Отраслевыми принципами права социального обеспечения являются. Общая характеристика внутриотраслевых принципов права социального обеспечения

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

Зачастую принципы права, как и принципы в целом, воспринимаются как абстрактные дефиниции, имеющие сугубо теоретическое значение. Вместе с тем исследование их сущности и предназначения показывает также и прикладное их значение в развитии права. Ведь принципы существуют и «верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч. – Т. 21 – С.98.). К числу показателей самостоятельности отрасли права относятся не только предмет и метод правового регулирования общественных отношений, но и отраслевые принципы. Это обусловлено тем, что принципы выражают сущность норм отрасли права, определяют положение субъектов права, их права и обязанности.

В юридической науке существуют разные подходы к пониманию принципа права и определению его содержания. Длительное время в общей теории права под правовыми принципами понимались основные начала или руководящие идеи, которые выражают сущность, главные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо её отдельных отраслей или институтов. В последнее время данный подход к понятию принципов претерпевает изменения. Одни ученые считают, что принципы пава – это не только идеи, но и сами нормы и отношения. Закрепленные в правовой норме и входящие в содержание нормы, они получают свою «жизнь» непосредственно в общественных отношениях. Это означает, что принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Другие ученые считают, что определение правового принципа только как некоей руководящей идеи без обязательного закрепления её в праве перевело бы эту категорию в область правосознания. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть задолго до их реального воплощения в нормах права. Правовые принципы – это принципы «права своего времени». В данном случае возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм?

Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.



В обобщенном виде под принципами права социального обеспечения можно понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм права социального обеспечения и главные направления социальной политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с материальным обеспечением «ещё», «временно», «уже» нетрудоспособных и иных категорий граждан, определяемых в нормативном порядке.

В зависимости от охвата и воздействия принципов на право в целом или на его отдельные части можно провести следующую их группировку. По сфере действия принципы классифицируются на следующие виды: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые.

Общеправовые принципы свойственны всем отраслям российского права. Межотраслевые принципы отражают наиболее общие черты нескольких, как правило смежных, отраслей права. Отраслевые принципы характеризуют специфику конкретной отрасли права. Внутриотраслевые принципы более конкретизируют, выделяют или уточняют внутренне содержание самой отрасли права. В регулировании отношений по социальному обеспечению находят проявление все вышеперечисленные группы правовых принципов.

Общеправовые принципы выводятся из положений Основного закона страны – Конституции РФ 1993 г. К ним относятся: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы вытекают из общеправовых принципов. К межотраслевым принципам относятся те, которые наиболее характерны для отраслей, близких друг к другу по содержанию своих правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Как отмечалось ранее, право социального обеспечения наиболее близко соприкасается с такими отраслями права, как, например, трудовое, семейное. Нормы данных отраслей права регулируют схожие общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. Поэтому общими для этих отраслей права могут являться такие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др.

Отсутствие общего кодифицированного акта, регулирующего социально-обеспечительные отношения, не позволяет четко выделить принципы права социального обеспечения. Поэтому принципы выводятся из текущего отраслевого законодательства.

К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:

а) многообразие видов социального обеспечения;

б) всеобщность социального обеспечения;

в) солидарность;

г) охрана уровня жизни, здоровья граждан;

д) справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан;

е) финансирование расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета;

ж) создание максимальных удобств для граждан при реализации ими права на социальное обеспечение.

Отраслевой принцип многообразия видов социального обеспечения предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей граждан) в денежном и натуральном выражении. Так, трудовые и социальные пенсии, страховые и социальные пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания; медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.

Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. На практике это должно означать, что ни один человек не должен находиться вне пределов социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально – что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав зависит от разных обстоятельств, установленных в законодательстве.

Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса. Когда идет речь о солидарности поколений, то имеется в виду, что работающие граждане путем отчислений (в виде страховых взносов, налогов) из своих трудовых доходов содержат неработающих лиц. Солидарность российских регионов и отраслей хозяйственного комплекса на деле означает, что нуждающимся выделяются соответствующие дотации и субвенции из государственного бюджета.

Наиболее отчетливо принцип солидарности проявляется в обязательном социальном страховании. Ведь главное его предназначение состоит в раскладке страхового риска между всеми участниками страхования, в том числе и между застрахованными гражданами. При наступлении страхового случая происходит их обеспечение в виде соответствующих страховых выплат. Финансовыми источниками являются денежные средства (формируемые за счет работодателей, работников и иных определенных законодательством категорий граждан) и аккумулированные в том или ином внебюджетном фонде (ПФР, ФСС РФ, фондах ОМС). Значит, сутью и смыслом всей системы обязательного социального страхования является коллективное формирование и распределение этих средств. Другими словами, система обязательного социального страхования – это есть коллективно-распределительная система. В равной степени таковыми надо считать все функционирующие в России системы обязательного социального страхования.

В последнее время этот принцип начинает подвергаться определенной корректировке из-за внедрения индивидуальных накопительных механизмов в сферу социального страхования. Для примера рассмотрим систему обязательного пенсионного страхования.

С принятием пенсионных законов в декабре 2001 г. трудовая пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой, накопительной. (С 1 января 20 г. она состоит из двух частей: страховой и накопительной) Суммы страховой, накопительной частей этой пенсии формируются за счет индивидуальных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном (персонифицированном) счете лица в ПФР. Это означает наличие признаков индивидуально-накопительной пенсионной системы.

Здесь мы отчетливо видим проявления принципа индивидуально-накопительного сбережения, аналогичного личным вкладам граждан в сберегательных банках.

В ряде зарубежных стран тоже существуют индивидуально-накопительные пенсионные системы. Как правило, они базируются на принципах добровольности вступления граждан в такие системы. Обычно подобные системы функционируют отдельно от систем обязательного пенсионного страхования, т.е. рассматриваются как дополнение к распределительным пенсионным системам. Таким образом, введение обязательных отчислений на формирование накопительной части трудовой пенсии (в рамках обязательного пенсионного страхования) привело к воплощению принципа неолиберальной экономики – свобода труда и свобода своего материального обеспечения и благополучия. На наш взгляд, такой подход с научной точки зрения, с позиций существующей традиции в нашей стране вызывает возражения. Принудительная индивидуализация гражданина своего будущего пенсионного обеспечения (в части трудовой страховой пенсии) через установленные правила противоречит самой идее солидарности и основополагающим принципам обязательного социального страхования.

Конкретное выражение принципа охраны уровня жизни, здоровья граждан можно увидеть в различных видах социального обеспечения, в условиях и размерах их предоставления, гарантированности бесплатной медицинской помощи, при проведении оздоровительно-профилактических и других мероприятий.

Для неработающих граждан различные виды государственной социальной помощи из средств государственного бюджета всех уровней зачастую являются единственным источником средств к существованию. Полное воплощение рассматриваемого принципа в реальной жизни граждан можно считать только тогда, когда минимальные размеры основных видов социального обеспечения, например трудовых пенсий, будут соответствовать уровню реального прожиточного минимума.

Говоря о принципе справедливости при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан , надо полагать, что подразумевается оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. (Под ним понимается максимально возможное удовлетворение позитивных интересов личности, не наносящее ущерба интересам общества и государства. Сочетание – это есть координация тех интересов участников общественных отношений, которые не совпадают или находятся в противоречии.) Конечно, с позиций справедливости следовало бы признать, что оптимальное сочетание интересов человека на практике должно означать максимально возможное удовлетворение нужд граждан кА основных субъектов в социальном обеспечении.

Такой подход в современных условиях вызывает определенные сомнения, например, относительно размеров некоторых видов социального обеспечения, которые сравнительно невысокие. (Объяснение такому положению дел обычно сводят к издержкам переходного периода от одних социально-экономических отношений развития общества к другим.)

Своеобразным показателем справедливости в социальном обеспечении выступает дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. (Дифференциацию иногда выделяют в качестве самостоятельного отраслевого принципа.)

Наибольшее значение в праве социального обеспечения придается такому критерию дифференциации, как труд (трудовая деятельность) и его влияние на уровень обеспечения. Другими словами, суть такой дифференциации (как показателя справедливости) можно свести к следующей своеобразной формуле: чем полнее учитывается труд индивидуума и чем выше оценивается (в денежном выражении) его трудовой вклад, тем выше должен быть уровень его социального обеспечения. (Само собой разумеется, что нормы не только права социального обеспечения, но и других отраслей права, касающихся этих вопросов, должны, сбалансировано учитывать интересы отдельной личности, общества и государства.)

Так, условием получения трудовых пенсий являются труд и его результаты. Например, в зависимости от наличия и продолжительности страхового стажа зависит право работника на трудовые пенсии, их размер (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Чем больше заработок и продолжительность страхового стажа, тем больше размер той или иной трудовой пенсии.

Другой пример. Работа в неблагоприятных условиях труда, в особых природно-климатических условиях проживания дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения (в виде досрочных трудовых пенсий) и в более высоком размере. Хотя надо признать, что уровень трудовой пенсии, как и ее право, с принятием Закона о пенсионном страховании уже в меньшей степени зависит от степени трудового участия конкретного человека. Введение правил добровольного вступления в систему обязательного пенсионного страхования для отдельных лиц, установление фиксированного платежа за себя или другого лица приводят к нивелированию принципа справедливости. Это связано с тем, что например, неработающее лицо, за которого вносится максимальный фиксированный платеж в ПФР, может получать больший размер трудовой пенсии, чем скажем, врач с длительным стажем, но низким заработком. Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах, регулирующих отношения по обеспечению отдельными видами пособий, например, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяют создавать условия для фактической реализации прав граждан на социальное обеспечение. Как мы знаем, существуют две основные организационно-правовые формы социального обеспечения - социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования и социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований. Функционирование этих форм, условно говоря, предполагает наличие «своих» финансовых средств. Расходы на социальное обеспечение, осуществляемое в рамках указанных форм, производятся соответственно за счет страховых взносов, бюджетных ассигнований и некоторых иных доходов, предусмотренных законодательством. Рассматриваемый принцип проявляется в том, что финансовые гарантии прав граждан на социальное обеспечение создаются за счет обязательных страховых взносов и бюджетных ассигнований.

Финансовые средства, формируемые за счет фактически поступающих страховых взносов во внебюджетные социальные фонды (как обязательного страхового платежа в установленном законом порядке) для определенных групп плательщиков, и являются финансовой гарантией в деле реализации прав застрахованных лиц на социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования (на выплату трудовых пенсий, различных пособий работающим, например пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на медицинскую помощь и лечение и т.д.).

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет рассматриваемых источников не есть догма. Его следует воспринимать как динамичную дефиницию.

В процессе формирования финансовых средств обязательного социального страхования все больше вовлекаются отчисления из заработка работающих граждан. В перспективе не исключается возможность введения обязательных платежей (и самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан) в виде страховых взносов в соответствующих размерах по всем видам обязательного социального страхования, наподобие того, как сейчас, например, напрямую вносят платежи в Пенсионный фонд РФ.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку кА члену общества вне связи с его трудовой деятельностью. К таковым относятся, например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, социальная реабилитация (профессиональное обучение и трудоустройство) инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспорта, протезно-ортопедическая помощь и т.п. При этом надо помнить: большинство получателей данных видов социального обеспечения, как правило, являются нетрудоспособными. В силу различных причин они не подлежали обязательному социальному страхованию. Значит, они не имеют права на обеспечение по системе обязательного социально страхования в момент получения этих благ. Поэтому наряду с системой обязательного социального страхования существует социальное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех уровней (по вертикали бюджетной иерархии).

В основе финансирования таких расходов лежит также нуждаемость в тех или иных видах социального обеспечения или трудная жизненная ситуация, когда лицо самостоятельно не может её преодолеть. Такие обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Поэтому государственная социальная помощь оказывается тогда, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.п. Именно таким образом государство выполняет по отношению к указанным категориям граждан социальную функцию, закрепленную в Конституции РФ.

Принцип создания максимальных удобств гражданам при реализации ими права на социальное обеспечение , как гласит его название, должен служить и быть реальной гарантией осуществления гражданами указанного права. В зависимости от видов социального обеспечения и статуса их получателей соответствующее материальное благо предоставляется либо по месту работы, либо по месту жительства. Например, работники получают страховые пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) непосредственно по месту своей работы, а не в исполнительных территориальных органах Фонда социального страхования РФ. Эти выплаты производятся в счет страховых взносов, причитающихся со страхователя (работодателя).

Пенсионные права обычно реализуются гражданами посредством доставки пенсии на дом. Получать свои пенсии они могут также через местные отделения Федеральной почтовой службы или филиалы Сберегательного или иных банков страны.

Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения . На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для дробной классификации внутриотраслевых принципов.

Исходя из принципов финансирования расходов на обеспечение по системе обязательного социального страхования определяют следующие внутриотраслевые социально-страховые принципы :

а) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

б) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

в) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

г) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

д) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

е) обязанность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

ж) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

з) обеспечение надзора и общественного контроля;

и) автономность финансовой системы обязательного социального страхования;

к) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

л) каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

м) каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

н) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

о) средства обязательного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом.

Внутриотраслевые (мы их назовем «институтные») принципы могут дифференцироваться в зависимости от вида социального обеспечения. Институтные принципы могут содержаться непосредственно в законодательных актах. Так, социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве о социальном обслуживании. Следует отметить, что эти внутриотраслевые (институтные) принципы сформулированы по-разному. Так, в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» они изложены так:

а) соблюдение прав человека и гражданина;

б) предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

в) обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) преемственность всех видов социального обслуживания;

д) ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

е) приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

ж) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

При первом же прочтении перечисленных принципов возникает в отношении их ряд вопросов. Так, не совсем понятно, что именно представляют собой каждый из принципов. Например: что следует понимать под принципом «соблюдение прав человека и гражданина»? Зачем выделять принцип «предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов»? Ведь в этом законе имеется социальная статья о том, что государство гарантирует гражданам социальное обслуживание . Принцип «обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов» - это разве не принцип равноправия или социальной справедливости? На наш взгляд, вышеприведенные принципы по своему содержанию в большей степени являются декларацией, нежели принципами в их правовом значении и выражении.

Полагаем, что принципами социального обслуживания должны признаваться те, которые изложены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения». Ведь этот акт по сути своей является базовым для всей системы законодательства, регулирующего отношения по социальному обслуживанию граждан. К ним относятся:

а) адресность социального обслуживания, что означает обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и в силу этого нуждаются в получении определенного вида социальных услуг;

б) доступность, что дает возможность беспрепятственно воспользоваться социальным обслуживанием лицам, в них нуждающимся;

в) добровольность, что очень важно, так как социальные услуги могут быть востребованы гражданами при желании их получить. Лишь в некоторых случаях допускается принудительное «навязывание» социального обслуживания отдельным категориям граждан, например недееспособным лицам;

г) гуманность, что свидетельствует о необходимости проявления уважительного отношения к нуждающимся в социальных услугах гражданам со стороны работников учреждений социального обслуживания;

д) приоритетность – предоставление социальных услуг в первую очередь особо нуждающимся в них гражданам, например, прежде всего несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

е) конфиденциальность, что указывает на необходимость сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги социальными работниками учреждений социального обслуживания;

ж) профилактическая направленность социального обслуживания, что говорит о значении социального обслуживания, заключается в предотвращении возможных отрицательных последствий трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни.

Деятельность соответствующих учреждений социального обслуживания (социальных служб) в сфере непосредственного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности, ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан, ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав указанных лиц в сфере социального обслуживания и др. (См. ст. 3 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».)

Все перечисленные принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение в подзаконных актах федерального, регионального и местного уровней, в том числе издаваемых Правительством РФ, Минтрудом РФ, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Надо отметить тот факт, что, к сожалению, не все важные отраслевые законодательные акты определяют такие принципы. Например, Закон о трудовых пенсиях вообще не содержит упоминания о них.

Введение

Стержнем всей системы права, в том числе и права социального обеспечения, являются правовые принципы, в которых выражаются наиболее существенные признаки права.

Проблема принципов права -- одна из тех, которые широко дискутируются как в общетеоретической, так и в отраслевой литературе. Концептуальные подходы к данной проблеме в общей теории права имеют важное значение и на отраслевом уровне.

Один из главных вопросов, приковывающий внимание ученых-правоведов, это вопрос о понятии принципов права, их назначении в жизни гражданского общества и государства. По мнению Р. Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент». Другие считают, что в принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. «Принципы -- как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей».

В своей работе я более подробно рассмотрю понятие принципов права социального обеспечения, выясню каково их значение и содержание, а также как классифицируются признаки права социального обеспечения.

Понятие и значение принципов права социального обеспечения

Право социального обеспечения, как и все другие отрасли права, построено на единых принципах, которые существуют и «верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». При этом принципы права социального обеспечения выводятся или формируются не из головы, а из условий материальной жизни народа данного государства, из его экономической сущности.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права имеет не только предмет и метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан республики, но и свои отраслевые принципы. Это обусловлено тем, что принципы права социального обеспечения выражают не только сущность норм этой отрасли права, но и определяют положение субъектов права на конкретные виды социального обеспечения, их права и обязанности.

В юридической литературе наметились два подхода к пониманию и сущности принципов конкретной отрасли права. В теории права под правовыми принципами одними авторами понимались основные начала или руководящие идеи, которые выражают сущность, главные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права данного государства, либо ее отдельных отраслей или институтов.

Другие авторы считают, что принципы права - это не только идеи, но и сами нормы и отношения. Закрепленные в правовой норме и входящие в содержание нормы, они получают свою жизненную силу непосредственно из общественных отношений, а это означает, что принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Другая группа ученых считает, что определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве привело бы эту категорию в область правосознания.

Принципы права социального обеспечения - это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие содержание норм данной отрасли права.

Они выступают и как принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения и как принципы организации и осуществления защиты пенсионных и других прав граждан в соответствии с видами социального обеспечения, на которые они имеют право. Поэтому принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения - это основополагающие положения, отражающие суть действующего законодательства о социальном обеспечении.

Они замыкаются на экономические законы организации труда и распределения совокупного общественного продукта в нашем государстве, служат основой для дальнейшего развития пенсионного и другого законодательства в сфере социального обеспечения и отражают суть правовых норм, регулирующих все отношения в сфере социального обеспечения. При этом следует учитывать, что правовые идеи и руководящее начало, пронизывающее содержание правовых норм, регулирующих пенсионные и другие общественные отношения, могут значительно опережать действующее законодательство о социальном обеспечении и возникают зачастую задолго до их реального воплощения в нормах законодательства о социальном обеспечении.

Поэтому правовые принципы права социального обеспечения - это принципы «права своего времени». В связи с этим возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве о социальном обеспечении, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Это отличие состоит в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы, какими являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Поэтому с помощью принципов нельзя всесторонне урегулировать конкретные правоотношения между субъектами, у которых возникло право на конкретный вид социального обеспечения. Правовые принципы права социального обеспечения более долговечны, определяют сущность и содержание не только действующих норм о социальном обеспечении, но и будущих правовых норм, которые будут приняты законодателем в будущем.

Поэтому под принципами права социального обеспечения мы понимаем закрепленные в действующем законодательстве о социальном обеспечении основополагающие начала или руководящие идеи, выражающие сущность норм права анализируемой отрасли права и главные направления социальной политики нашего государства в сфере правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан, которые «ещё» «временно», «уже» нетрудоспособные или те, которые достигнут пенсионного возраста или станут нетрудоспособными в будущем.

Поэтому в принципах права социального обеспечения заложены такие основные идеи, руководящие начала, которые отражают экономические законы развития общества и специфику правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями, услугами и др. Основные идеи, лежащие в основе законодательства о социальном обеспечении, проходят через систему социального обеспечения.

Они вырабатываются путем анализа объективных закономерностей и обобщения практики применения всего законодательства, регулирующего отношения по социальному обеспечению граждан. Следовательно, принципы права социального обеспечения в - это не придуманные основные идеи и руководствующие начала, сконструированные умозрительно. Они вытекают из сущности производства и сущности характера нашего государства.

Основные принципы права социального обеспечения получают официальное закрепление в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении, что вносит устойчивость и стабильность в правовое регулирование отношений по социальному обеспечению и гарантирует их строгое соблюдение. Более того, закрепление этих принципов в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении способствует правильной реализации правовых норм при осуществлении социального обеспечения, помогает совершенствовать и улучшать законодательство о социальном обеспечении.

Таким образом, основные принципы права социального обеспечения преломляются во всем механизме правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения. Они являются конструкцией, вокруг которой формируются правовые нормы о социальном обеспечении и их совокупности, регулирующие близкие по содержанию однородные отношения.

Следовательно, принципы социального обеспечения содержат в себе основные идеи, реализованные в законодательстве о социальном обеспечении в виде общих положений, и выступают в этом случае как нормы-принципы или сокрыты в содержании многих норм, регулирующих общественные отношения по конкретным видам социального обеспечения. В том и другом случаях содержащиеся в принципах права социального обеспечения основные идеи приобретают значение в качестве общих установлений регуляторного характера. Регулятивный характер принципов социального обеспечения в отличие от правовых норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, выступает не столь определенно. Эти принципы устанавливают общее правило проведения на основе, заложенной в основной идее, поскольку не содержат в себе основных элементов правовой нормы. В них нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции.

Поэтому принципы не призваны урегулировать конкретное правовое отношение по поводу данного вида социального обеспечения между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение. Их задача состоит в том, чтобы дать общее направление правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения, способствовать пониманию сущности правовых норм, регулирующих эти отношения, предопределить не только сущность, но и содержание как действующих, так и будущих нормативно-правовых норм социального обеспечения граждан.

Право социального обеспечения является одной из сложных отраслей белорусского права, поэтому в нем преломляются как общие принципы системы права, так и межотраслевые и отраслевые принципы этой отрасли права. В принципах права социального обеспечения, следовательно, следует различать основные идеи, руководящие начала, характеризующие содержание и внутреннее единство правового регулирования всех общественных отношений, а также межотраслевые идеи для регулирования тех общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования не только права социального обеспечения, но и трудового права как отрасли права. Поэтому между общими, межотраслевыми принципами правовой системы и принципами права социального обеспечения существует неразрывная связь, взаимообусловленность, вытекающая из единства экономической, политической и идеологической основы нашего государства.

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотрен-

ные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов.

Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, безэквивалентно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения. Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д.

Государство проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения. Так, с учетом инфляции осуществляется пересмотр пенсий, вводятся надбавки к ним. То же самое можно сказать и о пособиях на детей, размер которых привязан к минимальному размеру заработной платы, изменяющемуся с учетом инфляции.

Важную роль в области социального обеспечения играют органы государственной власти и управления. Органы государственного управления привлекают к своей деятельности граждан, которые работают в этих органах на общественных началах.

Большая роль в деле социального обеспечения принадлежит профессиональным органам. Они совместно с администрацией предприятий, учреждений, организаций представляют работников к назначению пенсий и подготавливают необходимые для этого документы. Представители профсоюзных органов входят в состав комиссий по назначению пенсий, медико-социальных экспертных комиссий.

Существует целая система гарантий, посредством которых возможно осуществление и восстановление нарушенных прав граждан в области социального обеспечения. Гарантии по своему содержанию носят различный характер: политический, идеологический, экономический и правовой. Важную роль в охране права граждан на социальное обеспечение принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении государственного и общественного контроля за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения, а также возможности судебной защиты нарушенных прав.

Еще по теме 20.2. Принципы права социального обеспечения:

  1. 20.1. Понятие и предмет права социального обеспечения. Виды социального обеспечения
  2. § 2. Понятие, виды и принципы социального обеспечения в Российской Федерации

Третьи рассматривают принципы права в качестве .

Однако преобладающей точкой зрения является признание того, что принципы права находят свое закрепление в нормативных актах , нормах права. При этом они либо прямо закрепляются в норме права, либо, минуя прямое закрепление, принцип выводится из содержания множества норм, т. е. из содержания норм права. Принципы — нормы и принципы, выводимые из норм, — составляют, по мнению Р.З. Лившица, две разновидности принципов права.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, специально-юридические, этические.

К специально-юридическим принципам обычно относят: принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритет этих норм перед иными социальными нормами; принцип непротиворечивости норм и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами; принцип недопустимости принятия законов или иных нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан , и др.

Помимо указанной выше классификации, принципы права под разделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или только на одну отрасль, либо отражают основополагающие идеи, руководящие начала норм права, образующих самостоятельный институт отрасли (внутриотраслевые принципы).

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы ; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся прежде всего трудовое право и право социального обеспечения.

Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика российского государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, органическая взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность. Реализация этих принципов в общественной практике возможна также посредством норм права, в связи с чем они могут перерасти в принципы права, общие для тех отраслей, через нормы которых проводится в жизнь социальная политика государства.

Следующий уровень принципов права — это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.

Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы — это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.

Наряду с рассмотренными выше группами принципов права, некоторые ученые убедительно обосновывают необходимость выделения также и внутриотраслевых принципов, т. е. принципов отдельных институтов отрасли. Например, в праве социального обеспечения можно раскрывать сущность пенсионного обеспечения, социального обслуживания через соответствующие основополагающие идеи, которые пронизывают содержание норм права соответствующих институтов этой отрасли.

Содержание принципов права социального обеспечения

Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права .

Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.

2.Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.

Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.

Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На современном этапе утверждать, что этот принцип полностью реализуется, нет оснований. В то же время государство не освобождается от юридического обязательства по его претворению в жизнь в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и по которому Россия как правопреемница СССР несет все обязательства.

Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.

В 1990 г. была предпринята попытка определить и установить минимальный размер пенсии по старости на уровне прожиточного минимума. Однако в дальнейшем в силу известных социально-экономических причин от этого пришлось отказаться.

Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. было установлено, что начиная с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже , равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством. Правительству предлагалось предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с 1 января 1998 г. указанного выше соотношения минимального размера пенсий по старости с учетом компенсационной выплаты к прожиточному минимуму. Данный Указ не реализован до сих пор: минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и к 2000 г. оказался значительно ниже прожиточного минимума.

Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусматривается, что на основе прожиточного минимума должны определяться минимальный размер пенсии, минимальная заработная плата , иные фиксированные социальные выплаты. Закон предусмотрел поэтапное приближение указанных выплат к прожиточному минимуму. В целях его реализации принят еще один Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Постановлениями Правительства РФ от 31 мая и от 11 августа 2000 г. установлен промежуточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России за I и II квартал 2000 г. За II квартал 2000 г. прожиточный минимум в целом по России в расчете на душу населения составляет 1185руб., для трудоспособного населения 1290 руб., пенсионеров 894 руб., детей 1182 руб. В постановлениях указывается, что величина прожиточного минимума устанавливается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2001 г.

С принятием этих постановлений завершилось формирование правового механизма, обеспечивающего полную реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В целях реализации данного принципа в июле 1999 г. впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Размер этой помощи составляет разницу между фактическим доходом человека (семьи) и прожиточным минимумом в регионе.

Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности — возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок. Пенсия по старости предназначена для того, чтобы гарантировать источник средств достойного существования. В то же время некоторые виды социального обеспечения вовсе не рассчитаны на предоставление полного обеспечения (например, пенсия по инвалидности III группы; пенсия по случаю смерти одного из родителей ; различного рода социальные пособия и компенсации, предоставляемые с целью материальной поддержки), в связи с чем их уровень не должен устанавливаться в соответствии с рассматриваемым принципом. Кроме того, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская, лекарственная помощь, различные льготы, предоставляемые по системе социального обеспечения).

Иногда принцип, о котором идет речь, формулируется иначе: как обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума. Такая формулировка обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан как промежуточная цель на пути к полному претворению в общественной практике международного принципа. Кроме того, обеспечение на уровне прожиточного минимума в ряде случаев, о которых говорилось выше, не является объективно необходимым и социально оправданным.

4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу , а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

Право социального обеспечения России к их числу относит следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.

В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.

С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежная форма обеспечения — это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия — по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.).

Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).

Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.

5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.

Полный «набор» оснований для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в правовых предписаниях массива законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других — критерии материального положения и т.д. Наиболее часто различные критерии пересекаются. В некоторых законах называются основные критерии, хотя дифференциация осуществляется фактически с учетом и многих иных обстоятельств. Так, в преамбуле Закона 1990 г. указывается, что основными критериями дифференциации норм и условий пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты; фактически же учитываются также семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев), необходимость постоянного ухода за ним, место его жительства и т.д.

Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Следует отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо и оправдано в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения, и к тому же небывалого расслоения семей по уровню доходов и ограниченных финансовых ресурсов государства, вынуждающих его сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения.

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав . В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих , проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.

В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы , осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.

Наряду с отраслевыми принципами права социального обеспечения выделяются и внутриотраслевые принципы. Это могут быть основополагающие идеи, отражающие сущность правовых норм ряда институтов отрасли либо ее отдельных институтов.

Так, к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся следующие: исчисление пенсий на основе индивидуального заработка и установление их в твердых размерах, равных минимальным размерам, когда исчислить пенсию из индивидуального заработка невозможно; ограничение предельного размера трудовых пенсий (прямо либо косвенно) определенным максимальным размером; установление соответствующих компенсационных надбавок к пенсиям (кроме пенсии по инвалидности III группы), в том числе сверх их максимального размера, и т.д. Принципами пединститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола, дифференциация требуемого общего трудового стажа по тому же признаку; снижение в ряде случаев пенсионного возраста и стажевых требований и т.д.

Правовыми принципами обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются предоставление права на эти пособия лишь работающим и исчисление размера пособия из полного заработка. В то же время принципом обеспечения пособием по беременности и родам является выплата пособия всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от каких-либо обстоятельств, а пособиями по временной нетрудоспособности в размере полного заработка лишь при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профзаболевания, а в остальных случаях — с учетом иных обстоятельств: длительности непрерывного трудового стажа, семейного положения, некоторых других причин наступления временной нетрудоспособности.

Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны. Последний пример — принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.

Принципы ПСО – основополагающие и руководящие начала, господствующие идеи, выраженные в форме правовой нормы, определяющие содержание отрасли в целом. Следует заметить, что принципы ПСО содержаться в различных НПА, поскольку ПСО не кодифицировано.

В рамках ПСО (как и других отраслей права) выделяют 3 группы принципов :

1)Общие. К ним относятся:

а) принцип законности;

б ) принцип равенства каждого перед законом и судом;

в) принцип признания прав и свобод человека и гарантии их соблюдения;

г )принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

д) принцип гуманизма и справедливости;

е) принцип презумпции невиновности;

ж) принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод.

Общие принципы являются основой (несущими конструкциями) для эффективного функционирования и дальнейшего развития всей национально – правовой системы России.

2)межотраслевые (т.е. отражают общие черты ряда отраслей права). К примеру – государственная защита материнства и детства и др;

3)Отраслевые (т.е. характеризуют отрасль ПСО в целом). К ним, в частности, относятся:

а)принцип всеобщности соцобеспечения , реализация которого предполагает равную для каждого возможность получать (при определённых условиях) соответствующие виды социальной помощи, независимо от расовой, половой, национальной и т.п. принадлежности.

б)принцип общедоступности соцобеспечения , который наглядно проявляется в нормах, устанавливающих процедуру назначения, предоставления, исполнения отдельных видов обеспечения;

в)принцип осуществления соцобеспечения за счёт как страховых платежей, так и средств бюджета. В настоящее время введена система обязательного социального страхования, представляющая «основной организационно – правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части населения». Данная система включает такие виды обязательного страхования, как: пенсионное , медицинское , социальное . Страховые средства, накопленные в специальных (внебюджетных государственных) фондах (ПФР, ФСС, ФОМС) предназначены для социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, медицинская помощь, выплата пособий и т.д.). Кроме того, определённые виды соцобеспечения финансируются за счёт средств бюджетов всех уровней (к примеру, социальные пенсии).

г)принцип многообразия оснований, форм, видов соцобеспечения, который наглядно проявляется в том, что государство (в соответствующих случаях) оказывает социальную помощь различными способами: социальные услуги, денежные выплаты и т.п. Среди важнейших современных социальных услуг:

Медицинская помощь и лечение;

Лекарственная помощь;

Санаторно – курортное лечение;

Социальная помощь на дому;

Обеспечение инвалидов средствами реабилитации;

Профобучение и трудоустройство инвалидов и др.

д)принцип дифференциации условий и порядка предоставления соцобеспечения. Так, данные различия могут зависеть от: вида трудовой деятельности, места выполнения работ, места проживания, материального и семейного положения, трудоспособности и т.д.;

е)принцип целевого использования средств , предполагающий финансирование соответствующих социальных программ, мероприятий и т.п. исключительно за счёт денежных средств, предусмотренных на эти цели.

ж)принцип установления минимальных социальных гарантий (МРОТ, минимальный набор товаров, услуг, льгот при наступлении определённых обстоятельств), удовлетворяющих потребности не только самого гражданина, но и некоторых членов его семьи (нетрудоспособных, несовершеннолетних, иждивенцев). Так, ФЗ «О прожиточном минимуме» (от 24.10.1997 г.) определяет данный минимум как стоимостную оценку потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Данная корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для человека (для поддержания его здоровья и жизнедеятельности).

Отраслевые принципы являются «своеобразным преломлением общеправовых принципов через предмет и метод регулирования данной отрасли права».

3)внутриотраслевые (институционные), т.е. характеризуют отдельные институты ПСО . Это, к примеру, принципы пенсионного обеспечения; соцобслуживания; обязательного медицинского страхования и др. Так, в основе такого института ПСО, как пенсионное обеспечение, лежат следующие принципы:

а) каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, инвалидности и в др. случаях);

б) каждый (т.е. гражданин РФ, иностранец, апатрид) работающий по трудовому договору подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

в) каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в зависимости от продолжительности страхового стажа и заработка;

г) средства обязательного пенсионного страхования используются строго по целевому назначению (т.е. на финансирование пенсии).

Социальное обслуживание характеризуется следующими принципами:

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность.

Обязательное мед. страхование (как институт ПСО) характеризуется такими принципами, как:

Доступность медико – социальной помощи;

Соц. защищённость лиц в случае утраты здоровья;

Приоритет профилактических мер.