Понятие и виды судопроизводства в рф. Судопроизводство конституционное

- 43.48 Кб

4 См. : ст. 14 ГПК РФ

Эти дела рассматриваются в весьма короткие сроки (15-дневный срок со дня получения протокола и материалов дела). Судья должен вынести постановление по делу не позднее двух месяцев со дня совершения и обнаружения нарушения. Решение судьи может быть обжаловано в вышестоящем суде лицом, в отношении которого ведется дело, а постановление, которое вступило в законную силу, может быть обжаловано прокурором в вышестоящий суд по результатам жалоб и протестов.

Административное судопроизводство на сегодняшний день имеет достаточно точное правовое определение в Кодексе об административных правонарушениях. В КоАП регламентируется судопроизводство по административным делам, которое производиться не только одними судами, но и большим множеством государственных органов, организаций и лиц. Следовательно, правонарушения и споры в области административных отношений в зависимости от их сущности могут рассматриваться в гражданском и арбитражном судопроизводствах, а также и во внесудебном порядке. Но, кстати, это не может соответствовать принципу «осуществления правосудия только судом».

Глава II. Принципы судопроизводства

Принципы судопроизводства – это основополагающие начала для решения задач, стоящих перед правосудием. Также принципы можно рассматривать как закрепленные в Конституции РФ или вытекающие из ее норм правовые идеи, которые определяют всю деятельность судебных органов.

Действие этих принципов по-разному выражается в разных видах судопроизводства: уголовного, конституционного, административного, гражданского. При этом, в уголовном судопроизводстве, принципы действуют не только в судебном разбирательстве, как в трех остальных случаях, но и на предшествующих ему стадиях (например, предварительное следствие)

Принципы судопроизводства можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. По своему естеству, они имеют субъективно-объективный характер. Объективная сторона принципов отражена в нормах различных отраслей законодательства. Принципы отображают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом, например, в уголовном судопроизводстве, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предыдущих ему стадиях (дознание и т.д.)

    Субъективная сторона проявляется в том, что они определенным образом в отражены правосознании отдельных граждан, принципы отражают правовые и нравственные идеи, доминирующие во всем обществе, которые вместе с ним изменяются и развиваются.

  1. Принципы судопроизводства - это руководящие положения, т.е. их обязаны соблюдать как все судебные инстанции, так и лица, участвующие в судебном процессе (адвокат, прокурор, подсудимый, истец и т.д.). Эти же положения соблюдают и законодатели, для того

    чтобы положения в новых законах, не противоречили принципам и всей правовой системе.

  1. Принципы имеют общий характер, потому что закрепляют главные направления в деятельности судебных органов. Помимо этого все они закреплены в законе, например, принцип состязательности закреплен сразу в нескольких нормативно-правовых актах: ст. 12, 79, 190 и др. Конституции РФ, ст. 5 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст.15 Уголовно-процессуального кодекса и т.д. Поэтому принципы должны иметь точные формулировки и общеобязательное соблюдение. Так как принципы закреплены в законе, их несоблюдение является правонарушением, а любое правонарушение влечет за собой соответствующую ответственность.
  2. Наконец, все вместе взятые принципы образуют единую систему основополагающих положений, пронизывающих все содержание правосудия. Хотя каждый принцип отличается по своему содержанию, имеет свое значение, все они вместе тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Каждый принцип является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение принципа законности в сфере правосудия.

Я думаю, что нужно уже закончить классификацию и назвать очевидные, никем неоспариваемые принципы организации и осуществления судопроизводства. К таковыми я отнесла:

  • Принцип законности;
  • Принцип обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия;
  • Принцип обеспечения каждому судебной защиты, прав и свобод;
  • Принцип участия граждан в судопроизводстве;
  • Осуществление правосудия только судом;
  • Принцип открытости судебного заседания (гласность 5 , устность, публичность);
  • Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону;
  • Принцип состязательности и равноправия сторон;
  • Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
  • Принцип презумпции невиновности;
  • Национальный язык судопроизводства.

    Эти принципы основополагающие для всех предписаний законодательства по организации судопроизводства. Без них не может обойтись ни прокурорская, ни судебная, ни следственная практика.

    Если считать, что одной из составных частей правовой системы являются принципы и нормы международного права, то становиться, очевидно, что принципы осуществления правосудия в нашей стране соответствуют международным стандартам. В этом качестве они владеют устойчивостью, относительной стабильностью, и способны при соответствии им правосудия гарантировать гражданам провозглашенные конституцией права и свободы.

______________________________ ___

5 Кроме закрытых судебных заседаний.

§1.Принцип гласности.

Особое значение в судопроизводстве имеет принцип гласности. Этот принцип установлен в ч.1 ст.123 Конституции РФ. Также этот принцип предусматривается в таких процессуальных законодательствах как: ст. 11 АПК, ст. 19 ГПК и ст.241 УПК.

Сущность принципа гласности судебного разбирательства в том, что дела рассматриваются в открытом судебном заседании 6 . Принцип предусматривает полный доступ для обсуждения и ознакомления в зал судебного заседания всех желающих. Каждый гражданин может беспрепятственно войти в зал судебного заседания и находиться там, на протяжении всего слушания дела. Можно сказать, что таким образом, народ контролирует деятельность судебной власти, затрудняет осуществление давления на суд, что гарантирует независимость и подчинение суда только закону, способствует появлению большей ответственности судей за принимаемые ими решения. Также процесс и его результаты могут освещаться в СМИ, также может осуществляться видеосъемка судебного разбирательства, но только если это не помешает судебному процессу.

Из этих главных правил могут быть исключения: В зал судебного заседания на разбирательство уголовного дела, не пускают лиц моложе 16 лет (из чисто педагогических соображений). Также количество лиц, желающих присутствовать на рассмотрении дела в зале суда, может быть ограничено, а все потому что залы для судебных заседаний не обладают достаточной вместимостью. В такой федеральной программе, как «Развитие судебной системы России», говориться, что размещение судов, помещений для судебных разбирательств в таком ужасном состоянии, что это просто ______________________________ ______

6 Гласность – это «одна из черт подлинной демократии – открытая информация о любой общественно-значимой деятельности возможность её широкого обсуждения». (См.: С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. С. 236)

компрометирует правосудие. А у некоторых судов вообще нет помещений. В итоге получается нарушение принципа гласности суда, потому что из-за

отсутствия площади, открытые процессы фактически превращаются в закрытые, к ним просто вынуждено ограничивают доступ 7 .

Присутствующие в зале судебного заседания граждане не должны нарушать установленный порядок и мешать рассмотрению дела. Если же произошло нарушение дисциплины в зале судебного заседания, то к нарушителю принимаются меры, например, за нарушение дисциплины ходе рассмотрения уголовного дела, принимаются меры прописанные с ст. 258 УПК РФ (удаление из зала судебного заседания или взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда 8 ).

В процессуальном законодательстве, основанном на все той же ст. 123 Конституции РФ, предусматриваются такие случаи, когда по обоснованному решению суда, судебные разбирательства проводятся закрыто:

Когда гласность судебного заседания может привести к разглашению государственной или охраняемой законом тайны 9 ;

Если лицо участвует в деле и считает необходимым сохранение коммерческой, служебной или иной тайны (в таком случае подается ходатайство);

Если рассматривается уголовное дело о преступлении, совершенным лицом, не достигшим 16 лет;

При рассмотрении дел о преступлениях против половой неприкосновенности, половой свободы лица, а также по другим причинам, если есть вероятность разглашения интимных сторон жизни, участвующего в судебном заседании;

Если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного процесса, их родственников или других близких лиц.

______________________________ ____

7 См.: Постановление правительства РФ от 20 ноября 2001 г. №805 // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4623.

8 См.: ст.117 УПК РФ.

9 См.: ст. 241 УПК РФ.

Постановление суда о рассмотрении дела закрытом судебном заседании может быть вынесено как для всего судебного заседании, так и только для

определенной его части.

Также в целях обеспечения тайны усыновления дела, относящиеся к такой категории, разбираются в закрытом судебном заседании.

В зависимости от обстоятельств дела, по вышеперечисленным обстоятельствам может быть закрытым либо полностью судебное заседание, либо какая-то его часть. Но все равно, в любом случае рассмотрение дела в суде происходит с соблюдением все процессуальных норм и принципов, а приговор или решение всегда оглашается публично.

Также нужно сказать, что принцип гласности в суде не сможет быть реализован вне двух условий: устности и непосредственности судебного заседания.

Устность означает, что все материалы по делу должны быть оглашены в зале судебного заседания устно, равно как все участники заседании должны выступать устно. Даже просьба подсудимого о приобщении его показаний к материалам дела не освобождает суд от обязанности допросить его. Также и прения сторон проходят обязательно в устной форме. А вот уже все процессуальные действия в обязательном порядке подлежат письменному оформлению.

Под непосредственностью судебного разбирательства предполагается рассмотрение судом всех материалов дела в зале судебного заседания. Кроме этого, судебное заседание должно проходить непрерывно по каждому делу (кроме времени отведенного для отдыха). Разрешение одним судьей сразу нескольких дел категорически не допускается. Все выводы, которые содержатся в приговоре или вынесенном решении, суд обязан делать только на основе доказательств, которые были исследованы непосредственно в зале суда Содержание

Введение……………..………………………………….………………………..3
Глава I. Судопроизводство в РФ……………………………………………..5
§1. Виды судопроизводства: гражданское, административное и
уголовное ………………………………………………………………….7
Глава II. Принципы судопроизводства ………………...……………………...10
§1. Принцип гласности ……………………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………….18

  • Глава III система судов общей юрисдикции § 1. Понятие и основные черты системы судов общей юрисдикции
  • § 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика
  • § 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
  • Глава IV конституционный суд украины § 1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда
  • § 2. Порядок образования, состав и полномочия Конституционного Суда
  • § 3. Производство по делам в Конституционном Суде
  • § 4. Судьи Конституционного Суда, гарантии их деятельности
  • Глава V арбитражные суды украины §1. Задачи, принципы организации и деятельности арбитражного суда
  • § 2. Система арбитражных судов, их состав и полномочия
  • §3. Доарбитражное урегулирование хозяйственных споров. Подведомственность хозяйственных дел и компетенция арбитражных судов по их рассмотрению
  • §4. Правовой статус судьи арбитражного суда
  • Глава VI статус судей украины § 1. Требования, предъявляемые к судьям. Обязанности судей
  • § 2. Назначение и избрание судей
  • § 3. Гарантии независимости судей
  • §4. Высший совет юстиции. Квалификационные комиссии судей. Дисциплинарная ответственность судей
  • Глава VII прокуратура украины §1. Правовые основы деятельности прокуратуры
  • § 2. Система и структура органов прокуратуры
  • §3. Задачи и принципы деятельности, прокуратуры
  • § 4. Основные направления деятельности прокуратуры
  • § 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
  • Глава VIII органы внутренних дел украины § 1. Задачи и функции органов внутренних дел
  • § 2. Система органов внутренних дел
  • § 3. Министерство внутренних дел, его задачи, основные направления деятельности, полномочия и структура
  • § 4. Милиция: понятие, полномочия, структура
  • Глава IX служба безопасности украины § 1. Задачи, система и организация деятельности Службы безопасности Украины
  • § 2. Полномочия Службы безопасности Украины
  • § 3. Кадры Службы безопасности, их правовая и социальная защита
  • § 4. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности Службы безопасности
  • Глава X органы предварительного расследования § 1. Понятие, задачи и виды предварительного расследования
  • § 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
  • § 3. Понятие, задачи и компетенция органов предварительного следствия
  • § 4. Органы предварительного следствия в системе мвд Украины: задачи, принципы деятельности, структура. Полномочия следователя
  • § 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
  • Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия
  • § 2. Управления Министерства юстиции Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе
  • Глава XII нотариат в украине § 1. Понятие нотариата. Нотариус, его права и обязанности
  • § 2. Государственная и частная нотариальная деятельность
  • § 3. Полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий
  • Глава XIII адвокатура украины § 1. Понятие, принципы и организационные формы деятельности адвокатуры. Виды адвокатской деятельности
  • § 2. Профессиональные права и обязанности адвоката
  • § 3. Гарантии адвокатской деятельности
  • § 4. Квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. Дисциплинарная ответственность адвоката
  • Глава XIV органы государственной налоговой службы украины § 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы
  • § 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы
  • § 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия
  • Глава XV особенности полицейских систем зарубежных стран § 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
  • § 2. Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран
  • Рекомендованная литература:
  • § 2. Принципы судопроизводства и их значение

    Рассматривая принципы судопроизводства, следует заметить, что в физическом смысле принцип - это теоретическое обобщение наиболее главного, общего, типичного, что выражает сущность того или иного явления.

    Из самого смысла термина «принцип» вытекает, что принципом правосудия может быть не каждое положение, в какой-то степени отражающее его сущность, а только те из них, которые определяют главные, исходные моменты устройства и, частично, деятельности судебных органов.

    Исходя из изложенного, можно следующим образом определить принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства - это главные, общие положения, выраженные в законе и характеризующие наиболее важные стороны организации и деятельности судебных органов.

    Принципы правосудия делятся на организационные и процессуальные (функциональные).

    Организационные принципы определяют наиболее важные положения, лежащие в основе строения системы судов общей юрисдикции, ее отдельных звеньев и взаимосвязь между ними.

    Процессуальные (функциональные) - характеризуют основные положения деятельности судебных органов по разрешению уголовных и гражданских дел.

    Эти две группы принципов органически связаны между собой. Демократические основы организации судов призваны обеспечить наиболее эффективную их деятельность по борьбе с правонарушениями. Процессуальные принципы правосудия непосредственно вытекают из основ устройства судебных органов и являются как бы их продолжением, реализацией в процессе деятельности.

    Принципы организации и деятельности суда обеспечивают законность и обоснованность приговоров и решений, служат надежной гарантией прав и законных интересов всех лиц, участвующих в гражданском и уголовном судопроизводстве.

    Важнейшим свойством принципов правосудия является их правовой характер. Конкретно они закреплены в ст. 129 Конституции Украины, однако это не исчерпывающий перечень, т.к. отдельно, в ст. 126 определена независимость и неприкосновенность судей - как принцип. Принципы правосудия подробно регламентируются также и в Законе Украины «О судоустройстве Украины».

    Все принципы судопроизводства в своей совокупности образуют стройную систему, в которой каждый из них неразрывно связан друг с другом.

    К основным принципам судопроизводства относятся:

    Законность.

    Осуществление правосудия только судом.

    Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.

    Независимость судей и подчинение их только закону.

    Обеспечение доказанности вины.

    Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.

    Поддержание государственного обвинения в суде прокурором.

    Обеспечение обвиняемому права на защиту.

    Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами.

    Обязательность решений суда.

    Рассмотрим сущность и значение каждого из этих принципов подробно.

    Принцип законности. Законностью принято считать неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Она является универсальным общеправовым принципом в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

    Это общее положение конкретизируется в ст. 126 Конституции Украины, где речь идет о независимости и неприкосновенности судей. Более конкретно оно сформулировано в ст. 7 Закона Украины «О судоустройстве» «Правосудие в Украине, - сказано в ней, - осуществляется в точном соответствии с законодательством Украины».

    Обеспечение осуществления правосудия в точном соответствии с законодательством достигается путем установления многочисленных гарантий законности и обоснованности решений, принимаемых судами при рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел. Такие гарантии содержат не только те нормы законодательства, которые регламентируют порядок и условия проведения судебных заседаний, но и многие другие, в том числе и те, что устанавливают правила досудебной подготовки дел, где проводится, как правило, основная работа по выявлению и собиранию доказательств, а также правила проверки законности и обоснованности принятых решений вышестоящими судебными инстанциями. В конечном счете к числу норм, гарантирующих точное соблюдение законодательства при отправлении правосудия, можно относить большинство гражданских процессуальных норм.

    Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен и в ст. 15 УПК, которая гласит: «Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда». Таким образом, закон ограждает гражданина от возможности применения к нему уголовного наказания каким либо иным государственным органом, кроме суда.

    Применение мер уголовного наказания возможно только в результате рассмотрения дела судом и только в случае признания гражданина виновным в совершении преступления постановлением судом обвинительного приговора.

    Принцип отправления правосудия только судом является руководящим началом не только судоустройства, но и судопроизводства. В деятельности судов обеспечиваются реальные возможности для правильного и справедливого разрешения уголовных и гражданских дел по существу в полном соответствии с законом, на основе установления объективной истины по делу, с соблюдением необходимых процессуальных гарантий прав граждан. Принцип отправления правосудия только судом гарантирует неприкосновенность личности, охрану политических, трудовых, жилищных и имущественных прав граждан. Строжайшее соблюдение и проведение в жизнь этого принципа является одной из важнейших гарантий законности.

    Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Правосудие в Украине осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

    Этот принцип вытекает из равенства граждан Украины во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

    Равенство граждан перед законом и равенство их перед судом - это два тесно между собой связанных правовых положения. Вместе с тем, каждое из них имеет самостоятельное содержание.

    В правосудии равенство граждан перед законом означает, что в отношении всех граждан судом применяются единые материальные законы и процессуальные правила. Правосудие осуществляется в точном соответствии с законом. Закон же для всех граждан един. Он не создает никаких привилегий в зависимости от служебного, социального, имущественного положения и т.д. Законы, применяемые судом, дают равные права и возлагают равные обязанности на граждан. Поэтому каждый гражданин может получить в суде защиту своих законных прав без каких-либо ограничений. Но также, каждый должен нести и ответственность за нарушение своих обязанностей. Никто не может быть освобожден от обязанности соблюдать закон.

    Равенство граждан перед судом означает, что суд, применяя единые для всех законы, ни для кого не может создать привилегий. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется в одном и том же порядке. Все участвующие в правосудии граждане в соответствии с их процессуальным положением имеют одинаковые права и равные обязанности. Каждому из подсудимых, потерпевших, каждому из участников гражданского дела в любом из действующих судов предоставлены равные возможности для защиты своих прав. Кроме того, для всех граждан действуют одни и те же суды, которые определены в законе. Не существуют и не могут быть созданы привилегированные, особые, исключительные суды для каких-либо категорий граждан.

    Равенство граждан перед законом - понятие более широкое, чем равенство их перед судом, ибо первое определяет положение граждан во всех сферах общественной жизни, а равенство их прав перед судом только в области отправления правосудия.

    Независимость судей и подчинение их только закону. Судьи при осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только закону. Этот же принцип закреплен в ст. 12 Закона Украины «О судоустройстве».

    Сущность данного принципа заключается в том, что при решении судебных дел судьи независимы от каких-либо посторонних влияний. Судья решает каждое судебное дело в соответствии со своим внутренним убеждением, подчиняясь только закону.

    Требование о решении судьями уголовного или гражданского дела по их внутреннему убеждению относятся и к оценке доказательств, и к применению закона, и к назначению наказания. Этот принцип является лучшей гарантией законности и объективности выносимых судьями приговоров и решений.

    Данный принцип, во-первых, означает запрет вмешательства незаконным образом в судебную деятельность государственных органов, ведомств, должностных лиц и заинтересованных граждан. Даже вышестоящий суд, включая и Верховный Суд, отменяя приговоры или судебные решения в кассационном или надзорном порядке и направляя дело на новое рассмотрение, не вправе указывать новому составу суда, какой приговор или решение он должен вынести; во-вторых, это требование обращено непосредственно к судьям; они не должны отступать от закона и не могут принимать какие-либо решения вопреки закону, подчиняясь постороннему влиянию.

    Установлены особые условия допустимости привлечения судей к уголовной и административной ответственности. Согласно ст. 62 Закона «О судоустройстве», судьи при исполнении ими обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

    Привлечение судей к дисциплинарной ответственности производится в соответствии с действующим законодательством. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания могут быть нарушения трудовой дисциплины, небрежность в работе или совершение проступков, недостойных звания судьи. Судья не может быть.привлечен к дисциплинарной ответственности за характер вынесенного им по делу решения или приговора.

    Независимость судей гарантируется и в самой судебной деятельности. В законодательстве, регламентирующем порядок рассмотрения дел, закреплены важные положения, обеспечивающие независимость судей. Разбирательство дел во всех судах происходит открыто (за исключением тех, которые в соответствии с законодательством рассматриваются в закрытом заседании), что ставит под контроль общественности независимость судей, затрудняет попытку любого незаконного вмешательства в судебную процедуру. Все участвующие в деле судьи имеют равные права, каждый из них независим и может отстаивать свое мнение в процессе рассмотрения дела.

    Обеспечение доказанности вины. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, до тех пор пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах полученных незаконным путем а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.

    В основе этого прогрессивного принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным, пока иное не будет доказано. Опирается он также на положения весьма авторитетных международных документов в области прав и основных свобод человека. Например, в пункте 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека, сказано: «Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону».

    В уголовно-процессуальном кодексе существуют положения о том, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор суда не может быть основан на предположениях и постановлениях лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого доказана, что не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение виновность оправданного. Из принципа обеспечения доказанности вины вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляются возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого). Недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности.

    Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида правоохранительной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов перед судом, наделенным необходимыми полномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений по существу рассмотренных дел. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда участники рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым способствовать поиску истины, справедливости, обеспечивать законность и обоснованность акта правосудия. При этом суду принадлежит роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом.

    Состязательность - важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализация предполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов.

    Поддержание государственного обвинения в суде прокурором. В ходе разбирательства уголовного дела в суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Это один из наиболее ответственных участков прокурорской деятельности, ибо в суде решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого и о применении к нему меры наказания. Принимая участие в судебном рассмотрении уголовных дел, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния и поддерживая государственное обвинение, он участвует в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Он принимает участие также в судебных прениях по уголовному делу. В своей речи он подводит итог судебному следствию по уголовному делу, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и мере наказания подсудимому. В случае, когда при разбирательстве дела прокурор придет к заключению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.

    Обеспечение обвиняемому права на защиту. В ст. 29 Конституции Украины и ст. 15 Закона Украины «О судоустройстве», сформулирован принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. Его содержание не исчерпывается только правом обвиняемого использовать услуги защитника. Сущность этого принципа раскрывается в процессуальных правах обвиняемого:

    1) праве знать, в чем он обвиняется. Важность этого права определяется тем, что лишь, зная предмет обвинения, обвиняемый может использовать другие его права, организовать свою защиту. Закон с большой последовательностью гарантирует это право. Так, обвиняемый должен быть ознакомлен с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого и его сущность должна быть ему разъяснена;

    2) обвиняемый имеет право давать объяснения по предъявленному обвинению. Это право гарантируется обязанностью лица, производящего дознание, следователя и суда допросить обвиняемого. Надо подчеркнуть, что давать показания - право, а не обязанность обвиняемого. Принуждение его к даче показаний - грубейшее нарушение закона;

    3) обвиняемый имеет право представлять доказательства, заявлять ходатайства, например, о вызове дополнительных свидетелей, производстве очной ставки, приобщение новых документов и т.д. Гарантией этого права является обязанность следователя, лица проводящего дознание, прокурора и суда удовлетворить каждое ходатайство обвиняемого, если обстоятельства, об устранении которых он ходатайствует, могут иметь значение для дела;

    4) немаловажное значение для защиты обвиняемого может иметь его право заявлять отводы следователю, прокурору, составу суда, подавать жалобы на их действия;

    5) обвиняемый является полноправным субъектом важнейшей стадии уголовного судопроизводства - судебного разбирательства (как, впрочем, и других стадий). В суде он вправе выступать с защитительной речью, с последним словом и обжаловать приговор суда в установленном законом порядке;

    6) обвиняемый, также как и другие участники процесса, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, вправе пользоваться родным языком и услугами переводчика.

    Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту находит свое выражение в ряде процессуальных правил.

    Так, лицо производящее дознание, следователь, прокурор, судья и суд обязаны предоставить обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами от предъявленного обвинения.

    Каждому арестованному либо задержанному должно быть немедленно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность, с момента задержания, защищать себя лично, а также пользоваться правовой помощью защитника.

    Существенной гарантией права обвиняемого на защиту является установленная законом норма запрещающая допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с выполнением обязанностей защитника.

    Гласность судебного процесса. Гласность судебного процесса - конституционный принцип, который дает возможность всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это обеспечивает демократизм правосудия: представляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, содействует реализации контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу так и по форме. Кроме того, проведение судебных процессов открыто, в присутствии граждан усиливает воспитательное воздействие судебного разбирательства на подсудимых, ответчиков, свидетелей и других участников процесса, побуждая их более тщательно оценивать свое поведение и с большим вниманием осуществлять в суде права и обязанности.

    Представители средств массовой информации могут освещать ход судебных процессов. Все это создает необходимые гарантии для того, чтобы граждане имели возможность контролировать отправление правосудия судьями.

    Однако закон предусматривает разбирательство дел в закрытом заседании суда, в случае когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Закрытое судебное разбирательство также допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и др..

    Обязательность решений суда. Реализация данного принципа означает, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному исполнению всеми государственными, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории государства в части, их касающейся.

    Отменить или изменить их вправе лишь судебные органы - как правило, вышестоящие судебные инстанции с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, отражающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

    Контрольные вопросы

    Назовите и охарактеризуйте основные признаки правосудия.

    Дайте определение понятия правосудия: покажите, чем оно отличается от других направлений (функций) правоохранительной деятельности.

    Дайте характеристику юридического значения принципов судопроизводства и определите их значение.

    Что означает реализация принципа законности В сфере правосудия?

    Назовите органы, уполномоченные осуществлять правосудие, и объясните, чем было обусловлено провозглашение принципа отправления правосудия только судом.

    В чем сходство и различие равенства граждан перед законом и равенства граждан перед судом?

    В чем суть принципа независимости судей и подчинения их только закону?

    Дайте определение принципа обеспечения доказанности вины (презумпции невиновности) и назовите те положения, которые вытекают из него.

    Что означает состязательность при отправлении правосудия и каково ее значение?

    Как реализуются полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде?

    Назовите правовые акты, обеспечивающие осуществление права на судебную защиту.

    Каковы исходные положения, на которых основано обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.

    Определите значение гласности судебного процесса. Перечислите случаи, когда возможно рассмотрение уголовных и гражданских дел в закрытых судебных заседаниях.

    Как реализуется принцип обязательности решений суда и каково его значение?

    Принципы правосудия - это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.

    Принципы правосудия в РФ

    1. Принцип законности
    2. Принцип справедливости
    3. Принцип осуществления правосудия только судом
    4. Принципы независимости судей
    5. Принцип равенства всех перед судом и законом
    6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту
    7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту
    8. Национальный язык судопроизводства
    9. Принцип состязательности сторон
    10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:
    11. Принцип открытого разбирательства дел:
      • Гласность (кроме тайного заседания всё проговаривается)
      • Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)
    12. Принцип презумпции невиновности
    13. Принципы законности и компетентности суда
    14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
    15. Принцип обязательности судебных решений и судьи

    Принцип законности

    В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

    К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

    Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое «правосудие» не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

    Принцип справедливости

    Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

    Принцип осуществления правосудия только судом

    В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

    Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 8 УПК. В последней по данному принципу сказано следующее: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом».

    Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

    Принцип независимости судей

    Сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам, совести и своей внутренней убежденностью, основанной на исследовании в суде допустимых доказательств. Гарантии независимости судей:

    1. Право на отставку,
    2. Запрет вмешательства в осуществление правосудия,
    3. Судейский иммунитет.

    Принцип равенства всех перед судом

    В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

    Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

    В Конституции РФ закреплено в статье 46 п. 1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

    Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

    Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

    Национальный язык судопроизводства

    Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности, но в Верховных краевых судах и в военных судах судопроизводство проходит только на русском языке.

    Суть принципа:

    • Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке;
    • Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК;
    • Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой.

    Принцип состязательности судопроизводства и равноправия сторон

    Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

    Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

    Принцип открытости судебного заседания

    Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

    Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о преступлениях против половой неприкосновенности, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

    На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

    Принцип презумпции невиновности

    «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» - п. 1 ст. 49 Конституции РФ, п. 1 ст. 14 УПК РФ.

    1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
    2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
    3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

    Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

    Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен.

    Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. «Каждый имеет право, - говорится в ч. 1 ст. 14 этого документа, - при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

    Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

    • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;
    • правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
    • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

    Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

    Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратиться в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.

    Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45, 46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

    Принцип обязательности судебных решений

    Характеристика общественной опасности этого деяния требует уяснения, с одной стороны, того, на чем базируется принцип обязательности судебного решения, что образует его фундамент, а с другой - каким образом препятствие в его реализации наносит ущерб правосудию и велика ли угроза наступления такого ущерба.

    В качестве первого тезиса следует указать, что любое судебное постановление выносится от имени государства и в обязательности исполнения приравнивается к закону. Исполнимость судебного акта основана на совокупности его свойств. Вполне обоснованно утверждение, что последние делятся на внутренние (для определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя: законность, обоснованность и мотивированность (ч. 4 ст. 7 УПК РФ), а для приговора: законность, обоснованность и справедливость (ст. 297 УПК РФ)) и внешние (исключительность, обязательность, законная сила). Развивая эту мысль, резонно предположить, что внутренние свойства обусловливают внешние. Не только юридической, но и моральной основой исполнения судебного акта является то, что этот орган власти неукоснительно соблюдает требования законности и обоснованности при вынесении своих решений.

    Более того, эта основа носит характер правовой презумпции, то есть решение суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено в порядке, установленном законом.

    «Арбитражный суд Российской Федерации» - Количество судебных заседаний, проведенных с использованием видеоконференцсвязи. Реализован в соответствии с Техническими условиями по использованию видеоконференцсвязи (ВКС) в системе арбитражных судов Российской Федерации. Общество «Производственно-коммерческая фирма «Премьера» против Якутской городской Думы.

    «Судебная система» - Ответ на первый вопос как гипотеза. Меньшая фракция касается дел, в которых задействован внешний интерес. 7. 8. Проблема и вопросы. 10. 2. Гипотеза 2. Российское правосудие поделено на две неравные составляющие фракции. Что мы упустили? 12. 11.

    «Судебная система РФ» - Сформировать представление о системе судебной защиты граждан страны. Правосудие в современной России. Обеспечение доказанности вины. Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Обеспечение обвиняемому права на защиту. Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции.

    «Арбитражный суд» - Задачи арбитражных судов в России. В настоящий момент функционирует 82 арбитражных суда субъектов федерации. Содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях. Арбитражный суд выполнил ученик Лицея № 1547 г.Москвы Лопатников Олег. Защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан.

    «Суд» - Факторы, отрицательно влияющие на эффективность конституционного суда. Жалоба в конституционный суд рф. Субъекты обращения в конституционный суд рф. Конституционный суд российской федерации. Граждане Объединения граждан Генеральный прокурор РФ Уполномоченный по правам человека РФ Суд. Критерии приемлемости жалобы.

    Рассматривая принципы судопроизводства, следует заметить, что в физическом смысле принцип - это теоретическое обобщение наиболее главного, общего, типичного, что выражает сущность того или иного явления.

    Из самого смысла термина «принцип» вытекает, что принципом правосудия может быть не каждое положение, в какой-то степени отражающее его сущность, а только те из них, которые определяют главные, исходные моменты устройства и, частично, деятельности судебных органов.

    Исходя из изложенного, можно следующим образом определить принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства - это главные, общие положения, выраженные в законе и характеризующие наиболее важные стороны организации и деятельности судебных органов.

    Принципы правосудия делятся на организационные и процессуальные (функциональные).

    Организационные принципы определяют наиболее важные положения, лежащие в основе строения системы судов общей юрисдикции, ее отдельных звеньев и взаимосвязь между ними.

    Процессуальные (функциональные) - характеризуют основные положения деятельности судебных органов по разрешению уголовных и гражданских дел.

    Эти две группы принципов органически связаны между собой. Демократические основы организации судов призваны обеспечить наиболее эффективную их деятельность по борьбе с правонарушениями. Процессуальные принципы правосудия непосредственно вытекают из основ устройства судебных органов и являются как бы их продолжением, реализацией в процессе деятельности.

    Принципы организации и деятельности суда обеспечивают законность и обоснованность приговоров и решений, служат надежной гарантией прав и законных интересов всех лиц, участвующих в гражданском и уголовном судопроизводстве. Все принципы судопроизводства в своей совокупности образуют стройную систему, в которой каждый из них неразрывно связан друг с другом.

    К основным принципам судопроизводства относятся:

    Законность.

    Осуществление правосудия только судом.

    Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.

    Независимость судей и подчинение их только закону.

    Обеспечение доказанности вины.

    Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.

    Поддержание государственного обвинения в суде прокурором.

    Обеспечение обвиняемому права на защиту.

    Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами.

    Обязательность решений суда.

    Рассмотрим сущность и значение каждого из этих принципов подробно.

    Принцип законности. Законностью принято считать неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Она является универсальным общеправовым принципом в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами РФ.

    Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается. Таким образом, закон ограждает гражданина от возможности применения к нему уголовного наказания каким либо иным государственным органом, кроме суда.

    Применение мер уголовного наказания возможно только в результате рассмотрения дела судом и только в случае признания гражданина виновным в совершении преступления постановлением судом обвинительного приговора.

    Принцип отправления правосудия только судом является руководящим началом не только судоустройства, но и судопроизводства. В деятельности судов обеспечиваются реальные возможности для правильного и справедливого разрешения уголовных и гражданских дел по существу в полном соответствии с законом, на основе установления объективной истины по делу, с соблюдением необходимых процессуальных гарантий прав граждан. Принцип отправления правосудия только судом гарантирует неприкосновенность личности, охрану политических, трудовых, жилищных и имущественных прав граждан. Строжайшее соблюдение и проведение в жизнь этого принципа является одной из важнейших гарантий законности.

    Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Правосудие в РФ осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

    Равенство граждан перед законом и равенство их перед судом - это два тесно между собой связанных правовых положения. Вместе с тем, каждое из них имеет самостоятельное содержание.

    В правосудии равенство граждан перед законом означает, что в отношении всех граждан судом применяются единые материальные законы и процессуальные правила. Правосудие осуществляется в точном соответствии с законом. Закон же для всех граждан един. Он не создает никаких привилегий в зависимости от служебного, социального, имущественного положения и т.д. Законы, применяемые судом, дают равные права и возлагают равные обязанности на граждан. Поэтому каждый гражданин может получить в суде защиту своих законных прав без каких-либо ограничений. Но также, каждый должен нести и ответственность за нарушение своих обязанностей. Никто не может быть освобожден от обязанности соблюдать закон.

    Равенство граждан перед судом означает, что суд, применяя единые для всех законы, ни для кого не может создать привилегий. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется в одном и том же порядке. Все участвующие в правосудии граждане в соответствии с их процессуальным положением имеют одинаковые права и равные обязанности. Каждому из подсудимых, потерпевших, каждому из участников гражданского дела в любом из действующих судов предоставлены равные возможности для защиты своих прав. Кроме того, для всех граждан действуют одни и те же суды, которые определены в законе. Не существуют и не могут быть созданы привилегированные, особые, исключительные суды для каких-либо категорий граждан.

    Равенство граждан перед законом - понятие более широкое, чем равенство их перед судом, ибо первое определяет положение граждан во всех сферах общественной жизни, а равенство их прав перед судом только в области отправления правосудия.

    Независимость судей и подчинение их только закону. Судьи при осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только закону. Сущность данного принципа заключается в том, что при решении судебных дел судьи независимы от каких-либо посторонних влияний. Судья решает каждое судебное дело в соответствии со своим внутренним убеждением, подчиняясь только закону.

    Требование о решении судьями уголовного или гражданского дела по их внутреннему убеждению относятся и к оценке доказательств, и к применению закона, и к назначению наказания. Этот принцип является лучшей гарантией законности и объективности выносимых судьями приговоров и решений.

    Данный принцип, во-первых, означает запрет вмешательства незаконным образом в судебную деятельность государственных органов, ведомств, должностных лиц и заинтересованных граждан. Даже вышестоящий суд, включая и Верховный Суд, отменяя приговоры или судебные решения в кассационном или надзорном порядке и направляя дело на новое рассмотрение, не вправе указывать новому составу суда, какой приговор или решение он должен вынести; во-вторых, это требование обращено непосредственно к судьям; они не должны отступать от закона и не могут принимать какие-либо решения вопреки закону, подчиняясь постороннему влиянию.

    Привлечение судей к дисциплинарной ответственности производится в соответствии с действующим законодательством. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания могут быть нарушения трудовой дисциплины, небрежность в работе или совершение проступков, недостойных звания судьи. Судья не может быть.привлечен к дисциплинарной ответственности за характер вынесенного им по делу решения или приговора.

    Обеспечение доказанности вины. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, до тех пор пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах полученных незаконным путем а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.

    В основе этого прогрессивного принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным, пока иное не будет доказано. Опирается он также на положения весьма авторитетных международных документов в области прав и основных свобод человека.

    В уголовно-процессуальном кодексе существуют положения о том, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор суда не может быть основан на предположениях и постановлениях лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого доказана, что не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение виновность оправданного. Из принципа обеспечения доказанности вины вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляются возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого). Недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности.

    Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида правоохранительной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов перед судом, наделенным необходимыми полномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений по существу рассмотренных дел. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда участники рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым способствовать поиску истины, справедливости, обеспечивать законность и обоснованность акта правосудия. При этом суду принадлежит роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом.

    Состязательность - важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализация предполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов.

    Поддержание государственного обвинения в суде прокурором. В ходе разбирательства уголовного дела в суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Это один из наиболее ответственных участков прокурорской деятельности, ибо в суде решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого и о применении к нему меры наказания. Принимая участие в судебном рассмотрении уголовных дел, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния и поддерживая государственное обвинение, он участвует в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Он принимает участие также в судебных прениях по уголовному делу. В своей речи он подводит итог судебному следствию по уголовному делу, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и мере наказания подсудимому. В случае, когда при разбирательстве дела прокурор придет к заключению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.

    Гласность судебного процесса. Гласность судебного процесса - конституционный принцип, который дает возможность всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это обеспечивает демократизм правосудия: представляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, содействует реализации контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу так и по форме. Кроме того, проведение судебных процессов открыто, в присутствии граждан усиливает воспитательное воздействие судебного разбирательства на подсудимых, ответчиков, свидетелей и других участников процесса, побуждая их более тщательно оценивать свое поведение и с большим вниманием осуществлять в суде права и обязанности.

    Представители средств массовой информации могут освещать ход судебных процессов. Все это создает необходимые гарантии для того, чтобы граждане имели возможность контролировать отправление правосудия судьями.

    Однако закон предусматривает разбирательство дел в закрытом заседании суда, в случае когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Закрытое судебное разбирательство также допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и др..

    Обязательность решений суда. Реализация данного принципа означает, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному исполнению всеми государственными, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории государства в части, их касающейся.

    Отменить или изменить их вправе лишь судебные органы - как правило, вышестоящие судебные инстанции с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, отражающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.