Когда керлинг стал олимпийским видом спорта. Площадка для кёрлинга (игровое поле)

До начала Сочинской Зимней Олимпиады большинство не знало не только, в чем смысл керлинга, но даже что это за вид спорта такой и к чему он относится: к горным лыжам или конькобежному спорту. Олимпиада изменила отношение к этому виду спорта, и он приобрел множество болельщиков и поклонников. В этой статье мы рассмотрим историю, правила и особенности «ледяного боулинга», как еще называют керлинг.

История керлинга

Согласно официальной версии, керлинг возник в XVI веке в Шотландии. Это подтверждают и находки археологов - самый древний камень для этой игры, обнаруженный учеными на дне высохшего озера, датируется 1511 годом. С этого времени и началось распространение керлинга по европейским странам. Первое документальное упоминание об этой игре относится к 1541 году. В конце XVIII века был открыт первый клуб керлеров.

Европейские переселенцы, отправившиеся по разным причинам на покорение американского континента, привезли керлинг в Новый Свет.

В XIX веке произошло несколько значимых событий в истории керлинга: были утверждены официальные правила этой игры, раскрывающие, в чем смысл керлинга, а также было выделено три национальные разновидности: шотландский, немецкий и швейцарский.

Уже в XX веке керлинг был признан отдельным видом спорта, а первый мировой чемпионат по нему состоялся в 1959 году.

Важно подчеркнуть, что и сегодня смысл спорта «керлинг» и его правила остались практически без изменений.

Олимпийская история керлинга

В разряд зимних керлинг был введен в 1998 году, но для этого потребовалось около 74 лет. Впервые как демонстрационный вид в олимпийской программе керлинг был представлен на играх в 1924 и в 1932 годах. Но то ли игроки играли неазартно, то ли зрители не поняли, в чем смысл керлинга, но в течение следующих 25 лет попыток ввести игру в олимпийскую программу не предпринималось. Первый же комплект олимпийских наград в этом виде спорта был разыгран на играх в японском Нагано в 1998 году.

Когда керлинг появился в России?

Первая волна популярности этой игры пришлась на конец XIX века, когда европейские дипломаты создали клубы керлинга в Санкт-Петербурге и Москве. В 20-е годы прошлого века в Советском Союзе попытались популяризировать игру, но советские люди, занятые решением текущих проблем, не поняли, в чем заключается смысл керлинга. Кроме того, в то время гранит был дефицитным материалом, да и биты, изготовленные из дерева, не способствовали успеху и распространению керлинга в России.

В современной России керлинг также не особо популярен. Команд европейского и мирового уровня можно пересчитать, как говорят, «по пальцам». А всего керлеров (игроков в керлинг) сегодня в России не более четырехсот.

Основы игры

Сегодня керлинг - это спортивная игра, в которой соревнуются две команды. Каждой из них присваивается определенный цвет. В состав каждой из них входит по 4 человека, из числа которых и выбирается капитан, осуществляющий руководство игрой и показывающий команде, куда направлять камни.

В процессе игры команды поочередно запускают по льду «камни» - специальные снаряды, сделанные из гранита. Задача игроков - попасть этим снарядом, весом в 20 кг, в мишень, называемую «домом». Он расположен на расстоянии в 31 метр. Если в «доме» находится камень противников, его необходимо вытолкнуть. Пока снаряд скользит, члены команды, оценивая траекторию его движения, специальными щитками натирают лед, корректируя дальность его запуска, скорость и траекторию.

В процессе трения щеток о лед на его поверхности образуется тончайшая водяная пленка. Благодаря ей можно корректировать направление и скорость движения камня.

Каждой из команд представляют по 8 камней-снарядов, которые должны попасть в дом. Если камни не «доходят» до границ дома либо переходят их, то они выбывают из игры. Таким образом, керлинг (смысл игры) - выталкивание из мишени биты соперников собственной битой.

Правила игры

Площадка для игры в керлинг покрыта льдом и должна быть длиной - 44,5 м, а шириной в 4,32 м. Мишень, в которую команды должны «загнать» камни, называется домом. Ее диаметр составляет 3,5 метра. Изготавливаются специальные камни для керлинга из шотландского гранита, добываемого в Эйлис-Крейг. Вес каждого составляет порядка 20 кг.

Команды производят броски камней поочередно. Определяется очередность первых бросков при помощи жеребьевки в начале игры. Последующие броски первой выполняет команда, выигравшая предыдущий раунд. Подсчет очков каждой команды производят после того, как все камни будут брошены. Засчитываются только камни, находящиеся в доме и не выбитые за его границы. Выигрывает раунд, называемый в керлинге «эндом», та команда, чей камень находится ближе всего к «кнопке» - центру мишени.

Для того чтобы понять, в чем смысл керлинга, не нужно заканчивать университетов и быть профессиональным спортсменом, просто нужно смотреть на игру и разделить увлеченность спортсменов!

Кёрлинг (англ. Curling) - командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени.

Правила кёрлинга

Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). Мишень, называемая «домом», имеет диаметр 12 футов (3,66 м). Камень весом 44 фунта (19,96 кг) изготавливается из гранита. Он имеет цилиндрическую форму и плоскую скользящую поверхность. Сверху к камню приделана ручка.

В игре участвуют две команды по 4 человека. Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end). В течение одного энда команды по очереди выпускают по 8 камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды могут с помощью специальных щёток тереть лёд перед камнем, тем самым слегка подправляя его движение.

После того, как разыграны все 16 камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем все камни противника.

Последний бросок даёт очень большое преимущество команде. В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.

Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после 10 эндов назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

История кёрлинга

Известно, что керлинг возник в Шотландии в начале XVI века, фактическим подтверждением существования этой спортивной игры является кёрлинговый спортивный снаряд (камень), на поверхности которого выбита дата изготовления - 1511 год, найденный на дне пересохшего озера Данбан. Первые же летописные упоминания о керлинге встречаются в средневековых монастырских книгах, датированных 1541 годом, сохранившихся в шотландском аббатстве Пэйсли.

Примерно к тому же времени (1565 год) относятся две картины кисти Питера Брегеля, на которых запечатлены голландские крестьяне, играющие в керлинг на льду замершего озера. Любопытно, что Шотландия и Нидерланды в XVI веке имели очень сильные торговые и культурные связи, свидетельством чему является широкое распространение в континентальной Европе не только керлинга, но и гольфа.

Старейшим керлинг -клубом в мире является ассоциация игроков города Килсит, расположенном на севере Шотландии, основанная в 1716 году. В этом же городе находится древнейшее рукотворно созданное спортивное поле, предназначенное для игры в керлинг - искусственная дамба, огораживающая пруд и задающая площадку размерами 100 на 250 метров.

Само слово curling впервые стало употребляться в качестве названия игры в XVII веке, после упоминания в поэме шотландского поэта Генри Адамсона. Исследователи считают, что игра получила свое имя вовсе не от сложных завитков-следов, которые оставлял за собой на льду камень, а от шотландского глагола curr, который описывает низкое рычание или рев (в английском языке ближайшим эквивалентом является purr). Все дело в том, что гранитный камень, скользящий по льду, касался зазубринок льда, отчего происходил характерный звук. И по сей день в некоторых районах Шотландии игра более известна под названием «Игра в ревущие камни».

Стоит отметить, что несовершенная форма снарядов и неподготовленность поля не позволяли древним керлерам играть опираясь на ту или иную выигрышную стратегию или нарабатывать спортивное мастерство - в большинстве случаев, исход игры решала удача той или иной команды или игрока.

Интересная информация о снарядах содержится также в летописях шотландского города Дарвелл: ткачи после работы отдыхали, играя в керлинг тяжелыми каменными грузами, использующимися в гнетах при ткацких станках, причем эти грузы имели сьемную ручку. Там также написано, что «многие жены поддерживали авторитет своего мужа, полируя ручку камня и доводя ее форму до совершенства».

Примерно с XVIII века форма камня начала стандартизироваться и приобрела современный вид: диаметр 11,5 дюймов (около 29 см), высота 4,5 дюйма (11,4 см), вес 44 фунта (19,96 кг). Холодный климат, обилие льда и демократичные требования для игры сделали ее очень популярной в Шотландии, а затем и во всем мире. Вместе с переселенцами, бежавшими в Америку от власти английских монархов керлинг проник и в Новый свет, в Канаду, где получил особенно широкое распространение в силу обьективных климатических причин. Дебют керлинга в США состоялся в 1768 году: игру принесли с собой шотландские солдаты, расквартированные в то время в Квебеке.

Первый всемирный чемпионат по керлингу среди мужчин прошел в Эдинбурге в 1959 году и вошел в историю под именем «Соревнования на шотландский кубок», а первым чемпионом мира в этой дисциплине стала канадская команда во главе с Эрни Ричардсом. Первый женский Чемпионат Мира был проведен в Шотландии в 1979 году.

В России керлинг прижился только с 3-ей попытки. Первая попытка была предпринята иностранными дипломатами в 90-х годах XIX века. В Москве и Санкт-Петербурге были основаны керлинг-клубы, но революция внесла свои коррективы. В 20-х годах XX века энтузиасты попытались возродить этот вид спорта, но керлинг был признан буржуазной игрой и запрещен. Последняя и успешная попытка была предпринята в 1991 году. На базе Государственной Академии Физической Культуры им. Лесгафта был создан керлинг-клуб «Лесгафтовец».

в 2005 за мировое золото уже боролись 12 команд, из них 8 команд представляли Европу, 2 - Северную Америку, и 2 - Азию и Океанию. Путевки на мировой чемпионат европейские команды получают по результатам Чемпионата Европы, которые проводятся с 1975 года. В 1992 национальная мужская команда, возглавляемая Игорем Мининым, отправилась на свой первый Чемпионат Европы. Женская сборная России впервые выступила на европейской арене в 1994 году. На Чемпионате Европы 2005 года был установлен рекорд - 58 команд из 38 стран.

В 1998 году керлинг был признан Олимпийским видом спорта, и на Зимних Олимпийских играх в Нагано были разыграны первые золотые медали. Победителем в соревнованиях мужчин стала команда Швейцарии, а первые золотые медали у женщин завоевала команда Канады. В 2002 женская сборная России, во главе с Ольгой Жарковой, приняла участие на Зимних Олимпийских играх в Солт Лейк Сити в этой дисциплине.

В 1927 году известный советский скульптор – монументалист Иван Шадов создал свой шедевр «Булыжник – оружие пролетариата!» Мог ли предположить Иван Дмитриевич, что в будущем камень станет спортивным снарядом для буржуазии.

Хочется рассказать вам о керлинге, чтоб вы знали, почему свипуют после коглайна и что значит завести камень в дом на четыре фута.

Керлинг зародился в начале XVI века в Шотландии. Местные жители для развлечения использовали обломки скал, пуская их по идеальной, отшлифованной ветром поверхности озер.

Поле для игры в кёрлинг 44,5 м. в длину и 5 метров в ширину. Загадочные круги на поле называются «дом». У каждой команды по восемь пронумерованных камней одинакового цвета. Каждый камень имеет вес 19,9 кг. Не больше, не меньше.

Перед началом игры команды бросают жребий. Счастливчики предпочитают играть вторыми, это стратегически выгодно. Соперники утешаются выбором цвета камней. Игра ведется до десяти партий которые называются энды (от англ. End – конец).

Правила игры в керлинг очень просты. Камни вашей команды должны быть ближе к центру дома, чем камни команды противника. Если у вас после восьми бросков всего один камень в «доме», но он ближе камней противника к центру, то вы выиграли энд, независимо, сколько камней противника расположилось в «доме» (круге).

Если камень расположился на синей линии, то это означает, что его завели на четыре фута. Счета 1:1 или 2:1 в конце энда не бывает. Если камни равноудалены от центра, значит 0:0, а если игроки сомневаются, то применяются спец средства. Такой большой циркуль, который устанавливают в центр круга.

На льду играют две команды из четырёх человек. Скип – он же капитан команды, вице-скип, первый и второй номер.. Начинает игру номер первый. Он берет камень за ручку, отталкивается от стартовой колодки и начинает скольжение. Затем игрок отпускает камень и тот начинает движение в сторону дома.

Лед перед камнем не всегда трут, как это обычно показывают по телевизору. Существуют стандарты, по которым определяется сила, с которой игрок толкает камень. Сила эта определяется в секундах.
Замер времени движения камня между двумя линиями баклайном (backline) и хоглайном (hogline), дает понять, с достаточной ли силой выпущен снаряд.


Оптимальным считается 3,6 -3,8 секунды, в зависимости от состояния льда. Если на секундомере застыли эти цифры, то камень остановится ровно в середине круга. Если бросок вышел слабым, партнеры по команде свипуют, т.е. натирают перед камнем лед специальными щётками. Лед тает, что создает на поверхности тончайшую водяную пленку. Это снижает коэффициент трения и позволяет камню проехать чуть дальше или смещает его движение в нужную сторону. Теперь вы знаете зачем свипуют после хоглайна. Вопреки расхожему мнению, замедлить движение камня невозможно.
Энд заканчивается, когда игроки команд отправили к дому все шестнадцать камней.

С каждым новым годом появляется все больше разнообразных спортивных игр. И все они обладают своими определенными правилами. Да и зрелищность у них разная. Но именно это и привлекает большое количество людей, которые со временем становятся поклонниками определенного вида спорта. Однако следует отметить тот фактор, что далеко не все дисциплины способны войти в программу Олимпийских игр. Керлинг не только смог этого добиться, но и стал официальным видом спорта Олимпиады. В данном обзоре речь пойдет о том, какие правила характерны для этой игры, которая сумела получить всеобщее признание со стороны многочисленных поклонников. Кроме того, следует осветить и некоторые исторические моменты этого интересного вида спорта.

Что можно сказать о данном виде соревнований?

Керлинг - это вид спортивной дисциплины, которая официально входит в программу Олимпиады, начиная с 1998 года. Однако история данного состязания началась значительно раньше. Где-то в шестнадцатом веке. На сегодняшний день керлингом занимается большое число спортсменов из многих стран мира. Ничего странного в этом нет, так как игра имеет ярко выраженный состязательный характер и способна привлечь внимание даже тех людей, которые раньше не наблюдал за ней. Именно поэтому правила игры в керлинг стали интересовать многих.

Термин «керлинг», если интерпретировать его с английского языка, обозначает «вращение». В настоящее время таким образом называют спортивную игру, которая проводится на льду. Правила игры в керлинг подразумевают использование такого специального предмета, как кегля.

Немного из истории: о появлении спортивной дисциплины

Возникла игра в Шотландии. Именно эта страна предоставила возможность многим другим государствам ознакомиться более подробно с данной спортивной дисциплиной. В основном керлинг прижился там, где имеются подходящие для него условия. Ведь в те времени заливка льда на каких-то определенных участков не проводилась. В качестве полей выступали простые заледеневшие водоемы естественного характера. Официально керлинг - вид спорта, признанный в 1838 году, когда был открыт специализированный клуб. Еще через пять лет, после посещения игры королевой Викторией, он и называться стал соответствующим образом - королевским.

Что собой представляет олимпийский вид спорта?

Хоть в 1924 году керлинг и был включен в первые зимние Олимпийские игры, которые проходили в Шамони, официально олимпийской дисциплиной он не считался. Таковым его стали называть только по прошествии 74 лет.

Правила игры в керлинг подразумевают использование специально подготовленного поля. И оно в обязательном порядке должно быть залито льдом. Размер игрового участка составляет 45,72х5 метров. Если просматривать поле сверху, то есть возможность рассмотреть разметку, по которой происходит сама игра. Важной частью является «дом», который имеет вид стрелковой мишени. Именно к нему спортсменам требуется привести кеглю. Кроме того, правила керлинга подразумевают, что чем ближе к центру она встанет, тем лучше будет для игроков какой-либо команды.

Размеры спортивного снаряда

Кегля имеет вид снаряда округлой формы. При ее создании используется такой материал, как гранит. Диаметр камня не должен превышать 91,44 сантиметра. Высота также обладает фиксированной величиной и составляет 11,43 сантиметра. Вес кегли может варьироваться в пределах от 17,24 до 19,96 килограмм. К снаряду крепится металлическая ручка таким образом, чтобы его удобнее было запускать. Правила соревнований по керлингу подразумевают наличие восьми кеглей, по 2 на каждого спортсмена команды. В одном комплекте с такими снарядами идет щетка, а также подставка, использующаяся для скольжения во время выполнения броска.

Обязательно потребуется подобрать обувь. В качестве нее выступает пара ботинок, которые имеют самые разнообразные свойства. Одна пара обуви имеет скользящую подошву, а другая, наоборот, противоскользящую. Из технических аксессуаров у спортсменов есть только секундомер.

Разделение игры на отдельные периоды

Керлинг, а именно матч по этому виду спорта, подразделяется на отдельные игровые части в количестве 10 штук. Их именуют «эндом». В результате окончания всех частей определяются очки. Причем присуждаться они будут команде спортсменов, которые выигрывают забег. Вторая команда, соответственно, остается без очков. Общий результат будет складываться из той суммы баллов, которые были получены за прохождение отдельных этапов игры.

Как сделать наиболее точный бросок?

В правилах игры прописано, что ничьей просто не может быть. В той ситуации, если команды получили равное число очков, им будет предоставлен дополнительный забег. Именно его результат и поспособствует окончательному определению победителя. Выиграть в состязаниях можно за счет тонкого расчета. От спортсмена только требуется с высокой точностью рассчитать ту точку, в которой следует остановиться перед тем, как совершить бросок. Особой важностью обладает и сила выполненного броска. Все будет зависеть от мастерства игрока и того, насколько быстро спортсмены справятся с расчисткой дороги перед снарядом. Это необходимо делать для того, чтобы он смог быстрее и точнее добраться до определенной цели.

для игры

Итак, следует подытожить то, чтобы было написано выше, и осветить еще некоторые аспекты, отвечая на вопрос о том, как играть в керлинг.

Длина площадки должна составлять 146 футов, или 44,5 метра. Ширина игрового поля равна 14 футам 2 дюймам, или 4,32 метрам. Мишень, которая называется домом, обладает диаметром, равным 12 футам, или 3,66 метрам. Весит снаряд 44 фунта, или 19,96 килограмм. При изготовлении используется гранит. Он обладает цилиндрической формой, плоской поверхностью с высокими скользящими показателями. В верхней части кегли имеется ручка.

Что можно еще сказать о данной спортивной дисциплине?

Какие правила в керлинге есть еще? В игровом процессе принимают участие две команды, по 4 спортсмена в каждой. Игра делится на независимые друг от друга периоды. Всего их 10 штук. В течение одного энда, а именно так называется один период игры, команды по очереди запускают по восемь снарядов. Разыгрывая камень, игрок должен оттолкнуться от начальной колонки и разогнать снаряд, двигая его по льду. При этом ему необходимо либо добиться полной остановки кегли в определенном месте, либо сделать так, чтобы она выбила снаряд команды-соперника. Все будет зависеть от выбранной тактики. Другие игроки одной команды помогают более быстрому и точному движению снаряда посредством натирания льда щетками. Делают они это непосредственно перед камнем. Кроме того, за счет такого натирания они способствуют корректировке движения кегли.

Когда будут разыграны все снаряды у обеих команд, будет произведен подсчет очков периода. Учитывать жюри будут только те кегли, которые не выйдут за пределы дома. Та команда, у которой снаряд окажется ближе всего к центральной части «мишени», выиграет один энд. Она получит по очку за каждую кеглю, которая окажется как можно ближе камней противника к середине дома.

Дополнительный период в игре, который поможет определить победителя

С помощью последнего броска команда может получить очень большое преимущество. Кто будет бросать снаряд первым в начальном энде, будет определенно с помощью жеребьевки. В остальных периодах бросать начинают те игроки, которые проиграли в предыдущем энде. Если же по окончании периода не останется камней в пределах мишени, то будет засчитана ничья. В следующем энде бросать первой будет та же самая команда, которая начинала бросать кегли в предыдущем игровом этапе. Именно поэтому иногда очень выгодно пробросить снаряд, а не получить хотя бы одно очко.

Победитель будет определен по итоговой сумме всех очков во всех игровых этапах. В том случае, если их число равное, назначается дополнительный период, который носит название экстра-энд. Победитель этого периода и становится победителем всей игры. Бросать в дополнительном энде будет та команда, которая проиграла предыдущий.

Популярность игры постоянно растет

На этом вопрос о том, какие правила игры в керлинг существуют, полностью рассмотрен. Надеемся, что данный обзор помог вам разобраться в этой спортивной дисциплине и понять, что она собой представляет. В принципе, ничего сложного и специфического в этой игре нет. Однако интерес к ней растет с каждым новым днем все сильнее и сильнее. А пристрастие людей к спорту только радует.


ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА, ИНВЕНТАРЬ И ЭКИПИРОВКА ИГРОКОВ

ПЛОЩАДКА ДЛЯ ИГРЫ

1.1. Игра в кёрлинг проводится на площадке с ледовой поверхностью. Площадка для игры в кёрлинг имеет форму прямоугольника, на поверхность площадки наносится специальная разметка. Зона игровой площадки, в которой происходит перемещение спортивных снарядов (кёрлинговых камней), ограничена боковыми линиями (side line) и задними линиями (bаск line). Расстояние между задними линиями площадки составляет 38,41 м, расстояние между боковыми линиями площадки - 4,75 м. Ширина боковых линий не входит в размеры игровой площадки, ширина задних линий входит в размеры игровой площадки.

На каждой стороне площадки наносится «дом», представляющий собой круг с радиусом, равным 1,83 м. Ширина линии, ограничивающей внешние границы «дома», входит в его размеры. В «доме» обозначается его центр (точка tее). Расстояние от центра «дома» до задней линии площадки составляет 1,83 м (на месте касания задняя линия площадки и линия окружности «дома» накладываются друг на друга).

Через центр «дома», между боковыми линиями площадки, параллельно задней линии, наносится линия центра «дома» (tее line), расстояние между линиями центра «дома» на разных сторонах площадки составляет 34,75 м. Внутри «дома» на поверхность площадки наносятся три окружности с радиусами: 0,15 м, 0,61 м и 1,22 м, предназначенные для определения преимущества в расположении камней, находящихся в нём.

На каждой стороне площадки, на расстоянии 6,40 м от линии центра «дома», параллельно ей, наносится зачётная линия (hog line). Ширина зачётной линии не входит в указанное расстояние. Расстояние между двумя зачётными линиями площадки составляет 21,95 м.

Через точки центра «дома», параллельно боковым линиям, наносится центральная линия площадки (center line).

На каждой стороне площадки, на расстоянии 3,66 м от точки центра «дома», наносится линия колодок (foot line). Расстояние от линии колодок до внешних границ игровой площадки должно составлять не менее 1,22 м.

1.2. На каждой стороне игровой площадки, на линии колодок устанавливаются по две колодки. Расстояние от центральной линии до внутренней стороны каждой колодки не должно превышать 7,62 см. Длина колодки не должна превышать 20,32 см. Длина шипов для фиксации колодки не должна превышать 5,04 см. За колодками не должно быть препятствий.

1.3. Перед началом матча главным судьёй должны быть произведены контрольные измерения элементов разметки площадки. В случае обнаружения какого-либо отличия фактических размеров разметки от стандартных, команды должны быть предупреждены об этом главным судьёй матча.

СПОРТИВНЫЙ СНАРЯД ДЛЯ ИГРЫ В КЁРЛИНГ - КЁРЛИНГОВЫЙ КАМЕНЬ

2.1. Игра в кёрлинг осуществляется с использованием специального спортивного снаряда, называемого «камень» (stone). Камень для игры в кёрлинг состоит из гранитной основы круглой формы (обработанной специальным образом) и закреплённой на ней ручкой. Ручка крепится на гранитной основе с помощью винта, проходящего через отверстие, просверленное в центре фанитной основы камня.

2.2. Масса камня не должна превышать 19,96 кг. Длина окружности гранитной основы камня не должна превышать 91,44 см, высота гранитной основы камня должна составлять не менее 11,43 см.

2.3. В случае, если в процессе игровых действий камень разбивается на осколки, новый, заменяющий его камень устанавливается на площадке на место наибольшего фрагмента разбившегося камня. Энд и матч завершаются с использованием нового камня.

2.4. В случае, если камень при скольжении по площадке начинает резко изменять траекторию движения или останавливаться (в результате каких-либо дефектов, возникших на его скользящей поверхности), он может быть выведен из игры и заменён другим камнем.

2.5. В случае полного отделения ручки от фанитной основы камня в процессе выполнения броска, по желанию команды, выполняющей розыгрыш камня, попытка броска повторяется.

ПРИМЕЧАНИЕ: в случае невозможности замены вышедшего из строя камня, по согласованию скипов команд и главного судьи, матч может быть проведён при наличии 7 камней у одной из команд (в этом случае один из камней бросается в одном энде два раза).

ЭКИПИРОВКА ИГРОКА

3.1. В экипировку игрока входит:

Специальная кёрлинговая обувь, обеспечивающая скольжение и передвижение по площадке (подошва одного ботинка может быть покрыта скользящим материалом, а другого - антискользящим материалом); разрешается использование слайдеров и антислайдеров, одеваемых на обувь игрока;

Кёрлинговая щётка или метёлка установленного образца;

Спортивный костюм.

3.2. Экипировка игрока должна быть чистой и не должна наносить каких-либо следов на поверхность игровой площадки.

3.3. Экипировка игрока может быть осмотрена главным судьёй как до начала, так и в процессе проведения матча и запрещена к применению.

3.4. Игроки могут использовать секундомеры.

3.5. Игроки не могут использовать какие-либо технические средства для переговоров между партнёрами по команде и тренером.

СОСТАВ КОМАНДЫ

4.1. Команда участвует в игровой деятельности на площадке в составе четырёх игроков.

ПРИМЕЧАНИЕ: количество запасных игроков, которые могут быть заявлены для участия в матче в составе команды, определяется регламентом соревнований.

4.2. В каждом энде матча каждым игроком команды выполняется по два броска камня. Перед началом матча определяется очерёдность выполнения бросков камня игроками команды, которая сохраняется на протяжении всего матча и фиксируется в протоколе («первый», «второй», «третий» и «четвёртый» номера).

4.3. Замена игрока может быть произведена после окончания любого энда в матче. Игрок, вышедший на площадку, участвует в матче под номером заменённого партнёра. Обратная замена игроков запрещена. Количество возможных замен игроков в матче определяется регламентом соревнований.

4.4. В исключительном случае команда может начать и провести матч в составе трёх игроков. В случае участия в матче трёх игроков в составе одной команды, игроки, выступающие под «первым» и «вторым» номерами, выполняют по три броска камня в одном энде.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1) в случае начала матча командой в составе трёх игроков, четвёртый игрок может вступить в игру с начала любого энда;

2) в случае выбывания одного из четырёх игроков команды из игры (по причине травмы и т. п.) и отсутствия запасного игрока для его замены, команда завершает матч в составе трёх игроков. Если выбывшим игроком является скип команды, его функции переходят к вице-скипу

3) в случае выбывания двух или более игроков из четырёх игроков команды и отсутствия запасного игрока для их замены, матч прекращается, а команде засчитывается поражение.

СКИП

5.1. В составе команды определяется скип (skiр), являющийся капитаном команды, функциями которого являются:

Ведение переговоров с судьями и скипом команды соперников при принятии решения в спорной игровой ситуации, возникшей в ходе матча;

Управление действиями партнёров при проведении командой розыгрыша камня;

Согласование количества очков, полученных одной из команд по итогам проведения энда (счёта энда) со скипом команды соперников.

5.2. Скип может выполнять броски камня под любым порядковым номером в команде.

5.3. При выполнении броска камня скипом, его право по управлению действиями партнёров переходит к вице-скипу.

5.4. В случае выбывания скипа из игры (травма и т. п.) его функции переходят к вице-скипу.

5.5. Скип и вице-скип отмечаются в протоколе матча.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ В МАТЧЕ. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ОЧКОВ

6.1. Матч в кёрлинге состоит из 10 самостоятельных частей, называемых «энд» (end).

ПРИМЕЧАНИЕ: в соответствии с регламентом соревнований, количество эндов в матче может быть сокращено.

6.2. В каждом энде матча команде начисляются очки.

6.3. Команда, набравшая по сумме всех эндов наибольшее количество очков, является победителем матча. В случае равного количества очков у двух команд после завершения последнего энда (ничейный счёт), назначается дополнительный экстра-энд, а при его ничейном завершении - дополнительные экстра-энды до определения победителя в матче.

6.4. В одном энде каждая из команд осуществляет розыгрыш 8 камней, всего в энде разыгрывается 16 камней. Подсчёт очков проводится после завершения розыгрыша всех 16 камней в энде. Очки по итогам энда начисляются только одной из команд.

ПРИМЕЧАНИЕ: скипы команд могут согласовать результат энда до завершения розыгрыша всех камней в энде.

6.5. Команде начисляется одно очко за каждый камень, находящийся в «доме» и расположенный ближе к точке центра «дома» по сравнению с камнем (камнями) соперника. При этом критерием оценки положения камня является расстояние от точки центра «дома» до внутренней (ближней к центру) точки поверхности камня.

ПРИМЕЧАНИЕ: любой камень, касающийся линии «дома», считается находящимся в «доме»; под касанием камнем границы «дома» понимается пересечение проекции, опущенной от края камня к линии «дома».

6.6. В случае, если ни один из камней не находится в «доме», фиксируется ничейный исход энда со счётом 0:0. В случае, если камни разных команд располагаются ближе других камней к центру «дома» и находятся на равном от него расстоянии, фиксируется ничейный исход энда со счётом 0:0.

6.7. Количество очков, получаемое одной из команд по результатам энда, согласовывается скипами обеих команд после визуального рассмотрения ими итогового расположения камней на игровой площадке.

6.8. В случае, если после визуального рассмотрения положения камней в «доме» у скипов команд нет единого мнения о преимуществе в расположении данных камней, судьей матча (после завершения розыгрыша всех камней в энде) производится замер положения камней в «доме».

ПРИМЕЧАНИЕ: процедура замера положения камней в «доме» предусматривает использование специального измерительного устройства с перемещающимся измерительным блоком. Основание данного устройства устанавливается в точку центра «дома», а перемещающийся измерительный блок закрепляется таким образом, чтобы рычаг данного блока касался ближней к центру «дома»поверхности одного из камней. При этом судьёй фиксируется величина отклонения рычага по шкале измерительного блока. Далее, без отрыва основания устройства от точки центра «дома», прибор передвигается к следующему камню, где проводится аналогичная процедура замера его положения. На основании сопоставления величины отклонения рычага по шкале измерительного блока у разных камней судья принимает решение о преимуществе в расположении того или иного камня по отношению к центру «дома».

6.9. В случае отсутствия единого мнения скипов команд о том, касается ли камень внешних границ «дома», главным судьёй матча, после завершения розыгрыша всех камней в энде, производится замер положения камня (камней).

ПРИМЕЧАНИЕ: 1) процедура замера положения камня предусматривает использование измерительного устройства-эталона, имеющего стандартную длину, соответствующую длине радиуса «дома», т. е. равную 1,83 м (6 футов). При использовании данного устройства его основание устанавливается в точку центра «дома», после чего само устройство передвигается по кругу;

2) в случае касания устройством камня, последний считается находящимся в «доме». В случае, если визуально камень находится вне границ «дома», а при проведении измерения край устройства-эталона касается камня, последний считается находящимся в «доме»;

3) в исключительном случае, при применении правила зоны «свободных защитников», измерение положения камня может быть произведено до окончания энда.

6.10. В процессе измерения положения камней, в «доме» могут находиться только судьи матча, игроки команд должны располагаться за пределами игровой площадки.

В случае, если при проведении измерения положения камней по итогам энда, игрок одной из команд сдвинул камень соперника, положение которого предполагалось измерить, позиция данного камня засчитывается как более близкая к центру «дома» по сравнению с камнями команды соперника, положение которых также предполагалось замерить. В случае, если при проведении измерения игрок сдвинул камень своей команды, положение данного камня засчитывается как худшее по отношению к камням команды соперника, положение которых предполагалось замерить. В случае, если при проведении измерения положения камней судья сдвинул один из них, положение всех камней, позиции которых измеряются, фиксируется как одинаковое.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РОЗЫГРЫША КАМНЯ

7.1. Под розыгрышем камня понимается действия одной из команд, включающие:

а) определение скипом игрового задания;

б) выполнение одним из игроков команды броска кёрлингового камня (выпуска камня со скольжением по поверхности игровой площадки);

в) скольжение камня от момента выпуска игроком до момента остановки в пределах площадки или до момента его выхода за пределы площадки, а также перемещение (скольжение) других камней, пришедших в движение после попадания в них брошенным камнем;

г) выполнение натирания ледовой поверхности игровой площадки игроками команды, проводящей розыгрыш, с помощью специальных щёток или метёлок - свипинг (sweeping).

В процессе проведения розыгрыша камень, выпущенный игроком, может выбивать другие камни, находящиеся на площадке, за её пределы (исключение - действие правила зоны «свободных защитников»), а также, при попадании в них, перемещать их в пределах площадки.

7.2. В каждом энде команды проводят розыгрыш камня поочерёдно. Во время розыгрыша камня одной из команд, игрокам команды соперников запрещено находиться в пределах игровой площадки и предпринимать какие-либо действия, направленные на создания помех для передвижения камней по её поверхности, а также действий игроков команды, проводящей розыгрыш.

7.3. Команда, проводящая первый розыгрыш первого камня в первом энде матча, определяется жребием. В последующих эндах матча розыгрыш первого камня в энде проводит команда, выигравшая предшествующий энд. В случае ничейного исхода энда, розыгрыш первого камня в следующем энде проводит команда, начинавшая броски камня в предшествующем энде.

7.4. Камень считается участвующим в игре, если после выпуска игроком он полностью пересёк зачётную линию (hog line) на противоположной стороне площадки и остановился в зоне, ограниченной задней и боковыми линиями площадки. Камень, касающийся задней линии площадки, считается в игре.

7.5. Розыгрыш камня аннулируется, и брошенный камень выводится из игры в следующих случаях:

а) камень переворачивается и скользит на стороне ручки;

б) камень останавливается до полного пересечения зачётной линии (hog line), за исключением случая, когда он касается другого камня, находящегося за этой линией;

в) камень полностью пересекает заднюю линию площадки;

г) камень касается (во время движения или после остановки) боковой линии площадки или заменяющего её бортика.

7.6. Под касанием камнем какой-либо линии площадки понимается:

а) наличие контакта какой-либо части камня с линией площадки или заменяющим её бортиком;

б) пересечение проекции края камня, опущенной к линии площадки.

ПРИМЕЧАНИЕ: в случае, если пересечение проекции края камня и линии площадки не может быть установлено визуально, данный факт может быть установлен судьёй матча путём измерения положения камня с использованием специального приспособления - угольника с прямым углом.

ПОЗИЦИЯ ИГРОКОВ НА ПЛОЩАДКЕ

8.1. При проведении розыгрыша камня командой, в «доме» может находиться только скип (или заменяющий его вице-скип) данной команды. Скип (вице-скип) команды, разыгрывающей камень, имеет преимущественное право в выборе позиции в «доме» по отношению к игрокам команды соперника.

8.2. При проведении розыгрыша камня одной из команд, скип и вице-скип команды соперника должны находиться за задней линией площадки. Выход данных игроков на площадку разрешается в следующих случаях:

а) при касании бросаемым камнем камня данной команды;

б) при пересечении камнями линии центра «дома» (tее line).

ПРИМЕЧАНИЕ: при выполнении броска камня игроком, скип и вице-скип противоположной команды, находящиеся за задней линией площадки, не должны передвигаться вдоль данной линии, а также делать какие-либо движения, создающие помехи для бросающего игрока.

8.3. После пересечения каким-либо камнем линии центра «дома» (tee line) скипы команд имеют равные права для выполнения свипинга по ходу скольжения данного камня. Свипинг по отношению к камню, пересекающему линию центра «дома», может начинаться только с момента касания камнем данной линии.

8.4. При проведении розыгрыша камня одной из команд «первый» и «второй» номера команды соперника должны находиться за пределами площадки в зоне между зачётными линиями площадки (hog line). При этом их положение не должно закрывать обзор судье у зачётной линии.

БРОСОК КАМНЯ

9.1. В исходном положении перед броском игрок одной ногой должен опираться на одну из колодок, закреплённых на игровой площадке. Игроки, выпускающие камень правой рукой, используют колодку, расположенную слева от центральной линии площадки, а игроки, выпускающие камень левой рукой, используют колодку, расположенную справа от центральной линии. В случае, если игрок использует для выполнения броска противоположную колодку, розыгрыш камня аннулируется.

9.2. При выполнении броска игроку разрешается оттолкнуться от колодки и скользить с камнем в руке до ближайшей зачётной линии площадки (hog line), выпустив камень до пересечения данной линии.

9.3. В случае, если игрок не успевает выпустить камень до пересечения зачётной линии, розыгрыш камня аннулируется. Нарушение данного правила может быть зафиксировано судьёй на зачётной линии или главным судьёй матча (если он специально фиксирует выполнение данного правила по просьбе скипа команды соперников).

ПРИМЕЧАНИЕ: в случае, если игрок выпускает камень таким образом, что у судьи на зачётной линии возникает сомнение о правильности выпуска камня, игрок может быть предупреждён главным судьёй матча о необходимости точного выполнения данного действия.

9.4. В случае, если при выполнении броска, игрок с камнем в руке не пересёк ближайшую к нему линию центра «дома» и, по каким-либо причинам, прекратил выполнение броска, бросок может быть повторен.

9.5. В случае, если игрок выполняет бросок камня не в порядке установленной очерёдности, данный розыгрыш считается недействительным, и бросок выполняет соответствующий игрок этой же команды. Если ошибка обнаружена не в момент проведения розыгрыша, а после проведения нескольких розыгрышей камня, игрок, пропустивший очередь для броска, выполняет бросок последнего камня своей команды в данном энде.

9.6. В случае, если скипы команд согласны, что один розыгрыш камня пропущен, но не могут согласованно определить игрока, допустившего ошибку, «первый» номер команды выполняет бросок последнего камня своей команды в данном энде.

9.7. При ошибочном выполнении одной командой двух бросков подряд, второй бросок аннулируется (с правом его повторения в порядке очерёдности).

9.8. В случае ошибочного выполнения трёх бросков камня одним игроком в энде, его партнёр, выполняющий последние броски камней своей команды в энде, выполняет только один бросок.

9.9. В случае, если игрок ошибочно выполняет бросок, используя камень команды соперника, розыгрыш считается состоявшимся (все камни остаются в новых позициях), брошенный камень возвращается команде соперника, а на его место устанавливается ошибочно пропущенный камень.

СВИПИНГ

10.1. Под свипингом (sweeping) понимается натирание игроками поверхности игровой площадки, выполняемое с помощью специальной щётки или метёлки.

10.2. Свипинг может выполняться только перед движущимся камнем, в непосредственной близости от него. Свипинг может осуществляться только по ходу движения камней своей команды (за исключением случая пересечения линии центра «дома» камнем команды соперников). До пересечения брошенным камнем линии центра «дома» (tee line) свипинг по отношению к нему может осуществляться всеми игроками команды, выполняющей розыгрыш, а после пересечения данной линии - только скипом команды или замещающим его в «доме» вице-скипом.

10.3. Игроки одной команды не могут выполнять свипинг по отношению к камням другой команды (за исключением случая пересечения линии центра «дома» камнем команды соперников).

10.4. Команда, выполняющая розыгрыш камня и не имеющая желания выполнять свипинг за линией центра «дома», не должна препятствовать свипингу команды соперников по отношению к своему камню.

10.5. Только одному игроку из команды (скип или вице-скип) разрешается выполнять свипинг по ходу движения камня (камней), пересекающему линию центра «дома».

ПРИМЕЧАНИЕ: 1) вице-скип получает право выполнять свипинг за линией центра «дома» с момента начала выполнения броска скипом команды;

2) в случае, если скип выполняет броски камня не последним по очереди в команде, его право по выполнению свипинга за линией центра «дома» возобновляется только после полного завершения розыгрыша его камня.

10.6. Натирание поверхности игровой площадки при свипинге должно сопровождаться перемещением головки щётки или метёлки по льду из стороны в сторону. Данные движения должны выполняться по поверхности игровой площадки под углом к линии движения камня.

ПРИМЕЧАНИЕ: при выполнении свипинга запрещается:

Однонаправленное скольжение щётки по поверхности площадки перед камнем (без перемещения из стороны в сторону);

«зависание» щётки перед движущимся камнем или над ним (без касания поверхности площадки);

Выполнение движений щёткой по льду вдоль линии скольжения камня;

10.7. При выполнении свипинга не разрешается касание игроками и их инвентарём камней, находящихся на площадке.

10.8. В процессе матча игрок может использовать для выполнения свипинга только одну щётку или метёлку. В случае поломки её можно заменить инвентарём аналогичного типа. Замена щётки может быть произведена только с разрешения главного судьи матча. Несколько игроков команды могут использовать одну и ту же щётку для выполнения свипинга.

10.9. Игрок может использовать в матче две разные щётки: одну - для выполнения свипинга, другую - для выполнения броска камня.

КАСАНИЕ ДВИЖУЩЕГОСЯ КАМНЯ

11.1. В случае, если игрок команды, проводящей розыгрыш, касается частью тела или щёткой движущегося камня своей команды, данный камень может быть выведен из игры, а розыгрыш аннулирован. Вместе с этим, скип команды соперника может принять решение засчитать проведенный розыгрыш, расположив камень, по отношению к которому было совершено касание, на место возможной остановки, а также расположить другие камни на местах возможной остановки.

11.2. В случае, если игрок команды, не проводящей розыгрыш, касается частью тела или щёткой движущегося камня команды соперников, скип данной команды может оставить камень на месте фактической остановки или установить его на позицию, которую мог бы занять камень, если бы по отношению к нему не была совершена ошибка (касание).

11.3. Если позиция любого камня изменилась при контакте с движущимся камнем, по отношению к которому допущена ошибка (касание), скип противоположной команды имеет право:

а) аннулировать проведённый розыгрыш и возвратить смещённые камни на исходные позиции;

11.4. В случае, если скип принимает решение о расположении камней на местах возможной остановки (п.: 11.1, 11.2, 11.3), позиции всех камней должны быть согласованы скипами обеих команд. При отсутствии единого мнения у скипов, окончательное решение принимает главный судья матча.

11.5. Факт касания камня игроком считается подтверждённым в следующих случаях:

а) касание подтверждается скипами обеих команд;

б) касание фиксируется главным судьёй матча (при условии непосредственного визуального слежения им за проведением данного розыгрыша);

При отсутствии выполнения одного из этих двух условий, касание камня игроком считается неподтверждённым, и матч продолжается с фактической расстановкой камней на площадке.

СМЕЩЕНИЕ НЕПОДВИЖНОГО КАМНЯ

12.1. В случае, если игрок команды, проводящей розыгрыш камня, смещает неподвижный камень, находящийся на пути движущегося камня, скип команды соперников может принять одно из следующих решений:

а) аннулировать проведённый розыгрыш камня, вернув все камни на исходные позиции;

12.2. В случае смещения неподвижного камня, не находящегося на пути движущегося камня, неподвижный камень возвращается на исходную позицию (скипом команды соперника). Розыгрыш считается проведённым с сохранением позиций остальных камней, находящихся на площадке.

12.3. Факт смещения игроком камня устанавливается в последовательности, аналогичной п. 11.5.

ЗОНА «СВОБОДНЫХ ЗАЩИТНИКОВ»

13.1. Зона игровой площадки между зачётной линией (hog line) и линией центра «дома», исключая границы «дома», определяется как зона «свободных защитников».

13.2. Правило зоны «свободных защитников» действует в каждом энде в период розыгрыша первых четырёх камней (т. е. первых двух камней каждой команды), а именно: камни, находящиеся в зоне «свободных защитников» (не касающиеся линии «дома»), не могут быть выбиты за пределы площадки камнями соперников. В случае их выбивания, камни, находившиеся в данной зоне, возвращаются на исходные позиции, а проведённый розыгрыш аннулируется. С начала розыгрыша пятого камня в энде правило зоны «свободных защитников» утрачивает свою силу.

ПРИМЕЧАНИЕ: ситуация, при которой камень, расположенный в зоне «свободных защитников», после попадания в него разыгрываемым камнем, выбивает камень в «доме» и остаётся в его пределах, не является нарушением правила зоны «свободных защитников».

ЛИМИТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Для контроля за длительностью игровых действий, совершаемых командами в процессе матча, может быть использован один из двух принципов.

14.1. Первый принцип - введение временного лимита для проведения розыгрыша всех камней в матче с регистрацией «чистого» игрового времени.

Каждой команде, участвующей в матче, выделяется 75 минут «чистого» игрового времени для проведения всех розыгрышей камня в 10-ти эндах матча. В случае, если команда не успевает выполнить розыгрыш всех камней во всех эндах матча, ей засчитывается поражение в матче.

Отсчёт «чистого» игрового времени начинается с момента завершения розыгрыша камня командой соперников и длится до момента завершения розыгрыша данной командой (остановки всех камней на площадке).

При возникновении спорной ситуации, требующей вмешательства судьи, отсчет «чистого» игрового времени прекращается. Его отсчёт возобновляется по сигналу главного судьи матча (с момента начала розыгрыша камней одной из команд).

Регистрация «чистого» игрового времени возлагается на судью-секундометриста.

ПРИМЕЧАНИЕ: при использовании принципа регистрации «чистого» игрового времени, лимит времени для выполнения розыгрыша одного камня не устанавливается.

14.2. Второй принцип - введение временного лимита для проведения розыгрыша одного камня.

В случае, если по мнению судьи матча игрок затягивает время подготовки к выполнению броска камня или скип команды чрезмерно долго принимает решение о задании своему партнёру, судьей может быть установлен лимит времени, а именно:

а) для игрока, выполняющего бросок - 30 секунд для начала действий;

б) для скипа (вице-скипа) - 2 минуты для принятия решения и определения задания для партнёра.

При превышении игроками данных лимитов времени розыгрыш камня аннулируется.

ПРИМЕЧАНИЕ: данный принцип используется в случае, если принцип регистрации «чистого» игрового времени (п. 14.1) не может быть реализован по техническим или иным причинам.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ «ДУХ КЁРЛИНГА» («ТНЕ SРIRIT ОF CURLING»)*

Кёрлинг является игрой мастерства и традиций. Хорошо выполненный бросок не только приятно наблюдать, но он также является прекрасным способом для проявления многолетне почитаемых традиций существования кёрлинга с истинным духом игры. Спортсмены-кёрлеры играют для выигрыша, но никогда для унижения своих соперников. Истинный кёрлер предпочтёт скорее проиграть чем выиграть нечестно.

Истинный спортсмен-кёрлер никогда не попытается отвлечь соперника или каким-либо образом создать препятствия для проявления им хорошей игры. Спортсмен-кёрлер никогда не решится нарушить правила игры или какую-либо из традиций. Но если бы он сделал так неумышленно и осознал это, он первым оповестит о нарушении.

В то время как достаточная сложность игры в кёрлинг даёт возможность для проявления мастерства игроков, дух игры требует от них истинной спортивности, дружелюбия и уважительного поведения. Дух игры должен проявляться как при трактовке правил игры, так и при их практическом применении, а также являться основой поведения участников соревнования на льду и вне его.

* Данный раздел является обязательным для Правил игры Мировой кёрлинговой федерации.