донельзЯ
    • взЯла
    • граждАнство
    • нАверх

Правильные ответы:

  1. тОрты
  2. красИвее
  3. граждАнство

Слова в разных вариантах КИМов одни и те же. В основном это частотная общеупотребительная лексика, в которой многие люди допускают ошибки на ударение. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, правильно ли ты ставишь ударение в словах. А если обнаружатся ошибки, выучить ошибкоопасные слова и формы. Даже если ты думаешь, что говоришь правильно и не допускаешь ошибок на ударение, проверь себя. Знай, в силу многих причин ошибки на ударение в словах не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что произносят слова неправильно. См. А1. Ударение.

А2 - задание на определение правильного-неправильного употребления пары слов-паронимов в контексте предложений. Правильность определяется по параметрам: А) лексическое значение слова, Б) лексическая сочетаемость. Дано четыре предложения. Необходимо определить, в каком из них вместо данного слова нужно употребить другое. Иными словами, найти ошибку, неправильное употребление слова в предложенном контексте.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • сделать выбор на основе понимания различия в значении слов и их лексической сочетаемости.

А2 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

    • Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
    • Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
    • Ты говоришь, как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
    • ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
  2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

    • Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
    • В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
    • В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
    • В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
  3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    • В неясном рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
    • Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
    • ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
    • Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

Слова-паронимы во многих вариантах КИМов повторяются. Это общеупотребительные слова, в использовании которых частотно встречаются ошибки. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, понимаешь ли ты различия в значении и лексической сочетаемости таких слов. С целью экономии твоего времени списки слов даны в неполных контекстах: для понимания значения и знания лексической сочетаемости в тренировочных материалах даются словосочетания со словами-паронимами. См. А2. Употребление слов-паронимов .

А3 - задание на определение ошибки в образовании морфологических форм. Случается, что люди образуют грамматические формы так, как будто русский язык для них не родной, а иностранный. Ошибки бывают на употребление форм разных частей речи. Самые ошибкоопасные места нужно знать. Тогда вы без труда выполните задание А3. Для этого нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе знания того, как должны образовываться различные морфологические формы.

А3 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • более пятиста человек
    • инженеры
    • наисложнейший
    • в день именин
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • в шкафу
    • пять полотенец
    • шестисот семи человек
    • ихние дела
  2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • лягте (на пол)
    • их работа
    • горячие супы
    • шестистами учениками

Правильные ответы:

  1. более пятиста человек
  2. ихние дела
  3. шестистами учениками

КИМы включают типичные ошибки на образование форм разных частей речи. Для того чтобы научиться видеть ошибки и самим не повторять их, см. А3. Образование форм слова .


А4 -
задание на выбор грамматически правильного предложения - включает предложения с деепричастным оборотом. Парадокс в том, что задание это вовсе не сложное. Подготовка к нему не требует обширного материала. Но ошибки при употреблении деепричастий в речи широко распространены. Разберись, в чём тут дело.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе понимания роли деепричастных оборотов в предложении.

А4 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Возражая против отдельных положений доклада, ...

    • началась дискуссия.
    • большую роль играет культура спора.
    • выступление в целом произвело хорошее впечатление.
  2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обработав статистические данные, ...

    • была выявлена интересная закономерность развития языка.
    • подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
    • для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
  3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, ...

    • в аудитории началась дискуссия.
    • у меня возник интерес к этой проблеме.
    • требуются конкретные примеры.

Правильные ответы:

  1. присутствующие в целом согласились с докладчиком.
  2. учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
  3. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5 - задание на определение нарушения синтаксических норм. Владея синтаксическими нормами, люди правильно строят словосочетания и предложения. Задание А4 проверяет владение одной из синтаксических норм, а именно: умение строить предложения с деепричастными оборотами. Но ошибки допускаются не только в предложениях с деепричастиями. Не менее частотны и другие случаи. Для того чтобы успешно выполнить задание А5 , нужно сделать выбор на основе знания закономерностей синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных членов предложения и проч.

А5 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    • "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
    • М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
    • Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.

Правильные ответы:

  1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Обрати внимание: в демоверсиях разных годов одно и то же задание.
В КИМы включены самые типичные, частотные нарушения синтаксических норм. Для того чтобы замечать подобные ошибки и самим не повторять их, см. А5. Синтаксические нормы .

А6 - задание на определение возможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Помните стихотворение "Вот дом, который построил Джек" ? Можно здесь заменить придаточную часть (придаточное определения) на обособленное определение? Можно: Вот дом, построенный Джеком (обособленное определение, выраженное причастным оборотом).

А6 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Герои В. Шукшина пришли из той "шукшинской жизни", которую мог бы прожить сам писатель.
    • В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
    • Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
    • Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
    • Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
    • Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
    • Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
  2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
    • Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
    • В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
    • Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

ТЕСТ 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

● – один правильный ответ; ■ – несколько правильных ответов

ВАРИАНТ 1

1. Правильную расстановку ударения изучает …

а) фонология; б) орфоэпия; в) акцентология

2. Ударение в словах Алкоголь, шприцЫ, кетА характеризует …

а) нейтральную сферу употребления; б) профессиональную сферу употребления.

3. Какие явления не относятся к видам речевой избыточности?

а) тавтология; б) плеоназм; в) пароним; г) синоним.

4.

5.

6. К какому явлению относятся выделенные слова:

Нежданный неожиданную историю.

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

7. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

8.

9.

а) Эта туфля мне не подходит. б) Этот туфель мне не подходит.

10. Какое словосочетание не соответствует литературной норме :

11. Какие слова относятся к женскому роду в русском языке?

а) шампунь; б) бандероль; в) вуаль; г) мозоль; д) рояль; е) тюль.

12. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка:

а) Мишка смог увидеть дно реки в круглом проруби. б) У небольшой проруби сидел старичок в широком тулупе.

13. Какое предложение соответствует литературной норме русского языка?

а) Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм помидор. б) На ферме вырастили много килограммов помидоров.

14. Выберите слова, соответствующие морфологическим нормам русского литературного языка в предложении: В комнате на столе было много блюдцев / блюдец, а на кровати лежала дюжина полотенец / полотенцев.

а) блюдцев б) блюдец в) полотенец г) полотенцев

15.

в) Трое учениц писали доклад о творчестве М.Ю. Лермонтова;

16. Как правильно сказать: а) много чулок; б) много чулков.

17. Как правильно сказать: а) ляжу, поклади, наградю; б) лягу, положи, награжу.

18. Орфоэпические нормы - это:

19. Какая сочетаемость слов нарушена в словосочетании квадратный круг:

а) грамматическая; б) лексическая; в) синтаксическая.

20. Выберите верный вариант предложения:

21. Слова невежа - невежда, командированный - командировочный, Швеция - Швейцария по отношению друг к другу являются:

22. Под культурой речи понимается: а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; б) использование слов в несвойственном им значении; в) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

● 23. В предложении «От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы» назовите вид речевой избыточности:

24. Допущенные ошибки в словосочетаниях «железнодорожная рельса», «французская шампунь», «заказной бандероль» связаны с нарушением:

■ 25. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

26. Кодификацией нормы называется ее закрепление:

27. Выберите верный вариант предложения:

28. Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития... языка.

а) национального; б) литературного.

29. Языковые нормы: а) делят языковые средства на хорошие и плохие; б) поддерживаются речевой практикой; в) создаются учеными-языковедами; г) указывают на коммуникативную целесообразность средств языка.

30. Относительная устойчивость, распространенность, общеобязательность являются характерными особенностями...

31. Выберите верный вариант:

32. Выберите правильный вариант для предложения «... Сочи привлекает всех туристов»:

33. Ударение в русском языке:

34. Лексика как раздел науки о языке изучает:

в) правильное написание слов.

■ 35. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

36. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа существительного кочерга.

37. Какое из сочетаний имеет литературное звучание: а) я ложу книгу на место; б) он ложит папку на стол; в) я кладу книгу на место.

38. Выражения памятный сувенир, свободная вакансия, моя автобиография являются: а) логически избыточными; б) логически недостаточными; в) самодостаточными.

39. Выберите верный вариант предложения:

40.

а) Фомини[шн]а; б) посадо[чн]ый; в) командирово[шн]ые; г) горни[шн]ная.

ТЕСТ 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

● – один правильный ответ; ■ – несколько правильных ответов

ВАРИАНТ 2

1. Выберите верный вариант предложения:

а) Старик нам посоветовал: «Едьте быстрее - время позднее»;

б) Старик нам посоветовал: «Ехайте быстрее - время позднее»;

в) Старик нам посоветовал: «Поезжайте быстрее - время позднее».

2. Выберите правильный вариант для предложения «... Сочи привлекает всех туристов»:

а) солнечное; б) солнечный; в) солнечная; г) солнечные.

3. Допущенные ошибки в словосочетаниях «железнодорожная рельса», «французская шампунь», «заказной бандероль» связаны с нарушением:

а) лексических норм; б) орфоэпических норм; в) грамматических норм.

4. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа существительного кочерга.

а) много кочерг; б) много кочергов; в) много кочерег.

5. Языковые нормы: а) делят языковые средства на хорошие и плохие; б) поддерживаются речевой практикой; в) создаются учеными-языковедами; г) указывают на коммуникативную целесообразность средств языка.

6. Лексика как раздел науки о языке изучает:

а) словарный состав языка; б) звуковое оформление слов;

в) правильное написание слов.

7. Кодификацией нормы называется ее закрепление:

а) в листовках; б) в словарях; в) в газетах; г) в учебных пособиях.

8. Выражения памятный сувенир, свободная вакансия, моя автобиография являются: а) логически избыточными; б) логически недостаточными; в) самодостаточными.

9. Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития... языка.

а) национального; б) литературного.

10. Выберите правильные варианты произнесения слов:

а) Фомини[шн]а; б) посадо[чн]ый; в) командирово[шн]ые; г) горни[шн]ная.

11. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

а) килограмм; б) армян; в) партизанов; г) апельсинов, д) офицер.

12. Какое из сочетаний имеет литературное звучание: а) я ложу книгу на место; б) он ложит папку на стол; в) я кладу книгу на место.

13. Ударение в русском языке:

а) закрепляется за определенным слогом; б) свободное, разноместное;

в) всегда падает на последний слог; г) всегда падает на первый слог.

14. Как правильно сказать: а) ляжу, поклади, наградю; б) лягу, положи, награжу.

15. Выберите верный вариант:

а) Я пылесосю; б) Я пылесошу; в) Я воспользуюсь пылесосом.

16. Выберите верный вариант предложения:

а) Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления;

б) Мы рассмотрели вопрос согласно полученному заявлению.

17. Относительная устойчивость, распространенность, общеобязательность являются характерными особенностями...

а) языковой нормы; б) литературного языка.

18. Под культурой речи понимается: а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; б) использование слов в несвойственном им значении; в) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

г) отсутствие в речи слов-сорняков.

■ 19. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме?

а) помидоров; б) грамм; в) платий; г) сапог.

20. Слова невежа - невежда, командированный - командировочный, Швеция - Швейцария по отношению друг к другу являются:

а) антонимами; б) синонимами; в) паронимами.

● 21. В предложении «От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы» назовите вид речевой избыточности:

22. Правильную расстановку ударения изучает …

а) фонология; б) орфоэпия; в) акцентология

23. Какое предложение соответствует литературной норме русского языка: а ) Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм помидор. б) На ферме вырастили много килограммов помидоров.

24. Какие явления не относятся к видам речевой избыточности?

а) тавтология; б) плеоназм; в) пароним; г) синоним.

25. Выберите слова, соответствующие морфологическим нормам русского литературного языка в предложении: В комнате на столе было много блюдцев / блюдец, а на кровати лежала дюжина полотенец / полотенцев. а) блюдцев б)блюдец в) полотенец г) полотенцев

26. Как правильно сказать: а) много чулок; б) много чулков.

27. К какому явлению относятся выделенные слова: Нежданный гость постучал поздно вечером в окно, обогрев руки у камина, он поведал неожиданную историю.

28. Выберите предложения, где числительное имеет правильную форму:

а) На занятиях не было обеих сестер;

б) Парохода ждали только четыре женщины;

в) Трое учениц писали доклад о творчестве М.Ю. Лермонтова;

г) На обоих берегах реки раскинулись поля.

29. Орфоэпические нормы - это:

а) правила применения слов в письменной речи;

б) правила использования синтаксических конструкций;

в) произносительные нормы устной речи.

30. Какая сочетаемость слов нарушена в словосочетании квадратный круг: а) грамматическая; б) лексическая; в) синтаксическая.

31. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

Спортсмены испытывали трудности на всей долговременной протяженности трассы.

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

32. Выберите литературный вариант словосочетания:

а) директоры заводов; б) директора заводов.

33. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка: а) Эта туфля мне не подходит. б) Этот туфель мне не подходит.

34. Выберите верный вариант предложения:

а) В обсуждении принял участие заведующий кафедрой социологии;

б) В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии.

35. Какое словосочетание не соответствует литературной норме :

а) шестеро собак; б) пятеро котят; в) пять утят.

36. Какие слова относятся к женскому роду в русском языке?

а) шампунь; б) бандероль; в) вуаль; г) мозоль; д) рояль; е) тюль.

37. Какое предложение соответствует морфологическим нормам русского языка: а) Мишка смог увидеть дно реки в круглом проруби. б) У небольшой проруби сидел старичок в широком тулупе.

38. Какие факторы влияют на лексическую сочетаемость?

а) семантический; б) грамматический; в) фонетический; г) стилистический.

39. Какой вид речевых ошибок представлен в предложении

Случайный случай произошел вчера со мной, друзья мои!

а) плеоназм; б) пароним; в) тавтология.

40. Ударение в словах Алкоголь, шприцЫ, кетА характеризует …

а) нейтральную сферу употребления; б) профессиональную сферу употребления.

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Устная и письменная речь культурного, грамотного человека должна подчиняться определённым правилам, или нормам. Норма литературного языка - это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Основное свойство норм - их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски. Другое важное свойство нормы --устойчивость, благодаря чему сохраняется языковая связь между поколениями, обеспечивается преемственность культурных традиций народа. Вместе с тем нормы медленно, но непрерывно изменяются (под влиянием разговорной речи, лексики различных социальных и профессиональных групп, заимствований).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Различают три типа языковых норм.

1. Нормы письменной и устной форм речи:

Лексические нормы (нормы словоупотребления) - это нормы, определяющие правильность выбора слова. а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не наоборот). Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к ошибкам: Раскольников волочил жалкое существование. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.

Примеры словообразовательных ошибок: взятничество (вместо взяточничество), глубизна переживаний (вместо глубина). Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.) Нарушение этих норм приводит к грамматическим ошибкам: Жизнь сейчас трудная, происходит катаклизма за катаклизмой (слово катаклизм мужского рода). Это платье более красивее (вместо просто красивее ). Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений и включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения. Нарушение синтаксических норм часто встречается, например, в предложениях с деепричастным оборотом: Читая текст, у меня возник вопрос. (Вместо: Читая текст, я задаюсь вопросом. Или: Когда я читал текст, у меня возник вопрос.)

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями стиля и условиями общения. Так, в предложении На Кавказе Печорин неплохо проводил время, например, умыкнул Бэлу следует считать ошибкой употребление слова умыкнул, которое не соответствует стилю и жанру школьного сочинения.

2. Специальные нормы письменной речи:

Нормы орфографии (правописание) включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.

Правила орфографии и пунктуации можно найти в соответствующих справочниках, наиболее авторитетным из которых считается "Справочник по орфографии и пунктуации" Д.Э. Розенталя.

3. Только к устной речи применимы орфоэпические нормы (орфоэпия от греч. слов orthos - правильный и epos - речь). Они включают нормы произношения, ударения и интонации (наро[ш]но, каталОг, включИт ). Соблюдение этих правил способствует более быстрому и более лёгкому взаимопониманию говорящих, тогда как нарушение орфоэпических норм отвлекает от восприятия содержания речи и создаёт у слушателей неприятное впечатление о говорящем. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка, во всех формах речи. Возникает закономерный вопрос, кто же устанавливает нормы? языковые нормы не выдумываются учёными. Они отражают те процессы и явления, которые происходят в языке и поддерживаются говорящими. Основными источниками языковой нормы принято считать произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление, данные опросов и исследований.

Нормы помогают сохранять целостность и общепонятность языка, защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять основную функцию - культурную.

зыковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Хочется сказать, что языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа .
Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом: они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

    произведения писателей-классиков;

    произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

    публикации средств массовой информации;

    общепринятое современное употребление;

    данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

    относительная устойчивость;

    распространенность;

    общеупотребительность;

    общеобязательность;

    соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой систем

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

В литературном языке различают следующие типы норм :

    нормы письменной и устной форм речи;

    нормы письменной речи;

    нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

    лексические нормы;

    грамматические нормы;

    стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

    нормы орфографии;

    нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

    нормы произношения;

    нормы ударения;

    интонационные нормы.

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.

Лексические нормы , или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (

    неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике );

    нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека );

    противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России );

    употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт; Раскольников учился в вузе );

    смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы );

    неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду ).

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью .

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом ). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель . В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым .

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.

Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:

    стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в анали-тической статье);

    употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами!; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил? );

    лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос );

    лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова );

    двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными ).

Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции:

    отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой;

    фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента;

    объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка. (по материалам сайта)
Подробнее о возможных стилистических ошибках можно прочитать

А теперь решим

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

  1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  1. полученный бандероль
  2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

  1. концертная рояль
  2. свежий овощ
  3. красивая тюль
  4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга - к именам существительным общего рода относятся:

  1. а, б, в, г
  2. а, б
  3. а, б, в
  4. б, в

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

1 а, б, в, г

2. а, б, г

3. а, б, в

4. б, в, г

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи
  2. И на покорный рояль властительно ложились руки
  3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
  4. Белая клавиша в рояле западала.
  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Токио встретило нас радушно
  2. Дели утопал в зелени
  3. Туапсе славился как замечательный курорт
  4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
  1. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
  1. определяется по первому слову
  2. определяется по второму слову
  3. определяется по роду несклоняемого слова
  4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику : ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов : а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч: а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, - к числу нормативных относятся:

1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

В) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся:

1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

В) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся:

1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч:

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч:

1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ:

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.