Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности. Земли специального назначения Состав земель специального назначения

ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ,

ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ

И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Статья 88. Земли промышленности

1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.

3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Статья 89. Земли энергетики

1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 90. Земли транспорта

1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

1. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 93. Земли обороны и безопасности

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

5.1. Допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 настоящей статьи, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.

7. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Возникновение прав на землю

  1. Особенности правового регулирования возникновения прав на землю

Отношения по поводу возникновения/прекращения прав на землю – отношения, связанные с оборотом ЗУ, основное назначение которого – постоянное перераспределение земельных ресурсов в обществе.

Виды отношений по возникновению прав на землю:

    В результате которых одно лицо передает другому всю совокупность юридического господства над землей. – отношения по отчуждению ЗУ.

    Опосредующие переход другому лицу отдельных правомочий собственника.

    Отношения, связанные с изменением правового титула ЗУ – сопутствующие обороту ЗУ.

Особенности правового регулирования отношений по возникновению прав на землю

    Влияние правового статуса землевладельца на форму использования ЗУ

    Законодательное требование одновременного перехода прав на ЗУ и недвижимость на нем, если недвижимость и земельный участок принадлежат на праве собственности одному лицу (ст. 35, 36 ЗК)

    Возникновение прав на ЗУ подлежит гос. регистрации (ст. 26 ЗК)

Исключения: право аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования ЗУ сроком менее, чем на 1 год.

    Основание возникновения права на землю (самое распространенное): договор (к-п, аренда)

Ст. 37 ЗК – особенности к-п ЗУ

    Особенности приобретения прав на земельные участки, находящиеся в гос/мун собственности

    Особенности предоставления ЗУ для строительства

Возникновение прав на землю

    Особенности правового регулирования возникновения прав на землю

Отношения по поводу возникновения и прекращения прав на землю – отношения, связанные с оборотом ЗУ, назначение которого – постоянное перераспределение земельных ресурсов в обществе.

Виды отношений по возникновению и прекращению прав на землю:

    Отношения, в результате которых одно лицо передает другому всю совокупность юридического господства над землей (по отчуждению ЗУ ).

    Отношения, опосредующие переход другому лицу отдельных правомочий собственника.

    Отношения, связанные с изменением правового титула ЗУ (отношение, сопутствующее обороту ЗУ).

Особенности правового регулирования отношений по возникновению прав на землю:

Влияние правового статуса землевладельца на форму использования ЗУ

З\д требование одновременного перехода прав на ЗУ и недвижимость на нём, если недвижимость и ЗУ принадлежат на праве собственности одному лицу (ст.35, 36 ЗК РФ).

Ст.26 ЗК РФ возникновение прав на ЗУ подлежит гос. регистрации, за искл. возникновения права аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования ЗУ сроком менее чем на 1 год .

Самое распространенное основание возникновения права на ЗУ – договор (аренды \ к-п)

Ст. 37 ЗК РФ устанавливает особенности к-п ЗУ

    Особенности приобретения прав на ЗУ, находящиеся в государственной \ муниципальной собственности.

    Особенности предоставления ЗУ для строительства

Плата за землю. Оценка земли

    Земельный налог

Ст.10 ЗК Формы платы: земельный налог, арендная плата

Гл. 31 Налогового кодекса с 01.01.05г «земельный налог»

Местный

Ежегодный

На основании акта законодательного органа МО. (Решение Хабаровской горДумы от 23.11.04г № 571 «Об утверждении положения о местных налогах на территории городского округа «город Хабаровск»)

Полномочия ОМСУ:

    Определяют налоговые ставки в пределах установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Субъекты:

    Организации и ФЛ, обладающие ЗУ на праве собственности

    Лица, обладающие на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения

Постановление Пленума ВАС от 23.07.09г № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»

Обязанность уплаты налога возникает с момента гос.регистрации перечисленных прав на ЗУ, а прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий ЗУ. По данным ед.гос.реестра прав определяются плательщики зем.налога.

Если отсутствует в реестре соответствующая информация, налогоплательщики определяются на основании гос.актов, свидетельств и др. док-в, удостоверяющих их права на землю и выданных лицам до вступления в силу закона о гос. регистрации.

Объект налогообложения: ЗУ, расположенные в пределах МО, на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

База исчисления налога – кадастровая стоимость ЗУ по состоянию на 1.01 года, являющегося налоговым периода

Информация о кадастровой стоимости должна быть опубликована на офиц стоимости ФС – РосКадастр.

Размер налога зависит от статуса налогоплательщика.

Если плательщики ИП, организации – самостоятельно определяют налоговую базу, т.е. они обязаны самостоятельно обратиться в РосКадастр, а потом самостоятельно рассчитать размер налога. Предоставляет налоговую декларацию не позднее 01.01 года, когда он должен заплатить налог.

Статья 384. Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения.

Льготная ставка – 0,3% от кадаст стоимости ЗУ (жил.фонд, для с/х нужд)

Базовая ставка – 1,5%

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

    Арендная плата

    Порядок установления арендной платы зависит от того, в чье собственности находится ЗУ

Если ЧС – размер определяется в соответствии ГК – по соглашению сторон в договоре аренды. Размер – существенное условие договора

Если участок в гос/мун собственности – порядок определения размера аренды определяются по принадлежности земель.

Размер аренды определяется:

    в твердой сумме, периодически

    доля от продукции, получаемой на ЗУ

    выполнение арендатором услуг в пользу арендодателя

    предоставление определенной вещи в пользование/аренду

    затраты на улучшение ЗУ

    смешанная форма

может меняться не чаще раза в год.

Не пользование участком не освобождает от налога.

В отношении не разграниченных ЗУ – устанавливается на уровне СРФ

    постановление пленума ВАС от 24.03.05 №11

    Оценка земли

1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

    В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

База определения налога

ПП от??.??.03г. № 316 правила проведении гос. кадастровой оценки земли

Для проведения кад.оценки привлекаются спец.оценщики и ЮЛ. При проведении оценки они основываются ФЗ о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для гос/мун нужд.

Кадастровая оценка Не реже 1 раза в 5 лет.

3 способа кадастровой оценки:

Правовой режим земель особо охраняемых территорий (ООТ)

    Понятие и состав земель ООТ

    Понятие и состав земель ООТ

Впервые выделена в России – 90 гг.(до этого входило в пром, транспорт и т.п. спец.тер.; далее – земли рекреационного назначения)

Основы правового режима – гл.17 ЗК РФ (ст.94-100)

Ст. 94 Земли ООТ - земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Основные черты правового режима ООТ:

      особо ценное природное \ социальное значение земель;

      преобладает охранительный аспект;

      полностью \ частично изъяты из хозяйственного использования;

      изъяты (не могут предоставляться в частную собственность и объектами гр.оборота) \ ограничены в обороте (не могут предоставляться в частн.собств., за искл.сл. по ФЗ);

      находятся преимущественно в публичной собственности (могут приадлежать частным лицам в сл., предусмотренных з\д);

      нередко ограничивают правовой режим смежных с ними ЗУ. На прилегающих территориях часто создаются охранные зоны, либо округи со специальным режимом хозяйства.

П.2 ст. 94 К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Правительство РФ, ОИВСРФ, ОМСУ имеют право устанавливать иные виды земель ООТ (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

По значению ЗООТ подразделяются:

Федерального

Регионального

Местного значения

    Правовой режим особо охраняемых природных территорий

ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

ЗК ст.95-96

К землям особо охраняемых природных территорий относятся:

Земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных,

Государственных природных заказников,

Памятников природы,

Национальных парков,

Природных парков,

Дендрологических парков,

Ботанических садов,

Территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

1) Назначение - обеспечение сохранности природных комплексов и отдельных природных объектов. Поэтому на этих землях, за искл. территорий традиционного природопользования и лечебных местностей и курортов, запрещается деятельность, не связанная с их сохранением и изучением.

2) Изменение целевого назначения ЗУ или прекращение прав на землю, для нужд, противоречащих целевому назначению, не допускается.

3) Земли, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками - изъяты из оборота, остальные – ограничены в обороте.

4) В целях защиты от неблагоприятного антропогенного воздействия на прилегающих ЗУ могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хоз. деятельности.

В обязательном порядке охраняемые зоны устанавливаются для заповедников, памятников природы, национальных парков и природных парков. Для остальных видов ООПТ создание таких зон и округов необязательно.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

5) Для создания новых или расширения существующих ООПТ ОГВС РФ могут принимать решения о резервировании земель, которые в будущем предполагаются объявить ООПТ. Такое решение является основанием для ограничения хоз.деят. на этих ЗУ и последующего изъятия таких земель, в том числе путем выкупа.

6) Исключительно в федеральной собственности могут находится заповедники и национальные парки.

В федеральной \ региональной собственности могут находится заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Традиционного природопользования и курорты - фед.\рег.\мест.собств.

7) На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

    Правовой режим иных особо охраняемых территорий

Учебные вопросы:
1. Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
2. Земли промышленности.
3. Земли энергетики.
4. Земли транспорта.
5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.
6. Земли для обеспечения космической деятельности.
7. Земли обороны и безопасности.

1. Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуа - тации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.

2. Земли промышленности
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий поселений.
Наиболее важные признаки земель промышленности состоят в том, что они расположены вне территорий населенных пунктов и обслуживают производственные, административно-хозяйственные и жилищностроительные нужды промышленных предприятий.

3. Земли энергетики
Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.
Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

4. Земли транспорта
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

6. Земли для обеспечения космической деятельности
Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

7. Земли обороны и безопасности
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Основная литература:

1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
5. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
6. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.

Дополнительная литература:

1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и состав земель промышленности и иного специального назначения.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель.
3. Элементы и принципы правого режима земель промышленности иного специального назначения.
4. Правовой режим земель транспорта, понятие и характеристика.
5. Правовой режим земель энергетики, понятие и характеристика.

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 87 ЗК РФ

Статья 87 ЗК РФ. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (действующая редакция)

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 87 ЗК РФ

1. Несмотря на то что земли разного назначения и правового режима включены ЗК РФ в одну категорию, определенную данной главой, все земли этой категории имеют некоторые общие юридически значимые особенности. Данные земли являются прежде всего территорией, базой размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Они являются основным ресурсом производства или научных исследований, либо служат размещению транспортных систем, либо являются территорией обеспечения особых функций государства.

Настоящей статьей установлены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 ЗК РФ. При этом как данная статья, так и иные статьи комментируемой главы исходят из того, что земли должны принадлежать одной категории, с тем чтобы избежать пересечения правового режима использования земель разных категорий, когда одни нормативные требования накладываются на требования, установленные для земельных участков иного целевого назначения, создавая противоречие. Так, данной статьей определено, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне границ населенного пункта. Это означает, что на земельные участки, занятые промышленными, энергетическими и иными объектами, которые бы вне населенного пункта создавали предпосылки для отнесения земель под ними к категории, установленной гл. XVI ЗК РФ, статьи данной главы не распространяются. Напротив, на такие земли распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.

2. Назначение земель рассматриваемой категории накладывает особый отпечаток на правовые условия реализации правомочий на земельные участки. При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы. Кроме того, утверждение данного положения объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Разумеется, нормы об обороте земельных участков как недвижимых вещей дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но установленная возможность заранее обеспечить территории для запланированного развития предприятия или размещения оборонных объектов также немаловажна для принятия государственно значимых решений.

Каждый из видов использования, приведенных комментируемой статьей и указанных в перечне п. 2 статьи, не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования. К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. Перечень видов использования земель указанной категории является открытым.

Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.

3. Согласно п. 3 данной статьи в состав земель данной категории входят охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Однако заметим, что включение охранных зон в состав земель промышленности и иного специального назначения вызывает затруднения. Прежде всего это связано с тем, что создание охранной зоны не требует формирования специального земельного участка. Если же охранная зона оказывается в границах земельного участка иной категории (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и др.), объявить такую зону принадлежащей к землям промышленности и иного специального назначения не представляется возможным.

Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы.

Общее назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер.

Установление зоны и контроль за соблюдением ее режима - действия, относящиеся, в зависимости от компетенции, к полномочиям органов государственной власти или органов местного самоуправления. На пользователей земельных участков возлагаются обязанности по соблюдению режима зоны.

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17-10795, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 27, 39.16, 39.20, 87 , 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пунктом 13 статьи 4, статьей 28, частью 2 статьи 32 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества...

  • +Еще...

    Территория страны разделена на условные зоны, каждой из которых определена своя категория землепользования. Если на территории располагаются объекты промышленного назначения, инженерные коммуникации, газопровод или иные трубопроводы, то такие земли относятся к категории земель специального назначения. Узнайте подробнее, на какие виды делятся земли специального применения.

    На законодательном уровне к землям специального назначения относят территорию, на которой располагаются следующие объекты, возведенные для осуществления и поддержки работоспособности технических конструкций:

    • Промышленных сооружений;
    • Объектов радиовещания;
    • Строений телевещания;
    • ЛЭП и накопительные энергоресурсы;
    • Коммуникации связи;
    • Транспортные узлы и магистрали.

    Основные нормы по использованию и определению состава специальных земель написаны в Земельном кодексе РФ, отдельных нормативных актах и законах РФ.

    Отдельно стоит упомянуть, что земли специального назначения разграничиваются на отдельные виды в зависимости от того, объекты какой отрасли располагаются на указанных территориях:

    • Земли производственного сектора;
    • Земли связи и коммуникации аналогового и цифрового типа;
    • Земли для реализации космических мирных и военных задач;
    • Земли транспорта и логистики;
    • Земли электроэнергетики;
    • Земли для обеспечения обороны страны и безопасности границ;
    • Земли специального назначения иного типа.

    Для указанных земель определенного назначения формируется особый правовой режим применения и использования самих земель особого назначения и объектов, возведенных на их территории.

    Особый режим управления создается для того, чтобы оградить и обезопасить частных лиц от посягательства на земли регионального, государственного и военного значения, включая объекты на них. Такие земли применяются строго для целевого назначения.

    Запомните, что земли особого назначения вынесены за пределы земель поселения, располагаются далеко от мест проживания граждан. Учтите, что сами земли указанного назначения и объекты на них могут являться составной частью территории муниципалитета, регионального субъекта или федеральной собственности.

    Учтите особенность земель особого назначения, которые выделены для промышленных объектов и строительства предприятий. Такие земли могут быть переданы из ведения государства в безвозмездное применение для осуществления сельскохозяйственной деятельности, выращивания скота и производства мяса, молока, для иных производственных целей.

    Состав земель специального назначения

    Отдельно изучите все вариации целевого назначения земель специального назначения. Земли для возведения промышленных объектов и ведения указанной деятельности – чаще всего такие земли применяются для обеспечения условий, помогающих осуществлять непрерывно функционирование объектов промышленности. Для промышленных целей указанный вид земель применяется только в том случае, если эти участки земли не изъяты из оборота.

    К промышленным территориям, которые изымаются из оборота, относятся следующие:

    • Земли с расположенными объектами атомной отрасли промышленности;
    • Земли с захоронением, хранением, применением радиоактивных веществ и их отходов;
    • Земли, на которых осуществляется разработка наркотических веществ для фармакологии;
    • Земли, которые отдельными нормативными актами прикреплены к закрытым территориальным образованиям и административным единицам;
    • Земли, на которых осуществляется производство особого вида вооружения массового поражения.

    Любой вид земель, отведенных под промышленные цели, постоянно разрушается техногенным воздействием промышленных объектов. Поэтому обязательно осуществляйте работы по охране и восстановлению целостности земель промышленного назначения.

    Существуют отдельные нормы в законах и подзаконных актах, которые регламентируют порядок рекультивации земель и их охраны.

    Поймите, что в зависимости от рода деятельности, который осуществляют пользователи земель особого промышленного назначения, определяются условия применения ресурсов территории.

    Например, для регулирования вопросов разведки, промышленной добычи полезных ископаемых в недрах земельного фонда существует особый закон о недропользовании. В рамках этого закона установлены правила выделения земель под разработку недр, перечень допустимых видов эксплуатирования таких земель и способы восстановления свойств земельного участка после разработки земельных ресурсов.

    В отношении промышленных объектов нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности разработаны комплексные нормативно-правовые акты, которые всесторонне регулируют все варианты деятельности указанного типа.

    Территории санитарно-защитного контроля. Чтобы снизить нагрузку на земли промышленного назначения, которая возникает в результате эксплуатации объектов промышленности, вводятся специальные санитарно-защитные территории. Целью их создания является осуществление деятельности по снижению уровня биологического, химического или иного негативного воздействия на окружающую среду.

    Особенности санитарных зон, их размеры и назначение формируются в специальных нормативных документах, которые называются нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Для разного класса специальных санитарных территорий предусмотрены различные размеры защитных зон:

    • Для объектов промышленности 1 класса размер санитарной зоны не должен быть менее 1000 метров;
    • Для объектов 2 класса – не менее 500 метров;
    • Для объектов 3 класса – не менее 300 метров;
    • Для объектов 4 класса – от ста метров и больше;
    • Для объектов 5 класса – не меньше 50 метров до границы объекта.

    Запомните, что внутри территории, выделенной под санитарно-защитную зону, запрещено следующее:

    • Возведение строений жилого назначения постоянного или временного проживания;
    • Размещение рекреационных ресурсов, которые разрешено применять по назначению;
    • Создание зон отдыха;
    • Выделение земли под дачные, садово-огородные участки;
    • Строительство лечебных учреждений.

    Разрешено возводить помещения и здания административного характера и для осуществления деятельности промышленного объекта, его обслуживания в период эксплуатации.

    Земли, отведенные под инфраструктуру транспортной отрасли промышленности, для строительства объектов, помогающих осуществлять деятельность следующих типов транспорта:

    • Автомобильного;
    • Железнодорожного;
    • Воздушного;
    • Морского;
    • Любого иного вида, который будет указан в специальных нормативных актах.

    Отдельно изучите земли, выделенные под инфраструктуру железнодорожного транспорта.

    Земли такого типа могут включать в свой состав следующие категории железнодорожного транспорта:

    • Участки земли для укладки железнодорожных путей сообщения и необходимых объектов для их функционирования;
    • Земли для сооружений, зданий и строений, которые применяются при эксплуатации железнодорожного сообщения. К ним относятся вокзалы, станции, депо, ремонтные строения, тупики, развязки полотна;
    • Специальные охранные зоны, которые могут применять граждане для получения услуг железнодорожной отрасли и осуществлять обслуживание всех указанной деятельности. К таким территориям относят те участки земельного массива, на которых располагаются склады для хранения специальных объектов железнодорожной отрасли, заправочные станции, грузовые площадки.

    В соответствии с законодательством выделяются специальные зоны отвода, расположенные с обеих сторон от железнодорожного полотна. На этой территории допускается возводить лесополосы для защиты почвы от выдувания, ЛЭП, станции, источники и линии связи.

    Такие территории, получившие статус отводов, могут быть переданы в эксплуатацию физическим и юридическим лицам на правах аренды для следующей деятельности:

    • Для осуществления сельскохозяйственных работ;
    • Для осуществления складирования и временного хранения грузов;
    • Для оказания услуг пассажирам;
    • Для иных целей, которые не могут навредить использованию железнодорожного полотна по прямому назначению.

    Земли, отведенные для обеспечения автомобильного сообщения. Знайте, что земли такого назначения применяются для возведения автомобильных дорог, трасс, магистралей. Кроме этого, применяются для формирования придорожной полосы на всей протяженности автомобильной дороги.

    В аналогии с землями под объекты железнодорожного транспорта отводные зоны и придорожные полосы, расположенные вокруг автомобильных дорог, могут передаваться на правах аренды частным лицам и организациям. Чаще всего на территории таких отводных полос возводят службы и сервисы дорожного ремонта, автомобильного ремонта.

    Запомните, что запрещено осуществлять на территории придорожных зон:

    • Возводить помещения для осуществления деятельности, не связанной с автомобильной тематикой;
    • Обработка земли, рубка деревьев, покос трав, выгон животных;
    • Установка объектов рекламы с нарушением технических регламентов;
    • Возведение любых информационных щитов, не связанных по тематике с безопасностью дорожного движения.

    Участки земельного массива, относящиеся к указанным землям, передаются гражданам с целью размещения объектов дорожного строительства на основе общественного или частного сервитута.

    Учтите, что такие территории земли находятся в ведении профильных организаций, поэтому предоставляются в аренду строго для использования по назначению, а не для свободного применения.

    Поймите, что в случае предоставления около дорожной территории в сервитут, происходит временное предоставление права организациям осуществлять строительные работы, обеспечивать пропуск транспортных средств по предоставленной территории только на период проведения технических работ дорожного полотна. Условия применения участка земли описываются в договоре о предоставлении сервитута.

    Земли, предназначенные для применения водного и морского транспорта, определяются законом в качестве конкретных участков территории для:

    • Планирования, возведения и эксплуатации искусственных путей водного сообщения;
    • Сооружения стационарных строений и объектов, основной целью которых является обеспечение функционирования системы водного и морского сообщения. К таким строениям относятся порты, станции, причалы, грузовые пирсы;
    • Формирования и оборудования участков береговой территории.

    На основании данных Водного кодекса России существует принцип планирования и использования водных и морских путей сообщения, который заключается в создании береговых полос. Участки земли, которые разделяют сушу и водную поверхность на всей длине участка, применяемого для водного транспортного сообщения.

    Береговая линия на границах водной территории является общественным местом и предназначена для пользования гражданами.

    Базовая норма размера береговой территории составляет 20 метров, исключением является береговая полоса, располагающаяся вдоль рек и каналов, длина которых меньше 10 километров. Для таких водных артерий существует норма участка береговой линии в размере 5 метров.

    Территория вдоль береговой полосы не подлежит приватизации или иному виду перехода государственной собственности в частную. Знайте, что береговая территория, расположенная вдоль водных путей внутри страны, имеет приоритетное значение, заключающееся в обеспечении судоходства и сплава грузов по рекам. При этом такие территории вдоль берегов должны быть расположены вне территорий поселений.

    Земли, выделенные для объектов и инфраструктуры воздушного сообщения, применяются для возведения аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, аэровокзалов. Кроме этого, учтите, что на территории воздушного транспорта допускается возводить объекты недвижимого имущества, которые позволяют осуществлять эксплуатацию территории по назначению, и помогают удовлетворять нужды пассажиров.

    Территории, которые применяются для прокладывания нефтепровода и газопровода, имеют определенные ограничения к размещению разных объектов:

    • Недопустимо возводить здания и высотные строения;
    • Конструкции и сооружения технического назначения, которые располагаются в санитарно-защитной зоне данной категории землепользования;
    • Любые конструкции, которые предполагается разместить ближе минимально разрешенного расстояния до объектов нефтепровода и газопровода.

    Законодательно устанавливают санитарно-охранные территории, которые призваны обеспечить правильное использование целевых объектов:

    • При транспортировке по трубопроводу газа, нефтяного сырья, продуктов нефтепереработки выделяют защитную зону в размере 50 метров в обе стороны от оси трубопровода, вне зависимости от диаметра трубы;
    • Для транспортировки сжиженного газа и бензинов нормы увеличены до 100 метров в обе стороны от оси трубопровода;
    • Для формирования территории, применяемой для размещения нефтеносного оборудования, газораспределительного, для хранения продуктов данной категории добычи в резервуарах, для систем сжижения и хранения сжиженного газа, применяется норма расстояния до ближайшего объекта в 100 метров от самого выпирающего элемента конструкций;
    • Для систем подачи газа высокого давления предусматривается охранная зона в размере 125 метров в обе стороны от оси трубопровода.

    Учтите, что проведение трубопроводов по территории, на которой уже были размещены частные участки земли сельскохозяйственного назначения, не предусматривает изъятие таких территорий земли. Использовать частникам землю по назначению разрешается, но для этого изучите специальный регламент обработки земельного участка, расположенного в непосредственной близости к объектам трубопровода в нефтяной и газовой области.

    Существуют строгие запреты на виды деятельности, которые недопустимы в пределах охранных зон указанных видов трубопроводов:

    • Строить или реконструировать, сносить или достраивать здания или сооружения;
    • Проводить любые работы в отношении инфраструктурных объектов;
    • Самопроизвольно врезаться в газопровод;
    • Рыть ямы и погреба для хранения овощей;
    • Осуществлять удобрение почвы.

    К землям энергетического комплекса относятся участки земельного массива, на которых возводятся сооружения, необходимые для осуществления эксплуатации энергетических объектов и мощностей. К такому типу земель относятся территории с располагающимися на них федеральными объектами, связанными с ядерной программой развития энергетики страны, объекты энергетического назначения.

    Знайте, что пользоваться территорией, на которой располагаются объекты энергетики, могут только государственные организации.

    Имейте в виду, что на территории указанного типа могут быть возведены следующие объекты:

    • Атомные и гидроэлектростанции и комплексы;
    • Ядерные реакторы;
    • Тепловые системы электростанций;
    • Энергетические подстанции;
    • Иные сооружения, призванные обеспечить функционирование объектов энергетики в пределах выделенной зоны.

    Управление землями специального назначения

    Имейте в виду, что земли специального назначения применяются для объектов промышленности, производства, формирования транспортных магистралей и путей сообщения.

    К правообладателям необходимо отнести:

    • Физические лица;
    • Организации;
    • Федеральное правительство;
    • Региональное правительство;
    • Фонды местного и регионального значения;
    • Различные ведомства и муниципалитеты.

    Чтобы обустроить объект военного назначения, обычно не изымают землю у собственника. В случае объявления военного положения земли просто изымаются в порядке реквизирования для поддержания обороноспособности страны.

    Для обеспечения актуальной информации о стоимости земельного участка, раз в 5 лет проводят кадастровую переоценку стоимости земельного участка.

    Учтите, что всегда проводится государственный контроль над состоянием земель специального назначения, так как функционирование объектов, расположенных на этих территориях, наносит вред окружающей среде. Экологический контроль необходимо осуществлять над всеми землями, если обнаружены признаки загрязнения, пользователь земель специального назначения обязуется рекультивировать землю по необходимости.

    Если пользователь осуществляет неустановленную целевым назначением деятельность в отношении участка земли, то в его отношении устанавливаются штрафные санкции.

    Знайте, что участки земли с объектами или видами деятельности, которые опасны для жизни человека, находятся исключительно в ведении государства. Такая территория не может быть передана в частное использование. Такие земли являются изъятыми из оборота земель.

    Поймите, что особенностью таких земель является возможность на уровне законодательства определить защитные полосы, санитарные зоны, охранные территории, отводные полозы, дорожные полосы.

    Перевод земель специального назначения в другую категорию

    Чаще всего переход земель в категорию специальной территории происходит из состава земель сельскохозяйственного назначения. Особенность такого процесса заключается в том, что необходимо доказать факт истощения земельного ресурса на территории сельхоз назначения.

    Знайте, что аграрной ценности земли промышленного назначения не имеют, перевести земли из одной категории в другую не составляет труда.

    Чтобы перевести земли из категории промышленной территории в земли другого назначения, нужно учесть следующие факторы:

    • Допускается проводить подготовку к смене категории земли после проведенного процесса рекультивации и восстановления загрязненных земель после технической эксплуатации земельного участка;
    • Утвердить смену категории землепользования допускается только в случае подтверждения фактов восстановления свойств земли. Допускается в случае присутствия ходатайства от муниципалитета об общественной значимости той территории, в отношении которой осуществляется смена категории применения.

    Следующим образом осуществляется переход земель из категории в категорию:

    • Инициатор перевода категории земли в иную форму подает соответствующее заявление в полномочный орган, в котором указывает кадастровый номер;
    • К заявлению обязательно нужно приложить следующие документы:
      • Правоустанавливающие документы;
      • Кадастровый паспорт;
      • Сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
      • Обязательное заключение экспертов экологического контроля;
      • Письменное согласие собственника на смену категории землепользования в отношении конкретного участка.

    Уполномоченные органы принимают решение в отношении участка и смены категории землепользования. После положительного решения осуществляется постановка участка на кадастровый учет. Это становится моментом смены категории земли специального назначения на другую категорию.

    Делая вывод, поймите, что в последние годы государство предпринимает ряд изменений в законодательстве о землепользовании, о возможностях смены категорий землепользования в зависимости от потребностей пользователей земли.

    Приоритетными становятся мероприятия по рекультивации земель, по охране и восстановлению не только земель специального назначения, но и иных категорий. В случае нарушения закона к пользователям применяются серьезные административные санкции.

    Землями промышленности иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов Российской Федерации.

    Земли специального назначения неоднородны и включают совокупность субкатегорий:

    1. земли промышленности;
    2. земли энергетики;
    3. земли транспорта;
    4. земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
    5. земли для обеспечения космической деятельности;
    6. земли обороны и безопасности;
    7. земли иного специального назначения.

    Земли промышленности и иного специального назначения это, как правило земли несельскохозяйственные, худшего качества, с более низкой кадастровой стоимостью.

    Признаки земель специального назначения:

    1. Выполняют функцию пространственного базиса: земли предназначенные для расположения объектов, не предназначенные для сельскохозяйственного использования, следовательно земля менее плодородная. Могут предоставляться в безвозмездное пользование.
    2. В пространственном отношении находятся за границами населенного пункта. Не представляет собой сплошного массива земель.
    3. Как правило, субъектами прав на землю данной категории является юр. лица, индивидуальные предприниматели, но могут и физические лица (служебный земельный надел).
    4. Земельные участки предоставляются из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании специальных нормативных актов или в соответствии с утвержденной проектно технической документацией.
    5. Перевод этих земель в другую категорию осуществляется без ограничения. Есть два исключения: 1. Разрушенные, загрязненные, застроенные сооружениями, которые подлежат сносу земли, переводятся в другую категорию при наличии утвержденного проекта рекультивации. 2. Если земельные участки с нарушенным почвенным слоем, то перевод в другую категорию допускается только после восстановления в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
    6. Как правило, на смежных земельных участках устанавливаются зоны с особыми условиями использования.

    Цели установления таких зон:

    1. Обеспечение экологической безопасности населения.
    2. Обеспечение нормального режима функционирования земель.

    Земельные участки между марта у правообладателя, но правообладатель обязан выполнять правила безопасности.

    Правовой режим земель специального назначения установленный нормами права, порядок дорожного поведения, направленных на обеспечение рационального использования земель, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций промышленности и иного специального назначения и эффективную эксплуатацию их объектов.