Техническо-распорядительный акт станции. Тесты для специальности "организация работы железнодорожных станций"

К ТРА станции должны прилагаться:

1. Масштабный план станции.

Организация работ по инструментальной проверке плана, изготовлению соответствующей технической документации, а также составлению масштабного плана станции возлагается на службу пути железной дороги с привлечением для выполнения этих работ проектных институтов, проектно–изыскательских и проектно–сметных групп и выполнением этих работ в соответствии с программой, утверждаемой начальником железной дороги. Масштабный план станции подписывается и периодически (ежегодно на 1 января) выверяется начальником дистанции пути и начальником станции. При составлении масштабного плана станции проектной организацией он первоначально подписывается также соответствующими работниками этой организации.

2. Схематический план станции.

Организация работ по составлению схематического плана станции с указанием всех станционных светофоров и других объектов, необходимых для станционных работников, возлагается на службу пути железной дороги с привлечением для выполнения этих работ проектных институтов, проектно–изыскательских и проектно–сметных групп и выполнением этих работ в соответствии с программой, утверждаемой начальником железной дороги. Схематический план подписывается и периодически (ежегодно на 1 января) выверяется начальником дистанции пути и начальником станции.

3. Продольные профили станционных путей (в экземплярах ТРА, находящихся у начальника станции, в отделении железной дороги, а также в службе перевозок по тем станциям, ТРА которых утверждаются службой перевозок). Организация работ по инструментальной проверке профиля путей и изготовлению соответствующей технической документации возлагается на службу пути железной дороги с привлечением для выполнения этих работ проектных институтов, проектно–изыскательских и проектно–сметных групп и выполнением этих работ в соответствии с программой, утверждаемой начальником железной дороги. Выполненная техническая документация на продольные профили подписывается работниками проектной организации, производившей съемки, и начальником дистанции пути; отметка о периодической выверке (ежегодно на 1 января) подписывается начальником дистанции пути и начальником станции.

4. Инструкция о порядке пользования устройствами СЦБ составляется и подписывается начальником дистанции сигнализации и связи и начальником станции совместно, проверяется ДНЧ. Для сортировочных, участковых, пассажирских и грузовых станций в соответствии с перечнем, утвержденным начальником железной дороги, инструкция согласовывается начальниками отделения железной дороги, службы сигнализации и связи, службы перевозок, главным ревизором по безопасности движения поездов железной дороги и утверждается начальником железной дороги.

Для станций, не указанных в предыдущем абзаце, инструкция согласовывается начальниками отдела сигнализации и связи, отдела перевозок, главным ревизором по безопасности движения поездов отделения железной дороги и утверждается начальником отделения железной дороги.

При отсутствии отделений в составе железной дороги согласование и утверждение инструкции производится в порядке, установленном для сортировочных, участковых, пассажирских и грузовых станций (без согласования с начальником отделения железной дороги).

К инструкциям, составленным для станций согласно перечню, утверждаемому начальником железной дороги, должен прилагаться перечень маршрутов с таблицей взаимозависимости сигнальных показаний поездных светофоров и стрелок.

5. Инструкция о порядке пользования устройствами горочной механизации и автоматизации составляется и подписывается начальником дистанции сигнализации и связи и начальником станции совместно. Проверяется ревизором движения, согласовывается начальником отдела перевозок, начальником отдела сигнализации и связи, главным ревизором по безопасности движения отделения железной дороги и утверждается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги согласовывается начальниками служб сигнализации и связи и перевозок, главным ревизором по безопасности движения поездов железной дороги и утверждается заместителем начальника железной дороги или главным инженером железной дороги.

6. Выкопировка из схемы питания и секционирования контактной сети (для станций, расположенных на электрифицированных участках железных дорог) составляется дистанцией электроснабжения и заверяется начальником дистанции электроснабжения.

7. Ведомость железнодорожных путей необщего пользования. Составляется и подписывается начальником станции на основании утвержденных инструкций о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, проверяется ДНЧ.

8. Регламент выполнения операций по закреплению подвижного состава на станционных путях. Разрабатывается начальником станции в соответствии с пунктом 11.41 ИДП, включает в себя порядок и формы ведения переговоров по радиосвязи и двусторонней парковой связи при выполнении этих операций. Подписывается начальником станции, проверяется ревизором движения и утверждается начальником отдела перевозок отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги – заместителем начальника службы перевозок железной дороги.

Для промежуточных станций данный регламент как приложение к ТРА не составляется, а порядок выполнения операций по закреплению подвижного состава на путях указывается в пункте 24 формы ДУ–41а.

9. Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе. В соответствии с пунктом 11.4 ИДП составляется на станциях, где согласно технологическому процессу маневровая работа производится постоянно прикрепленными маневровыми локомотивами и имеется радиосвязь в маневровой радиосети на локомотиве, у руководителя маневров и у работников, непосредственно участвующих в приготовлении маневровых маршрутов. Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе должен соответствовать Регламенту переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденному МПС России 26 сентября 2003г. N 876р, и вводится в ПТК АС ТРА в формализованном виде. Документ подписывается начальником станции и начальником локомотивного депо, проверяется ревизором движения, утверждается начальником отдела перевозок отделения дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги – заместителем начальника службы перевозок железной дороги.

На станциях, где нет постоянно прикрепленных маневровых локомотивов, при производстве маневров поездными, диспетчерскими локомотивами работники руководствуются непосредственно Регламентом переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования N 876р, который должен быть изучен и объявлен всем причастным работникам под расписку. Для таких станций данный Регламент в качестве приложения к ТРА не составляется.

10. Инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами). В данную инструкцию включается порядок обеспечения безопасности при производстве маневров с такими вагонами на станциях и сортировочных горках. Составляется на станциях, указанных в пункте 16.3 ИДП, согласовывается ревизором по безопасности движения отделения железной дороги и утверждается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги согласовывается ревизором дорожным по безопасности движения и утверждается заместителем начальника железной дороги.

11. Инструкции по эксплуатации переездов, расположенных в пределах станции или участков приближения – удаления. Составляются дистанцией пути и дистанцией сигнализации и связи с учетом требований пункта 10 "Общих положений" ИДП. Подписываются начальниками соответствующих дистанций и начальником станции, утверждаются в порядке, установленном начальником железной дороги.

12. Инструкции по охране труда. Разрабатываются и утверждаются начальником станции отдельно для каждой профессии в соответствии с Правилами по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта, утвержденными МПС России 20 сентября 2001г. N ПОТ Р О–32–ЦД–855–01, и Правилами разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда, утвержденными МПС России 21 марта 2002 г. N ЦБТ–882.

13. Инструкция по работе сортировочной горки. Составляется начальником станции, проверяется ДНЧ, согласовывается начальником отдела перевозок отделения железной дороги и утверждается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги согласовывается начальником службы перевозок и утверждается заместителем начальника железной дороги.

14. Инструкция о порядке работы подталкивающих локомотивов (для станций, ограничивающих перегоны, на которых установлено подталкивание). В ней должен быть отражен порядок приема на станцию возвращающихся с перегона подталкивающих локомотивов. Разрабатывается локомотивной службой и службой перевозок железной дороги, утверждается начальником железной дороги.

15. Ведомость занятия приемо–отправочных путей пассажирскими, почтово–багажными и грузо–пассажирскими поездами. Составляется для пассажирских, сортировочных и участковых станций (кроме тех, где пассажирские поезда следуют по соответствующим главным путям без захода на другие приемо–отправочные пути), станций оборота пассажирских составов и моторвагонных поездов, а также для тех промежуточных станций, где графиком движения предусматривается обгон или скрещение пассажирских, почтово–багажных и грузо–пассажирских поездов с другими поездами той же категории. Ведомость составляется начальником станции на основании графика движения поездов.

16. Ведомость условных звуковых сигналов, применяемых при маневрах (для станций, где в соответствии с пунктом 6.5 ИСИ задание сигналисту или дежурному стрелочного поста об установке стрелок на тот или иной путь передается посредством таких сигналов). Составляется начальником станции.

17. Другие приложения разрабатываются в зависимости от конкретных условий работы станции. Например: "Инструкция по работе контрольно–габаритных устройств на прилегающих к станции перегонах"; "Инструкция по эксплуатации устройств ПОНАБ (ДИСК, КТСМ, УКСПС)"; "Инструкция о порядке переключения разъединителей контактной сети" и другие местные инструкции.

Уважаемые коллеги, с нашей точки зрения доработанная инструкция по разработке ТРА станций ОАО "РЖД" может стать хорошим аналогом для разработки на промышленных предприятиях и ППЖТ своих ТРА, а также позволит избежать определенных ошибок, снижающих уровень условий безопасности на железнодорожных путях необщего пользования, и предупредить возможные требования ревизорского аппарата Ространснадзора.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ

Первый вице-президент ОАО "РЖД"

Х.Ш.Зябиров

ИНСТРУКЦИЯ
по составлению техническо-распорядительных

актов железнодорожных станций ОАО "РЖД"
(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 22.12.2006 N 2518р)

I.Общие положения
1. Инструкция по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций (далее - станция) устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения техническо-распорядительных актов станций (далее - ТРА) и приложений к ним, а также их форму и содержание, порядок внесения изменений и дополнений, выверки, хранения и ознакомления причастных работников.

Требования настоящей Инструкции обязательны для всех руководителей, инженеров, связанных с разработкой, согласованием и утверждением ТРА, а также ревизоров движения отделов перевозок отделений железных дорог-филиалов ОАО "РЖД" (далее - ревизоров движения) и ревизоров по безопасности движения отделений железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - железная дорога), производящих проверки ТРА станций.

2. ТРА является нормативным актом станции, регламентирующим обеспечение безопасности движения в местных условиях, и его требования являются обязательными для работников всех служб железных дорог.

3. ТРА разрабатывается для каждого раздельного пункта, имеющего путевое развитие.

Для отдельных станций (независимо от классности), на которых в отдельных парках или системах парков операции по приему, отправлению поездов и производству маневров осуществляются вне зависимости от других парков или систем, по решению начальника службы перевозок железной дороги могут разрабатываться отдельные ТРА для каждого такого парка или системы парков.

В случае объединения двух и более станций под единое руководство одного начальника станции, для каждой из этих станций разрабатывается отдельный ТРА.

4. Для путевых постов без путевого развития при полуавтоматической блокировке, разделяющих межстанционный перегон на межпостовые перегоны, ТРА не разрабатывается. Порядок работы этих постов установлен в главе 3 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000г. N ЦД-790 (далее - ИДП), и при необходимости установления дополнительных условий работы таких постов на железной дороге разрабатываются отдельные инструкции в соответствии с пунктом 3.27 ИДП.

Для постов (блок-постов) примыкания железнодорожных путей общего пользования, имеющих стрелочные переводы, и приписанных к соседней станции, порядок работы отражается в ТРА станции приписки. Отдельные ТРА для таких постов составляются станцией их приписки по решению начальника службы перевозок железной дороги.

Порядок работы вспомогательных постов, обслуживающих примыкания железнодорожных путей необщего пользования на перегоне, устанавливается отдельными инструкциями, прилагаемыми к ТРА станций приписки и утверждаемыми начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений железной дороги в составе железной дороги - начальником железной дороги. Стрелочные переводы примыканий железнодорожных путей необщего пользования на вспомогательных постах в пункт 1.7 (4) ТРА станций не вносятся.

5. Все требования, предусматриваемые ТРА, должны соответствовать Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ), ИДП и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 26 мая 2000г. N ЦРБ-757 (далее - ИСИ), но при этом не повторять положений этих нормативных актов, относящихся ко всем железнодорожным станциям. Не допускается также переписывать в ТРА требования приказов начальника железной дороги и начальника отделения железной дороги, относящиеся ко всем станциям железной дороги (отделения железной дороги). В отдельных случаях разрешается делать ссылки на соответствующие пункты указанных приказов, излагая только порядок их применения на конкретной станции.

Во избежание возможных разночтений, не допускается повторение одних и тех же положений в разных пунктах ТРА одной станции. При необходимости допускается делать ссылки на соответствующие пункты ПТЭ, ИДП, ИСИ, приказов начальника железной дороги и начальника отделения железной дороги о применении отдельных пунктов ПТЭ и инструкций на железной дороге (отделении железной дороги), а также на другие пункты ТРА данной станции. Эти документы должны всегда находиться на рабочих местах поездных диспетчеров (далее - ДНЦ), дежурных по станции (далее - ДСП) и других причастных работников.

6. Общие сведения, положения и требования, касающиеся конкретной станции, излагаются в ТРА по утвержденным формам: ДУ-41 - для сортировочных, пассажирских, пассажирских технических, грузовых и участковых станций и ДУ-41 а - для промежуточных станций.

Как исключение, для отдельных промежуточных станций по решению начальника службы перевозок железной дороги допускается составление ТРА по форме ДУ-41.

Для станций, расположенных на участках с диспетчерской централизацией (далее - ДЦ), ТРА разрабатывается как для других станций, так как эти станции могут передаваться на резервное управление с поста ДСП. В пунктах 1.2.1 (1.1) и 1.2.2 (1.2) ТРА такой станции указывается, что она расположена на участке ДЦ, а порядок работы ДЦ в нормальном режиме устанавливается специальной инструкцией в соответствии с пунктом 2.21 ИДП.

7. ТРА составляется и подписывается начальником станции, проверяется ревизором движения (далее - ДНЧ) и утверждается:

для станций сортировочных, пассажирских (пассажирских технических), грузовых и участковых, в соответствии с перечнем, устанавливаемым начальником железной дороги, - заместителем начальника железной дороги по перевозкам (НЗД) или начальником службы перевозок (Д);

для станций, не вошедших в этот перечень (в том числе и тех, ТРА которых составлен по форме ДУ-41), - начальником отдела перевозок отделения железной дороги (НОДН), а при отсутствии отделений в составе железной дороги - заместителем начальника службы перевозок (зам. Д).

ТРА формы ДУ-41 в обязательном порядке согласовывается:

при наличии в составе железной дороги отделений железной дороги ТРА, утверждаемые НЗД(Д) - начальником отдела перевозок отделения железной дороги (НОДН);

начальником основного локомотивного депо (ТЧ), обслуживающего вывозную и маневровую работу на данной станции;

начальниками дистанций: сигнализации и связи (ШЧ), пути (ПЧ), электроснабжения (ЭЧ), на территории которых находится данная станция;

начальником вагонного депо (ВЧД), работники которого обслуживают данную станцию.

ТРА формы ДУ-41 а согласовывается начальниками дистанций пути и сигнализации и связи.

8. Изменения и дополнения в ТРА могут вноситься только по следующим основаниям:

изменения, внесенные в ПТЭ, ИДП, ИСИ;

изменения и дополнения, внесенные в приказы начальника железной дороги, начальника отделения железной дороги о применении ПТЭ и инструкций МПС России на железной дороге или отделении, касающиеся данной станции (но не всех станций железной дороги или отделения);

изменение путевого развития станции, устройств СЦБ, связи, контактной сети, а также изменение порядка использования технических средств, приема, отправления поездов или производства маневровой работы на данной станции;

изменение технологии работы станции, штатного расписания станции, должностных обязанностей отдельных работников станции;

несоответствие отдельных положений ТРА требованиям ПТЭ, ИДП, ИСИ, приказам начальника железной дороги, начальника отделения железной дороги о применении ПТЭ и инструкций на железной дороге или отделении железной дороги, а также неправильные сведения в первом разделе ТРА о технических средствах на станции;

ошибки и опечатки, допущенные при составлении ТРА;

отсутствие отдельных специфических требований обеспечения безопасности движения, вытекающих из местных условий станции;

несоответствие формы и содержания отдельных пунктов ТРА требованиям настоящей Инструкции.

Изменения и дополнения в ТРА могут вноситься на основании требований ревизоров, зафиксированных в Книге ревизорских указаний (формы РБУ-8), но только по вышеуказанным основаниям с обязательной ссылкой на них в соответствующей записи в книге формы РБУ-8.

Полная переработка ТРА станций в обязательном порядке производится в случае переиздания ПТЭ, ИДП, ИСИ и соответствующих приказов начальника железной дороги, начальника отделения железной дороги, а также при наличии большого количества внесенных в ТРА дополнений и изменений (более 20).

Ответственным лицом за своевременное внесение изменений и дополнений в ТРА и приложения к нему по указанным в настоящем пункте основаниям является начальник станции (далее - ДС). Он же обязан контролировать своевременное внесение изменений и дополнений в масштабный, схематический планы станции и другие приложения ответственными за ведение этих приложений работниками соответствующих служб железных дорог. Одновременно с внесением изменений и дополнений в ТРА должны вноситься соответствующие изменения и дополнения в копии и выписки из этих документов.

Согласование и утверждение изменений и дополнений в ТРА должны производиться в порядке, установленном в пункте 7 настоящей Инструкции.

9. Основой технологии составления ТРА станций является "Программно-технологический комплекс ведения базы данных техническо-распорядительных актов железнодорожных станций" (далее - ПТК АС ТРА), введенный в действие указанием МПС России от 20 марта 2003 г. N Р-267у.

Разделы и пункты ТРА вводятся в систему в соответствии с формами ДУ-41 и ДУ-41а в формализованном виде" с использованием типовых фрагментов текстов. База данных ТРА станций железной дороги хранится на сервере ИВЦ железной дороги, а ТРА станций всех железных дорог - на центральном сервере ГВЦ ОАО "РЖД".

После ввода черновой версии ТРА в ПТК АС ТРА производится ее распечатка, и ТРА, оформленный начальником (инженером) станции в бумажном варианте, проходит проверку, согласование и утверждение в порядке, установленном в пункте 7 настоящей Инструкции. После утверждения электронная версия ТРА переводится в ПТК АС ТРА из черновой версии в категорию действующих.

Утвержденный ТРА формы ДУ-41 (ДУ-41 а), включая приложения, в бумажном варианте хранится у начальника станции.

Службам железной дороги и отделам отделений железной дороги предоставляется возможность просмотра электронного варианта ТРА станций и приложений к нему в ПТК АС ТРА и при необходимости вывода их на печать. Перечень пользователей ПТК АС ТРА устанавливают соответственно начальник железной дороги и начальник отделения железной дороги. Приложения к ТРА станций, не формализованные в ПТК АС ТРА, хранятся в службах перевозок железных дорог и отделах перевозок отделений железных дорог в бумажном виде.

Изменения и дополнения в ТРА после их утверждения также вносятся в электронную версию ТРА (вводятся в текст действующего ТРА). Акты изменений, распечатанные из ПТК АС ТРА, утверждаются и в бумажном виде хранятся у начальника станции до составления и утверждения нового ТРА станции. В бумажный экземпляр ТРА, а также в копии и выписки изменения вносятся путем замены соответствующих листов (вставленным листам может присваиваться нумерация с индексами - 3а, 3б).

При внесении изменений в пункты ТРА, находящиеся на странице, содержащей отметку об утверждении ТРА, допускается исправление текста вручную со ссылкой на акт изменения, заверенной подписью ДС.

10. ПТК АС ТРА включает в себя также программы составления графических приложений к ТРА - масштабных и схематических планов станций, а также программу автоматизированного расчета норм закрепления железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав) на станционных железнодорожных путях (далее - пути).

Подробный порядок работы с ПТК АС ТРА изложен в соответствующих руководствах пользователям.

11. На рабочих местах ДСП, станционных и маневровых диспетчеров (далее - ДСЦ) должны находиться копии ТРА станции (у ДСП со всеми копиями приложений по соответствующему району управления).

Выписки из ТРА, содержащие необходимые для отдельных работников сведения, должны находиться в рабочих помещениях станции в соответствии с пунктом 15.2 ПТЭ.

Копии и выписки из ТРА выполняются в бумажном варианте и заверяются подписью начальника станции.

На рабочих местах поездных диспетчеров (далее - ДНЦ) должны быть компьютеры с программами, дающими возможность просмотра схем и текстов ТРА всех станций диспетчерского участка, а при временном их отсутствии у ДНЦ должны быть бумажные копии ТРА и схематических планов станций (без других текстовых приложений). Ознакомление ДНЦ с изменениями, внесенными в ТРА станций, осуществляется через просмотр актов изменений в ПТК АС ТРА, а при отсутствии на рабочем месте ДНЦ ПТК АС ТРА - по распечаткам актов изменений.

В локомотивные и вагонные депо, кондукторские резервы и другие подразделения железных дорог, имеющие специальный самоходный подвижной состав, высылаются копии или выписки из ТРА и необходимые для них приложения в бумажном варианте, заверенные подписью ДС. Порядок выдачи копий и выписок этим подразделениям, а также всех текущих изменений, вносимых в ТРА, устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений - начальником службы перевозок железной дороги.

После установки в подразделениях смежных служб программ, позволяющих просматривать ТРА станций, изменения в ТРА передаются в электронном виде и распечатываются этими службами самостоятельно.

12. На каждой станции должна вестись специальная книга ознакомления работников с ТРА станции и приложениями к нему.

Вновь утвержденный ТРА первоначально объявляется работникам под расписку одновременно со всеми действующими на этот момент приложениями. В дальнейшем, после переработки и утверждения отдельных приложений к ТРА, внесения в них изменений и дополнений, каждое приложение (изменение, дополнение) объявляется под расписку причастным работникам с обязательным указанием даты утверждения нового приложения (акта изменения и дополнения). После ознакомления с ТРА и приложениями (изменениями, дополнениями) в специальной книге указываться дата ознакомления и ставится подпись работника.

После переработки и утверждения нового ТРА станции указанный порядок ознакомления работников повторяется.

13. Полная выверка содержания ТРА в электронном и бумажном вариантах, копий, выписок из ТРА, включая приложения к ТРА, производится ежегодно по его состоянию на 1 января.

В процессе выверки должно быть проверено соответствие ТРА и приложений фактическому состоянию технических средств и технологии работы станции на начало нового года, наличие необходимых изменений и дополнений, которые должны были быть внесены в течение минувшего года при возникновении оснований, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции.

В бумажном экземпляре ТРА, находящемся у начальника станции, копиях и выписках на постах станции и в подразделениях других служб делается отметка о выверке, заверенная подписью начальника станции. Конкретный порядок выверки копий ТРА в подразделениях других служб устанавливает начальник отделения железной дороги, а при отсутствии отделений - начальник службы перевозок железной дороги с учетом наличия ПТК АС ТРА в соответствующих подразделениях.

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

В целях минимизации рисков возникновения нарушений безопасности движения в эксплуатационной деятельности локомотивных депо, повышения уровня знаний техническо-распорядительных актов железнодорожных станций (далее - ТРА станций) работниками локомотивных бригад с использованием автоматизированной системы графического тестирования АС ГРАТ и исключения допуска к работе неподготовленных работников:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2014 г. прилагаемое изменение в распоряжение ОАО "РЖД" от 3 июня 2010 г. N 1210р "Об утверждении порядка работы с техническо-распорядительными актами железнодорожных станций в эксплуатационных локомотивных депо".
2. Начальникам территориальных дирекций тяги:
а) в установленном порядке ознакомить причастных лиц с внесенными изменениями;
б) исключить допуск к работе машинистов на участки (полигоны), в составе которых присутствуют станции, с ТРА которых они не ознакомлены, либо своевременно (в течение первого квартала текущего года) не прошли квалификационные испытания на знание ТРА станций данного участка (полигона).
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальников территориальных дирекций тяги.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В. Воротилкин

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК РАБОТЫ С ТЕХНИЧЕСКО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМИ АКТАМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЛОКОМОТИВНЫХ ДЕПО, УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО "РЖД" ОТ 3 ИЮНЯ 2010 Г. N 1210Р

Дополнить Порядок работы с технико-распорядительными актами железнодорожных станций в эксплуатационных локомотивных депо разделом N 6 "Регламент проверки знаний локомотивных бригад в автоматизированной системе графического тестирования АС ГРАТ".

РЕГЛАМЕНТ
проверки знаний локомотивных бригад в автоматизированной системе графического тестирования АС ГРАТ

1. Проверка знаний локомотивных бригад техническо-распорядительных актов станций (далее - ТРА станций) обслуживающих участков с использованием автоматизированной системы АС ГРАТ проводится при назначении работника на должность, проведении ежегодной периодической проверки знаний, внеочередной аттестации в комиссии начальника эксплуатационного локомотивного депо при допущенном нарушении безопасности движения. Знания вопросов ТРА станций обслуживаемого участка, не вошедших в нормативную базу системы АС ГРАТ, проверяются путем устного опроса или письменного тестирования членами комиссии.
2. Результаты проверки оформляются протоколом и подписываются всеми лицами, проводившими проверку знаний с последующим хранением их в личном деле работника.
3. При назначении на должность машинистом локомотива, закрепленный машинист-инструктор, руководитель колонны при работе эксплуатационного локомотивного депо в пилотном проекте, машинист-инструктор по обучению и ответственный работник за организацию работы с ТРА станций, назначенный приказом начальника депо, проводят проверку знаний кандидата с использованием автоматизированной системы АС ГРАТ. После проведенной проверки работнику выдается протокол с отражением о результатах проверки знаний.
4. При прохождении квалификационных испытаний на знание ТРА станций, машинисты должны знать и уметь, при необходимости, показать на схеме каждой станции участков, на которые машинист имеет заключение для работы, следующие элементы и свойства (параметры) станционных объектов:
а) тип, наименование и место нахождения на схеме станции различных объектов (светофоров, стрелочных переводов, знаков и т.д.);
б) максимально допустимые скорости по путям станции;
в) максимально допустимые скорости по стрелочным переводам и съездам;
г) вместимости приемоотправочных путей и тупиков (для бригад маневрового движения);
д) специализацию приемоотправочных путей;
е) сведения о кодированности путей станции;
ж) сведения о наличии контактной подвески над путями станции и воздушных промежутках.
5. При создании графических тестов в модуле "Администратор графического тестирования", машинист-инструктор по обучению должен задавать все параметры, указанные в пункте 4 настоящего регламента в виде объектов графической схемы. В процессе развития комплекса АСУТ (модуля для тестирования машинистов на знание ТРА станций), возможно расширение списка параметров (объектов), которые могут применяться в графических тестах.
6. При назначении на должность машиниста-инструктора кандидат на данную должность проходит проверку знаний ТРА станций в территориальной дирекции тяги.
Перед проведением ежегодной проверки знаний в 1-м квартале текущего года у работников локомотивных бригад, машинисты - инструкторы в декабре отчетного года проходят разовую проверку знаний в автоматизированной системе АС ГРАТ в комиссии начальника территориальной дирекции тяги.
7. Машинисты маневрового движения, работающие на внеклассных станциях и станциях 1 класса, обязаны в течение 1 квартала текущего года сдать зачеты по знанию ТРА станции и его приложений в комиссии начальника эксплуатационного локомотивного депо с участием ДНЯ и машиниста-инструктора, после предварительного прохождения проверки знаний работником в автоматизированной системе АС ГРАТ, с предоставлением членам комиссии протокола о результатах проверки.
8. В планах проведения технических занятий с локомотивными бригадами предусматривать изучение ТРА всех станций обслуживаемых участков и участков обращения локомотивных бригад с последующей сдачей зачетов в автоматизированной системе АС ГРАТ в течение 1 квартала текущего года.

20 марта 2003 года МПС России введен программно-технологический комплекс ведения базы данных техническо-распорядительных актов жд станций.

АС ТРА:

  • подсистема ведения текстовой части ТРА.
  • подсистема видения графической части ТРА.
  • модуль автоматизированного расчета норм закрепления вагонов тормозными башмаками.

Обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы на станциях является одним из важнейших слагаемых системы организации перевозочного процесса. Организация безаварийной работы станции в первую очередь зависит от грамотного и соответствующего действительности описания имеющихся действительно технических средств и порядка их использования. Выполнение этих требований возможно только на основе автоматизации процессов составления и ведения техническо-распорядительных актов станции.

АС ТРА предназначена для автоматизации работы руководителей и инженеров станций, отделов службы перевозок, централизованного обновления ТРА станций дороги.

При создании системы были учтены недостатки ручного ведения ТРА и учтены особенности раннее выполненных разработок. Принято решение о формировании единой централизованной базы данных ТРА на дорожном сервере. Это позволило обеспечить просмотр любого выбранного акта всем пользователям дороги и станции в соответствии с назначенными правилами доступа.

Предусмотрена возможность своевременной актуализации данных технической характеристики станции и формирование объединенных статистических отчетов о состоянии технических средств сети дороги или выбранного полигона. Все это позволяет существенно сократить бумажный документооборот, затраты времени на создание, согласование и утверждение ТРА. Предусмотрено заполнение разделов в формализованном виде с использованием классификаторов и шаблонов. Формализация данных обеспечивает правильность и непротиворечивость информации, а также ускоряет процедуру корректировки и заполнения. Помимо этого в системе осуществляется контроль и разграничение доступа персонала к информации. Ведется протокол действий всех пользователей системы осуществляется защита от несанкционированного доступа пользователей к системе.

Значительную часть ТРА составляют различные приложения и инструкции. Из них особое значение имеют масштабные и схематические планы станций, автоматизированное ведение которых с использованием программно-технологического комплекса ГЕО Информационной базы данных железнодорожного транспорта, созданной при помощи системы ГЛОНАСС. Это позволяет осуществлять логическую связь между текстом и его графическим приложением. Появилась возможность проверки соответствия объектов графическим схемам, текста информации раздела ТРА. Предусмотрена взаимная проверка соответствия масштабного и схематического плана станции, что обеспечивает своевременное получение актуальных и достоверных документов сразу после их регистрации.

Информационное и техническое обеспечение построено по радиальному принципу и предоставляет пользователю следующие возможности:

  1. Централизованный контроль и управление функционированием системы
  2. Объединение баз данных всех дорог (15-и дорог) в единую централизованную систему учета их ведения на корпоративном уровне
  3. Позволяет осуществить информационный контроль всех потоков
  4. Произвести централизованный контроль целостности системы, резервирования и ее оперативного восстановления
  5. Осуществить централизованный контроль на дорожном и корпоративном уровнях
  6. Разграничение доступа персонала к информации
  7. Ведение полных журналов действий
  8. Получение отчетности по персоналу
  9. Возможность развития системы путем подключения к ней компонентов с новыми функциями и взаимодействие с другими корпоративными системами.

Центры сбора данных ЭВЦ – обеспечивает сбор и ведение объединенной базы данных, ее администрирование, информационное руководство. А также взаимодействие с центром управления перевозками.

Дорожные базы – территориальных ЭВЦ составляют структурную основу системы в пределах отдельной дороги, поддерживают взаимодействие с центром сбора (корпоративного уровня) и автоматизированнго рабочего места инжененров ТРА (линейный уровень). В системе АС ТРА централизованного уровня подключено около 60 пользователей департаментов ОАО «РЖД». К дорожным серверам системы подключены 3400 пользователей из них около 600 пользователей с правами составления и корректировки ТРА и его приложений. Основными компонентами системы являются центр сбора данных ГВЦ обеспечивающее сбор и ведение объединенной базы данных, ее администрирование и информационное обеспечение руководства. Территориальные информационно-вычислительные центры составляют структурную основу системы в пределах отдельной дороги РЖД, поддерживают взаимодействие с центром сбора и обработки данных, а также с автоматизированными рабочими местами пользователей системы.

АРМы инженеров ТРА предназначены для сбора данных и своевременного внесения изменений в текстовой и графической части документов.

  1. Пользователь. Имеет возможность просмотра текстовой и графической части без корректировки и без составления анализа на основе нескольких ТРА
  2. Привилегированный пользователь. В отличие от пользователя располагает правом составления анализа информации на основе любого выбранного подмножества ТРА по заданным им показателям, причем на уровне управления дороги или отделения – только станций своей дороги или отделения.
  3. Составитель ТРА. Имеет доступ к просмотру и корректировки всех полей в пределах подведомственного полигона: одна станция, несколько станций, все станции отделения, все станции жд.
  4. Администратор. Просматривает и корректирует состав справочников и классификаторов и распределяет пользователей.

В системе АС ТРА имеется четыре статуса ТРА:

  1. Действующий ТРА - является используемый на практике в текущий момент времени ТРА
  2. ТРА на подпись – очередная уже подготовленная инженером версия ТРА находящаяся на этапе проверки, согласования и утверждения.
  3. Черновик ТРА - очередная уже подготовленная инженером версия ТРА
  4. Устаревший ТРА – предыдущая версия действующего ТРА, которая была изменена более новой подготовленной, проверенной, согласованной и утвержденной версией ТРА.

Для пользователя, не имеющего прав на изменения (права на изменение имеет только лишь один человек – инженер по ТРА данной станции), представляется возможность просмотра только одного ТРА по данной станции, который в текущий момент времени имеет наивысший….


Автоматизированная система ведения ТРА станций (АС ТРА).

Цели и назначение системы.
НТЦ "Интех" совместно с отделением ГИС-технологий на ЖТ ВНИИАС МПС разрабатана и в настоящее время внедряется на сети дорог автоматизированная система ведения техническо-распорядительных актов станций МПС (АС ТРА).

    В основе разработки лежат следующие принципы построения:
  1. создание единой информационной среды в рамках корпоративной системы передачи данных;
  2. централизованный сбор, хранение и обработка данных;
  3. многокомпонентность, позволяющая наращивать функции системы в процессе эксплуатации;
  4. открытость системы, достигаемая стандартизацией интерфейсов обмена данными;
  5. использование типовых средств хранения текстовой и графической информации.
    Основные характеристики системы:
  • Система предполагает заполнение ТРА в формализованном виде, с использованием классификаторов и шаблонов. Формализованность данных обеспечивает правильность и непротиворечивость информации в ТРА. Например, тип блокировки перегона или назначение пути теперь не вводится вручную, а выбирается из перечня вариантов, утвержденных специалистами МПС, что ускоряет заполнение и обеспечивает однообразие формулировок. Это, в свою очередь, позволяет избежать ошибок при заполнении, выполнить правила заполнения, установленные инструкциями. Довольно частым нарушением при составлении ТРА является переписывание в него целых пунктов из ИДП или ПТЭ. Предлагаемые шаблоны для заполнения призваны исправить эту ситуацию.
  • Встроенная система проверки предупреждает составителя ТРА об имеющихся несогласованных данных в ТРА. Например, это позволяет избежать ситуации появления стрелок, которые не принадлежат ни одному пути, или прохождения пути через стрелку, которая не описана.
  • Автоматизированное ведение приложений к ТРА обеспечивает использование масштабных и немасштабных планов станций. Система позволяет автоматизировать процесс создания схемы станции, упрощает расстановку стрелок и тупиков, автоматически формирует ведомость ординат, позволяет предупредить появление неправильно введенных объектов. На основании масштабной схемы станции и правильно заполненных ведомостей путей и стрелочных переводов может быть построен немасштабный план станции.
  • Предлагается централизованное хранение данных на серверах Дорог и сервере МПС с персональным парольным доступом к ним из любого места в сети Intranet. Это позволяет с любого рабочего места быстро получить актуальную информацию из ТРА одной или нескольких станций, что существенно повысит безопасность движения. Так, например, всегда имеется актуальная информация о вместимости приемо-отправочных путей на любом участке, перечень негабаритных и опасных мест станций.
    Организационно – технические компоненты системы:
  1. Центр сбора информации ГВЦ МПС.
    • Сбор и ведение центральной базы данных ТРА путем репликаций баз данных дорог.
    • Ведение и поддержка организационной структуры системы: ссылки на дорожные сервера, состав опорных станций с АРМами, каталог пользователей и т.д.
    • Администрирование и информационное обеспечение специалистов МПС.
    • Рассылка администраторам дорожных баз данных директив на обновление версий, а также замечаний по ведению баз данных.
  2. Информационно – вычислительные центры железных дорог.
    • Ведение базы данных ТРА в пределах дороги, администрирование и информационное обеспечение Руководства дороги и ЕЦДУ.
    • Обеспечение взаимодействия с центром сбора и обработки данных ГВЦ МПС.
    • Обеспечение взаимодействия с информационными центрами (автоматизированными рабочими местами) опорных пунктов (опорных центров, опорных станций).
  3. Рабочие места опорных пунктов.
    • Обеспечение сбора данных по ТРА в пределах станций опорного пункта.
    • Своевременная корректировка текстовой и графической информации.
    • Обеспечение передачи информации в базу данных ИВЦ железной дороги