Положение о порядке проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (плас). План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опо

На опасном производственном объекте в соответствии с Законом РК «О гражданской защите» должны проводится учебные тревоги и противоаварийные тренировки по плану, утвержденному руководителем организации. О проведении учебных тревог и противоаварийных т...
На опасном производственном объекте в соответствии с Законом РК «О гражданской защите» должны проводится учебные тревоги и противоаварийные тренировки по плану, утвержденному руководителем организации. О проведении учебных тревог и противоаварийных тренировок организация письменно информирует территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасностям. Учебная тревога и противоаварийная тренировка проводятся руководителем организации совместно с представителями территориального подразделения уполномоченного органа в области промышленной безопасности и профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований. Итоги учебной тревоги, противоаварийной тренировки оформляются актом. Контроль за исполнением изложенных в акте предложений возлагается на руководителя организации.
Противоаварийные тренировки проводятся с целью приобретения практических навыков и способности персонала самостоятельно, быстро и технически грамотно действовать при возникновении, аварий, технологических нарушений на опасном производственном объекте, применяя правила технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационные инструкции и инструкции по охране труда.В противоаварийных тренировках должны принимать участие руководители предприятий, технические руководители, начальники и мастера подразделений, оперативный персонал, в ходе тренировки проверяется готовность к выезду на место условной аварии и способность быстрой ее ликвидации. Противоаварийные тренировки являются одной из обязательных форм работы с персоналом. Проведение тренировок предусматривает решение следующих задач: проверка способности персонала правильно воспринимать и анализировать информацию о аварии, технологическом нарушении, на основе этой информации принимать оптимальное решение по его ликвидации посредством определенного действия или отдачи конкретных распоряжений, обеспечение формирования четких навыков принятия оперативных решений в любой обстановке и в наиболее короткое время, разработка организационных и технических мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки персонала и надежности работы опасного производственного объекта.Тренировки проводятся с воспроизведением условных нарушений в работе объекта, имитацией на рабочем месте оперативных действий по ликвидации аварий и инцидентов, оценкой деятельности участников.Эффективность тренировки зависит от актуальности темы, качества разработки программ, подготовки участников и необходимых средств для проведения тренировки, степени приближенности условной аварии к реальной, правильной и объективной оценки действий участников и разбора тренировки.Многолетний опыт таких предприятий как АО «ФИК «Алел», ТОО «Каражыра», ТОО «ПК Цементный завод Семей» и других предприятий эксплуатирующие опасные производственные объекты показал эффективность проведения учебных тревог и противоаварийных тренировок, на которых существенно снизилось количество аварий и инцидентов.
Фазылов У.С.
главный специалист Департамента
Комитета индустриального развития и
промышленной безопасности МИР РК по ВКО

Одним из способов обеспечения безопасности при эксплуатации ОПО является разработка и оперативная реализация при возникшей необходимости плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий – ПМЛА.

Читайте в нашей статье:

Назначение плана ликвидации аварии на опасном производственном объекте

Статьей 10 Закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» установлена обязанность владельцев опасных производственных объектов планировать мероприятия по уменьшению негативного воздействия при техногенных ЧС.

ПМЛА составляют собственники опасных объектов для . В плане указывают алгоритм ликвидации аварии при различных сценариях возможных событий – взрыве боеприпасов, подлежащих утилизации, радиационном заражении, утечке сильнодействующих и ядовитых веществ в атмосферу или их сбросе на рельеф, взрыве метана в шахтах, при пожаре на объектах электроэнергетики или газопотребления и т.п.

Действия владельцев ОПО должны быть направлены не только на , но и на устранение негативного влияния на окружающую среду и социум.

Внимание

План ликвидации аварии на опасном производственном объекте IV класса разрабатывать не требуется. ПЛА для объектов электросетевого хозяйства, газовых сетей, работающих под давлением СУГ или природного газа до 0,005 мПа также не нужно составлять.

ПМЛА состоит из общего и специального разделов. Важно помнить, что у каждого предприятия есть особенности, которые нужно учитывать при разработке.

Различными ФНП в отраслях народного хозяйства РФ установлен свой порядок составления, но он не должен противоречить общим указаниям в постановлении № 730. ПМЛА составляют на каждый ОПО или его взрывопожароопасный участок, цех или иное подразделение.

Рекомендуемый состав материально-технического резерва для локализации аварии приведен в прил.5 к . Для устранения даже небольшой аварии требуются материально-технические ресурсы и привлечение как нештатных, так и . НАСФ должны быть обеспечены горячей пищей, СИЗ, инвентарем, машинами, средствами страховки, горючим для транспортных средств.

Организация должна в разделе с описанием резерва материально-технических ресурсов оценить предполагаемую сумму расходов, которую придется понести для выполнения обязательств по ликвидации аварии на ОПО. Для расчета этих сумм применяют метод экспертных оценок. Размер запаса «на черный день» должен соответствовать расходам, предусмотренным для самого худшего исхода в сценарии возможного развития событий на ОПО.

Кто должен разрабатывать план ликвидации аварий

Всех остальных работников достаточно ознакомить с их обязательными первоочередными действиями при получении сигнала об аварии на объекте (указанными в плане). Делать это можно в рамках (вводных, первичных на рабочем месте).

Подрядные организации также следует проинформировать о первоочередных действиях при получении сигнала об аварии на объекте. Делают это при вводном инструктаже подрядчика, до его допуска на опасный объект.

Срок действия и пересмотр

ПМЛА действуют различное количество времени. Чем опаснее объект, тем короче срок действия. Например, для подземных рудников он составляет всего полгода. При открытой добыче полезных ископаемых или их обогащении ПМЛА действует двенадцать месяцев. Для объектов I класса опасности срок актуальности плана – 2 года, II класса – 3 года, и пять лет для третьего класса опасности.

Планы подлежат пересмотру. Если у документа истечет срок действия, то новый план должен быть утвержден не позднее, чем за 15 суток до этого момента. Если на ОПО произошло техническое перевооружение , технологические изменения, или поменялись методики измерений, то план пересматривается не позднее 1 месяца после этого события. Также план должен быть пересмотрен по инициативе Ростехнадзора, если были выявлены недостатки при расследовании аварий.

Каковы особенности подготовки плана ликвидации аварий на шахте, на узле связи, на ГТС, на машиностроительном и металлургическом предприятии, на водопроводе

ПМЛА для предприятий по добыче угля составляют с учетом ФНР № 451 от 31.10.2016, для подземных разработок применяют . Порядок ликвидации аварий электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения в населенных пунктах координирует КЧС органов исполнительной власти в субъектах РФ на уровне городов и районов.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"


В соответствии с пунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий".

Руководитель
Н.Г.Кутьин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 апреля 2013 года,
регистрационный N 28028

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий"

Приложение

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; 2012, N 26, ст.3446), Правилами безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 года N 50 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4737; Российская газета, 2003, N 120/1; 2004, N 71), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2010 года N 1158 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 года, регистрационный N 20113; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 16), Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 13 мая 2003 года N 30 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2003 года, регистрационный N 4600; Российская газета, 2003, N 120/1), Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 2 ноября 2001 года N 49 (в государственной регистрации не нуждается - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 07/12467-ЮД).

2. Настоящая Инструкция предназначена для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях (далее - организация), работников территориальных органов Ростехнадзора и работников военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), обслуживающих организацию.

3. В настоящей Инструкции устанавливается порядок проведения учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий (далее - ПЛА).

4. При проведении учебных тревог и учений по ПЛА используются оперативная и графическая части ПЛА и приложения к ПЛА.

II. Учебные тревоги

5. При проведении учебных тревог проверяется готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии.

Готовность организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии определяется комиссией по проведению учебной тревоги (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации. Комиссия формируется в соответствии с распорядительным актом руководителя организации.

Проверка ПЛА на соответствие фактическому состоянию готовности организаций к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляется работниками подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

Контроль и надзор за соблюдением в организации требований промышленной безопасности по готовности к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии осуществляются работниками территориальных органов Ростехнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности.

6. При проведении учебных тревог проверяются:

возможность осуществления в организации мероприятий по спасению людей, локализации аварии и ликвидации ее последствий;

знание работниками организации своих действий при авариях и инцидентах;

состояние систем связи, оповещения и определения местоположения людей, застигнутых аварией.

7. Учебная тревога в организации проводится не реже одного раза в год.

8. Учебная тревога в организации проводится по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации и согласованному с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию.

График проведения учебных тревог составляется на календарный год и не менее чем за 15 дней до начала календарного года направляется в территориальный орган Ростехнадзора и в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию.

Технический руководитель (главный инженер) организации переносит сроки проведения учебных тревог, может вносить изменения и дополнения в утвержденный график проведения учебных тревог. Измененный график проведения учебных тревог согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

9. При проведении учебных тревог организуется прибытие в организацию подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, в соответствии с мероприятиями и в порядке, предусмотренном ПЛА.

Проведение учебных тревог не должно вызывать нарушений технологического процесса ведения горных работ и готовность подразделений ВГСЧ к ликвидации аварии.

10. Учебная тревога проводится по плану проведения учебной тревоги, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) организации. План проведения учебной тревоги согласовывается с командиром подразделения ВГСЧ, обслуживающего организацию, и направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

В плане проведения учебной тревоги указываются:

дата и время проведения учебной тревоги;

вид аварии и место ее возникновения;

порядок проведения учебной тревоги.

11. Местонахождение членов комиссии в горных выработках, в помещении горного диспетчера, в зданиях и сооружениях организации определяется планом проведения учебной тревоги.

12. Член комиссии, находящийся в месте, в котором по плану проведения учебной тревоги происходит авария, сообщает об аварии горному диспетчеру через работника организации или с использованием технических средств оповещения.

В сообщении содержится информация о месте и виде аварии.

13. Член комиссии, находящийся в помещении горного диспетчера (в помещении ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), контролирует действия горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии), а также действия руководителей и специалистов организации, прибывающих согласно ПЛА в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

14. Члены комиссии контролируют правильность и своевременность действий руководителей и специалистов организации и устанавливают:

наличие и состояние средств, используемых при выполнении мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА, правильность их размещения и применения работниками организации;

состояние пунктов спасения персонала при аварии;

состояние средств коллективной защиты;

состояние запасных выходов из аварийного участка.

15. При проведении учебной тревоги проверяются:

порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с ПЛА;

действия горного диспетчера (ответственного руководителя по ликвидации аварии);

время вызова и время прибытия подразделений ВГСЧ в организацию и к месту аварии;

время вызова и время прибытия руководителей и специалистов организации;

порядок выполнения мероприятий по ликвидации аварии, предусмотренных ПЛА;

время, затраченное на выход (вывод) людей из аварийного и угрожаемых участков в выработки со свежей струей воздуха, и время выхода (вывода) людей из подземных выработок на поверхность;

знания руководителями и специалистами организации своих действий, предусмотренных ПЛА;

возможность организовать подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

умение рабочих и специалистов организации пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - самоспасатели);

записи телефонных разговоров горного диспетчера (ответственного руководителя работ по ликвидации аварии);

знание рабочими и специалистами организации маршрутов следования по запасным выходам.

16. Комиссия при проведении учебной тревоги устанавливает:

подготовленность организации к выполнению предусмотренных ПЛА мероприятий по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

наличие и состояние средств связи и оповещения об аварии;

наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;

наличие в горных выработках указателей направлений движения людей, застигнутых аварией, к стволам и другим выработкам, являющимся запасными выходами на поверхность.

III. Учения по плану ликвидации аварий

17. Технический руководитель (главный инженер) организации до ввода в действие вновь утвержденного ПЛА проводит по нему учения с руководителями и специалистами организации.

Учения по ПЛА организуются без спуска специалистов в горные выработки и без вызова подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию.

18. К учениям по ПЛА привлекаются руководители и специалисты организации. Порядок привлечения руководителей и специалистов организации к учениям по ПЛА определяется техническим руководителем (главным инженером) организации.

19. При проведении учений по ПЛА технический руководитель (главный инженер) организации назначает ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (горного диспетчера или другого специалиста организации) и указывает место и вид учебной аварии.

20. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии определяется позиция ПЛА, в которой произошла авария, и выдаются задания специалистам организации в соответствии с мероприятиями, предусмотренными данной позицией ПЛА.

21. Специалисты предприятия, получившие задания, информируют ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе выполнения заданий.

22. Техническим руководителем (главным инженером) организации организуется ведение журнала проведения учебной тревоги, в котором фиксируются действия специалистов, занятых в учениях по ПЛА, и время выполнения ими полученных заданий.

23. При проведении учений по ПЛА рассматриваются технические и организационные нарушения в обеспечении нормальной жизнедеятельности организации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии:

остановка вентиляторов главного проветривания, неисправность реверсивных и переключающих устройств;

прекращение поступления воды на аварийный участок;

остановка насосных установок и вентиляторов местного проветривания;

отсутствие электрической энергии в горных выработках, предназначенных для вывода людей с аварийного участка;

невозможность доставки на аварийный участок противопожарного поезда и другой техники для ликвидации аварии, предусмотренной мероприятиями ПЛА;

задержка времени прибытия к месту аварии подразделений ВГСЧ;

отсутствие электрической энергии в горных выработках и невозможность использования горного оборудования, работа которого была предусмотрена мероприятиями ПЛА;

прекращение работы коммуникаций в горных выработках, оказывающих влияние на обеспечение жизнедеятельности организации;

активизация действующих эндогенных пожаров и нарушение проветривания горных выработок;

возможность распространения пожара в горные выработки, входящие в другие позиции ПЛА, в том числе в выработки околоствольных дворов, стволы и шурфы, отработанные поля, блоки;

другие ситуации, которые осложняют выполнение работ по ликвидации аварии.

24. Техническим руководителем (главным инженером) организации корректируются мероприятия, предусмотренные позицией ПЛА, с учетом мероприятий, необходимость выполнения которых установлена при проведении учений по ПЛА.

25. При проведении учений по ПЛА специалистами организации по распоряжению ответственного руководителя работ по ликвидации аварии проводятся инженерные расчеты, рассчитываются варианты возможного развития аварии, оценивается правильность ведения работ по ликвидации аварии, разрабатывается оперативный ПЛА.

26. По результатам проведенных учений по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации составляется перечень мероприятий по предотвращению нарушений в обеспечении жизнедеятельности организации, которые осложняют ведение работ по ликвидации аварий.

IV. Разбор учебной тревоги и учения по плану ликвидации аварий

27. После учебной тревоги или учения по ПЛА техническим руководителем (главным инженером) организации проводится совещание со специалистами и руководителями организации. На совещание приглашаются командиры подразделений ВГСЧ, обслуживающих организацию, представители территориальных органов Ростехнадзора.

28. На совещании члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги и учения по ПЛА, докладывают о соответствии ПЛА фактическому состоянию горных выработок аварийного участка, о наличии и готовности технических средств спасения людей и ликвидации аварии, дают оценку действиям рабочих, руководителей и специалистов организации, подразделений ВГСЧ и вспомогательных горноспасательных команд.

29. По результатам учебной тревоги и учения по ПЛА в пятидневный срок составляется акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА. Акт проведения учебной тревоги и учения по ПЛА составляется в трех экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебной тревоги и учения по ПЛА и вручается руководителю (директору) организации.

В акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА указываются:

дата проведения;

вид и место аварии;

отступления от требований промышленной безопасности, выявленные членами комиссии при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА;

мероприятия, необходимость выполнения которых установлена при проведении учебной тревоги и учения по ПЛА.

По одному экземпляру акта проведения учебной тревоги и учения по ПЛА в десятидневный срок после проведения учебной тревоги и учений по ПЛА передается в подразделение ВГСЧ, обслуживающее организацию, и в территориальный орган Ростехнадзора.

Руководителем (директором) организации организуется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.

30. Техническим руководителем (главным инженером) организации контролируется выполнение мероприятий, указанных в акте проведения учебной тревоги и учения по ПЛА.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной
власти, N 20, 20.05.2013

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ЗАО «СНХЗ»

____________________П.И.Кутузов «______»_______________2003 год.

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке проведения учебных тревог и учебно-тренировочных занятий

По отработке действий персонала опасных производственных объектов (ОПО)

ЗАО «СНХЗ» в аварийных ситуациях.

Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано с целью практического и теоретического обучения персонала ОПО ЗАО « СНХЗ» действиям по локализации аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116 – ФЗ, Общими правилами взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-170-97 и временными рекомендациями по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах.

1.3. Для каждого взрывопожароопасного объекта, с учетом технологических и других специфических особенностей, разрабатывается план локализации аварийных ситуаций (ПЛАС), в котором предусматриваются действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций и предупреждению аварий, а в случае их возникновения – по локализации и максимальному снижению тяжести последствий. ПЛАСы составляются в соответствии с требованиями руководящих документов Госгортехнадзора России.

1.4. Перечень опасных производственных объектов, на которые разрабатываются ПЛАСы, составляется службой производственного контроля и утверждается главным инженером.

1.5. В течение года в каждой смене не менее двух раз в год (в летний и зимний периоды) по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным блок-картами ПЛАС, проводятся учебные тревоги. График проведения заводских учебных тревог ежегодно составляется отделом производственного контроля, согласовывается с ПЧ-20, ГО, ГСС и утверждается главным инженером.

1.6. В течение года на каждой технологической установке (участке) не реже одного раза в квартал с каждой сменой проводятся учебные занятия. График проведения цеховых учебных занятий составляется руководителем подразделения и включается в годовой план работ по охране труда.

2. Порядок проведения заводских учебных тревог.

2.1. Заводские учебные тревоги проводятся согласно утвержденному графику:

В технологических цехах Н-2-3, Н-4, Н-7, Н-13, Н-14 под руководством заместителя главного инженера по производству;

В цехах Н-1-1а-12, Н-5, Н-6 под руководством заместителя главного инженера по ОТ, ОП и ПК;

В электроцехе, МЦК и ПК, АХУ ППП под руководством главного энергетика.

В состав комиссии входят представители ГО, ОПК, ПЧ-20, ГСС, ООТ, производственного отдела, здравпункта.

Два раза в год (в зимний и летний периоды) проводятся общезаводские учебные тревоги с задействованием всех или нескольких технологических цехов и подразделений под руководством главного инженера.

2.2. В день проведения тревоги начальник цеха (руководитель подразделения) оповещает комиссию и согласовывает время проведения тревоги (с учетом ведения технологического процесса и др.)

2.3. В согласованное время комиссия выдает любому работнику цеха вводное задание по любому из сценариев возникновения и развития аварийной ситуации, предусмотренных цеховым ПЛАС. С этого момента работники цеха начинают действия по локализации аварийной ситуации и ликвидации её последствий в учебном режиме.

2.4. Комиссия контролирует действия всего персонала цеха, а также дежурных подразделений ПЧ-20, ГСС, здравпункта. Оценивается подготовленность цеха к локализации возможных аварийных ситуаций, в том числе наличие и исправность средств оповещения, состояние аварийных выходов, наличие планов эвакуации, наличие и состояние средств газозащиты и пожаротушения и т.д.

2.5. После завершения учебной тревоги комиссия проводит разбор нарушений и подведение итогов. Выставляется оценка. По результатам начальник цеха составляет акт.

2.6. При неудовлетворительной оценке в течение 10 дней проводится повторная учебная тревога в согласованное с комиссией время.

2.7. Ответственность за проведение учебных тревог возлагается на начальника цеха.

2.8. Ответственность за проведение общезаводских учебных тревог возлагается на заместителя главного инженера по ОТ, ОП и ПК.

2.9. Согласно графику, утвержденному руководителем УГПС-3 на объектах ЗАО «СНХЗ» проводятся практические упражнения по боевому развертыванию дежурных формирований ПЧ-20, в которых персонал технологических цехов, диспетчерская служба, ВОХР и другие службы завода принимают участие согласно ПЛАС.

Порядок проведения цеховых учебных занятий.

3.1. С целью приобретения практических навыков безопасного выполнения работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий, а также закреплению теоретических знаний на каждом участке, технологической установке проводятся учебные занятия под руководством начальника установки, мастера.

3.2. О проведении занятий делается запись в журнале проверки условий и безопасности труда с указанием темы занятий.

3.3. Ответственность за проведение учебных занятий возлагается на начальника установки, мастера.

4. Дополнительные положения.

4.1. При проведении учебных тревог и занятий ответственным лицам:

Исключить нарушение технологического режима и нормальной работы установок (отделений), цеха в целом;

Исключить снижение готовности аварийных служб к действию при возникновении реальной аварийной ситуации

Начальник ООТ Леонтьева О.В.

СОГЛАСОВАНО:

Главный инженер Сурков В.Д.

Зам. главного инженера

По производству Пономарев М.И.

Зам. главного инженера

по ОТ, ОП и ПК Арсланов И.У.

Главный энергетик Орлов Н.А.

Начальник ПЧ-20 Федоров С.Н.


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. начальника БУ ГГТН РФ Главный инженерЗАО «СНХЗ»

________________Юнкин А.И. ______________Пономарев М.И.

«_____»_____________2004 г. «_____»_____________2004 г.

ПЛАН-ГРАФИК

пересмотра планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах ЗАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» в соответствии с РД 09-536-03

№№ Наименование работ Срок исполнения Примечание
Разработка оперативной части ПЛАС: а) составление принципиальных схем по всем блокам, входящим в состав цеха б) составление планов расположения оборудования блоков, входящих в состав цеха в) оформление приложений в соответствии с методическими указаниями и комплектование оперативной части ПЛАС Июнь 2004 года Июль 2004 года Октябрь 2004 года
Разработка расчетно-пояснительной записки: а) сбор исходных данных б) определение возможных сценариев возникновения аварийных ситуаций с составлением схем в) анализ условий возникновения аварийных ситуаций, расчет вероятных зон поражения с указанием их на плане расположения оборудования г) принятие организационно-технических решений, направленных на повышение противоаварийной устойчивости цеха (объекта) д) комплектование расчетно-пояснительной записки и представление ПЛАС на согласование в Стерлитамакский ГТО е) представление ПЛАС на согласование в БУ ГГТН РФ Апрель 2004 года Июнь 2004 года Сентябрь 2004 года Октябрь 2004 года Ноябрь 2004 года Декабрь 2004 года

Зам. главного инженера

По производству В.В. Гайнцев

Зам. главного инженера

По ОТ, ОП и ПК И.У. Арсланов

Начальник ООТ О. Леонтьева

лиц, ответственных за выполнение мероприятий,

предусмотренных ПЛАС и исполнителей

N Фамилия,И.,О. Должность Телефон Служеб. Домашний адрес Телефон Дом.
Кутузов П.И. Генеральный директор 1-60 43-62-34 К.Маркса,91-30 25-87-77 26-72-38
Пономарев М.И. Технический директор- гл. инженер 1-70 43-85-00 Волочаевская16-16 43-78-60
Гайнцев В.В. Зам.гл.инженера по производству 2-85 Мира, 44-19 21-95-29
Васягин Ю.П. Зам.гл.инженера по экспл. и метрологии 1-75 Коммунистическая, 84-86 22-97-39
Карюгин А.Д. Главный механик 1-10 21-65-26 Б.Хмельницкого, 44-263 25-70-93
Орлов Н.А. Главный энергетик 1-76 21-65-55 Проспект Октября,73-8 24-96-53
Леонтьева О.В. Начальник ООТ 1-95 21-65-29 Худайбердина, 202-146 23-68-90
Абубакиров В.В. Начальник ОПК 2-66 Нахимова, 1-12 43-29-91
Саляхова Л.П. Начальник ООП 1-65 Коммунистическая, 87а-47 22-28-86
Исмагилов М.Ш. Начальник ГСС 5-44 23 мая,24-142 26-80-07
Вед.инженер по мобилизационной работе начальник штаба ГО
Идрисов Г.А. Государственный инспектортруда (по ОТ) госинспекции труда в РБ 49-75 Проспект Октября,13-21 43-25-65
Салихов Р.С. Начальник СГТО Ростехнадзора России 43-23-04
Зубаиров Р.Р. Главный госинспектор химнадзора СГТО 43-92 Фестивальная,1-72 28-17-49
Шарипова Т.А. Технический инспектор труда Рескома профсоюза РБ 43-41 Коммунистическая, 87а-2 22-00-78
Абсалямов Р.Р. Начальник СТУООС 43-14-60 Элеваторная,49а 24-94-96
дежурный Управление по делам ГО и ЧС города 43-51-40
дежурный Прокуратура города 25-27-69
дежурный Администрация города 24-24-36 24-02-63
Федоров С.Н. Начальник ПЧ-20 пр.Октября,31-112 24-75-06
Лалаев А.Н. Председатель профкома 1-44 Советская,81-64 25-99-33
| следующая лекция ==>
|

На предприятиях, эксплуатирующих взрывоопасные объекты, необходимо систематически проводить учения по ликвидации аварийных ситуаций. Учебные тревоги позволяют осуществлять мониторинг и оценку эффективности плана противоаварийной защиты объекта, готовности персонала к локализации и ликвидации ЧС, обеспеченности предприятия материально-техническими средствами для устранения аварий.

Как показывает практика, в ходе учений на предприятиях нередко допускаются нарушения в части исполнения плана ликвидации аварийной ситуации. Это говорит о том, что в случае наступления реальной угрозы могут возникнуть риски, связанные с существенным материальным ущербом, повышенной техногенной опасностью и, что наиболее серьезно, потерей человеческих жизней. Иными словами, авария на локальном объекте может разрастись до более крупных, угрожающих масштабов и привести к самым плачевным и непредсказуемым последствиям.

Данный материал освещает ход и итоги учений на взрывоопасном объекте, которые были проведены на одном из предприятий Республики Татарстан. Противоаварийная тренировка была осуществлена при надзорном участии представителей Ростехнадзора. Предлагаемый обзор организованных учений может стать для предприятий, эксплуатирующих ОПО, руководством к действию - инструментом для оценки того, как в общем порядке должен осуществляться ход учений, и каким образом персонал может предотвратить распространенные ошибочные шаги, допускаемые при имитируемой аварийной ситуации.

Условная авария с выбросом пропана произошла на складе готовой продукции одного из предприятий Республики Татарстан. Правильность действий штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований предприятия при ликвидации возможного ЧП оценивала группа наблюдателей, состоящая из представителей Приволжского управления Ростехнадзора.

Место проведения гипотетической аварии было выбрано неслучайно: склад готовой продукции, где в больших количествах обращаются нефтепродукты и реагенты, расположен на территории газоперерабатывающего завода, в непосредственной близости от других, не менее опасных объектов сторонних организаций (база сжиженных газов, автогазозаправочная станция, управление магистральных газопроводов), а также автомобильной дороги Казань - Уфа. Можно представить, какие могут быть последствия в случае реальной технической аварии. Тактико-специальные учения необходимы для проверки готовности персонала предприятия к оперативному устранению последствий ЧП на взрывоопасном объекте, а также отработки взаимодействия с территориальными органами МЧС России и местными органами исполнительной власти.

Итак, товарный оператор при ведении технологического процесса обнаружил неисправность - на емкости с пропаном образовалась трещина сварного шва, в результате чего произошла разгерметизация и утечка ядовитого газа - и окриком предупредил окружающих об аварии. Сам же оператор при попытке покинуть опасную зону получил отравление и потерял сознание. В это время ответственные за спасательные работы лица уже включили электросирену, вызвали оперативные службы - профессиональных газоспасателей, пожарных и скорую помощь - и организовали встречу прибывающих на место ЧП.

До приезда спасателей в зараженной зоне отрабатывали навыки бойцы из числа персонала цеха (НАСФ). Согласно указанию начальника установки они эвакуировали пострадавшего, оказав ему первую медицинскую помощь, затем определили границы загазованной зоны, оградили место аварии, отключили поврежденную емкость и опорожнили ее. При этом «нештатники» постоянно производили замеры состояния воздушной среды в зоне локализации.

Согласно плану локализации аварии руководитель спасательных работ эвакуировал из зоны заражения работников, не задействованных в ликвидации инцидента, уточнил состояние технологического процесса с целью предупреждения возможных осложнений, а начальник цеха организовал командный пункт.

Подоспевший на место аварии пожарный расчет организовал водяную завесу для изоляции газа с использованием брандсбойдов и переносных распылителей. Орошение производилось до полного устранения последствий аварии. Затем при помощи пены был обезврежен разлитый по земле пропан.

Спасатели установили пневматический пластырь на поврежденном участке емкости, подача воды и пены прекратилась, а пострадавший был госпитализирован в медицинское учреждение - после этого на месте локализации аварии прозвучала команда «Отбой».

По окончании учебно-тре-нировочного занятия был произведен его разбор, причем обсуждение было довольно бурным. Со стороны наблюдателей было высказано много замечаний к проведению учения. Если для простого обывателя все происходящее могло показаться красочным, хорошо отрепетированным спектаклем, то представители надзорного органа заметили, что спасатели и по времени не уложились, и действия выполняли несогласованно.

Как отметил руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Петров Борис Германович, на предприятии отнеслись слишком условно к инсценированной аварии, в реальной ситуации можно было бы не досчитаться не только пострадавшего, но и практически всех спасателей. В связи с этим по итогам учебно-тренировочного занятия предприятию был выдан акт с замечаниями для устранения.

На опасных производственных объектах возможны аварии, возникающие по различным причинам: это, прежде всего, износ оборудования и основных фондов, проявление человеческого фактора. Исходя из требований безопасности, руководству предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, необходимо заранее предусмотреть возможные аварии и разработать четкий план действий по их локализации, ликвидации и уменьшению возможных последствий.

Тактические учения по ликвидации инцидентов и ЧС позволяют, в свою очередь, оценить качество плана действий при аварийной ситуации, а также отработать навыки персонала, задействованного в локализации и ликвидации аварий.

Помимо того что на предприятии была проведена серьезная оценка готовности к ликвидации аварийных ситуаций, Ростехнадзор также осуществил в рамках данного хозяйствующего субъекта обследование опасных производственных объектов. Мероприятия были проведены надзорной службой в рамках плановой проверки.

В общей сложности на предприятии специалисты Ростехнадзора выявили более 500 нарушений требований промышленной безопасности. На 19 должностных лиц были составлены протоколы об административных правонарушениях. Предприятию выдано предписание с установленными сроками на устранение замечаний.

Проверкой были охвачены 14 опасных производственных объектов предприятия. В числе проверенных ОПО - установки газоперерабатывающего производства, магистральные продуктопроводы и промысловые трубопроводы, насосные станции, сети газопотребления, товарно-сырьевые базы. Кроме того - склады готовой продукции, воздухоразделительные установки, расположенные сразу в нескольких районах Республики Татарстан. Все перечисленные объекты в связи с обращением в большом количестве взрывопожароопасных веществ требуют повышенного внимания как со стороны надзорного органа, так и руководства самого предприятия.

Инспекторы установили, что на предприятии имеются нарушения требований промышленной безопасности и положений Градостроительного кодекса РФ при строительстве опасных производственных объектов: часть реконструированной установки сероочистки функционировала без разрешения на ввод в эксплуатацию. Также на предприятии не проработана Декларация промышленной безопасности в связи с технологическими изменениями на ОПО, что влияет на условия безопасной эксплуатации объектов.

Претензии проверяющих касались и неудовлетворительного технического состояния оборудования, часть которого, несмотря на значительный износ, продолжает работать без проведения необходимой экспертизы промышленной безопасности и с отключенными системами противоаварийной защиты, а в операторных помещениях при ведении опасных технологических процессов используются устаревшие технические устройства. Нарушения были также обнаружены в эксплуатации сосудов, работающих под давлением, газового оборудования, промысловых трубопроводов.

Предприятию предписано в установленный срок устранить выявленные нарушения, оказывающие влияние на уровень промышленной безопасности, техногенную защищенность территорий функционирования опасных объектов.