Юридической ответственности за коррупционные преступления. Коррупционное правонарушение

Признаки:

Виды коррупции

1. По субъектному составу:

2. По объекту воздействия:

Понятие государственной и муниципальной службы и служащих

Государственная служба - профессиональная деятельность в аппарате государственного управления.
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.



Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора

Государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Муниципальный служащий - является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Конкурсный отбор как гарантия антикоррупционного поведения

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

дисциплинарная ответственность применяется к государственным служащим при нарушении служебной дисциплины на гражданской службе.

В ст. 57 этого же Закона перечислены те дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к госслужащим. Это:

· Замечание;

· Выговор;

· Предупреждение о неполном служебном соответствии;

· Увольнение.

За каждый дисциплинарный проступок к государственному служащему может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Уволить государственного служащего можно только по следующим основаниям:

· Неоднократное неисполнение своих служебных обязанностей без уважительных причин;



· Если государственный служащий явился на службу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо не явился на службу без уважительных причин или разглашает сведения, которые являются государственной тайной;

· Если он произвёл по месту службы хищение;

· Если он принял необоснованное решение, занимая при этом в гражданской службе должность, аналогичную руководителю в трудовом праве, или же неоднократно нарушал свои обязанности.

Порядок применения дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего аналогичен порядку применения в трудовом праве. В первую очередь, от служащего необходимо потребовать объяснения его поступка в письменном виде.
На каждый отдельный случай должен быть составлен соответствующий документ, в котором будет зафиксирован сам факт дисциплинарной провинности, а также будут стоять подписи непосредственного начальника провинившегося и еще 2-х лиц. После этого начнётся служебная проверка.

Только после проведения служебной проверки будет устанавливаться степень тяжести проступка, а также степень вины служащего и размер причинённого ущерба. На основании акта проверки будет приниматься решение о том, какая степень дисциплинарной ответственности гражданского служащего будет применяться к данному конкретному лицу.

Если гражданский служащий, в течение 1 года не получил нового взыскания, то он считается не имеющим взыскания. Однако представитель нанимателя имеет право снять со служащего взыскание досрочно по письменному заявлению последнего. Этот порядок аналогичен порядку применения и снятия взыскания по трудовому законодательству.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих

1. За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

12. Научные подходы к содержанию категории «коррупции»

Получение взятки

Относится к должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу международной организации и лицом занимающее государственную должность и государственную должность субъектов РФ.
Взятка может быть в виде: денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Взятничество осуществляться как на прямую так и через посредника.

Дача взятки

Дается должностным лица, иностранным должностным лицам, либо должностные лица международных организаций. Дача взятки осуществляется лично или через посредника.

Оно может быть значительным, крупным и особо крупным.

Значительные если сумма взятки превышает 25.000 рублей.

Крупный размер: 150.000 рублей. А особо крупный должен превышать один миллион рублей. Все это относится к ценным бумагам, иное имущество, услуги имущественного характера и иных имущественных прав.

То есть имеется, введу, что в зависимости от стоимости ценных бумаг, имущества будет классифицироваться само взятничество в каком оно было размере.

Так же есть мелкое взятничество, это уже когда сумма не превышает 10.000 рублей.

Коммерческий подкуп

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию)

Может наказываться как штрафом, ограничением свободы, исправительными работами или же лишением свободны.

Так же коммерческий подкуп может быть совершен

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, значительном размере и особо крупном размере.

Так же есть мелкий коммерческий подкуп, это когда подкуп не превышает 10.000 рублей. Наказывается штрафом, работами, или лишением свободы до 1 года.

27. Преступления против профессионального долга

Причины коррупции

Причины высокой коррупции

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

· Двусмысленные законы.

· Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

· Нестабильная политическая ситуация в стране.

· Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

· Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

· Профессиональная некомпетентность бюрократии.

· Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

· Отсутствие единства в системе исполнительной власти, то есть, регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

· Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Организационный

Организационный конфликт интересов возникает в случае, когда организация предоставляет услуги Заказчику и в силу иных видов деятельности или взаимоотношений эта организация не в состоянии оказывать услуги беспристрастно, её объективность при выполнении возложенных на неё функций нарушается или может быть нарушена либо у этой организации появляются слишком большие конкурентные преимущества.

Личный

Личный конфликт интересов - это ситуация, когда частные интересы человека - такие как профессиональные связи вне организации или личные финансовые активы - вступают в реальное или мнимое противоречие с выполнением им/ею служебных обязанностей.

Служебная проверка

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Ограничения

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

Запреты:

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(п. 16 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

60. Дисциплинарное производство по коррупционному правонарушению

Понятие коррупционного правонарушения

Коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность

Коррупция – это дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями.

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий для извлечения собственной выгоды противоречащая законодательству и интересам общества и государства.

Признаки:

Существование особого субъекта обладающего полномочиями для совершения или не совершения тех или иных действий.

Исполнение полномочий не по прямому их назначению, а в целях выгоды для себя, близких или третьих лиц.

Виды коррупции

1. По субъектному составу:

Высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне:

Низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления;

Особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях

2. По объекту воздействия:

Коррупция в органах законодательной власти

Коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий

Коррупция в судебных органах

Коррупция в органах местного самоуправления

Коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях

3. По характеру воздействия на регулируемые отношения:

Уголовно наказуемые преступления;

Гражданско – правовые нарушения;

Административные и дисциплинарные проступки;

Злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.

4. По своему охвату (размерам):

Региональная, действующая в определенном регионе

Национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;

Межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств.

Райгородский В.Л.

Ответственность за коррупционные правонарушения

Коррупция в последние годы стала практически неотъемлемой частью социальной, экономической и правовой действительности современной России. Многие ожидания нации, связанные с демократическими преобразованиями, оказались обманутыми в результате неспособности государства и общества найти в себе силы для преодоления механизма коррупционного разложения*.

Приоритетным направлением борьбы с коррупцией должно быть ее предупреждение, которое в современных условиях требует системного подхода, т.е. реализации комплекса мер политического, экономического, психологического, правового и организационного характера, направленных на устранение, минимизацию, нейтрализацию криминогенных факторов, порождающих это разрушительное и опасное явление.

Эффективное противодействие коррупции возможно только при комплексном использовании экономических, политических, социальных, информационно-пропагандистских и правовых мер. Однако можно констатировать, что многие из запланированных антикоррупционных мер, содержащихся в различных нормативных правовых актах, не носят комплексного характера. Основная причина заключается в том, что такие меры были предложены без проведения глубокого анализа взаимосвязи норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 13 определение понятию «коррупционное правонарушение» не дано, но в определении понятия «коррупция» перечислены противоправные действия, являющиеся наиболее рельефным проявлением коррупции, - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. Однако за указанные деяния предусмотрена уголовная ответственность, в то время как в ч. 1 комментируемой статьи говорится и о других традиционно выделяемых видах юридической ответственности.

Комментируемая статья содержит отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об ответственности. Это означает, что за совершенное деяние виновное лицо подвергается уголовной или административной ответственности, а также гражданско-правовой и дисциплинарной. Круг таких лиц ничем не ограничен - это могут быть как государственные и муниципальные служащие, так и иные физические лица - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Указание на такое широкое основание привлечения к ответственности, как законодательство Российской Федерации, свидетельствует о разнообразных нормативных источниках - федеральных и региональных законах, муниципальных правовых актах.

Необходимо обратить внимание на коллизию комментируемой нормы с законодательством о гражданской службе, которое допускает привлечение к ответственности за нарушение законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации «в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Иными словами, ответственность за непредставление сведений о доходах, за нарушение запретов, связанных с гражданской службой (ст. 17), может устанавливаться только федеральными законами. Таким образом, у субъектов РФ имеются весьма ограниченные возможности по установлению ответственности за коррупционные правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями УК РФ. Следует отметить, что Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Уголовный кодекс не употребляет понятие коррупции как таковое, его элементы использованы в разных уголовных составах, причем не все они объединены в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов службы и службы в органах местного самоуправления».

Таким образом, в действующем законодательстве родовое понятие анализируемых преступлений (очевидно, по причине их разноплановости) не выработано. Однако это вовсе не означает, что такие деяния, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК

РФ) и др., не объединены общими для всех признаками. Законодатель в данном случае ограничился лишь исчерпывающим перечнем форм этих деяний, выделив каждый из составов в самостоятельную норму с точным описанием признаков каждого из них.

Непременным условием объективизации уголовно-правовой сущности деяний является, как известно, раскрытие социально-экономической сущности законодательных положений, а также их трактовка в полном соответствии с принципами и определяющими институтами как отрасли, так и науки уголовного права.

При определении правовой природы коррупционных преступлений должны быть учтены, во-первых, исторический опыт России по регулированию общественных отношений, связанных с противодействием соответствующим деяниям, во-вторых, не менее ценный опыт, приобретенный в этой же области экономически развитыми странами, в-третьих, сложившаяся на современном этапе отечественная судебно-следственная практика борьбы с преступлениями такого рода.

Необходимо отметить, что уголовно-правовая природа вреда заключается в посягательстве на жизненно важные для развития общества социальные ценности.

Вместе с тем определенную сложность представляет не только вопрос о природе вреда преступных посягательств, но и о его взаимосвязи с другими социальными и правовыми явлениями. Актуальность вопроса обусловлена и тем, что вред имеет многоплановое уголовно-правовое значение. Кроме того, данная проблема тесно связана с вопросами общей системы права и уголовного права, в частности. Главное, однако, состоит в том, что систематика уголовного законодательства определяет объем и пределы уголовно-правовой охраны, характеризует общественную опасность и социальную сущность каждого конкретного преступления, определяет социальную направленность преступления и его юридические признаки.

Законодатель считает общественно опасным уже сам факт виновного, т.е. вполне адекватно воспринятого лицом, получения ценностей за совершение конкретных действий.

Должностное лицо, используя полученные ценности незаконным путем, да и просто обладая ими, стало объективно вредоносно для системы, элементом которой оно является, т.е. стало коррумпированным чиновником.

Если говорить конкретно о реализации понятия коррупции в уголовном праве, то следует согласиться с мнением, согласно которому рассматриваемый феномен представляет собой явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных целях.

Уголовное право берет под свою охрану эти объекты при наиболее опасных формах посягательств, например: в случаях получения взятки (ст. 290 УК РФ); дачи взятки (ст. 291 УК РФ); служебном подлоге (ст. 292 УК РФ) и т.д. Менее опасные нарушения (например, предоставление государственной или муниципальной структурой контракта без тендера, проявление местничества, протекционизма и пр.) охраняются либо нормами морали, либо иными отраслями права. Следовательно, отнесение определенных благ (интересов) к категории охраняемых уголовным правом вовсе не превращает любое из посягательств на эти блага (интересы) в уголовно наказуемое. Таковыми становятся лишь предусмотренные уголовным законом наиболее опасные формы противоправных деяний.

Социальная функция и служебная роль уголовного права заключается главным образом в охране социально-экономических отношений, связанных с деятельностью должностных лиц и лиц иных категорий, наделенных властными полномочиями.

Таким образом, объектом рассматриваемых преступлений является обеспечиваемая обществом и соответствующая его интересам деятельность или состояние субъектов социально-экономических отношений.

Особенностью коррупционных преступлений является, прежде всего, многоликость должностного или служебного злоупотреблений, которые полностью или частично, временно или навсегда затрудняют реализацию законных интересов тех или иных физических или юридических лиц, вынужденных в своей жизни и деятельности соприкасаться со статусными полномочиями чиновников. Ради охраны интересов потенциальных потерпевших и должны быть задействованы средства уголовного законодательства.

В качестве задачи уголовно-правовой науки можно поставить не только определение характера и точного соизмерения (на основе соответствующих исследований) степени общественной опасности каждого из деяний, но и установление соответствующего его характеру места в единой классификации среди прочих преступлений.

В литературе и, очевидно, вполне обоснованно, предлагается разделить всю совокупность коррупционных преступлений на две группы: публичные и непубличные. К первой группе отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа

(ст. 304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК РФ); а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенное с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ). При наличии корыстной или иной личной заинтересованности - превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Во вторую группу включены: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).

Представляя характеристику основного непосредственного объекта, важно отметить, что в посягательстве на основной объект заключается социальная сущность данного преступления.

Дополнительным непосредственным объектом преступления являются те общественные отношения, посягательство на которые не составляет сущности данного преступления, но которые этим преступлением нарушаются или ставятся в опасность наряду с основным объектом.

Классификация непосредственных объектов преступления имеет не только существенное теоретическое, но и практическое значение для квалификации деяния. Значение это заключается, прежде всего, в том, что квалификация деяния производится исключительно по основному непосредственному объекту. Поэтому важно из всех объектов, которые этим преступлением нарушаются, выделить основной объект.

В коррумпированных отношениях усматривается корпоративный или по меньшей мере узко групповой «интерес» либо корыстный, или иной личный «интерес» конкретных должностных лиц, удовлетворяемый в рассматриваемых случаях незаконным путем. Символами такого интереса являются те или иные предметы преступления.

Сложнее оценить действия, которые сами по себе не могут иметь стоимостного выражения, однако влекут в итоге обогащение лица.

Не могут рассматриваться в качестве предметов данного преступления иные услуги, например, устройство сына или дочери в институт, услуги интимного характера и т.п., т.к. такого рода услуги тоже не могут иметь имущественного характера.

Сложность на практике возникает и при разграничении взятки и коммерческого подкупа от подарка в случае, предусмотренном ст. 575 ГК РФ, в соответствии с которой допускается дарение обычных подарков стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи выполнением ими служебных обязанностей, а также в отношениях между коммерческими организациями. Данный вопрос также должен быть разъяснен в руководящем постановлении Пленума Верховного суда РФ.

Далее следует обратить внимание на то, что суды не всегда соблюдают требования ст. 169 ГК РФ, согласно которой в случае исполнения сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности хотя бы одной стороной, все полученное по сделке взыскивается в доход Российской Федерации.

На это же ориентирует и Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4, в котором разъяснено, что изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п. 4 ст. 86 УПК РСФСР.

Помимо отмеченного, нельзя также не обратиться к вопросу о размере предоставляемых благ и преимуществ должностному лицу, как одной из составляющих уголовно-правовой характеристики анализируемых деяний, так как эти предоставляемые блага и преимущества имеют прямую зависимость от осуществляемых услуг должностным лицом, вне зависимости от того, «взятка-подкуп» это или «взятка-благодарность», поскольку в конечном счете представляют своеобразный расчет, плату.

В УК РФ не оговорен минимальный размер взятки. Однако ст. 575 ГК РФ (п. 2) разрешила государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей.

Переходя к характеристике особенностей объективной стороны по коррупционным деликтам, можно отметить следующее: основываясь на традиционном представлении о данной части состава как совокупности признаков, характеризующих внешнюю сторону преступлений, и в связи с достаточной сложностью и многообразием форм данной преступной деятельности можно заключить, что такие

деяния совершаются как активными способами (действие), так и пассивными (бездействие), хотя и преобладают первые.

Исходя из особенностей составов данной группы, для норм с материальными составами диспозиций предусматривается полный набор обязательных признаков объективной стороны (деяние, причинная связь и общественно опасные последствия) и только деяние - для формальных.

В целях повышения эффективности борьбы со взяточничеством в примечании к ст. 291 УК РФ законодатель предусматривает возможность освобождения лица, давшего взятку, от уголовной ответственности, если имело место вымогательство или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При этом мотив, которым руководствуется заявитель, не имеет значения для освобождения от ответственности.

Следует отметить, что освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного заявления о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

Анализ мотивов поведения взяткодателя также показывает, что, в отличие от провокатора, он посредством передачи взятки должностному лицу преследует свои определенные цели, отнюдь не связанные с намерением изобличить взяткополучателя. Поэтому для побуждения его к явке с повинной должны быть серьезные стимулы, которые по своей весомости превосходили бы те интересы, ради которых он прибег к даче взятки. В противном случае заявителю невыгодно сообщать властям о даче взятки: хотя он и освобождается в этом случае от ответственности за преступление, но теряет то благо, ради которого давал взятку.

Законодатель не рассматривает явившихся с повинной взяткодателей как совестливых, искренне раскаивающихся граждан (хотя и не исключает такой возможности). Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Таким образом, определена юридическая судьба ценностей, передаваемых такими лицами взяткодателям с ведома правоохранительных органов в целях задержания преступников с поличным.

В данной ситуации передача ценностей является лишь имитацией взятки, осуществляемой без намерения вовлечь должностное лицо в незаконное использование им своего служебного положения в интересах дающего. Вследствие этого действия лица, передающего ценности, не являются опасными. Поэтому справедливо, что деньги и иные ценности, использованные при этом для имитации взятки, будут возвращены лицу, у которого она вымогалась взяткополучателем. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Второй наиболее знаковой нормой, указывающей на коррупционный характер деяния, является, по всей видимости, ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). Данная норма отличается от ст. 190 как по субъекту преступления, так и по кругу охраняемых ценностей. И хотя юридико-технически она построена аналогично статьям, устанавливающим ответственность за дачу и получение взятки, законодатель, однако, указывает существенные различия между коммерческим подкупом и взяткой. Они определяются спецификой деятельности взяткополучателей как субъектов публичного права, выступающих от имени государства, и лиц, в отношении которых осуществляется коммерческий подкуп, как субъектов частного права, выступающих в качестве участника договорных или иных отношений, складывающихся в процессе гражданско-правовой деятельности, но подчиняющихся требованиям публичного права.

Правоприменительная практика вскрыла и иные «шероховатости», связанные с несовершенством конструкций составов. Например, в УК РФ, как известно, включено несколько составов, устанавливающих ответственность за злоупотребление полномочиями: ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» и ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Эти составы, как известно, отличала сфера применения. Первый из них относится к негосударственной сфере, второй применяется при злоупотреблении полномочиями государственными должностными лицами. Субъектами совершения преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, являются выполняющие управленческие функции в коммерческой организации независимо от ее формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Проблемные ситуации связаны также с вопросом о том, следует ли относить к государственным предприятиям организации со смешанной формой собственности (одним из собственников является

государство). Опираясь на уголовный закон, можно сказать: если данная организация является коммерческой, то лица, обладающие управленческими функциями и совершающие злоупотребления полномочиями в данной организации, должны нести ответственность по ст. 201 УК РФ. Но если лицо еще и обладает признаками должностного лица, то оно должно нести ответственность по ст. 285 УК РФ.

Все отмеченное выше позволяет сделать следующие выводы:

Обобщенная уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений может не только способствовать уяснению сущности и правовой природы анализируемых видов преступлений, но и должна иметь прикладное значение;

Практика конструирования составов коррупционных преступлений должна отвечать требованиям «технологичности» и эффективного правового регулирования;

Уголовное право берет под свою охрану жизненно важные объекты при наиболее опасных формах посягательств, например: в случаях получения взятки (ст. 290 УК РФ); дачи взятки (ст. 291 УК РФ); служебном подлоге (ст. 292 УК РФ) и т.д. Менее опасные нарушения (например, предоставление государственной или муниципальной структурой контракта без тендера, проявление местничества, протекционизма и пр.) охраняются нормами морали или иными отраслями права;

Любое из коррупционных преступлений связано с эксплуатацией служебного статуса (статусная рента);

Всю совокупность коррупционных преступлений наиболее целесообразно поделить на две группы: публичные и непубличные коррупционные преступления;

Признаки объективной стороны данной группы преступлений для законодателя послужили основанием не только для разграничения преступных деяний, но и в ряде случаев - для отграничения от административных, дисциплинарных и гражданско-правовых деликтов;

Все коррупционные преступления являются умышленными, и в большинстве случаев уголовная ответственность связана не с наступлением определенных последствий, а с самими действиями.

См.: Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М.: Дело и Сервис, 2009. С.

Статья 8. Классификация коррупционных правонарушений

1. К коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а также преступления.

2. К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных соответствующими статьями Гражданского кодекса государства, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных соответствующими статьями того же Кодекса.

3. К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Перечень дисциплинарных коррупционных проступков устанавливается в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти впредь до принятия закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся служащими.

4. К административным коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

К административным коррупционным правонарушениям, в соответствии со статьей второй настоящего Закона, относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе государства об административных правонарушениях: вмешательство в работу избирательной комиссии; подкуп избирателей или участников референдума; непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума; незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; нецелевое использование бюджетных средств; использование служебной информации на рынке ценных бумаг; а также в нормативных правовых актах субъектов Государства, устанавливающими административную ответственность за коррупционные правонарушения.

5. К коррупционным преступлениям в форме подкупа, в соответствии со статьей второй настоящего Закона, относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания Уголовным кодексом государства: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческий подкуп; организация преступного сообщества (преступной организации) при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части пятой статьи 8 настоящего Закона; получение взятки; дача взятки; провокация взятки или коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.

6. К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных статьей второй настоящего Закона, относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания Уголовным кодексом государства: невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения; хищение предметов, имеющих особую ценность, в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения; регистрация незаконных сделок с землей; контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного; злоупотребление полномочиями; злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц; организация преступного сообщества при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части шестой статьи 8 настоящего Закона; хищение или вымогательство ядерных материалов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; присвоение полномочий должностного лица при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог.

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание . Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере , -

наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание . Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и иных созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов организаций, если эти работники занимают должности, назначение на которые осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 1 части 1 статьи 7.1 Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и методические материалы международных...

УДК 343.97:328.185

Т.Л. КОЗЛОВ,

кандидат юридических наук, заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ И СОДЕРЖАНИИ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

В статье осуществлен анализ правовых категорий «коррупция», «правонарушение», научной литературы по данному вопросу, на основе которого дано определение коррупционного правонарушения. Раскрыты признаки состава коррупционного правонарушения.

Для правоохранительных и других правоприменительных целей определения коррупции, имеющегося в Федеральном законе «О противодействии коррупции», явно недостаточно. Требуется правовое отражение, объективация феномена коррупции в праве, а также формализация деяний, относимых к коррупции. Таким образом, речь идет о проявлении коррупции в позитивном праве.

С.В. Максимов, рассуждая о феноменологии коррупции, говорит о первоначальном «распадении» коррупции на две части: правонарушения и этические отклонения. Примером этических отклонений может служить совершение государственным служащим неблаговидных действий, отрицательно сказывающихся на общественном мнении, но напрямую законом не запрещенных (публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления) .

Правовое явление коррупции - это форма ее проявления в контексте действующего законодательства, квалифицирующего ту или иную совокупность деяний как коррупционные. Формы коррупции производны от коррупционных отношений, под которыми С.Н. Шишкарев понимает отношения «обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы» .

По определению А.В. Куракина, коррупция как явление в системе государственной службы

включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами .

Четкость в формулировании коррупционных проявлений в виде конкретных нарушений закона, характера и размеров ущерба, причиняемого общественным и личным интересам, позволяет рассуждать о степени общественной опасности тех или иных коррупционных деяний, дифференцировать ответственность за их совершение .

Таким образом, правовыми формами коррупции как социального явления являются составы конкретных правонарушений. Проблема состоит в том, что ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, ни в законодательстве о государственной службе не присутствуют составы преступлений, административных правонарушений, дисциплинарных проступков с прилагательным «коррупционные» в наименовании. Определение коррупции в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» позволяет выделить лишь некоторые составы уголовно-наказуемых деяний коррупционной направленности. Причем, по единодушному мнению специалистов, перечень приведенных в нем преступлений далеко не полный.

В связи с этим появляется задача с учетом существующих в науке подходов к определению коррупции выделить сущностные признаки коррупционного правонарушения из всего многообразного массива других нарушений закона.

Понятие правонарушения является одним из ключевых в юридической науке. Как известно, правонарушения представляют собой действия (бездействие) субъектов правоотношений, не соответствующие нормативно-правовым установлениям.

В современной литературе можно встретить множество определений правонарушения: «антисоциальное, общественно опасное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность» ; «виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность» ; «противоправное, виновное, общественно-вредное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность» и множество других.

В каждой из областей правоотношений, регулируемых самостоятельными отраслями законодательства, присутствует понятие своего отраслевого, специфического правонарушения -уголовного, административного, экологического, жилищного и т.д.

В то же время правонарушения обладают рядом общих признаков, которые позволяют выделять их в качестве таковых. Например, понятие правонарушения обязательно включает в себя две сущностные характеристики: общественная опасность (общественная вредность) и противоправность. Это означает, что, с одной стороны, действия (бездействие) наносят ущерб либо представляют опасность для интересов личности, общества, государства, вызывают негативные последствия, а с другой стороны, такие действия нарушают норму права, закрепленную в конкретном нормативном правовом акте, противоречат ей.

Общественная опасность является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя.

Правонарушение характеризуется и другими признаками, которые вместе с противоправностью и общественной опасностью образуют юридический состав правонарушения. Это, в первую очередь, деяние, выраженное в форме действия или бездействия - объективная сторона; при этом деяние, как правило, должно быть виновным, то есть обладать субъективной стороной; далее, это - субъект правонарушения, т.е. физическое или юридическое лицо, совершившее деяние.

В составе правонарушения присутствует также объект правонарушения, представляющий собой ту социальную ценность и те общественные отношения, которыми наносится вред или возникает угроза его причинения. Одновременно это должны быть такие общественные отношения, которые охраняются законом. Помимо общего объекта - охраняемых законом общественных отношений - выделяют родовой объект, то есть совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель .

Использование категории родового объекта позволяет определить круг отношений, на которые посягают коррупционные правонарушения. Это, прежде всего, порядок государственного управления и местного самоуправления, управления в коммерческих и иных организациях. Кроме того в объект коррупционного правонарушения входит порядок реализации любого публичного действия, публичной услуги, в том числе, когда они осуществляются негосударственными или муниципальными органами (оказание медицинской помощи, нотариальные действия, участие в голосовании, организация публичных мероприятий и т.д.) . В пользу такого круга отношений, испытывающих на себе противоправное воздействие коррупции, говорит большинство современных исследований.

Так, по мнению Ю.Р. Орловой, возникновение и существование коррупции становится возможным тогда, когда функции государственного управления общественной деятельностью обособляются и закрепляются правом. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему общественными ресурсами за вознаграждение и принимать решения не в интересах общества или государства, а исходя из своих корыстных и иных личных побуждений .

Сущность коррупционных правонарушений и их крайнего проявления - коррупционной преступности, проявляется в том, что она искажает нормальные общественные отношения: власть, предоставленная обществом через государственный аппарат конкретным представителям, начинает использоваться не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц .

Профессор А.И. Долгова отмечает, что «в случае коррумпированности государственных служащих граждане фактически утрачивают свой государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «перекупил». И часто это бывают противоправные интересы, связанные даже с утратой государственного суверенитета» .

Последнее обстоятельство не без оснований дает повод высшему руководству страны и специалистам заявлять, что проблема коррупции вышла на уровень угрозы национальной безопасности. Уже в числе основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции называется признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации (подпункт «а» п. 7).

Следует иметь в виду, что объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные отношения. Причина такого положения в том, что там, где присутствует государственное регулирование (оказание государственных, даже шире - публичных услуг), возможно коррупционное поражение установленного порядка принятия решений за счет своекорыстных действий ответственных должно стных лиц (государственные закупки, распоряжение государственным имуществом, лицензирование, регистрация, здравоохранение и т.д.).

Объективная сторона коррупционных правонарушений, то есть содержание коррупционных действий (бездействия), в первом приближении может быть вычленена из определения коррупции, содержащегося в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции». Это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Указанные

действия могут совершаться в интересах физических и юридических лиц, что на содержание объективной стороны существенного влияния не оказывает.

Фактически в статье перечислены некоторые составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ): злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Другие коррупционные правонарушения, очевидно, охватываются словосочетанием «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения». Однако, как справедливо отмечает Э.В. Талапина, далеко не все известные преступления коррупционной направленности вошли в приведенный перечень . Например, незаконное участие в предпринимательской деятельности, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, присвоение или растрата с использованием служебного положения. Эти и другие преступления совершаются с использованием служебного положения, что далеко не всегда подпадает под критерий «иное незаконное использование», поскольку служащий при совершении преступления может действовать в рамках своих полномочий, формально не нарушая закон. Более того, в России не являются уголовно наказуемыми некоторые деяния, считающиеся в мире коррупционными, например, такие как коррупционный лоббизм, злоупотребление влиянием (непотизм) и др.

По мнению ряда исследователей, составы коррупционных правонарушений, указанные в приведенном определении, в которых в качестве субъекта правонарушения выступает физическое лицо, содержатся лишь в уголовном законодательстве и имеют форму уголовно-правовых деяний. Такое положение фактически вытекает из норм международных конвенций, посвященных противодействию коррупции, в которых закрепляются виды общественно-опасных деяний, предлагаемых государствам-участникам к криминализации.

Однако такой подход не позволяет охватить те деяния, которые хотя и содержат признаки коррупции, но по степени общественной опасности

к преступлениям не отнесены, например, уже упоминавшийся подкуп избирателей, участников референдума (ст. 5.16 КоАП).

Кроме того, существуют специальные правила и процедуры, ограничения, запреты и обязанности, направленные на профилактику и предупреждение коррупционной деятельности и коррупционного поведения.

В частности, процедуры проведения конкурсов, аукционов на закупку имущества, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно ст. 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установлены, в том числе, и в целях «предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов». Нарушение этих процедур влечет административную ответственность (ст. ст. 7.29, 7.30, 7.31 КоАП).

Закрепленная в ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность по предотвращению или урегулированию конфликта интересов на государственной службе служит превентивной мерой к возникновению коррупционного поведения, призвана на ранней стадии упреждать превалирование личного, корыстного интереса служащего над интересами службы. Нарушение такого рода обязанностей также должно быть отнесено к числу коррупционных правонарушений (в данном случае дисциплинарного характера).

С учетом сказанного, объективная сторона рассматриваемого вида правонарушений включает не только использование должностного (служебного) положения вопреки законным интересам общества и государства в результате взятки (подкупа), но и нарушение правил и процедур, специально предназначенных для предупреждения коррупционных преступлений.

В пользу такого широкого понимания содержания объективной стороны коррупционного правонарушения говорит и ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающая наступление уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Кроме того, как уже отмечалось, коррупция может присутствовать не только в процессе государственного или муниципального управления,

управления в коммерческих или некоммерческих организациях, для которых оправдана терминология «должностные полномочия», «служебное положение». Коррупционные проявления фактически возникают также при осуществлении любой публичной деятельности, будь то выборы, организация благотворительного концерта, спортивного матча, проведение общественных слушаний и т.д. В связи с этим объективная сторона коррупционного правонарушения должна включать в себя злоупотребление или иное несовместимое с общественным интересом использование публичного положения, которое следует трактовать широко (имея в виду и избирателя, и члена избирательной комиссии; и организаторов спортивного матча, и игроков; и членов организационного комитета по проведению общественных слушаний, и участников слушаний). То есть, говоря о публичном положении, речь следует вести об институциональном участии в деятельности, выходящей за пределы частных, гражданско-правовых отношений, деятельности, имеющей общественное значение.

Субъект коррупционных правонарушений это, прежде всего, физическое лицо, занимающее какую-либо публичную должность, то есть должность, связанную с отправлением публичных (общественно полезных, общественно значимых) функций, услуг, либо осуществляющее какую-либо публичную деятельность (участие в выборах, в публичных спортивных мероприятиях; организация концерта; выступление на общественных слушаниях и др.).

Категория «публичное должностное лицо» не используется в российском законодательстве, хотя в арбитражном и гражданском процессуальном законодательстве применяется оборот «публичные правоотношения», подразумевающий отношения с участием государственных структур. Тем не менее эта категория содержится в Конвенции ООН против коррупции (п. «а» ст. 2) и вбирает в себя не только представителей власти или служащих государственных и муниципальных органов, работников государственных и муниципальных предприятий, обладающих организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями1. Публичное должностное

1 Примечание 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ.

лицо - собирательное понятие, которое подразумевает любое лицо, занимающее должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также любое лицо, оказывающее публичные услуги, включая врачей, работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, частных нотариусов и др.

Это понятие является более широким и, в данном случае, более точным определением субъекта коррупционных отношений, чем определение должностного лица, сложившееся в российском уголовном праве.

В связи с этим Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве субъекта коррупционных правонарушений определяет не как должностное лицо (по аналогии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ), а как физическое лицо, использующее свое должностное положение. Такой подход в большей степени учитывает требования антикоррупционных конвенций .

Тем не менее, даже термин «публичное должностное лицо» (физическое лицо, использующее должностное положение) не охватывает все возможные категории участников коррупционных отношений.

Заявленный нами ранее широкий взгляд на объективную сторону коррупционного правонарушения предполагает противоправное действие (бездействие) публичного лица, то есть физического лица, реализующего какую-либо публичную услугу, участвующего (в качестве активного участника) в публичной деятельности, публичном мероприятии. При этом надо понимать, что речь идет о подкупаемой стороне в коррупционной сделке, о стороне, которая способна употребить свое публичное положение в интересах частных лиц (в том числе юридических), вопреки общественным целям, предполагаемым в данной публичной деятельности, то есть о коррупционере.

С другой стороны, помимо публичного лица в коррупционном правонарушении может присутствовать субъект, не относящийся к категории должностных или иных публичных лиц, а, напротив, выступающий «потребителем» публичных услуг, заказчиком злоупотребления, то есть кор-руптер. Следует иметь в виду, что коррупция в ее криминологическом смысле характеризуется всегда взаимодействием двух сторон: корруптера и коррупционера. Корруптер подкупает корруп-

ционера, а тот за соответствующую плату совершает нужные корруптеру действия .

Субъективная сторона коррупционных преступлений, безусловно, проявляется в форме умысла. Правонарушитель осознает противоправность своих действий, их последствия и желает их наступления. Причем умыслом преступника охватывается получение выгод материального характера (по-нашему мнению, отличному от действующего законодательства, но созвучному международно-конвенционному подходу, и выгод нематериального характера) для себя или третьих лиц, а также осознание требуемых от него действий, которые могут носить законный или незаконный характер, однако в любом случае они идут вразрез с интересами общества и государства.

Что касается иных коррупционных правонарушений непреступного характера, то здесь вина возможна и в форме неосторожности. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП («Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)»), может быть обусловлено неинформированностью работодателя о существующих ограничениях для бывших государственных служащих.

Кроме того, для коррупционных правонарушений определяющее значение имеет и такой элемент субъективной стороны, как мотив. Коррупционные преступления и некоторые административные и дисциплинарные правонарушения совершаются с корыстной мотивацией. Однако установление мотива актуально, прежде всего, для уголовно-наказуемых деяний, поскольку, исходя именно из этого критерия, совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» определяет принадлежность ряда составов преступлений к числу коррупционных (Перечень № 23).

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» прямо говорится об использовании служебного положения «в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих».

Следует отметить, что Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 1999) и Конвенция ООН против коррупции (Нью-Йорк, 2003) говорят о получении какого-либо неправомерного преимущества публичным должностным лицом. При этом понятие преимущества, как представляется, может включать не только имущественные, как это предусмотрено российским законом, но и неимущественные блага, что допускает не только корыстную (направленную на извлечение прибыли в виде денег, ценностей и т.д.), но иную личную мотивацию.

В связи с этим в научных кругах ведется имеется дискуссия на предмет возможности включения в субъективную сторону состава коррупционного преступления (на уровне теории и для целей статистики) такого квалифицирующего признака, как личная заинтересованность, имея в виду, что выгоды, получаемые публичным должностным лицом от использования служебного положения в интересах третьих лиц (групп лиц), могут носить нематериальный характер. Например, коррумпированный чиновник может злоупотреблять должностными полномочиями из карьерных соображений с использованием принципа «ты - мне, я - тебе», либо, будучи членом организованной преступной группировки, действовать в общегрупповых криминальных интересах, даже не получая «плату» за конкретное злоупотребление. Не относить подобные действия к числу коррупционных, наверное, было бы неправильным.

Резюмируя сказанное, мы сформулировали определение коррупционного правонарушения как употребление публичным лицом своего публичного положения в частных целях вопреки интересам общества для получения выгод материального и нематериального характера, а также нарушение правил, предназначенных для предупреждения коррупции.

Естественно, что это не предлагаемая законодательная конструкция, а повод для научной дискуссии и поиска эффективного решения научно-правовой проблемы.

Список литературы

1. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. -М.: ЗАО «ЮрИнфоР®», 2008. - 255 с.

2. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. - М.: КДУ, 2010. -248 с.

3. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Люберцы, 2008.

4. Кругликов Л.Л. О дифференциации ответственности за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.): сб. науч. трудов / отв. ред. С.В. Максимов. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. - С. 135-153.

5. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Теория государства и права: учебник / под ред. В.Н. Хропанюка. - М.: МП «ДТД», 1995. - 384 с.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. -М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.

7. В.И. Гойман, В.В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - С. 197.

8. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. -М.: Эксмо, 2007. - 448 с.

9. Морозова Е. В. О содержании и правовой природе категории «публичная услуга» // Публичные услуги: Теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

10. Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: межведомственный научный сборник / под ред. А.И. Комаровой. - М., 2009. - Т. 1 (39). - С. 113-117.

11. Илий С.К., Коваленко В.И. Криминологический анализ коррупционной преступности в Российской Федерации: научно-практическое пособие. - Ростов-на/Д: Ростиздат, 2009. - 74 с.

12. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М. : Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 668 с.

13. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 179 с.

14. Астанин В.В. О противодействии коррупции: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2009. - 288 с.

15. Долгова А.И. Криминология: учебник. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 1008 с.

В редакцию материал поступил 25.11.11

Ключевые слова: коррупция; правонарушение; публичное лицо; коррупционное правонарушение; законодательство о противодействии коррупции.