Классификатор чрезвычайных ситуаций рф. Чрезвычайные ситуации: основные понятия, определения, классификация

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ___ ___________ 2014года N____

О классификации чрезвычайных ситуаций


В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Классификацию чрезвычайных ситуаций.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций применяется при:

введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

определении границ зон чрезвычайной ситуации;

выдаче информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций, утвержденная настоящим постановлением, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

4. Порядок учета чрезвычайных ситуаций определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Считать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .

Председатель Правительства
Российской Федерации


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______________2014 года N____

Классификация чрезвычайных ситуаций

1. Чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабам чрезвычайных ситуаций и видам чрезвычайных ситуаций в соответствии с перечнем типовых источников чрезвычайных ситуаций (приложение).

Чрезвычайная ситуация характеризуется следующими показателями:

а) количеством пострадавших, в том числе:

погибших - 5 человек и более,

либо получивших ущерб здоровью (травмированных) - 10 человек и более,

либо нарушением условий жизнедеятельности (санитарно-эпидемиологического благополучия) населения на 24 часа и более на определенной территории, где невозможно проживание людей в связи с возникновением угрозы их жизни и здоровью или повреждением (уничтожением) имущества - у 100 человек и более.

б) материальными потерями (материальным ущербом) более суммы, установленной подпунктом ж) пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 27 июля 2010 года N 225 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

2. По масштабам чрезвычайные ситуации подразделяются на:

а) локальные (объектовые) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории организации (объекта);

б) муниципальные (местные) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального образования;

в) региональные (межмуниципальные) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации и затрагивает территорию двух и более муниципальных образований.

г) федеральные чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории двух и более субъектов Российской Федерации.

3. По видам чрезвычайных ситуаций различают:

чрезвычайные ситуации природного характера;

чрезвычайные ситуации техногенного характера;

Приложение. Перечень типовых источников чрезвычайных ситуаций

Приложение
к классификации
чрезвычайных ситуаций

1) природного характера:

опасные геофизические явления, в том числе:

землетрясения;

извержения вулканов;

другие опасные геофизические явления;

опасные геологические явления, в том числе:

оползни, сели, обвалы, осыпи;

другие опасные геологические явления;

опасные метеорологические явления, в том числе:

очень сильный ветер, ураган, шквал, смерч;

сильный дождь, сильный снегопад, крупный град;

сильный мороз;

аномально жаркая погода;

сход снежных лавин;

другие опасные метеорологические явления;

опасные агрометеорологические явления, в том числе:

заморозки, засуха, суховей, пыльные бури;

другие опасные агрометеорологические явления;

опасные гидрологические явления, в том числе:

половодье, паводок, зажор, затор;

сель;

другие опасные гидрологические явления;

опасные морские гидрометеорологические явления, в том числе:

цунами;

сильное волнение, интенсивный дрейф льдов, обледенение судов;

отрыв прибрежных льдов с людьми на внутренних и внешних водоемах;

другие опасные морские гидрометеорологические явления;

природные пожары;

столкновение крупного метеорита, астероида, кометы или иного небесного тела с Землёй и другие источники.

2) техногенного характера:

крушения грузовых и пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

кораблекрушения грузовых и пассажирских судов;

авиационные катастрофы, в том числе ракетно-космические катастрофы;

катастрофы на федеральных автомобильных трассах с грузовым и пассажирским транспортом;

аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах;

взрывы (внезапное обрушение) в зданиях и сооружениях, в том числе на объектах промышленности, социально-бытового и культурного назначения;

выброс опасных химических, радиоактивных, биологических веществ;

аварии на электроэнергетических системах;

аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе на тепловых сетях в холодное время года;

гидродинамические аварии;

гуманитарная катастрофа (массовое переселение населения из других регионов Российской Федерации и сопредельных государств), связанная с гибелью людей, угрозой их жизни и здоровью в условиях военных конфликтов, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

другие техногенные источники чрезвычайных ситуаций.

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций"


Проект постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций" (далее - проект постановления) разработан в соответствие с п.ж ст.10 федерального закона от 11 ноября 1994 года* N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - закон о защите населения) в целях совершенствования классификации чрезвычайных ситуаций.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 21 декабря 1994 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Положениями проекта постановления устанавливаются:

классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам чрезвычайных ситуаций и по видам чрезвычайных ситуаций;

область применения классификации чрезвычайных ситуаций;

порядок учета чрезвычайных ситуаций;

перечень типовых источников чрезвычайных ситуаций.

Проектом постановления предусматривается:

установление показателей чрезвычайной ситуации;

конкретизация понятия "пострадавшие в чрезвычайной ситуации", включающее количество погибших от воздействия источников чрезвычайных ситуаций, получивших ущерб здоровью (травмированных) в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций, либо нарушением условий жизнедеятельности (санитарно-эпидемиологического благополучия);

отмена необходимости корректировки размера материального ущерба от чрезвычайных ситуаций в связи с возможными изменениями экономической обстановки в стране;

отмена понятий "чрезвычайная ситуация межрегионального характера" и "чрезвычайная ситуация межмуниципального характера" как не в полной мере соответствующих требованиям закона о защите населения и уровням реагирования, определенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" .

Количественные показатели числа погибших от воздействия источников чрезвычайных ситуаций, получивших ущерб здоровью (травмированных) в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций, соответствуют подходам, которые формировались с начала 90-х годов, имеют многолетнюю практику применения в статистической отчетности, а также приводятся в аналогичных контекстах в других нормативных правовых актах.

Так, 5 человек погибших является критическим показателем, установленном в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст.229) при определении особых условий расследования групповых несчастных случаев, причинами которых часто является воздействие источников чрезвычайных ситуаций.

Понятие "нарушений условий жизнедеятельности" применяется в формулировке п.3 ст.2 федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" . Количественный подход при оценке количества пострадавших (100 человек и более) установлен на основании среднемноголетних значений количества пострадавших при ЧС в пересчете на одну ЧС и соответствует среднему количеству жителей одного пятиэтажного четырех подъездного дома.

Принятие постановления позволит:

конкретизировать процедуру принятия решения руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

повысить эффективность реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе применения классификации чрезвычайных ситуаций для установления соответствующих уровней реагирования, определения границ зон чрезвычайных ситуаций, предоставления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

упорядочить учет чрезвычайных ситуаций и предоставление статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях.

Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В дополнение, необходимо отметить, что на происшествия, не попадающие под данную классификацию, как чрезвычайные ситуации, оперативное реагирование сил и средств РСЧС будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми документами как на угрозу возможной чрезвычайной ситуации.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Единый портал раскрытия информации
о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов
нормативных правовых актов и результатах
их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 20.11.2014

Лекция № 2

Классификация чрезвычайных ситуаций

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Это определение служит базовым при решении вопросов классификации ЧС природного и техногенного характера, являющейся важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Мы же рассмотрим бесконфликтные ЧС - техногенного, экологического и природного характера. Они могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой. площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

Так вот, по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия. жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб. составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы, квартиры. Объектовые ограничиваются пределами производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований).

К местной - относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняются их силами, средствами и другими ресурсами.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., по не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0.5 млн.. но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько областей (краев, республик) или экономических районов. Для ликвидации их последствий нужны объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил, средств и ресурсов.

К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи.

К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.), с быстро (пожары, выброс газообразных СДЯВ гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.), умеренно (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.) и медленно распространяющейся опасностью (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.).

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ниже приводится базовая классификация ЧС, практически используемая в Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Для удобства пользования ею все ЧС имеют определенную нумерацию: однопозиционными номерами обозначены их группы, двухпозиционными - типы, а нижний уровень - виды.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1.1. Транспортные аварии (катастрофы):

аварии товарных поездов;

аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

аварии речных и морских грузовых судов;

аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов:

авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);

аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;

аварии на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы, угроза взрывов:

пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

пожары (взрывы) на транспорте;

пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах;

обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;

утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

1.3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ:

аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

аварии с химическими боеприпасами; утрата источников ХОВ.

1.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

аварии на АС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;

аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

утрата радиоактивных источников

1.5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ:

аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

утрата БОВ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

обрушение элементов транспортных коммуникаций;

обрушение производственных зданий и сооружений;

обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

1.7. Аварии на электроэнергетических системах:

аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

1.8. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:

аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях:

аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии:

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений:

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка;

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Геофизические опасные явления:

землетрясения;

извержение вулканов.

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

обвалы, осыпи;

склоновый смыв;

просадка лессовых пород;

просадка (провал) земной поверхности в результате карста;

абразия, эрозия;

пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

бури (9-11 баллов):

ураганы (12-15 баллов):

смерчи, торнадо;

вертикальные вихри;

крупный град;

сильный дождь (ливень);

сильный снегопад;

сильный гололед;

сильный мороз;

сильная метель;

сильная жара;

сильный туман;

заморозки.

Морские гидрологические опасные явления:

тропические циклоны (тайфуны);

сильное волнение (5 баллов и более);

сильное колебание уровня моря;

сильный тягун в портах;

ранний ледяной покров и припай;

напор льдов, интенсивный дрейф льдов;

непроходимый (труднопроходимый) лед;

обледенение судов и портовых сооружений;

отрыв прибрежных льдов.

Гидрологические опасные явления:

высокие уровни воды (наводнения);

половодье;

дождевые паводки;

заторы и зажоры;

ветровые нагоны;

низкие уровни воды;

ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках.

Гидрогеологические опасные явления:

низкие уровни грунтовых вод;

высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары:

лесные пожары;

пожары степных и хлебных массивов;

торфяные пожары;

подземные пожары горючих ископаемых.

Инфекционная заболеваемость людей:

групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;

эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний:

эпидемия;

пандемия;

инфекционные заболевания людей не выявленной этиологии.

2.9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

энзоотии;

эпизоотии;

панзоотии;

инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этиологии.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

прогрессирующая эпифитотия;

панфитотия;

болезни сельскохозяйственных растений не выявленной этиологии;

массовое распространение вредителей растений.

Чрезвычайные ситуации экологического характера

3.1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;

кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;

критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

3.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;

температурные инверсии над городами;

"кислородный" голод в городах;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

образование обширной зоны кислотных осадков;

разрушение озонного слоя атмосферы;

значительное изменение прозрачности атмосферы

3.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной (вакационной) деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

3.4. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния биосферы:

исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий среды обитания;

гибель растительности на обширной территории;

резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;

массовая гибель животных.

Данная классификация не является совершенной. Так в ней установлено 3 параллельных слабо связанных критерия: по ущербу, по количеству пострадавших, по территории, охваченной ЧС Приоритетного критерия не указано. Так, пожар на электрической подстанции в Козульке 21 октября 1996 года по территории является местной, по количеству людей с нарушенными условиями жизнедеятельности - федеральной, по ущербу - территориальной чрезвычайной ситуацией.

Еще хотелось бы остановиться на классификации космических катастроф, которая в нормативных документах (как в отечественных, так и в зарубежных), регламентирующих вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях, в случае воздействия на Землю космических объектов не отражена.

Классификация космических катастроф и их возможные последствия

Различают два типа космических катастроф: ударно-столкновительная (УСК) , когда не разрушенные в атмосфере части КО сталкиваются с поверхностью Земли, образуя на ней кратеры, и воздушно-взрывная (ВВК) , при которой объект полностью разрушается в атмосфере. Возможны и комбинированные катастрофы. Примером УСК может служить Аризонский метеоритный кратер диаметром 1,2 км, образовавшийся около 50 тыс. лет назад вследствие падения железного метеорита массой 10 тыс. т, а ВВК - тунгусская катастрофа (метеорит диаметром 50 м полностью распылился в атмосфере), Последствия катастроф, возникающих при воздействии на Землю космических объектов, могут быть следующие:

природно-климатические - возникновение эффекта ядерной зимы, нарушение климатического и экологического баланса, эрозия почвы, необратимые и обратимые воздействия на флору и фауну, загазованность атмосферы окислами азота, обильные кислотные дожди, разрушение озонного слоя атмосферы, массовые пожары; гибель и поражение людей;

экономические - разрушение объектов экономики, инженерных сооружений и коммуникаций, в том числе разрушение и повреждение транспортных магистралей;

культурно-исторические - разрушение культурно-исторических ценностей;

политические - возможное осложнение международной обстановки, связанной с миграцией населения из мест катастрофы, и ослабление отдельных государств.

Поражающие факторы в результате воздействия КО

Поражающие факторы и их энергетика в каждом конкретном случае зависят от вида катастрофы, а также от места падения космического объекта, Они в значительной степени схожи с поражающими факторами, характерными для ядерного оружия (за исключением радиологических). Назовем их.

Ударная волна:

воздушная - вызывает разрушения зданий и сооружений, коммуникаций, линий связи, повреждения транспортных магистралей, поражения людей, флоры и фауны;

в воде - разрушения и повреждения гидросооружений, надводных и подводных судов, частичные поражения морской флоры и фауны (в месте катастрофы), а также стихийные природные явления (цунами), приводящие к разрушениям в прибрежных районах;

в грунте - явления, аналогичные землетрясениям (разрушения зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, линий связи, транспортных магистралей, гибель и поражения людей, флоры и фауны).

Световое излучение приводит к уничтожению материальных ценностей, возникновению различных атмосферно-климатических эффектов, гибели и поражению людей, флоры и фауны.

Электромагнитный импульс оказывает воздействие на электрическую и электронную аппаратуру, повреждает системы связи, теле- и радиовещания и др.

Атмосферное электричество - последствия поражающего фактора аналогичны воздействию молний.

Отравляющие вещества - это возникновение загазованности атмосферы в районе катастрофы в основном окислами азота и его ядовитыми соединениями.

Аэрозольное загрязнение атмосферы - эффект этого подобен пыльным бурям, а при больших масштабах катастрофы может привести к изменению климатических условий на Земле.

Вторичные поражающие факторы появляются в результате разрушения атомных электростанций, плотин, химических заводов, складов различного назначения, хранилищ радиоактивных отходов и т.п.

Литература

Положение “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” // Гражданская защита. 1996. № 12. С. 62 - 63.

Алимов Р., Дмитриев Е., Яковлев В. Космические катастрофы; надеяться на лучшее, готовиться к худшему // Гражданская защита. 1996. № 1. С. 90 - 92.

Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. 1996. № 1. С. 86 - 89.

Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 1094О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” // Российская газета. № 182. 24.09.96.

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
"О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

С изменениями и дополнениями от:

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст 4563).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1

2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Вместо классификации, ранее введенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, устанавливается новая классификация чрезвычайных ситуаций.

Классификация предусматривает в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размера ущерба чрезвычайные ситуации: локального характера (не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.); муниципального характера (не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших - не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн. руб.); межмуниципального характера (затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогичен критериям предшествующей ситуации); регионального характера (не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.; межрегионального характера (затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен региональной); федерального характера (количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн. руб.).

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1 . По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.


Рис. 1. Классификация ЧС природного характера



Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера



Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера


2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3 . Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

1) локальные;

2) местные;

3) территориальные;

4) региональные;

5) федеральные;

6) трансграничные.

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются – организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной – силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера - те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера - те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС - события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

    внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

    внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Источники чрезвычайных ситуаций

Источниками возникновения ЧС могут быть опасные природные явления, техногенные происшествия, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, а также современные средства поражения.

По причине возникновения источники ЧС подразделяют на три группы: природные, антропогенные и смешанные.

Природные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в результате разного рода возмущений в естественной среде обитания человека и подразделяются: на геолого-геофизические, гидрометеорологические, аэрометеорологические, биологические.

Геолого-геофизические источники ЧС возникают в результате возмущения внутри и на поверхности земной коры. К ним относятся: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины, пыльные бури и т.п.

Гидрометеорологические источники ЧС формируются в гидросфере. Это, прежде всего, циклоны, цунами, штормы, наводнения и т.п.

Аэрометеорологические источники ЧС возникают вследствие возмущений в нижних слоях атмосферы. К ним относятся: ураганы, бури, смерчи, ливни, снегопады и т.п.

Биологические источники ЧС - это особо опасные инфекционные заболевания и массовые отравления людей, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных и растений, массовое распространение вредителей и т.п.

Антропогенные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в искусственной среде обитания, созданной человеком, и подразделяются на две группы: техногенные и социальные.

К техногенным источникам ЧС относятся, прежде всего, пожары, аварии на радиационно и химически опасных объектах, транспорте, инженерных сетях, гидротехнических и других объектах жизнеобеспечения.

Социальные источники ЧС включают в себя вооруженные столкновения на почве межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов; терроризм, преступность, наркоманию и т.п.

Смешанные источники чрезвычайных ситуаций

Обусловлены активным антропогенным воздействием на окружающую среду, под влиянием которого возникают новые или усиленно развиваются существующие природные источники ЧС. К ним относятся источники ЧС, связанные с изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, вследствие негативного воздействия человека на биосферу и др.