Подвижная игра дидактической направленности. Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки

Наталия Колмаченко
Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Комплекс

подвижных игр

для развития ловкости

у детей среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения , стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к физическому воспитанию и развитию детей . В частности, среди задач физического воспитания актуальной задачей является развитие ловкости у дошкольников .

Актуальность данного комплекса подвижных игр заключается в том, что он содержит в себе два основных компонента : двигательную активность и игровое взаимодействие, являющихся неотъемлемой частью современной системы дошкольного образования . Ценностное отношение к здоровью через двигательную активность – это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Целью комплекса подвижных игр является создание условий для развития ловкости у детей дошкольного возраста .

Задачи комплекса :

1) развитие ловкости у детей дошкольного возраста ;

2) развитие двигательной активности, интереса к совместному выполнению игровых упражнений;

3) воспитывать у детей самостоятельность , радостное эмоциональное отношение в процессе выполнения игровых упражнений.

Комплекс включает в себя 10 разнообразных по содержанию подвижных игр . Каждая игра направлена на развитие ловкости в процессе двигательной активности.

Комплекс составлен с учетом педагогических принципов :

Единство целей, содержания и методов;

Переход от простого к более сложному;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Для эффективного развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр используется словесный метод, который обращен к сознанию каждого ребенка, он способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Словесный метод включает такие приемы со стороны воспитателя как объяснение, пояснение, указания, поэтическое слово, беседа, замечания.

Наглядный метод позволяет воспитателю показать детям конкретные движения. Метод практической деятельности используется при разучивании движений и исполнении подвижных игр детьми .

Подбор игр зависит от возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста . Подвижные игры могут быть направлены на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на развитие мышц спины , мышц брюшного пресса, координации движений.

Формы деятельности : индивидуальные и групповые.

Предполагаемые результаты : развитие ловкости у детей среднего дошкольного возраста в процессе обогащения опыта при выполнении подвижных игр .

Комплекс подвижных игр для развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

№ 1 Подвижная игра «Где спрятана»

Цель : Развития слухового внимания , ловкости .

Использованный материал : какой либо предмет.

Ход игры : дети становятся в шеренгу лицом к воспитателю. Детям предлагают отвернуться и закрыть глаза. Воспитатель прячет какой либо предмет, по сигналу игроки ищут предмет, а воспитатель направляет словами «тепло, холодно» .

№ 2 Подвижная игра ««Вышибала»

Цель : Развивать ловкость , выносливость.

Использованный материал : мяч

Ход игры : Дети становятся в круг, внутри круга – еще несколько игроков. Те, кто стоит в кругу, бросают мяч друг другу, но при этом стараются задеть мячом тех, кто стоит внутри. Тот, кого задели – «вышибли» – выходит из игры.

№ 3 Подвижная игра «Старые лапти»

Цель : Развивать ловкость .

Использованные материалы : мячи.

Ход игры : На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз про-катывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили, то осаленный становится водящим.

№4 Подвижная игра «С кочки на кочку»

Цель : развивать ловкость , закреплять навыки прыжков в длину.

Использованный материал : 4 кочку (любой предмет который напоминает кочку или изображено на земле)

Ход игры : Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки» . Задание для игроков перед вами болото, его необходимо пройти. Но по болоту просто так не пройдешь, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы переберетесь на тот берег. Кладете одну кочку , встаете на неё, рядом кладете вторую кочку , перепрыгиваете на неё, потом подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т. д. до поворота и в том же порядке возвращаетесь на линию старта передовая кочки следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдет первой дистанцию.

№ 5 Подвижная игра ««Школа мяча»

Цель : развития ловкости , глазомер.

Использованный материал : Мячи

Ход игры:

Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об пол и поймать одной рукой (правой, левой) .

Подбросить мяч вверх хлопнуть в ладоши поймать двумя руками (не прижимая к телу мяч) .

Ударить мяч об стену и поймать одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который должен поймать мяч.

Ударить мяч об стену из за головы, из под ног (правой, левой) поймать мяч.

№ 6 Подвижная игра «Мушкетеры на льду»

Цель : развития ловкости .

Ход игры: Мушкетеры на льду

В хоккее игра начинается с вбрасывания шайбы. Обе команды стремятся первыми овладеть ею. В игре "Мушкетеры" "хоккеисты" образуют пары, кладут на лед рядом два пластмассовых обруча или рисуют два круга диаметром 0,5 - 0,7 м, в центре которых кладут по шайбе. Затем по сигналу игроки, скрестив клюшки, стараются выбить шайбу из круга соперника. Выбитая шайба - одно очко. Играют до пяти очков. Если оба соперника наберут по четыре очка, побеждает тот, кто обгонит на два очка.

№ 7 Подвижная игра «Шлёпанки»

Цель : Развивать ловкость и быстроту реакции .

Ход игры : Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5 : пятый - водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении : Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5; чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих

№ 8 Подвижная игра «Пингвины»

Цель : Развивать ловкость и выносливость .

Материалы : 2 мяча любого размера, фишки или флажки для обозначения место поворота.

Хо игры : Дети делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному.

Перед каждой командой на расстоянии от линии старта лежат мячи, через 7-8 м стоят фишки или флажки для обозначения место поворота.

По сигналу игроки команд по одному зажимают мяч между ног и начинают движения до фишки или флажка, обходят и возвращаются на линию старта передовая мяч следующему игроку. Выигрывает команда, которая первой пройдет дистанцию.

№ 9 Подвижная игра ««Найди мяч»

Цель : Развивать у детей наблюдательность , ловкость .

Материал : мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки» . Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

№ 10 Подвижная игра «Игра в цвета»

Ход игры : Все становятся в круг, внутри – ведущий. Кто-нибудь из круга спрашивает : «Какой цвет?» , а ведущий громко выкрикивает : «Синий!» . Все бегут, чтобы дотронуться до любого предмета синего цвета, а дотронувшись, остаются стоять возле него. Кто последний – выбывает или сам становится ведущим.

В октябре в школах активно проводится диагностика физической подготовленности детей. Преподаватели физкультуры изучают у своих подопечных уровень развития выносливости, скорости, силы, гибкости и координации. На основе полученных результатов разрабатывается программа для физически ослабленных школьников. Для таких ребят целесообразно организовать секцию общефизической подготовки, где они могли бы играть в подвижные и спортивные игры, соревноваться в эстафетном беге, а также совершенствовать технику гимнастических упражнений

Эстафета «Наступление»

Цель: совершенствование техники низкого и высокого старта.
Подготовка: две команды с одинаковым числом участников выстраиваются за лицевыми линиями на противоположных сторонах площадки лицом к середине.
По указанию преподавателя игроки одной команды принимают положение высокого старта, а участники второй, взявшись за руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2–3 шага, учитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом устремляются за линию своего дома. Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить. После подсчета осаленных участников наступление ведет другая команда.
Правила: после 3–4 перебежек подсчитывается общее число пойманных и объявляются лучшие спринтеры.

Эстафета «Сумей догнать»

Цель: развитие скоростной выносливости.
Подготовка: играют 20 человек.
Участники располагаются на беговой дорожке стадиона на одинаковом расстоянии друг от друга.
Например, если играют 16 человек, то на 400-метровой дорожке они встают на расстоянии 25 м один от другого.
По сигналу все участники начинают бег с низкого или высокого старта. Задача каждого – не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди стоящего. Осаленные выбывают из игры и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку.
Правила: играют до тех пор, пока не останется один человек – победитель.

Эстафета «Кто быстрее?»

Цель: совершенствование техники старта.
Инвентарь и оборудование: гимнастическая булава.
Подготовка: игроки делятся на 2 команды. На площадке с интервалом 30–40 м проводятся две параллельные линии, с наружной стороны которых по команде дети выстраиваются в шеренги с последующим расчетом по порядку. Посередине между шеренгами ставится гимнастическая булава.
Педагог произвольно называет любой порядковый номер. Участники противостоящих шеренг с таким номером бегут изо всех сил к булаве, стараясь схватить ее быстрее, чем соперник. Тот, кому это удается, сразу убегает в свою шеренгу, а соперник пытается его догнать и запятнать рукой.

1) если игрок с булавой возвращается в свою шеренгу незапятнанным, то он приносит своей команде два выигрышных очка, а если его запятнают – одно;
2) выигрывает команда, участники которой наберут больше очков.

«Триста»

В эту игру играют футбольным мячом в одни ворота. Участвуют две команды, число игроков в каждой – не больше четырех человек. Участники одной команды становятся в ворота, а участники другой бьют по ним с одиннадцатиметровой отметки. В то время когда один из игроков бьет, остальные участники его команды находятся около ворот, и если мяч от одного из стоящих в воротах игроков отскочит в поле, то добивают его. За отскочившим в поле мячом могут выйти несколько участников команды и попытаться отнять его.
Когда все игроки пробьют, команды меняются местами. За попадание в ворота очки начисляются следующим образом:

    если мяч залетит в ворота на высоте ниже пояса и никто не заденет его – 50 очков;

    эта же высота, но кто-то задел за мяч – 25 очков;

    если мяч пролетит на высоте ниже пояса и никто его не заденет – 75 очков, а если заденет – 50 очков;

    если мяч отскочит от одного из стоящих в воротах участников и бьющая команда все же забьет его – 15 очков.

Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее набрать триста очков. Если команда набрала больше, то лишние очки от трехсот вычитаются.
Если имеются настоящие футбольные ворота, то можно играть до 500 очков, но при этом добавляются следующие условия:

    за попадание в штангу – 50 очков;

    в крестовину – 150 очков;

    в перекладину – 100 очков.

«Мячом из круга»

Проводить игру можно на площадке или в зале. Участвуют две команды по 10 человек. Чертится круг диаметром 20–25 метров. Внутри него – второй, вдвое меньше первого.
Перед игрой одна команда (по жребию) размещается по меньшему кругу, а другая отходит в сторону метров на 10–12 в вычерченный заранее квадрат. Здесь один из участников прячет в карман или за пазуху небольшой резиновый мяч.
После этого игроки второй команды располагаются по большому кругу. Руки они держат за спиной, в карманах или за пазухой. Каждый старается показать, что мяч у него. Участник, у которого спрятан мяч, выждав подходящий момент, бросает его в кого-нибудь из игроков первой команды. В кого попадает мяч, тот выходит из круга. Если бросивший мяч промахнулся, то он сам выбывает из игры.
Побежденный из первой команды может остаться в круге, если он успеет поднять мяч и бросить его в кого-нибудь из участников другой команды раньше, чем они убегут в квадрат. Когда все игроки одной команды будут выведены из строя, игра начинается снова. На этот раз мяч прячет победившая команда.


Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности. В том числе игровой, наиболее ярко выраженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности. Большинство игр связано с двигательной активностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами, или в играх без правил.

Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты, укреплению нравственных и личностных качеств.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте реакций и нестандартных действий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров, развивают внутреннюю речь и логику. Подвижные игры выступают действенным средством физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями. Они помогают им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служат средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создают благоприятные условия для социальной реабилитации.

В подвижные игры можно играть:

  • со слабовидящими и незрячими детьми (только у тотально слепых – при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени – физическая нагрузка ограничивается);
  • с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;
  • со слабослышащими и глухими;
  • с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Подвижная игра – совокупность действий, объединенных сюжетом и единой целью. Основными чертами игр являются наличие сюжета и соперничества, проявление интереса, эмоциональных переживаний. Единой классификации подвижных игр нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности. Предлагаемая Л.В. Шапковой классификация подвижных игр позволяет выбрать те, которые направленно воздействуют на функции организма ребенка, отстающие в развитии и нуждающиеся в коррекции.

Виды подвижных игр, активно влияющих на осанку детей

По преобладающему виду действия подвижные игры бывают:
1) с ходьбой, бегом;
2) с прыжками;
3) с метанием, бросками;
4) с ползанием и подлезанием;
5) с ловлей и передачей мяча;
6) с различными предметами.

По преимущественному развитию физических качеств подвижные игры направлены на совершенствование:
1) координационных способностей;
2) силовых и скоростно-силовых качеств.

По форме организации и проведения подвижные игры бывают:
1) с водящим;
2) в парах, тройках;
3) командные.

По виду использования межпредметных связей их можно разделить так:
1) с речевой деятельностью;
2) с представлениями о частях тела, о направлениях движения;
3) с элементарными математическими представлениями;
4) с информацией об окружающем мире.

По преимущественной активизации психических процессов делятся на игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речевой деятельности.

По оздоровительной направленности выделяются игры, направленные на:
1) формирование осанки;
2) укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия;
3) укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Требования к проведению подвижных игр

Выбор игры
Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. Важно учесть состав занимающихся, их количество, возраст, место и форму проведения игр. Но прежде всего необходимо определить, какие задачи решаются в игре. Подвижные игры (связанные с ходьбой, бегом, прыжками) нужно выбирать, учитывая принципы подбора физических упражнений. Необходимо также обращать внимание на то, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям занимающихся, их возрасту, условиям проведения игры, доступности.

Подвижные игры должны воспитывать творческие способности детей. Для этого необходимо:

  • стимулировать творчество при разучивании подготовительных игровых упражнений;
  • последовательно обогащать знания об окружающем мире через сохранные анализаторы с целью развития воображения;
  • подбирать эмоционально насыщенные подвижные игры.

Выбор игры осуществляется согласно классификации и степени педагогического воздействия на физическое и нравственное развитие детей с нарушениями в развитии.

Выбор атрибутов и организация места проведения игры
При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовке места для проведения игры с детьми необходимо знать специфику занимающихся.

Подготовка и проведение игры
Перед проведением игры необходимо подготовить инвентарь и оборудование. Инвентарь должен быть красочным, ярким. При организации и проведении игр следует использовать различные педагогические методы: групповой, индивидуальный, соревновательный. Перед проведением игры педагог должен объяснить детям содержание игры, ее правила. При проведении подвижной игры педагог должен находиться в таком месте, чтобы суметь вовремя прийти на помощь играющим, видеть весь процесс игры. Игра проводится так, чтобы дети в дальнейшем самостоятельно продолжали играть, находя удовольствие и удовлетворение в выполнении двигательных действий и правил. При проведении игры необходимо следить за ее ходом, видеть всех играющих, вовремя использовать метод стимулирования, остановить нарушившего правила игры. После окончания игры нужно проанализировать игру и похвалить победителя.

Дозирование нагрузки при проведении подвижных игр
Величина нагрузки зависит от направленности, характера, эмоциональности игры. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по частоте сердечных сокращений (ЧСС), а регулировать нагрузку – временем ее проведения.

Методики проведения подвижных игр для детей с нарушением осанки
При проведении подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и осанки следует помнить, что они имеют особое значение в гетерогенных группах, так как позволяют сильным и слабым (в двигательном отношении) детям соперничать на равных условиях; дают возможность детям с тяжелыми нарушениями двигательных функций выбирать игры и принимать участие в спортивных занятиях.

При организации подвижных игр с детьми, у которых наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата, в гетерогенных группах предлагается:

  1. Вводить специальные правила, которые облегчают выполнение заданий для детей с тяжелыми нарушениями или усложняют его для более подвижных детей.
  2. Вводить специальные функции – дети с тяжелыми двигательными нарушениями получают задание, не предъявляющее высоких требований к моторике, но имеющее для них особое значение.
  3. Ставить альтернативные задачи – детям с тяжелыми нарушениями даются специальные задания (попасть в специальную мишень, это сравнивается с попаданием в нормальную мишень).

В игровой деятельности детей сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети развиваются физически, а с другой – получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.

  • проверить наличие специального оборудования и инвентаря, их соответствие гигиеническим требованиям, обеспечивающим безопасность здоровья детей;
  • проверить состояние спортивной одежды, обуви;
  • освободить от игр детей с выраженным утомлением или перенапряжением;
  • тщательно изучить медицинские карты детей;
  • определить состояние физического развития;
  • выявить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • выявить уровень развития двигательных функций;
  • предъявить повышенные требования к мерам предосторожности с учетом специфики детей.

Итак, отметим, что:

  • правильная осанка способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в делом;
  • все деформации костно-мышечного аппарата (сколиоз, лордоз, плоская спина, сутуловатость, плоскостопие) чаще возникают у детей с ослабленным здоровьем;
  • все нарушения осанки возникают, как правило, у физически слабых и не занимающихся физическими упражнениями детей;
  • с физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания;
  • нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата дошкольников и младших школьников;
  • систематические и разумные занятия физический культурой и спортом считаются лучшим способом предупреждения нарушения осанки. Формирование правильной осанки не может быть достигнуто благодаря только гармоническому развитию мускулатуры позвоночника, брюшного пресса и конечностей. Не меньшее значение имеет освоение навыка нормальной осанки. Умение дифференцировать ощущения от положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и движении необходимо каждому ребенку.

При незначительных нарушениях осанки и начальных формах сколиоза используют симметричные упражнения, которые занимают главное место на занятиях.

Подвижные игры направленные на формирование осанки

«Совушка»
Цель: Формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение ее нарушения; развитие связной устной речи.
Количество игроков: От 6 до 15.
Инструкция. Выбирается водящий – «совушка». Остальные будут мышками. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 м – это ее гнездо. В круге совушка принимает и.п.: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. По сигналу идут боком приставным шагом и говорят:

Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подается команда:

День наступает,
Всё оживает!

Мышки встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит:

Ночь наступает,
Всё засыпает!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3-6 секунд дается команда «День!» – и игра продолжается. Как только совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а выбывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попадались совушке, и совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.
Методические указания. Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:

  • «Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.
  • «Пистолет»: полу присед на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.
  • «Флюгер»: полуприсед, руки в стороны ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.
  • «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.

«Слушай внимательно!»
Цель: Развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку и равновесие.
Количество игроков: Любое.
Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На команду «Пень!» становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На команду «Елка!» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На команду «Сноп!» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6-10 секунд, затем темп постепенно ускоряется до 3-5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.

«Ходим в шляпах»
Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.
Количество игроков: Любое.
Инвентарь: «Шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамидки.
Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала и кто не нарушил осанку.
Варианты. Детям предлагается: 1) не ходить, а пританцовывать; 2) пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом; 3) пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы, лежащие на полу или площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.д.).

«Чья лошадка быстрее?»
Цель: Развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп; формирование правильной осанки; тренировка внимания, улучшение зрения и слуха; их координация с движениями туловища и конечностей.
Количество игроков: Любое.
Инвентарь: Палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).
Инструкция. Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом расстоянии от игрушек – 15-20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.
Вариант. Наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка «прискакала» быстрее, ребенок подбадривает ее, щелкая языком.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Управление образования Администрации муниципального образования г.г. Гурьевска и Салаира Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо
удовлетворить. Надо не только дать ему
время поиграть, но и прожить этой
игрой всю его жить»

А.Макаренко

Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то комплексы. В игре возможности ребенка не ограничены. Ребенок, играя свободно общается со сверстниками, формируются творческие способности, интеллектуальные, физические возможности, т.е. формирует себя, позволяет реализовать свои силы.

Игры помогают реализовать физическое и эмоциональное состояние ребенка. Игры позволяют детям физически окрепнуть, стать сильными, выносливыми. Направлены игры так же на развитие внимания, памяти.

Игра - это своеобразная работа ребенка, которая помогает ему накапливать знания, размышлять, общаться.

Игра стала поводом для размышления многих мировых психологов и педагогов. По Л.С. Выготскому, игра - является движущей силой развития ребенка.

Прогрессивные русские ученые педагоги, психологи - Макаренко А.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. раскрыли роль игры как деятельности, способствующей изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Отметили, что игра положительно влияет на развитие чувств, эмоций, юмора, шуток, возможности самовыражения.

Игровая ситуация позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.

«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастлив не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но и тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекательным его делом» , писал К.Д. Ушинский.

Ребенок играя, познает мир, происходит обучение, развитие, воспитание, при этом нужно обеспечить и качество двигательной активности.

Растить детей здоровыми, сильными, воспитанными, развитыми, интересующими, дисциплинированными в этом особая роль отводится подвижным играм. Игры - уроки жизни, они учат ребенка, В них интегрируются не только движения, слова, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный настрой.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу, эффективно без ущерба для здоровья.

Подвижная игра становиться эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков (математика, сенсорика, грамота, ознакомление с окружающим, движение под музыку, психогигиена и т.д.)

Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Игры воспитывают выдержку, дисциплинируют детей, укрепляют здоровье. Способствуют приобретению им правильных двигательных навыков, развитию эмоционального положительного отношения.

Игры такой направленности раскрывают тем самым его потенциальные возможности и способности подготовляют детей к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.

Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН) является - как средство здоровьесберегающей технологии.

Многолетний опыт работы с детьми показал, что дети имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, нарушении свободное время дома отдается просмотру фильмов и компьютерным играм.

В связи с чем, мной была выбрана тема «ПИДН» , поиск наиболее эффективного применения современных образовательных технологий. Среди разных групп присутствует термин «здоровьесберегающие технологии» , которые обеспечат дошкольнику возможность сохранения и здоровья, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Детский сад работает по программе «Детство»

Цель: обеспечение полноценного и своевременного развития ребенка в едином воспитательно-образовательном пространстве.

Одной из задач которой является: продолжать работу по организации комплексного подхода к сохранению и укреплению психического здоровья детей через интеграцию оздоровительной деятельности в педагогическую.

И для решения этой задачи мною была сформирована тема: и разработана система работы.

Подвижная игра дидактической направленности является важным средством воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Для своей работы над темой я выбрала цель:

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее развитие личности в подвижной игре дидактической направленности.

Для решения цели наметила следующие задачи:

  • Создать условия для подвижной игры дидактической направленности.
  • Развивать двигательные способности, психофизических качеств.
  • Формировать познавательные способности, логику, мышление, речь.
  • Внимание, знания, умения и навыки в математике, грамоте, ознакомлению с окружающим миром.
  • Поддерживать, положительны эмоции, обеспечить бодрое, жизнерадостное настроение.

Поставленные задачи помогут детям с младшего возраста: активизировать мыслительные процессы, а у старших детей к познанию нового. Каждый дошкольник должен получить знания, здоровье, которые востребованы в дальнейшем, в школе.

Цели определяют принципы обучения, выступают в единстве, образуя систему обучения, выражающие закономерности педагогики и оздоровления.

Принципы:

  • единства - т.е. многократное повторение. Проявляющие в изменении упражнений, условий выполнения в различных формах заданий;
  • постепенности - от знакомых игр к незнакомым с усложнениями;
  • оздоровительной направленности - укрепление здоровья ребенка в процессе обучения;
  • сознательного активного обучения - дети активно и осознанно выполняют оставленные двигательные и дидактические задачи (в парах, подгруппах, всей группой) ;
  • соответствие возрастным и физическим особенностям детей - готовность к выполнению поставленных задач в зависимости от возраста;
  • связь теории с практикой - приучат детей применять знания в игре, на практике;
  • развития воображения - через особые формы двигательной активности детей, даются задания в проблемной форме: имитации, инсценировке, перевоплощении, игровые эксперементации;
  • формирование осмысленной моторики - ориентироваться на позу, положения тела в пространстве, посредством игровых упражнений на дыхание, на элементы массажа.

Одним из главных требований к использованию средств развития, воспитания, обучения, является системное и комплексное применение занятий, с чередованием высокой и низкой двигательной активности, через оздоровительные мероприятия с использованием различных приемов и методов.

Разнообразные ПИДН - способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости и др. качества. При применении ПИДН в обучении, дети должны осознать, что в игре, составляя слова или предложения, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи, при ходьбе или бросая мяч партнеру - все это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того чтобы научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа и т.д.

Однако нужно отметить, что не все подвижные игры с дидактической направленностью подходят для обучения. Для обучения можно использовать игры малой и средней подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.

Необходимо отметить, что у детей младшего возраста на начальном этапе преобладает двигательный компонент. У старших детей является дидактический компонент, двигательный отступает на последнее место. Поэтому всегда придерживаюсь, чтоб двигательная и дидактическая задача были равнозначными. У детей младшего возраста огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, т.е. проделать.

Моя цель поддержать и закрепить интерес к движениям, организовать жизнь детей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только физическому, но умственному развитию.

Физкультурно - оздоровительная работа планируется в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей возрастной группы.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.

В своей работе использую: на прогулке особое внимание уделяю двигательной активности детей в играх. Игры развивают и совершенствуют двигательные навыки, умения и имеют огромное воспитательное, эмоциональное, развивающие воздействия. Игры проводятся индивидуально, с подгруппой детей и с отдельными детьми.

Игра может сделать ленивого - трудолюбивым, незнайку- знайкой, неумелого-умелым. Помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а так же правильно и объективно оценивать поступки других.

Характерной чертой подвижной игры с дидактической направленностью является не только разнообразные движения, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях. Это дает больше возможности для проявления инициативы, творчества. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения.

Конечно, дети болеют и в нашей группе, но болеют они легче и продолжительность заболевания снижается.

Все дети разные и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, другой все схватывает на лету. Есть дети, которые находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку, ослабить его страх перед неудачами, использую в своей работе:

  • не с кем его не сравниваю, важны только его собственные достижения;
  • ободряю, слежу за настроением, вселяю уверенность, подбадриваю, поддерживаю навыки, которые уже приобрел;
  • поощряю в самостоятельном достижении успехов, ни одно даже маленькое достижение не оставляю без внимания, всегда хвалю.

Добиваться положительного эффекта от использования игр во время обучающих занятий, состоит в том, чтоб дети не утомлялись, не раздражались, была необходима двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние.

Поэтому при отборе игр необходимо учитывать требования:

  • дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно - образовательной программы для данного возраста;
  • игра должна развивать способности детей (быстроту реакций, пространственные и временные отношения) ;
  • степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам данной группы детей;
  • постоянное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей;
  • постоянный переход от индивидуальных игр, к играм с совместными действиями с разделенными на подгруппы.

При организации и проведении ПИДН следует придерживаться условий:

  • правило игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям данной группы;
  • игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности;
  • игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью;
  • каждый участник игры должен принять в ней активное участие;
  • в играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи;
  • игру нельзя оставлять незавершенной;
  • инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным

Чему учит игра ребенка

  • правильно выполнять движения;
  • замечать действия других (бегать не наталкиваясь)
  • уметь регулировать силовые действия;
  • уметь использовать зрительные ориентиры для развития ориентировки в пространстве;
  • развивать активность, уверенность в своих силах;
  • воспитывать в себе выдержку умение прекращать действия по сигналу;
  • переживать, осознавать свое реальное место среди других детей;
  • сделать для себя открытие: желание и стремление других детей не всегда совпадет с моими;
  • уважать себя и верить себе, в собственные силы;
  • надеяться на собственные силы при столкновении с трудностями;
  • выражать свободно свои чувства;
  • переживать зависть, тревогу, беспокойство;
  • оказывать положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимопонимания детей;
  • улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми;
  • в совместной деятельности, в общении с взрослыми, детьми развивается речь ребенка, мышление, память.

Любую двигательную деятельность ребенок, заинтересованный познавательным интересом совершает с большим увлечением.

Любую познавательную деятельность ребенок, одухотворенный радостью движения, познает более эффективно и без ущерба для здоровья.

Для этого также привлекаем родителей, в участии разных мероприятий, группе, детском саду. Стремимся убедить их в необходимости принять участие в семейных досугах, праздниках - это прекрасный способ достигнуть взаимопонимания пап и мам выступить не только в роли пассивных зрителей, но и самим принимать участие в развитии сюжета.

Подвижная игра дидактической направленности направлена на достижения: параллельно физическому развитию (быстро добежать, бросить и догнать и т.д.) решаются задачи познавательного характера (закреплений знаний по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром)

В дошкольном возрасте ребенок любит играть в игры,

Игра – это своеобразная работа детей.

Вывод: 1.ПИДН является, как средство воспитания, обучения, развития ребенка сохраняя здоровье за период посещения детского сада.

2. ПИДН – всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности.

3. Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными знаниями, умениями, навыками. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.

4. ПИДН позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

5. Играя, мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим, каждая игра направлена на развитие способностей детей.

Литература

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков -. М., 1982.
  2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996
  3. Гигиена детей и подростков: Руководство для санаторных врачей / Под ред. Г.Н. Сухарева. - М., 1986
  4. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М., 1988
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1995
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - м., 1990
  7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 1997
  8. Пропп В.Я. Мифология сказки. - М., 1969
  9. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1991
  10. Фопель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР, СОДЕРЖАЩИХ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ.

При применении подвижной игры дидактической направленности в обучении ребёнок должен осознать, всё это делается для того, чтобы не только научиться решать задачи, не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать и бросать мяч. Но и для того, чтобы научиться сложению, вычитанию, классифицировать предметы, составлять связанно рассказы, ориентироваться в пространстве, развивать сенсорику, соотносить слова и действия.

«ПЕРЕЧЕНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР, СОДЕРЖАЩИХ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ»

МЛАДШАЯ ГРУППА

1. «Пойдём гулять»

Дети сидят на стульях. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и зовёт его с собой. Названный ребёнок становится за воспитателем. Следующий за первым и т.д. Воспитатель собирает 6-8 человек и 1-2 раза обходят с ними площадку. По сигналу: «домой» - дети бегут на свои места. Воспитатель подходит к другим детям, и игра продолжается.

2. «Найди свой домик»

Цель: Ориентировка в пространстве.

С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определённого дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: «Найди свой домик!» - дети должны собраться группами к деревьям. У которых они стояли перед началом игры.

3. «Найди свой цвет»

Воспитатель раздаёт детям флажки 3-4 цветов: красные, желтые, зелёные. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определённых цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет» , дети собираются у флага соответствующего цвета.

4. «Поезд»

Цель: Внимание.

Дети становятся в колонну по одному. Первый - паровоз, остальные - вагоны. Воспитатель даёт гудок - и поезд начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение - поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну - и поезд начинает двигаться.

5. «Прокати шарик к своему флажку»

Цель: Сенсорика.

На одной стороне площадки и комнаты проводится черта, за которой стоят дети. На противоположной стороне на расстоянии 1-1, 5 м. ставятся флажки, разные по цвету. Воспитатель раздаёт детям шарики 2-3 цветов, соответствующие цвету флажков. Затем предлагает посмотреть, какого цвета у каждого шар, вставь против флажка того же цвета и прокатить к нему шар. Когда все дети прокатят шары, воспитатель просит сложить их в корзину, а затем снова раздаёт их детям, и игра повторяется.

6. «Береги предмет»

Цель: Внимание, правила.

Играющие образуют круг, руки держат за спиной. У ног каждого ребёнка лежит кубик (или другой предмет) . Один ребёнок - водящий находится в середине круга. Водящий старается взять то у одного, то у другого ребёнка кубик. Желая уберечь его, играющий, к которому устремляется водящий, приседает, закрывает кубик руками и не даёт до него дотронуться. Как только водящий отходит из круга, играющий встаёт. Ребёнок, не защищающий свой кубик, выходит из круга. Он временно не участвует в игре. Когда водящему удаётся взять кубик у 2-3 детей, назначается новый водящий. При перемени водящего дети, стоящие за кругом, возвращаются в круг, и игра повторяется.

7. «По ровненькой дорожке»

Цель: Ориентировка в пространстве, сенсорика.

Дети строятся в колонну. Воспитатель говорит ритмично, в определённом темпе тексте:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки: 1,2, 1, 2.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам… (прыгают на двух ногах)
В ямку - бух! (присаживаются на корточки)

Воспитатель говорит: «Вылезли из ямы» . (дети поднимаются) .

Воспитатель повторяет стихотворение.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

Устали наши ножки

Вот наш дом - там мы живём. (дети бегут к стульчикам) .

8. «Такой листик - лети ко мне»

Цель: Ознакомление с природой, быстрота реакций.

Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья. Воспитатель раздаёт детям по листику. У себя оставляет несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой листик, лети ко мне!» - вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться». Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева.

9. «Найди предмет по описанию»

Цель: Ознакомление с окружающим, внимание.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы, которые подобрал для игры: мяч, машина, собачка, ведро, кукла. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: «разбежались все игрушки. Сейчас вы их будете искать. Дети ищут игрушки, приносят на прежнее место.

10. «Живое домино»

Цель: Быстрота реакции на слово, внимание, сенсорика.

Воспитатель повязывает ленту на руке каждого ребёнка. Цвет ленты разный, он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый и становиться в пары. По сигналу: «Побежали, побежали все по комнате» , дети бегают по площадке. А когда скажу: «Найди себе пару» , - вы будите искать того у кого такая ленточка. Можно проводить игру, где дети должны находить парную фигуру: кружок, квадрат, звёздочку, овал и т.д.

12. «Игры с пальчиками»

Цель: Соотнесение слова и действия,

слуховое восприятие.

Воспитатель читает стихи и показывает движения пальчиками. Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь, к нему на соответствующие слова загибает по очереди другие пальцы.

Пальчик- мальчик,
Где ты был?
С этим братцем-
В лес ходил,

Щи варил,
С этим братцем-
Кашу ел,
С этим братцем-

Песни пел! (дети называют какую- либо знакомую песню и пальчики «пляшут» ) .
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик не шуми,
Братиков не разбуди. (после паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает) .
Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

13. «На птичьем дворе»

Цель: Звукопроизношение, выдержка.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки и т. д. Воспитатель читает стихотворение, а дети отвечают:

Наши уточки с утра…… кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда…
А индюк среди двора…
Наши гуленьки вверху…

Наши курочки в окно…
А как Петя- петушок
Ранним - рано поутру
Нам споёт……… ку-ка-ре-ку!

Воспитатель делит детей на подгруппы, давая им названия: «уточки, куры, гуленьки и т.д.

14. «Хохлатка»

Цель: Ознакомление с природой, выразительное чтение стихотворения, внимание.

Воспитатель рассматривает картинку, на которой изображена курочка и цыплята. Рассказывает, как они гуляют, щиплют травку, ищут червячков. Читает стихотворение.

По дворику хохлатка, по дворику мохнатка,
С цыплятами идёт.
Чуть дети зазеваются, шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовёт: «Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать! (с этих слов вы бегите ко мне)

(игра повторяется 3-4 раза)

15. «Уточка»

Цель: Выразительное чтение стихотворения, имитация движений, ознакомление с природой.

Воспитатель показывает игрушку уточку с утятами, рассматривают, рассказывает о том, что уточка любит плавать, всегда плавает впереди, а за ней утята. Дети произносят вместе с воспитателем:

  • Уточка луговая, серая, полевая

Где ты ночевала? (ребёнок уточка отвечает)

Под кустиком, под берёзкой.

Сама утя хожу, детей своих вожу, (дети идут за уточкой переваливаются с ноги на ногу)

Сама утя поплыву, детей своих поведу. (плывут, делая круговые движения руками перед грудью)

(затем выбирают другую уточку, и игра продолжается) .

«ПЕРЕЧЕНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР, СОДЕРЖАЩИХ

ДИДАКТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ»

(средняя группа)

1. «Найди свой цвет»

цель: Ориентировка в пространстве, слуховое восприятие, сенсорика.

Каждый ребёнок стоит у своего флажка, предлагают закрыть глаза. В это время переставляют флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят свой флажок и бегут к нему.

2. «Найди себе пару»

цель: Быстрота реакции, сенсорика, слуховое восприятие.

Для игры нужны флажки разного цвета и по количеству детей. Каждый ребёнок получает один флажок. По сигналу воспитателя дети разбегаются. По сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

3. «Цветные автомобили»

цель: Зрительное и слуховое восприятие, сенсорика, быстрая реакция.

Каждый ребёнок получает кружок определённого цвета. Воспитатель поднимает флажок имеющего цвета, дети у кого такого цвета флажок бегают по площадке. Когда опустил воспитатель флажок, дети останавливаются. Затем поднимают флажок другого цвета, и игра возобновляется.

4. «Самолёты»

цель: Ориентировка в пространстве, быстрота реакций.

Дети строятся в колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу: «к полёту» дети делают движения руками- заводят моторы. «Летите» , дети поднимают руки в стороны и летят в разном направлении по площадке. По сигналу «На посадку» - самолёты находят свои места, строятся в колонну.

5. «Перепрыгни через ручеёк»

цель: Математика.

На площадке рисуется ручеёк, с одного конца узкий, а дальше всё шире. Предлагается детям перепрыгивать через ручеёк, где узко, а затем широко.

6. «Теремок»

цель: Ознакомление с художественной литературой.

Дети договариваются, кто будет героями из сказки. Всех животных может быть несколько, а медведь один. Дети идут по кругу и говорят:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю, мышка бежит,
У дверей остановились и стучит. (все дети мышки бегут в круг и говорят)

Кто, кто в теремочке живёт,
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отвечает, и остаются в кругу. И так все звери, кА по сказке.
Остаётся один медведь. Он ходит вокруг. Его спрашивают, говорит: «А я мишка всех - ловишка» . По окончанию его слов все убегают, а медведь ловит.

7. «Кто скорее соберёт?

цель: Классификация, ознакомление с природой, быстрота реакции, внимание.

Детям показывают две корзины, куда собирать урожай «овощи» и «фрукты» . Выигрывает та команда, где не ошиблись дети.

8. «К дереву - беги»

цель: Ознакомление с природой, внимание, ориентировка в пространстве.

Дети на участке рассмотрели деревья. По сигналу-1-2-3-! К этому дереву – беги! Кто правильно подбежал к дереву даётся фант. Потом подсчитывают у кого больше фантов.

9. «Мыши»

цель: Быстрота реакции на слуховой сигнал, развитие речи.

Дети стоят в кругу, это мышеловка, выбранные мыши бегают по кругу. Дети произносят слова:

Ах, как мыши надоели!
Развелось их просто страсть1
ВСЁ погрызли, всё поели.
Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!
Доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!

Дети и воспитатель держаться за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек. Произносится слово «хлоп» , дети опускают руки, не выпускают мышек из круга.

10. «Кто в домике живёт?»

цель: Ознакомление с природой, звукоподражание.

Воспитатель делит детей на несколько групп, дети изображают знакомых им птиц или животных. После этого по очереди обходит домики, стучится в каждый и говорит:

Тук-тук-тук! кто в домике живёт?
Дети отвечают: му, ме, мяу и т.д.

11. «Сколько»

цель: Математика, слуховое восприятие, внимание.

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы слышите как весело
Он песенку запел?

Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут,
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!

Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.

Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно как по камушкам
Подковами стучат.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько было. Затем дети имитируют движения жаворонка, зайцев и т. д.

12. «Добавь слово»

цель: Ориентировка в пространстве, внимание, расположение предметов по отношению к себе.

Воспитатель вспоминает с детьми, где правая и левая рука, Уточняет с детьми слова впереди, слева, справа, позади и т.д. Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает, что где находится. (слева, справа, впереди, позади) .

13. «Будь внимателен»

цель: Быстрота реакции на звуковой сигнал, внимание, имитация движений.

Воспитатель называет животных, птиц, насекомых и т.д. Дети показывают их движения. «Птицы» - бегут, руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Литература

  1. Антропова М.В. «Гигиена детей и подростков» . - М., 1982
  2. Бойко Е.А. «Физкультурная минутка, динамические упражнения для детей 6-10 лет» . –М., 2008
  3. Виноградова Н.Ф.., Година П.И. «Детский сад и семья» . - М., Просвещение 1986
  4. Дьяченко О.М. «Развитие воображения дошкольника» . - М., 1996
  5. «Гигиена детей и подростков: Руководство для санаторных врачей» / Под ред. Г.Н. Сухарёва
  6. «Гигиена детей и подростков» / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М., 1988
  7. Зеньковский В.В. «Психология детства» . - М., 1995
  8. Каралашвили Е.А. «Растём играя» . М 2001
  9. Кудрявцев Р., Егоров Б. «Развивающая педагогика оздоровления» . М., Линка- пресс, 2000
  10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребёнком» . - М., 1990
  11. Михайленко Н.Я.., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» . М., 1997
  12. Пропп В.Я. «Мифология сказки» . М., 1969
  13. Родари Дж. «Грамматика фантазии» . –М., 1991
  14. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» . -М., 1998
  15. Эльконин Д.Б. «Психология игры» . –М., 1978