Что проверяет региональный государственный экологический надзор. Региональный государственный экологический надзор

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

2. Государственный экологический контроль

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор . Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

2. Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».

Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Должностные лица органов государственного экологического контроляимеют право в установленном порядке :

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необ­ходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Важным видом государственного экологического контроля является экологический мониторинг. Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

Сущностьведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах. Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды.

Сферой производственного экологического контроляслужит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.

С учетом высокой общественной опасности некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям. Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля – важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.

В формируемом правовом механизме взаимодействия общества и природы имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения. Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
  2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
  3. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
  4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:

  • документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

Извлечение
из Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

(в ред. от 05.04.2016)

[…]
5. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение […] применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих , устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение […] применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих , устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами .
[…]

  • разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от стационарных источников;

К СВЕДЕНИЮ

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю .

2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

[…]
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. […]

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору , представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке . […]
[…]

3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:

Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)

[…]
2. Государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.
[…]
7. Государственный реестр состоит из:
а) федерального государственного реестра;
б) региональных государственных реестров.

8. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих […] федеральному государственному экологическому надзору .

9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору .

10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

11. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.
[…]
17. Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме […], которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
[…]

4) в какой орган необходимо будет представлять декларацию о воздействии на окружающую среду с 01.01.2019 (для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории).

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)

[…]
2. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти , в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285
"О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"

В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем , утвержденным настоящим постановлением.

3. В пункте 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625), слова "от 29 октября 2002 г. N 777" заменить словами "от 31 марта 2009 г. N 285".

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4390).

Перечень
объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285)

1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации:

а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;

в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;

г) объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

природные объекты Байкальской природной территории.

2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

3. Объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640.

4. Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.

5. Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689.

6. Объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.

7. Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов.

Установлен новый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Так, федеральному контролю в области охраны окружающей среды подлежат: объекты федеральных энергетических систем, федерального транспорта, путей сообщения, линий связи (включая телекоммуникационные сети); линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству (включая объекты внутренних контролируемых и запретных зон); объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты производства ядовитых веществ и наркотических средств.

Также федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, расположенные на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Не вошли в перечень объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Федеральный экологический контроль осуществляется в отношении объектов, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды, а также объектов, подлежащих федеральному государственному водному и геологическому контролю, государственному земельному и лесному контролю. Кроме того, в перечень включены опасные производственные объекты, негативно воздействующие на окружающую среду.

Списки конкретных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждаются Минприроды России.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426 настоящее постановление признано утратившим силу с 30 июня 2015 г.


Экологический контроль и надзор


Введение


Актуальность темы. Период проведения административной реформы в Российской Федерации в настоящее время связан с тем, что отдельные правовые институты российского права переживают процесс своего нового рождения. Законодательство в экологической сфере постоянно обновляется, но, несмотря на это, проблемы государственного экологического контроля по-прежнему остаются актуальными. Это требует дальнейшего теоретического и практического исследования для создания модели государственного экологического контроля, отвечающей требованиям эффективности его осуществления.

Контрольной деятельности в экологической сфере уделяется значительное внимание, однако, многие проблемы недостаточно исследованы, среди них: административно-правовой механизм функционирования органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль и надзор на территориях субъектов Российской Федерации; проблемы их взаимодействия между собой и с органами местного самоуправления; механизм разграничения объектов экологического контроля между контролирующими органами исполнительной власти на территориях субъектов РФ. До сих пор понятие, сущность и содержание экологического контроля остается предметом дискуссий многих ученых, в т.ч. и юристов.

Можно утверждать, что попытка введения муниципального экологического контроля как правового института не состоялась, и, соответственно, требуются новые законодательные и организационные решения.

Наметившаяся тенденция активизации использования правовых и иных средств в деле защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности общества ставит много новых теоретических и практических вопросов. Особое значение приобретает гармоничное сочетание экономических и экологических интересов граждан и различных государственных и иных организационных структур, гарантом которых выступает государство. Экологическая функция государства действительно является одной из основных и самостоятельных, которая обусловлена стремлением к гармонизации отношений в области взаимодействия общества, государства, природы. Эти отношения требуют научно обоснованного сочетания интересов хозяйственной деятельности общества, сохранения и улучшения.

Актуальность данной темы определяется также и тем, что в настоящее время эффективность государственного экологического контроля значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных (городских) природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др.

Эффективность государственного экологического контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, снижена, по нашему мнению, в связи с существующими противоречиями и несовершенством действующего законодательства. Местные (городские) природоохранные органы действуют только в пределах компетенции органов местного самоуправления, что нередко не согласуется с соответствующими нормативными правовыми актами и программами регионального уровня.

Большое значение в современных условиях приобретает решение не только названной теоретической и практической проблемы, но и поиск путей совершенствования структуры природоохранных органов, оптимизации государственного экологического контроля на территориях субъектов Российской Федерации. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определило его теоретическую и практическую значимость.

Целью работы является:

многоаспектный комплексный анализ проблем государственного экологического контроля.

Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:

исследовать понятие, сущность и содержание экологического контроля;

исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;

исследовать проблемы реализации экологического контроля на территориях субъектов Федерации.


1. Охрана окружающей среды


.1 Взаимодействие общества и природы с окружающей природной средой


Вопросом охраны окружающей среды в нашей стране не уделялось практически никогда должного внимания, лишь в начале 80-х гг. возникло зеленое движение, которое быстро угасло.

·Изучение основ экологического права.

·Осмысление деятельности в плане воздействия на окружающую среду.

На сегодняшний день любое действие человека оказывает воздействие на природу. Задача экологического права заключается в том, чтобы смягчить пагубное воздействие человека на окружающую среду.

В основе экологического права лежит взаимодействие общества и природы. С точки зрения права разграничиваются понятия человека и природы. Человек - это не часть природы. Природа - все, что находится вне общества и имеет естественное происхождение.

Юридическое понятие «Окружающая природная среда».

Нет единства в определении этого явления.

Конституция используют понятие природа и окружающая среда как синонимы, иные НПА разграничивают эти понятия.

ФЗ «Об ООС» формулирует содержание понятия ОС как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Терминология ФЗ:

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Антропогенный объект- то, что создано руками человека для удовлетворения своих потребностей.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный человеком для удовлетворения своих потребностей.

Это не соответствует представлениям, сформулированным в теории экологического права в течении десятилетий. Окружающая среда (как синоним можно использовать окружающая природная среда) - совокупность природных объектов

Окружающая среда - природа, состоящая как из естественных, так и преобразованных человеком экологических систем.

Природный объект - относительно условная правовая категория, использование которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей среды для того, чтобы с позиции права регулировать пользование этим объектом и осуществление правовой охраны. Это атмосферный воздух, озера, реки.

Природный ресурс - совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей. Древесина, энергетический запас воды, земли.

Компоненты ОПС (Ст. 4 признает таковыми):

·земли, недра, почвы,

·поверхностные и подземные воды,

·леса и иная растительность, животных и др. организмы их генетический фонд,

·атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Земля - поверхность земли и ее почвенный слой (в законодательстве нет четкого определения)

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима

Лес - Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Иная растительность - древесно-кустарниковая растительность.

животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;


.2 Экологические отношения

право надзор экологический административный

Отношения между людьми по поводу предметов материального мира, связанные с их использованием.

В зависимости от характера воздействия выделяют четыре группы экологических отношений, которые составляют предмет экологического права.

·Экологические отношения, связанные с охраной окружающей среды в сфере природопользования, т.е. при добыче полезных ископаемых, заготовки древесины. Оформляются путем регламентации прав природопользователей, их обязанностей по охране.

Осуществляются меры по охране окружающей среды в сфере природопользования.

·Права недропользования, водопользования.

·Определяются экологические условия использования природных ресурсов.

·Выявление источников вредного воздействия, учет источников, сброс, выброс и др.

Осуществляется нормирование вредных выбросов и иных воздействий.

·Охрана окружающей среды от негативных воздействий. Речь идет о предотвращении загрязнении от различных воздействий. Устанавливаются нормативы вредного воздействия на окружающую среду.

oХимическое.

oФизическое. Радиационное загрязнение, в результате шума вибрации электромагнитных полей.

oбиологическое. В связи с применением биотехнологий загрязнений окружающей среды вредными микро организмами. Вирусы, бактерии и грибки.

·Отношения по поводу консервативной охраны природы. Охрана наиболее ценных в экологическом плане территорий, запрет использования некоторых природных объектов.

·Отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологические отношения - общественные отношения, возникающие по поводу охраны ОПС в процессе природопользования, охраны ОПС от негативных химических, физических и биологических воздействий, включая отношения по поводу обеспечения экологической безопасности, а так же отношения по консервативной охране природы.

Правовые формы взаимодействия общества и ОПС.

·Правовыми формами взаимодействия в сфере природопользования - право недропользования, лесопользования, водопользования, пользования животным миром, права на земельные участки.

·Правовой формой негативного воздействия на ОПС является регулирование вредных химических, биологических, физических воздействия на природу.

·Вредное воздействие факторов среды обитания на человека - негативное воздействие окружающей среды, измененной человеком.

Методы:

Совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущий нормам права данной отрасли.

·Административно-правовой;

·Гражданско-правовой.

Способы правового регулирования:

·Позитивное обязывание;

·Дозволение;

·Запрещение.

Применяется императивный метод:

·Установление запретов и ограничений на использование природных объектов;

·Установление нормативов антропогенных воздействий на природную среду;

·Выдача лицензий, сертификатов, разрешений.

Особенности:

·Учет законов существования природной среды - целостности, функционирования, развития.

·Учет особенностей природного объекта и его влияния на ОПС.

Виды управления.

1. Общее управление носит территориальный характер. Касается всех юр. и физ.

лиц в пределах территории страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Его осуществляют соответственно Правительство РФ, ОИВ суб-в РФ и ОМС.

2. Специальное управление осуществляют специально уполномоченные на то ГОИВ, для которых реализация соответствующих функций управления является главной задачей. Например, Минприроды России и др. Эти федеральные органы осуществляют практически все функции управления в области охраны окружающей среды.


2. Государственный контроль в области экологии


2.1 Функции государственного управления в области экологического контроля


1) Государственные кадастры в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды . Очень важная функция! Государственные кадастры являются источником информации о качественном и количественном состоянии природных объектов. Их сведения учитываются при осуществлении иных управленческих функций. Выделяются три основных вида кадастров: государственные кадастры природных ресурсов, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и государственный кадастр отходов.

Согласно ст. 70 ЗК существует государственный земельный кадестр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В него включается информация о субъектах прав на земельные участки. Объектами учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок осуществления этой функции регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Сведения используются для государственного и муниципального управления землями; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель; разработки и реализации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Сведения земельного кадастра носят открытый характер, за исключением тех, которые отнесены к категории ограниченного доступа. Порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра определяется Правительством РФ.

Закреплены правовые формы земельно-кадастровой документации: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Ведение земельного кадастра возложено на ФА кадастра объектов недвижимости.

Кроме ГЗК существуют и другие кадастры природных ресурсов:

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Его ведет ФА по недропользованию. Государственный лесной кадастр, ведение осуществляет ФА лесного хозяйства. Государственный водный кадастр - это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных, объектов и водопользователях. Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляет ФА водных ресурсов. Государственный кадастр объектов животного мира.

Ведется также государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. №312.

Закон об отходах производства и потребления (ст. 20) предусматривает необходимость ведения государственного кадастра отходов.

2) Государственный учет и государственная регистрация негативных воздействий на состояние окружающей природной среды их источников и опасных веществ. Эта функция осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Проводится государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников и государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также учет использованных, обезвреженных, размещенных и иных отходов.

Закон об охране атмосферного воздуха предусматривает необходимость ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (ст. 21). + Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников утверждено постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. №373".

Осуществляется также государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Задача учета и контроля - определить количество этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвратить их потери, несанкционированное использование и хищение, иметь информацию о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте (ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

Постановлениями Правительства РФ от 11 октября 1997 г. №1298 утверждены Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, от 10 июля 1998 г. №746 - Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, согласно Закону об отходах производства и потребления (ст. 19), обязаны вести, в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные ФОИВ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; а порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере статистического учета.

Закон о безопасном обращении с пестицидами определяет государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Пестициды или агрохимикаты вносятся в Государственный каталог пестицидов и агрохимиктов, разрешенных к применению на территории РФ.

В целях охраны здоровья человека и окружающей среды осуществляется государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.

Также существует экологическая паспортизация промышленных предприятий. Экологический паспорт промышленного предприятия - это нормативно-технический документ, в который заносятся данные об использовании предприятием природных, вторичных и других ресурсов и о влиянии его производства на окружающую среду, выраженные посредством системы показателей, которые отражают уровень использования предприятием названных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.


2.2 Государственный экологический мониторинг


Осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды (ст. 63 Закона об охране окружающей среды).

Гос. мониторинг - комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов. Включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа России, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Планирование природоохранной деятельности. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Планирование природоохранных мероприятий регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», градостроительным законодательством и, отчасти, Законом о защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Лицензирование в области охраны окружающей природной среды. Требование предусмотрено в Закона об охране окружающей среды. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень: выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также деятельность по обращению с опасными отходами.

Экологический контроль. Проводится в целях обеспечения ОГВ РФ, ОГВ субъектов, ОМС, юр. и физ. лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в данной области, а также обеспечения экологической безопасности. Различают:

Государственный контроль осуществляется ФС по надзору в сфере природопользования и ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Особо следует отметить, что запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов. В ст. 66 Закона об охране окружающей среды закреплены права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Их решения могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в данной области.

Муниципальный контроль на территории муниципального образования осуществляется ОМС или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Реализуется общественными и иными некоммерческими объединениями. Результаты контроля подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.


.3 Система исполнительных органов государственной власти (ИОГВ)


Система ИОГВ, осуществляющих общее управление. К исполнительным органам государственной власти общей компетенции на федеральном уровне относится Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение единой гос-ной политики в области экологии.

На уровне субъектов РФ общее управление в сфере охраны окружающей природной среды осуществляют соответствующие ИОГВ субъектов РФ общей компетенции. Это разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

На местном уровне исполнительно-распорядительную деятельность общего характера в сфере охраны окружающей среды осуществляют ОМС (поселений, муниципальных районов и городских округов) в соответствии с Законом о местном самоуправлении.

Система ИОГВ, осуществляющих специальное управление.

Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по надзору в сфере природопользования, ФА водных ресурсов, ФА лесного хозяйства и ФА по недропользованию. Занимается следующими вопросами:

·геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

·использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

·использование и охрана водных объектов;

·эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

·охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

·особо охраняемые природные территории;

·охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

·охрана атмосферного воздуха;

·обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

·совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важную роль играет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Минздрав России самостоятельно осуществляет правовое регулирование по вопросам курортного дела и санитдрно-эпидемиологического благополучия.

ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Минздрава России. Основными ее функциями являются:

·организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

·предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;

·осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией службы;

·осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

·осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукций, объектов;

·осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Министерство сельского хозяйства России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Минсельхоз России осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ФА по сельскому хозяйству и ФА по рыболовству. Занимается следующими вопросами:

·использование земель сельскохозяйственного назначения;

·изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов;

обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ;

охота и охотничье хозяйство.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основные задачи МЧС России:

·реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

Министерство промышленности и энергетики РФнаделено полномочиями осуществлять правовое регулирование по вопросам государственной политики в области использования атомной энергии, утверждать федеральные нормы и правила, а также иные нормативные документы, регулирующие ядерную и радиационную безопасность, а также техническую безопасность в области использования атомной энергии.

Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).Осн. задачи:

·разработка и реализация мер по осуществлению единой технической политики и регулированию геодезической и картографической деятельности, а также работ в области наименований географических объектов;

·обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан геодезическими и картографическими материалами и данными, достоверной информацией об объектах местности в графической, цифровой, фотографической (в том числе аэрокосмосъемочной) и иных формах, а также информацией о присвоении наименований и переименовании географических объектов и др.

Важную роль играет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Осуществляет:

·обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей природной среды;

·организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа, государственного мониторинга исключительной экономической зоны);

оценка и прогноз изменений климата, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов РФ и субъектов Федерации и др.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Осуществляет:

·государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции;

·государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный экологический контроль);

·контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничным перемещением отходов;

·государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

·контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ;

лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

выдача и аннулирование разрешений и лицензий, в частности на: выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на нее; размещение, захоронение, перемещение, складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и иных опасных отходов; трансграничное перемещение отходов; оборот диких животных,

принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; вывоз из РФ и ввоз в РФ палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций; транзит через территорию РФ ядовитых веществ и веществ.

Федерального агентства по атомной энергии осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оборонного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в указанной сфере. Находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а по вопросам ядерного оборонного комплекса подведомственно Министерству обороны РФ и выполняет следующие основные функции:

·управление системой государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая ведение соответствующих реестров и регистров;

·обеспечение ядерной и радиационной безопасности;

·организация обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

·координация работ по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·организация разработки, производства, испытаний, транспортирования, хранения, утилизации ядерных зарядов и боеприпасов, ядерных энергетических установок военного назначения и ядерных материалов;

·обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·обеспечение деятельности специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства.


Заключение


Не смотря на то, что государство уделяет особое внимание управлению в экологической сфере, ситуация здесь остается неудовлетворительной и сложной. Исправление ее во многом зависит от создания эффективной системы деятельности органов управления в данной сфере, в том числе и в сфере государственного экологического контроля.

Предложения, сделанные различными авторами по оптимизации деятельности органов государственного экологического контроля, основаны на проблеме пересечения и дублирования функций по государственному экологическому контролю между различными звеньями управления.

Авторы как правило предлагает использовать материально-техническую базу и кадровый потенциал местных (городских) природоохранных органов для повышения эффективности государственного экологического контроля на определенных условиях.

Отсутствие правового акта, регулирующего порядок разграничения объектов экологического и природоресурсного контроля на федеральном и региональном уровне приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля органами исполнительной власти различного уровня, что нейтрализует его эффективность. Необходимость принятия такого акта вызвана тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами государственной власти субъектов РФ.

Необходимость принятия такого акта вызвана также и тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор, Ростехнадзор), но и органами государственной власти субъектов РФ. Это приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля различными звеньями управления, что нейтрализует его эффективность. Обосновываются противоречия законодательства в области контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду и выводы, направленные на расширение полномочий по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов РФ.


Список литературы


1.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебное пособие / А.Б. Агапов. - М.: Статут, 2000. - 251 с.

2.Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. 352 с.

.Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. М.: 2001.652 с.

.36. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. Ред. Проф. Д.Н. Бахрах. М.: Изд-во «БЕК», 2007. 330 с.

.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 1999. - 728 с.

.Балашенко С.А., Макарова Т.Н. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебное пособие. Минск: «World Wide Printing», 1999. - 256 с.

.БахрахД.Н. Административная ответственность: Учебное пособие / Д.Н. Бахрах. - М.: Юриспруденция, 1999. 112 с.

.БахрахД.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА-М», 2000. 640 с.

.БахрахД.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., Норма 2004. - 768 с.

.Беляев В.П. Контроль и надзор в российском государстве: монография / науч. ред. А.В. Малько. М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 272 с.

.Боголюбов С.А. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006. - 487 с.

.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 676 с.

.Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2002.

.Дубовик O.JI. Экологическое право. Учебник. 2-ое изд. перераб. и до-полн. М.: Проспект. 2006. 688 с.

.Ерофеев £.В. Экологическое право России. / Учебник. М.: ООО Профобразование. 2002. 719 с.

.Мельников В.П. Исторический опыт создания и функционирования контрольных органов в России // Кадровый контроль в государственной службе. - М.: Изд-во РАГС, 2002.-С. 98-136.

.Ганюхина О.Ю. Экологический контроль правовая мера охраны окружающей среды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2002. №3 (32).

.Тищенко С.В. Муниципальный экологический контроль // Материалы 11-ой межрегиональной научной конференции 14-15 мая 2004 года при Нижегородском филиале Международного юрид. ин-та при МЮ РФ. - Н. Новгород, 2004. С. 118-120.

.Галанов А.С. Административно-правовые меры обеспечения экологической безопасности, применяемые милицией: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. Московская академия МВД России. М., 2001.

.Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.

Общие сведения

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору. На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением. В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Виды проверок

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года. Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы. Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Производственный и общественный экологический надзор

Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно. Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по на предприятии. Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.

Привлечение субъектов к ответственности

В качестве оснований для применения санкций выступают:

  1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
  2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
  3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

  1. Выявление факта нанесения вреда.
  2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
  3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
  4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Специфика нарушений

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину. Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане. К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:


Особо охраняемые местности

К основным видам таких территорий относят:

  1. Природные заповедники и заказники.
  2. Национальные и
  3. Памятники природы.
  4. Ботанические сады.
  5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Атомный надзор

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Важные условия

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования. Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором. Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Дополнительно

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом. Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения. Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.

Заключение

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства.

Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору. Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.