Зачем нужен сервитут для определения категории земли. Когда можно установить сервитут? Основания для установления

27.06.2018, Сашка Букашка

Сервитут - это официальное разрешение на ограниченное пользование определенным участком земли, которое выдается третьему лицу (заявителю) для обеспечения собственных нужд. Право собственности на землю дает возможность полностью ограничить доступ третьих лиц на свою территорию. Однако такое ограничение можно обойти. Для этого потребуется оформить специальный юридический документ. О том, что такое сервитут земельного участка простым языком, расскажем в нашей статье.

Что такое сервитут

Что такое сервитут на земельный участок простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд. Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ.

Важно отметить, что получить такое разрешение можно двумя способами:

  • заключив соглашение с собственником;
  • добившись разрешения через суд.

Однако в обоих случаях документ придется зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости. В противном случае он считается ничтожным (то есть недействительным).

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) - это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем. То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно. Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

ВАЖНО! Собственник земли, которая подлежит обременению, имеет полное право требовать платы за предоставление возможности пользоваться его землей. Для определения периодичности и размера выплат потребуется составить исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Виды сервитутов по земельному законодательству

Законодатели определили несколько действующих видов документального разрешения на ограниченное использование частных и государственных земель. Так, например, официальные разрешения принято классифицировать на частные и публичные, а также на срочные и постоянные. Теперь рассмотрим каждый из видов подробнее.

Частный сервитут на земельный участок оформляется между физическими лицами. То есть один гражданин получает возможность использовать земучасток другого лица. Условия предоставления определяются путем переговоров, а достигнутые соглашения регистрируются в госорганах. Если же собственник земли не желает идти на компромисс, то получить разрешение можно через соответствующую судебную инстанцию. Однако перед обращением в суд необходимо реально оценить ситуацию и просчитать все возможные пути решения возникшей проблемы. В ином случае суд откажет в выдаче разрешительного документа.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в ином порядке. Это право закрепляется специальным законом либо иным нормативно-правовым актом соответствующего органа власти (федерального, регионального или муниципального уровней). Ключевое значение публичных разрешений - это возможность решения государственных и муниципальных задач без постоянного или временного занятия частных земель. Например, для ремонта коммунальных сетей, прогона сельскохозяйственного скота, прохода строительной техники, установки специальных знаков, проведения изыскательных исследований и прочих нужд.

Отметим, что публичный сервитут можно оспорить. То есть если установит, что его права и свободы нарушены (например, обеспечить госнужды можно через другие участки), то суд может отменить установление публичного сервитута на земельный участок.

Не стоит забывать, что при оформлении публичного обременения на землю собственник вправе истребовать соответствующую плату с органа государственной власти, который утвердит данное ограничение. Для назначения выплат придется обратиться в суд. Однако плату назначат только при существенном обременении. Например, если использовать участок по назначению уже нельзя (скажем, там проложили ЛЭП и теперь уже ничего не посадить).

Срочные и постоянные разрешения классифицируют по сроку действия. То есть постоянное право выдается без какого-либо временного ограничения, а срочное оформляется на конкретный период времени.

— это право ограниченного пользования чужим имуществом, участком. Обычно он устанавливается, когда требуется использование земельной территории третьими лицами. Введение ограничения происходит только при крайней необходимости.

Для определения понятия сервитута для чайников и более простого объяснения, что это такое, можно использовать в качестве примера следующую ситуацию: требуется к реке через конкретный участок, т.к. другого пути к воде нет.

На участке выделяется территория для прохода. Собственник также может выдвинуть требования по ограничению пересечения его территории только в определенное время суток, что тоже входит в понятие сервитута.

Другим примером может выступать прокладывание газопровода, которым пользоваться будут и собственники обремененных участков. На проведенный газопровод должен быть обязательно отмечен.

Кроме того, данное обременение может быть следующих типов:

  • водный;

Городской сервитут заключается на участки с построенными строениями и зданиями. Они устанавливаются либо для того, чтобы разрешить совершать какие либо действия с объектами, либо для того, чтобы запретить.

Пример городского сервитута:

  • запрет на возведения зданий большой высоты, для того чтобы не загораживать соседнюю постройку;
  • разрешение использования одного строения для подпорки другого.

Сельский сервитут может быть наложен на незастроенные или полевые наделы. Он может быть установлен для того, чтобы:

  • осуществлять прогоны скота через участки;
  • проводить канализацию;
  • осуществлять проезд через землю, находящуюся в собственности.

Водный сервитут устанавливается на возможность использования водных ресурсов, которые расположены на чужой территории. Например, для того, чтобы водить животных на водопой или проводить через участок систему водоснабжения.

Лесной сервитут похож на водный, но заключается он для того, чтобы разрешить людям ипользовать не водными ресурсами, расположенными на чужой территории, а лесным фондом.

Цели установления обременения

Цели введения обременения указаны в статье 274 ГК и статье 23 ЗК:

  1. При строительных работах.
  2. При прокладке специального оборудования.
  3. к водоемам или водопою.
  4. При ведении осушительных работ.
  5. При использовании территории для охоты или рыболовства.
  6. Для проведения изыскательских и исследовательских мероприятий.

Основания для введения

Способы установления ограничения

Сервитут может быть установлен на добровольной основе. При этом обязательно вводится соответственная чужой вещью, в частности некоторой территорией земельного надела.

Обременение может быть введено постановлением суда. В этом случае также должна быть объявлена компенсация.

Порядок введения прав


Публичное и частное обременения имеют разные методы их установления. Оформление частного ограничения на земельный участок проходит в несколько этапов:


Предстоит процедура установления сервитута на ваш земельный участок?

Или может это вы являетесь инициатором такого ограничения?

Тогда все о правах и обязанностях сторон такой сделки!

Для публичного сервитута способ его установления несколько отличается:

  1. Необходимо согласовать введение обременения с местными органами власти, для этого составляется заявление. К нему прилагается кадастровый план с указанием на нем границ сервитута.
  2. После рассмотрения местной властью данного обращения назначаются общественные слушания. Решение принимается по результатам общественного мнения.
  3. Формируется постановление о введение сервитута. В нем требуется указать:
    • границы обременения;
    • , площадь участка;
    • и категорию земли;
    • информацию о собственнике;
    • цель введения ограничений.
  4. В начинается в тот момент, когда происходит завершение срока его действия. Снять обременение можно в судебном порядке при обращении собственника участка.

    Прекращение действия сервитута требует официального оформления в Росреестре, нужно снять обременение с земли.

    Ограничение на пользование участком может быть введено только при крайней необходимости. Произойти это может при согласии собственника участка, а также при решении судебной инстанции.

    Владелец участка имеет все те же права при введении сервитута, что и были у него до этого.

Сервитут в РФ (право ограниченного пользования) – правоустанавливающий принцип на основе ограничения , обременения или стеснения собственника недвижимого имущества путём установления права пользования частью имущественного объекта, и её отчуждения – в порядке соглашения или административной резолюции.

В понятие и значение слова «земельного сервитута» входит ограничение пользования частью участка, который передаётся другому лицу по праву обременения. Собственник участка имеет право на такое самоограничение, установленное в пользу другого.

При условии, что ему предъявлены разумные и убедительные доводы в отношении использования участка, собственник – по обоюдному согласию сторон, может разрешить установление сервитута. Представляется логичным, что другое лицо претендует на собственность хозяина участка. Однако не всем понятна причина, в соответствии с чем, хозяин участка, готов составить соглашение на обременение.

Таких причин может быть несколько:

Эти и другие причины, могут установить ограничение на . Каждому гражданину понятно, что некоторые вопросы могут быть решены в принудительном порядке и без его согласия. В этой связи собственнику также приходится выбирать между добровольно заключённым соглашением и судебными тяжбами.

Обладателем сервитута становится гражданин, получивший возможность пользоваться установленной частью чужого земельного участка. Он получает исключительно право пользования частью участка, никаких иных имущественных прав и притязаний для него не предусмотрено.

Обычно потребность в возникновении сервитута возникает тогда, когда определённые виды работ или иных имущественных отношений требуют установить на чужой территории собственный имущественный объект.

Для его установки и эксплуатации установленного объекта требуется добровольное или резолютивное решение об ограничении владельца участка от той его части, где установлен объект или будут проводиться работы.

Имеет тот же принцип установления, но при этом существенно отличается следующими характеристиками:

Городской сервитут является публичным и может быть установлен исключительно на нормативных положениях федерального законодательства. Он имеет перечень ситуаций, когда ограничение устанавливается без согласия землевладельца, путём принятия резолютивного постановления. Устанавливая этот вид ограничений, муниципалитет руководствуется правилом о том, что коллективные потребности доминируют над индивидуальными представлениями. Право на сервитут возникает, когда через оспариваемый участок:

  1. Проходит или должна проходить дорога, тропинка или тротуар для прохода или проезда.
  2. Проходят линии коммуникаций.
  3. Должен содержать на своей территории межевые и геодезические знаки.
  4. На участке планируется проводить соответствующие работы.

В число условий, представляющих право муниципалитета на сервитут, могут входить любые причины, по усмотрению местной администрации. Если собственник имеет другое мнение и считает, что обременения участка не требуется или причины для ограничения его собственности ничтожны и не служат интересам города – он имеет полное право на опровержение решения .

Объект сервитута — земельный участок, обременённый сервитутом. Или земельный участок, часть которого выделена собственником или распоряжением местной администрации, для пользования или установления имущественного объекта. Объектом, часть земли становится тогда, когда она проходит процедуру правового оформления и получения официального статуса установления сервитута в записях кадастрового учёта.

Субъект сервитута – инициатор, заявитель о своём праве на использование чужой территории, на основании правомочного прецедента отчуждения в свою пользу, части участка.

Субъектом сервитута может стать хозяйствующий субъект, городская администрация, предприятие или организация, возможно – хозяин соседствующего участка и прочие граждане. Зачастую отграничиваются от землепользователя те земли, на которых расположены лесополосы, а также реки или озёра и места прохода к ним. Эти виды земель предусматриваются для общественного пользования.

Вступление в силу права пользования появляется тогда, когда акт, составленный в администрации, зарегистрирован в записях кадастрового учёта. Практически в день получения регистрации, можно приступать к работам или иным действиям, на предоставленном месте.

Сервитут – это обременение участка. Собственник остаётся полноправным хозяином земли, обременённой сервитутом. Он имеет право проводить имущественные сделки с землёй, без всякого ограничения. Но проведение сделки будет производиться без отмены права на сервитут. То есть, продавать землю (дарить, завещать и т.п.) он будет, передавая следующему владельцу наряду с регистрацией обременения.

Виды и формы — какие бывают

Установленные существующие сервитуты можно классифицировать:

  1. Частные, которые в свою очередь делятся на личные и общественные сервитуты.
  2. Публичные (городские, муниципальные, федеральные).

возникает по требованию заявителя, им может являться как физическое лицо, так и юридическое. Собственник получает ограничение в землевладении со стороны правообладателя сервитута. При установлении личного сервитута, его правообладатель получает административный акт и регистрирует его, за счёт собственных средств.

Также при установлении частных обременений, правообладатели обязаны оплачивать собственникам имущественный ущерб, нанесённый за счёт утраты прав на пользование частью участка, кроме случаев добровольного отказа от оплаты со стороны собственника участка. Общественный сервитут устанавливается в отношении частного лица, на аналогичных договорных условиях, поэтому они .

Публичный сервитут всегда устанавливается в пользу муниципального или федерального органа самоуправления, резолютивным решением, принятым на публичных слушаниях и крайне редко – с возмещением ущерба за ограничение.

Существуют различия в понимании личного и земельного сервитута. Земельный сервитут устанавливается исключительно в отношении землепользования. Он может быть не только личным, но общественным, а также – публичным. Во всех перечисленных вариантах возникает тождество по объекту сервитута. Процесс осуществляется при соблюдении правил и санитарных норм использования земель, их целевого назначения. Он ставит во главу угла правила и условия землепользования. При условии, что правообладателем сервитута является предприятие, он может иметь общественный (в пределах частного), характер.

Личный сервитут имеет тождество по субъекту, но в определении объекта, будут наблюдаться различия. Предметом соглашения может быть жилое или нежилое помещение, а не только земля, где оно располагается. Но правообладателем в этом случае будет являться лицо – собственник смежного участка или предприниматель.

Сервитут, в ряде случаев, имеет хозяйственное назначение , и устанавливаться на время сезонных работ: период сенокоса, выпаса скота, рыбной ловли или охоты. Хозяйственное значение сервитут приобретает и тогда, когда часть земельного участка используется для проведения определённых работ. Например, при строительстве объекта на соседнем участке требуется проезд через участок землевладельца или при проведении работ по установлению линейных объектов. Кроме этого, на участке могут проводиться изыскательские виды работ.

На основании хозяйственного назначения, может устанавливаться предпринимательский сервитут . Его правообладателем будет являться субъект предпринимательской деятельности, в пользу которого будет установлен сервитут.

Он имеет право воспользоваться частью участка землевладельца для эффективного осуществления собственной предпринимательской деятельности. К ней могут относиться строительные работы, которые потребуют необходимость пользования для проезда, провоза строительных материалов, прохода рабочих и т.п. также здесь может потребоваться часть участка для возведения стен постройки, заборов и проведения коммуникаций.

Наиболее распространённой формой предпринимательского сервитута является фермерство. Зачастую предприниматели этого вида деятельности устанавливают обременение на сезонные работы или тогда, когда через участок собственника проводится линейное сооружение для полива фермерского участка. Предпринимательский сервитут не является публичным и предполагает оплату услуг за обременение участка.

Формы сервитута установлены в соответствии с его видами, к ним относятся:

  1. Возмездное и безвозмездное пользование.
  2. Срочное и бессрочное пользование.

Возмездный характер обременения собственник получает при отчуждении части участка:

  1. Другому собственнику, физическому лицу.
  2. Организации при общественном сервитуте.
  3. В случае предпринимательского сервитута.

Срочный сервитут устанавливается в пределах определённого срока, который предполагает ограничение пользования на тот период, пока на участке будут проводиться планируемые работы или будет находиться имущественный объект другого лица. После того, как работы будут закончены или отпадёт необходимость в нахождении имущественного объекта, срок действия ограничения прекращается.

Как правило, срочный сервитут оговаривает эти условия заранее, при составлении соглашения с учётом установления сроков проводимых работ или иной необходимости, ставшей причиной ограничения.

Предиальный сервитут возникает тогда, когда владельцу участка необходимо компенсировать некоторые качества, которыми его участок не обладает. Соответственно, этот вид ограничения предусматривает совместное использование территории, для того, чтобы владелец сервитута мог:

  1. Иметь проход к реке, озеру, использовать их ресурс для полива.
  2. Использовать угодья для сенокоса или пастбищ.
  3. Пользоваться лесными угодьями.
  4. Использовать границы соседствующих участков или стен соседствующих домов (городские сервитуты).

В отличие от личного, который привязан к личности владельца, предиальный сервитут опирается на объективную необходимость совместного использования участка. Его полномочия распространяются на весь период существования обозначенных причин компенсации.

При бессрочном пользовании частью участка, срок не оговаривается, однако по существующим положениям, он приравнивается к сроку в 49 лет.

Как правило, ограничение пользованием устанавливается на период проведения соответствующих работ. Поэтому при предоставлении претензии на пользование частью чужого участка, заявитель обязан высчитать планируемые сроки обременения земельного участка, которые должны будут зависеть от проведения им, планируемых работ.

На этот срок может устанавливаться сервитут. По окончании работ досрочно, обременение может быть снято путём соглашения сторон и перерегистрации акта об ограничении.

При сезонном пользовании землями, оговаривается срок пользования в особом порядке, решение может быть принято на административном уровне или по соглашению сторон.

После установления сервитута, производится расчёт стоимости содержания установленной части земли по следующим параметрам:

  1. Номинальная стоимость части земли, обременённой сервитутом.
  2. Размер ущерба, связанный с утратой пользования частью земли.
  3. Размер упущенной выгоды, связанной с утратой пользования частью земли.

Определение размера

Оценка сервитута производится путём установления его размера в процентном соотношении к общей площади земельного участка.

Ничтожное и краткосрочное обременение участка может быть приравнено к 0 %, в этом случае сервитут может не устанавливаться и стороны могут договориться на основании предоставления кратковременной услуги.

При проведении крупномасштабных работ размер сервитута может достигать 100 % или приближаться к этому объёму. В этом случае собственнику приходится делать выбор между возможными вариантами:

  1. Отказаться от обременения в судебном порядке.
  2. Ждать, пока будут проведены соответствующие работы (при условии краткосрочного обременения).
  3. Отказаться от участка и требовать возмещение его полной стоимости или равноценной замены.

Следующий принцип основан на непротиворечивости принятого решения . При установлении сервитута определяются чёткие границы отчуждённой части участка, а также оговариваются правила пользования. При несоблюдении оговариваемых условий, стороны могут отстаивать свои права путём возбуждения искового производства.

Эксплуатация отчуждённого участка производится исключительно в соответствии с назначением земель и основными положениями, предусматривающими их использование.

Правообладатель сервитута обязан соблюдать санитарные условия во избежание порчи земель и уничтожения её плодородного слоя, подобные нарушения могут рассматриваться в суде с наложением материальной ответственности.

Заключение

Как показывает практика, установление сервитута вызвано необходимостью, а не прихотью лица в пользовании чужим имуществом. Это единственная возможность решать проблему столкновения имущественных интересов сторон, цивилизованным путём. А при грамотном и продуманном подходе, обременённость участка принесёт соразмерную компенсацию, благодаря чему, собственник, как минимум, ничего не потеряет. В случае грубого и несанкционированного нарушения прав собственника участка, он имеет право обеспечить себе судебную защиту.

У каждого из нас может случиться ситуация, в которой нам придется просить разрешения у соседа на использование части его участка. Взять хотя бы элементарный пример с проездом: мы можем столкнуться с неприятностью, когда нам придется загонять машину через землю, которая находится по соседству. Не менее актуален данный пример и для проведения коммуникаций.

Если у нас существует необходимость воспользоваться чужим земельным участком, приходится встречаться со страшным словом «сервитут». Действительно, его значение не ясно подавляющему большинству жителей нашей страны, которые не имеют прямого отношения к земельному праву. Что такое сервитут на земельный участок, каким он бывает и как правильно его оформить? Об этом далее.

Что такое сервитут?

Для начала разберемся, что же означает данный термин. Сервитут – право ограниченного использования лицом чужого земельного участка или иного имущества без предоставления собственности. Таким образом, он не может быть продан. Сервитут классифицируется по нескольким признакам. Так, по времени пользования он бывает:

  • срочным;
  • постоянным.

Данный способ классификации вполне понятен, поэтому не имеет смысла останавливаться на нем более подробно.

Статья 23 ЗК РФ предусматривает два вида сервитутов. К ним относятся:

  • частные;
  • публичные.

Разберем эти договоры более подробно.

Частный сервитут

Данное соглашение заключается при необходимости одного из владельцев недвижимости воспользоваться земельным участком другого собственника. Причин для данного сервитута может быть несколько:

  1. Необходимость прокладки коммуникаций.
  2. Предоставление территории для проезда транспорта.
  3. Установка каких-либо объектов на соседнем земельном участке.
  4. Иные цели.

При необходимости использования соседнего участка в личных целях, между двумя сторонами должен быть заключен соответствующий договор. Добиться данного сервитута можно двумя способами: если владелец соседнего участка согласен предоставить свою землю для пользования, соглашение заключается на добровольных основаниях; если вам не удается добиться права пользования частью соседнего участка, следует обратиться в суд.

Публичный сервитут

В отличие от первого случая, где за право пользование землей договариваются два собственника, публичный сервитут предусматривает использование участка государством или местным населением.

Чаще всего, данное соглашение устанавливается для:

  • прокладки коммуникаций общественного пользования;
  • прохода или проезда по территории;
  • прогона и выпаса скота;
  • предоставления доступа на участок для охотников и рыбаков;
  • проведения исследований в различных отраслях науки.

Порядок заключения сервитута

Как уже говорилось выше, для того чтобы получить сервитут на землю, лицо, которому необходимо данное соглашение, следует обратиться к владельцу участка с соответствующей просьбой. Двум сторонам необходимо заключить надлежащий договор о праве пользования чужой землей одного из лиц или организаций. Его образец найти очень легко. В нем должно быть прописано согласие владельца земельного участка предоставить его часть второй стороне для удовлетворения ее нужд за соответствующую плату.

Плата за сервитут рассматривается исходя из размера выгоды, которую мог бы получить хозяин данного земельного участка без его заключения. Кроме того, в данном случае на сумму оплаты за пользование способны оказать свое влияние цели заключения данного сервитута и интенсивность использования предоставляемого участка. В случае если нуждающейся стороне необходимо получить право на проезд по территории земельного участка собственника, в плату должны быть включены и реализационные расходы.

Помимо размеров выплат за пользование землей, в соглашении обязательно прописывают права и обязанности обеих сторон, а также цели использования участка, который обременяется сервитутом. После того как все стороны договорились обо всех условиях и соглашение уже готово, следующим этапом станет регистрация соглашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Как только соглашение проходит регистрацию, оно вступает в силу, и заинтересованная сторона получает право проведения необходимых работ на обремененном участке.

Если на этапе обсуждения соглашения заинтересованная сторона не найдет точек соприкосновения с владельцем участка либо получит отказ в подписании соглашения, у нее есть шанс добиться своего при помощи судебных разбирательств. Сложность данной ситуации состоит в том, что истец должен убедить суд в том, что он не в силах обойтись без сервитута.

Еще одной особенностью судебных разбирательств по подобным делам является тот факт, что суд может не обращать внимания на аргументы обеих сторон, которые касаются данного сервитута. Фактически суд может принять решение об установлении прав пользования в том виде, которое сам считает нужным. Таким образом, если одна из сторон желает провести проезд через земельный участок другой стороны, суд будет стремиться принять решение, которое удовлетворит истца, но вместе с тем не станет обременительным для ответчика. В случае если истец и ответчик ведут споры относительно платы за пользование, будет проведена специальная экспертиза.

Каждый из нас может оказаться заложником ситуации, когда для комфортной жизни необходимо сделать проезд или провести коммуникации через территорию соседа. Именно для этой цели и служит такое понятие, как сервитут. К сожалению, не с каждым человеком получается договориться мирно, и иногда приходится идти в суд, но лучшим способом решить какую-либо проблему будут хорошие добрососедские отношения, когда каждый готов пойти друг другу на уступки. Так вы сэкономите немалое количество времени, денег и собственных нервов, которые, как известно, не восстанавливаются.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".