Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи. Нормы права - своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.
Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др. Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).
Предмет и метод правового регулирования как критерии деления права на отрасли и институты.
Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования - это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и
коллективными;
б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;
г) социальные факты (события, обстоятельства).
Иными словами, предмет правового регулирования - это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.
Методы правового регулирования:
А) Запрет;
Б) Дозволение;
В) Правомочие (норма права наделяет гражданина возможностью требовать определенного поведения от другого лица);
Г) Позитивное обязывание (закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом);
Д) Стимулы;
Е) Санкции;
3.Общая характеристика отраслей российского права.
Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.
Постоянный динамизм, развитие общественных отношений является объективной основой для изменения, совершенствования системы права. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые этими отраслями отношения устаревают и уходят в прошлое. Такова судьба, например, колхозного права, поскольку возникли новые формы организации сельского хозяйства и колхозы утратили свое доминирующее значение. Вместе с тем видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей общественного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли - права социального обеспечения.
4. Институт права: понятие и виды.
Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.
Примеры правовых институтов:
в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;
в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
в государственном праве – институт гражданства;
в административном – институт должностного лица;
в семейном праве – институт брака и т. д.
Правовые институты делятся по отраслям права:
на гражданские;
уголовные;
административные;
финансовые и т. д.
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.
5. Право частное и публичное, материальное и процессуальное.
Деление на частное и публичное право :
Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.
Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе.
Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.
Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.
Деление на материальное и процессуальное право:
Материальные отрасли права (материальное право) - прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное и др. право.
Процессуальные отрасли права (процессуальное право) - определяют процедуру реализации материального права и производны от него.
Материальным отраслям права - административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные - административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовное право.
Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права.
Право международное и внутреннее.
Международное право - совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
В международном праве выделяются три основных направления:
Международное публичное право;
Международное частное право;
Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.
Государственное право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны.
Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самымосуществление принципа единой социалистической законности. Г. п. носит учредительный характер, т. к.принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политические формы и новую системугосударственных органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.
Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и другие правовые нормы, содержащие гарантииосуществления суверенитета народа, суверенность наций и государственного суверенитета.
Понятие системы законодательства.
Трудовое право – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и применения труда.
3) Системой отрасли трудового права называется структура данной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, пединституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения. Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную. Система науки, учебного курса трудового права состоит из тех же двух частей. Но общая часть ее шире общей части отрасли, поскольку в научно-учебных целях в нее включаются и изучение норм по организационно-управленческим отношениям, по организации труда и управлению трудом, а также нормы по отношениям социального партнерства в сфере труда, в том числе по коллективным договорам и социально-партнерским соглашениям, которые в отрасли права находятся в особенной части. Кроме того, в систему науки включается изучение предмета, метода, правоотношений, отраслевых принципов трудового права, его субъектов, а также истории трудового законодательства. Поскольку наука изучает нормы не только российского трудового права, но и зарубежного, а также международно-правовое регулирование труда, которое составляет третью специальную часть системы науки, учебного курса, то, следовательно, система науки, как и ее предмет, шире, чем система отрасли трудового права России.
В общую часть отрасли трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нормы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулированию труда: конституционные основы труда (ст. 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 45, 46 и 47 Конституции РФ), раздел I «Общие положения» (ст. 1-22) Трудового кодекса и раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55).
Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, цен-
тральный институт трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения). Далее следуют шесть институтов, регулирующих важнейшие аспекты трудовых отношений: рабочее время и время отдыха, оплату труда, гарантийные и компенсационные выплаты, трудовую дисциплину и охрану труда.
^ Система науки трудового права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.
Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием также является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.
4) Конвенция - (лат. conventio - договор, соглашение) - разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию.
Конвенцию следует отличать от декларации, последняя носит декларативный характер и не является юридически-обязующим документом.
Декларация - официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.
^ Трудовые правоотношения - это общественные отношения между работником и собственником средств производства (работодателем), в силу которого работодатель использует и оплачивает способность работника к труду.
Структура трудового правоотношения:
1) субъекты;
2) объект - это трудовая деятельность и ее результаты (материальные и духовные ценности);
Основное место в предмете трудового права занимают трудовые отношения. Они складываются в процессе трудовой деятельности граждан. Объектом таких правоотношений выступает работа. Субъектами трудовых отношений могут быть работодатель и работник, которые имеет определенную обязанность и право. Такие отношения построены на договорной основе. Один участник право отношений предоставляет свои услуги по созданию материальных благ, а другой предоставляет вознаграждение.
^ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
избрания на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
абзац утратил силу.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В теории права под субъектом правоотношений (права) принято понимать физическое или юридическое лицо, имеющее субъективные права и юридические обязанности.
Субъекты трудового права - это участники общественных отношении, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают определенными трудовыми правами и обязанностями и имеют возможность реализовывать их.
Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности и дееспособности, которые объединяются понятием правосубъектность - т. е. характеристикой, определяющей право субъекта быть участником отношений:
трудовая правоспособность - признаваемая трудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности;
трудовая дееспособность - способность по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
Применительно к организациям, учреждениям и предприятиям правосубъектность находит выражение также в их компетенции.
Компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий предприятий, учреждений и организаций, предоставленных им законодательством с целью обеспечения осуществления возложенных на них функций.
^
Виды субъектов трудового права
Субъектами трудового права могут быть:
физические лица - работники;
работодатели - физические или юридические лица;
социальные партнеры - объединения работодателей и объединения работников в лице избранных (назначенных) представителей;
первичная профсоюзная организация или иные уполномоченные работниками выборные представительные органы на производстве;
органы занятости населения;
органы по разрешению трудовых споров;
органы надзора и контроля в сфере труда.
Правовой статус субъекта - это правовая характеристика участника отношений, определяющая его место и роль в данном правоотношении. В содержании правового статуса субъекта можно выделить следующие элементы:
трудовая правосубъектность;
основные (статутные) трудовые права и обязанности, так как именно набор используемых субъектом прав, обязанностей, свобод и определяет его место в данном правоотношении (статус);
юридические гарантии трудовых прав и свобод, основанные на их нормативной закрепленности и возможности применить принудительную силу государства для обеспечения;
ответственность самого субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
Влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -
N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )
Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом , информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )
Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения -
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
|
Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, выступает необходимым условием существования любого общества.
Обусловленная материальными, социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп, отдельных индивидов, общая воля проявляется в праве.
Эта общая воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений.
Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Выделяют регулятивную функцию права, как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, а также охранительную функцию права - обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений.
Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.
Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения.
Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа - все это правовые институты отрасли гражданского права.
Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве в качестве таких институтов можно рассматривать налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право.
Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы-определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения. Отрасли права подразделяются на публичные и частные.
Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение.
К сфере частного права относят, прежде всего, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частноправовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций.
Еще по теме 1.1. Понятие права:
- Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права
- 4. Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права
Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.
Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.
В качестве примера можно привести институт гражданства, рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, трудового договора, лишения свободы, сроков давности, референдума и пр.
Институты подразделяются на виды:
1) в зависимости от сферы распространения - на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);
2) в зависимости от характера - на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);
3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).
Субинститут права - это упорядоченная совокупность юриди ческих норм, регулирующих конкретную разновидность общест венных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут - составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорбление).
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права - это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право, по мнению большинства ученых, являются подотраслями гражданского права; государственная служба подотраслью административного права; налоговое право - подотраслью финансового права; избирательное право – подотраслью конституционного права.
Вопрос № 44 Общие и специальные принципы. Строение и содержание отрасли права.
О́трасль пра́ва - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.
Основаниями для деления права на отрасли считаются:
предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения;
способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.
В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:
конституционное (государственное) право;
административное право;
гражданское право;
предпринимательское право;
трудовое право;
финансовое право;
уголовное право;
семейное право;
право социального обеспечения и др.
Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.
К процессуальным отраслям права относятся:
гражданское процессуальное право;
уголовно-процессуальное право;
арбитражный процесс (особенность России).
Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.
Современная правовая наука выделяет следующие отрасли права:
Гражданское право
Уголовное право
Гражданское процессуальное право
Уголовно-процессуальное право (в изъятие из классической концепции Й. фон Бюлова о процессуальном праве как отрасли, регулирующей отношений с участием суда, в уголовно-процессуальном праве содержатся нормы о досудебном уголовном преследовании)
Трудовое право
Земельное право
Предпринимательское право (в советский период данная отрасль именовалось Хозяйственное право)
Финансовое право
Муниципальное право
Уголовно-исполнительное право
Арбитражное процессуальное право
Международное право можно рассматривать как качественно иную правовую систему, отличную по сравнению с внутригосударственным правом. В нём также выделяются отрасли, в то время как само его считать отраслью права неверно.
Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. Принципы права по своей сущности являются обобщенным отображением объективных закономерностей развития общества. Присущие принципам права свойства универсального и абстрактного освоения социальной действительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы, механизме правового регулирования, правосознании и т.д. Принципы права являются синтезирующими положениями, объединяющими связями, идеологической основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру, цементируют систему права. Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как правовые ориентиры субъектов права, содержания правовых норм или их групп, требований правового регулирования, правовых ценностей и т.д. Принципы права в формально-юридическом аспекте находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативно-правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативно-правовых актов.
Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.
В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально правовые и специально правовые
Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права.
1) Общеправовые (общие или основные) принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма - доминирование в формулировании и функционировании правовой системы неотъемлемых естественных прав и свобод человека; принцип равенства граждан перед законом , согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные общегражданские права и обязанности, несут равную ответственность перед законом; принцип демократизма , означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю народа (общую волю), формируется через демократические институты народовластия; принцип законности (правозаконности) - осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права, естественными правами и обязанностями человека; принцип справедливости , конкретизирующий требования справедливости применительно к правовым формам деятельности государства, его органов и должностных лиц, правовой деятельности участников, регулируемых правом отношений и выраженный в равном юридическом масштабе поведения, и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению. Общеправовые, или общие принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя и далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз и признаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права. В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит, что к числу применяемых судом источников относятся: «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно - в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств.
2) межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону и др.;
3) отраслевые принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости - в трудовом праве; принцип устойчивости, права на землю - в земельном праве и др.);
4) внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права - их действие ограничено предметом регулирования.
Принципы нрава могут быть: а) легализованы, т.е. закреплены в законе; б) выведены из содержания и смысла законодательства; в) сформулированы юридической практикой, например: «выслушаем и другую сторону», «res judicta» (решенный окончательно судом вопрос не подлежит рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции), «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет», «бремя доказательства возлагается на сторону, предъявившую иск»; принципы незлоупотребления правом и др. Все принципы права независимо от объема их нормативности оказывают специально-юридическое, т.е. регулятивное воздействие на поведение людей. Однако в отличие от конкретных предписаний они действуют двояко - опосредованно (через конкретные предписания, присутствуя в них, так сказать, «незримо») и непосредственно, т.е. выступают ориентирами поведения конкретных участников правоотношений. Тем самым как уникальные средства организации правовой жизни общества принципы права распространяют свое влияние на все области правового, охватывают своим содержанием как акты саморегуляции, так и те действия, которые непосредственно регламентированы юридическими предписаниями. Наложение правовых принципов на практические действия позволяет при отсутствии конкретных предписаний закона, норм обычного или прецедентного права определять их соотносимость с природой права.
Норма права является наименьшим элементом системы права. Совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования, образует правовой институт.
Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты.
Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.
К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль – род общественных отношений.
Во главе всей системы российских отраслей права находится конституционное право, которое является базовым для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это область публичного права. Главная его задача – организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления, а также отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой.
Среди основных отраслей нрава следует выделить: административное, гражданское, уголовное, процессуальное право.
Помимо названных выше отраслей права в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое, семейное, финансовое, земельное, коммерческое, банковское, природоохранительное право, криминологию, уголовно-исполнительное право и др.
Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия – предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль нрава от другой.
Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые определенной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя.
Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались:
- – устойчивостью и повторяемостью;
- – заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства;
- – способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования – это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
- – порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
- – средствами их обеспечения (санкциями);
- – степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время муниципальное право, аграрное право. Предметом муниципального права являются имущественные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения на местном уровне. При этом многие нормы муниципального права, регулирующие общественные отношения на местном уровне, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и других отраслей права, что определяет ее комплексный характер. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительные методы – рекомендаций, гарантий.
Совокупность институтов, подотраслей и отраслей права образует систему права.
Основное назначение понятия "система права" юристы видят в системной характеристике позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную социальную природу права как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая система объективного права составляет важное звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее содержание.
Система права общества, помимо существующих в государстве правовых норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия, предполагает приоритет государства перед правом. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы, порожденная обществом на данном этапе его развития.