Значит административное наказание. Виды административных наказаний

К лицам, совершившим административное правонарушение, применяются меры принуждения, именуемые административными наказаниями. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (их не следует путать с часто встречающимися устными замечаниями, сделанными на месте нарушения сотрудником милиции в адрес лиц, нарушивших, к примеру, правила дорожного движения).

Предупреждение тогда является административным наказанием, когда зафиксировано каким-либо способом. В большинстве случаев это оформление происходит путем издания соответствующего постановления. Предупреждение применяется в случаях, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры принуждения, а не вместо другого административного наказания;

2) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ. Это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Он может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Кодексом установлены минимальный и максимальный размеры административных штрафов: он не может быть менее одной десятой МРОТ, и более двадцати пяти МРОТ - для граждан, пятидесяти МРОТ - для должностных лиц, одной тысячи МРОТ - для юридических лиц. Особые размеры штрафов предусматриваются для отдельных видов административных правонарушений п. 3 и 4 ст. 3.5 КоАП РФ.

В настоящее время расчет административных штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям;

3) ВОЗМЕЗДНОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Это принудительное изъятие указанных объектов. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Этот вид административного наказания назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Возмездное изъятие предмета существенно отличается от реквизиции. Последняя имеет в виду изъятие государством имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой стоимости изъятого имущества. Реквизиция не является административным наказанием и может быть временной мерой, применяемой к гражданам, государственным, частным предприятиям и общественным объединениям,

4) КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Конфисковано может быть не любое имущество, а лишь предмет, являвшийся орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Суть конфискации в том, что право собственности на имущество принудительно и безвозмездно переходит от нарушителя к государству (орудие или предмет обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфискация назначается судьей

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию следует отличать от внешне схожего с ней изъятия предмета как меры пресечения противоправного поведения и предотвращения опасных и иных нежелательных для общества последствий;

5) ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА. Речь не идет о лишении любого из прав, которыми обладает гражданин. Данный вид административных наказаний распространяется на специальные права граждан (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств) Лица, которые злоупотребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишены этого права только судьей на срок от 1 месяца до 2 лет. Ограничения применения этого вида административного наказания установлены п. 3, 4 ст. 3.8 КоАП РФ;

6) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ. Является наиболее суровой мерой административной ответственности. Суть его заключается в кратковременной изоляции от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток.

Данное административное наказание применяется в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, близких к преступлениям. Решение о назначении административного ареста принимается судьей Срок административного задержания входит в срок отбытия административного ареста.

Административный арест не может применяться:

К беременным женщинам,

К женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет,

К лицам, не достигшим возраста 18 лет;

К инвалидам I и II групп.

7) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу России, за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых лиц из России.

Данный вид административного наказания может быть назначен судьей или соответствующими должностными лицами (если правонарушение совершено при въезде в РФ);

8) ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ. Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством РФ Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация назначается только в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.

Административные наказания выражаются в моральном либо материальном воздействии на правонарушителя и в известной мере выполняют функцию предупреждения правонарушений и преступлений. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

9) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Данный вид наказания введен Федеральным законом РФ от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

Нарушитель должен понести ответственность в рамках законодательства. За правонарушения небольшой тяжести уголовная ответственность не назначается: в этом случае нарушитель наказывается по правилам административного кодекса, и в этом случае он не получает судимость.

Административные наказания назначают за незначительные нарушения норм гражданского, трудового, уголовного и другого права, перечень правонарушений и взысканий отражен в КоАП РФ.

Наказания за административное нарушение четко прописаны в Законе

Что такое административное наказание? Это мера государственного принуждения, которая представляет собой карательные санкции за совершенный проступок. Все эти меры четко прописаны в КоАП, порядок назначения и снятия также отражен в кодексе.

К примеру, отстранение от работы или отзыв лицензии не являются мерой административного наказания, так как такие меры в кодексе не прописаны и назначаются не правоохранительными, а надзорными органами. Основная цель административного наказания – ограничить права и назначить дополнительные виновного в качестве ответственности за совершенное правонарушение, а также предупредить повторное нарушение установленных норм.

Цель существования кодекса – обеспечить соблюдение закона и порядка всеми участниками общества, а также исключить нарушения права, способные причинить серьезный . При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Смягчение ответственности возможно при наличии следующих обстоятельствах:

  • нарушителя. Минимальная возрастная граница административной ответственности – 16 лет, до этого времени ответственность за поступки нарушителя несут родители или опекуны.
  • Возраст до 18 лет считается смягчающим обстоятельством при назначении взыскания.
  • нарушительницы либо наличие малолетнего ребенка на иждивении. Суд при рассмотрении дела учитывает это обстоятельство, и наказание окажется более мягким.
  • Совершение правонарушения в состоянии аффекта, вызванного тяжелыми обстоятельствами. Такие дела рассматриваются в индивидуальном порядке: суд может смягчить наказание, если выяснится, что противоправное действие было совершено в состоянии тяжелых переживаний.
  • Раскаяние и добровольное сообщение о совершенном нарушении. Еще одним смягчающим обстоятельством может стать компенсация причиненного вреда.

Закон предусматривает определенный перечень отягчающих обстоятельств при административных правонарушениях, при наличии которых назначается более суровое наказание. В их числе повторное правонарушение, состояние опьянения в момент правонарушения, участие группы лиц, вовлечение несовершеннолетних и т. д. При выяснении обстоятельств дела суд должен учесть все обстоятельств и вынести справедливое решение.

Разновидности административного наказания

Штраф как наказание за административное нарушение

В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет , и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

  1. Предупреждение. Это официальная негативная оценка совершенного действия со стороны государства. Предупреждение также служит предостережением о недопустимости повторного нарушения. Обычно эта мера используется при первом совершении незначительного проступка, предупреждение считается официально назначенным только при его документальном оформлении. К примеру, если сотрудник ГИБДД просто предупредил нарушителя, это не считается мерой административного воздействия.
  2. Административный – наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к нарушителям КоАП. Величина штрафа зависит от правонарушения и от нарушителя: для граждан она находится в пределах 1-20 МРОТ, для должностных лиц – до 50 МРОТ, для организаций – до 1000 МРОТ. Базовая сумма МРОТ составляет 100 рублей.
  3. Возмездное изъятие предмета, с помощью которого совершено правонарушение. Эта мера назначается по решению суда: предмет изымается и продается, выученная сумма передается собственнику. К примеру, может быть изъято охотничье оружие, если владелец допускал нарушение правил охоты на определенной территории.
  4. Конфискация предмета, с помощью которого совершено правонарушение. В этом случае предмет изымается в пользу государства, и его стоимость собственнику не компенсируется. Конфисковать по решению суда можно только непосредственно орудие, которым совершено правонарушение.
  5. Лишение определенного права на срок, установленный решением суда. После совершения правонарушения может быть лишен права управления личным транспортом, права на охоту и т. д. После истечения назначенного судом срока гражданин восстанавливается в правах.
  6. Административный арест – мера воздействия, налагаемая за серьезные правонарушения, по опасности для общества приближенные к преступлениям, В этом случае гражданин изолируется от общества на срок до 15 суток. Арест не применяется к несовершеннолетним нарушителям, инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам и матерям детей до 14 лет.
  7. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан. Если иностранец нарушил правила пребывания в России или пересечения границы, его в принудительном порядке выдворяют из страны с запретом въезда на определенный срок.
  8. Дисквалификация – запрет занимать определенный перечень должностей или заниматься некоторыми видами деятельности на срок, указанный в судебном решении. Обычно налагается запрет на пребывание на руководящих должностях.
  9. Приостановление деятельности организации . Этот вид наказания введен в 2005 году, он может назначаться для противодействия терроризму, отмыванию доходов, предотвращения угрозы жизни людей в результате работы данной организации.

Совокупность административных правонарушений

Административное наказание — серьезный вопрос

Один из важных принципов юридической ответственности – недопустимость удвоения наказания. Ни одно физическое или юридическое лицо не может быть наказано дважды за один проступок, возможно лишь назначение основного и дополнительного наказания в зависимости от обстоятельств совершения противоправного действия.

Однако в судебной практике встречается такое понятие, как совокупность правонарушений, за которые на одного гражданина или одну организацию могут налагаться разные меры административной ответственности. Такая ситуация возникает в нескольких случаях:

  • Одним человеком или одной организацией были в разное время совершены два правонарушения. Ни по одному из них не истек срок давности и не было назначено взыскание.
  • В результате одного действия или бездействия были совершены сразу два правонарушения.
  • По каждому правонарушению предусмотрена отдельная статья КоАП с разными мерами ответственности.

В подобных случаях объем административного взыскания рассчитывается по совокупности правонарушений с учетом тяжести их последствий. В отличие от практики по уголовным преступлениям, по административным правонарушениям возможно сложение наказаний: в этом случае, к примеру, выплачивается сумма штрафов за два нарушения. Кроме того, в этом случае судья может назначить дополнительное взыскание в зависимости от тяжести правонарушений.

В законе отдельно прописано понятие повторно и неоднократно совершенного правонарушения. Повторным оно признается, если человек совершил тот же проступок до того, как истек предыдущий срок административного наказания.

Административная ответственность для иностранцев

Если правонарушение на территории РФ совершает иностранный гражданин или человек, у которого вообще нет гражданства, на них распространяются все основные положения КоАП, и решение суда будет выноситься на общих основаниях. Аналогичное правило распространяется на иностранцев и людей без гражданства, допустивших правонарушение на континентальном шельфе.

Наиболее распространенное нарушение, допускаемое иностранцами – нарушение правил пребывания в стране. Так, если иностранный гражданин пересек границу как турист, он не имеет права работать или . При обнаружении незаконного трудоустройства на иностранца не только налагается штраф, его могут выдворить из страны по решению суда. После выдворения незаконным мигрантам закрывается въезд в страну на 5 лет.

Административные нарушения — тема видеосюжета:

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний .

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве меры административного пресечения должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения (либо направления) копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение ведет к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия.

Субъект ответственности в течение одного года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность . По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.


При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Как уже говорилось в предыдущей главе, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на тс вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Применить возмездное изъятие значительно сложнее, чем конфискацию, предусматривающую безвозмездное обращение в доход государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, которое может назначаться к основному наказанию или не назначаться.

Возмездное изъятие может быть назначено только судьей. При этом судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.

Граждане, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего оружия, других орудий охоты или рыболовства и боеприпасов. В связи с этим в ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться клипам, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию. Такое исключение сделано главным образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и этнические общности, исконная среда обитания которых связана с животным миром и основным видом деятельности которых является охота или рыболовство.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей — орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Следующий вид административных наказаний - лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права назначается только судьей.

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Управления транспортным средством в состоянии опьянения;

Уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

Оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места ДТП, участником которого оно являлось.

Членам совета директоров;

Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

Угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;

Заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

Наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

Причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

Совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ;

Совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

Совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

Совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;

Совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Порядок назначения административных наказаний .

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных действующим законодательством РФ (ст. 4.1 КоАП РФ).

Судья, а также органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не вправе назначить наказание ниже низшего предела, самостоятельно увеличивать максимальный предел, установленные санкцией соответствующей статьи, либо применять наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ. Однако на практике можно встретить и другие решения.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание, поэтому при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших, например, таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.

Административные наказания назначаются в соответствии с установленной законодательством процедурой. Нормы, регулирующие назначение административных наказаний, содержатся в главе 4 КоАП РФ. Применение к правонарушителям административных наказаний основывается на трех принципах: законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено только в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Наказание не может быть мягче минимального, предусмотренного законодательством, и строже максимального. Выход за рамки закона при назначении административного наказания исключен.

В этом проявляется принцип законности назначения административных наказаний.
При назначении административного наказания физическому лицу КоАП предписывает учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания в отношении юридического лица необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2. КоАП РФ.

Таковыми являются:

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ, наделены правом признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 4.3. КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

Совершение административного правонарушения группой лиц;

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судье, органу или должностному лицу, назначающим административное наказание, предоставлено право в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать какое-либо из перечисленных обстоятельств отягчающим.

Кроме того, перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. В этом случае отягчающее обстоятельство уже предусмотрено соответствующей статьей КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях и, соответственно, за совершение правонарушения при данном обстоятельстве предусмотрено более строгое наказание.

Учет указанных факторов и обстоятельств способствует назначению справедливого наказания за совершенное административное правонарушение. Так реализуется принцип справедливости наказания.

Рассматривая конкретные административные правонарушения, предусмотренные нормами Особенной части КоАП РФ, мы увидим, что наказание за совершение данных правонарушений чаще всего варьируется в определенных пределах. Это позволяет судьям, органам или должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях и применяющим наказание к правонарушителям, индивидуализировать наказание, выбирать в пределах установленной законом санкции именно ту меру наказания, которая в данной конкретной ситуации будет оптимальной и с наибольшим эффектом обеспечит достижение целей применения наказания: восстановление социальной справедливости, исправление правонарушителя и профилактику правонарушений.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое административное правонарушение. Если же лицо совершило противоправное деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями КоАП или законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то, при условии подведомственности рассмотрения дел о данных административных правонарушениях одному и тому же судье, органу или должностному лицу, в отношении правонарушителя должно быть применено административное наказание в соответствии с той статьей закона, которая предусматривает наиболее строгое наказание.

КоАП РФ в ст. 4.5. устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, т.е. сроки, по истечении которых невозможно назначить лицу административное наказание. На административные правонарушения в сфере труда распространяется общий срок давности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Специальные, более длительные сроки давности (1 год) предусмотрены КоАП РФ для отдельных видов административных правонарушений: например, за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и др. Течение сроков давности начинается, как правило, с момента совершения административного правонарушения.

Зачастую правонарушения носят длящийся характер. Понятие длящегося правонарушения приведено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях". Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Также специальный срок давности установлен ст. 4.5. КоАП для назначения административного наказания в виде дисквалификации: один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - один год со дня его обнаружения.

Законодательством предусмотрены случаи, когда по факту совершения лицом противоправного деяния первоначально возбуждается уголовное дело, но впоследствии оно прекращается, при этом в действиях лица содержатся признаки административного правонарушения. В подобных случаях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня принятия решения о прекращении уголовного дела (аналогичным образом исчисляется срок в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела).

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Признаки административного наказания:

Фактическим основанием выступает административное правонарушение;

Применяется специально уполномоченными субъектами;

Реализуется в установленном процессуальном порядке;

Применяется посредством соответствующих мер;

Вызывает наступление определенных правоограничений;

Применяется для достижения определенных целей. Цели административного наказания:

1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);

2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

18.2 Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Дополнительные основания классификации административных наказаний.

По юридическим свойствам: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания могут применяться только в качестве основных.

Административные наказания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

По уровню установления: устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

По характеру правоограничений: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация), меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

По процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры, применяемые только к физическим лицам (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация).

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (назначается судьей).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (назначается судьей).

Лишение специального права – мера, применяемая к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, имеющему специальное право, грубо или систематически нарушающему порядок пользования этим правом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП (назначаются судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Виды специальных прав, которых может быть лишено лицо в порядке применения административного взыскания:

1) право управления транспортным средством;

2) право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;

3) право охоты.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (назначается судьей).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (назначается судьей).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (назначается судьей).

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов, карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (налагается судьей).

18.3. Назначение административного наказания

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:

Личность виновного;

Имущественное положение виновного;

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:

Характер совершенного административного правонарушения;

Имущественное и финансовое положение юридического лица;

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

Совершение административного правонарушения группой лиц;

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Давность привлечения к административной ответственности:

Не позднее двух месяцев со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения;

Не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных предприятий;

Не позднее одного года со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения, влекущего применение административного наказания в виде дисквалификации.

Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности таков. Начало срока:

Со дня совершения административного правонарушения;

Со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении);

Со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).

Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение;

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрены двумя и более статьями КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае административное наказание назначается с учетом следующих правил: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;

При определении административного наказания в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 4.4 КоАП могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Административное наказание - это установленная государ­ством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нару­шенного права.

Административное право, предусматривая основания привле­чения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.

1. Предупреждение - это мера административного наказа­ния, выражающаяся вофициальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совер­шении административного правонарушения лицо.

2.Административный штраф - это принудительное денеж­ное взыскание с виновного в административном правонаруше­нии лица.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - это вид принудитель­ного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расхо­дов на его изъятие иреализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

4.Конфискация орудия или предмета совершения адми­нистративного правонарушения - это принудительное, безвоз­мездное обращение вфедеральную собственность или собствен­ность субъекта Российской Федерации не изъятых из граждан­ского оборота вещей (данный перечень установлен законодатель­ством Российской Федерации). Конфискация производится толь­ко по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

5.Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу. Лишение физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:

а) охотников, для которых охота является основным и за­конным источником средств существования;

б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным зако­нодательством) .

6.Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется втом, что оно не применяется:

а) к беременным женщинам;

б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадца­ти лет;

в) к лицам до восемнадцати лет;

г) к инвалидам первой и второй групп.

д) военнослужащим,

е) гражданам, призванным на военные сборы,

ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7.Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства - это принудительное и контролируемое перемещение толь­ко иностранных граждан или лиц без гражданства через госу­дарственную границу Российской Федерации за ее пределы, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

8.Дисквалификация. Это наказание предусматривает при­нудительное лишение физического лица права занимать руко­водящие должности в исполнительном органе управления юри­дического лица, всовете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться ар­битражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.

9. Административное приостановление деятельности. Данное наказание предусматривает временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывает­ся характер совершенного правонарушения, личность виновно­го и его имущественное положение, обстоятельства, смягчаю­щие или отягчающие административную ответственность, и так далее.

Административное право вводит элемент принципа закон­ности. То есть никто не может нести административную ответ­ственность дважды, за одно и то же административное правона­рушение.

Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении ад­министративного правонарушения лицо должно быть привле­чено к административной ответственности. Общий срок уста­новлен в течение двух месяцев, а за административные право­нарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента соверше­ния административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.