Важнейшей особенностью правовых норм является. Теория государства и права

общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы Н. п. - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-, гражданско-, уголовно-правовые Н. п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМА ПРАВА

общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права.

Среди важнейших черт и особенностей Н.п. следует особо указать следующие.

а) Общий характер Н.п. не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности Н.п. довольно часто бывает различна. В РФ, например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам плицам без гражданства.

6) Выраженность в Н.п. государственной воли. Воля господствующего слоя. группы или класса для того. чтобы воплотиться в Н.п., стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.

в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, Н.п. устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны Н.п. указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.

г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая Н.п. существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.

д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств.

Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что Н.п. реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения.

Н.п. можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая Н.п. предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом Н.п. можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие - это Н.п., предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие Н.п. предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По форме предписания Н.п. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) Н.п. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

В зависимости от целевого назначения Н.п. делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные Н.п. - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные Н.п. регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения (нормы процессуального права).

Н.п. можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые Н.п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования.

В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные общественной организацией по поручению государственного органа) Н.п. По времени действия Н.п. подразделяются на: постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только в пределах определенного промежутка времени).

По кругу лиц, на которых распространяется действие Н.п., они делятся на общие и специальные. К первым относятся Н.п., распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

По степени определенности различают Н.п. бланкетные и отсылочные. Бланкетные Н.п. представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные Н.п. непосредственно указывают на другие Н.п. как на условие своего действия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Тема 11. НОРМЫ ПРАВА

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

- это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах

, статьях нормативных правовых актов.

ЛИТЕРАТУРА

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. X, с. 159-173.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 11.3, с. 118-121.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. XI, 171-179.

* Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности.”

Признаки правовых норм

    Нормативность . Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные си­туации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Норма права предназначе­на для регулирования общественных отношений. Ее содержание составляют так называемые статусные права и обязанности субъектов права, которые за­тем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах и обязанностях.

    Системность . Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с други­ми нормами права, не может регулировать общественные отношения.

    Норма права установлена компетентными государственными органа­ми . В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приня­ты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдель­ных случаях нормы права могут устанавливаться общественными организа­циями

    Общеобязательность . Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государ­ства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это не зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.

    Формальная определенность . Содержание правовых норм со всей опре­деленностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее ус­тановленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества.

    Неперсонифицированность . Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами.

    Неоднократность (многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.

    Реализация норм права при необходимости обеспечивается принуди­тельной силой государства. Ключевым слово здесь является “при необходимости”. То есть речь идет о потенциальной возможности государственного принуждения, а не о принудительном характере правовых норм.

2. Виды правовых норм

По функциям права

Регулятивные нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называютсяобязывающими .

Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы.Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода. Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно-обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое лицо регулируемого отношения.

Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:

По методу правового регулирования

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям. 1

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Императивные нормы , в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с законом».

По степени определенности следует различать :

Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

По отраслям права : нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.

Структура правовой нормы

Структура правовой нормы - это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. И таких структурных элементов всего три:

    Гипотеза - элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

2. Диспозиция - это элемент юридической нормы указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности. В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть, простой.

Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его.

Сложная или описательная диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения.

Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения и участники правоотношений могут следовать одному из них

3. Санкция - это логически завершающий элемент содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение. 2

Простой санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Сложной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального.

Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.Например: ст. 125 «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платой или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

Такое деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой, элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: «если..., то..., иначе...». Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем.

Правовая норма - это исходный элемент, первичная «клеточка» права.

Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Каждая норма права характеризуется четкой структурой . Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начинает действовать.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные , причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной .

Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиция является основным структурным элементом нормы права.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые , относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны). Санкции - это не просто общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.).

Возьмем простейшую норму права и рассмотрим ее по элементам: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Гипотезой является слово «каждый», т.е. данная норма распространяет свое действие абсолютно на всех. Диспозицией является часть, в которой устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в том числе не уничтожать различные места обитания животных. Наконец, последняя часть нормы - санкция - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой правило поведения: он будет предупрежден или оштрафован на указанную в законе сумму.

Виды норм права

Bсе правовые нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды:

1. В зависимости от вида регулируемых общественных отношений нормы делятся на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т.п. Правовые нормы существуют в рамках определенных отраслей права , связаны со сходными нормами и в совокупности регулируют однородные общественные отношения.

2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов .

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомачивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

Большинство правовых норм является нормами неопределенно-длительного времени действия.

5.По кругу субъектов права нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диспозитивные (предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, в них закрепляются права и обязанности участников правоотношений) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).

  • < Назад
  • Вперёд >

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодей-ствий.

Признаки правовых норм :

1) Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят не персонифицированный, а всеобщий характер.

Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

2) Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

3) Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

4) Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

5) Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать, как, например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной кампании 1996 г.

6) Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Структура нормы права — это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если … — то … — иначе … » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

В зависимости от структуры гипотезы бывают:

· ·простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· ·сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· ·альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· ·абстрактными — гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· ·казуистическими — гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция — это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях, определенных в гипотезе. Диспозиция — это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных ак

тивных действий, запрещающих — отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

· простыми — диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ);

· описательными — в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ);

· ссылочными — диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ);

· бланкетными — диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

Санкция — это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений. Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или неблагоприятных последствий

Полные и логические нормы права

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

· если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);

· то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);

· иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция).

Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.


Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

По месту в механизме правового регулирования нормы права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей, связаны с правомерным поведением субъектов.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Они являются основой для возникновения правоотношения.

Регулятивные нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие (дозволяющие ) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Помимо трех вышеуказанных типов, существуют нормы специального действия , которые не являются самостоятельными и направлены на обслуживание регулятивных и охранительных норм.

К ним относятся:

· нормы-дефиниции — содержат определение какой-либо юридической категории;

· оперативные нормы — определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм (нормы о нормах);

· нормы-принципы , устанавливающие правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом;

· нормы-рекомендации — не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями к субъектам права действовать наиболее целесообразным, с точки зрения государства, образом. Несмотря на официально ненормативный характер таких норм, повсеместное, массовое, регулярное использование рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер;

· декларативные нормы - нормы-принципы, нормы, формулирующие задачу;

· коллизионные нормы - нормы, действующие в спорных случаях.

По степени обязательности нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные но рмы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

По характеру регулирования нормы права делятся на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений — юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности — процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

По кругу действия нормы права делятся на общие, конкретные и специальные. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений, конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения, специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

По предмету правового регулирования выделяют нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По степени определенности нормы права делятся на абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Абсолютно-определенные нормы точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон.

Относительно-определенные нормы дают возможность действовать в пределах нормы.

По объему нормы права делятся на простые, сложные, отсылочные и бланкетные.

Простые нормы права — указывается правило поведения без расшифровки его признаков.

Сложные нормы права — дается правило поведения и его признаки.

Отсылочные нормы права - указывается правило поведения и дается отсылка к другой статье данного НПА.

Бланкетные нормы права - указывается, какие правила необходимо исполнять, дается отсылка к специальному нормативному акту (правила техники безопасности, стандарты и т. п.).

В зависимости от органа, издавшего норму, выделяют федеральные нормы, нормы субъектов федерации, нормы органов местного самоуправления, локальные акты.

По времени действия выделяют временные и постоянные нормы права.

Временные нормы права действуют в пределах определенного времени.

Постоянные нормы права действуют до их официальной отмены.

По кругу лиц нормы права делятся на общие и специальные.

Общие нормы права распространяются на всех граждан или юридических лиц.

Специальные нормы права распространяются на определенную категорию