Программы обучения по охране труда по профессиям. Программа ежегодного обучения по ОТ рабочих основных специальностей (12-ти часовая программа) Программа обучения по охране трудаг

Тематический план обучения по охране труда водителя

Номер темы Тема Время изучения темы, час
1 Общие вопросы охраны труда 0,5
2 Законодательство по охране труда 1,0
3 Нормативные документы по охране труда 0,5
4 Организация и управление охраной труда 0,5
5 Обучение работников требованиям охраны труда 1,5
6 Несчастные случаи на производстве 1,0
7 Характеристика условий труда водителя 2,0
8 Требования к организации рабочего места водителя 4,0
9 Требования охраны труда 4,0
10 Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя 3,0
11 Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях 2,0
Итого: 20,0

Программа обучения

Тема 1. Общие вопросы охраны труда

Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».

Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.

Тема 2. Законодательство по охране труда

Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.

Коллективный договор. Содержание коллективного договора. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.

Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов.

Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.

Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

Инструкции по охране труда, обязательные для работников.

Тема 4. Организация и управление охраной труда

Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда

Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.

Обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение работников безопасности труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве

Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве. Действия работника при несчастном случае.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя

Виды работ водителя. Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе водителем. Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе. Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работника.

Тема 8. Требования к организации рабочего места водителя

Водитель обязан внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:

  • техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на состояние шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп-сигнала», указателей поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.

Тема 9. Требования охраны труда

Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, необходимо убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.

Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».

Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.

Водителю не разрешается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
  • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
  • подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!».

При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

Тема 10. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя

В течение всей рабочей смены следует соблюдать режим труда и отдыха.

Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

Для питья следует использовать воду только из питьевых бачков. Использовать другие (случайные) источники не допускается.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

Действия водителя при несчастном случае.

Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ожогах, ушибах и растяжении связок.

Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Правила освобождения пострадавшего, попавшего под действие электрического тока. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Аптечка для оказания первой помощи при несчастных случаях.

Посмотрите самый полный список программ обучения по охране труда, размещенный на сайте ТехДок.ру. На сайте представлено более 100 учебных программ обучения по охране труда по разным профессиям. Для перехода на сайт и ознакомления со списком программ нажмите на кнопку ниже:

Как пользоваться списком программ?

Перейдите на сайт, чтобы выбрать программу обучения по охране труда по профессиям. Для поиска нужной программы нажмите Ctrl+F и введите название профессии. Если не нашли нужную программу, то можете визуально просмотреть список, прокрутив страницу вниз. После выбора программы обучения по охране труда есть возможность ее скачать. Для этого нажмите на название файла с расширением.zip, который находится справа от поля «Имя файла». Файл начнет скачиваться.

Для чего нужна типовая программа обучения по охране труда?

Руководитель любой организации не должен забывать, что помимо своей основной задачи «зарабатывания денег», он также обязан проявлять заботу о своих работниках в части обеспечения безопасности труда. Одним из условий соблюдения безопасности труда является периодическое обучение сотрудников организации, которые имеют отношение к области охраны труда, а также работников предприятия в целом. Согласно законодательству РФ, ответственность за обучение своих работников несет руководитель организации.

Типовая программа обучения по охране труда необходима руководителям предприятий и специалистам по охране труда для проведения обучения по охране труда внутри организации.

Кто должен проходить обучение по программам охраны труда?

Полный перечень лиц, которые должны проходить обучение приведен в .

1. Индивидуальные предприниматели, руководители организаций и их заместители по вопросам охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, а также контроль и технический надзор за проведением работ, педагогические работники образовательных учреждений, которые преподают дисциплины по охране труда, руководители производственной практики обучающихся в области охраны труда, специалисты федеральной, исполнительных и местных органов власти в области охраны труда, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

Выше указанные лица проходят обучение проходят в специализированных учебных центрах при приеме на работу, и далее с периодичностью один раз в три года. Программа обучения по охране труда рассчитана на 40 часов, поэтому обучение проходит достаточно быстро за 1-2 дня. Стоимость такого обучения - минимальна.

2 . Руководители службы охраны, специалисты службы охраны труда, лица, на которые возложены обязанности организации работы по охране труда в компании.

Эти лица дополнительно к обучению, указанному в п.1 , повышают свою квалификацию с периодичностью один раз в пять лет в учебных центрах. Программа по охране труда обычно рассчитана на 72 часа, а стоимость такого обучения в 2-3 раза выше, чем обучение по 40-часовой программе.

3. Специалисты по охране труда без соответствующего профильного образования по охране труда проходят . Обучение проходите один раз. Оно рассчитано на 250 — 600 часов, и представляет собой полноценное обучение с получением диплома по специальности охрана труда.

4. Рабочие предприятия проходят обучение внутри организации. Обучение по охране труда проводят лица, назначенные работодателем, включая специалиста по охране труда. В обучении используют типовые программы обучения по охране труда по профессиям.

Где пройти обучение по программам охраны труда?

Директор ООО «ХХХ»

Н.Н. Начальников

«___» _______ 2011 г.

ПРОГРАММА

ежегодного обучения по охране труда

рабочих основных специальностей

ООО «ХХХ»

(12-часовая программа)

Город Х

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

Общие вопросы охраны труда

Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка. Обязанности рабочих, правила приема и увольнения. Наказания за допущенные нарушения в работе.

Контроль по соблюдению требований безопасности на рабочих местах.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве, по пути на работу и в быту. Порядок расследования аварий и инцидентов.

Порядок рассмотрения трудовых споров. Социальное страхование.

Тема 2

Промышленная санитария

Санитарно-бытовые помещения, их назначение и необходимая потребность. Освещенность и температурный режим.

Вредные производственные факторы на производстве и их влияние на организм человека. ПДК и ПДУ вредных факторов. Расследование профессиональных заболеваний.

Мероприятия по исключению вредных факторов. Средства коллективной и индивидуальной защиты от вредных факторов.

Правила выдачи, ношения и хранения средств индивидуальной защиты. Льготы работников занятых во вредных условиях труда.

Тема 3

Требования безопасности на опасных производственных объектах

Опасные производственные объекты. Меры безопасности при проведении сварочных работ, ремонтных работ, обслуживании грузоподъемных механизмов, объектов котлонадзора и газового надзора.

Организация производственного контроля на опасных производственных объектах.

Тема 4

Общие правила безопасности, обязательные для всех работающих

Правила поведения на территории предприятия. Правила поведения вблизи автомобильных дорог. Порядок передвижения и безопасного производства работ на них.

Организация рабочего места. Состояние ограждений, проходов, блокировок. Требования к инструменту для производства работ.

Погрузочно-разгрузочные работы, ведение работ на высоте.

Электробезопасность. Общие меры безопасности. Защитное заземление и индивидуальные средства защиты в электроустановках.

Требования безопасности при проведении вспомогательных работ, не связанных с основной профессией (аварийные работы, уборка зданий и территорий и др.).

Тема 5

Противопожарные мероприятия

Причины возникновения пожаров. Меры предупреждения пожаров. Средства тушения пожаров. Хранение и переноска легковоспламеняющихся и горючих материалов.

Правила пользования средствами пожаротушения. Планы ликвидации и предупреждения пожаров, планы эвакуации при пожарах.

Тема 6

Оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи при электротравмах, обморожениях, ожогах, кровотечениях, обморочных состояниях и других поражениях организма.

Основные способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца при оказании доврачебной помощи.

Тема 7

Изучение инструкций по охране труда и видам работ

Изучение инструкций в полном объеме. Особенности и специфика безопасного обслуживания оборудования и специальных работ. Порядок допуска к выполнению этих работ.

Виды работ повышенной опасности на данном участке. Прием и сдача смены.

Программу составил:

Инженер по охране труда Б.Б. Крайний

Программа обучения персонала по охране труда – это созданный в рамках образовательной системы документ, который определяет тематику и количество часов для привития обучаемым практических навыков, умений и устойчивых знаний нормативных и правовых документов.

Учебный центр «ПЕРСПЕКТИВА +» предлагает не пилотный проект, а отлаженную перспективную программу обучения рабочего персонала по охране труда, грамотно распределенную по темам, разделам и периодам обучения.

В нашем Учебном центре предлагается пройти обучение по разумной стоимости по программам подготовки:

Обучение по охране труда рабочих, руководителей и специалистов проводится высококвалифицированными преподавателями.

Кто должен проходить обучение

Перечень лиц для прохождения периодического прохождения программы обучения по охране труда по профессиям регламентирован в Постановлении Минтруда от 13.01.2003 № 1/29.

Основные программы

  1. Обучение работников рабочих профессий. Программа обучения по охране труда работников организаций различных форм собственности должна быть пройдена в течение 1 месяца после приема сотрудника на работу либо после перерыва в работе по профессии (виду работ) более 1 года. Периодичность – ежегодно.
  2. Обучение руководителей и специалистов. Подготовка на основе программы обучения по охране труда работников организаций управленческого аппарата проводится в следующих случаях, но не реже 1 раза в 3 года:
    • при поступлении на работу в течение первого месяца;
    • по мере возникновения необходимости;
    • по решению работодателя.
  3. Профессиональная переподготовка. Проводится для специалистов без соответствующего профильного образования по охране труда перед началом выполнения служебных обязанностей по должности.

Что представляет собой типовая программа обучения по охране труда

Это опубликованный Минтрудом РФ 17.05.2004 года документ «Примерная программа обучения по охране труда работников организаций». Предлагаемый документ не носит нормативного характера, но рекомендуется к использованию руководителям предприятий и специалистам по охране труда для составления плана и проведения обучения по охране труда внутри организации.

Правоприменительные характеристики документа основываются на следующих нормативных актах:

  • ТК РФ;
  • ГОСТ 12.0.004-90;
  • постановление Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 года № 1/29.

Типовая программа обучения от Минтруда РФ

Все программы обучения по охране труда по профессиям обязательно основываются на типовой программе обучения от Минтруда, которая состоит из нескольких разделов.

  1. Об основах охраны труда:
    • трудовая деятельность современного человека;
    • ключевые принципы обеспечения охраны труда;
    • ключевые положения трудового права и НПА в сфере охраны труда;
    • аспекты государственного регулирования охраны труда;
    • обязанности работников по соблюдению норм охраны труда, установленные механизмы ответственности сотрудников фирм за несоблюдение соответствующих норм.
  2. Об основах управления охраной труда:
    • обязанности компании-работодателя по созданию безопасных условий труда;
    • управление мотивацией сотрудников, связанной со стремлением к труду в безопасных условиях;
    • обеспечение функционирования системы управления охраной труда;
    • аспекты социального партнерства фирмы и ее сотрудников в сфере охраны труда;
    • спецоценка рабочих мест;
    • составление инструкций по безопасности труда;
    • проведение обучения по безопасности труда и проверка полученных сотрудниками знаний;
    • выплата компенсаций за вредные условия труда;
    • предоставление сотрудникам фирмы средств защиты от воздействия вредных факторов;
    • профилактика профессиональных заболеваний;
    • аспекты документооборота и отчетности в области безопасности труда.
  3. О специальных вопросах охраны труда:
  4. О социальной защите работников, пострадавших на производстве:
    • правовые механизмы компенсации вреда на производстве;
    • социальное страхование работников;
    • порядок расследования инцидентов на производстве;
    • порядок лечения, а также учета профессиональных заболеваний;
    • порядок оказания сотрудниками помощи пострадавшим.

Срок действия обучения по охране труда

  1. Обучение работников рабочих профессий. Срок действия обучения по охране труда простых работников определяется на усмотрение работодателя или уполномоченного лица, но не может быть более 1 года.
  2. Обучение руководителей и специалистов. Срок действия обучения по охране труда этой категории персонала в организациях всех форм собственности составляет 3 года.

Где пройти подготовку

Типовая программа обучения рабочего персонала по охране труда, составленная экспертами Учебного центра «ПЕРСПЕКТИВА +» в Москве, позволяет за установленные сроки привить устойчивые навыки работы по профессии и закрепить у обучаемых необходимые сведения из нормативных и правовых документов. Практичнее своевременно подтвердить или повысить квалификацию своего персонала у нас, чем нести серьезные траты в виде штрафных санкций, накладываемых на предприятие контролирующими органами.

Название программы/курса/профессии Цена от (руб)
ОХРАНА ТРУДА
Охрана труда для руководителей и специалистов 3 000
Охрана труда для руководителей и специалистов служб охраны труда, членов комиссий по проверке знаний 5 000
Проверка знаний по охране труда в сфере ЖКХ 3 000
Проверка знаний по охране труда при погрузочно- разгрузочных работах работах и размезщении грузов 3 000
Проверка знаний по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ 3 000
Проверка знаний по охране труда в строительстве 3 000
Проверка знаний по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок 3 000
Охрана труда при работе на высоте
Обучение по правилам работы на Высоте 1-я группа 3 000
Обучение по правилам работы на Высоте 2-я группа 3 500
Обучение по правилам работы на Высоте 3-я группа 4 000
Скачать весь прайс

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Общие положения

Occupational safety standards system. Organization of training for safety and health at work. General requirements

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

https://yadi.sk/i/cTHkymeKOWThZg

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

2. ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5. Взамен ГОСТ 12.0.004-90.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.

1.2. Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3. Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7.67-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. безопасность технологических процессов и производств: Название учебного курса высшего профессионального образования, включающего сферы охраны труда и безопасности производства.

3.2. инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

3.3. исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.4. младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).

3.5. образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

Примечание - Термин "образование" в обыденном языке часто применяют как краткую форму понятия "система образования".

3.6. образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.

3.7. обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

3.8. обучающийся: Лицо, проходящее обучение безопасности труда.

3.9. обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.

3.10. организатор обучения: Организация или индивидуальный предприниматель, организующие и проводящие обучение, включая проверку знаний: своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

3.11. остаточные знания: Прочно усвоенные знания, остающиеся у обучаемого спустя некоторое время (месяц, год) после завершения процесса обучения и проверки знаний.

3.12. повышение квалификации: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

3.13. подготовка: Краткосрочный вид обучения, не изменяющий уровень образования.

Примечание - В практическом англоязычном дискурсе подготовка эквивалентна термину training, характер обучения которого различен с характером обучения при получении образования (education).

3.14. профессиональная переподготовка: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение законченного комплекса новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

3.15. работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда: Работы в условиях присутствия опасных и (или) вредных производственных факторов с высоким риском травмирования, острого отравления или возможности развития хронического профессионального заболевания, а также работы с повышенной опасностью.

3.16. работы с повышенной опасностью: Работы, выполняющиеся в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, что требует до начала производства этих работ разработать и выполнить дополнительные мероприятия по безопасности для каждой конкретной производственной операции.

Примечания

  1. Употребляется наравне с полностью эквивалентным словосочетанием "работы повышенной опасности".
  2. Работы с повышенной опасностью выполняются по наряду-допуску, что делает все работы, которые по тем или иным правилам безопасности должны выполняться по наряду-допуску, относящимися к работам с повышенной опасностью.

3.17. руководитель: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления и в подчинении которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.

3.18. самозанятое лицо: Человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

3.19. слушатель: Лицо, проходящее обучение и проверку знаний по охране труда в обучающей организации.

3.20. специалист: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.21. стажирующийся: Лицо, проходящее стажировку на рабочем месте.

3.22. техносферная безопасность: Наиболее общее название направления высшего профессионального образования, устанавливаемое национальным законодательством в области образования, включающего сферы охраны труда, безопасности производства, безопасности жизнедеятельности человека и т.п.

3.23. экзаменуемый: Лицо, проходящее проверку знаний по безопасности труда.

4. Общие положения

4.1. Обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения, знаний, умений и навыков выполнения безопасных приемов труда и (или) управления обеспечением безопасности других лиц в процессе их трудовой деятельности.

4.2. Обучение безопасности труда является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и (или) заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В основу системы обучения безопасности труда, а также обучения по охране труда, устанавливаемой настоящим стандартом, положена система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) обучаемых по содержанию, длительности и формам организации обучения с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работающих и производственной деятельности работодателей.

Обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателей, в образовательных организациях и учреждениях, а также при совершенствовании знаний требований безопасности труда в процессе трудовой деятельности, в том числе для самозанятых лиц, занимающихся индивидуальным трудом.

Работающих, совмещающих профессии, обучают безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе, трудовой функции), а при замене временно отсутствующих работников - дополнительно в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).

Студентов и учащихся знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебы, выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе учебно-воспитательных занятий.

4.3. Обучение безопасности труда основывается на принципах всеобщности, массовости, постоянства (периодичности), общедоступности, унификации в целом с дифференциацией применительно к формам и методам обучения, а также к различию конкретных целей и потребностей обучаемых и организатора обучения.

4.4. Обучение безопасности труда включает в себя:

Формирование уважительного отношения к вопросам и требованиям обеспечения безопасности и развитие устойчивой внутренней положительной психологической установки на строгое выполнение требований безопасности;

Повышение информированности и осведомленности в вопросах безопасности труда и безопасного поведения;

Изучение и овладение знаниями и навыками безопасного труда и управления безопасностью в процессе профессионального образования и подготовки/переподготовки;

Отдельное специальное многоуровневое обучение вопросам безопасности труда и производственной деятельности.

4.5. Основными видами обучения безопасности труда являются:

Общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;

  • обучение методам системного управления эффективным обеспечением безопасных и безвредных условий труда, защитой от опасностей и рисков, профилактикой связанных с работой травм и заболеваний, организацией оказания первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

4.6. Основными формами обучения безопасности труда являются:

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • "аудиторное" обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

4.7. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

4.8. Обучение безопасности труда должно следовать за всеми изменениями в трудовых функциях работающего, в условиях труда, в нормативной документации по охране труда и безопасности производства, для чего оно осуществляется в нескольких основных формах:

  • вводное базовое, минимально необходимое для любой трудовой деятельности;
  • первоначальное для данной трудовой функции, минимально необходимое для ее безопасного выполнения;
  • повторное для этой же трудовой функции с целью восстановления необходимого объема знаний при естественном сокращении остаточных знаний;
  • внеочередное для любых изменений условий труда.
5. Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий

5.1. Обучение безопасности труда и безопасности других видов деятельности, включая поведение и учебу, организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательных организациях с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в процессе трудовой и производственной деятельности.

5.2. В дошкольных учреждениях обучаемых знакомят с основами безопасного поведения при проведении различных мероприятий, а также безопасным приемам труда по самообслуживанию в процессе занятий, игр и других видов детской деятельности. С обучаемыми проводят занятия по основным правилам безопасного поведения, дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, а также приглашенными со стороны специалистами в самых разнообразных формах. Проверку усвоенных знаний осуществляют путем устного опроса обучаемых и практических занятий с ними.

5.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований обучаемым прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам безопасности деятельности в процессе изучения учебных дисциплин.

Кроме того, обучение учащихся вопросам безопасности труда проводится в виде инструктажей перед началом всех видов учебной деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественно полезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в школьных и межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.

5.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведения различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также в виде специальных занятий при потребности практической деятельности обучающихся в особых знаниях и навыках по безопасности труда.

5.5. В процессе начального профессионального обучения у будущих рабочих формируют сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах. В процессе обучения учащиеся осваивают отдельный курс или разделы по охране труда в рамках учебных дисциплин профессиональной подготовки с учетом специфики различных профессий, уделяя особое внимание профессиям, связанным с выполнением работ в опасных и (или) неблагоприятных условиях труда.

5.6. Студенты высших и средних профессиональных учебных заведений как будущие руководители и специалисты изучают вопросы безопасности труда и безопасности других видов деятельности в рамках основных программ обучения, а также в форме инструктажей при допуске к учебе и работе за оборудованием учебных классов и научных лабораторий.

Аттестационные дипломные и курсовые работы студентов, связанные с трудовой и (или) производственной деятельностью, должны включать разделы, посвященные вопросам безопасности выполнения работ, охраны труда и безопасности производства.

5.7. Содержание образовательных программ, объем самостоятельно изучаемых курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и безопасности других видов деятельности на всех стадиях образования, зависят от специфики учебного заведения и получаемой специальности (квалификации) и разрабатываются и утверждаются в установленном национальным законодательством порядке.

5.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности студенческой молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие формы организации труда) обучающие образовательные организации проводят специальные занятия по основам трудового законодательства, охраны труда, по требованиям обеспечения безопасности труда при данном виде трудовой деятельности.

5.9. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ.

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

6.1. Обучение безопасности труда работающих лиц проводится, как правило, непосредственно на работе силами и средствами субъекта права - организатора работ, в том числе для работников - силами работодателя, привлекающего при необходимости квалифицированных специалистов и обучающие организации со стороны.

6.2. Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций.

6.3. Вопросы безопасности труда следует включать во все учебные дисциплины, связанные с подготовкой персонала, производством работ, технологией, использованием оборудования и инструмента и т.д.

В программах обучения безопасности труда следует предусматривать теоретическое (знания) и практическое (производство - умения и навыки) обучение.

6.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, цехах, на полигонах, участках, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях, под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах субъекта права - организатора обучения.

6.5. Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

6.6. При подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, обучение безопасности труда следует завершать отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

При подготовке рабочих других профессий проверка знаний требований охраны труда и безопасности выполнения работ может быть совмещена с общим экзаменом по профессии.

6.7. Перечень работ и профессий, по которым проводят специальное обучение безопасности труда, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность этого обучения, порядок проверки знаний и состав экзаменационных комиссий устанавливают решением руководителя предприятия - организатора обучения с учетом требований нормативной документации по согласованию с представителями работников (если они есть), исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

6.8. Работающие, связанные с выполнением работ или обслуживанием опасных производственных объектов, установок, в том числе электроустановок, оборудования, являющегося источником повышенной опасности, иных объектов повышенной опасности, подконтрольных органам государственного надзора, проходят периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами безопасности эксплуатации этих объектов. Перед очередной проверкой знаний с этими лицами организуют занятия и консультации по вопросам проверки знаний.

6.9. Все работающие рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе, к которой предъявляются повышенные требования безопасности труда, - более одного года, проходят обучение безопасности труда до начала самостоятельной работы.

6.10. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, разработанным с учетом требований нормативной документации, согласованным и утвержденным руководителем предприятия - организатора обучения или обучающей организации в установленном национальным законодательством порядке.

6.11. Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляют протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).

6.12. Лицу, получившему неудовлетворительную оценку проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ, повторную проверку назначают не позднее одного месяца. До проведения повторной проверки лицо, получившее неудовлетворительную оценку, к самостоятельной работе не допускается.

6.13. В процессе назначения на должность руководитель или специалист должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

  • с состоянием условий труда и производственной обстановкой во вверенном ему подразделении, на объекте, участке;
  • с состоянием средств защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • с уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в трудовых коллективах, подчиненных данному руководителю;
  • с запланированными мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с должностными обязанностями по охране труда.

6.14. Не позднее одного месяца со дня вступления в должность руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам управления безопасностью труда, входящего в их должностные обязанности. Результаты проверки оформляют протоколом (приложение А, форма А.1). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение (приложение А, форма А.3).

6.15. Руководители и специалисты, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний. До успешной повторной проверки их следует отстранить от исполнения должностных обязанностей.

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

7.1. Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения.

7.2. Для руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц организуют специальные краткосрочные курсы, семинары, тренинги и т.п. по безопасности труда, проводимые обучающими организациями.

7.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой.