Административная ответственность в сфере информационной безопасности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

  • Глава 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
  • 2.1. Общая характеристика, структура, виды
  • 2.2. Информационно-правовые нормы международных актов
  • 2.3. Информационное правоотношение: содержание и структура
  • 2.4. Классификация информационных правоотношений
  • Глава 3. Право на информацию, его охрана и защита. Интернет и право
  • 3.1. Конституция рф о праве на поиск, получение
  • 3.2. Правовые гарантии поиска и получения информации
  • 3.3. Право на поиск и получение документированной информации
  • 3.4. Особенности реализации
  • Глава 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений
  • 4.1. Правовое регулирование отношений в области
  • 4.2. Правовой режим документированной информации
  • 4.3. Правовое регулирование отношений в сфере
  • 4.4. Документированная информация
  • Глава 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
  • 5.1. Понятия информационной безопасности и угрозы
  • 5.2. Система правового обеспечения
  • 5.3. Защита прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
  • 6.1. Правовая ответственность
  • 6.2. Виды юридической ответственности
  • Особенная часть
  • 7.1. Понятие и структура интеллектуальной собственности
  • 7.2. Регулирование информационных отношений
  • 7.4. Регулирование информационных отношений
  • Глава 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации
  • 8.1. Правовые гарантии и ограничения прав
  • 8.2. Правовые формы организации деятельности сми
  • 8.3. Правовой статус журналиста
  • 8.4. Правовое регулирование в области производства
  • 8.5. Сми и Интернет
  • Глава 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела, архивного дела и архивов
  • 9.1. Законодательство в области библиотечного дела
  • 9.2. Правовое регулирование архивного дела
  • 9.3. Правовые основы комплектования, хранения,
  • Глава 10. Информационно-правовые отношения в области государственной и коммерческой тайны, персональных (конфиденциальных) данных, тайны частной жизни
  • 10.1. Особенности информационных отношений
  • 10.2. Особенности информационных отношений
  • 10.3. Особенности информационных отношений
  • 10.4. Тайна частной жизни
  • Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере

    6.1. Правовая ответственность

    за правонарушения в информационной сфере

    В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

    Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (характеристики), когда существуют гарантии того, что они будут исполнены субъектами, а также если нормативным правовым актом установлена юридическая ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

    В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав в информационной сфере.

    Как уже говорилось, основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

    Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что "важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере".

    При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

    В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272 - 274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

    Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

    Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

    Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

    К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

    Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

    Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

    Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

    Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

    Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

    Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

    Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:

    1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);

    2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

    3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.

    По конструкции объективной стороны, составы правонарушений в информационной сфере подразделяются на формальные и материальные.

    Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы - это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

    С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным - означает установление того, что правонарушение в информационной сфере совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

    В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26). Формы вины в конкретных преступлениях либо указываются в диспозициях статей, либо подразумеваются. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24).

    В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины - административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2).

    Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

    Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

    Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.), так и с иными законами РФ - Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, Гражданским кодексом, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства, включая законы субъектов Федерации.

    Так, согласно упомянутому Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации (ст. 11).

    Статьей 15 этого же Закона определены обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов: владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации предусмотрена ст. 23 Закона: за правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

    При этом ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

    Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 24 Закона).

    В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс РФ.

    Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

    Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

    Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Административно-правовые санкции , связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

    1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
    2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
    3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
    4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

    Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

    За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • приостановление деятельности на определенный срок;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

    Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

    Признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.


    30. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

    Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

    Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

    Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

    Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

    Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

    При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

    Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

    Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

    Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

    Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

    Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

    Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового

    31. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

    Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся :

    1) меры, связанные с возмещением убытков

    2) взыскание неустойки

    3) компенсация морального вреда

    Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

    Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

    Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

    Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

    1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

    2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)

    3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

    4) наличие вины правонарушителя

    Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

    Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

    Признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    УДК 342.9:5.08

    Л. П. Коваленко,

    канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

    ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Рассмотрены понятие и законодательное обеспечение юридической ответственности за правонарушения в сфере информационной деятельности. Проанализированы вопросы становления и развития законодательства о юридической ответственности за правонарушения в данной сфере.

    Ключевые слова: ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности, информационно-правовые отношения, информационно-правовая норма.

    Ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности является важнейшей составляющей информационного права. Ее место и роль в информационно-правовом поле определяется, во-первых, тем, что отношения такой ответственности, наряду с другими информационно -правовыми отношениями, составляют предмет информационного права. Во-вторых, существенная особенность такой ответственности заключается в прагматичности ее теоретических концепций, направленность которых преимущественно определена проблематикой принятия Информационного кодекса Украины. В-третьих, особенностью такой ответственности являются правовые связи с ответственностью уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной. Именно этим обусловлено ее тяготение к отраслевой самостоятельности, на что постоянно обращается внимание в научных исследованиях.

    К сожалению, исследований, касающихся юридической ответсвенности за правонарушения в информационной сфере, в отечественной юридической науке чрезвычайно мало. Отдельные элементы института информационного права анализировались в работах Ю. П. Битяка, В. Я. Настюка, В. Г. Пилипчука, В. С. Цимбалюка, Р. А. Калюжного и других ученых-административистов.

    Цель данной статьи - установление сущности и содержания, видов вышеупомянутого института, анализ его правовой регламентации в украинском законодательстве.

    На наш взгляд, ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности (информационная ответственность) как вид юридической ответственности имеет законодательную основу. В частности, действующее информационное законодательство определяет поведение лиц, нарушающих нормы в сфере информации, как противоправное, виновное, которое формирует состав правонарушений (преступлений) в информационной сфере; такое противоправное поведение - проступок (преступление) является основанием для наступления ответственности в информационной сфере; содержание такой ответственности предусмотрено законом.

    Эта ответственность является разновидностью государственного принуждения, одним из самостоятельных, по нашему мнению, средств поддержания правопорядка и законности в государстве, а также регулирования информационных отношений, которые возникают при совершении определенных законодательством правонарушений в информационной сфере.

    Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (признаки), когда существуют гарантии того, что они будут выполнены субъектами, а также если нормативно-правовым актом установлена юридическая ответственность за их невыполнение или неподобающее выполнение.

    В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и предотвращению правонарушений в информационной сфере. При этом предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (в том числе и материальная), административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Однако на практике эти меры используются недостаточно ввиду отсутствия конкретных механизмов применения и соблюдения законодательства, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация в действиях органов исполнительной власти, судов и других государственных органов по реализации своих обязанностей и прав в информационной сфере.

    Основные положения законодательства в исследуемой сфере содержатся в Конституции Украины. В частности, в ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются и т.д. Законами Украины «Об информации» , «О доступе к

    публичной информации» сведения о гражданах (персональные данные), то есть о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, которые позволяют идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

    Проблеме укрепления информационного правопорядка уделяется все большее внимания со стороны специально уполномоченных государством органов. Так, в действующем законодательстве о национальной безопасности Украины указано, что важнейшими заданиями обеспечения информационной безопасности Украины являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Украины в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция Украины в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоречий в информационной сфере.

    При этом подчеркивается, что национальные интересы Украины в информационной сфере заключаются в соблюдении информационных прав и свобод граждан по получению и использованию информации, развитии современных телекоммуникационных технологий, защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

    В Уголовном кодексе Украины насчитывается свыше 50 статей, которые предусматривают наказание за преступления в информационной сфере, однако все они разбросаны по разным разделам. Например, разд. УП «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» содержит четыре статьи о преступлениях в информационной сфере: ст. 231 «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ст. 232 «Разглашения коммерческой или банковской тайны», ст. 2321 «Незаконное использование инсайдерской информации» и ст. 2322 «Сокрытие информации о деятельности эмитента» .

    Административными правонарушениями в информационной сфере следует считать

    противоправное, виновное действие или бездеятельность, которая посягает на информационный порядок, информационные права и свободы человека, установленный государством порядок и за которую законом предусмотрена административная ответственность. Кодекс Украины об административных

    правонарушениях (КУАП) предусматривает административную ответственность за нарушение права на отдельные виды информации, отказ в предоставлении информации, предоставление неполной или недостоверной информации, потерю информации. К таким правонарушениям, в частности, относятся:

    Ст. 413 «Непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных переговоров, соглашений»;

    Ст. 46 «Умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью»;

    Ст. 532 «Сокрытие или искажение данных земельного кадастра»;

    Ст. 57 «Нарушение требований по охране недр»;

    Ст. 58 «Нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»;

    Ст. 591 «Нарушение требований по охране территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения»;

    Ст. 60 «Нарушение правил водопользования»;

    Ст. 62 «Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями»;

    Ст. 821 «Нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля над операциями обращения с отходами или непредоставление или предоставление отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалению отходов»;

    Ст. 823 «Сокрытие, искажение или отказ от представления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и обращениям граждан и их объединений по безопасности образования отходов и обращения с ними»;

    Ст. 831 «Нарушение законодательства о защите растений»;

    Ст. 914 «Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации»;

    Ст. 921 «Нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях»;

    Ст. 96 «Несоблюдение государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве»;

    Ст. 961 «Нарушение законодательства при планировании и застройке территорий»;

    Ст. 1163 «Нарушение правил регистрации торговых судов»;

    Ст. 1485 «Нарушение правил о соединении линий телекоммуникационных сетей общего пользования»;

    Ст. 1561 «Нарушение законодательства о защите прав потребителей»;

    Ст. 163 1 «Нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских выводов»;

    Ст. 1641 «Нарушение порядка представления декларации о доходах и ведения учета доходов и расходов»;

    Ст. 1642 «Нарушение законодательства по финансовым вопросам»;

    Ст. 1646 «Демонстрация и распространение фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов»;

    Ст. 1649 «Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных»;

    Ст. 16414 «Нарушение законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства»;

    Ст. 1651 «Нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования»;

    Ст. 1654 «Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере работоспособности»;

    Ст. 1655 «Уклонение от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере работоспособности, несвоевременная или неполная уплата страховых взносов, а также нарушение порядка использования страховых средств»;

    Ст. 1664 «Нарушение порядка предоставления информации и выполнения решений Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений» и др. .

    Общим объектом данного правонарушения является установленный порядок государственного управления; родовым - урегулированные законами Украины «Об информации» , «Об обращении граждан» , другими нормативными актами общественные отношения, которые возникают и существуют при реализации граждан права на информацию; непосредственным - право граждан и юридических лиц на информацию, которая предусматривает возможность, в частности, свободного получения и использования сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления заданий и функций (ст. 9 Закона Украины «Об информации» ).

    Объективная сторона правонарушения оказывается преимущественно в форме бездеятельности (невыполнение или неподобающее выполнение требований Закона о предоставлении информации), а именно: в неправомерном отказе в предоставлении информации, несвоевременном или неполном предоставлении информации, предоставлении информации, которая не отвечает действительности.

    Субъектом правонарушения является специальный субъект: а) должностное лицо органов законодательной, исполнительной и судебной власти, к служебным обязанностям которой в соответствии с нормативными и другими актами (в частности, положений, приказов, инструкций и тому подобное) отнесено рассмотрение информационных запросов и обеспечение предоставления информации в соответствии с Законом «Об информации»; б) должностное лицо органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации и тому подобное, к полномочиям которого отнесено рассмотрение обращений (ходатайств) граждан (ст. 14-16 и 19 Закона Украины «Об обращении граждан») .

    С субъективной стороны нарушения права на информацию характеризуется отношением гражданина к нарушениям своих должностных обязанностей по обеспечению конституционного права на информацию. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. (ст. 10 КУАП) . В то же время правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11 КУАП) . Формой вины правонарушителя является преимущественно неосторожность (небрежность или самоуверенность). В другом есть основания для привлечения виновного должностного лица к ответственности за служебные преступления (например, ст. 366 УК Украины) .

    Часть 2 ст. 2123 КУАП устанавливает ответственность должностного лица за повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию .

    Правонарушения, предусмотренные ст. 2123 КУАП, необходимо отмежевывать от правонарушений, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией» .

    Протокол о правонарушении, предусмотренный ст. 2123 КУАП, составляет прокурор или уполномоченное им лицо из числа работников прокуратуры (п. 11 ч. 1 ст. 255 КУАП , ст. 56 Закона Украины «О прокуратуре» ) с учетом требований, предусмотренных статьями 256, 268 КУАП , ст. 63 Конституции Украины . Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями местных судов в 15-дневной срок со дня получения протокола об административном правонарушении.

    Основанием для возникновения юридической ответственности является осуществление субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушения в информационной сфере.

    Им принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездеятельность) конкретного субъекта, который посягает на установленный информационный правопорядок и наносит вред информационной сфере или же создает реальную угрозу такого причинения. Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, которые наступили в результате правового предписания, и действиями (бездеятельностью) предсказуемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержка информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленных материальными нормами информационного права, а не только наказания виновного.

    К сожалению, не все субъекты правоотношений придерживаются информационного правопорядка. Многие из них нарушают его и подвергаются действию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предостерегающий их неправомерные действия в информационной сфере. Поэтому установление юридической ответственности имеет еще и определенное морально-воспитательное значение.

    Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к винновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

    Список литературы: 1. Кодекс України про адміністративні правопорушення: Закон України від 07.12.1984 р., № 8073-Х // ВВР УРСР. - 1984. - Дод. до N° 51. 2. Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верхов. Ради України 28 черв. 1996 р. - Преса України, 1996. - 80 с. 3. Кримінальний кодекс України: Закон України від 05.04.2001 р., № 2341-Ш // Відом. Верхов. Ради України. -2001. - № 25-26. 4. Про боротьбу з корупцією: Закон України від 05.10.1995 р., № 356/95-ВР // Відом. Верхов. Ради України. - 1995. -№ 34. - Ст. 266. 5. Про доступ до публічної інформації : Закон України від 13.01.2011 р. № 2939-VI // Офіц. вісн. України. - 2011. -№ 10. - Ст. 446. 6. Про захист персональних даних: Закон України від 01.06.2010 р., № 2297^1 // Відом. Верхов. Ради України. - 2010. - № 34. 7. Про звернення громадян: Закон України від 02.10.1996 р., № 393/96-ВР (станом на 21.09.2012 р.) // Відом. Верхов. Ради України. - 1996. - № 47. 8. Про інформацію: Закон України від 02.10.1992 р. - № 2657-ХІІ // Відом. Верхов. Ради України. - 1992. -№ 48. - Ст. 164. 9. Про прокуратуру: Закон України від 05.11.1991 р., № 1789-ХІ! // Відом. Верхов. Ради України. - 1991. - № 53.

    ЮРИДИЧНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПРАВОПОРУШЕННЯ У СФЕРІ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

    Коваленко Л. П.

    Розглянуто поняття й законодавче забезпечення юридичної відповідальності за правопорушення у сфері інформаційної діяльності, а також проблеми становлення і розвитку законодавства про юридичну відповідальність за правопорушення в даній царині.

    Ключові слова: відповідальність за правопорушення у сфері інформаційної діяльності,

    інформаційно-правові стосунки, інформаційно-правова норма.

    LEGAL RESPONSIBILITY FOR OFFENCES IN THE FIELD OF INFORMATIVE ACTIVITY

    A concept and legislative providing of legal responsibility are examined for offences in the field of informative activity. Also in the article, becoming and development of legislation is analyzed about legal responsibility for offences in the field of informative activity.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Уголовная ответственность за правонарушения в информационной среде. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Понятие и сущность административного правонарушения в информационной сфере. Конфискация технических средств.

      реферат , добавлен 21.02.2016

      контрольная работа , добавлен 05.12.2008

      Понятие юридической ответственности за земельные преступления и правонарушения. Административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Правовое обеспечение рационального использования земель.

      контрольная работа , добавлен 20.06.2013

      Элементы экологического правонарушения: объект, объективная сторона, субъективнаясторона, субъект. экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы.

      контрольная работа , добавлен 05.12.2008

      Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. Административная, уголовная, дисциплинарная ответственность. Административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования.

      реферат , добавлен 08.09.2008

      Место и роль в современном обществе информационных технологий. Определение компьютерного преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий.

      реферат , добавлен 12.07.2011

      Приоритеты социальной и экономической политики в сфере экологической безопасности. Общая характеристика ответственности за экологические правонарушения. Сущность уголовной ответственности в этой сфере. Характеристика составов экологических преступлений.

      курсовая работа , добавлен 19.04.2015

      Понятие и сущность незаконной миграции. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграционных правоотношений. Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

      контрольная работа , добавлен 28.02.2011